Литература 1 содержание предисловие к 3му изданию
Скачать 2.96 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ Российская наука о детском фольклоре и детской литературе еще молода, она не насчитывает и двух веков. Культурологическое понимание детства в России началось с интереса к детскому фольклору. С конца 1830-х годов образцы детского фольклора собирали и публиковали И. П. Сахаров, В. И.Даль, П.В.Киреевский, П.А.Бессонов, П.В.Шейн, Е.А.Покровский. К концу 1920-х годов О.И.Капица и Г.С.Виноградов дали научное описание детского фольклора и определили академические принципы работы. Во второй половине XX века В.П.Аникин, М.Н.Мельников, С.М.Лойтер и другие дополнили имеющиеся данные и систематизировали их; они утвердили курс детского фольклора в программе подготовки педагогов. В начале 1980-х годов О.Н.Гречина и М.В.Осорина обратили внимание научного сообщества на современный фольклор детей. Представление о связи детского фольклора и детской литературы сложилось на рубеже XIX—XX веков, а в 1930-х годах оно было обосновано методистом-филологом М.А.Рыбниковой и фольклористом-литературоведом М. К. Азадовским. Эти ученые разработали один из ведущих методов исследования детской литературы — с позиций народного искусства, тем самым способствуя сохранению ценнейшей части дореволюционного наследия в постреволюционных условиях развития культуры и реформы школьного образования. Собирали, переводили, изучали фольклор и писатели. В итоге дети получили богатейший свод фольклора разных народов в лучших обработках, а также большую библиотеку фольклоризированной литературы. Исследователи второй половины XX века В. Д. Разова, Е. М. Неелов, а также ученые рубежа XX —XXI веков В.В.Головин, О. Ю.Трыкова развивают комплексный подход к фольклору и детской литературе: они рассматривают не только связи между ними, но и связь старинных форм с современными произведениями, бытующими в детской среде, а также с культурой и литературой современности. Научный интерес к детской литературе впервые обозначился в 1820— 1830-х годах. Он рождался из потребностей воспитателей и книгопродавцев. Каталоги книг вначале составлялись издателями, они классифицировали читателей по сословиям и возрастам. Издатели и книгопродавцы XVIII—XIX веков часто объединяли книги для детей и книги для народа. Начиная с того же времени, шло накопление каталого-биб-лиографических данных и образование специального раздела критики, в котором главной проблемой долго оставалось выявление специфики этой литературы. В.Г.Белинский, первый теоретик и критик детской литературы, решал вопрос об отношении ее к национальной культуре и современному сознанию, идеалом которого был для него здравый народный ум в союзе с «полезным» воображением. На литературно-издательский процесс оказывали влияние педагоги второй половины XIX века — П.Ф.Каптерев, М.В.Соболев и др. На основе воспитательно-образовательного опыта они вычленили собственно детские произведения из массы так называемой «народной» литературы, выдвинули принцип воспитательной ценности произведения, которому подчинили принцип художественности. Время от времени вспыхивали «бунты» против диктата педагогов в детской литературе и критике. Так, в 1912 году Л. Г. Оршанский, методист и психолог, заявил, что «педагоги... были всегда помехой для свободного развития детской литературы», и противопоставил педагогической критике детской книги критику с позиций «чистого искусства»: детская книга «перестает быть учебным пособием педагога, законоучителя, средством политической и моральной дрессировки...». До сих пор два направления критики и науки — педагогическое и эстетическое — остаются в противоборстве. Последний «бунт» был выражен в статьях современного литературоведа М.О. Чудаковой: она выступила против «детского литературоведения», страдающего мелкостью идей, и призвала заняться фундаментальными филологическими исследованиями. Оба направления исследований и критики дали в настоящее время свои результаты. Педагогическое направление развивается с опорой на разработки по детской психологии (например, работы И. П. Мотяшова, Л. В.Долженко) и на методику преподавания литературы (А. В.Дановский). Эстетическое, хотя и отстает пока от первого, имеет значительные перспективы, открытые на современном уровне языкознанием, литературоведением, культурологией и социологией (работы М.С.Петровского, В.И.Глоце-ра, Е.О.Путиловой). Главное отличие эстетического подхода — в отборе материала для исследования: берутся не только ценные с воспитательной точки зрения произведения, но и не признанные таковыми, не только шедевры, но и явления с «обочины» искусства. Эстетический подход к предмету дает фундаментальные знания, а педагогический — позволяет использовать ресурсы мировой детской библиотеки в образовании и воспитании. На стыке двух направлений развивается научная деятельность Э.И.Ивановой — исследователя и переводчика. Первые поколения рецензентов брали на себя общие задачи; элементы критики, теории и истории детской литературы в их работах не расчленялись. В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, И.А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. И. Писарев обращались к детским новинкам, редко интересуясь книгами прошлого. Они не выстраивали преемственных связей между литературными явлениями, поэтому детская литература не имела отдельной истории и прочного статуса в искусстве. Вопрос о специфике этой литературы первым перешел из области критики в область науки, хотя до сих пор остается дискуссионным. Дискуссия обусловлена двумя полюсами, обозначившимися в XIX веке: В. Г. Белинский настаивал на том, что детским писателем «надобно родиться», Д. И. Писарев категорически отрицал специфику творчества для детей. От решения вопроса зависело быть или не быть самостоятельной критике и исследованиям детской литературы. Дискуссии вели к осознанию потребности в объективных исследованиях. В XIX веке издания для детей и народа собирались в библиотеках при учебных заведениях. Учителя изучали особо важные для их работы просветительско-воспитательные аспекты детской книжности. При этом художественная критика была уделом литераторов, представлявших «взрослую» литературу. Детские писатели заговорили в полный голос в XX веке. В целом педагогическая критика детской литературы преобладала над критикой эстетической. На рубеже XX—XXI веков положение меняется: ныне дискуссии чаще разворачиваются в книговедческой печати, нежели на страницах педагогических журналов. После отмены крепостного права, по мере распространения воскресных и земских школ и подъема народнического движения, интерес к народному и детскому чтению резко возрос. Земские учителя, которые сменили малограмотных крепостных, отставных солдат и дьячков, были воспитаны в традициях книжного образования. Они остро нуждались в современных изданиях, подходящих для учеников из низших сословий, и начали собирать школьные библиотеки. Земские интеллигенты исповедовали идеалы народничества и от литературы ожидали прежде всего их выражения, поэтому поддержали литературу собственного идеологического направления. Они распределяли произведения по оценочным ярусам — классика, новые достижения и низкосортная литература, руководствуясь своими предпочтениями. Большой вклад в науку о детской литературе внес педагог Феликс Густавович Толль (1823—1867), составивший книгу «Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении» (1862). Он оценивал детские книжки с позиций позитивизма, еще не зараженного материализмом и атеизмом. Одна из целей его работы состояла в том, чтобы «указать детским писателям поприща, которые требуют их сил, в противоположность тем, на которые они вотще тратят свою деятельность». Тщетность заключалась в изображении писателями исключительно детского мира. Благодаря Толлю наука и критика начали заметно влиять на литературный процесс. К изучению и пропаганде литературы для детей подключились писатели: прозаик В. М.Гаршин и педагог А. Я. Герд подготовили три «Обзора детской литературы», вышедших в 1880-х годах. Отличием этих изданий была переориентация детского чтения на идеи дарвинизма. Особое значение имели три выпуска указателя книг и статей «Что читать народу» (1884, 1889, 1906). Их подготовили учительницы женской воскресной школы в Харькове по инициативе и при активном участии Христины Даниловны Алчевской (1841 — 1920), активистки женского образования. Здесь впервые были опубликованы отзывы учеников разных возрастов о прочитанном. Многих писателей весьма заинтересовали материалы указателя; впервые мнение малограмотных читателей, в том числе детей и подростков, влияло на их позицию. По указателю Алчевской формировались библиотеки многих школ, и сегодня по нему можно представить круг чтения учеников, встретивших XX век. К 1904 году список указателей книг для детского чтения и руководств по составлению школьных библиотек превышал три десятка. Используя эти данные, методист-филолог Николай Владимирович Чехов (1871 —1947) уверенно отделял детскую литературу не только от общей, но и от народной литературы, избрав критерием степень «научной подготовки» читателя. В серии указателей 1910-х годов «Что читать» библиограф И. В. Владиславлев впервые обратился к детям: он давал советы, как вести записи о книгах. Дети включались в процесс профессионального формирования круга детского чтения и критического осмысления литературы. В 1860—1890-х годах распространением народной и детской книги занялись Петербургский и Московский комитеты грамотности. Проводились литературные конкурсы, создавались рекомендательная библиография и обзоры народно-учебной и детской литературы, массовыми тиражами выпускались книги и бесплатно рассылались по школам. Московский комитет особенно тесно сотрудничал с издателем И.Д.Сытиным. В Петербурге и земствах создавались педагогические музеи: здесь собирались учебные, наглядные и методические пособия, игрушки, народные и детские книги. Работа этих центров послужила образцом для московского Музея детской книги, организованного в 1934 году Яковом Петровичем Мексиным (1886—1943, репрессирован). В 1949 году началась работа в Московском Доме детской книги: здесь заседал Международный совет по детской книге, велась обширная переписка с писателями и специалистами в стране и за рубежом, собиралась уникальная библиотека (в том числе детских писем), составлялись подробные каталоги, рекомендации и обзоры, проходили встречи с писателями и художниками, устраивались выставки, конкурсы... Дома детской книги открылись в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, а также в Софии. В постсоветских условиях один за другим они закрывались, последним завершил основную деятельность Московский Дом — летом 2002 года. В целом история русской детской литературы и ее научного освещения, начиная с 1870-х годов, довольно точно повторяет изломанную линию политической истории. Вопросы детской литературы нередко ставились с партийных позиций. В пору подготовки революции лагерю «левых» специалистов противостояли «правые» силы. В 1897 году писатель-народник А. В. Круглов в очерке «Литература маленького народа» выступил против тех, кто дает в руки 15-летнему юноше «Что делать?» Чернышевского. Он поставил вопрос о сущности понятия «детская литература». С его точки зрения, детскую литературу отличают «начало хорошей нравственности» и уроки трудолюбия; традиционалистскую этику он противопоставил этике политического радикализма. Монархисты разоблачали «вред», наносимый юному поколению чтением Карамзина, Жуковского, Льва Толстого, Некрасова. Государственному Совету было предложено изъять «вредные» хрестоматии, пропитанные революционным духом, из школьного обращения. С. Володимеров в книге «Школьная подготовка второй русской революции» (1913) писал: «...все, доступное по цене и рекомендованное гг. Владиславлевым и Рубакиным, составляет в совокупности строго очерченный круг чтения, открыто рассчитанный на воспитание будущих бомбометателей, не видящих вокруг, сквозь мутно красные очки, надетые на них этим кругом чтения, быть может, всю жизнь, ничего, кроме "мести и печали", кроме "нужды и горя", кроме героизма "каторги"». В острой борьбе «левая» педагогическая общественность определила преобладающее развитие революционно-политических тенденций в детской литературе и ее научно-критической оценке. 11 Виднейшие организаторы и исследователи детского чтения были людьми партийными. А.М.Калмыкова, член кружка X.Д.Алчевской, свою деятельность по пропаганде, критике и распространению народной и детской книги связала с делом большевиков. А.К.Покровская, организатор детских библиотек в России, критик и исследователь детской литературы, имела социал-демократические убеждения. Н.В.Чехов, заведовавший отделом народной и детской книги в сытинском издательстве, основоположник фундаментальных исследований детской литературы, поддерживал партию трудовиков. Библиограф И. В. Владиславлев был марксистом-народником. Вместе с тем работа издателей, педагогов, библиотекарей, критиков способствовала установлению критериев и вычленению корпуса «классических» произведений (с учетом «левой» тенденции), которые уже можно было рассматривать диахронически как историю. Один из первых ретроспективных взглядов на детскую литературу — «Очерки истории детской литературы» (1878) П.В.Засодим-ского, писателя-народника, автора детских сказок, рассказов и воспоминаний о детстве. Оппозицию ему в конце 1870-х годов составил критик, публицист из революционного лагеря Н. В. Шелгунов. Он доказывал единство подъемов детской литературы с подъемами общественного движения, полемизировал с педагогом и писателем В. П. Острогорским, умеренным либералом. Поражение в перспективе революций либералов и народников давало повод «левым» рассматривать историю детской литературы в контексте истории освободительного движения. Шелгуновский «историзм» противоречил научным принципам и служил политике. В первых российских учебниках детской литературы Н. В. Чехова (1909) и В. П. Родникова (1915) был заявлен подход, развивавший позицию Засодимского, Круглова, Острогорского, а также учения Толстого и Ушинского. Однако эти малополитизирован-ные трактовки ушли в резерв науки вплоть до последних десятилетий XX века. В первых советских учебниках и пособиях (А. П. Бабушкина, 1948; Л.Ф.Кон, 1960) история детской литературы излагалась по шелгуновской теории, подкрепленной ленинской периодизацией русской истории. В учебниках 1970— 1980-х годов идея освободительного движения ослаблена (например, в учебнике под редакцией Е.Е.Зубаревой), а в учебнике под редакцией А.В. Тер-новского она является скорее данью официозу. Ф.И.Сетин, с 1960-х годов изучавший древнюю историю детской литературы, значительно отошел от официальной доктрины в своем учебнике 1990 года. Ныне идея культуры, развивающейся от «варварства к апофеозу», потеряла актуальность. Реальная история детской литературы полна не только примерами положительной эволюции, но и примеров регресса, упадка, забвения ее достижений и целых пластов. Светел мир детских книг, но история их зачастую драматична. В 1900-х годах обозначился очередной этап исследований — вычленение и изучение собственно детской художественной литературы «в ее историческом развитии и современном состоянии — с одной стороны, как отрасли общей литературы, с нею тесно связанной, с другой — как известного орудия педагогического воздействия». Так сформулировал свои задачи Н. В. Чехов. Он рассматривал литературу как вид искусства, а не как книжную продукцию, полагая, что с рекомендациями по чтению успешно справляются другие специалисты. К работе над историческим сводом детской литературы он привлек А.К. Покровскую, Р. В.Длугач, Е.А.Бекетову, М.А.Бе кетову, Т.А.Григорьеву, В.Т.Козелло, В.Н.Недзвецкую, Ю.В.Фомину, Л.А.Чупырину, В.М.Сергиеву и др. В пору революций изучение детской литературы перешло из разряда общественных инициатив в разряд государственных задач. При этом возникли новые разногласия. Политической и педагогической критике была противопоставлена позиция сторонников «новой» детской литературы, выдвигавших идеи национальной самобытности и свободного развития искусства, которые были соотнесены с идеями строительства нового государства. Курс детской литературы стал частью профессионального педагогического образования в середине 1910-х годов. В программе, разработанной Н. В. Чеховым для Московских женских педагогических курсов, заявлено: «Значение детской литературы для народных учителей и учительниц. Определение детской литературы и ее отношение к общей литературе». Отдельно обозначено «Участие детей в детской литературе» — это был новаторский аспект в разработке теории. В 1910-х годах выходили первые в России специализированные журналы: в Петербурге — «Что и как читать детям», в Москве — «Новости детской литературы», в которых проблемы чтения нередко включались в сферу эстетических оценок. С конца 1930-х годов (с перерывом на 1940—1950-е годы) выходит журнал «Детская литература», в котором освещение современного литературного процесса сочетается с изучением теории и истории. В 1960-х годах начался новый подъем всеобщего внимания к детской литературе и возобновились исследования. В начале XX века в России развертывались библиотечные сети широкого демократического охвата и формировалась теоретико-методическая база библиотечного дела. Одним из моментов этого движения было создание детских публичных библиотек. В 1911 году открылось детское отделение Городской бесплатной библиотеки-читальни им. А. С. Грибоедова в Москве. В детских библиотеках работали уникальные специалисты. Они развивали зарубежный опыт: немецкие библиотеки служили образцами организации, а от американских коллег была перенята методика рассказывания. Эта методика требовала знания психологии детского чтения, которая только разрабатывалась. К нашему времени, почти за сто лет, наработан огромный материал по психологии, методике и социологии детского чтения. В 1920 году в Москве открылся Институт по детскому чтению под руководством Анны Константиновны Покровской (1878 — 1972), ученицы профессора Н.В.Чехова. Впервые пропагандой и изучением детского чтения стало заниматься специальное государственное учреждение. В первый же год работы одиннадцать сотрудников собрали для библиотеки Института десять тысяч русских и иностранных, старинных и современных книг. Много сил уделялось организации детского чтения в стране с малограмот ным населением. Работали литературно-издательская комиссия, различные курсы и семинарий для специалистов, была и научная программа. Однако в 1923 году Институт детского чтения был реорганизован в отдел Института методов внешкольной работы (ИМВР), а в 1930 году закрыт, лишившись поддержки, которую ранее оказывали ему А.В.Луначарский и Н.К.Крупская. Разгром института привел к долгой стагнации дела, забвению и даже утрате многих его результатов. И все-таки в концу 1920-х годов увидели свет два выпуска «Материалов по истории русской детской литературы» (1927, 1929), книги А. К. Покровской «Основные течения в современной детской литературе» (1927), О.И.Капицы «Детский фольклор» (1928), П. А. Рубцовой «Что читают дети» (1928), З.И;Лилиной «Детская художественная литература после Октябрьской революции» (1929), научно-критические статьи в периодике — все это на фоне разгоревшейся дискуссии о детской литературе. В 1931 году вышел сборник статей «Детская литература» с предисловием А.В.Луначарского, в котором были намечены ближайшие задачи. Главная из них — «создание систематической книги, которую можно было бы назвать "теория и практика детской литературы"». Однако политические события предрешили свертывание начатой огромной работы. Старшее поколение исследователей — Н.В.Чехов, А.М.Калмыкова, О.И.Капица, М.А.Рыбникова и др. — успели подготовить смену: в 1830 году была открыта первая в стране кафедра детской литературы в Московском библиотечном институте, ее возглавила А. П. Бабушкина — автор первого советского учебника; в 1946 году такая кафедра открылась в Ленинградском библиотечном институте — под руководством Е. П. Приваловой. Специалисты собирались и в ленинградском Институте имени А. И. Герцена, в московском Отделе детского чтения ИМВР. Они проводили анкетирование читателей, перечитывали мемуары известных людей, вели наблюдения над детской драматизацией прослушанного произведения, анализировали студенческие сочинения о самых сильных впечатлениях от книги в детстве — все это ради точных сведений, которые могли пригодиться в планировании развития детской литературы. В 1920-х годах обрела устойчивость классификация детской книжной продукции. В соподчинении у книжной классификации оказалась классификация литературных жанров. Это обстоятельство внесло немало сложностей в изучение поэтики и теории детской литературы, поэтому современные ученые много занимаются именно жанровой системой детской литературы (например, Л. В. Овчинникова, Н. Е. Кутейникова). Особую роль сыграли редакторы издательств (Т. Г. Габбе, А. Ивич, Н.Я.Мандельштам, С.Я.Маршак, Л.К.Чуковская, И.И.Халтурин и др.): они сочетали свою работу с литературной критикой и выработкой теоретических основ «детского» литературоведения. «Сталинская» концепция детской литературы, в которой не оставалось места для свободных интересов ребенка, не связанных с дидактическими задачами, противоречила научным данным того времени. А. К. Покровская понимала развитие детской литературы как прогрессивное движение от узкодидактических книг к книжности «более или менее независимой от воспитательно-учебных целей». С точки зрения ее и других учеников Н.В.Чехова, происходящее усиление дидактизма было регрессом, возвращением к XVIII столетию. Эти противоречия в принципе закономерны: несовпадение между локально-временными воспитательными целями и логикой развития было и остается причиной общеисторической драмы детской литературы. Первые советские исследователи детского чтения, как правило, сохраняли со времен юности народно-демократические идеалы, поэтому в годы «великого перелома» и сталинского террора не зависимые от политического контроля научные работы в области детской литературы сошли на нет, энтузиазм специалистов был окончательно подорван. Сохранилось единственное направление работы, заданное первыми поколениями специалистов, — составление библиографических справочников. В 1933 и 1941 годах вышли два тома библиографического указателя «Детская литература» Ивана Ивановича Стар-цева (1896—1967). Книги и статьи по истории, теории и критике детской литературы, написанные в 1960— 1970-х годах, перечислены в книге «Вопросы детской литературы и детского чтения», составленной библиографами З.С.Живовой и Н.Б. Медведевой. Ныне Российская государственная детская библиотека продолжает библиографический свод, начатый в 1970-х годах В. П. Завьяловой, Т. Б. Каминской, В.И.Латышевой и доведенный до 1989 года. Далее списки книг и статей печатались в журнале «Детская литература». Ход изучения детской литературы замедляло то обстоятельство, что понятие «история детства» оформилось в науке намного позднее, чем понятие «история детской литературы». Историю детства и семьи замещала история воспитания и обучения (например, труды Л. И. Модзалевского конца XIX века). История детства как отдельная отрасль знания обозначилась в 1960 году в работе французского исследователя Ф. Арьеса, который утверждал: до Нового времени детство не воспринималось как уникальный этап психоэмоционального развития человека, а современный семейный уклад и высокий социальный статус ребенка сложились недавно. Его периодизация истории детства совпадала с имевшимися историями детской литературы, которые охватывали именно Новое время. Детальные исследования подвергли сомнению периодизацию Арьеса, что ничуть не умаляет его роли как первопроходца огромной научной темы. Первые специалисты связывали существование детской литературы, с одной стороны, с движением педагогических идей, а с другой — с «общими» литературными направлениями, подчеркивая приоритетность первой зависимости и вторичность другой, что приводило к выводу об отставании детской литературы от общей. Работы современных ученых показывают, что мощный фактор развития детской литературы — ее собственные традиции и бытующее в культуре представление о том, что такое детская книга. Государственное издательство детской литературы («Детгиз», или «Детская литература») выпускало в 1950—1980-х годах ежегодники «Вопросы детской литературы», «О литературе для детей», «Детская литература», сборники научно-критических статей и материалов совещаний и конференций, специализированные указатели (например, по исторической или научно-познавательной литературе). Здесь выходила серия «Жизнь и творчество», посвященная виднейшим советским писателям — Гайдару, Биан-ки, Ильину, Житкову, Маршаку, Носову, Барто и др., а также был опубликован первый в стране словарь «Советские детские писатели» (1961), подготовленный в Доме детской книги. Монографии ученых и критиков тоже появлялись в 1960— 1980-х годах в ведущем детском издательстве страны: Л.Ф. Кон, И. П.Лупа-нова, Е.Е.Зубарева, Т.Д.Полозова, А.Н.Акимова, В.М.Акимов, В.П.Александров, В.В.Бавина, С.А.Баруздин, Б. А. Бегак, И.П.Мотяшов, С. И.Сивоконь, В.А. Приходько, В.Л. Разумневич, С.Б.Рассадин, Б.Е.Галанов, Н.И.Павлова, С.А.Николаева, А.Ивич, И.В.Воронов и др. С начала 1990-х годов поддержка издательством критики и исследований прекратилась. К старым центрам изучения детского фольклора и детской литературы — Петербургу, Москве, Киеву — добавился Петрозаводск. С 1976 года Петрозаводский государственный университет имени О.В.Куусинена выпускает сборник «Проблемы детской литературы». Подобный сборник под разными названиями с 1992 года выходит в Московском педагогическом государственном университете (ранее МГПИ имени В.И.Ленина). Научные центры складываются в Арзамасе, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Ульяновске и других городах, где развивается вузовская наука. Еще один научный центр сложился в Российской государственной библиотеке, в советский период там был открыт отдел детского чтения. На рубеже XX—XXI веков возобновилась работа по составлению словарей детских писателей. Выходят издания словарного типа: «Русские детские писатели XX века», «Сто детских писателей», «Мир петербургской детской книги». Начинается осмысление детской литературы в свете культурологии (в работах Б. М. Бим-Бада, А. М. Губергриц, О. Е. Кошелевой). В 1960— 1980-х годах развернулось изучение литератур народов СССР — белорусской, украинской, якутской, эстонской и др. Ныне возрождается интерес к литературам народов Российской Федерации, существующим на родных языках и в переводах. |