Литература. Задачник-практикум (8-11 классы) - Граник Г.Г. и др.. Литература 8 Задачник классы практикум 11 Под научным руководством академика Г. Г. Граник
Скачать 1.34 Mb.
|
131 В 1769 году он берет на службу и приближает к себе двадцатичетырехлетнего Дениса Фонвизина, ужепрославившегося комедией "Бригадир". Никита Панин не утратил своего влияния после неудачи с манифестом и в течение почти 20 лет, независимо от формально занимаемых должностей, в сущности, был тем, кого позже называли министром иностранных дел. Но на самом деле Панин не теряет времени и ищет верных единомышленников. Дожидаясь своего, Панин маскируется: при дворе он ленивый, сладострастный и остроумный обжора, который, по словам Екатерины II, "когда-нибудь умрет оттого, что поторопится". Ответ Никита Папин не утратил своего влияния после неудачи с манифестом и в течение почти 20 лет, независимо от формально занимаемых должностей, в сущности, был тем, кого позже называли министром иностранных дел. Он ждал своего часа и, двенадцать лет воспитывая наследника, немало преуспел во влиянии на Павла. Дожидаясь своего, Панин маскируется: при дворе он ленивый, сладострастный и остроумный обжора, который, по словам Екатерины II, "когда-нибудь умрет оттого, что поторопится". Но на самом деле Панин не теряет времени и ищет верных единомышленников. В 1769 году он берет на службу и приближает к себе двадцатичетырехлетнего Дениса Фонвизина, уже прославившегося комедией "Бригадир". (Эйдельман Н. Из потаенной истории России XVIII—XIX веков. - М., 1993. - С. 216.) 132 Задание 45 Прочтите корейскую сказку. Заколдованный перевал На одной горе был перевал, который назывался "Три года". О перевале говорили так: если кто споткнется и упадет там, жить ему не больше трех лет. Однажды шел через перевал старик, споткнулся о камень и упал. Заохал старик и еле дотащился до дому. С этого дня он совсем занемог. Никакие лекарства не помогали. Старику становилось все хуже и хуже. А в той деревне жил смышленый мальчик. Узнал он о беде старика и пошел его навестить. "Дедушка, вы заболели, потому что споткнулись на перевале? Не бойтесь, есть хорошее средство". - "Какое же?" - "Да просто: надо пойти на перевал и еще раз упасть". - "Ах ты, негодник! - рассердился старик. - Ты решил совсем доконать меня?" - " Да послушайте же вы, дедушка! - успокоил его мальчик. - Посудите сами. Как поверье говорит? Если человек упал один раз, он проживет три года. Ну, а если упасть два раза? Значит, шесть лет проживешь! А если три раза упасть? Чем больше вы будете падать, дедушка, там дольше и проживете". - "Да, пожалуй, ты прав", - согласился старик. Вскочил он с постели и бегом к перевалу. А там как бы нечаянно споткнулся и упал. Раз! Два! Три! Он падал сотню раз, а может, и больше. Наконец поднялся на ноги и засмеялся: "Теперь буду жить, сколько хочу!" Когда он добрался до дома, он был уже совсем здоров. Объясните, какая жизненная мудрость заложена в этой сказке. Ответ Эта история показывает, что и здоровье, и силы, и отношение к жизни, и даже сама судьба человека во 133 многом зависят от того, как он себя настроит, то есть от установки. Страх и ожидание беды разрушают человека, а надежда помогает победить беду и болезни. В этой сказке можно найти и такую мысль: иногда дети могут высказывать умные мысли, и стоит прислушиваться к их советам. Задание 46 Прочитайте отрывок из романа В. Набокова "Дар", приведенный в разделе "Рифма" (см. с. 59). Без этого вам будет непонятно, о чем идет речь. А теперь прочитайте один из примеров "гнезд рифм" или "пейзажей рифм" - раздел писательской "картотеки" с заглавным словом ветер. "Ветер" был одинок - только вдали бегал непривлекательный сеттер, - да пользовалась его предложным падежом крымская гора, а родительный приглашал геометра. 1. Запишите слово ветер в именительном, предложном и родительном падежах. Выпишите из текста рифмы к каждой из форм этого слова. Какая форма осталась без рифмы? 2. Отгадайте загадку: название какой горы в Крыму рифмуется с формой о ветре, в ветре? 3. Попробуйте подобрать как можно больше рифм к слову ветер (в форме именительного падежа), чтобы он не оставался более одиноким. Некоторые примеры смотрите в ответах. Ответ 1. Рифма к форме именительного падежа: ветер - сеттер. К форме родительного: ветра - геометра. Рифма к форме предложного падежа в тексте не приведена: ветре — ?? Смотрите следующий пункт ответа. 134 2. Гора Ай - Петри. 3. Ветер - метр, гетры, на свете, вертит, вечер, фетр, вертел (с ударением на первом слоге), светел... Пожалуйста, отнеситесь критически к подобранным вами рифмам: такие, как, например, ветер - иллюминатор рифмами не являются... Задание 47 "Расшифруйте" предложение. Я долго ничего не мог ей ответить, и мы стояли друг против друга, держась за руки, прямо, глубоко и радостно смотря друг другу в глаза. Ответ ученицы Встретились два близких, дорогих друг другу человека, мужчина и женщина. Эта встреча для них обоих — огромная радость (радостно смотря). Она сказала что-то, что требовало ответа. А он был настолько во власти охвативших его чувств, что не мог найти слов, и какое-то время они молчали, ведя разговор лишь глазами. (Предложение взято из повести А.И. Куприна "Олеся".) Задание 48 Прочтите текст. Друг детства Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную "грушу" - такой продолговатый тяжелый мяч. По нему надо бить изо всех сил, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на это, 135 что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать в случае чего. Я сказал папе: "Папа, купи мне грушу!" - "Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку". Я рассмеялся: "Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне кожаную боксерскую грушу!" - "А тебе зачем?" - сказал папа. - "Тренироваться, - сказал я. - Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?" - "Сколько же стоит такая груша?" - поинтересовался папа. "Пустяки какие-нибудь, - сказал я. - Рублей сто или триста". "Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши". И он оделся и пошел на работу. Мама сразу же заметила, что я обиделся, и сказала: "Стой-ка, я, кажется, что- то придумала". И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку: в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку и сказала: "Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо? Тренируйся, сколько душе угодно!" Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручнее было об него тренироваться и развивать в себе силу удара. Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается... И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил ... (В. Драгунский.) Продолжите этот рассказ. 136 Ответ Окончание рассказа В. Драгунского ...И вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я бы за него тогда жизнь бы отдал, и вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара ... "Что с тобой?" - сказала мама. А я не знал, что со мной, я долго молчал, и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в меня обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал: "Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Я никогда не буду боксером". Задание 49 От того, как писатель, поэт расставляет знаки препинания, зависит очень многое. Прежде всего - интонация. А изменение интонации влечет за собой изменение смысла. Помня об этом, прочитайте стихотворение М. Цветаевой "Облачко". Облачко, белое облачко с розовым краем Выплыло вдруг, розовея последним огнем. 137 Я поняла, что грущу не о нем, И закат мне почудился - раем. Облачко, белое облачко с розовым краем Вспыхнуло вдруг, отдаваясь вечерней судьбе. Я поняла, что грущу о себе, И закат мне почудился раем. Облачко, белое облачко с розовым краем Кануло вдруг в беспредельность движеньем крыла. Плача о нем, я тогда поняла, Что закат мне - почудился раем. Сравните последние строчки в первой и в третьей строфе. Опишите, как меняется смысл фразы И закат мне почудился раем в зависимости от того, в какой ее части стоит знак тире. Ответ В первой строфе акцент ставится на слове раем, и смысл выражения в целом приблизительно может быть описан как "мне хорошо", "мне почудилось, что я в раю". В третьей строфе акцент переносится на слово почудился, и смысл всего выражения меняется на противоположный: "мне почудилось, что я в раю", то есть "мне плохо". Смысл в этом стихотворении отчетливо движется по всему тексту. Сравните по строфам: выплыло — вспыхнуло - кануло, не о нем - о себе - о нем, грущу - грущу - плачу. Настроение лирической героини от первой строфы к третьей меняется на противоположное. И в первую очередь этот эффект создается средствами синтаксиса - перемещением тире из одной части фразы в другую. Задание 50 Прочитайте восточную легенду. 138 Пророк и длинные ложки Один человек обратился к пророку с вопросом, что такое ад и что такое рай. Вместо ответа пророк взял вопрошавшего за руку и повел по темным переулкам во дворец. Они вошли в большой зал. Народу там было видимо-невидимо. В центре зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, от которого шел приятный запах. Вокруг толпились люди с впалыми щеками и запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. У каждого в руках была ложка величиной с человека. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. Остальная часть была железной и от супа нестерпимо горячей. С жадностью голодные люди тыкали свои ложки в котел. Они с трудом вытаскивали их из супа, но так как те были слишком длинными и большими, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Люди обжигали руки и лицо, обливали супом плечи соседей. С руганью набрасывались они друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк сказал своему спутнику: "Вот это -ад!" Они ушли и после долгих странствий по темным переходам вошли в другой зал. Там стоял такой же котел с кипящим супом и у людей были такие же ложки. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звук окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, ему помогали, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщались одни, их место занимали другие. Пророк сказал своему спутнику: "А вот это - рай!" Объясните, какая жизненная мудрость заключена в этой истории. Ответ Смысл этой легенды в том, что люди сами создают себе ад и рай. Где жадность, эгоизм и вражда, там ад. Где взаимная помощь и дружелюбие, там рай. 139 Вот еще один, на наш взгляд, интересный ответ. Сейчас наша жизнь похожа на эту сказку. Все мы в аду, и автор хочет рассказать нам об этом, хочет что-то изменить в лучшую сторону, чтобы мы не были такими же. Он хочет, чтобы мы были чуточку добрее и лучше. Задание 51 Продолжите предложение: Письма пишут разные:... Ответ Могут быть самые разные варианты прогноза: ...деловые, любовные, дружеские, или: ...длинные, короткие, или: ...умные, глупые, или: ...пустые, глубокие... Может быть, вам будет интересно узнать, что классификации писем и руководства к их написанию существовали уже в Древней Греции. Деметрий Фалерский, ученик Аристотеля, выделил 21 тип разных писем: дружеское, рекомендательное, порицательное, бранное, утешительное, укоризненное, увещевательное, угрожающее, насмешливое, хвалебное, советоподательпое, просительное, вопрошающее, отрицающее, иносказательное, винословное, обвинительное, защитительное, поздравительное, ироническое, благодарственное... В русской традиции тоже существовали "Письмовники". Так, в книге "Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной" (1881г.) находим советы, как писать уведомления и извещения, просьбы и прошения, благодарственные письма, приглашения, извинения, напоминания и увещания, поздравления и даже рекомендательные письма. Однако в поэтическом произведении, откуда мы взяли начальную строку, письма вряд ли будут классифицироваться по их назначению. Поэту важно другое - какие чувства вызывают в нас письма: 140 Письма пишут разные: Слезные, болезные, Иногда прекрасные, Чаще бесполезные... (К. Симонов.) Задание 52 Прочитайте стихотворение Вл. Соловьева. На небесах горят паникадила, А снизу - тьма. Ходила ты к нему иль не ходила? Скажи сама! Но не дразни гиену подозренья, Мышей тоски! Не то смотри, как леопарды мщенья Острят клыки! И не зови сову благоразумья Ты в эту ночь! Ослы терпенья и слоны раздумья Бежали прочь. Своей судьбы родила крокодила Ты здесь сама. Пусть в небесах горят паникадила, - В могиле - тьма. 1. Найдите в тексте все метафоры. Что в них общего? Как они "устроены" (что с чем сравнивается)? Какое название вы могли бы предложить для такого типа метафор? 2. Как вы думаете, "серьезное" ли стихотворение вы прочитали? Могло бы оно быть помещено в сборнике с названием "Лирика"? 3. В творчестве других поэтов похожие метафоры встречаются, но очень редко: лев ненависти, слон обиды - у М. Цветаевой, "Шкурой ревности медведь лежит когтист", "глупая вобла воображения", "быта кобыла" у В. Маяковского. И чуть ли не 141 всё. Во всей поэзии А. Блока такой метафоры нет ни одной. Как вы думаете, почему? Ответ 1. Все метафоры (их в стихотворении семь) "устроены" одинаково: они основаны на сравнении какого-то чувства или качества с животным. Ученые их так и называют: "зоологические" метафоры. 2—3. Текст Вл. Соловьева - пародия, одна из самых знаменитых в русской литературе - потому, что она оказалась необычайно действенной. Редко кого удается перевоспитать словом, а вот Вл. Соловьеву удалось: после того как он высмеял ослов терпенья и сов благоразумья, поэты почти не создают "зоологических" метафор. Влияние пародии Вл. Соловьева ощутимо до сих пор. "Удар был нанесен сильный", - пишет известный современный языковед В.П. Григорьев. В западной же поэзии зоологические метафоры есть, да и в русском языке для их создания нет никаких препятствий: все мы знаем устойчивое выражение червь сомнения. Это стертая (мертвая) метафора: никто уже не представляет себе червяка, когда это выражение употребляет. В русской прозе такие метафоры тоже возможны: в задании 78, в тексте Ф. Искандера, вы встретите зоологическую метафору волосатая гусеница мелкой зависти. Она не производит комического эффекта, что непременно случилось бы с ней в стихах. Задание 53 Прочтите узбекскую сказку. Вода бессмертия В давние времена Искандер Двурогий (так в странах Востока называли Александра Македонского) завоевал весь 142 мир. Но в одном из походов одолели его тяжкие раны, и он почувствовал приближение смерти. Но он хотел жить вечно и царствовать в завоеванных им странах. И приказал найти ему средство для продления жизни на века. Самые мудрые и самые сведущие лекари посоветовали ему испить живой воды из родника, расположенного в дальнем краю. Молва утверждала, что тот, кто попробует этой воды, будет жить вечно. Самые быстрые воины помчали владыку к заветному источнику. Зачерпнул Искандер золотым ковшом воды из родника, но не успел поднести его к губам, как перед ним появился худой сгорбленный старик. "Сын мой, - промолвил старик, — если ты глотнешь воды из этого родника, то станешь бессмертным". "Но я этого хочу!" - воскликнул Искандер. "Не спеши, сын мой, — остановил его старик. - Сначала послушай... Три тысячи лет назад я завоевал все царства на земле. Весь мир лежал у моих ног, и никто не смел поднять на меня глаза. Вот тогда я и решил стать бессмертным, чтобы вечно повелевать народами и государствами. И выпил воды из этого источника. Но прошло всего сто лет, и народы восстали и прогнали меня с трона. И когда я теперь приближаюсь к людям и называю им свое имя, они плюют мне в лицо и называют грабителем и убийцей... Потому что я, как это теперь делаешь ты, творил зло на земле". Старик исчез. А Искандер в глубоком раздумье набрал пузырек с волшебной водой, спрятал его на груди и приказал воинам нести себя домой. Смертный час застал его в пути. Достал он пузырек, но не решился выпить воду бессмертия и выплеснул ее на землю. Какая жизненная мудрость заключена в этой сказке? Ответ Великие завоеватели приносят миру великие беды и |