Главная страница
Навигация по странице:

  • Изменчивость героя и всего сказочного мира

  • 21. Творчество писателей-природоведов ММ Пришвина, ВВ Бианки.

  • 22. Экологическая проблематика в творчестве русских писателей Н Сладкова, Ю Дмитриева, С Сахарнова.

  • Детская литература РУССКАЯ. Литература для детей обладает своей спецификой, но и подчиняется законам, действующим в словесности вообще


    Скачать 172.58 Kb.
    НазваниеЛитература для детей обладает своей спецификой, но и подчиняется законам, действующим в словесности вообще
    Дата03.05.2018
    Размер172.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДетская литература РУССКАЯ.docx
    ТипЛитература
    #42730
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Поэтику стихотворных сказок К. Чуковского определяет прежде всего то, что они адресованы самым маленьким. Перед автором стоит сверхзадача - доступным языком рассказать человеку, только-только вступающему в мир, о незыблемых основах бытия, категориях настолько сложных, что и взрослые люди до сих пор занимаются их толкованием. В рамках художественного мира К.Чуковского эта задача блестяще решается с помощью поэтических средств: язык детской поэзии оказывается безгранично ёмким и выразительным и в то же время хорошо знакомым и понятным каждому ребёнку.  Литературоведы отмечают уникальную черту сказочного мира, созданного К. Чуковским, - принцип кинематографичности, используемый для организации художественного пространства и максимально приближающий текст к детскому восприятию. Этот принцип проявляется в том, что фрагменты текста следуют друг за другом в такой последовательности, как это могло бы быть при монтаже:

    Вдруг из подворотни Страшный великан Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!

    Такое построение текста соответствует постепенному приближению камеры к объекту: общий план сменяется средним, средний - крупным, и вот уже заурядное насекомое на глазах превращается в грозное фантастическое чудовище. В финале происходит обратное превращение: ужасное страшилище оказывается всего-навсего "жидконогой козявочкой-букашечкой".  Изменчивость героя и всего сказочного мира - ещё одно характерное свойство поэтики сказок К. Чуковского. Исследователи отмечают, что за время развития сюжета сказочная Вселенная несколько раз "взрывается", действие принимает неожиданный оборот, картина мира меняется. Эта изменчивость проявляется и на ритмическом уровне: ритм то замедляется, то ускоряется, длинные неторопливые строчки сменяются короткими отрывистыми. В связи с этим принято говорить о"вихревой композиции" сказок К. Чуковского. Маленький читатель легко вовлекается в этот круговорот событий, и таким образом автор даёт ему представление о динамике бытия, о подвижном, вечно меняющемся мире. Устойчивыми оказываются только этические категории, представления о добре и зле: злые герои неизменно погибают, добрые - побеждают, спасая не только отдельного персонажа, но и весь мир.  И на уровне идей, и на поэтическом уровне сказки К. Чуковского опираются на различные фольклорные традиции. С одной стороны, это традиции народных сказок о животных, когда множеству персонажей-животных противопоставлен один герой, с другой стороны, былинный мотив о борьбе героя с чудовищем. Кроме того, не раз отмечалась связь сказок К. Чуковского с собственно детским фольклором, например, "страшными историями". Всё это во многом облегчает ребёнку восприятие содержания стихотворных сказок, этому же способствует ихсинтаксическая близость к детской речи. Известно, что К. Чуковский пристально изучал речь и психологию ребёнка - этому посвящена его книга "От двух до пяти" (1928 г.). В сказках же сама ткань повествования вбирает в себя такие особенности детской речи, как короткие простые предложения, обилие восклицаний ("Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!"), повторы слов ("Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо)", параллелизм синтаксических конструкций ("Не стерпел медведь, Заревел медведь И на злого врага Налетел медведь").  В целом все особенности поэтики стихотворных сказок К. Чуковского способствуют тому, чтобы в лёгкой, игровой манере рассказать ребёнку о серьёзных и сложных вещах

    2 вариант ответа!!!

    В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.

    Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.

    Основными методами литературного развития детей являются чтение (рассказывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чтение с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники.

    Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством. Различные виды деятельности покажу на примере знакомства детей с произведениями К.И. Чуковского.

    К.И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского.

    Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть.

    В книжном уголке была оформлена выставка «Любимый детский писатель».

    Здоровье. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. По рассказам родителей некоторые дети не любят умываться и мыться. И здесь на помощь приходит знаменитый, всеми любимый Мойдодыр. Дети, конечно, не хотят быть похожими на мальчика - грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда, посуда.

    Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приобщает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе; формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнакомого человека. Дети усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или, тем более, уходить далеко от дома.

    Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем правила дорожного движения.

    Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по развитию математических представлений неоднократно используем произведения К.И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» дети в игровой форме знакомятся с количеством (считают посуду), порядковым счетом (кто за кем едет), составляют пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количество жуков и бабочек. Из геометрических фигур детям было предложено сложить самовар.

    Используем игровые технологии: ковролин, палочки Кьюизенера, блоки Дьенеша и другие.

    Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо солнце для всего живого. Дети захотели помочь животным, и смастерили солнце своими руками, при этом развивая мелкую моторику.

    Чтобы поближе познакомиться с естественным источником света, дети пригласили «Солнечного зайчика».

    Изба. В сказке «Федорино горе» много предметов старины: ухват, кочерга, самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. В детском саду есть музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом русской деревни, с прошлым предметов, сравнивают их с современными.

    Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница». Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано.

    Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чувства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства.

    Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На основе произведений Чуковского мы изготовили дидактические игры. Например, «Собери героев в одну сказку», «Составь картинку», «Найди пару», где дети находят пары варежек или башмачков. Но на нашем чудо – дереве вырастают не только башмачки, но и одежда, посуда, или просто геометрические фигуры.

    Детям нравится сюжетно ролевая игра в «Муху – Цокотуху». К игре вместе с детьми готовили атрибуты: чашки, блюдца, подарки для именинницы.

    Используем все виды продуктивной деятельности: аппликацию, рисование, лепку. Этот самовар мы украсили розами из П - П платков.

    В честь юбилея писателя провели праздник «Путешествие по произведениям Чуковского», который состоял из заданий, например:

    - «Сказка начинается, а как она называется»;

    - «Угадай героя сказки по описанию»;

    - «Из какой сказки иллюстрация»;

    - «По предметам узнай произведение». И другие задания.

    Дети читали наизусть отрывки из произведений.

    А на базаре мухе Цокотухе предложили не только самовар, но и красивые П-П платки.

    Произведения К.И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.

    2 вариант!!!

    Каждая сказка Чуковского имеет замкнутый, завершенный сюжет. Но все вместе они образуют своеобразный сказочный мир.Звериное население сказок сильно разрослось благодаря представителям сказочной фауны русского фольклора. Вместе с экзотическими гиенами, страусами, слонами, жирафами, ягуарами, павианами, гиппопотамами, гориллами, львами, тиграми в сказках теперь живут лопоухие и косоглазые зайчишки, болтливые сороки, длинноногие журавли, добродушные, косолапые медведи, лупоглазые совы, хитроватые лисы, смелый комарик, муха-цокотуха и, конечно же, чудо-юдо рыба кит. Появились обычные домашние животные: коровы, бараны, козы, свиньи, утки, куры и кошки-приживалки.

    Наблюдая детей, Чуковский подметил, что ребенок не воспринимает вещей самих по себе. Они существуют для него постольку, поскольку они движутся. Неподвижный предмет в сознании ребенка неотделим от неподвижного фона, как бы сливается с ним. Поэтому в сказках Чуковского самые статичные, косные, грузные, самые тяжелые на подъем вещи (в прямом и переносном смысле) стремительно двигаются по всем направлениям, порхают с легкостью мотылька, летят со скоростью стрелы, гудят как буря, так что мелькает и рябит в глазах, только успевай следить! Это увлекает и действительно заставляет следить за бурными вихрями, которые с первой строчки подхватывают и гонят вещи, например.Русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков. Произведения для детей в стихах и прозе ("Мойдодыр", "Тараканище", "Айболит" и др.) построены в виде комической остросюжетной "игры" с назидательной целью "Муха-Цокотуха"- впервые вышла на детскую публику под названием «Мухина свадьба». Что может извлечь ребёнок из этой поэмы? Во-первых, как всегда в сказках, узнать о существовании добра и зла. Узнать о том, что зло наказуемо. Во-вторых, о том, что деньги не только зарабатываются, но и добываются более лёгкими способами. В-третьих, то, что найдено, можно потратить на всех, тогда Вселенная воздаст сполна не только весельем гостей, но и защитой от всяких неприятностей. А ещё сказку легко учить, значит, можно развивать память ребёнка.
    21. Творчество писателей-природоведов ММ Пришвина, ВВ Бианки.

    Мих.Мих. Пришвин (1873—1954) был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Первый рассказ писателя — «Сашок» — был напечатан в дет. журнале «Родник», когда автору исполнилось уже 33 года. В этом рассказе возникают темы, ктр. Пришвин будет привержен всю свою творч. жизнь: единство неповторимо прекрасной и таинственной природы и взаимозависимость природы и чела. Особенности личности и таланта Пришвина — оптимизм, вера в чел. возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Хрестоматийным дет. рассказом стала, например, завершающая глава его книги о худ. творчестве «Журавлиная родина» (1929) — «Ребята и утята». Сюжет этой главы несложен: маленькая дикая утка переводит через дорогу утят, а видевшие это ребята «закидывают их шапками», чтобы поймать. И столь же прост вывод — обращение рассказчика к читателям: берегите птиц, населяющих лес и воды, дайте им совершить святое дело — вырастить своих детей! Пришвин считал, что отделять дет. лит-ру от взрослой непреодолимой преградой не следует. Пришвин признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе. Писатель находил особую интонацию, манеру общения с детьми разного возраста. Для его рассказов, обращенных к подросткам, характерна мягкая разговорная манера, побуждающая к собственным наблюдениям и раздумьям; в таких рассказах готовые выводы исключаются, авторское мнение не навязывается. Дет. рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творч. жизни. Впоследствии они были объединены в неск. циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок». Писатель верил в исцеляющую, обогащающую тайную силу природы и стремился приобщить к ней своего маленького читателя. В тех рассказах, где действуют и дети, это стремление выражено более открыто, так как там затрагивается моральная проблематика, поведение детей в мире природы. Крошечный рассказ «Лисичкин хлеб» дал название книге, вышедшей в 1939 году. Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»: — Откуда же это в лесу взялся хлеб?— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста...— Заячья...— А хлеб лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть. Хороший лисичкин хлеб.

    Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно. И в рассказе «Сухостойное дерево» дети сами приходят к выводу, кто виноват в том, что прекрасное живое дерево засохло. Виноваты люди — ведь это они его повредили так, что в нем прекратилось движение соков. И хотя об этом вскоре узнали червяк и дятлы, но не они — причина гибели, «потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в челе. Кжд. из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса». Писателю здесь остается только подытожить чувства детей, выразить их мысли.

    великолепным наблюдателем живой жизни природы является известный писатель Михаил Пришвин. Его рассказы, даже самые небольшие, просты и понятны. Мастерство автора, его манера передать всю непревзойдённость окружающей природы восхищают! Он описывает шум ветра, запахи леса, повадки животных и их поведение, шелест листьев с такой точностью и достоверностью, что сам при прочтении невольно попадаешь в эту среду, переживая всё вместе с писателем. 

    Пришвин – писатель (прозаик, публицист). Родился Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он истратил. Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. Но через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет в биографии Пришвина образование было продолжено в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать. Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. 

    Виталий Бианки «Лесные разведчики». В книгу вошли замечательные рассказы Виталия Бианки о родной природе. Прочитав их, можно узнать, как весело и в то же время трудно живут обитатели этого чудесного мира, какие опасности подстерегают их на каждом шагу. Знакомство с милыми и забавными птичками и зверушками навсегда оставит в сердцах любовь сострадание к животным. Виталий Бианки Синичкин календарь В этой прекрасно иллюстрированной книге собраны замечательные рассказы о лесных обитателях. Мультфильмы по произведениям В. Бианки.

    22. Экологическая проблематика в творчестве русских писателей Н Сладкова, Ю Дмитриева, С Сахарнова.

    Традиция природоведческих сказок и рассказов Бианки нашла свое продолжение в творчестве писателя-натуралиста Николая Сладкова (1920—1996). Об ученичестве у Бианки Сладков говорил так:

    Виталий Валентинович Бианки — мой старший товарищ — научил разбираться в писательской технике. Я его легко понимал, души наши были родственными.

    Родственными были не только души, но и творческие установки: рассказывать о природе в образах художественной литературы. Именно поэтому Бианки называл Сладкова своим наследником в литературе, который будет «средствами словесного искусства призывать людей (равнодушных) стучаться в "природы замкнутую дверь"».

    Сказка — один из способов эту дверь отомкнуть и дать слово бессловесным существам природы. Поэтому так много в сказках Сладкова разговоров — между животными и растениями, между зверем и человеком. Человеку свойственно относиться к природе свысока, и за это он наказан. Сказка Сладкова «Загадочный зверь» (1957) начинается с утверждения, обыгрывающего известную пословицу: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Руководствуясь этой истиной, рассказчик пытается угадать, кто его таинственный «собеседник», но каждый раз ошибается. Разговор превращается в поединок между человеком и зверем, в результате которого высмеиваются человеческое всезнайство и самоуверенность. Таинственным зверьком оказывается в итоге обыкновенная лесная белка. Но сказочный спор неопровержимо доказывает, что в природе нет ничего обыкновенного, и всякое суждение о ней требует основательных знаний.

    Иначе выглядит конфликт в разговорах между самими представителями природного мира, растениями и животными. В коротких сказочных диалогах писатель сталкивает разные оценки одного и того же явления. В сказке «Яблоня и воробей» яблоня хочет узнать у воробья, хищный ли зверь заяц. Воробей смеется над такой наивностью: «Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами только кору глодать». Зато яблоне не до смеха, для нее заяц — «хищник свирепый», опасный «злодей». Утверждение «заяц — хищник» абсурдно, но оно обретает смысл в мире природы и не противоречит законам сказки.

    В сказке «Почему ноябрь пегий» (1957) разговаривают между собой снежная туча и лесные звери: одни просят тучу поспешить со снегом, другие умоляют ее повременить. Каждая просьба вполне аргументирована: ведь все животные по-разному готовятся к появлению снежного покрова. Но объяснение ноябрьской погоды вновь возвращает нас в сказку:

    Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля черная.

    Это напоминает мифологические рассказы о происхождении мира и его явлений, но превращается в остроумную игру, характерную для «природоведческих» сказок.

    Рассказы Н. Сладкова — это небольшие по объему новеллы, которые сам писатель объединял в циклы и сборники. Таких сборников у Сладкова вышло немало: «Краешком глаза» (1960), «В лесах счастливой охоты» (1964), «Сорочьи тараторки» (1974), «Иду я по лесу» (1984) и многие другие. Материалом для них служит животный и растительный мир дикой природы — лесов и степей, гор и пустынь, увиденный очевидцем. Сладков был топографом (составлял карты) и за время службы объездил всю страну, работал в самых труднодоступных районах. Там он, по словам писателя,

    впрямую столкнулся с непревзойденным совершенством и красотой нетронутой земли, с ее неповторимым многообразием и мощью воздействия на духовный мир человека. Об этом необходимо было рассказать другим.

    Многое из увиденного легло в основу рассказов Сладкова, документальных по своей природе. Но это документ художественный, своего рода лирический дневник писателя. Личностное начало М.Пришвин считал главным достоинством природоведческой литературы и отмечал его в произведениях Сладкова (отзыв о книге «Серебряный хвост», 1959):

    Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, — это, прежде всего, свой глаз, открывающий новое что-то в природе и как бы еще не бывалое.

    На сюжетном уровне идея открытия воплощается в образе рассказчика, который сталкивается с загадками из мира природы и неутомимо берется за их разрешение. Загаданная природой загадка — двигатель сюжета, отгадка — его кульминация, радость открытия — эмоциональный итог. Так замыкается сюжетный круг, обозначенный в заголовке произведений: «Под шапкой-невидимкой», «Тайны скворечника», «Птенцы-хитрецы».

    Но восприятие природы как тайны — это не просто литературный прием, придуманный, чтобы увлечь читателя. Увлечен в первую очередь сам автор («Мои книги — это плоды моих увлечений»). Это он сам, как и его рассказчик, без страха и усталости исследует тайны природы. Это он влюблен в ее красоту и разнообразие. Такое чувство любви Сладкое считал началом природоведческой деятельности.

    Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав, невозможно не полюбить. В этом я считаю смысл своей работы.

    Поэтому правы те критики, которые называли природоведческие книги Сладкова поэтическими географиями и поэтическими зоологиями. Окружающий мир является преображенным под пером художника-натуралиста. Неожиданные сравнения, метафорические образы, звукопись — характерные особенности стиля Сладкова.

    Рассказ «Певица» начинается с утверждения:

    Тем хорош лес, что сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное. А увидишь, услышишь — и опять пойдешь.

    Таким чудом в этом рассказе стало пение лесной мыши. Не сразу нашел рассказчик отгадку удивительному пению, а найдя, восхитился и придал поющему зверьку поэтический облик — мышь поет в таинственном полумраке, озаренная голубым светом гнилушек. Рассказ завершается абсурдным, но в то же время достоверным утверждением: «Слышишь? Это поет мышь». Игра в небывальщину, свойственная сказкам Бианки, продолжается в рассказах Сладкова. Еще одна певица описана в рассказе «Песенки подо льдом»(1957). Сюжет завязывается в самых первых словах, которые тоже относятся к области небывальщины: «Это случилось зимой: у меня запели лыжи!». Описание таинственного пения лыж («Хорошо пели, как птицы») выглядит комично и интригующе. Комичен и рассказчик, когда пытается заглянуть под лед, чтобы разгадать тайну пения. И первое по значимости открытие, которое он делает, — это красота подледного мира («Лед навис над водой, как лазоревый потолок»), из которого является чудо-птица. Подводной певуньей оказалась птица оляпка. И рассказчику кажется, что она поет потому, что тоже восхищается красотой ледяного царства. Рассказ завершается восторженными словами: «Чего бы оляпке не петь! А нам чего бы не послушать!»

    Незначительное происшествие — встреча с мышью или птицей — становится в рассказах Сладкова событием значительным. Через эту встречу приоткрывается нечто большее, чем видит глаз: сквозь обыденность проглядывает великое. Поэтому так уместна поэтизация всех тех существ, которые это великое представляют.

    В рассказе «Голубая гадюка» (1958) описана встреча человека с «диковинной голубой змеей». Рассказ начинается со слов:

    В солнечном весеннем ольшанике наткнулся я на... голубую гадюку!

    Разговорное слово «наткнулся» передает впечатление от неожиданной встречи, многоточие указывает на необычность находки, а восклицательная интонация — на радость открытия. Основная часть рассказа посвящена своеобразному поединку, который завязывается между человеком и таинственной змеей: рассказчик хочет рассмотреть чудо природы, а змея стремится остаться незамеченной. Во время этого соревнования каждый из героев показывает свой характер. Человек терпелив и вынослив, змея же хитра и осторожна. Победа остается за змеей, и в эпилоге рассказа звучит искреннее изумление автора:

    Никогда и нигде не встречал я больше такой голубой гадюки. Но она где-то есть, голубая, как незабудка.

    Такое неожиданное сравнение — не портретного, а эмоционального свойства. Эмоционально-поэтическое видение природы — отличительная черта рассказов Сладкова.

    Достигается это и «скрытыми» сравнениями, где писатель находит сходство между поведением людей и зверей. В рассказе «Медвежья горка» (1957) охотнику выпала «редкая удача» увидеть «зверя непуганым, за его домашними делами». Пока медведица дремала на солнышке (рассказчик занимался тем же самым), медвежата стали кататься со снежной горки, визжа от восторга, как маленькие дети. Эту безоблачную картину омрачает тот факт, что рассказчик — охотник, который видит зверя «через прицел ружья». Поэтому он то смеется над медвежьей забавой, то хватается за ружье. Побеждает чувство симпатии к животным: «Кому же придет в голову стрелять в этих неслухов, что штаны себе на горке протирают!».

    Чтобы сходство между человеческим и звериным поведением было полным, Сладкое описывает, как его герой тоже решает скатиться с горки. Такая юмористическая концовка имеет глубокий смысл: человек — тоже дитя природы.

    В начале рассказа «Лесные тайнички» (1956), как всегда, Н. Сладков интригует читателя:

    Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков, песен. Но вот вошел в него охотник — и мигом все спряталось и насторожилось.

    Завязка сюжета — попытка открыть одну из лесных тайн, птицу сплюшку. В атмосферу загадочности вводит уже ее странное имя, а также сравнение с лесными часами («Сплю! Сплю! Сплю! Сплю! — будто лесные часы тикают: Тик! Так! Тик! Так!»). Лесные тайнички и укромные звериные норы раскрываются чудесным образом, в духе кумулятивной сказки: события выстраиваются в цепочку стремительных открытий, завершающуюся неожиданным явлением:

    А оттуда — фык! — маленький дупляной чертик! Ушки на макушке, что рожки. Глаза круглые, желтые... Конечно, не чертик это, а Сплюшка — ночные часы!

    Играя в сказку, Сладков придерживается жизненного правила:

    Хочешь увидеть — стань невидим. Хочешь услышать — стань неслышим. Хочешь узнать — затаись.

    Загадочность и таинственность происходящего в рассказах Сладкова — свидетельство особой мудрости природы, и наивность рассказчика эту мудрость только подчеркивает. Обмануть человека в природе может даже птенец. Поэтому попытка человека в рассказе «Птенцы-хитрецы» (1955) взять на воспитание птичьего «несмышленыша» кончается неудачей. Даже самый маленький птенец в силах за себя постоять и не нуждается в помощи «воспитателя».

    Рассказы Святослава Сахарнова написаны знатоком морского дела, капитаном дальнего плавания. Поэтому его герои — не только обитатели морских глубин, но и те, кто работает в море, — моряки, водолазы, рыбаки. В их работе важна для писателя не столько морская романтика, сколько верность делу (традиция такого изображения идет еще от «Морских историй» Бориса Житкова). Рассказ «Самый лучший пароход» (1974) о таких людях. Узнав, что папа плавает на «самом лучшем пароходе», сын вначале думает, что это — роскошный многопалубный корабль, но когда увидел, что в море он выходит на маленьком грузовом пароходике, понял, какой пароход — самый лучший. В таких рассказах Сахарнова звучит гордость за тружеников моря.

    Совсем иная тональность в тех произведениях, которые написаны от первого лица. Это несколько циклов рассказов, объединенных общим сюжетом и одним рассказчиком («Безногие головоногие», «Дельфиний остров», «Разноцветное море»). Рассказчик в них изображается с юмором, и выглядит он часто простоватым и наивным. Это позволяет автору выдвинуть на первый план не человека, а обитателей моря, которые оказываются существами на удивление разумными. В цикле рассказов «Безногие головоногие» (1968) рассказчик отправляется на берег океана фотографировать головоногих. Названия глав говорят о том, с какими трудностями пришлось столкнуться незадачливому фотографу («Где кальмары?», «Как убегал осьминог?»). Самое парадоксальное то, что убегают от человека безногие существа. Комическое удивление легко переходит в восторг перед мудростью природы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта