Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. Реализм и народность поэзии НА Некрасова

  • Новый тип героев произведений Некрасова и новый образ Музы

  • Некрасов как поэт гражданской темы

  • 12. Вклад в русскую ДЛ ЛН Толстого. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого

  • Вывод

  • 13. Творчество АП Чехова. Мастерство писателя в изображении мира детства, детской психологии.

  • Антон Павлович Чехов

  • Детская литература РУССКАЯ. Литература для детей обладает своей спецификой, но и подчиняется законам, действующим в словесности вообще


    Скачать 172.58 Kb.
    НазваниеЛитература для детей обладает своей спецификой, но и подчиняется законам, действующим в словесности вообще
    Дата03.05.2018
    Размер172.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДетская литература РУССКАЯ.docx
    ТипЛитература
    #42730
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    10. ВГ Белинский – основоположник теории и критики ДЛ. Статьи его о ДЛ.

    Художественная литература для него — одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: «Отнимать у искусства право служить общественным интересам — значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит — лишать его самой живой силы, т. е. мысли». 
    Теоретические суждения Белинского по многим вопросам и сегодня не потеряли живого актуального значения. Он создал ту концепцию реализма, которая в своих основных чертах оказалась справедливой для последующего развития русской литературы. Эта концепция была неотделима у Белинского от идеи народности литературы. Он был убежден, что «если изображение жизни верно, то и народно». Еще в статье о Гоголе 1835 г. Белинский прямо утверждал, что народность есть не достоинство, а необходимое условие истинно художественного произведения. По глубокому убеждению, критика, подлинная народность заключается в постановке проблем большого общественного значения, в отражении прежде всего не внешнего, а внутреннего, духовного своеобразия народа, его субстанции, как писал Белинский, в верном воспроизведении существенных, типических черт действительности. Вместе с тем Белинский никогда не смешивал народность с простонародностью, с преимущественным интересом к мелочным, этнографическим подробностям народной жизни. Он вполне был согласен с Гоголем, который сказал, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа» («Несколько слов о Пушкине»). Именно поэтому Белинский решительно выступал против космополитических теорий, в соответствии с которыми национальность будто бы «происходит от чисто внешних влияний и выражает собою все, что есть в народе неподвижного, грубого, ограниченного, неразумного и диаметрально противопоставляется всему человеческому». 
    В литературе и литературной критике 20—30-х годов понятия национальность и народность часто употреблялись как синонимы. Даже в статьях о Пушкине Белинский не всегда дифференцировал эти понятия. Долгое время критик полагал, что «русский поэт может себя показать истинно национальным поэтом, только изображая в своих произведениях жизнь образованных сословий…», что для звания великого поэта мало умения «схватывать резкие оттенки только грубой простонародной жизни…». Однако во второй половине 40-х годов Белинский во многом уточняет свою позицию. Защищая принципы «натуральной школы», он приходит к выводу, что прежде всего в народе, в крестьянстве отражаются лучшие национальные черты. Поэтому он считал несомненным достоинством «натуральной школы» то, что «от высших идеалов человеческой природы и жизни она обратилась к так называемой «толпе», исключительно избрала ее своим героем…», что и позволило литературе стать «вполне национальною, русскою, оригинальною и самобытною…». 
    В системе эстетических воззрений Белинского важное место занимает принцип историзма. Он заключается в раскрытии многогранных связей литературы с жизнью, которая, как писал Белинский, «всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни». Вот почему в критических статьях 40-х годов Белинский стремился рассматривать проблематику художественных произведений в социальном плане, выявлять в литературе отражение общественных противоречий эпохи, судить литературу жизнью, а жизнь — литературой. 
    Последовательно борясь с теорией «искусство для искусства», Белинский вместе с тем решительно настаивал на признании специфических особенностей литературы. Искусство способно выполнить свою важнейшую общественную роль только при том непременном условии, что оно является именно искусством, а не набором фраз. Самое значительное или актуальное содержание еще не делает произведения художественным: «… Какими бы прекрасными мыслями ни было наполнено стихотворение, как бы ни сильно отзывалось оно современными вопросами, но если в нем нет поэзии — в нем не может быть ни прекрасных мыслей и никаких вопросов». Белинский постоянно отстаивал мысль о неразрывной, диалектической связи содержания и формы: «Идея с формою должна быть органически слиянна, как душа с телом, так что уничтожить форму значит уничтожить идею, и наоборот». Положение о содержательности художественной формы является одним из важнейших завоеваний эстетики Белинского. 
    С тех же диалектических позиций рассматривал критик и проблему типического, которую он назвал «одним из основных законов творчества». «Надобно,— писал Белинский,— чтобы лицо, будучи выражением целого особого мира лиц, было в то же время и одно лицо, целое, индивидуальное. Только при этом условии, только чрез примирение этих противоположностей и может оно быть типическим лицом». Критик стремился прежде всего уяснить пафос художественного произведения, понять его внутреннюю структуру, разобраться в его внутреннем мире. Созданию передовой эстетики способствовал удивительный универсализм Белинского, счастливо соединившего в себе и критика, и теоретика, и историка литературы. Громадный нравственный авторитет Белинского, признаваемый его современниками и остающийся незыблемым для нас, основывался на твердости его убеждений и кристальной честности. Никакие «побочные» соображения не могли заставить его изменить или смягчить точку зрения. Для него не существовало в литературе «табеля о рангах». Исключительно высоко ценил он значение Гоголя в истории русской литературы. Но и любимому писателю критик не мог простить идейных заблуждений. Так же воспитывал Белинский и молодых писателей. Восторженно встретил он первый роман Достоевского «Бедные люди», но столь же прямо высказал свое отрицательное отношение к той идейной нечеткости, которая проявилась в последующих произведениях талантливого писателя. 
    Велико критическое мастерство Белинского. Он использовал самые различные жанры: статьи обзорные и проблемные, создавал блестящие памфлеты, прибегал к средствам иронии и пародии. Язык Белинского-критика стал одним из факторов дальнейшего развития публицистического стиля в русском литературном языке.

    11. Реализм и народность поэзии НА Некрасова

    Поэзия Некрасова оказала несомненное влияние как на умонастроения интеллигенции второй половины ХIХ века, так и на развитие русской поэзии этого и последующего веков

    Новый тип героев произведений Некрасова и новый образ Музы

    Поэт Некрасов выводит в своих стихотворных произведениях новых героев:

    • народ как общее представление

    («Народ освобожден, но счастлив ли народ?», «Где народ, там и стон…»)

    • и как образы конкретных людей из народа

    (герои поэм «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо?»).

    Типичность обстановки (пореформенная Россия и ее судьба), типичность судеб крестьянства, типичность судеб новой интеллигенции, типичность характеров и обстоятельств (например, судьба крестьянки Дарьи, у которой умирает муж, судьба Матрены Тимофеевны ).

    Новое решение традиционного поэтического образа Музы — это русская крестьянка, «кнутом иссеченная Муза».

    Сочетание типического и индивидуального. Судьба Матрены Тимофеевны: солдатка, мать, у которой погибает сын и его труп вскрывают на глазах матери, пожары, неурожаи.

    Некрасов как поэт гражданской темы

    Некрасов -родоначальник особой поэзии — поэзии гражданской, для которой нет запретных и неполитических тем.

    • Преобразование жанра элегии

    (стихотворение «Элегия» посвящено социальной теме освобождения крестьянства: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»)

    • Во всех произведениях декларация социальной несправедливости.

    («Крестьянские дети» — образ «мужичка с ноготок» — детский труд, наделение землей только мужчин -«Всего в семье мужиков-то отец мой да я»).

    • Особый тип положительного героя — революционера-демократа. Идеалы — такие люди, как Добролюбов Чернышевский — люди, без остатка отдающие себя делу освобождения народа. Одно из основных качеств таких людей — жертвенность

    (» Иди и гибни безупречно, умрешь недаром: дело прочно, когда под ним струится кровь»).

    • Любое явление российской жизни оценивается с социальной, гражданской точки зрения. Образ народа- страдальца, народа-творца. Но и рабская покорность

    ( Яков Верный, герои «Размышлений у парадного подъезда»), долготерпение ( Савелий, богатырь святорусский), пьянство ( Яким Нагой — » до смерти работает , до полусмерти пьет»).

    Своеобразное композиционное решение поэзии Некрасова и фольклорные элементы

    • Композиция. Многие произведения строятся как рассказ о каком-либо событии, которое имеет свое начало и конец( поэмы «Мороз Красный нос», «Коробейники»). Особое место композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».

    • Использование фольклорных мотивов и в композиции, и в языке поэмы.

    Цель сказочного зачина ( наиболее полно отражает задачу автора) — показать жизнь России после отмены крепостного права. Зачин определяет дальнейшую структуру поэмы — путешествие мужиков, ищущих счастливого человека. Данная композиция позволяет автору нарисовать панораму народной жизни, создать образы, помещиков, крестьян, разночинцев, духовенства.

    • Роль второстепенных персонажей. Крупномасштабная картина народной жизни в «Кому на Руси жить хорошо?». Например, главы «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»: образы «старообрядки злющей», которая все напасти видит в том, что

    «бабы начали рядиться в ситцы красные», «тихонького парня»,

    который закопал поддевку новую, думая, что хоронит матушку, крестьянки Дарьюшки, которая с каждым годом становится худее, сама она сравнивает свою судьбу с веретеном:

    «Не веретенце, друг, вот то, что больше крутится пузатее становится, в я так день деньской…»,

    собирателя фольклора Павлуши Веретенникова, мужиков, которые покупают лубочные картинки, чтобы украсить избу.

    Средства создания образов

    В разработке образных тем поэт поэтом используются следующие выразительные средства

    •  портрет

    Яким Нагой.

    • речевая характеристика

    ( афористичность речи Савелия: «Клейменый, а не раб», «Наши топоры лежали до поры», «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть» и других героев поэмы)

    •  открытая авторская оценка

    ( «Памяти Добролюбова»: «Природа-мать! Когда б таких людей ты не рождала б миру, заглохла б нива жизни!»)

    • отношение других героев к персонажу ( глава «Помещик», ее герой Оболт-Оболдуев, отношение к его рассказу странников ).

    Некрасов остался в русской литературе как поэт народной судьбы, поэт — защитник народа, поэт революционеров-демократов и российской интеллигенции.

    12. Вклад в русскую ДЛ ЛН Толстого.

    Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого

    Сознательная жизнь Л.Н. Толстого - если считать, что она началась с 18 лет - подразделяется на две равные половины по 32 года, из которых вторая отличается от первой как день от ночи. Речь идет об изменении, которое является одновременно духовным просветлением - о радикальной смене нравственных основ жизни. В сочинении “В чем моя вера?” Л.Н. Толстой пишет: “То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо. Со мной случилось то, что случается с человеком, который вышел за делом и вдруг дорогой решил, что дело это ему совсем не нужно, - и повернул домой. И все, что было справа, - стало слева, и все, что было слева, - стало справа”.

    Первая половина жизни Льва Толстого, по всем общепринятым критериям, сложилась очень удачно, счастливо. Граф по рождению, он получил хорошее воспитание и богатое наследство. В жизнь он вступил как типичный представитель высшей знати. У него была буйная разгульная молодость. В 1851-1854 годах служил на Кавказе, в 1854-1855 годах участвовал в обороне Севастополя. Однако его основным занятием стала писательская деятельность. Хотя повести и рассказы приносили славу Л.Н. Толстому, а большие гонорары укрепляли состояние, тем не менее его писательская вера стала подрываться. Он увидел, что писатели играют не свою собственную роль: они учат, не зная, чему учить, и непрерывно спорят между собой о том, чья правда выше, в труде своем они движимы корыстными мотивами в большей мере, чем обычные люди, не претендующие на роль наставников общества. Не отказавшись от писательства, он оставил писательскую среду и после полугодового заграничного путешествия (1857) занялся педагогической деятельностью среди крестьян (1858-1863). В течение года (1861-1862) служил мировым посредником в спорах между крестьянами и помещиками.

    Л.Н. Толстой написал одиннадцать статей, в которых показал ошибочность системы народного образования в царской России и в буржуазных странах Западной Европы, одновременно изложив свои педагогические взгляды. Он убедительно доказал, что правящие классы ни в России, ни в зарубежных странах не заботятся о настоящем образовании детей из народа, что школы не отвечают интересам народа. Л. Толстой писал тогда, что «насущнейшая потребность русского народа есть народное образование... Образования этого нет». Писатель задумал создать «Общество народного образования», целью которого должно было явиться «Распространение образования в народе». Но царское правительство не дало на это разрешения, и тогда Л.Н. Толстой написал, что он хотя бы и один, но будет составлять «тайное общество народного образования».

    Педагогическое творчество писателя можно разделить на два больших периода:

    - первый охватывает 50-70-е гг. (создание Яснополянской школы, издание журнала «Ясная поляна», составление учебных пособий - «Азбуки» и «Новой азбуки»);

    - второй - включает последние 30 лет жизни, когда кристаллизуется религиозно-нравственное вероучение и предпринимаются попытки его адаптации к образовательным процессам.

    «Азбука» графа Л.Н. Толстого - комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.

    В своих педагогических статьях Л.Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе. Л.Н.Толстой не случайно так много занимался этой проблемой. Свободное воспитание в понимании Льва Толстого во многом обусловлено его политическими и философскими взглядами.

    Идеи славянофилов и русских философов второй половины 19 века о процессе воспитания и обучения в начальной школе на народно-религиозных началах оказали заметное воздействие на направленность педагогических взглядов Л.Н. Толстого (1828-1910). Как философ Л.Н. Толстой испытал сильное влияние А. Шопенгауэра - природа человека составляет целостный образ, наполненный духом и волей божьей и Ж.-Ж. Руссо, чьи идеи сенсуалистического познания мира отразились в методах обучения крестьянских детей (1859г.).

    Необходимо отметить, что убеждения Л.Н. Толстого претерпевали изменения вместе с эволюцией его философских взглядов и гражданской позиции. В ранних педагогических статьях Лев Николаевич Толстой понимал под традиционным воспитанием умышленное и принудительное формирование сознания учащихся. В своей работе “Воспитание и образование он пишет: “Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим”. Он резко противопоставлял воспитание образованию: “...Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им”. Сущность образования он видел в элементарном усвоении детьми фактических знаний, сообщаемых в школе. Свободное воспитание Лев Толстой понимал в 60-х годах как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процесс обогащения их сознания при осторожной помощи педагога, который не имеет права “принудительно” влиять на формирование взглядов детей.

    Вывод: Л.Н.Толстой выделял в педагогике новый тип общения и подхода к личности ребенка. Если учитель математики видит свою задачу только в том, чтобы научить ученика решать задачи, а учитель русского языка - чтобы научить детей правописанию и синтаксису, то вскоре школа, общество, семья будет пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идеей обучения. Для Л.Н. Толстого была важна сама личность человека, его нравственный облик и место на земле, «в человечестве и Вселенной». Л.Н. Толстой считал, что нужно формировать всю личность ребенка, а не отдельные его черты ума и характера.

    13. Творчество АП Чехова. Мастерство писателя в изображении мира детства, детской психологии.




    Антон Павлович Чехов (1860—1904) вошел в историю русской и мировой литературы как мастер психологического анализа. Он умел выявить тончайшие нюансы человеческой личности, скрытые мотивы поступков и слов. Развивая тему «маленького человека», традиционную для русской прозы XIX века, Чехов делал акцент на ответственности самого человека за свое унижение. Чеховсчитал, что лучше не писать специально для детей, а «выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений». От этих взглядов Чехов не отступал на протяжении всего творческого пути, но все-таки два его рассказа были предназначены специально для детей — «Белолобый» и «Каштанка». Да и многие другие его рассказы вскоре после публикации во «взрослых» журналах входили в детское чтение.

    Как и во всем, что написано Чеховым, в его рассказах о детях отражалась подлинная жизнь того времени. В рассказах о детях с особой силой проявилось умение писателя видеть за внешним благополучием невидимую миру душевную драму, неустроенность, смятение чувств. Чехов показывает, как взрослые вымещают на маленьких досаду, обиду за свои неудачи, унижения и т.п. Становой Прачкин из рассказа «Не в духе», проиграв в карты восемь рублей, не находит иного утешения, как высечь сына Ваню. В рассказе «Лишние люди» член окружного суда Зайкин чувствует себя заброшенным оттого, что все на даче разошлись и некому подать ему обед; в результате он набрасывается на шестилетнего сынишку. В этих рассказах за фасадом благополучного существования — детская драма. Душевная черствость и эгоизм взрослых мешают им вглядеться в своего ребенка, понять, что происходит в его душе. Леность ума, забвение насущных истин препятствуют ответственным, нравственно активным поступкам, которые сблизили бы взрослых со своими детьми.

    Чехов исследовал все решающие стадии взросления ребенка — от младенца до подростка. В рассказе «Гриша» (1886) маленький пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с няней по бульвару. Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять. До этой прогулки Гриша знал «только четырехугольный мир», в котором бывают няня, мама и кошка. Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет.

    «Дети и детская душа выходят у г-на Чехова поразительно», — писал критик после появления рассказа «Детвора» (1886). У детей, изображенных здесь писателем, были реальные прототипы; наблюдения над ними и легли в основу рассказа. Дети в отсутствие родителей играют в лото; играют они на деньги, но реальной их цены не представляют: копейка для них дороже рубля. Возраст у детей разный — от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Перед читателем проходит целая гамма детских переживаний, ярко вырисовываются психологические портреты героев. Для одного игрока интерес сосредоточен исключительно на деньгах; для другого это вопрос самолюбия; у третьего нет «ни корыстолюбия, ни самолюбия. Неоднократно переиздававшийся чеховский сборник о детях был назван по заглавию этого рассказа: «Детвора». Лев Толстой и его относил к числу лучших произведений писателя.

    Своеобразие психики ребенка пристально исследовано Чеховым в рассказе «Дома» (1887). Отец изыскивает средства воздействия на семилетнего Сережу, замеченного в курении. Внимание писателя сосредоточено на том, как взрослый, разумный человек, искренне желающий контакта с сыном, никак не может найти с ним общего языка. Из ежедневных наблюдений за сыном отец понял, что у детей свои художественные воззрения. И отец наконец находит действенное средство в борьбе с вредным увлечением сына: он рассказывает сказку о царевиче, который умер от курения в расцвете лет и оставил старика отца и государство на верную гибель. После этого мальчик обещает больше не курить.

    Изображение тончайших проявлений детской психики дано в рассказе «Мальчики» (1887). Характеры и обстоятельства рассказа типичны для чеховских времен. Незадолго до его написания Чехов отмечал, что еще недавно, начитавшись рыцарских романов, уходили в Дон Кихоты, а теперь под влиянием книг Майн Рида и Купера мальчишки удирают в Америку. Нравственные качества героев — «Володички» и его товариша, «господина Чечевицына», — испытываются как раз в подобном приключении. Несмотря на несходство их натур и внешности, мальчиками владеет одна и та же страсть — к далеким и опасным путешествиям. Задуманный побег создает невидимую стену между ними и остальными членами семейства. Мальчики сосредоточены на своих мыслях, молчаливы и лишь иногда произносят «странные фразы», как, например: «А в Калифорнии вместо чаю пьют джин». Но в решающий момент дает о себе знать разница характеров. Володя готов отказаться от задуманного побега — ему «маму жалко». Чечевицын же тверд и непреклонен. Когда гостя увозят домой после неудачного побега, лицо его остается «суровым и надменным».

    В повести «Степь» (1888) мальчик Егорушка погружен в народную среду. Во время поездки он узнает о прошлом и настоящем, наблюдает разные типы людей, старается понять те побуждения, что заставляют их совершать поступки то смелые и благородные, то далекие от здравого смысла. Наивный взгляд ребенка помогает различать в жизни красивое и безобразное. Широкие степные просторы, по которым путешествует с обозом Егорушка, пробуждают в нем стихийное поэтическое чувство. Степь кажется ему живой, полной дремлющих до времени сил: она думает, чувствует, говорит. Образ степи читатель вместе с Егорушкой воспринимает как волнующий и тревожный. В этом произведении отразилось предчувствие грядущих перемен, характерное для русского общества в конце XIX века
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта