Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Возникновение русской ДЛ и ее развитие в 16 – 18 вв.

  • 4. Русская ДЛ первой пол. 19 в. Общая характеристика. .Русская литературы 19 века. Общая характеристика литературного процесса

  • «Юности честное зерцало»

  • Только в 30-е г 19 в была проведена вторая реформа А. Пушкиным

  • В 18 в появляются классицизм(30-60-е г 18 в)

  • Вводили положительных и отрицательных героев

  • Появляется в 19 в жанр – романс, песня

  • 5. Роль творчества А.С.Пушкина в развитии литературы для детей.

  • Детская литература РУССКАЯ. Литература для детей обладает своей спецификой, но и подчиняется законам, действующим в словесности вообще


    Скачать 172.58 Kb.
    НазваниеЛитература для детей обладает своей спецификой, но и подчиняется законам, действующим в словесности вообще
    Дата03.05.2018
    Размер172.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДетская литература РУССКАЯ.docx
    ТипЛитература
    #42730
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

    1. Поэзия, связанная с рождением ребёнка.

    2. Свадебные обряды и песни.

    3. Причитания.

    Наряду с календарными обрядами, которые совершались всей общиной, практически в масштабах всего села или деревни, в крестьянской среде проводились также обряды, преимущественно связанные с жизнью отдельных семей. Поэтому и называются семейно-бытовыми.

    Все значительные события в жизни крестьянских семей (рождение человека, вступление в брак, смерть и другие) сопровождались специальными обрядами, получившими большое развитие.

    Родильные обряды являются очень древними по своему происхождению. Назначение этих обрядов, по мнению исполнителей состоит в том, чтобы обеспечить новорождённому безопасность, положительно повлиять на будущую судьбу человека, уберечь его от «порчи», «сглаза» и болезней, сделать его жизнь обеспеченной и счастливой, так например, купая новорожденного в бане, бабка-повитуха заговаривала: «Ручки, растите, толстейте; ножки ходите, свое тело носите; язык говори, свою голову корми». Предполагалось, что этот заговор обеспечит хорошее здоровье и быстрый рост новорождённому.

    Свадебные песни и обряды рассказывают о свадьбе, в том числе и о переживаниях невесты, как бы со стороны, поэтому они всегда в той или иной мере сюжетны, включают в себя элементы повествовательности.

    Тенденция идеализации особенно ярко проявилась в такой жанровой разновидности свадебных песен, как величания. Величания - это небольшие песни описательного характера, в которых рисуется портрет величаемого, говорится о его красоте, уме или богатстве.

    Величания пелись дружкам, подружкам, свату, свахе и другим гостям. Величаемые должны были одаривать певиц небольшими подарками, чаще всего разменной монетой. Если же певца не одаривали, то они в адрес «провинившихся» пели уже не величальные, а «корильные песни».

    Корильные песни - это своеобразные пародии на величания, ими смешили и весилили гостей. корильные песни нередко имели плясовый ритм, рифму.

    Свадебные причитания - это исполняемые песенные импровизации с плачем. Эти причитания преимущественный жанр невесты. (Если: невеста не умела причитать, то это делала приглашенная плакальщица). Причитания исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещение невестой бани, перед отъездом её вместе с женихом к венцу. После венчания причитания не исполняются.

    Главное содержание причитаний - тяжелые переживания, горестные размышления девушки в связи с предстоящим выходом замуж, прощанием с родной семьёй, любимыми подругами, своим девичеством, молодостью. В основе причитаний лежит противопоставление жизни девушки в родной семье, на родимой стороне, предполагаемой жизни в «чужой семье», на «чужой стороне». Если в родной сторонке «луга зеленные», «берёзы кудрявые», «люди добрые», то в чужой стороне - «берёзы кружлявые», «луга кочкаватые» и т.п.

    Причитания дают довольно полное представления о бытовой жизни крестьян.

    Свадебная поэзия находилась в самой неразрывной связи с её обрядностью, которая имела не только большое этнографическое, но и определённое эстетическое значение. Несмотря па то, что к самому факту бракосочетания в значительной степени подходили с практической стороны, думали прежде всего о том, чтобы в семью жениха вошла хорошая хозяйка, в целом свадьба воспринималась не как практическая сделка между родителями жениха и невесты, а как большой и яркий праздник. Тон праздничности проступал во всём. Все участвующие в свадебный обрядности выглядели празднично, одевали на свадьбу свои лучшие наряды. Особенно нарядно одевались жених и невеста. Для свадьбы выбирали самых хороших лошадей, в гривы им вплетали разноцветные ленты, впрягали их в лучшую упряжь, к дугам привязывали звонкие колокольчики.

    Прямой противоположностью свадебной обрядности, сопровождающей её поэзии по своей эмоциональности, были похоронные и рекрутские обряды с единственным их поэтическим жанром - причитаниями. Похоронные и рекрутские обряды, посвящённые самым горестным, трагическим событиям в жизни человека от начала до конца были насыщены плачем, воплями и рыданиями.

    Полагалось, что души умерших переселялись в иной мир, и что умершие предки могли оказывать определённое влияние на судьбу живущих, поэтому их боялись и старались всячески задобрить их. Это нашло отражение в похоронных обрядах. Гроб с телом покойного выносили очень осторожно, боясь коснутся им косяка двери (магия касания), чтобы не оставить смерти дома.

    В центре внимания похоронных причитаний - крестьянская семья, её бедственное положение после смерти кормильца. Однако со временем в них всё сильнее и сильнее проникают различные социальные мотивы.

    Рекрутские причитания по основным эмоциям ничем принципиально не отличались от причитаний похоронных: уход в солдаты народом психологически приравнивается к смерти.

    В содержании рекрутских причитаний довольно отчётливо выделяются две темы: жизнь рекрута после его ухода в солдаты и описание солдатской жизни. Солдатку (жену солдата), как и вдову, ожидает непосильный труд и вопиющая бедность. Дети солдатки, вдовы, должны будут ходить босиком, голодать и т.д…

    3. Возникновение русской ДЛ и ее развитие в 16 – 18 вв.

    XVI в. для России - время, когда закончился процесс объединения земель вокруг Москвы. Складывается общерусская художественная школа. Во втор. пол. века, в результате походов Ивана Грозного, государство вдвое увеличило свои территории (присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств), что не могло не сказаться на культуре (очень большое влияние татарской культуры). Главный международный партнер России - Англия. Англичане, например, открыли первую аптеку в Москве.

    Архитектура

    Появились шатровые храмы, во втор пол. века - обращение к формам древних крупных многоглавых храмов. Строятся трапезные храмы.

    Живопись

    Главное внимание уделено не ликам, а фигурам, движению, архитектурным и растительным мотивам, повествовательному сюжету. Вновь, как в эпоху Киевской Руси, одежды прописывают золотом (асист). Появляется строгановская школа живописи с тонким письмом, изысканным колоритом. Появление первых парсун (портретов) в конце века, одна из ранних - изображение Ивана Грозного (хранится в Стокгольме).

    Декоративно-прикладное искусство

    Расцвет! Декор подчинен форме предмета, а не забивает ее, как это будет в XVII в. Подобный расцвет был только в эпоху Киевской Руси.

    Но самое главное - появление книгопечатания на Руси. По приказу Ивана Грозного в Москве был построен Печатный двор. Иван Федоров выпустил "Апостол" (1564)

    Литература

    Главный жанр - публицистика (например, переписка И.Грозного с кн. А.Курбским). А самая популярная книга (рукописная) - "Домострой" - энциклопедия по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, слуг, отношения к близким людям и т.д.

    Русская культура 17 века. В XVII в. в русской культуре широкое распространение получают не только религиозные, но и светские элементы (обмирщение культуры). Церковь, видевшая в этом процессе западное влияние, активно сопротивлялась ему при поддержке царского правительства, но новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

    Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Благодаря изобретению печатного станка появилась возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике, среди которых была первая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

    В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия».

    В развитие географических знаний большой вклад внесли русские землепроходцы, например, Семен Дежнев, вышедший к проливу между Азией и Северной Америкой, или Ерофей Хабаров, составивший карту приамурских земель.

    Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер, такие как «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание». Появляется жанр сатирической повести, мемуаров («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (книги Симеона Полоцкого).

    В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, в котором играли немецкие актеры. «Обмирщение» искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его иконе «Спас Нерукотворный» уже заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Распространяется портретная живопись — «парсуны», на которых изображались реальные персонажи, хотя и в технике, аналогичной иконописи.

    Культура России XVIII века имеет ряд особенностей: ускорились темпы культурного развития; ведущим стало светское направление в искусстве; накопленные знания стали превращаться в науку; новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной.

    Просвещение и наука. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигационных наук, из старших классов которой в 1715 году в Петербурге была создана Морская академия. Вслед за ней были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская, горная и другие школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. В 1714 году в губерниях были открыты 42 цифирные школы. Произошел переход к арабским цифрам, на новый шрифт перешла и появившаяся 2 января 1703 года первая русская печатная газета «Ведомости». В 1731 году был открыт Шляхетский (дворянский) корпус. Были открыты другие учебные заведения (Смольный институт, Академия художеств). В 1755 году в Москве по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет.

    Важным результатом деятельности Петра I стало создание Академии наук (1725 год). Велись большие картографические работы, развивались географические знания (В. Беринг, К. Крашенинников, С. Челюскин, Д и X. Лаптевы, И. Кириллов).

    Было положено начало русской исторической науке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов).

    В области точных наук, техники были достигнуты значительные успехи, связанные с именами Л. Эйлера, Д. Бернулли, И. Ползуно-ва, И. Кулибина и др. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов (1711—1765), который своими энциклопедическими знаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень.

    Литература. В центре общественно-политической мысли со второй половины XVIII века была критика крепостничества (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков). Русская литература XVIII века представлена именами М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Г. Д. Державина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина и др.

    Архитектура. Новое развитие в XVIII веке получила архитектура. В первой половине века господствующим стилем был барокко (от итальянского — вычурный), крупнейшим мастером которого был Б. Б. Растрелли. Во второй половине XVIII века на смену барокко пришел классицизм (И. Е. Старов, В. И. Баженов, Д. Кваренги, A. Ф. Кокоринов, А. Ринальди и др.)- Развивается скульптура (Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Э. М. Фальконе).

    Живопись. В живописи происходит переход к светскому искусству. Выдающимися портретистами первой половины XVIII века были А. Матвеев и И. Никитин, во второй половине века свои произведения создавали Ф. Рокотов, Д. Левицкий, B. Боровиковский и др.

    Театр. В 1750 году в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волкова был создан первый русский профессиональный театр. Были созданы различные крепостные театры, наиболее известен театр графа Н. П. Шереметева.

    4. Русская ДЛ первой пол. 19 в. Общая характеристика.

    .Русская литературы 19 века. Общая характеристика литературного процесса

    18 в и 19 век – связан с образом Петра 1: хотел сделать из России мощное государство; открывается сеть учебных учреждение,

    открывается первая Академия наук, вводится новый календарь, шрифт

    «Юности честное зерцало» - книга правил этикета

    «Приклады како пишутся комплименты» - книга-образец правил почтовой корреспонденции

    Часто этот период считается «немым» из-за господства иностранных языков, проблема языка, в конце 18 в происходит первая реформа русского

    литературного языка(принадлежит Карамзину – его труд «История государства Российского»), за образец был взят язык дворянских салонов(т.е. много заимствовалось иностранных слов)

    Только в 30-е г 19 в была проведена вторая реформа А. Пушкиным – та норма, которой мы сегодня пользуемся

    В 18 в была проведена реформа русского стихосложения, эту реформу осуществили Тридиаковский и Ломаносов – эта система стала называться в

    итоге силлабо-тоническая - система ударных и безударных слогов – четырёх-стопный ямбический стих (силлабическая система)

    В 18 в появляются классицизм(30-60-е г 18 в) – «образцы для подражания» и сентиментализм

    Культ морали и долга перед государством

    Правило трёх единств: места, времени и действия – ограничивают, но создают героя для подражания

    Вводили положительных и отрицательных героев, высокие жанры(трагедия, ода), низкие жанры(комедия)

    На смену классицизму приходит сентиментализм – культ чувства, в противовес культу разума, открывается читателю внутренний мир героя, в

    какой степени человек способен на чувства, культ природы

    Появляется в 19 в жанр – романс, песня

    Сентименталисты замкнуться в своих чувствах, что и приведёт их в тупик

    Затем приходит просветительский реализм

    Он будет говорить о человеке, требовать равенства

    Представители:Радищев, Фон Визин, Карамзин, Державин, Крылов, Новиков

    В 19 в. после Павла приходит Александр 1 – разрешает открыть частные типографии, разрешает организовать новые формы жизни

    19 в – более совестливый, писатель в 19 в – не только писатель, он и учитель, и философ и проповедник.

    5. Роль творчества А.С.Пушкина в развитии литературы для детей.

    А.С. Пушкин (1799 – 1837) специально для детей не писал, но многие стихотворения и отрывки из его произведений вошли в детское чтение с 20-х гг. 19 в. А.П. внимательно следил за развитием ДЛ. Его возмущало творчество бездарных писателей, которые создавали произведения, оторванные от жизни. Он создает пародии-фельфоны на назидательную ДЛ. («Ветреный мальчик», «Маленький лжец», «Варюша, сын приходского дьячка»). Опубликованы они были в «Литературной газете» и объединены в рубрике «Детские книжки»

    Лирика Пушкина в чтении детей

    Лирика А.П. занимает особое место в детском чтении (см. «Зимнее утро», «Зимний вечер», «К няне», «Вечер», «Пророк», «Бесы», «Узник» и др., пролог к поэме «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зеленый...»).

    Высокая художественность, простота, правдивость и народность его произведений сделала многие из них достоянием юного читателя.

    Сказки Пушкина

    В 1830 А.П. начинает работу над «Сказкой о медведихе» («Как весенней теплою порою...», которая осталась незавершенной.

    1831 – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде»

    1833 – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    1834 – «Сказка о золотом петушке»

    Сказки А.П. делятся на:

    1) сказки-поэмы (о мертвой царевне)

    2)сказки-новеллы (о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке)

    А.П., создавая свои сказки, опирался на фольклорный материал.

    «Сказка о попе...» близка по сюжету к народно сказке «Батрак Шабарша».

    Сюжет «Сказки о рыбаке...» своими истоками связан со сказкой «Жадная старуха» и был подарен А.П. В.И. Далем.

    «Сказка о мертвой царевне...» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце».

    А.П. привлекал фольклор и других стран. Так «Легенда об арабском звездочете» В. Ирвинга сыграла определяющую роль в творческом замысле «Сказки о золотом петушке».

    «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)

    Фольклористы указывают на несколько источников этой сказки, однако в качестве доминанты обычно называется сказка братьев Гримм«Сказка о рыбаке и его жене». Сюжетообразующими началами немецкой сказки является образ заколдованного принца – рыбы камбалы и желание жены рыбака стать римским папой, а потом и самим Богом.

    Немецкая сказка рассказывает историю рыбака и его жены, которую «старухой» не называют. Старуха из сказки А.П. есть не столько указание на возраст, сколько стилизация фольклорного начала р.н.ск., где главные герои старик со старухой, дед да баба. Старчество есть указание на некий статус «основателей рода», долженствующих быть мудрыми.

    Конфликт в сказке внутрисемейный: муж смотрит на свою жену, ставшую римским папой: «Ах, жена! Как прекрасно, что ты сделалась папой!».

    Определяющими чертами пушкинского старика являются покорность и досада, бескорыстие и доброта.

    В немецкой сказке муж не дает жене характеристик, как старик А.П.: «сварливая баба», «старуха вздурилась», «проклятая баба». Муж из немецкой сказки «прячется» за заклинательную просьбу:

    Человечек Тимпе-Те,

    Рыба камбала в воде,

    Ильзебилль, моя жена,

    Против воли шлет меня.

    Пушкинский старик прибегает к повторяющимся речевым формулам: «Смилуйся, государыня рыбка!». Для А.П. это не просто вежливое обхождение старика с благодетельницей, а акцентированное внимание царственной сущности тех милостей, которыми он, а еще больше старуха вознаграждалась.

    В немецкой сказке муж ловит рыбу удочкой, а у А.П. – неводом. Здесь проявляется ментальность русского народа.

    В немецкой сказке камбала: «Опустилась она на дно и оставила за собой длинную струйку крови». Образ камбалы более страдательный, балладно-сентиментальный, чем у А.П., а это снова напоминание о христианском контексте.

    Составляющей семантики образа золотой рыбки является не рыба, а рыбка. Уменьшительно-ласкательный суффикс –к сообщает и уязвимость, и внешнюю слабость.

    Пушкинская сказка – поэтическая, гриммовская – прозаическая. Ритмический компонент сказки А.П. усиливает живописное и музыкальное начало. Сказка А.П. о рыбаке и рыбке, а не о рыбаке и его жене. Конфликт в ней перенесен из семейного, родового – в универсум.

    Пушкинская сказка – это и стилизация народной сказки, где волшебное и сатирическое сосуществуют, где наказуемы человеческие пороки. Это сказка о человеке и его счастье, о пути к нему (рыбак, ловец, «охотник» - и его «добыча»), о «промысле» человеческом и промысле Божьем, о месте русского человека и его души в жизни «от корыта» (быта) до бескрайнего мора-океана – мироздания (бытия).

    Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным политическим вопросам. Стихотворения Пушкина, вошедшие в чтение школьников, воспитывают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта