римское право. Литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных
Скачать 6.24 Mb.
|
Глава 21 Экономический романтизм □ Вопрос о крестьянской общине: славянофильство и «руссн социализм» Q Разночинная интеллигенция и идеологизация^ политической экономии Q Трудовая теория стоимости и «капиталистический пессимизм» Q Концепция «народно производства» Л. Вопрос о крестьянской общине: славянофильство и «русский социализм» Став великой военной европейской державой, Россия с пере^ ным успехом поддерживала этот внешнеполитический статус, внутренней жизни продолжала отличаться от остальных евроиен держав более, чем любые две из них друг от друга. Поэтому за* мерно, что русская общественная мысль не могла ограничиться! меркой на свой аршин западных политэкономических школ и| мои» и выкраивала направления, настаивавшие на качественно! бом пути развития страны. Главнейшими из них стали славяноа ство и народничество. «Национальная система» Ф. Листа, оспаривая универсальи рекомендаций «космополитической экономии», настаивала на^ образии Германии для того, чтобы поднять се с уровня относите отсталой западной страны на уровень передовой. Российские «с оспаривая универсальность западного опыта, пытались за отст( тыо России увидеть преимущества ее самобытного, отличного i ладного, пути развития. Институтом, определяющим этот ос^ путь со своеобразными формами производства, славянофилы родники провозгласили русскую сельскую общину. Подчеркнем, что славянофильство и народничество имен вые временные, социальные, интеллектуально-психологически токи. Славянофильство выросло из «философических» спороа| лонах «молодой Москвы» в годы царствования самодержца-жа ма Николая I. Славянофилы были в большинстве своем богать мещики, склонные к патриархальной идиллии. Самый романтична из них, Константин Аксаков (1817-1860), писал в преддверии о i мп 344 крепостного права, что «для многих имений, собственно для оброчных, власть помещика служила стеклянным колпаком, под которым крестьяне могли жить самобытно, свободно, даже не боясь вмеша-■н'|[ьства становых, а в особенности спасаясь от попечительности пра-ишельства»1. Исконные самодостаточные «земские» начала русско-к> крестьянского «iviipa» (a «Mip» означает одновременно «согласие» и ■ иселенную») Аксаков противопоставлял созданной Петром Великим по западным образцам регулярной имперской государственности, сту государственных учреждений и государстпенной заботливос-Исконно русский, идущий из глубин православия путь общин- 0 «земства» был в учении славянофилов противопоставлен запад- iy пути рационализма, «наружной связанности» и «индивидуаль- 1 изолированности», «жизни контракта и договора» . Община — . договорная, а бытовая», «это не контракт, не сделка, это проявле ние народного духа» . Сложившись как своеобразная разновидность национального t" ч.штизма консервативной складки, славянофильство рассуждало >бщине прежде всего в историософских категориях — как о прояв-ни провиденциальной самобытности России. Экономическую ("тематику в этот контекст ввел - парадокс! — прусский барон Ав-' фон Гакстгаузен, совершивший в 1843 г. за счет правительства чолая I полугодичное путешествие по центральным и южным об-1ям России и подытоживший свои наблюдения в 3-томном «Ис-htfi/fiiiii внутренних отношений, народной жизни и в особенности акихучреждений России» (1847-1852). Идеологи славянофильст-(дшли в книге Гакстгаузена полное подтверждение своим взгля-яа русскую «самобытность», проявляющуюся в православной «со-пости», «хоровом чувстве согласия» в общине, патриархальной шичности хозяйственно-бытового уклада. Гак был задан основной мотив последующей русской экономной мысли XIX в. — выражение одним общим понятием «сельская мельная община» всего своеобразия экономического строя Рос-. при этом обертоном зазвучала перекличка с западноевропейским иализмом, чьи утопии уничтожения права наследства и уравни- 1 Аксаков К.С. Замечания на новое административное устройство крес-i к России. Лейпциг, 1861. С. 2. Славянофильское противопоставление общины и «земства» — государ-имости и контракту — соответствует разработанному позднее западной тиогисй (Ф.Теннис) противопоставлению непосредственной «общнос-< iemeinschaft) и опосредованной формальными установлениями «обще-нмости» (Gesellschaft). 'Аксаков К.С. Поли. собр. соч. Т. Г. М., 1861 С 202. 345 тельного распределения собственности уже достигнуты, по мнению! Гакстгаузена, в компактных русских сельских общинах без »сям>/>| социальной революции. О том же писали славянофилы: наибо м начитанный из них в политической экономии Юрий Самарин (18(К> 1873) видел в общинном владении ненайденную на Западе «середину! между дроблением земли до бесконечности и пролетариатством' и| находил, что взоры европейцев (Гакстгаузена, Жорж Занд) «обриш лисьтеперь к славянскому миру, который понят ими как мир обмш ны», и обратились «с каким-то участием и ожиданием»4, fiockojh > . община — естественная форма того, чего искусственным путем х< добиться западные социалисты и коммунисты. Идейный вождь i иянофильства Алексей Хомяков (1804-1860) настаивал, что зели ная обшина - «предохранение России» от пролетариата, nayneptu и революционных потрясений; а из крестьянских ремесленных ар лей могут развиться и промышленные общины. «Язва пролетариатства» (с 1830-х годов - времени завершен! промышленного переворота в Англии и его начала в России — сц| вол несостоятельности западного экономического прогресса для pj ских мыслителей), с одной стороны, и социально-политическая ] волюция — с другой, были двумя главными жупелами, с оглядкой| которые стала развиваться идеология славянофильства. По мрач^ му капризу судьбы самые яркие из ранних славянофилов — А. Хо§ ков, К. Аксаков, братья Киреевские — ушли из жизни в канун ны крепостного права; другие — Ю. Самарин, А. Кошелев, kj| В. Черкасский - своим активным участием в крестьянской рефс способствовали закреплению поземельно-передельной общины. ( вянофильская пропаганда сказалась и на земской реформе ]864г, I зднее, пореформенное славянофильство- публицист Иван Акса| ученый-предприниматель и редактор журнала «Вестник промыш/ ности» Федор Чижов, культуролог Николай Данилевский и друг! перешло на позиции панславизма и великодержавного имперс( экспансионизма (в Средней Азии, на Балканах и на Черном ж отстаивания интересов национального (а фактически московск! капитала в железнодорожном строительстве и в таможенной пол^ ке (протекционизм). Представления славянофилов о происхождении, «самобытне и экономическом содержании общинного землевладения подпер резкой критике западники-фритредеры Вернадский и Чичерин.! против, «левые» революционные западники - приверженцы ео{ лизма - сделали шаг навстречу славянофилам, согласившись с 4 Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1877. С. 39. 34В пнюсительно благодетельности принципа общинного владения и поставив его в центр утопии «русского социализма». Основатели «русского социализма» Александр Герцен и Николай Ошрев, как и славянофилы, происходили из богатых помещиков. < Марев, унаследовав от отца (действительного статского советника) пи;»ирное имение, решил на практике «коротко узнать, что такое пщцина». Он экспериментировал с переходом крестьян на «систему i шлатноготруда», беспроцентным кредитом, сооружением фабрики мутных промтоваров, обучением крестьянских детей. В статье «На-рт)пая политехническая школа» (1847) Огарев дал откровенную харак-i >истику народному невежеству, неряшеству, фатализму, не имею-и > му аналога русскому «авось» и заключил: «Наша община есть ра-■ ictbo рабства. Mip (м1рское управление)... есть выражение зависти ц * \ против одного, общины против лица... по статистическому опы-i\ и наших деревнях... не более 5% крестьян богатеет»'. Но, несмотря на это, разорившийся после 10 лет хозяйственных itob и эмигрировавший Огарев солидаризовался со своим другом I' диеном в утопии общинного «русского социализма». Александр li рцен, самый яркий из западников в «философических» спорах со i мнянофилами, сознавал, что русская община «поглощает личность». I In, пережив в эмиграции разочарование в западной цивилизации, ее шроиофагии», «мещанстве», гипертрофированном приобретатель- 1' и собственничестве, Герцен склонился в сторону славянофиль- ,i, пытаясь убедить себя и других в том, что община — это «жиз- М1ЫЙ нерв нашего национального существования»: «Счастье для i кого народа, что он остался... вне европейской цивилизации, ко- ■ (я, без сомнения, подкопала бы общину и которая ныне дошла в шализме до самоотрицания». Много размышляя над западноев- юискими социалистическими системами, Герцен не был удовле- |)ен ими, страшился «рабства общего благосостояния» и предре- , что западный городской индустриальный «безземельный» мир I. «пройдет мещанством»6. Выход из этого «конца истории» Герцен стал искать на путях «рус-^м>го социализма», указывая на подвижные — артельно-мастеровые — гсские общины, оставлявшие «достаточно широкий простор для Ичной свободы и инициативы», В артели Герцен видел «лучшее до-|аательство того естественного, безотчетного сочувствия славян с Яшализмом... Артель вовсе не похожа на германский цех, она не 4 Огарев Н.П, Избранные социально-политические и философские про-Ьиедения. Т. II. М, 1956. С. 8-10. '■ Герцен А.И. Собр. соч. вЗОтт, Т. 16. С. 141. 347 ищет ни монополии, ни исключительных прав, она не для того соби рается, чтобы мешать другим, она устроена для себя, а не против koi < либо. Артель — соединение вольных людей одного мастерства на а ший прибыток общими силами»7. Оказавшись в итоге на перепутье между либеральным западни" ством, славянофильством и европейским социализмом, революци неры-дворяне Герцен и Огарев оставили свой расплывчатый «русск социализм» в наследство новому поколению искателей обществен! i го идеала - интеллигентам-разночинцам, начиная с Чернышевском 2. Разночинная интеллигенция и идеологизация политической экономии Резко очерченный профиль русской разночинной интеллигенпм выступил на исторической арене в динамичную (и динамитную) эп< раскрепостительных реформ, грюндерства, естественнонаучной и пуляризации и революционного нетерпения. Выходцы из народи низов, пробившиеся в университеты и журналистику, исполненп сострадания к обездоленной «серой массе» и веры в «зиждительн идеи», разночинцы напряженно вдыхали веявший с Запада преоб| зовательный дух наук о природе и человеке8 и чаяли направить его . дело «осуществления на земле блага трудящихся классов». Новое слово «интеллигенция» — в значении слоя работников yMi венного труда, быт и убеждения которых окрашены идеей «служен народу», — стало общераспространенным после появления романа и сателя П.Д. Боборыкина «Солидные добродетели» (1870). Однако п ранее о «социально- экономической интеллигенции» как о представите; нице «разума, творящего открытия в сфере умственной и материт ной цивилизации», писал в статье «Реализм в применении к народной п номии» (1866) выдающийся историк-разночинец Афанасий Щшп Идеолог «земского народосоветия», Щапов призывал к «естествен! научной народной экономии» — «основывать по провинциям особ экономические ассоциации», чтобы вносить научные знания в сельск общинный Mip, рационализировать земледелие и кустарные промь лы, вводить технику и новые отрасли промышленности. Идейным самовыражением и самоопределением разночинн<ш интеллигенции стало народничество. Народник был типом интеллм I 7 Там же. Т. 12. С. 109-110. s1856—1862 гг — эпоха утверждения позитивизма, эволюционизма и тестнознании и «выработки механического миросозерцания, охватыклюн го также развитие человеческих понятий и учреждений» (Кропоткин II Современная наука и анархизм. Лондон, 1901. С. 22—28) 348 i u i г га-идеолога, распространявшего сферу идеологических исканий п.1 «псе, что выплывало на поверхность умственной жизни в Запад-iidi! Европе» . Это касалось и политической экономии. Крупнейший И'к'олог-разночинец Чернышевский пытался на основе изучения ( и ита, Рикардо, Дж, Ст. Милля и социалистов сформулировать «эко-июмическую теорию трудящихся». Щапов работал над созданием «Ис-Г1ч|'ии цивилизации в России», аналогичной знаменитой «Истории ци-рииизации в Англии» Т. Бокля. И Чернышевский, и Щапов в 1860-е '.I были сосланы в Сибирь, однако самым влиятельным печатным 1ном пореформенной России стал культивировавший народни-*ую идеологию «толстый» петербургский журнал «Отечественные 1ски». Его редакторы — поэт Н.А. Некрасов, публицист Г.Е. Ели-!, сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, социолог Н.К. Михайлов-j — в самой яркой форме выразили антикапиталистические «умо-.■ртания» разночинной интеллигенции: обличение «дельцов бир-i.ix» Некрасовым и «плутократии» Елисеевым, гротескные обра-чумазых» наживал — деруновых, колупаеиых, разуваевых —у Сал-жа-Щедрина, программная формула Михайловского, что задача ■ллигенции «именно в том и состоит, чтобы бороться с развитием куазии на русской почве». Вокруг «Отечественных записок» спло-я круг журналистов-экономистов, виднейшими из которых были tl.ll Воронцов и Н.Ф. Даниельсон, связанные на протяжении мно-(X десятилетий личной дружбой. Чемский врач Василий Павлович Воронцов (1847—1918), писавший псевдонимом «В.В.», сделал общеупотребительным в русском |ыке — на 20 лет раньше, чем Зомбарт на Западе, — слово «капита-|зм», вводя его в название ряда своих статей и главной работы « Судь-I капитализма в России» (1882). Бухгалтер (с 1877 г. — главный кон-uiep) Петербургского Общества взаимного кредита Николай Фран-ч Даниельсон (1848-1918), писавший под псевдонимом «Нико-\о]{», вместе с выдающимся революционером, личным другом sa и Энгельса Германом Лопатиным осуществил перевод I тома 1итала» К. Маркса (1872). Русский язык стал первым, на который |переведен «Капитал» с языка оригинала, причем перевод вскоре л до восточно-сибирской тайги, где отбывали ссылку А.П. Ща-i ученик Н.М. Ядринцев10 и куда ездил Лопатин в попытке 1 Опсянико-Куликовскии Д И. Психология русской интеллигенции // Интеллигенция в России. М , 1990. С. 397. Особое пнимание народников-сибирякои привлекли две последние I тома «Капитала» — о первоначальном накоплении и теории колони- 1, использованные в статье А.П. Щапова «Что такое рабочий народ в |l|)ii» (Ш5) и в книге Н М. Ядриниева «Сибирь как колония» (1S86) 349 освободить Чернышевского. Вскоре после смерти Маркса, в 18841 Лопатин был арестован и более 20 лет провел в Петропавловской i пости, вто время как Даниельсон продолжал оставаться корреспс дентом Энгельса и осуществил перевод и издание II {1885) и FII (189 томов «Капитала». Марксова теория трудовой стоимости и накопления капит была интегрирована в политическую экономию народничества и nf дала ей цельность идеологической системы, построенной на следуя щих основаниях: сугубо отрицательное отношение к капитализму в его как : падных, так и в доморощенных российских проявлениях; признание ценности русской общины как зачатка отличных < капитализма форм промышленного и сельскохозяйственного nf гресса; миссионерство интеллигенции как «представительницы наук^ в поиске и организации этих форм; опора на массив статистических данных, собранных в nopeq менной России земскими статистиками. «Зиждительная идея» народников - русская община как осно некапиталистического экономического строя — сходилась со слав нофильством. Но славянофильский национальный провиденциали народничество заменило рационалистической предпосылкой можности выбора пути промышленного прогресса и организаь научных исследований в иных формах экономических отношеь чем западный капитализм с его теневыми сторонами. «Наша и> лигенция, — отмечал Воронцов, — не останавливаясь долго на . кретных формах западного либерализма, не имевших для Рс практического значения и потому не особенно обаятельных, м? принимать с Запада прогрессивные идеи в их общечеловеческой < стоте» . Отсюда делался вывод, что «для России необязательно | вторение форм, пройденных Европой, коль скоро в понятиях ин% лигенции сложилось определенное представление о формах, идеальных»12. Политическая экономия разночинной интеллигенции не исЧ пывалась рамками народнической журналистики: в основание бс шинства русских университетских курсов политэкономии легло i'< четание трудовой теории Маркса с влиянием идей Чернышеве! Самым значительным был курс профессора Московского униве В оронцов В.П. Наши направления // Образ будущего в русской { ально-экономической мысли конца XIX — начала XX в. М., 1994. С. 12 Там же. 350 А.И. Чупрова (1842—1908), тяготевшего к историко-этической uic и катедер-социализму. Один из наиболее ярких политэконом-разночинцев, Чупров стал основателем новой специализирован-1 области — экономики транспорта - и признанным наставником :ких земских статистиков, один из которых — Степан Блеклов -1913) -дал очень емкую и точную формулу самосознания на-(диической интеллигенции - идейно-рабочая сила11. 3, Трудовая теория стоимости и «капиталистический пессимизм» Одну из своих статей В.П. Воронцов озаглавил «В защиту капи-Ьистического пессимизма» (1881). Под «капиталистическим песси-|мом» Воронцов подразумевал «невозможность капитализму на ркои почве сыграть ту роль организатора труда, которая выпалана Полю на Западе». Используя гротескные образы Салтыкова-Щед-и исторический материал об искусственном насаждении цар-I правительством крупного промышленного производства — с суб-Инми или гарантиями сбыта от казны, Воронцов отмечал, что от }К<>11 буржуазии нельзя ждать исполнения миссии европейского кто сословия — привнесения в общество просветительных и ли-tiii.мых идей, отстаивания политических свобод. Но этими сопи-ггическими аргументами не ограничился «капиталистический РИмизм» Воронцова. Опираясь на трудовую теорию стоимости KCii, он настаивал на экономической бесперспективности капи-|зма и России ввиду своеобразия внутренних и внешних условий отшического развития: |) «климат в союзе с огромными пространствами нашего отече-фовые природные условия России, ее чрезмерные расстоя-дорожье; олкновение отсталой страны с конкуренцией гораздо более -lx, захвативших рынки для своей развитой промышленности, иге «Судьбыкапитализма в России» (1882) Воронцов подчерк-удобства путей сообщения составляют главное условие су-1ния крупной капиталистической промышленности, ибо она юльшого сбыта, возможности постоянного скорого и деше-мещения огромных масс продуктов и рабочих с одного кон-ой. «Промышленно-капиталистический гений наций наор- ijion CM Земские учреждения // Энциклопедический словарь Г 2!. Стб. 249 351 ганизацию перевозки обращает преимущественное свое внимаш Но в России из-за больших расстояний и плохих дорог транспор1 издержки гораздо выше, чем в западных странах, и одноврем много труднее добиться дешевизны продуктов, так как выше стц мость рабочей силы — требуются дополнительные расходы на теплу зимнюю одежду, обогрев жилья и т.д. В итоге сильно повышается i личина общественно необходимых затрат и, таким образом, соотн ственно, снижается конкурентоспособность. Российские товары, ей их продавать по ценам соответственно их стоимости, не смогут б| реализованы на внешних рынках. С другой стороны, крупная промышленность в России, не ия доступа на внешние рынки, имеет возможность пользоваться техй ко-организационными усовершенствованиями, выработанными Западе, и тем самым наращивать производство. Но этому произл ству остается рассчитывать на внутренний сбыт, который явно нсд статочен из-за бедности основной массы населения, усугубля! последствиями «водворения» крупной промышленности - разо| ем мелких производителей и большими размерами вытесненн< бочей силы. «Капиталистическая организация, попытавшись у диться в России, вступила в своего рода заколдованный круг: / процветания необходимо богатое население, но каждый ее шаг н,-развития сопровождается обеднением последнего; развитие кл листического производства ведет к обеднению народа, а это of ние подрывает существование указанной формы промышленно1 Делая вывод, что «свободному полету капитализма полож нас довольно тесные пределы», Воронцов показывал на фактич материале, что капитализм проявил себя в России либо «гостем влеченным почти насильно»16 в форме крупной промышлен! спорадически возбуждаемой правительством для очередного эта ревооружения армии или железнодорожного строительства, j ■ облике «кулака» — сельского спекулянта-перекупщика и росте ка, эксплуатирующего мелких сельских производителей-кустш 1 4 Воронцов В.П. Судьбы капитализма в России // Народнически. номическая литература. М., 1958. С. 451—452. Заметим, что несколькими годами позже Воронцова Альфред Mapll в «Принципах экономике» настоятельно подчеркивал, что более чем г(\ дохода, который извлекла Англия в XIX в из совершенствования своих Г мы шленных товаров, она обязана удешевлению различных видов тратч((| та, снижению издержек перевозки людей и товаров. 15 Там же. С. 464. 16 Воронцов В. Разделение труда земледельческого и промышленной России//Вестник Европы. 1884. № 7. С. 346. 352 монополизации сбыта их продукции. Эту тему продолжил Да-Н.епн в «Очерках нашего пореформенного хозяйства» (1893). | Обозревая экономическое развитие России после отмены крепо-)к> права, Даниельсон сделал вывод о борьбе двух форм хозяйства: илистической и общинной, с использованием первой противвто-i ж их средств, как кредитная система, железнодорожное строи-D и международная торговля. На Западе, подчеркивал Даниель-чезные дороги и акционерные банки выросли из потребностей развитого товарного производства и, в свою очередь, стимули-гго дальнейшее развитие. В России же товарное производство [икло в глубь общественного организма, основа экономики — с хозяйство - осталось законсервированным на низком уров-' 1ысшие слои в стремлении подключиться к мировому рынку i силы и средства на развитие банков и железных дорог, нара-1кспорт, но экспорт сырья - зерновых, причем по заниженным [то вело к упадку русского сельского хозяйства. Не происходили шталистической рационализации земледелия, поскольку из-за ||ri)i>ix мировых цен на зерно (сбиваемых конкуренцией американ-ч> хлеба) и низкой производительности труда русским кулакам было [>д| гее эксплуатировать крестьян не в форме найма, а в форме скуп-I ростовщичества. Сосредоточение капитала шло через кредитный |нмзм за счет сокращения народного потребления — следователь-I пнугреннего рынка, - застоя земледельческой производительно-, упсличения числа «упалых хозяев». (Рассматривая капиталистическое развитие России в контексте ромого рынка и указывая вслед за Марксом на проблему реализа-| общественного продукта, Воронцов и Даниельсон отмечали, что )p:i шерность наращиваемого в погоне за прибылью объема про-рдсша и суженной базы потребления порождает в капиталисти-Ком обществе накопление избыточных продуктов и недоисполь-imu.ix производительных сил. Узость внутреннего рынка сбыта ^шиченность покупательной способности массы рабочего насе-1я) юлкает предпринимателей к необходимости выхода на внеш-рынок, чтобы реализовать всю массу прибавочной стоимости, [пиши рынок позволяет «освобождать» внутренний рынок от из-1МИХ товаров либо прямо (обмен на экзотические продукты, на Drio или денежные векселя), либо косвенно (вывоз капиталов и |Г|Ш1ия рабочей силы — относительное повышение заработной Гы - сокращение числа непотребленных продуктов). Поэтому с Ииием капитализма все более обостряется борьба за внешние 1ки. трип экономических учении 353 Но странам, опоздавшим с выходом на капиталистический пуп. развития, в международной торговле приходится сталкиваться с нациям^ ушедшими вперед и захватившими рынки. Предпринкмате ли передовых СТран с более высокой производительностью труда т\ бязЫве1ют свои условия - неэквивалентный обмен, получая возможность продавать свои продукты выше индивидуальной стоимости, к то вРеМя как отсталые страны наталкиваются на препятствия для рос i .1 производительности труда в ограниченности сбыта, делающей нены Г0Дны^ применение дорогих машин. Воронцов обращал внимание на сопротивляемость крестьянства законам рынка, готовность «на материальные потери лишь бы сохра Нить Нравственные выгоды, связанные с положением самостоятель ного хозяина», упорно удерживаться на грани, отделяющей от поло жения наемного работника17. Даниельсон признавал, что наступле Ние Капитализма отслаивает от общины крестьян, вынужденных прекратить обработку своей земли, выталкивает их в ряды батраков и \ пРомышленных пролетариев. Однако он оспорил суждение профес соРа Киевского университета Николая Зибера, что экономическимj пР°гресс рОссии наступит после того, как «каждый мужик выпарится] в Фабричном котле»: «Даже в странах, далеко нас опередивших, чш. ло Рабочих, требуемых капитализмом, довольно ограничено». Ci анализ русской действительности Даниельсон завершал вывода! амалогичными Марксову «всеобщему закону капиталистического! к°Пления»? — пределы развития капитализма ставятся возрастак>1[ еДностью, порожденной его же собственным развитием, ростом' ла безработных, которые не могут удовлетворить самые насуцц свои потребности1*. Из «капиталистического пессимизма» экономисты-народн] Делали вывод о необходимости для России использовать шанс ] Но^ать «извращенного направления» крупного промышленного j изводсхЕза, Капитал на Западе «организовал труд, но в форму, | пригодную для рабочего». Для России народники считали вози ным преобразование материальных условий производства на oq ве общинного землевладения и объединения сельского хозяйст пРомышленности в руках непосредственных производителей -1 интеллигенция сумеет «привить» технические достижения к обм н°-артельным формам земледельческого труда и кустарных npoiv,. ЛОц. ls Народническая экономическая литература. С. 477. Там же. С. 56S. 354 4. Концепция «народного производства» При разработке концепции «народного производства» Воронцов и Даниельсон обращались не только к русскому, но и к западному опыту, рассматривая межстрановой анализ как своего рода лабораторию для рационального выбора форм «здания будущего общественного хозяйства». Предтечей народников и источником важного аналитического материала для них был А. К. Корсак, которого можно i читать первым русским экономистом-компаративистом. Александр Казимирович Корсак (1832-1874), сын польского ссыл'ьно-поселенца, своей магистерской диссертацией «О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства (кустарной и домашней промышленности) в Западной Европе и в России» (IS61) опередил на 30 лет исследование К. Бюхера о формах хозяй-i та в их историческом развитии. Сопоставление Корсака с Бюхе-1>ом особенно интересно ввиду утверждения последнего, что «наро-/fu, которые, подобно русским, не создали настоящей городской л мши, не имеют также и национального ремесла»19, поскольку ре-мссло — специфически городское явление. Начиная свое сравнение mi гории промышленных форм на Западе и в России с характера городов, Корсак отметил, что западноевропейские города, завоевав в |цфьбе с феодалами политические права и вольности, развились в ■ I опомически значимые и самостоятельные в своих внутренних и мах общины, соединившие ремесло и собственность. Городские онщины имели большие привилегии сравнительно с сельским на-■ i пением и превратились в центры местных рынков и промышленного мастерства, росту которого способствовали цехи, контролиро-ишие качество изделий. Обращение торгово-промышленной де-гльности в монополию городских корпораций содействовало об-юванию на Западе богатого «среднего сословия». В России же рода возникали из военно-административных соображений и поставляли собой не что иное, как огороженные села; цехов не •чю; слаборазвитая промышленность надолго сохранила характер >Гючной деятельности земледельцев, а с XVIII в. приняла форму иповых ремесел: целые деревни, особенно подмосковные, лежащие i больших дорогах, занялись производством какого-либо одного ■месла; жители одних сделались кожевниками, других - ткачами, "■чьих — красильщиками, тележниками, кузнецами и т.п. Преоб-1Ч!1ние этой домашней сельской промышленности, ориентирован-'II не столько на качество, сколько на дешевизну изделий, сохра- ' Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. Пг., 1923. С. 102. 355 нилось и после «несчастных мер Петра» по искусственному насаж дению цехов и крепостных мануфактур и фабрик. Живучесть мелкой домашней промышленности в России Корсак объяснял как природными условиями и-общей отсталостью страны (климат, обусловливающий в северных губерниях малопроизводи тельность земледельческого труда и излишек свободного времени v крестьян; недостаток путей сообщения при многочисленности наа1 ления; слабое развитие разделения труда; отсутствие фабричного про изводства многих дешевых изделий первой необходимости), так и наличием у большинства населения, хотя и на невыгодных условиях подспорья в клочке земли. Высмеивая барона Гакстгаузена, вообра зившего сходство российского кустарничества с ассоциациями сем симонистов, Корсак, однако, не отрицал за русским сельским укла дом, где земледелие не дифференцировано от ремесла, перспектив к развитию в новую форму производства — противоположную фабри ке, чьи темные стороны очевидны, а всепоглощающее могущее!i ■> опасно. Это развитие возможно при условии, если организовать ; социации сельских производителей с системой мелкого кредита, с товой закупкой материалов и налаженным сбытом изделий, расщ странением усовершенствованных орудий, общественными маек скими, выставками и т.д. Даже на Западе, где экономическое превс ходство крупных фабрик поглотило мелкую промышленность, К< сак находил примеры того, как возможно простым работникам noj зоваться всеми выгодами фабричного производства на правах са\, стоятельныххозяев, оставаясь сельскими жителями, — в Швейцарии и Швеции50. Воронцов и Даниельсон подхватили эти идеи, предлагая формы «иного пути промышленного прогресса» в виде артельной организа-, ции мелкого кустарного производства при помощи интеллигенции и] правительственной организации крупного «механического дела» до тех пор, пока не удастся «видоизменить общину» в новую «произвол-! ственную единицу, сходную с той, которая имеется, например, в швеи царском часовом производстве». То, что крупная фабричная промы шленность не является универсальной и всепоглощающей формоп, народники доказывали ссылками на примеры западных стран, в чл стности на развитие во Франции «мелкой самостоятельной промы тленности высшего порядка», основанной на искусной ручной p.i боте, и на переходность положения фабричного рабочего в США, i дс К орсак А. К О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства (кустарной и домашней промышленности) и Западней Европе и в России. М. 1861 С.182-185, 298, 310. 356 рабочие-иммигранты, скопив за несколько лет деньги из зарплаты, покупают участки земли и становятся фермерами21. Неотделенность ремесла от сельского хозяйства в русской деревне, распространенность кустарных промыслов создавали, по мнению народников, предпосылки для развития «народного производства», ^если интеллигенция при поддержке государства организует для крестьянства систему мелкого кредита и сбыта, а также найдет формы сознательного применения науки к вооружению мелкого производства для борьбы с крупным. Тогда возможно обеспечить вытеснение шитала семейными и артельными мастерскими, создать такие фор-ш организации промышленности, где «работники суть в то же вредя и хозяева предприятия». «Капиталистический пессимизм» Воронцова—Даниельсона и уто-Яические конструкции «народного производства» были подвергнуты ритике в конце 1890-х годов новым поколением русских экономис-Зв, выступавших от имени К. Маркса, теоретический авторитет кото-эго во многом благодаря народникам был велик в России, как ни в акой другой стране. Молодые неофиты Маркса, чтобы размежеваться f народниками, подвели их под определение экономического романтиз-7. Автор понятия Владимир Ульянов характеризовал народничество ак систему воззрений, заключающую в себе следующие три черты: «I) Признание капитализма в России упадком, регрессом... 2) Признание самобытности русского экономического строя во- 5ше и крестьянина с его общиной, артелью в частности... 3) Игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политиче- Их учреждений страны с материальными интересами классов»22. Видимое поражение в спорах конца XIX в., последующее торжест-пенинизма и теперешнее — ура-капитализма «списали» народниче-\о в каталог идеологических заблуждений. На исходе XX в. оценку вднического и более раннего славянофильского «общиноверия» как Снюмического романтизма вполне можно оставить — и даже отте-р'ь ею своеобразие русской экономической мысли. Однако необхо-/м сделать поправки на то, что в народничестве содержится нетоль-|по многом актуальный опыт осмысления ломки вековых общест-)пых форм в России, но и предвосхищение направлений современ- мысли в изучении «третьего мира» — теорий «периферийного ка-гализма», «моральной экономики крестьянства» и др.23 Народническая экономическая литература. С. 441, 445. 'Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 528-529. 1 Адамовски Э. Политическая теория Николая Даниельсона//Альтер-|цпы. 1998. № 4. 357 Рекомендуемая литература Народническая экономическая литература М., 1958. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца^ XIX— начала XX в. М., 1994. Раздел первый. Пантин И.К., Плимак Е.Б., Хорос В.Г. Революционная традиция п1 России. М., 1986. Гл. 5-7. Рачков М.П. Политико-экономические прогнозы в истории России Иркутск, 1993. Гл. I. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. СПб., 1998. Гл. III. Туган-Барановский М.И. Экономическая наука// Россия. Энцикло педический словарь. СПб., 1991. |