РИМСКОЕ ПРАВО. Литература по Теме 1 Тема Судебная защита прав в Риме Вопрос Эволюция римского гражданского процесса
Скачать 347.32 Kb.
|
Тема 4. Римское семейное право Целью изучения данной темыявляется рассмотрение института римской семьи и отцовской власти, институтов попечительства и опеки, а также виды родства, имевшие место в Риме. Задачи: 1. Рассмотреть виды родства, имевшие место в Риме. 2. Проанализировать институт отцовской власти. 3. Проанализировать институт опеки. 4. Проанализировать институт попечительства. Вопросы темы: Вопрос 1. Виды родства. Вопрос 2. Опека и попечительство. Вопрос 3. Брак и семья в древнем Риме, их эволюция. Вопрос 1. Виды родства. Агнатское родство – это родство по факту совместного проживания и труда, создаваемое по мужской линии. Агнатские родственники делились на две группы: близкие и дальние родственники. Близкие – это родственники, проживающие в одном консорциуме под властью одного домовладыки. Дальние – это родственники, которые когда–то были под властью домовладыки или могли бы быть членами данной семьи, если прежний домовладыка еще бы жил при их вступлении в семью. Степень родства определялась тем, сколько шагов по освобождению от отцовской власти потребовалось совершить, чтобы стать лицом со своим правом. Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим агнатское родство было со временем (в период республики) полностью вытеснено когнатством, то есть кровным родством. Когнатское родство – это кровное родство и родство по свойству (родственники жены или мужа) от общего предка. В когнатическом родстве различали две линии, и пять очередей наследования. Родственники по прямой линии – это родственники, происходящие один от другого в непрерывной последовательности. Линия могла быть прямой восходящей от потомка к предку и прямой нисходящей от предка к потомку. Родственники по боковой линии – это те, которые происходят от общего предка, но не друг от друга (дядя и племянник, двоюродные братья). Боковое родство было полнородным (общие мужские и женские предки) и неполнородное (полуродное). Неполнородное родство различалось как единокровное (от общего отца и разных матерей) и единоутробное (от одной матери и разных отцов). Данное деление было связано с определением статуса брачных и внебрачных детей. От родства в римском праве отличалось свойство. Свойство – это отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Вопрос 2. Опека и попечительство. Опека – правовой институт, компенсирующий полную недееспособность лиц, которые в силу возраста или пола не могут самостоятельно осуществлять правовую деятельность. Попечительство – правовой институт, компенсирующий частичную недееспособность лиц, которые по природе своей не являются дееспособными из-за особого рода личных недостатков (психических, моральных, физических). В постклассическом праве эти два института объединились в понятие «попечительство». Римское право различало три вида опеки: завещательная опека; законная опека; учреждаемая опека. Завещательная опека – это опека, устанавливаемая на основе завещания. На основании завещания домовладыка мог учредить опеку над своими детьми, как уже родившимися, так и над теми, которые еще только должны родиться, а также над внуками или правнуками, если у них отец умер ранее деда. Законная опека – это опека, устанавливаемая на основе закона. Если отец не установил до своей смерти опеку, то она учреждалась на основе закона. Опекуном по закону мог стать лишь ближайший родственник по отцовской линии. В случае, когда не была установлена завещательная опека, и невозможно было установить законную опеку, опекуна назначал претор. Такая опека называлась учреждаемая опека. Особенности учреждаемой опеки: не требовалось согласие малолетних на установление опеки; опекун должен был проживать в округе претора, назначающего опекунство; опекун должен соблюдать нравственность; не допускалось назначение опеки под каким–либо условием. Ходатайство об установлении опеки могло быть подано любым заинтересованным лицом. Опека осуществлялась над следующими категориями лиц: ограниченно дееспособными лицами до 12(14) лет; женщинами (после смерти мужа). Опека рассматривалась в Древнем Риме как общественная обязанность лица, и поэтому отказаться от исполнения обязанностей опекуна можно было только по уважительной причине. Поэтому некоторые категории лиц не могли принять опеку, а другие не могли от нее отказаться. Не могли быть опекунами лица, которые своим статусом, профессией или личными качествами не могли гарантировать правильное исполнение опеки, а именно: рабы; перегрины; душевнобольные; глухие, немые; воины; доверители или должники опекаемых; несовершеннолетние; женщины (в постклассическом периоде разрешено). От опеки могли освободиться следующие лица по просьбе сторон: престарелые в возрасте старше 70 лет; больные; малоимущие; лица, имевшие на своем иждивении трех и более сыновей; представители некоторых профессий: кузнецы, пекари, моряки, торговцы зерном; а также представители свободных профессий – философы, юристы, риторы, врачи, атлеты, наездники; сенаторы и магистраты; лица, которые могли указать лучшую кандидатуру. Прекращение опеки происходило: со смертью подопечного; с наступлением указанного возраста опекаемого лица; с утратой опекаемым одного из трех гражданских состояний; со смертью опекуна; с утратой опекуном состояния свободы или гражданства; когда опекун оказывался неспособным или отказывался от опеки (и отказ был принят); когда опекун вызывал подозрения по добросовестному исполнению опеки, в случае злоупотреблений опекуна и его последующего отстранения магистратом. Виды попечительства: попечительство над лицами от 12(14) до 25 лет с согласия лица; попечительство над безумными (без моментов просветления) и расточителями; попечительство для отдельных случаев (временное попечительство), например: над безумными с моментами просветления. Опекун вступал в свои права после утверждения магистратом. Опекун был обязан: представлять и защищать интересы опекаемого; добросовестно управлять имущество опекаемого. Опекун имел право: производить необходимые расходы за счет имущества и из средств опекаемого; распоряжаться плодами и урожаем; расходовать деньги опекаемого и в своих интересах, но с последующим их возвратом с максимальными процентами, установленными на день их траты для третьих лиц. Права опекуна также зависели от возраста подопечного: Ответственность опекуна: свободные денежные средства нужно было вкладывать в землю или давать по договору займа под проценты; за возможные убытки, допущенные при управлении имуществом; за любую прочую вину, в том числе и за легкую небрежность. Прочие права и обязанности опекуна: опекун не имел права отчуждать недвижимое имущество опекаемого (только при крайней необходимости и с разрешения магистрата); если опекун отчуждал имущество опекаемого без согласия магистрата, то опекаемый, достигнув совершеннолетия, получал право личного иска против опекуна и вещного – против приобретателя имущества. Срок исковой давности для предъявления таких исков устанавливался от 5 до 20 лет; по окончании опекунства опекун был обязан представить подробный отчет о своей деятельности, а опекаемый должен был компенсировать опекуну произведенные им расходы, связанные с управлением имуществом опекаемого; опекун не имел права требовать вознаграждения за исполнение им опекунских обязанностей. Правовая защита. В древнем праве существовало два средства защиты интересов подопечного: иск о злоупотреблениях опекуна (могло подать любое лицо); иск по прекращению опеки (мог подать только подопечный); иск к магистрату (мог подать только подопечный). В классическом праве кроме вышеуказанных было введено обязательство опекуна вносить залог (кроме завещательной опеки), охраняющий имущество подопечного. Были введены и новые иски: иск подопечного к опекуну; иск опекуна против подопечного. Вопрос 3. Брак и семья в древнем Риме, их эволюция. Брак постоянный и заключенный законным способом, длительный или пожизненный союз мужчины и женщины. Брак – это союз мужа и жены, объединение всей жизни, единение божественного и человеческого права (Модестин). Римского право различало два вида брака: брак с властью мужа (sit manu); брак без власти мужа (sine manu). Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены). Брак с властью мужа – брак древнего права в период преобладания агнатского родства. При заключении брака с властью мужа жена попадала в полную от него зависимость (первоначально муж мог даже убить свою жену, а также продать ее в рабство или кабалу). Брак без власти мужа в классический и постклассический периоды. Жена сохраняла кровнородственную связь с родной семьей – жена оставалась подвластной прежнему домовладыке или была самостоятельным лицом. Муж мог распоряжаться (управлять) приданым жены, но на другое имущество жены прав не имел. При вступлении в брак жена получала имя и сословное положение мужа, была обязана жить в том месте, где живет муж, последствия измены, были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. Все приобретения жены, сделанные во время брака, поступали в ее собственность. Брак следовало возобновлять ежегодно: если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала под власть мужа. Поэтому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в году проводить вне дома – давность, таким образом, прерывалась. Иные связи в римском праве рассматривались как запретные и допустимые: запретные: - адюльтер – если хотя бы одна из сторон состоит в браке; - инцест – связь между родственниками; допустимые: - конкубинат; - контуберниум. Конкубинат (concubinat) – постоянное сожительство мужчины и женщины, дозволенное законом, но не отвечающее условиям заключения законного брака и без намерения создать римскую семью, сожительство без правовых последствий. Контуберниум (contubernalis) – союз раба и рабыни, который в постклассическом периоде получил ограниченное правовое признание (рабов–супругов и их детей было запрещено продавать в разные места). Римский законный брак – это союз мужчины и женщины, который отвечает целому ряду условий, закрепленных в нормах права. Условия заключения римского брака: 1) достижение брачного возраста 12(14) лет; 2) отсутствие непрекращенного брака; 3) обладать правоспособностью; 4) не состоять в близком родстве; 5) иметь намерение жить в семье, создать римскую семью, воспитывать детей; 6) иметь согласие домовладыки, а позже – жениха и невесты; 7) заключить брак в одной из трех законных форм. Обстоятельства, приводящие к аннулированию заключенного брака: 1) непрекращенный предыдущий; 2) душевная болезнь (если она предшествовала браку). Если же она возникала после заключения брака, брак мог быть сохранен или расторгнут; 3) кровное родство, родство по свойству было препятствием лишь по прямой линии; гражданское родство (усыновление или удочерение) было уравнено с кровным родством; 4) между свободнорожденным и вольноотпущенницей с плохим поведением; 5) между сенаторами и вольноотпущенниками, актерами; 6) между опекуном и подопечной; 7) между правителем провинции и жительницей этой провинции; 8) при обете целомудрия одной из сторон. Заключению брака предшествовало обручение (sponsalia) как взаимное обещание вступить в брак. Обручение осуществляли главы семей, которые оговаривали все условия заключения брака и его форму. Если до бракосочетания так и не доходило, можно было требовать возмещения ущерба от лица, беспричинно разорвавшего обручение, и возвращения подарков невиновной стороне. В постклассический период обручение заключалось как по стипуляции, так и путем внесения задатка. Существовали три способа заключения брака: 1) древнейшие формы – похищение; купля жены, перешедшая в символическую покупку невесты у отца за символическую плату (манципация невесты); 2) торжественный религиозный обряд (для патрициев) при участии понтификов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время), с клятвой Юпитеру; 3) простое соглашение – наиболее распространенная и простая форма, заключение брака без формальностей. Это простое переселение жены в дом мужа, за женой сохранялась свобода в браке. Брак мог прекращаться только под воздействием новых юридических фактов – естественных событий и/или человеческих действий. Основания прекращения римского брака: смерть одной из сторон (общей утраты правоспособности супруга); потеря гражданства одним из супругов; утрата свободы одним из супругов; развод. В древности расторгать брак мог только муж (при измене, пьянстве, бесплодии, выкидыше жены и по другим причинам). Жена не имела права на развод. В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Действовало правило: как брак заключался, так и должен расторгаться. Виды разводов: divortium – развод по обоюдному желанию и согласию супругов. Формы: объявление развода перед свидетелями; письменный развод; фактическое прекращение совместного проживания; repudiurn – односторонний разрыв брака. В постклассический период браки часто стали распадаться. В связи с этим в эпоху империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным. Закон Августа обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин – с 20 до 50 лет, а также иметь не менее трех (вольноотпущенники – четырех) детей. Вдовы, вдовцы и разведенные должны вступать в новый брак: вдовы в течение двух лет, разведенные – в течение 18 месяцев. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие и т. д. Данные меры не способствовали уменьшению числа разводов, а с принятием данного закона стало еще больше распространяться внебрачное сожительство – конкубинат. При Юстиниане различали два вида разводов: a. развод с плохими последствиями (divortium cum damno): 1.1 неправильное одностороннее расторжение супружества (без уважительных причин, с выплатой штрафа); 1.2 расторжение супружества по вине другого супруга (измена, преступление, аморальный образ жизни); b. развод без плохих последствий (divortium sine damno): 2.1 развод по взаимному соглашению; 2.2 развод по воле одного из супругов (обет целомудрия, уход в монастырь). Семья (familia) – это римская патриархальная семья с единоличной властью paterfamilias (домовладыки). В римскую семью включались жена, подвластные дети (в том числе и незаконнорожденные от рабынь), родственники, усыновленные лица, рабы, кабальные работники, собственность (dominium): дом, имущество, орудия и продукты труда. На протяжении римской истории сменилось три вида семьи: 1) консорциум (семейная община агнатов); 2) агнатская семья; 3) когнатическая семья. Римляне проявили мудрую проницательность, создав специфический институт римской семьи и отцовской власти. Большая власть отцов над своими детьми уменьшает количество преступлений, а главное – дает возможность воспитывать граждан скорее нравами, чем законом. Родительской властью люди злоупотребляют меньше, чем любой другой: это самый священный авторитет, единственный, который не зависит ни от каких условий и даже предшествует последним. Контрольные вопросы: 1. Перечислите виды родства. 2. Чем отличается когнатское родство от агнатского родства? 3. Что такое опека? 4. Что такое попечительство? 5. Над кем могла быть установлена опека? 6. Над кем могло быть установлено попечительство? 7. Какая ответственность была установлена для опекуна? 8. Какие виды брака Вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Литература по Теме 4: Основная: 1. Новицкий И.Б. Римское право: учебник. – М.: Зерцало, 2007. 2. Дождев Д. В. Римское частное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. Дополнительная: 1. Боброва Н.Е. История источников римского права. / Н.Е. Боброва, А.Н. Хорошилов. – М., 1999. 2. Гетьман–Павлова И.В. Практикум по римскому частному праву. – М., 2004. 3. Дождев Д.В. Практический курс римского права. – М., 2000. 4. Покровский И.А. История римского права. – СПб., 1998. 5. Римское частное право. / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. – М., 1997. 6. Санфилипппо Ч. Курс римского частного права. – М., 2002. |