Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
омиками (великая святая богиня, освещающая небо, ее брат Суса-ноо-но-микото (бог ветра и бури, правитель равнины моря) и Цукиеми (бог луны). Буддизм, возникший в Индии, в Японию пришел в VI в. В XII в. Эй- сай привез дзен, и эта религия, как религия самурайства, стала очень популярной вплоть до реставрации Мэйдзи (1868 г) Дзен (кит. – чань; инд. дхьяна – медитация) – это феноменальный мир – неистинный, иллюзорный, ничто. При помощи медитации человек может познать свою изначальную сущность (сущность Будды, которая есть в каждом индивидууме. Понятие «дзэн» вносит в буддизм необходимость внутренней практики сознания. Дзэн самым серьезным образом настаивает на необходимости внутреннего духовного опыта. Система практики, принятая дзэном, является продуктом этого основного духовного переживания. Дзэн – это дух человека, который верит в его внутреннюю чистоту и его божественность. Дзэн-буддизм является продуктом китайского ума, или развитием доктрины Просветления. Просветление это чувство, которое представляет собой слишком возвышенный для чувствительных существ идеал. Человек должен сам достичь нирваны, или просветления, своими собственными усилиями, в глубинах собственного сознания. Легенда, повествующая о происхождении дзэна в Индии, гласит следующее Однажды Шакьямуни читал проповедь своим ученикам, собравшимся у горы Святой Гриф. В своей проповеди он не стал прибегать к долгим словесным рассуждениям, а просто поднял вверх букет цветов, который был преподнесен ему одним из его учеников. Он не произнес ни одного слова. Никто не понимал смысла происходящего, за исключением старца Махака- сяны, который со спокойной улыбкой глядел на учителя и, казалось, отлично понимал все красноречие этого безмолвного наставления просветленной души. Заметив это, учитель таинственно провозгласил своими златыми устами Я обладаю самым драгоценным сокровищем, духовными трансцендентальным, которое я передаю сейчас тебе, о почтенный Махакасяна”» 1 «Передача света истины считается самой ранней в истории дзэна книгой. В ней подробно освещается история 28 патриархов и стихов, передающих закон. Существует много путей достижения просветления, нов общем они сводятся к двум это путь разума и путь праведного поведения. Путь разума означает постижение сути буддизма 1 Судзуки Д. Т Наука Дзен – Ум Дзен. Киев, 1992. С. 28. 11.1. Культуры средневекового Востока при помощи духовного совершенствования, приводящего нас к глубокой вере в Истинную Природу, которой наделено в равной мере каждое живое существо. Она не проявляется потому, что мы порабощены внешними объектами и ложными представлениями. Когда человек, отбросив ложное и ухватив истинное, пребывает в пустоте ума, он обнаруживает, что нет ни субъекта, ни объекта. Такому человеку уже ненужны более словесные наставления, так как он находится в безмолвном общении с самим принципом, не связан с различием понятий, потому что, бездействуя, пребывает в покое. Это называется Путь праведного поведения, основывается на введении в практическое поведение, в саму жизнь человека необходимости выполнения нравственных принципов, строгого их соответствия поступкам. Такой дзен против аскетизма, отказа от мирского, но за активную направленность душевных и духовных сил на творчество. Несмотря на многочисленные видоизменения, принцип и дух дзэн-буддизма сейчас также живы, и как огромное духовное наследие Востока он продолжает пользоваться исключительным влиянием, в особенности среди интеллигенции Японии. Философская мысль в Японии длительное время продолжала существовать в виде буддийских теорий и синтоистских учений, формировавшихся под влиянием буддизма и конфуцианства. Странной для европейцев представляется традиция самоубийства, однако она имеет свои исторические и социальные корни. В Средние века сложился оригинальный обычай, который в XII встал очень распространенным во всех общественных слоях Японии, а именно сэп- пуку харакири. Это непростое самоубийство, а действие, связанное стем, чтобы сохранить честь и преданность сюзерену (например, не сдаваться в плен, самоубийство вослед в случае смерти сюзерена, преданность долгу (Масасигэ, проиграв войну, вместе с 60 друзьями совершил сэппуку). Сэппуку совершается в случае поступка против чести, часто по решению родственников, а также в знак пассивного протеста против вопиющей несправедливости (например, невозможность кровной мести, невозможность на словах убедить господина в неверности принятого им решения) ив виде жертвы. Харакири включает в себя два термина хара (переводится как живот, но еще и как душа, намерение, тайные мысли) и кири или киру (резать. Кроме того, место натри пальца ниже пупка – дан- тянь – средоточие жизненной энергии И. Таким образом, вскрытие живота означает открытие своих сокровенных намерений, чистоту мыслей и устремлений. Это значит, что сэппуку означает крайнее оправдание себя перед небом и землей, его символика более духовного Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории свойства, чем просто самоубийство. Сэппуку является привилегией самурайства, относится также к самурайским женами дочерям. Обряд окончательно оформился в период Токугава. Самоубийство вослед красочно представлено в японской литературе. Так, герой повести Посмертное письмо Окацы Ягоэмона», стремясь точно выполнить возложенное на него поручение князя, убивает в поединке спутника, затеявшего с ним ссору. Закончив порученное ему дело, герой является к князю за разрешением совершить харакири. Однако князь полностью оправдывает его действия и даже оказывает ему особое расположение. Свою благодарность и преданность сюзерену герой доказывает тем, что совершает харакири у его могилы, предварительно изложив в письме к сыновьями внукам побудительные причины. Героем руководило только чувство личной преданности вассала покойному. Самоубийство вослед предстает как чисто нравственная категория, не осложненная никакими побочными соображениями и обстоятельс- твами. В повести Семья Абэ» в центре повествования снова обычай самоубийства вослед. У умирающего старого князя его приближенные один за другим испрашивают разрешения последовать за ним. Князю жаль их, но он знает, что, оставаясь в живых, они покроют позором себя и свое потомство, поэтому дает разрешение. Старый князь, недолюбливая главу семьи Абэ, не дал ему разрешения на самоубийство. Все отвернулись от него, но он все же совершил харакири, хотя это не помогло – семья оказалась в опале. Литература Японии как самостоятельный вид искусства возникла в VIII в, когда на основе китайских иероглифов была создана японская азбука. Кв. появился большой свод Стародавних повестей, в который вошли рассказы и повести о чудесных или удивительных происшествиях. Уникальность японской литературы в том, что создателями выдающихся произведений не только японской, но и мировой литературы были женщины – представительницы придворной аристократии эпохи Хэйан. В это время искусство обслуживало людей двора, имеющих досуг. В этой среде создается культ прекрасного, воспитывается умение ценить красоту во всем в природе, быту, искусстве. Мурасаки Сикибу в XI в. написала Повесть о блистательном принце Гэндзи» – выдающийся памятник мировой литературы. Повесть о Гэндзи» – это концентрированное выражение духовной жизни целой эпохи Хэйан и одновременно пророчество ее конца. В Японии получила развитие бессюжетная проза под влиянием китайской высокой прозы, блистательным образцом которой являются Записки у изголовья, написанные придворной дамой Сей-Сенагон. В Записках 11.1. Культуры средневекового Востока именно внутренний мир личности становится тем магическим кристаллом, через который прихотливо преломляется многообразие окружающих явлений. Сей-Сенагон рассказывает не столько о действиях, сколько о движении души, ее проявлениях, писательница как бы сливается воедино сдвижением проявлений действительности. В эпоху Токугава (XVII в) в литературе Японии появляется жанр укие-дзоси (повесть о нашей жизни, основоположником которого является писатель Йхара Сайкаку. Его произведения Мужчина, предавшийся любовной страсти и Женщина, несравненная в любовной страсти породили новый жанр и новое направление – реализм, получивший дальнейшее развитие. Творчество Йхара Сайкаку является одной из вершин японского реализма в литературе, красочно иллюстрирует реальную жизнь горожан сих развлечениями, предприимчивостью, духом наживы и пр. Самобытным явлением в литературе Японии является поэзия. Владение стихом было непременным условием для каждого образованного японца, а поэзия представляла собой не только часть искусства, но и пронизывала всю деятельность двора. Духовная жизнь была направлена на поиски красоты во всех предметах и явлениях окружающей природной действительности, которая представлялась недолговечной, ускользающей и потому печальной. Эмоциональное отношение к миру, ощущение грустного очарования вещей окрасили в особые, неповторимые тона всю культуру периода Хэйан. Это было время расцвета лирической поэзии, развивающейся в форме короткого пятистишия – танка. Еще в VIII в. была создана антология японской народной поэзии – «Манъёсю» (Мириады листьев, включающая огромное множество народных песен и стихов, в которых описывались быт, нравы, верования людей Древней Японии. Народная поэтическая антология «Манъёсю», составленная из 20 свитков, в которых записано 4516 стихотворений и песен (ута), вобрала в себя все лучшее, что было создано гением народа с IV по VIII в. В VIII в. у японцев еще не было своей письменности, поэтому стихи записывались китайскими иероглифами, при помощи которых транскрибировались японские слова. Фонетическое использование иероглифов получило название «маньегана» – слоговая азбука Манъёсю. Веря, что слово произрастает из души вещей, что оно способно на божественное участие в жизни человека, японцы старались увидеть ее в явлениях действительности и отразить в слове, точнее, соединить со словом. Душа, по их мнению, есть ив человеке, и цветке, и камне. Знать цветок – значит стать цветком, быть цветком, цвести, как цветок, и радоваться солнечному свету и дождю, – пытается донести Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории дух дзэн Судзуки. Когда это происходит, цветок говорит со мной, и я знаю его тайны, все его радости, его страдания, а значит, всю жизнь, трепещущую в нем. Японцы, как и китайцы, всегда помнят, что ритм живой природы пронизывает все сферы жизни. Путь искусства – тот же процесс естественного роста, подчиненного закону живого ритма, который придает японскому искусству что-то такое, что позволяет воспринимать его как искусство нашего времени. Начинающаяся св. эпоха Мэйдзи, которую характеризует образование централизованного государства, выдвинула задачу создания единого национального литературного языка. Проблема заключалась в том, чтобы устранить различие в устных и письменных формах языка. Устно-разговорный язык опирался на местные диалекты, а письменный язык был привязан к классическим текстам, заимствованным в прошлому китайцев и развитым самими японцами. При создании новых терминов японцы стремились к точности передачи смысла. Проблема остро обозначилась, нов период Мэйдзи не получила окончательного решения, и до сих пор сохраняется значительное расхождение лексики письменной и устной форм японского языка» 2 Тематика японского искусства в IX–XI вв. была преимущественно религиозной, но рамки ее были расширены. Толчок этому дало учение Сингон, согласно которому Вселенная является выражением сущности Будды, присутствующего во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Это давало возможность скульпторами художникам изображать не только мягких, исполненных благочестия будд, но и грозные божества, символизирующие различные силы природы. Все ужасное, отталкивающее, гротескное получило право на существование вис- кусстве, ибо рассматривалось как различные аспекты божественного. Храмовая архитектура Японии отличается своеобразием. Основными культовыми сооружениями были синтоистские храмы и буддийские пагоды. Синтоистский храм прости представляет прямоугольное по форме сооружение с двухскатной крышей, установленное на стол- бы-опоры и обнесенное открытой верандой. Пагоды сооружались под влиянием и при непосредственном участии китайских мастеров, однако в отличие от китайских пагоды в Японии были более изящными и стройными, хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Монументальная скульптура Японии развивалась под влиянием буддизма, поэтому каноничность, сакральность была ее характерной чертой. Кв. в Японии большое распространение получила мел Цит. по Григорьева Т Красотой Японии рожденный. МС Там же. С. 38. 11.1. Культуры средневекового Востока 332 кая пластика – нэцке – костяные и деревянные скульптурки, изображающие фантастических зверей, монахов, ремесленников, актеров. Для нэцке характерны юмор и гротеск. Живопись в Японии развивалась также сначала под влиянием китайской. В Японии жанры горы и воды, цветы и птицы получили название стиля сумиэ. Этот стиль имеет древние истоки в светских школах монаха-поэта Сэссона Юбая (XIV в, в творчестве художников Сюбуна (1414–1465) и Сэссю (1420–1506). Его характеризует отражение истинной реальности, природы, умение в немногом высказать многое, отсутствие симметрии, геометрических форм, искривленные линии. К началу XVII в. японские художники выработали еще более импровизационный стиль, который получил название хайга, исследователи называют его живопись без живописи. Хайга– это непринужденные, моментальные зарисовки к японским стихотворениям хокку или буддийским сутрам. Это уникальное явление, характерное только для искусства Японии. Еще одно направление в живописи, возникшее в XVII в, получило название укие-э (образы бренного мира. Картины этого направления показывали многообразные сцены жизни быт ремесленников, торговцев, актеров, народные празднества. Направление укие-э способствовало появлению гравюры на дереве. Сначала гравюра была черно-белой, затем художник Харунобу первым применил цветную печать, любил изображать жизнь средних слоев, особенно женщин, в бытовой обстановке. Сложившийся в VIII в. под влиянием китайцев театр в Японии создал представление саругаку (обезьянье искусство, (включавшее в себя потешные фарсы, пантомиму, фокусы, жонглирование. Однако кв. саругаку превратился в серьезное мистериальное представление, центральным моментом которого было исполнение изящного женского танца под музыку и пение. Сначала этот театр назывался Саругаку- Но, однако очень скоро в названии осталось только одно слово – Но умение. Так возник знаменитый театр. Но – синтез народного фарса и философской драмы, поэзии, приемов военного искусства, танца, пантомимы, музыки. Эстетика театра Но сочетала два принципа мо- номанэ (подражание, правда) и югэн (сокровенный, темный, те. красоту реального мира и его скрытую одухотворенную красоту. Театр Но был элитарным, рассчитанным на образованного зрителя. Однако зрелища нужны были всем горожанами эту потребность удовлетворил народный театр Кабуки, спектакли которого совмещали бытовую драму и фарс. Очень большой популярностью в Японии пользовался театр марионеток Дзёру-ри, который окончательное оформление получил к Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории 333 XVII в. Его истоки уходят в театр Тикамацу Мондзаэмона эпохи так называемого японского Ренессанса. Он наряду с Басе и Йхара Сайкаку был одним из трех столпов этой творческой волны. Кукловоды театра Дзёру-ри участвовали в спектаклях с открытыми лицами в церемониальных костюмах либо в черных капюшонах с прорезями для глаз. Они управляют куклами на виду у зрителей, в их руках куклы фехтуют, пляшут, сотрясаются от рыданий – словом, смотрятся, как живые. Искусство цветов, комментирует Макото Уэда, нечто большее, чем развлечение. Когда им занимаются с полной отдачей и преданностью, оно вызывает просветление. Тяною, икэбана, каллиграфия, су- миэ, парковое искусство, театр Но являются элементами самурайской культуры, и зарождаются они под влиянием дзен. Культура Страны восходящего солнца в конце XX и на рубеже XXI в. сохраняет свое самобытное значение, дарит миру ощущение тонкости, гармонии, красоты, чуткого восприятия прекрасного, обращенного к лучшим сторонам человеческой души. Культура африки Поскольку по Древнему Египту и Средиземноморскому побережью Африки есть сведения в главах, посвященных культуре Древнего мира, в этом параграфе будет уделено внимание культурам народов, живших во внутренних областях этого континента, называемых обычно Африкой южнее Сахары. В связи стем, что подавляющее большинство африканских культур были бесписьменными и не имели собственных записанных исторических традиций, а также из-за господства европоцентристских и ориентализирующих взглядов в мировой исторической науке, долгое время Африку рассматривали как континент, не имеющий собственной истории. Однако уже сначала в, а особенно интенсивно с х гг., когда в результате процесса деколонизации возникли независимые национальные африканские государства, началось серьезное изучение и реконструкция богатого исторического прошлого континента. На многие традиционные культуры Африки сильно повлияло распространение ислама. По историческим причинам исламизация многих местных культур, протекавшая в разные эпохи в различных формах и с разной интенсивностью и глубиной воздействия, не была связана сих разрушением, а порождала в большей или меньшей степени синкретические формы религиозного сознания либо двоеверие. Христианство в силу высокой степени конфессиональной и культурной нетерпимости оказало меньшее влияние на культуры Африки. В настоящее время сохранилось лишь несколько христианских поли- 11.2. Культура Африки 334 тических образований в Нубии и Эфиопии – преемнице христианского Аксумского царства. В ХV–ХVI вв. агрессия европейцев, которые искали морской путь в Индию, привела к тому, что большинство этих государств попали в зависимость к белым колонизаторам. В результате исконно африканские культуры постепенно либо затухали в своем развитии, либо совсем исчезали. До этого времени племена и народности Центральной и Южной Африки существовали на протяжении многих веков, не испытывая влияния мировых цивилизаций. Европейская колонизация сначала окраинных, а затем и глубинных районов континента изменила путь развития. Первыми исследователями Африки в эпоху Великих географических открытий (XVI встали португальцы, потом появились голландцы, их сменили французы и англичане. Спустя века ученым всего мира пришлось по крупицам восстанавливать культурное наследие народов Африки, все более убеждаясь в том, что они создали интересные, порой очень оригинальные произведения искусства. Самая древняя известная нам страна, помимо Египта, Пунт, существовала уже дог. дон. э, поскольку правивший в это время в Египте фараон Сахура отправлял туда экспедицию. Пунт была расположена, вероятнее всего, в районе Африканского Рога, на восточном побережье, южнее Красного моря. В надписях на стенах храма Дер- эль-Бахри упоминается не только Пунт, но и страна Куш, отдельные ее племена и даже божества. Некоторые особенности государственного строя Куша известны из надписи на стеле кушитского царя Аспелты, который правил с 593 по 568 г. дон. э. Стела стояла в храме Амона Напатского, находившегося у священной Чистой горы около Напаты, столицы царства Куш. Текст надписи говорит о том, что царь этой страны избирался войском, затем утверждался оракулом, власть передавалась от брата к брату счет родства осуществлялся по материнской линии. Около 1000 г. дон. эк югу от Египта образовались уже два могущественных государства Куш со столицей в Напате и Аксумское царство (ныне территория северо-западной Эфиопии) со столицей в Аксуме. Известно, что в 751–664 гг. дон. э. кушитские цари, завоевав Египет, правили в нем. В 671 г. дон. э. кушиты перенесли столицу в Ме- роэ. Она была построена вблизи железных рудников. Здесь находился один из первых в Африке центров индустрии железа, находка которого вместе с обнаруженными археологами другими древнейшими первичными центрами металлургического производства) свидетельствует о том, что африканцы научились добывать и обрабатывать этот важ- Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории 335 нейший для развития человечества металл практически одновременно с европейцами. На ее месте археологами XX в. были обнаружены гробницы, похожие на египетские пирамиды. Африканцы активно использовали железо, развивая кузнечное дело. Кузнецы царства Куш умели делать оружие. Африканцы изготавливали много изделий из слоновой кости, продавали ее купцам из других стран. Об аксумских народах известно пока очень немного, достоверно лишь то, что Аксум в м тысячелетии дон. э. играл выдающуюся роль во внутриконтинентальных и внешних торговых и культурных связях Африки. Он был важнейшим центром в этнокультурных взаимоотношениях центра и периферии культурного мира древности, в частности осуществлял посредничество в контактах разных регионов Африки со странами Красноморья и Аравии, преимущественно через Химьяритское царство. Сегодня небольшой восточноафриканский городок Аксум расположен далеко от многолюдных экономических центров, жизнь его кажется монотонной. Однако улицы Аксума в отличие от других городов поражают многочисленностью памятников прошлого вначале нашей эры это был один из крупнейших торговых и культурных центров, слава о котором достигла Индии и Персии. Расцвет Аксума приходится на период III–VII вв. Именно в это время были заложены основы эфиопской культуры и государственности. В искусстве Аксума главное место занимали изделия из металла. Немецкие археологи обнаружили пьедестал бронзовой статуи, имевшей не менее 5 м в высоту. В Европе такие статуи начали отливать только в эпоху Возрождения. Металлургия Аксума тесно связана с ювелирным искусством. Высокого мастерства достигли зодчие Аксума. Царские дворцы столицы нив чем не уступали самым величественным архитектурным комплексам всех времени народов. Наряду с Пунтом, Кушем, Аксумом наиболее древними культурами являются Нок и Сао. Культура Нок существовала примерно с середины го тысячелетия до II в. дон. э. на территории между реками Нигер на севере и Бенуе на юго-востоке. Эта страна простиралась с запада на восток почти на 500 км, ас севера на юг – на 200 км. С тех пор сохранились произведения мелкой пластики – в основном антропоморфные терракотовые головки. Женские, как правило, имеют высокий выпуклый лоб, большие глаза, выражающие испуг и любопытство. Полуоткрытый рот с чуть вывернутыми наружу губами говорит о принадлежности изображенного человека к негроидной расе. Черты мужского лица более жестки, и весь облик выражает крайнее напряжение, поскольку брови приподняты над широко раскрытыми глазами, ноздри раздуты, скулы резко очерчены. Формы терракотовых 11.2. Культура Африки головок разнообразны круглые, цилиндрические или конусовидные. Делали их, используя специальные формы, о чем говорят фактура изделия и качество обжига. Оказалось, что эта скульптура более чем на тысячу лет старше уже известных бронзовых и терракотовых статуэток из Африки. Она принадлежала культуре, открытой в 1944 г. вблизи нигерийского селения Нок и названное по его имени. Произведения мастеров культуры Нок подтвердили правильность выводов о том, что традиционная скульптура Африки имеет глубокие корни. Другой древней африканской культурой является Сао. Вначале столетия в районе стыка границ современных государств – Нигерии, Камеруна, Нигера и Чада – археологи обнаружили ее остатки. Культура Сао возникла в конце го тысячелетия дон. э. и просуществовала почти тысячу лет. Культура получила название Сао – по имени народа, населявшего эту местность. При раскопках были обнаружены развалины древних городов и терракотовые статуэтки от 3 до 40 см в высоту. Мастера Сао достигли особого совершенства, создавая фигурки людей и животных, а также сказочных существ, соединяющих черты животного и человека. Сао было тесно связано и оказало сильное влияние на другие изобразительные традиции этого региона. Традиции Нок унаследовала культура города-государства Ифе. Вначале в, когда европейцам удалось проникнуть вглубь Западной Африки, на территорию, населенную народом йоруба, они описали многочисленные развалины древних построек – все, что осталось от былого величия некогда могучего древнего Ифе. Принято считать, что расцвет государства Ифе (современная Нигерия) приходится на XI–XIV вв. Подлинную славу мастерам Ифе принесли изделия из терракоты. Терракотовые головы, выполненные в натуральную величину, отличаются виртуозной техникой изготовления и жизненностью образа. Ифская бронзовая скульптура нередко изображает людей в полный рост. Толщина металла обычно не превышает 6 мм. На изготовление одной скульптуры мастер тратил несколько месяцев чтобы тщательно обработать форму. Основные черты ифской скульптуры – единство стиля, общность художественных принципов и приемов исполнения. Художник стремился передать состояние душевного покоя своих моделей вне зависимости оттого, кого он изображал. Мостовые города Ифе были выложены черепицей в виде геометрических узоров. Различные по форме черепки укладывались в определенном порядке на основу из таких же черепков, вплотную поставленных на ребро во влажную глину. К ним добавляли также мелкий кварцевый булыжник. Широкое распространение в Ифе получила и стекольная плавка – местные мод- Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории 337 ницы украшали себя разнообразными многоцветными стеклянными бусами и кольцами. Особой популярностью пользовались зеленые, темно-красные, коричневые и голубые украшения. Некоторые из современных традиционных культур Западного Судана генетически восходят к древним культурам африканских империй Мали, Гане, Сонгаи. Древнейшей империей в Африке южнее Сахары было государство Гана, которое сложилось около III в. на территории Западного Судана в верховьях рек Нигера и Сенегала и которое не совпадает с современной Ганой, расположенной в устье Вольты. Основой богатства империи были месторождения золота на юго-востоке и соли на севере. В 977 г, когда Гана достигла вершины своего могущества, арабский путешественники учений Ибн Хау-каль писал Правитель Ганы – самый богатый человек на земле. Название страны происходит от титула верховного правителя – гана. Его влияние простиралось от Атлантики до Тимбукту на Нигере. Из арабских источников известно о сказочном богатстве Ганы и роскошной жизни ее властителей и придворных. Это богатство вызывало зависть и страх. Реальная опасность грозила империи со стороны исламской династии Альморавидов. Основателем государства Альморавидов был Абдаллах ибн Ясин, пришедший с севера учить племена берберов Корану и удалившийся со своими приверженцами в некое подобие военизированной духовной обители – рибат, которая располагалась на реке Сенегал (в переводе с арабского Альмо- равиды – обитатели рибата). После империи Гана появилась империя Мали. Вожди племен, долгое время зависимые от Ганы, очень скоро приняли ислам. Вовремя правления легендарного властителя Сундьяты (1230–1253), которого прозвали Малийским Львом, империя Мали расширила свое влияние, уничтожила ганскую столицу и захватила область западнее территории современного Сенегала. Империя Мали существовала за счет посреднической торговли через пустыню Сахару и контролировала богатые залежи золота Вангары. Больше всего Мали расширилось при мансе верховном правителе, по характеру власти близком статуту священного царя) Канкане Мусе впервой половине XIV в. Он прославился в 1324 г. своим паломничеством в Мекку. Тогда он прошел через Каир с большим караваном нагруженных верблюдов и со множеством рабов. Паломничество было организовано в первую очередь с целью установления культурных, экономических и дипломатических отношений с арабским миром. Муса хотел привлечь в свою страну купцов, строителей и мыслителей. Город Тимбукту превратился в важнейший торговый и культурный центр Западной Африки. В конце XIV в. империю 11.2. Культура Африки Мали ослабили династические споры и постоянно усиливавшийся натиск племен моей с юга и туарегов с севера. В 1435 г. туареги захватили Тимбукту, государство Мали распалось, и на его место пришла новая империя с новой культурой сонгаев. Сонгаи первоначально населяли область среднего течения Нигера. Их столица Гао, упомянутая уже в 890 г, располагалась в 350 км ниже по течению от Тимбукту. Гао – один из пунктов в конце древнейшего караванного пути, соединявшего Западный Судан со Средиземноморским побережьем, важнейший торговый центр, известный еще античному миру. Сонгаи приняли ислам в XI в, с тех пор их духовная культура стала приобретать все более мусульманский облик. Сонгай стал богатой империей, о количестве его золотых сокровищ ходили легенды, которые привлекали особое внимание другого народа Африки – марокканцев. В конце концов в XVI в. империю сонгаев завоевали завороженные легендами о золоте марокканцы. Вооруженные пушками испанские наемники, состоявшие на службе у марокканцев, захватили Гао и Тимбукту, разочарование у них появилось тогда, когда они не нашли золотоносных приисков, которые находились немного южнее. Они не смогли подчинить себе полностью Сонгай, поэтому вскоре утратили к нему интерес. Им помешало еще то обстоятельство, что расходы на содержание наемного войска превышали прибыль, которую они получали от империи. Однако Сонгай уже никогда не достиг прежнего могущества. Гана, Мали и Сонгай были крупнейшими, ноне единственными государствами Центральноафриканского региона. Империя Канем-Бор- ну возле озера Чад стала центром торговли между арабизированным севером, западноафриканскими империями и югом Африки. Древняя Канемская империя, исламизированная кв, достигла наивысшего развития вначале в. В конце XV в. центр был перенесен с северо-востока (Канем) на запад (Борну. Империя переживала новый расцвет. Династия Сейфува, основанная согласно легенде около 800 г, царствовала более 1 тыс. лет. После казни последнего султана этой династии в 1846 г. империя начала разваливаться. Решающим фактором развития региона было распространение ислама. Самым древним городом и политическим центром народа йоруба и государства Бенин был Ойо, нов км от него располагался религиозный центр город Ифе. В середине XII в. принц народа йоруба Эвека, родом из Ифе, основал город-государство Бенин в приморских игорных областях Западной Африки. В XVI в. территория дворца Бенина достигала по периметру почти 10 км и была окружена высоким трехметровым укреплением. Один голландский путешественник, посетив- Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории 339 ший Бенин, описывая дворец государя, сравнил его размеры с целым городом Харлемом. Бенин стал центром работорговли, рабы там стоили так дешево, что вовремя ритуалов их приносили в жертву тысячами. Хорошо известны бенинские бронзовые рельефы и скульптуры. Техника литья бронзы была заимствована из Ифе, она развивалась в XV в, а в XVI в. достигла невероятных высот. Великолепные произведения мастеров нередко изображали европейцев (португальцев, которые посещали страну. Бронзовые мужские головы отличались своеобразным изяществом. Они интриговали любителей искусства. Государство Бенин (южная часть современной Нигерии) возникло, по-видимому, еще вначале Х в, а своего расцвета достигло в XV–XVII вв. Бенин славился искусными мастерами-металлургами, особенно бронзолитейщиками. Одновременно с мелкими государствами йоруба и царством Бенин вдоль побережья Западной Африки, южнее устья Нигера до устья Конго образовалось еще несколько мелких государств, объединенных родственными связями. В их центре находилось королевство Конго. Правитель племен банту и бакенго под титулом маниконго (правитель Конго) царствовал в Мбанза-конго (Сан-Сальвадор). Когда в 1482 г. португалец Диего Као открыл устье Конго, он обнаружил там уже большое и развитое государство. Не только в районе реки Конго и на Восточноафриканском побережье существовало множество государственных образований, например Могадишо, Малинди, Момбаса или Килва, которые возникли под влиянием ислама и экономически ориентировались на Восток. Они экспортировали местные товары – золото и слоновую кость, а также рабов. Их главным рынком сбыта была Индия. Про государства внутренней Южной Африки известно немного. Об уровне древних культур Юго-Восточной Африки свидетельствуют тысячи развалин и выработанные рудники. Сохранились сведения лишь о государстве Мономотапа. Так называли древнее моущественное государство в бассейне рек Замбези и Лимпопо (территория Южной Родезии) первые европейцы, создавшие легенду о Мономотапе – стране золота. Название это возникло из искаженной записи титула правителя Мвене Мутапа – Господин Рудников. Он правил на территории нынешних Мозамбика и Зимбабве, где сохранились остатки монументальных построек. Экономика этого государства была основана надо- быче и обработке полезных ископаемых, но потом попала под влияние португальцев. В 1868 г. англичанин Адам Рэндолс, путешествуя по южной Африке, обнаружил между реками Замбези и Лимпопо остатки больших сооружений, сложенных из грубо обработанных гранитных блоков. Так были открыты загадочные памятники древнеафриканской 11.2. Культура Африки архитектуры, разбросанные по территории современных государств – Замбии, Зимбабве и Мозамбика. Как выяснилось позже, это все, что осталось от некогда могущественной южноафриканской империи – Зимбабве-Мономотапа. К концу XVI в. португальцы не только полностью вытеснили арабских купцов с побережья Юго-Восточной Африки, но и проникли вглубь Африканского континента. В период с 1575 по 1666 г. им удалось завязать торговлю с зимбабвийцами, а затем втянуть их в войну с соседними племенами. Начался закат государства Мономотапа – крупнейшей цивилизации Юго-Восточной Африки. Сейчас от некогда могучего Зимбабве-Мономотапы остались лишь руины городов. Культура Византии. Основные особенности и этапы развития Византия – это самобытная культурная целостность (330–1453 гг.), первая христианская империя. Византия располагалась на стыке континентов Евразии и Африки. Ее территория включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова Кипр, Крит, опорные владения в Крыму (Херсонес) на Кавказе (в Грузии, некоторые области Аравии. Средиземное море было внутренним озером Византии. Наибольших размеров Византия достигла в золотой век Юстини- ана Великого (527–565), стремившегося возродить былую славу Древнего Риманов последующие века становилась меньше и меньше, потеряв огромные территории вовремя арабского нашествия (VII в. Земные пространства Византии в значительной части – горные иго- ристые области, изрезанные небольшими долинами. Разнообразный на большей части территории средиземноморский климат благоприятен для земледелия. Византия была многонациональной империей, пестрой по этническому составу населения, которое составляли сирийцы, копты, фра- кийцы, иллирийцы, армяне, грузины, арабы, иудеи, греки, римляне. Византийскую цивилизацию создавали все народы, жившие на ее территории, но это была по преимуществу грекоязычная культура. Греческий стал государственным языком Византии с конца VI–VII в, вытеснив из государственно-административных сфер латинский. Греческая культура составляла ее стержень, и собственные глубокие традиции сочетались с терпимостью к культуре иноплеменников, с готовностью использовать творческий опыт других народов. Вместе стем преемственность в идеях и воззрениях, их иное звучание в новом духовном ключе, тесная культурная связь между Древним миром и Средними веками определили в значительной Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории степени то обстоятельство, что византийская культура уже с самого начала стала своеобразной. Культура Византии не имеет восходящей линии развития. Общепринятой и строго обоснованной периодизации до сегодняшнего дня не существует. Византийская культура имеет еще одну специфическую черту. Более чем тысячелетняя история Византии предстает взору как почти беспрерывная серия кризисов, часто ставивших империю на грань катастрофы. Натиски внешних врагов бесконечны IV в. – готы, V в. – гунны, вандалы, VI в. – славяне, начиная св арабы, персы, авары, половцы, печенеги, болгары, турки-сельджуки, турки-османы, западные христиане (латиняне. Это определило изощренное ремесло дипломатии Византии и высокую степень военного искусства. Тем не менее периодизацию византийской культуры можно обозначить. Ранневизантийская культура развивается в период св. по первую половину VII в. С именем Константина Великого (327–337) связаны поворот в религиозной политике, перенос столицы из Рима в Константинополь, начало византийской культуры. В золотой век Юстиниана Великого империя приобрела максимальные территориальные размеры. Время Ираклия (610–641) связано с победой над Сасанидским Ираном и поражением в сражениях с арабами, потерей Египта, Сирии, Палестины. Этот период характеризуется общекультурным кризисом. Центральный период развития византийской культуры, начавшийся в середине VII в. и закончившийся вначале в, ознаменован седьмым Вселенским собором (787 г, победой над иконоборчеством. Крупнейшими личностями этой эпохи являются патриарх Фотий, Константин Багрянородный, Михаил Пселл, Лев Диакон. Поздневизантийская культура XIII – середина XV в. В 1453 г. произошел захват Константинополя крестоносцами, и Византия оказалась в изоляции. При Палеологах (1261–1453 гг.) в стране происходит падение государственной мощи при возрождении богословских, литературных, художественных сил. В XIV в. историки Иоанн Кантакузин, Никифор Григора, богословы св. Григорий Палама, Николай Каваси- ла, философы Дмитрий и Прохор Кидонисы прославили византийскую культуру. Византия – страна монастырей и монашества, семи Вселенских соборов, наиболее чтимых отцов и учителей церкви, родина христианской мистики св. Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Симе- она Нового Богослова, Григория Паламы. Византия знаменита как наставница славянского мира, оплот христианства против ислама, охранительница культуры от варварства. Ви- 11.3. Культура Византии. Основные особенности и этапы развития 342 зантийская культура родилась из духа евангельского откровения, ей свойственны черты храма, жизнь которого освящена молитвами и тай- нодействиями; она представляется как ценнейшая златотканая парча, как прекрасной работы миниатюра, украшающая заглавный листка- кой-то древней церковной книги, как несказанной красоты мозаика в абсиде древнего храма, как замысловатая мелодия древнецерковной молитвы (архимандрит Киприан Керн). Сущность и сила христианского Средневековья состояла в том, что жизнь не была отделена от религии. Православие являлось основной стихией народной жизни, главными определяющим фактором цельности державы ромеев. Верность церкви составляла высшую доблесть для византийца, согрешающего, падающего, но всегда помнящего о своей духовной родине. Идеал воцерковленной культуры и государственности, который внесла в мировую историю Византия, отнюдь не означал осуществления ею евангельского царства на земле. Византийскому нравственному идеалу всегда была присуща наклонность к разочарованию во всем земном. Символическим знаком начала исторического бытия Византии, является перенос (324 г) императором Константином Великим столицы на берега Босфора, на место древней мегарской колонии, города Византия, основанного еще в 660 г. дон. э. Распространенная в византие- ведении формула гласит Византийская империя родилась с Константинополем и умерла вместе с ним. Дата рождения Византии – 11 мая 330 г. – день официального провозглашения Нового Рима (Константинополя, как стали называть город уже при Константине Великом) столицей. И 29 мая 1453 г. – последний день Византийской империи, дата захвата Константинополя турками-османами. Само уникальное географическое положение Константинополя, как бы соединяющего Европу, Азию и Африку в высшем духовном единстве, является ярчайшим символом православной веры. В христианской политической теории столица Византии стала естественной столицей всего восточ- нохристианского мира. Будущее империи оказалось навсегда связано с Востоком. На переходе от античности к Средневековью происходит разделение до тех пор единой Римской империи на две неравные части. Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395 г) на две административные области, в соответствии с завещанием императора Феодосия Великого, между его сыновьями – Гонорием и Аркадием (Западная и Восточная империи. В 410 г. Рим был взят готами, возглавляемыми Аларихом, в 451 г. подвергся осаде гуннов, которых привел бич Божий Аттила, в 455 г. Рим в течение двух недель был Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории отдан на разграбление вандалам, возглавляемым королем Гейзерихом, а в 476 г. военачальник Одоакр, подняв мятеж, низложил последнего римского императора Ромула Августула. Византия жила после этого еще тысячу лет. Переименование Византия в Константинополь ознаменовало поворот в религиозной политике, состоявший во впервые заключенном союзе между императорской властью и христианской верой. Первый и важнейший шаг к этому был сделан 1 сентября 313 г, когда соправители Константин и Лициний Августы провозгласили Миланский эдикт, даровавший христианам свободу исповедания их веры. В память об этом событии отцы первого Вселенского собора (325 г, Никея) постановили начинать церковный год с 1 сентября. Две силы в своем единстве составляют формообразующий принцип византийской культуры императорская власть и православная вера. Их взаимоотношения строятся на основе принципа симфонии разделенного единства священства и царства, духовной и светской властей при превосходстве церковного канона над гражданским законом. Любовь византийцев к пышной церемониальности проявилась в наименованиях императора и внешних формах осуществления выражения почтения к его сану. Хотя в титул византийского императора входило наименование святой (agio), ибо само пребывание на престоле уже есть свидетельство богоизбранничества, почитание императоров как святых в Византии было связано и сих личной праведностью, определялось требованиями библейской традиции, прежде всего чудотворением. Из 116 византийских императоров как святые были прославлены только 14 (среди них Константин Великий, Юстиниан Великий, Феодора, Ирина и др.). После того как император Константин Великий принял христианскую веру под свое покровительство, был пережит опыт, никогда не повторявшийся впоследствии и властно определивший средневековое сознание вообще и навсегда сформировавший византийское сознание. История признала Константина Великим, а Церковь – святыми равноапостольным. Современные историки сравнивают его с Петром Великими Наполеоном. Основу византийской культуры составляет органичное соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и Средневековьем, который был характерен для Запада. Византия вобрала в себя всезнания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом. Культура Византии. Основные особенности и этапы развития Термин Византия возник уже после падения Римской империи, примерно в XVI в, в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на древнюю, среднюю и новую и давших Средневековью уничижительное в их глазах название – Византия (хотя Византии не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя – й. Византийцы в своем самосознании были римляне – ромеи в византийском вы- говоре. Важнейший признак византинизма состоит в церковно-религи- озном характере византийского просвещения, науки, искусства. Богословие было центральным предметом литературной деятельности. Богословские споры сотрясали империю, ибо это были споры обоснованиях культуры и отражали потребность греческого мышления выразить христианскую истину языком философии. Большое распространение получили и исторические сочинения история и хронография были очень популярны. Никогда не замирала и философская традиция. Ее создавали Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Никифор Влемид, Плифон, Геннадий Схоларий. Поэзия развивалась преимущественно на церковной почве, отражая потребности богослужения. В VI в. Роман Сладкопевец создал жанр кондака. Это был величайший церковный поэт всех времен. Пес- нетворческое наследие оставили патриархи Сергий и Софроний, преподобный Максим Исповедник. В конце VII в. возникает новая форма религиозного творчества – канон (создатель Андрей Критский. Крупнейшие авторы – Иоанн Дамаскин, Косьма Иерусалимский. Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительном творчестве, литературе и христианской историографии. Уже в золотой век Юстиниана Великого был создан собор Св. Софии, Свод гражданского права, мозаики Равенны. Искусство Византии в целом имеет ортодоксально-христианский, ве- роучительный характер. По своей внутренней сути оно есть свободное аскетическое послушание. Средневековый художественный реализм онтологичен, ибо выявляет высшую духовную красоту, вечные законы, которыми управляется мир. Церковное византийское искусство можно рассматривать как динамику в статике, неподвижное движение любви. Константинопольская Св. София стала вселенским символом Бо- говоплощения. Храм был построен в VI в. малоазийскими зодчими Анфимием и Исидором. Он состоит из двухосновных типов средневекового храма – базиликального и купольно-центрического – второй утвердился в Византии. Однако Константинопольская София – при- Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории мер редкого и блестящего соединения обоих типов храма. Для Византии характерна так называемая полосатая архитектура оформление наружных стен сводилось к горизонтальным полосам, возникающим благодаря рельефной кирпичной кладке либо чередованию слоев кир- пича-шганфы и белого раствора. В скульптуре имеют место преимущественно декоративные рельефы на кости и рельефы на саркофагах. Главные формы византийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика, фреска, икона, книжная миниатюра. Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны (V–VII вв.). Искусство византийских мозаик возникло из идеи драгоценного камня. Мастера скрупулезно добивались мерцания фона, располагая смальту под разными углами. В Византии впервые появился мотив аркад с открытой колоннадой. Византийцы изобрели новый тип капители, сплошь покрытой глубокой каменной резьбой. Невиданного расцвета достигло ювелирное искусство процветало искусство эмалей, резьбы по кости, инкрустации из драгоценных камней. В истории мировой культуры Византия – первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского Средневековья. Самое древнее долговечное средневековое государство, Византия в течение многих столетий – могущественнейшая страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейся цивилизации. Религиозная, светская и народная культуры средневекового Запада Средневековье в Западной Европе длилось примерно 1 тыс. лет. Начало эпохи связывают спадением Римской империи в конце V в. Когда речь идет об истории культуры, то окончание эпохи совпадает с началом Ренессанса, тес в. для стран Западной Европы. В исторической эволюции средневекового общества можно выделить три основных этапа (периода раннее, развитое, или зрелое, и позднее Средневековье. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает примерно к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. Важнейшие перемены уже в IV в. происходили ив духовной жизни римской империи. Язычество проиграло великую борьбу задуши людей и медленно отступало. Основные вехи этого пути первый Вселенский собор христиан в Никее (325), осудивший ересь Ария принятие христианства императором Константином перед смертью (337); второй Вселенский собор в Константинополе (381), после которого христианство получает статус государственной религии. В связи с 11.4. Религиозная, светская и народная культуры средневекового Запада этим нельзя не упомянуть безуспешную попытку императора Юлиана ум. в 363 г) восстановить язычество. Разумеется, старая религия еще имела немало сторонников, но дни ее были сочтены. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений тогдашнего культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли более оставаться высшими авторитетами, высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины. Патристика, или учение отцов церкви, есть основное религиозное направление переходной эпохи. В патристике новая христианская культура почти сразу же получила нечто цельное. Учение отцов церкви было призвано обратить культурное наследие Античности на объяснение и утверждение новых, христианских ценностей, на создание универсальной системы мировосприятия. Христианство, бесспорно, является одним из самых величественных явлений в истории человечества. История христианской церкви насчитывает уже два тысячелетия, но обширные дискуссии развернулись в IV в. в христианской церкви и способствовали выдвижению нескольких епископов и толкователей текстов, которые вошли в историю как отцы церкви. На Востоке наряду с Афанасием, Григорием Назианским и Василием Кесарийским выделяется личность проповедника Иоанна, прозванного Златоустом. Он одним из первых начал употреблять по-гречески термин христианство. На Западе среди наиболее известных следует назвать миланского епископа Амвросия и Иеронима, неутомимого редактора древних латинских переводов Ветхого и Нового Заветов, которые он систематизировал в «Вульгате», или народном переводе, использовав свое знание еврейского и греческого языков. Основные произведения раннего христианства – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис, Евангелия, Послания апостолов и др. – появились во второй половине I в. Мировоззрение пер- вохристиан носит эсхатологический и мессианский характер. Будучи мистическим, сугубо религиозным учением о последних временах, оконечной судьбе человека как результате вмешательства Божественного спасителя, мессии, призванного покарать грешников и установить идеальный порядок на земле, эсхатология показывает спасение рода человеческого через второй приход Иисуса Христа. Он должен устроить последний суди вместо господствующих на земле зла, насилия и беззакония установить Царство Небесное». Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории Царство Божие – это идеальное государство, которое будет состоять из совершенных людей (праведников) ив котором будут процветать вечный мир, благодействие, гармония и справедливость. Учение о приходе мессии (избавителя) было неразрывно связано с осуждением существовавших социальной несправедливости, общественного неравенства. Через понятие Царство Небесное осуждались и отвергались земные порядки, беззаконие. В Апокалипсисе верующие охвачены нетерпением в ожидании скорого возмездия тем, кто способствует несправедливости и безнравственности. Предрекается всеобщая гибель сильных мира сего и установление идеального царства справедливости. Однако постепенно происходило коренное перерождение позиций новой религии по вопросу ее отношения к действительности. Усиливалась непротивленческая линия, появился отказ от активной борьбы, примирение с существующими порядками. Наиболее полно это отражено в Посланиях апостола Павла. Здесь впервые христиане выдвигают положение о том, что политическая власть происходит от бога. Это положение послужило основой для постепенного превращения христианства в официальную, государственную религию. Согласно первохристианским источникам в основе социальных и этических норм в целом лежит справедливость, непосредственно идущая от Бога. В противоположность неравенству как краеугольному камню римской имперской системы христианство впервые в истории провозгласило принцип равенства людей независимо от их сословной принадлежности Нет ни эллина, ни иудея. варвара, скифа, раба, свободного. Идея равенства возводится к безусловному, абсолютному началу – Богу. Она означает прежде всего равенство людей перед богом. Христианство проповедует идею Божественного космополитического равенства людей как членов человеческого рода. Оно призывало вырваться из духа рабства, войти в царство свобод. Впервые в истории появляется идеология, призывающая к обществу социального равенства. Раннехристианское мировоззрение заложило основу тому, что труд стал рассматриваться как непременное качество нового человека, вытекающее из Божественной правды и закона свободы. Новым в истории является принцип обязанности всех трудиться Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Особую известность среди основателей христианского мировоззрения приобрел живший в Северной Африке гиппонский епископ Августин (354–430). Он был ревностным, пристрастным теоретиком Божественного выбора избранных, идеи двух противостоящих друг другу градов – Божьего и человеческого, свой главный труд Августин 11.4. Религиозная, светская и народная культуры средневекового Запада назвал О Граде Божием». Этот трактат был настольной книгой каждого образованного человека того времени, определившей настроения не только всего Средневековья, но и Нового времени. Если смотреть на историю Средневековья в целом, то можно выделить три основных слагаемых средневековой культуры культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная. Религиозно-церковная культура была наиболее развитой, доминирующей. Она широко представлена в памятниках и письменных источниках. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. В соответствии с этим миросозерцанием мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог – первоначало, несущее свет, духовное Солнце. Святой Дух в иконографической и живописной христианской традиции изображается обычно в виде голубя, спускающегося по светоносному лучу. Низ, земля, плоть – царством низменного, греховного, материального. Наверное, в этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов. Взор верующего, а вместе сними его душа, созерцающие подкупольное пространство или остроконечные шпили башен, устремлялись и уносились вверх, к Богу. Природа человека также мыслилась двойственной, духовно-теле- сной. Он должен был заботиться прежде всего о своей бессмертной душе, отданной богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Только так можно было с достоинством, праведно пройти путь земного, несовершенного бытия и прийти после смерти к Царству Небесному, чтобы соединиться с Богом для вечной блаженной жизни. Идеальным типом человека, героем средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве. О таких людях слагались легенды, их имена канонизировались церковью, их изображали иконописцы и живописцы. Среди них можно назвать св. Иеронима (образ его воплощен, в частности, С. Боттичелли в небольшой эрмитажной картине Св. Иероним», где один из великих учителей западной церкви изображен коленопреклоненным, молящимся в пустыне. Этот идеал воплощен также в иконографическом каноне. В иконах, росписях и мозаиках телесное начало святых и персонажей Священного Писания Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории предельно аскетично и представлено лишь ликом и руками, которые трактуются как знаки, выражающие внутреннее, духовное, Божественное начало. Искусство Средних веков изначально канонично и полностью подчинено христианской религии. Главной темой его являются события из жизни Христа, Богородицы и христианских святых. Византийская школа (православие) складывалась под влиянием восточных художественных форм. Значительное влияние на него оказало египетское искусство. Языческая культура древних греков стала считаться греховной. Искусство сосредоточивается в храмах. Иконопись – единственное средство для выражения новых идеалов человека. Космос концентрируется в храме, который как бы совпадает со Вселенной, включает в себя не только новое небо, но и новую землю. Если искусство Древней Греции переместило космос в земную природу, то христианский храм с восседающими апостолами стал восприниматься как новый земной мири новое царство на земле. Оно является тем космическим идеалом, который должен вывести из плена действительный космос. Религиозная культура Средневековья оставила после себя выдающиеся памятники архитектуры – церкви и соборы романского иго- тического стилей. Как произведения искусства они представляли собой синтетические организмы, в которых объединялись архитектура, скульптура, живопись. Вовремя службы в храме звучали слова проповеди и музыка, а праздничное богослужение являло собой театрализованное действо. Это была так называемая литургическая драма, ставшая одним из источников возрождения искусства театра в эпоху Ренессанса. Из сохранившихся образцов литургической драмы можно упомянуть Действо о Данииле (XII в, посвященное рассказу обод- ном из библейских пророков. В великолепных романских (Х–ХII вв.) и особенно готических (ХIII-ХV вв.) соборах нашли воплощение достижения строительного искусства Средневековья. Рациональность конструкции и качество построек было таковым, что многие памятники сохранились до сих пор. Таковы церкви в Тулузе (1096–1250), в Арле (Х–ХI вв.), в Отэне (XII в, соборы в Реймсе (ХIII–ХV вв.), Амьене (ХII–ХV вв.), Нотр- Дам в Париже (ХII–ХIV вв.), соборы в Вормсе (XII в, Кельне (ХIII– ХIХ вв.) и др. Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест – один из распространенных и древнейших символов разных культур. 11.4. Религиозная, светская и народная культуры средневекового Запада В христианской традиции он связан с образом мирового древа, достигающего небеса также становится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма могло толковаться как воплощение идеи троичности бога, пространство алтаря – как надгробный памятник Христу, купол и своды – символ неба и т. д. Другим слоем культуры Средневековья была культура крестьянская, народная. Она была открыта и более или менее обстоятельно изучена только в XX в. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ ММ. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной Народная культура – антипод религиозно-церковной, официальной. Она противостоит односторонней серьезности официальной культуры. Праздничный, карнавальный смех, полнота и безудержность проявлений плоти, грубая материальность и телесность – то, что было свойственно и отражало нравы крестьян. Их воплощением может служить образ Пантагрюэля из романа Франсуа Рабле. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Оно возможно как постоянное зачатие и рождение новой жизни, приходящей на смену старости и смерти. Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными. Третьим слоем культуры Средневековья была культура светская, феодальная, рыцарская. Она определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми ив современной культуре. Жизнь средневекового человека высокого общественного сословия в целом была жестко предопределена существующими нормами и правилами поведения. Сценарии жизненного поведения человека той эпохи был определен и маловариативен. Большую роль играли ритуалы, как церковные, таки светские. К последним можно отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Пре- 1 См Бахтин ММ Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М, Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории красной Даме и др. Круг интересов феодально-рыцарского сословия воплотился в таком ярком явлении культуры, как поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров. Рыцарь, продолжая оставаться воином, должен был иметь изящные манеры, соблюдать во всем меру, понимать толк в искусстве и почитать прекрасных дам. Герой такой куртуазной культуры способен не только молиться и воевать, но и восхищаться красотой природы, нежно и преданно любить. Любовь была основной темой средневековой поэзии, создателями которой былине только поэты-мужчины, но и женщины. Средневековая поэзия была поэзией устного, пропеваемого слова. Она была песенной и звучала под аккомпанемент виелы (виолы, арфы, цитры и других инструментов. Трубадур сам исполнял свои песни (часто в сопровождении менестреля) или поручал их исполнение состоявшему у него на службе жонглеру. Распространению поэзии способствовало исполнение ее бродячими жонглерами на городских площадях, а также состязания трубадуров. Это были так называемые Цветочные игры в Тулузе, проводившиеся с 1323 г. до конца XV в. Победителям игр вручались цветы из золота и серебра. Уже в XIII в. была нужна философия естественно-гуманистичес- кой направленности, мировоззрение, в котором можно было найти картину мира и практические рекомендации для деятельности людей. Итакой философией для стран Западной Европы стал пришедший с Арабского Востока аристотелизм, принеся с собой знания в области ботаники, зоологии, астрономии, других естественных наук. Эти знания формировались там уже в IХ–Х вв. такими средневековыми учеными, как Аль-Фараби, Аль-Бируни, Авиценна. Философия Аристотеля быстро начала завоевывать умы. В обращении к ней выразилась потребность в новой концепции жизни, новой ориентации. Распространение аристотелизма в арабской интерпретации угрожало официальной церкви, приводило к подрыву основных догматов католицизма. Аристотелизм вызывал брожение умов, даже становился теоретической основой плебейских движений. Принимались меры, призванные пресечь, ограничить или хотя бы регулировать изучение трудов Аристотеля. Но эти меры не имели успеха. Тогда была создана церковью комиссия, целью которой было приспособление учения Аристотеля к официальной философии католицизма. В комиссию вошли ученые-богословы, но и они потерпели поражение соединить сучением Августина им не удалось. Церковь находилась в опасности, она нуждалась в защитнике. И защитник явился в лице доминиканца Фомы Аквинского (1225–1274). Он пред. Религиозная, светская и народная культуры средневекового Запада 352 лагает такое учение, которое развивает христианское мировоззрение, соединяя его с философией Аристотеля. Фома Аквинский считает, что во всем нужно руководствоваться принципом справедливой середины. Таким образом, он оправдывает собственность, богатство, деньги, когда они являются не целью, а средством. Идеалом становится не аскетичность, а умеренность. Церковь в лице Фомы Аквинского получает защитника, научно обосновывающего правильность образа жизни ее приверженцев. В позднем Средневековье против обязанности внимать истине откровения Отца во Христе под церковным надзором первым выступил Данте в своей Божественной комедии. Средневековой схоластике с ее упражнениями в дефинициях он противопоставил поэтическое слово, которое сообщало возвышающее измерение жизненному назначению человека. В лице Данте поэзия преодолевает схоластику уже не доктрина с присущей ей логико-грамматической артикуляцией, а поэтическое слово становится опосредующим и связующим звеном между Божественным логосом и человеческим языком. Данте начал гуманистическую линию в противовес средневековой университетской науке. Этому способствовала не только поэзия, осуществляющая переименование всей реальности, но и живопись, затем зодчество и ваяние. Схоластическому универсуму рассуждения противопоставлялась также риторика, которая служила инструментом обоснования ее как такой новой науки, которая извлекает изначально заложенные в разумах самих людей семена, отражающие Божественные истины». В целом все же в Средневековье доминирующую роль играла культура религиозная, церковная. Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру развиваются города, а вместе сними ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах. |