Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
13.2. Постмодернизм в мировой культуре ХХ – начала ХХI в. Процессы, происходящие в культуре последней трети ХХ и начала ХХI в, коренным образом преобразили характер эпохи. Глобализация экономики активизировала воздействие СМИ на политическую, научную и художественную жизнь общества. Общество пронизано информационными потоками, формирующими содержание и ори- Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. 391 ентации как индивидуального, таки массового сознания. Изменения картины мира нашли свое отражение в теоретических работах и художественной практике постмодернизма. Постмодернизм – реальный и незавершенный процесс современной культуры. Философская теория постмодернизма имеет устойчивую интенцию к расширению поля исследования, характеризуется семантическими категориальным многообразием, обусловленным принципиальным отказом от концептуальной законченности. Тем не менее сложились более или менее устойчивые характеристики этого явления. В 1979 г. в своем труде Состояние постмодерна Ж.-Ф. Лиотар утверждает постмодернизм как теорию, отражающую общее состояние культуры второй половины ХХ – начала ХХI в. Постмодернизм представляет новую модель познания и понимания мира, соединяющую реальные подходы к познанию явлений культуры, постулирует принципиально плюралистическую и нелинейную картину мира, преодолевает противостояние западного и восточного интеллектуального опыта. Теоретическая модель нелинейных динамик создается в современной культуре во встречном движении гуманитарного и естественнонаучного познания Постмодернизм, осознанный сначала х гг. как общекультурный феномен, стал специфическим направлением в социогуманитар- ных науках. Необходимость в исследовании процессов, происходящих в художественной культуре постмодернизма, их теоретическое осмысление важны для перспектив философского и культурологического прогнозирования дальнейшего развития. Атмосфера постмодернизма, которая господстввала в евроамериканской культуре в последние десятилетия ХХ в, была навеяна многими причинами, истоки которых возможно отыскать не только в структурализме и модернизме, но также в тенденциях культурного развития конца ХIХ – начала ХХ в. Возможно, постмодернистские процессы являются отражением переходных периодов всех культур, называясь по-разному, но сохраняя сходные черты общего духовного плюрализма и активной переоценки ценностей. Современный постмодернизм является одновременно продолжением и отрицанием авангарда, модернизма. Это началось в х гг. Постмодернисты переосмысливали не только модернизм, но всю предшествующую культуру. По-видимому, существует множественность истоков постмодернизма. Первичные 1 См Каган МС Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. СПб.: Петропо- лис, 2003. С. 286. 13.2. Постмодернизм в мировой культуре ХХ – начала ХХI в импульсы этого направления следует искать в романтизме. Действительно, присущий романтизму вкус к маргинальности, периферии психологического и социального, алогизму, бессознательному является сильным импульсом, принятым постмодернизмом. Для романтизма, как и для постмодернизма, также характерно острое противостояние интеллектуальной личности и бездарной толпы. Романтизм возникает как активное и осмысленное противостояние экстремального существования творческой личности и безликой, пресной повседневности. Подобно романтизму, постмодернизму свойственны оппозиционность, критический настрой к традиционному, классическому взгляду на вещи и явления. Романтизм и постмодернизм являются отражением похожих социальных и ментальных процессов. Истоки отечественного постмодернизма возможно обнаружить в интеллектуальной атмосфере русского Серебряного века, создавшего устойчивый интерес в философской и художественной мысли к угаснувшим культурам прошлого. В этом смысле перелистывание культурного наследия, составление межкультурной мозаики, а также мифологизм русского символизма могут рассматриваться как прямые предшественники постмодернизма. Активный интерес к мифологическому обнаруживает ориентацию данного феномена на архаические формы мышления и творчества. Философии и искусству постмодернизма свойственно обращение к архаике, мифу, тек тексту в его первоначальном значении, но также к постижению эпистомологических феноменов и различных типов ментальности. Для достижения этой цели осуществляется переосмысление классической картины мира и сведению ее к мозаичному переплетению смыслов и ценностей. Один из основоположников направления – М. Фуко – предложил метод историкокультурного исследования, при котором каждая конкретная историческая эпоха может быть представлена как проблемное поле, включающее в себя достигнутый к данному времени уровень культурного знания. Эта единая система знаний – эпистема – выступает также как строго определенный языковой код – свод предписаний и запретов поведения и мышления. В тоже время история культуры может быть представлена только как текст (повествование) о несуществующей реальности. Приобщенность к мифу в постмодернизме создает условия вхождения в сферы культурных архетипов и исторических нарративов (повествований, возможность транс-исторического бытия (бытия вне истории, что, с одной стороны, противоречит теоретическим установкам этого течения, нос другой – отвечает общим процессам движения современной культуры. Постмодернизм как разрушает метанарративы Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. исторические повествования, таки создает новые, используя культурные мифологемы. Не вызывает сомнения близость постмодернизма к философии жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, Х. Ортега-и-Гассет). Так, постмодернистским принципам отмечает ницшеанский всеобщий плюрализм. Ф. Ницше искренне желал придать безответственности ее позитивный смысл Безответственность, – по словам Ж. Делеза, – благороднейшая и прекраснейшая тайна Ницше». Безответственность и аморализм, даже некоторый интеллектуальный цинизм, становятся основой переоценки традиционных ценностей и выработки нового взгляда на реальность – подтягивание к реальности. Одной из своих главных задач теоретики постмодернизма ставят преодоление традиционного европоцентризма, ставшего аксиомой традиционной европейской науки. Тем самым в постмодернизме осуществляется поиск иных культурных традиций, исходящих из принципа дополнительности культур, развивающихся по собственным региональным линиям. Особенно это касается влияния на европейскую культуру ХХ в. классических традиций Востока, обогащение и изменение традиционной европоцентристской ментальности. В культурном интерсознании происходит расширение видения и кругозора благодаря включению иных точек зрения. Для обозначения специфики постмодернизма следует сформулировать новый признак мышления в культуре ХХ в, обозначаемый как цикличность. Это особый принцип прочтения исторического процесса, антагонистический по отношению к просветительскому принципу прогресса. Согласно этому принципу в своей истории каждая культура последовательно проходит несколько стадий. Включаясь в исторические процессы, каждая новая культура неизбежно вынуждена повторить логику развития уже приближающихся к финалу или уже угаснувших культур. Поэтому в развитии каждой культуры можно фиксировать повторяющиеся фазы. Принцип мозаичности и повторяемости культурного развития особенно свойственен ХХ в. П. Сорокин в связи с этим отмечал беспрецедентность современной культуры, называя ее интегральной. Накопленный культурный материал человечества как бы осваивается заново мыслителями ХХ в, формируя новые ассоциативные связи и оценки, возможно, для активизации последующего интенсивного развития. Исследователи философской ситуации второй половины ХХ в. справедливо отмечают диалогичность как ключевое понятие постмодернизма. Предшествующие эпохи авангарда и модернизма могут – с оговорками – пониматься как монологические. Пафос их развития 13.2. Постмодернизм в мировой культуре ХХ – начала ХХI в заключался в монологическом воздействии научных концепций, отражающих одну из многих сторон реальности. Понимание постмодернизма возможно только в аспекте культурологической интерпретации диалога (полилога) как столкновения различных точек зрения без последующей необходимости сведения различных смыслов к чему-то единому и общему. Поскольку диалог по своей природе ориентирован, по крайней мерена два мнения, постольку он отражает дискуссионность, а точнее, неопределенность интеллектуальной атмосферы культуры. Вариативность мнений отражает вариативный характер самого движения и развития. Принципиальность диалогизма предполагает неизбежное появление Другого как носителя иной точки зрения, иных ценностей и образа жизни. Другим может быть субъект – носитель иной культуры. Осознание ценности Другого создает возможность понимания иной культуры, иной парадигмы, но также более глубокое и всестороннее отношение к своей культуре. Вариантом такого поиска стало обращение интеллектуального слоя Западной Европы к культурам Востока. В этом также отражаются тенденции глобализации культуры. Теоретическим ключом и основанием, с помощью которых возможно осознание многих проблем постмодернизма, выступила синергетика. Синергетика как методология исследования сложных явлений культуры предлагает спектр интеллектуальных рекомендаций. Главными посылками синергетического видения мира выступают следующие тезисы а) практически недостижимо жесткое обусловливание и программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем б) созидающий потенциал хаоса самодостаточен для конституирования новых организационных форм (любые микрофлуктуации способны порождать макроструктуры в) любой сложной системе атрибутивно присуща альтернативность сценариев развития г) целое и сумма его частей – качественно различные структуры д) неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильного и динамического развития – лишь такого рода системы способны к самоорганизации е) мир может пониматься как иерархия сред с разной линейностью 1 Исследуя физические и химические процессы, один из теоретиков синергетики, И. Пригожин, распространял свои выводы на истори- ко-культурные процессы. Он предложил рассматривать эволюцию как процесс, ведущий к большему усложнению и разнообразию био- 1 См Грицанов А. А, Мезяная КН. Синергетика // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. логических и общественных структур, посредством появления новых, более высокого порядка диссипативных (рассеивающихся) образований. Новый порядок, касающийся мышления и бытия, возникает из случайных флуктуаций. В этом процессе особое представление отводится случайности, которая рассматривается как важнейшее условие формирования и развития новых структур. Сопряжение случайности и необходимости создает возможность рассматривать историко-куль- турные процессы в новом аспекте. Акцент на смыслообразующей роли случая расширяет границы аксиоматических закономерностей. Исследования нелинейного развития систем могут быть продуктивными при использовании нелинейных принципов, например скачкообразных. Становится актуальным изучение прыжка – диалектического скачка, в форме которого система в результате внутренних изменений перемещается на новый уровень сложности. Траекторию скачка трудно предвидеть. Более сложный уровень, на который переходит система в результате изменений, не может быть сведен к простой совокупности его составляющих. Изучение случайностей, флуктуаций, скачков в развитии создают эвристическую ситуацию возможного научного поиска, направленного на выявление подвижных и неопределенных явлений современной культуры, избежать при этом догматизма и схематизма. В постмодернизме для характеристики этих явлений применяются понятия ризомы, складки, обозначающие принципиальную «внеструктурную и внелинейную» организацию объекта изучения, способного к имманентной и автохтонной подвижности. Ж. Делез, Ф. Гваттари). Для характеристики постмодернизма следует добавить игровой принцип, отмечаемый многими исследователями. Подчеркнуто иронический, игровой модус самоопределения, характерный для постмодернистского мироощущения, отразился не только в художественной практике этого течения, но ив самой стилистике философствования на эту тему. Игра есть способ нарушения любой одномерной логики, выход за ее рамки. Игра по своей природе неутилитарна, пронизана эстетическим началом, самоценна и самоцельна. Действительно, игровой принцип, имеющий методологическое значение для постмодернизма, проявляет себя в сфере бытия произведения искусства. В многозначном смысловом пространстве художественного действа зритель получает право на риск, выбирая свою версию из числа возможных интерпретаций, тогда и итог зрелища он рассматривает уже как свою собственную находку, как результат собственного свободного выбора. Постмодернизм в мировой культуре ХХ – начала ХХI в Благодаря игровому принципу в постмодернистском произведении искусства осуществляется работа по высвобождению символической энергии эстетического объекта. Игровой эксперимент с реальностью возможен в поле любого текстового пространства, будь то художественное творчество или повседневное поведение. Вследствие осуществления игрового принципа увеличивается свободное перемещение смыслов из текста в контекст, и наоборот. Игра становится средством совмещения и смещения смыслов. В целом постмодернизм следует рассматривать как теоретическую ступень в интерпретации ментальных структур. Неудовлетворенность историческими исследованиями классической науки, отбрасывающими индивидуальные детали и процессы и фиксирующими внимание только на магистральном развитии, стимулировала обращение кана- лизу структуры, к поиску нетипичного, частного, способных создать условия для нового осмысления событий прошлого. Художественная культура постмодернизма принципиально неоднородна и множественна по формами способам своих проявлений. Из этого также следует неразрешенная проблема о границах постмодернизма и пределах его экспансии. Индетерминизм и неопределенность предполагают безграничность, однако границы у постмодернизма существуют, и не только исторические. Постмодернизм соединяет диа- хронность и синхронность теоретической мысли. Эстетизация бытия, присущая постмодернизму, заставляет думать, не воплощает ли это течение исключительно художественную тенденцию видения мира Действительно, современное искусство выступает наиболее точным воплощением постмодернистских исканий. Отдельные стороны постмодернистского искусства можно вычленить из следующих понятий открытость, ересь, плюрализм, эклектизм, случайный выбор, мятеж, деформация. О других его чертах дает представление ряд таких терминов, как незавершенность, антитвор- чество, различие, дискретность, дизъюнкция, исчезновение, декомпозиция, дедефиниция, демистификация, детотализация, делегити- мизация. Терминологическая специфика настраивает исследователя на принципиальную незавершенность, разрушение целостности, характеризующие постмодернистскую картину мира. Постмодернизм использует такие понятия, как черные дыры, размытые совокупности, зоны близости, римановские пространства, бифуркации, которыми могут пользоваться философы, ученые и художники. Метафоричность языка постмодернизма схватывает процессы реальности, не имеющие устойчивых научных формулировок. Использование Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. метафор и понятий из параллельных видов деятельности способно привести к неожиданным пересечениям смыслов и эвристическим находкам. Постмодернизм характеризуется применением чисто технических приемов, происходящих из случайных описок, пробелов в рукописи, наложений швов, длиннот и пустот в тексте, в принципиальном стремлении не ставить точку и т. п. Обращение к пограничным сферам свидетельствует о постмодернистском расширении ментального пространства, стремлении раздвинуть границы мира, естественном любопытстве. Теоретик постмодернизма И. Хассан в своих характеристиках постмодернистской культуры и искусства отметил следующие черты. 1. Неопределенность, выступающая следствием диалогизма и открытости текста. 2. Фрагментарность как следствие неопределенности и отторжения синтеза. Современное культурное творчество использует монтаж и коллаж, парадоксальные решения и деконструкцию, разрушение формальной гармонии. 3. Отказ от канонов, выраженный в отказе от авторитетов, от классических приемов творчества. Для разрушения канонов применяется ирония и новая трактовка ценностей. Разрушение и терроризм приобретают позитивный смысл. 4. утрата я и глубины. Хасан усматривает в постмодернизме утрату романтического представления о человеке, на смену которого приходит поверхностное, ризомное толкование. 5. Не-показывание и не-обнаруже- ние. Одной из характеристик современного искусства выступает намек на то, что нельзя представить, на абстрагирование смысла. 6. Ирония, которая проявляется в игре, диалоге, аллегорическом представлении. 7. Гибридизация, или репродуцирование, превращение в пародию. В художественной культуре становится характерным обращение к плагиату, к пародии на оригинальные произведения. Открытое и ироническое цитирование классических образцов. Обогащение репрезентации путем смешения элитарной и массовой культур. 8. Карнавализация. Автор этого понятия, ММ. Бахтин, подчеркивал включение в искусство непосредственного действия, карнавала. 9. Перформанс, участие. Неопределенность образной среды становится поводом для непосредственного участия художника в раскрытии смысла. Импровизация достигает истинных целей художника. Средством и материалом творчества становится тело, жесты, поведение, предметы повседневности. 10. Конструктивизм понимаемый как работа с фигуральным языком, с иносказанием. 11. Имманентность. Способность высказываться враз- ного рода символических формах, содержащих в себе предсказания и пророчества. Акцент на языковом творчестве, расширении диапазона общения при помощи символических форм. 13.2. Постмодернизм в мировой культуре ХХ – начала ХХI в Множественность различий в тематике и стилистике постмодернизма объединяется и сходится в трех основных тезисах. Во-первых, люди не имеют доступа к реальности и, следовательно, не имеют средств для достижения истины. Реальность становится скрытой идеологическими фильтрами. Во-вторых, реальность недоступна, потому что человек является пленником языка, который придает форму мыслям прежде, чем появляется возможность помыслить, и поэтому у человека нет возможности адекватно выразить то, о чем он думает. В-третьих, человек создает реальность посредством языка, и поэтому природа реальности определяется теми, кто имеет возможность и власть формировать язык. В этих тезисах подчеркивается значение СМИ и идеологии, формирующих общественное мнение и влияющих на образ реальности. В условиях разгула массовой культуры и концентрации власти постмодернизм заостряет внимание на их искусственности и антигуманности. Значение постмодернизма заключается в создании предпосылок новой постановки проблемы свободы и ответственности личности. Постмодернизм демонстрирует полимодальное рассмотрение культуры, а также самодостаточность творчества и творческой личности. Природа и проблематика постмодернизма заключается в его принципиальной диалогичности, которая проявляется в направленности культуры Запада к культуре Востока. Такая направленность дает шанс диалогическому взаимопониманию и дополнению, а также преодолению самоизоляции западной и восточной культур. Сегодня западное общество находится в критической ситуации, двигаясь между экстремальными состояниями – абсолютной доминантой структур капиталистического производства и рыночных отношений, отражающихся в общественной психологии и эстетике, и абсолютной доминантой общественного способа труда. Современной исторической миссией посткапитализма и постсоциализма является путь социального, культурного, художественного развития, содержащийся в создании нового типа менталитета. Эта новая ментальность должна соединить два полярных типа сих внутренним диалектическим диалогическим смыслом. Постмодернизм, являясь преодолением модернизма, олицетворяющего собой эпоху противостояния и взаимного отрицания не только стилей мышления и типов художественного творчества, но и социальных систем, становится отражением истори- ко-культурной ситуации социального, научного и художественного плюрализма. Элементы, входящие в большую систему человеческой культуры, многообразны и разрозненны как по природе, таки по про- Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. 399 исхождению, развиваются они по автономным законам, однако внутри общей системы соблюдается строгая диахронность, обеспечивающая взаимное диалогическое сосуществование. Историко-культурным, социальным, социально-психологическим, эстетическими художественным диалогом выступает дихотомия элитарной и массовой культур, различия элитарного и массового сознания. Для культуры ХХ в. характерно раздвоение на элитарную и массовую. Данное раздвоение становится особенно опасным в условиях культурных и социальных конфликтов, когда основной ударной силой разрушения делалась масса, потому что ее активность проявляется именно в разрушении, а созидание есть привилегия духовной элиты – научной, художественной, политической, религиозной. Однако для истории культуры суть проблемы заключена не в самом ее раздвоении на массовую и элитарную, а в их взаимоотношениях. Элитарная и массовая культура ХХ в. В конце XIX – начале ХХ в. представления о сопоставлении и противостоянии элиты и народной массы приобрели особую актуальность. Процесс омассовления культуры является результатом вступления в культуру огромных человеческих масс, демократизация, происходящая в очень крупных масштабах. Помысли философа Н. Бердяева, массы легко усваивают себе вульгарный материализм и внешнюю техническую цивилизацию, ноне усваивают себе высшей духовной культуры, они легко переходят от религиозного миросозерцания к атеизму. У массового человека оказывается подавленным личностное начало, которое становится безличными анонимным, происходит утрата личного сознания, личной совести и личного суждения. Омассовление личности вплетается в общий кризис культуры. Н. Бердяев постулирует больную совесть русской интеллигенции, традиционно находившей причины неустроенности мира в нерешенности своих собственных проблем. Темнота массового сознания происходит не от его слепоты, а от слабости света, исходящего от интеллектуальной элиты. Массовая психология отражает патологическое, деформированное состояние общества, она есть психология заболевшего массовым неврозом коллектива. Массовая психология есть психология коллективного подсознания, прорвавшего сдерживающие начала и затопившая силы разума в обществе. Идея соборности общества, при которой элита и масса находились бы в состоянии гармоничной взаимной дополнительности, созревала в традициях отечественной философской мысли. Большую роль здесь сыграла русская религиозная философия. Сравнивая общественное 13.3. Элитарная и массовая культура ХХ в и массовое, можно перейти кряду выводов общество – иерархично, масса – одноплоскостна, общество – многолико, масса – безлика, общество симфонично, масса – унисонна. Вострые, революционные моменты истории массы склонны к насилию и произволу и, поскольку они страшатся свободы, не зная, как с ней поступить, инстинктивно ищут вождей. Поэтому культ масс парадоксальным образом приводит к культу вождей. По этой же причине массовая психология является одним из главных препятствий к осуществлению демократии. Из логики рассуждений Бердяева следует, что процесс омассовления культуры непременно приведет к диктатуре ограниченного количества идей и ценностей, не способствующих свободному развитию творческой личности, но, наоборот, ее закрепощению. В современном мире согласовать различные точки зрения и образы жизни практически невозможно. С большими трудностями сталкивается массовое сознание, которое также неспособно освоить усложнение общественного организма. Средний человек не успевает идти в ногу с прогрессом, по пути которого неуклонно следует цивилизация. Для охвата актуальных проблем, с которыми сталкивается мир, требуются широкий кругозор, развитое воображение и солидная образованность, чего никогда не хватало человеку массы. В этом несинх- ронном движении заложен возможный катастрофизм, непопадание во временной ритм, неумение идти в ногу со временем. Ощущение растущей дисгармонии с миром толкает человека массы к еще большему потребительству, заглушающему психическую тревогу, порожденную диссонансами жизни. Растущее напряжение способно породить различные социальные болезни. Именно с подобными проблемами когда- то столкнулась римская цивилизация, развратившая городской плебс сносным государственным содержанием и постоянной праздностью. Общество, проповедующее потребление как главную ценность жизни, превращается в объект потребления. Таким образом, общество растрачивает свои накопленные веками ценности. Растрата и обесценивание ценностей культуры становятся повсеместными. Как ни странно, но именно деструктивные процессы, происходящие в массовом сознании, становятся благоприятной средой для возникновения интеллектуальной элиты. В маргинальных нишах общества порой появляются яркие индивидуальности, стремящиеся вырваться из гнета среды и осуществить стремления интеллектуального существования. Так, в пролетарских и крестьянских недрах Советской России появлялось интеллектуальное меньшинство, развивавшее отечественную науку и гуманитарную мысль. Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. В отечественной науке и идеологии долгое время существовало твердое убеждение, что главным хранителем и создателем культуры всегда выступали народные массы. Какое место в дихотомии массы и элиты занимает народи каково содержание этого понятия? В России понятие народной культуры имеет давнюю традицию, идущую от славянофилов. Идея народных истоков культуры господствовала в сознании творческой интеллигенции. Художники, композиторы, архитекторы обращались к национальным истокам культуры в целях расширения возможностей художественно-образного языка. Это относится к творчеству В. Сурикова и передвижникам, к композиторам Могучей кучки, к творчеству М. П. Мусоргского и ПИ. Чайковского, позднее к московской школе живописи, культурной деятельности княгини Тенешевой и многим другим. Подобные национал-культур- ные процессы проходили в других странах Европы. Во второй половине ХХ столетия тяга к традициям народной культуры в развитых странах Европы почти совершенно исчезла и потеряла свою былую притягательность. Для европейских стран понятия народ, народная культура почти утратили свое значение, поскольку стало утрачиваться содержание, вкладываемое в это понятие. Утрата утилитарных, религиозных, магических, ритуальных и обрядовых функций превратила исконную народную культуру в массовую. Синкретические комплексы быта и досуга эволюционировали враз- влекательные, зрелищные, внеобрядовые, досуговые формы, связанные со специфической профессиональной деятельностью исполнителей. Фольклор и ремесленно-прикладное искусство, выступающие основными стабилизаторами народной культуры, заменились псевдо- фольклором и современным декоративно-прикладным художественным творчеством, развивающимися в урбанистических структурах. Народная культура в условиях культуры ХХ встала исключительно массовым явлением, а ее носители превратились в профессионалов, заполняющих своей деятельностью досуг усредненного человека. Следовательно, народная культура может существовать в современных условиях только в превращенной форме, как массовая культура с естественной утратой базового содержания, нос сохранением внешней зрелищности. Существование идолов массы недолгое, оно находится в полной зависимости от переменчивых вкусов толпы. Постоянное цитирование народных мотивов в поп-культуре свидетельствует о ее слабости и креативной неспособности, зрелищной конвергенции, заимствующей и адаптирующей к массовому вкусу всю сферу культуры, в том числе и народную. Элитарная и массовая культура ХХ в Проблема массовости художественной культуры являлась постоянной темой отечественной науки, начиная с х гг. Понятие массовость отождествлялось с понятием народность вплоть дох гг. Позднее эти понятия исследователи стали разводить, соотнося массовую культуру с коммерческой культурой Западной Европы, народность же понималась в духе просветительства XIX в. Народной культуре и народному искусству присущи четыре закона существования – это природность и природные материалы, которые наполняют данную культуру и искусство содержанием коллективность как способ функционирования в социальной среде идеалистичность образов традиционность, опора на выработанные веками народные традиции жизни и образотворчества. В современной культуре различия международной культурой и искусством, с одной стороны, и элитарными и массовыми формами – с другой, заключаются в нарушении четвертого закона если народное искусство органично вплетено в жизнь народа, то массовое искусство навязывается народу всеми возможными способами и средствами воздействия. Народная культура и искусство занимают положение стабилизатора, ноне консерватора в общем процессе социодинамики культурных процессов. Продуктивное изучение феномена массы как носителя массового сознания и его особенностей предполагает определение объема понятия и разграничения его сродственным понятием народ. Народ рассматривается как явление культуры, масса – как явление цивилизации. На смену народу, творившему культуру в процессе ее поступательного развития, приходит масса, или население. В огромном городе современного индустриального общества народ перемалывается в массу. В массовом сознании можно наблюдать все симптомы деградирующего и вырождающегося морфологического организма. Выражением фазы цивилизации являются процессы переоценки всех ценностей. Цивилизация начинается с того, что переделывает все формы предшествовавшей культуры, иначе понимает их, иначе ими пользуется. Она ничего не создает, она только перетолковывает. В этом негативная сторона всех эпох подобного рода. Они не предполагают предшествующего подлинного творческого акта. Помысли немецкого философа О. Шпенглера, обыватель всех культур в физиономии всякого становления, своего собственного и окружающего его исторического мира подмечает лишь непосредственно осязательный передний план. Сумма его переживаний, как внутренних, таки внешних, вереницей голых фактов полнит течение его дней. В противоположность ему только значительный человек чувствует за популярным контекстом Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. исторически подвижной поверхности глубокую логику становления, выступающего в идее судьбы и подчеркивающего случайность поверхностных малозначимых изделий дня 1 Соотношения массового и элитарного, связи между ними усложнены в пространстве культуры современного постиндустриального общества, так как в нем различные социальные слои и страты отделяются друг от друга лишь условно, пунктирно, в силу принципиальной проницаемости социального пространства. Во многих исследованиях последнего времени, особенно постмодернистских, наметилась тенденция амбивалентного рассмотрения социальных и культурных структур, размытости их границ. Культурные последствия деятельности различных страт опредмечи- ваются в творческих продуктах – в произведениях искусства и других видах творчества, в традициях и ценностях, образах жизни и принципах мышления, в особенностях среды обитания и т. д. Эта определенность жизнедеятельности и предполагает разделение на элитарную и массовую культуры. Подобное различение и сравнение элитарного и массового сознания и продуктов их деятельности может основываться на теории социального поля и связанных с ним производных понятий социальных реальностей, символического капитала. Элитарная и массовая культуры соотносятся как два поля, неравнозначные по объему и структуре ив постмодернистских интерпретациях пресеченные складками, многие из которых преломляются из одного поля в другое. Веера преломлений отражают многообразие форм элитарного и массового сознания, пересечения их содержания и взаимопроникновения. Художественные группы способны самостоятельно и оригинально осмысливать социальные события, несмотря на воздействия политической пропаганды. Интеллектуальное поле художественной группы преломляет структуры направленных социальных складок, соразмеряя их со своей внутренней структурой. Внешний социальный напор выступает активным стимулятором творческой энергии, создающей мощное художественное противодействие. Если поле массового сознания объединено общностью сиюминутных интересов или территорией, пронизано внешними складками, создающими в нем активность как реакцию на воздействие, тополе элитарного сознания замкнуто и его складки резонируют на внешние влияния, подчиняясь своей глубинной природе. Если поле массового 1 См Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М Мысль, 1993. С. 297. 13.3. Элитарная и массовая культура ХХ в сознания постоянно нуждается во внешней энергетической подпитке и быстро разрушается в случае отсутствия таковой, тополе элитарного сознания, как правило, самодостаточно и способно автономно существовать благодаря аккумулированной интеллектуальной энергии. Социальное поле культуры является местом активных взаимоотношений агентов, задавая специфику и определенность своей родовой структуре. Результатом этого взаимодействия выступает выработка символического капитала, характеризующегося габитусом – позицией и степенью престижа агентов, устойчивых во времени стратегий и способов поведения. Стратегии могут быть направлены либо на сохранение структуры, либо на ее изменение. Накопленный символический капитал как продукт творчества создает необходимые возможности для существования интеллектуальной элиты. Символический капитал способен к самопроизводству, увеличиваясь или уменьшаясь в процессах обращения. Символический капитал накапливается в различных областях интеллектуальной деятельности. Так, например, математический капитал вырабатывается на основе высокой математической культуры агента, социологический капитал – на основе солидных познаний и длительной практики в сфере социологии. Художественный капитал создается талантом и творчеством художника и выступает как проявление художественной ценности. Он способен как к бурному росту, таки к неожиданному падению, поскольку величина стоимости произведений искусства не определяется общим законом стоимости. Цены на художественные произведения слагаются из многих составляющих и являют собой непредсказуемость символического капитала. В современной культуре существуют многие субкультуры, обладающие самобытностью, внутренним стремлением к саморазвитию. Молодежная культура также обладает ярко выраженной самодостаточностью и не стремится к смешиванию с другими культурными слоями и традициями. Всякая культурная среда создает непременный заслон против проникновения в нее. Национальные культурные традиции могут быть результатом последних миграций, но также и устойчивыми ограничениями культурной определенности, идущими из прошлых веков. Новые культурные образования находятся за порогом господствующей культуры. Так, не всегда ясны в истории культуры ХХ в. границы и временная определенность такого явления, как авангардная культура, поскольку авангардные тенденции пронизывают все культурное поле ХХ в. Преодоление порога культуры осуществляется в межкультурном диалоге, который редко бывает равноправным. На результаты диалога Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. активно влияет авторитетность культуры, играющей ведущую роль в диалоге. В межкультурном диалоге главный голос принадлежит, как правило, европоцентризму, поэтому межкультурный диалог легко обращается в монологическое давление. Преодоление порога культуры возможно в различном темпе плавно переходить с одного уровня на другой или перешагивать, перепрыгивать через культурные ступени. Темпоральное освоение межкультурного пространства осуществляется в индивидуальном опыте, зависит от степени подготовленности субъекта, трансформирующего свою культурную принадлежность, умения читать культурные тексты. Существование элитарной и массовой культур также разделено порогом, акцентирующим принципиальную несхожесть и принадлежность к различным сферам. Так, интеллектуальная элита, несмотря на внешнюю отчужденность и известный снобизм, чутко реагирует на вкусы и моду, распространенные в массовом сознании и поведении. Для элиты эти формы мышления и поведения важны как точки отсчета, как простейшие формы современности. Историческое время для массового сознания неприемлемо и непонятно. Для элитарного сознания, напротив, свойственно преодолевать хронотоп современности. Массовое сознание и массовая культура также преодолевают пороговые границы элитарного поля, пытается освоить ценности, которые сводятся к выяснению смыслов и статусов престижности и материальной состоятельности. Массовое сознание не видит смысла в необходимости повседневного умственного труда. В смысловой ряд интеллектуальной культуры вторгается ее упрощенная интерпретация, искажающая и адаптирующая культурные тексты до символов удовольствия и материального благополучия. Смыслы интеллектуальной элитарности подменяются социальными штампами врожденной аристократии или властной элиты или же сводятся к устойчивому набору образов странного поведения. Отличительными чертами интеллектуальной элитарности является приобщенность к творчеству нового, не бывшего, поиск оригинальных точек зрения на природу, общество и человека, еще не отраженных в культурных текстах, активное противостояние штампам массового сознания. Однако постмодернистская трактовка творчества также предстает в новом прочтении. Традиционное понимание творческого процесса не вписывается в координаты посткультуры и требует переосмысления. Так, Ж. Деррида полагал, что трактовка процесса изобретения нуждается в деконструкции, его необходимо «переизобрести». Понимание творческого процесса в традиционных культурных программах превратилось в застывший эстетический штамп с устаревшими науч. Элитарная и массовая культура ХХ в 406 ными методиками и учебными рекомендациями. Творческий процесс стал скорее напоминать процесс производства сего утвержденными технологиями. Только в результате коренной перестройки подхода к созиданию нового и его реконструкции возможно добиться открытия новых непредсказуемых, но ожидаемых артефактов. В результате деконструкции в творческий процесс вводятся новые понятия, способные обозначить оттенки реальности, такие как след, рассеивание, царапина, вуаль, прививка, контрабанда, различание. Новые понятия и характеристики не меняют процесс современного творчества, но отражают его новые принципы. В трактовке созидательного начала происходит смещение акцентов. Важнейшую роль в исследованиях приобретают черновики, конспекты, сноски, текстовые маргиналии. Именно в них можно уловить неопределенность и непредсказуемость. Чтение подготовительных текстов раскрывает перед исследователем неопределенное поле смыслов, не получивших окончательной познавательной структуры. Царапины ногтем и подчеркивания нуждаются в дополнительном толковании, способном в итоге привести к переосмыслению основного, итогового текста. Создается возможность свободной комбинации смыслов и получения неожиданных выводов. Язык творчества в художественной культуре постмодернизма приобретает самостоятельность, не завися от прикрепленного к нему значения. Способ описания отрывается от предмета описания, приобретая символический плюрализм. Творческий текст становится ин- тертекстом. Интеллектуальное творчество превращается в грамматологию, в способ описания и постижения, основанный на деконструкции и различании акцентирующих текстовое исследование. Понятие «различание», или эмпирическое блуждание, теоретик постмодернизма Ж. Деррида уподобляет пучку. В процессах интеллектуального творчества смысловые нити или складки переплетаются, связываются в узелки, закручиваются и спутываются, обнаруживая бесконечное разнообразие поворотов мысли и ее результатов, смешения текста и контекста, автора, произведения и читателя, времени создания и исторического времени. То есть различание – это то идеальное совпадение мысли и ее воплощения, замысла и произведения. Для постмодернистского искусства, помысли Ж. Дерриды, характерно развитие по круговым, нарциссическим конструкциям, где новая образная система соединяется с культурной памятью. Складки произведения образуют спираль, лабиринт, в волокнистой структуре теряются начало и конец. Сценарий произведения осуществляется в вечно нулевом времени или в атмосфере сосуществования всех времен. С помощью повторов, скрытых и явных цитат, текстовых ла- Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. 407 кун и вставок выстраивается ткань артефакта. При этом постмодернистское произведение превращается в подобие паутины или водной поверхности, в которых прячется автор, постоянно выныривая на поверхность и снова прячась в затейливой и непостоянной структуре. По словам Р. Барта, произведению присуща перформативность, в складках которой никем незамеченной наступает символическая смерть автора. Так, в современной живописи применяется фотомонтаж как исторический нарратив, выстраивающий авторское повествование, подкрепленное фотовидениями. Фотографии как цитаты реальности или неосознанные оговорки усиливают смысловое напряжение текста. Неслучайно метод деконструкции и различания Ж. Дерриды был истолкован другим представителем постмодернизма, Ц. Тодоровым, в духе принципа дополнительности, обеспечивающего плюрализм интерпретаций художественного творчества. В результате такого метода в процессе восприятия произведения обнаруживается косвенный, ассоциативный смысл, наполненный метафорами, аллегориями, аллюзиями, иронией. Прямолинейная доступность текста для восприятия характеризуется как дурновкусие и банальность. Именно в процессе косвенного, ассоциативного освоения в произведении искусства обнаруживается и интерпретируется символическое поле. Благодаря ироническому вектору постмодернистское искусство отличается выраженной элитарной направленностью, поскольку ирония в атмосфере художественного произведения существует лишь в узком контексте, понятном немногим. Между тем постмодернистское искусство обращено в сторону массовой аудитории. Иронические коллажи могут восприниматься массовым зрителем как сказки, исторические повествования, серьезные и занимательные истории. Массовое сознание ищет и находит понятное и знакомое в чем угодно, если хочет его найти. В массовом восприятии между искусством и развлечением стирается граница. Так, постмодернистский хеппенинг воспринимается случайным зрителем как занимательное зрелище. Искусство обладает двойственной природой, сочетающей в себе автономию, самодостаточность профессиональной элиты и социальную ангажированность, выраженную в массовом и коммерческом искусстве. Эстетические ценности транслируются в современном обществе и обретают устойчивость в процессе их фетишизации. Таким образом, эстетические ценности подразделяются на типы, выступая, с одной стороны, оформлением стремлений массового сознания, с другой – являясь духовным дискурсом интеллектуальных притязаний элиты. Элитарная и массовая культура ХХ в Логическим следствием и постмодернистским преломлением данной позиции выступают взгляды У. Эко, развивающего теорию открытого произведения. Открытость произведения выступает как возможность толковать содержание на тысячи ладов, не утрачивая при этом своего неповторимого своеобразия. Неформальное, как и любое открытое произведение, приводит нас не к возвещению смерти формы, а к более четкому ее пониманию формы как поля возможностей. Если классическое искусство, по существу, стремится утвердить принятые структуры обыденного восприятия, то современное искусство считает главной задачей создание поля коммуникативных возможностей, которое предстает как открытое произведение. Когда художник замечает, что коммуникативная система чужда той исторической ситуации, которую он воплощает, он стремится создать формальные структуры, становящиеся моделью этой новой ситуации. Поэтика открытого произведения являет историческое утверждение культурной среды, допускающей сосуществование по принципу дополнительности взаимоисключающих решений, оправдание прерывного опыта, воспринимаемого как ценность вместо традиционной непрерывности, допущение сквозных временных сопоставлений идей и ценностей. Такая стратегия интеллектуального развития становится прогрессивной, что дает право рассматривать ее как модель элитарной творческой деятельности, симметрии личности и культуры. Один из элементов кризиса современной цивилизации обусловлен неспособностью среднего человека освободиться от формальных систем, навязанных ему извне, а не приобретенных благодаря собственному исследованию реальности. Такие социальные болезни, как конформизм и бегство от действительности, стадность и массовое сознание, как рази являются результатом пассивного усвоения шаблонных норм понимания и суждения. Массовая культурная среда является продуктом пассивного усвоения традиционных ценностей, бездумно принимаемых за норму. Сознание интеллектуальной элиты, напротив, ориентируется на эстетические ценности открытого произведения и формируется благодаря заложенному в нем качеству коммуникативной вероятности. Эстетические ценности, считавшиеся абсолютными и выстраивающими картину мира, в постмодернистской трактовке выступают условными, требующими постоянного уточнения. Отсюда следует, что в художественных формах осуществляется не столько утверждение новых ценностей, сколько отрицание старых. Открытость произведений выступает как утверждение ценностей, к которым стремится современная культура, связанных с динамичным изменением и сопоставлением Глава 13 Мировые цивилизация и культура в ХХ – начале ХХI вв. возможностей, предоставляемых культурой. Современное художественное формотворчество превращается в актуальный способ восприятия, запечатлеваемый в ценностях искусства. В результате анализа социологического, социально-психологичес- кого и эстетического подходов в исследовании элитарного и массового сознания исследуются различные срезы изучения элитарного и массового сознания и их взаимодействия. Продуктивной выступает теория П. Бурдье, создавшего концепцию социально-полевого исследования феноменов культуры, разработавшего «структуралистско-конструк- тивистский» подход, согласно которому процессы формирования социальных позиций элиты и массы осуществляются не только с учетом социальных условий существования, но ив результате овладения ими различных форм символического капитала – экономического, политического, культурного, эстетического и др. Величина и динамика символического капитала формируют социальный статус и место в социальной стратификации. Социально-психологический подход к исследованию элитарного и массового сознания основывается на рассмотрении специфики сознания личности, отношении к ценностям культуры и их переоценке, способности к продуктивной и репродуктивной деятельностям. Эстетические ценности выступают дискурсом интеллектуальных исканий элиты. Концепция открытого произведения У. Эко объясняет особенности функционирования современного искусства. Если массовое сознание является результатом пассивного усвоения традиционных ценностей, принимаемых за норму, то элитарное сознание ориентировано на эстетические ценности открытого произведения и формируется благодаря заложенному в нем качеству коммуникативной вероятности. Отличительной чертой массовой культуры выступает совокупность многочисленных дворцов развлечений, ночных клубов, где средний обыватель погружается в феерическую атмосферу света, цвета и звуков, постоянно меняющих его облик и мировосприятие. Неяркому представителю среднего сословия приятно оказаться в атмосфере принципиальной безликости и иллюзии всеобщего единства. Праздничность и краткость симулякра создают недолгую иллюзию подлинного существования. Непродолжительная поверхностность симулятивного бытия становится эталоном художественной ценности массового произведения, критерием общественного вкуса и образа жизни. Приобщенность к элитарному или массовому искусству накладывает неизгладимую печать на художника, его творческий процесс и образ жизни. Если истинный художник призван к созданию произве- 13.3. Элитарная и массовая культура ХХ в 410 дения только сознанием собственной ответственности за результаты культурного и художественного творчества, своей совестью и вкусом, то творец массового искусства ангажирован либо политически, либо финансово, либо морально, либо всей системой зависимостей от работодателя и зависимостью от успеха у зрителя. Контрольные вопросы и задания Назовите отмеченные и не отмеченные в тексте главы достижения науки и техники ХХ в. Почему в ХХ в. появляется представление о противоположности культуры и цивилизации? Какие признаки кризиса культуры кажутся очевидными мыслителям ХХ в.? Каков смысл понятия модернизм применительно к культуре, в частности к художественной культуре? Каковы новаторские идеи и достижения модернистов в искусстве ХХ в.? Назовите и охарактеризуйте известные вам модернистские направления в художественной культуре ХХ в. Какие смыслы содержит в себе понятие постмодернизм Каково культурное значение современного постмодернизма? Определите, в чем состоит своеобразие элитарной и массовой культур и какова взаимосвязь между элитарными массовым в культуре современности. Литература Борзова Е. П История мировой культуры. СПб., 2001. Каган МС Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. СПб., 2002. Суворов Н. Н Элитарное и массовое сознание в культуре постмодерна. СПб., Теория культуры / под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова. СПб., 2008. Гл. 13, 14, Глава 14. История русской культуры |