Главная страница
Навигация по странице:

  • 14.2. Культура Московской Руси

  • Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
    АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    Дата01.02.2017
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    ТипЛитература
    #1605
    страница31 из 38
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38
    ГЛаВа 14. ИСТОРИя РуССКОй КуЛьТуРы Культура Древней и Московской Руси. Культура России в петровское и послепетровское время. Русская культура ХIХ в. Самобытность русской культуры. Древняя Русь
    С IV вина протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока. Летопись не помнит времени прихода славян в Европу, фиксирует их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI–VIII вв. говорят о двух ветвях славян – антах и собственно славянах. Начался новый период вис- тории восточных славян. Он подводит к появлению блестящей культуры, сложившейся в киевское время. Придя в Поднепровье, славяне кв. становятся вполне определившейся культурой. До образования Киевского государства они имели заметные успехи в области материальной культуры, владели секретами обработки металла, применяли земледельческие орудия. У этого народа были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы.
    Древнерусская культура не является чисто славянской, поскольку древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэт- нических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая в смешении этнических потоков – славянского, балтийского, финно- угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе, но единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, – это язык. В Х вв. идет процесс интенсивного развития народов, населявших
    Восточно-Европейскую равнину. Письменность у славян появилась задолго до принятия христианства. До появления первого свода законов Русской правды складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о Законе русском, по которому жили славяне. С древних времен наряду с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. Вероятно, было сущес-
    1
    См Ключевский ВО Краткое пособие по русской истории. МС
    412
    твование городов уже в VII–VIII вв. Летопись не приводит времени их появления. Они были изначально – Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев – все наречных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. Кв. они – центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев возникают грады-хоромы (замки. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась Гардарикой – страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX в, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю.
    Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. На первом этапе природа населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были культы воды. Считая воду стихией, из которой образовался мир, славяне населяли ее различными божествами – русалками, водяными, морянами посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца –
    Даждьбог, бог ветра – Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками».
    На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир, смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали тела умерших или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, нов ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что предки продолжают и после смерти жить сними, постоянно находясь рядом.
    На третьем этапе развития языческой религии появляется Бог богов, удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI в. повелителем Вселенной признавали бога-громовержца
    Перуна. Велес был богом скота (впоследствии богом богатства и торговли. Языческая обрядность включала различные виды искусств. С помощью скульптуры, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предох-
    Глава 14. История русской культуры

    413
    раняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины, в зодчестве – над кровлями жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.
    Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы, но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий.
    В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог
    Перун становится богом общегосударственным. В славянской пантеоне были и боги неславянского происхождения финская богиня
    Мокошь, бог солнца народов Востока – Хорс. В результате обычные межплеменные конфликты получали закрепление в религиозной сфере. В 980 г. князь Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой слияние разнородных богов в едином пантеоне, но она потерпела неудачу. Очень ранок славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями иудаизмом, католицизмом, православием. Сними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой. Таким образом, пространство Древней Русина- ходилось на стыке различных миров. К Х–ХIII вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений – успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Важное место занимало кузнечное. Производилось более
    150 видов изделий из железа, стали. В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции в песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавали хранил своеобразную устную летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. Кв. относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Были. Древняя Русь

    414
    ны – это устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события. Былины часто пелись в сопровождении гусляров. Главной темой былин киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. Значительным культурным переворотом является введение единой письменности. Русский язык – один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII–VIII вв. можно предположить существование восточнославянских племенных диалектов, на основе консолидации которых в ХI–
    ХIV вв. возник древнерусский язык. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи, на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси – Русская правда написан подлинно народным, простым, ясным языком. В ХI–ХII вв. славянская письменность и литература достигли своего расцвета. Менее чем залет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. Слово уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли книжная страна. При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.
    От ХI–ХII вв. дошло более 80 духовных и светских книг, древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Церковная литература сформировалась в различных жанрах – притчи, жития, поучения Поучения Владимира Мономаха», Сказание о Борисе и Глебе. К первой половине XI в. относятся истоки философской культуры. Их связывают с религиозно-философским произведением Слово о законе и благодати киевского митрополита Иллариона.
    Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы – смысл человеческой жизни. Многотомные великие Че- тьи-Минеи (те. чтения, расположенные по месяцам года, летописи Глава 14. История русской культуры
    Повесть временных лети др, хронографы, хождения (описания путешествий) – все это свидетельствовало о чувстве величия мира у древнерусского человека. Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой кодекс Русская правда поражает развитой для своего времени правовой культурой.
    Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам князей в городах начинается каменное строительство. На Руси были возведены величественные памятники древнего зодчества Богородица Десятинная (Десятинная церковь, построенная в честь принятия христианства, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба – куполом. Центральное пространство храма в плане образовывало крест.
    Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки, с другой – сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже впервой каменной церкви – Десятинной – наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность (до
    25 куполов, пирамидальность. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII в. русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI в. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом
    Руси.
    Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и ученого, более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса. В середине XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве
    14.1. Древняя Русь
    началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитриевского во Владимире, оскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое ис- кусство.
    Музыка благодаря своей гармоничности, целостности и возвышенной духовности, оказывала сильнейшее воздействие на человека. Человек в храме получал эмоциональное успокоение, очищение, внутреннюю благостность не только под воздействием музыки, но скорее от целого комплекса храмового искусства. Процесс богослужения представлял собой некое мистериально-символическое действо, осуществлявшееся по законам зрелищных искусств, строго подчинившееся определенному каноническому сценарию, включавшему в себя хореографию священнослужителей, чередование музыки и речитации, последовательность участия в действе тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих. Речь идет о синкретичности храмового искусства, одним из компонентов которого являлась музыка.
    Первый исследователь духовной музыки, Д. В. Разумовский, относил начало возникновения русского певческого искусства ко времени княжения Владимира Святославича и сына его Ярослава Мудрого. Князь Владимир после своей женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый царицын хор.
    Во время княжения Ярослава Мудрого пришли на Русь «богопод- визаемы трие певцы гречестии сроды своими. Они, по мнению Разу- мовского, и явились основоположниками русского церковного пения. Русские певцы обучались у греческих мастеров. При главном киевском Десятинном храме были созданы хор певчих и школа обучения пению, которые явились центром певческого искусства на Руси.
    Русь – страна городов как политических центров. Важнейшая проблема Руси – соотношение личности и общества – разрешалась в пользу коллектива.
    К середине XII в. Русь распалась на несколько княжеств. В XIII в. с Востока началось монголотатарское нашествие, ас Запада – интервенция Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Великого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе своеобразно развивался Новгород. В ХIII–ХIVвв. он становится крупнейшим центром древнерусской культуры Бычков В. В К вопросу о восточно-христианской гносеологии. – Историко- философский сб. МС. Глава 14. История русской культуры
    Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города сего контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко – бедный гусляр, певец, который становится первым в городе купцом.
    Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства. Церковь Новгорода была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси, появились реформаторские тенденции и даже атеистические настроения. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой уступок Золотой Орде он сопротивлялся наступлению катастрофы. В 1478 г. Новгородская республика подчинилась великому московскому князю Ивану III.
    14.2. Культура Московской Руси
    Процесс становления русского культурного феномена после заката Киевской Руси приходится наследующий период в истории России, который формируется в эпоху Московского царства в ХIV–ХVII вв. Спадением Киевской Руси ею был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщение к европейским ценностям. Происходит формирование московской культуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ник одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека.
    С XII в. началась активная миграция славян из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян сна- родами финноугорской группы (меря, мордва, мари, началось формирование русской народности – великороссов. Земли заселялись быстро, нов отличие от Киевской Руси здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде – лесах. Происходило становление иного образа жизни. Вовремя монголотатарского ига на
    14.2. Культура Московской Руси
    Руси были разрушены города, села, ремесла, сократилась численность населения. Становление Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой, росла неприязнь к завоева- телям.
    В ХIV–ХV вв. на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV в, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государственного управления. В тоже время нельзя преувеличивать значимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Страна оставалась христианской, и драматические события истории восточнохристианской церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России.
    С падением Константинополя в 1453 г. Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей православного христианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осознает себя Святой Русью, а Москва Третьим Римом».
    В XV в. многие русские города получили статус самоуправления и пошли по пути развития, придерживаясь общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе – антагонизм между православием и католицизмом. Если на Западе общество освобождалось от всевластия церкви, тов Москве наоборот, влияние церкви возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Религиозное подвижничество во имя Христа стали воспринимать как героическое деяние. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.
    С 1547 гс венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны – Российское государство. В 1480 г. была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды, но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства, он создал неограниченную монархию, где власть санкционирована церковью, опричнину которая стала самым своеобразным в культурно-психоло-
    Глава 14. История русской культуры

    419
    гическом отношении событием истории Московской Руси уникальным явлением в мировой практике. Почти полтора века спустя такое же политическое явление, нос иными целями создал молодой Петр I. Главная психологически-поведенческая особенность опричнины заключается в том, что опричники и петровские потешные вели себя как завоеватели в собственной стране. Они опирались на формальную, ими же утверждаемую законность по отношению к существующим нормам, утверждали узаконенность своей власти, основанную на праве силы. Это явление оказалось очень живучим в России. Оно вылилось в узаконивание массового насилия. В разные исторические периоды оно приобретало новые формы, но стало повторяющимся в истории российского государства. В Европе в XVI в. общество высказалось за ликвидацию церковной собственности. Макиавелли открыто призывал церковь к заботе только о душе. В России же в XV в. дискуссии о церковной собственности включали вопросы о путях ее развития, подтверждали принцип единения церкви и государства. Кв. особенностью России было соединение характерной для Востока духовности, выраженной вправо- славии, со стремлением к свободе, демократии, свойственной Западу. Характерной чертой русских был коллективизм и слабовыраженное личностное сознание, приоритет государственных начал, интересов державы. Держава, обретенная входе борьбы за независимость, считалась главным национальным достоянием, ее интересы воспринимались как интересы лично каждого в. в истории культуры России был «бунтарным», когда перемешались старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII в. переживали закат прошлой культуры как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух культур – барокко и мужицкой. Старую обиходную культуру вытесняет новая, появляется идея единства, быстротечности, переориентация с прошлого на будущее. Вначале в. Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации, поощрял торговлю с Западом, для обучения заграницу были посланы несколько дворянских ребят. Города становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль, но основная масса населения оставалась крестьянами, положение которых было без изменений. С 1613 г. России стала править новая династия Рома- новых, которая пробудет на престоле более 300 лет.
    В XVII в. к духовным реформам приступил патриарх Никон, поскольку церковь к этому времени была заинтересована в устранении различий в богословской практике между греческой и русской церк. Культура Московской Руси
    вами. Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире. Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе, но вызвала сопротивление значительной части общества, произведя в церкви раскол. Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 г, который привел к разделу светской и духовной сфер деятельности, и дал дорогу деятельности Петра I – великого преобразователя России.
    В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Это устойчивое начало в человеке, его становление очень длительно. На формирование русского характера оказали влияние природные условия, определенные основы, заложенные раньше. Во всей сложности русский характер был открыт в XVII в. Открытость стала характерной чертой русских. Корни нового воззрения на человека – в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся св. Процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церковным канонам проявился уже в московской исторической литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма (Сказание о Мамаевом побоище. Победа на Куликовом поле подняла духи самосознание русского народа, породив ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Памятником этого периода стала «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке Песня о взятии Казани. Сначала в. на первый план выдвигается летописание Москвы, в котором каждая летопись – своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. сербом Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.
    Большим событием в культуре XVI в. было появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 г, когда издана первая датированная книга Апостол, издателем которой был Иван Федоров и Петр Мстиславец. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для возведения которых требовались строгие математические Глава 14. История русской культуры
    расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии, изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли, созданы выдающиеся гидротехнические сооружения в Соловецком монастыре, систему каналов, соединяющая десятки озер. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, укрепление политических, культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов – азбуковников.
    С превращением Москвы в политическую, религиозную столицу связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV в. при помощи итальянских архитекторов, были прекрасными укреплениями, замечательными произведениями искусства. Кроме того, были построены новые Успенский и Благовещенский соборы, сооружен существующий поныне Архангельский собор и большой каменный дворец, от которого сохранилась великолепная Грановитая палата. В XVI в. была сооружена вторая линия укреплений – Китай-го- род, затем под руководством Ф. Коня возведены белокаменные стены километрового Белого города (современное Бульварное кольцо. Возвели Земляной город (современное Садовое кольцо, одним из выдающихся проявлений новой национальной архитектуры стало строительство шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее известным памятником этого стиля является Покровский собор (Василия Блаженного, 1555–1560 гг.
    Расцвет живописи приходится на ХIV–ХV вв. и начинается в Новгороде, где работал приглашенный из Византии Феофан Грек. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рубле- ва. Он работал на рубеже ХIV–ХVвв. Знаменитая Троица, ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Крупнейшим живописцем
    XVI в. был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле.
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38


    написать администратору сайта