Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
14.3. Реформы Петра I и послепетровское время Род Романовых дал начало новой царской (с 1721 г. – императорской) династии, которая правила в России вплоть дог. В 1613 г. 14.3. Реформы Петра I и послепетровское время Земский собор (сословно-представительный орган, созывавшийся с 1549 г) избрал на царство Михаила Федоровича Романова. С избранием на царство Михаила Романова закончилось Смутное время в истории Русского государства. Созванный после освобождения Москвы октября 1612 г. сдался последний польский гарнизон) Земский собор решил возвести на престол представителя одного из великих московских родов – летнего Михаила, сына митрополита Ростовского Филарета (Федора Никитича Романова) и Ксении Ивановны Шестовой, двоюродного племянника царя Федора Иоанновича, который был последним царем из династии Рюриковичей. После смерти царя Михаила (23 июля 1645 гему наследовал его летний сын Алексей. Однако фактически регентство осуществлял воспитатель царя Алексея – боярин Б. И. Морозов, как глава важнейших приказов (ведомств. Входе его реформ во многих городах России начались восстания. После свержения боярина Морозова царь Алексей Михайлович, до этого не проявлявший особого интереса к управлению государством, решил царствовать самостоятельно. По его инициативе Земский собор разработал проект нового законодательства, принятого 29 января 1649 г. Церковные реформы, проведенные патриархом Московскими всея Руси Никоном с согласия царя Алексея, заключались в правке литургических текстов в соответствии с греческими оригиналами. Следствием этой реформы стал раскол Русской православной церкви на никонианцев и старообрядцев (раскольников). Несмотря на скорую (1658) отставку патриарха Никона, претендовавшего на слишком большую роль церкви в государственной жизни страны, старообрядчество навсегда осталось в оппозиционном положении. Его сторонники были объявлены еретиками, их жестоко преследовали. В 1682 г. был сожжен на костре протопоп Аввакум, один из первых противников патриарха Никона. Продолжение преследований привело к тому, что раскол становился знаменем неповиновения правительству старообрядцы отказываюсь служить в армии и принимать присягу, участвовали во многих народных восстаниях и смутах (1670– 1671, 1689, После смерти царя Алексея Михайловича (1676) натрон взошел его сын Федор. При летнем царе, страдавшем неизлечимой болезнью, приобрели силу его родственники Милославские и сестра Софья. Смерть Федора Алексеевича (1682) вызвала острую борьбу за московский трон. В итоге первым царем был провозглашен Иван Иоанн V Алексеевич (1666–1696), русский царь с 1682 г, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, он был Глава 14. История русской культуры провозглашен царем вместе с младшим братом, будущим царем Петром дог. за них правила сестра Софья. Разительные перемены, связанные с временем Петра Великого, дали основание дворянским историкам разделить историю нашей страны на два периода – Русь московская и Россия петербургская. Можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших России новое качественное состояние значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от передовых стран Европы, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом, входе Северной войны сокрушила шведскую армию и флот и утвердилась на берегах Балтики, в петровское время Россия вошла в число великих держав, и ни один вопрос международных отношений в Европе с тех пор не мог решаться без ее участия. Успехи, достигнутые Россией в годы преобразований, связаны, безусловно, с кипучей деятельностью Петра. Поехав заграницу в 1697 г, побывав в Пруссии, Голландии, Англии и еще в нескольких государствах, Петр вернулся в Россию с неуемной энергией и готовностью дать своим людям жизнь, которой жили образованные и передовые народы Запада, издал указы о запретах носить длинные одежды с широкими рукавами всем, кроме духовенства и крестьян, иметь бороды, устраивать родителям браки без согласия детей, а также держать женщин взаперти. Петр отдал распоряжение знатным людям выезжать в гости всегда с женами, организовал ассамблеи вечерние собрания знатных людей вместе с супругами – и обязал каждого знатного человека устраивать ассамблеи с обильным угощением, музыкой и танцами. Крупные перемены были сделаны в государственном управлении и службе, где высшим государственным органом стал Сенат, который наблюдал за управлением всей страны. Петр разделил Россию на 12 губерний, во главе каждой из них стоял губернатор с советниками, которые избирались местными дворянами, и учредил суды, независимые от губернатора. Управление церковью было передано Святейшему синоду, подчиненному светской власти. Синод состоял из нескольких высших духовных лиц, единоличная власть патриарха была упразднена. Петр заботился обустройстве заводов и фабрик – оружейных, железных, стеклянных, суконных, парусинных и др, обращал внимание на каждую мелочь, от которой могла бы быть польза для народа иго- сударства, уделял значительное внимание развитию науки, просвещения, книгопечатания. Приобщение копыту западноевропейских стран Голландия, Англия) включало в себя и освоение достижений филосо- 14.3. Реформы Петра I и послепетровское время 424 фии и науки этих стран. Философия XVII – начала XVIII в. составляла неотъемлемую часть духовной атмосферы России, и социологические концепции Западной Европы находили свое отражение в духовной жизни страны. Петр создал петербургскую Академию наук, в которой обсуждали вопрос о том, какой метод – метод Декарта или метод Ньютона – представляет наилучшие возможности для научных исследований. В становлении русской науки особенно велика роль таких голландских естествоиспытателей, как Гюйгенс (физика, астрономия, математика, Левенгук (создание микроскопа, Сваммердам (анатомия, Бургаве, Тульп (клиническая медицина. Изучение трудов этих ученых способствовало преодолению теологии и утверждению научной картины природы в русской философии и науке. В петровское время завершился радикальный философский переворот – секуляризация русской философии, размежевание ее с богословием. Это произошло на основе не только внутренних потребностей, а в значительной мере под воздействием философии западного Ренессанса и Нового времени. Русские философы петровского времени положили начало трем родам западноевропейского влияния на русскую мысль – голландского, романо-французского, немецкого. Вехами на этом пути, началом великих философских взаимодействий России и Запада явились идеи Коперника и Галилея, Бэкона и Локка, Лейбница и Декарта, голландских мыслителей Эразма Роттердамского и Гуго Гроция. Идеи голландского мыслителя Гуго Гроция в области естественного права, общественного договора, осуждения войн во многом содействовали формированию русской общественной мысли начиная св. Вовремя пребывания в Голландии Петр познакомился с деятельностью философа рубежа ХVII-ХVIII столетий – Пьера Бейля. Вовремя своих поездок в Западную Европу, особенно в Голландию и Англию, царь встретился с совершенно новым явлением – необычайным интересом к научному знанию, к собиранию коллекций различных природных феноменов. Обсуждение научных открытий происходило в частных домах, в кофейных домиках. Во многих домах в Голландии Петр видел разнообразные коллекции картин, чучел животных и птиц, бабочек, диковинных растений. Этот живой интерес к науке был стимулирован деятельностью европейских философов – представителей раннего Просвещения. Этот опыт был успешно перенесен Петром в Россию и воплотился в создании в Петербурге Кунсткамеры. Начало XVIII в. ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной литературы. В столицах действовали десятки Глава 14. История русской культуры типографий. Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были Ведомости, вышедшие в 1703 г. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 г. была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 г. открывается первый русский музей Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения и науки стало открытие в Петербурге согласно указу Петра 1724 г. гимназии, университета и собственно академии. Гимназия была подготовительным учебным заведением для поступления в университета академия стала собранием ученых. Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов – почвы и цивилизации – по терминологии В. Ключевского. Почва – это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственничес- кие настроения. Почва развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций. Цивилизация – это уклад западного типа. Между почвой и цивилизацией была пропасть. Это отразилось ив лингвистическом разрыве. Почва говорила на русском языке, цивилизация – на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Раско- лотость России, противостояние двух культур – важнейший фактор, определивший развитие России в ХVIII–ХIХ вв. Живя рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В XVIII столетии идея служения Отечеству стала одной из центральных в русской национальной культуре. Фундамент, заложенный Петром I вначале века, оказался прочным, в х гг. XVIII в. начался новый подъем культуры. Происходят важные перемены в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков – поэт А. Тре- диаковский, механик-изобретатель А. Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в Москве открыли Московский уни- 14.3. Реформы Петра I и послепетровское время 426 верситет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX вне преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н. Новикова. В х гг. XVIII вон развернул активную издательскую работу. Однако центром общественной и культурной жизни Московский университет стал только в XIX в. Во время правления Елизаветы (1741–1761) ив образовании, ив управлении государством, ив формировании русской культуры наметился поворот к национальному. Она прежде всего покончила с пронемецким режимом в системе управления государством. Елизавета всегда способствовала продвижению нового поколения русских людей, не делая при этом различия между знатными вельможами и мелкопоместными дворянами. Она постоянно покровительствовала всему национальному. Время Елизаветы – это время Ломоносова, период расцвета русской науки и искусства, начало полководческой деятельности Суворова и Румянцева. Оно положило начало воспитанию плеяды новых деятелей, которые потом составили славу Екатерины II как внутри страны, таки за ее пределами» 1 Решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившейся дог. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание Екатерина уделяла воспитанию новых людей, нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бык изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса. Одной из самых значительных страниц в истории российского Просвещения эпохи Екатерины II явились многосторонние контакты русской императрицы с виднейшим французским философом Дени Дидро. Екатерину II неслучайно именовали философом натроне. Такая оценка имела все основания увлечение философскими и социально- политическими идеями под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях и прежде всего в Наказе Екатерины II. Наказ отразил гуманные принципы Просве- 1 Марголис Ю. Д, Тишкин ГА Отечеству на пользу, а россиянам на славу // Из истории университетского образования в Петербурге. XVIII – начало ХIХ века. Л, Глава 14. История русской культуры 427 щения, веротерпимость и вольность граждан, равенство их перед законом. В Наказе отчетливо проявилась начатая Петром I тенденция обновления России, преодоления ее обособленности, включения страны в общеевропейское развитие и сохранение национального своеобразия. Наказ запечатлел эту тенденцию Россия есть Европейская держава. В подготовительных записках к Наказу говорилось о том, что делать рабов из людей противно христианской религии и справедливости, что крепостные должны освободиться по мере перемены собственника земли. Ни последующая редакция Наказа, ни расхождение его с практикой в виде расширения сфер закрепощения крестьян, ни резкое изменение политики в 1780–1790 гг. (преследование масонов, Радищева) не зачеркивают значения социально-философс- ких идей Екатерины 1760 – началах гг. Н. Карамзин провел реформу литературного языка, что позволило привлечь к чтению широкий круг населения. В середине XVIII в. господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы Державиным. На рубеже ХVIII–ХIХ вв. формируется новое направление в литературе – сентиментализм, связанное створ- чеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширение культурных связей с другими странами, более подвижный образ жизни и популярность путешествий привели к развитию эпистолярного жанра. Публикации частных писем, художественных произведений, написанных в форме обращения к другому лицу, были заметным явлением в русской лите- ратуре. Один из советов Дидро был реализован – по его предложению в Петербург был приглашен скульптор Фальконе, создавший Медного всадника, Дидро поддерживал скульптора, обсуждал с ним возможные решения проекта памятника. Художественная интуиция Фалько- не одержала верх над рецидивами рационалистических, рассудочных суждений Дидро о скульптуре. Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII в. – архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченности. Зодчие отражают это в облике города, художники в изображении человека. В области градостроения произошел переход от средневековой ра- диально-кольцевой схемы строительства к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области 14.3. Реформы Петра I и послепетровское время градостроительства были приглашены иностранные архитекторы, но только к началу XIX в. город приобрел строгий, стройный вид. В этом большая заслуга иностранных архитекторов – Ж.-Б. Лебло- на, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы – В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, в. Растрелли. Значительный подъем переживает портретная живопись. В творчестве А. Антропова, И. Аргунова при сохранении условностей, идущих от традиции парсуны, видны поиск выразительности, усиление внимания к человеческой личности, реалистические черты. Развитию этого способствовало открытие в 1757 г. Академии художеств в Петербурге. Во второй половине XVIII в. появилась плеяда выдающихся мастеров портретного искусства. Новаторское творчество Ф. Рокотова отличалось исторической глубиной, человечностью. К высшим достижениям жанра относится серия портретов воспитанниц Смольного института Д. Левицкого. Во второй половине XVIII в. взлет в развитии переживает скульптура. Прекрасные образцы скульптуры оставили Э. Фальконе, М. Козловский, И. Мартос. Первый национальный театр был создан Ф. Волковым в Ярославле в 1750 га через шесть лет открыт русский театр в Петербурге. Спет- ровского времени в обиход высших слоев общества широко входит музыка. Организуются регулярные концерты. С середины XVIII в. популярной становится опера. Вначале исполнялись произведения итальянских, французских композиторов. Затем появились первые профессиональные композиторы ив России (Е. Фомин, Д. Бортнян- ский), были написаны национальные оперы, родился жанр камерной лирической песни – романса в. явился временем окончательно формирования русской национальной культуры. Национальная культура – это культура нации как общности людей, складывающаяся входе формирования ее своеобразного уклада. Этапами ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII в. гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли. Русская культура XIX в. Наиболее значительными историко-политическими событиями в. были Отечественная война 1812 г, восстание декабристов 1825 г, отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени повлияли на формирование культуры в России. Члены Северного общества решили поднять восстание в Петербурге) декабря 1825 г. (вдень присяги императору Николаю I). Глава 14. История русской культуры Но пассивная тактика восставших позволила властям стянуть к площади верные правительству войска. Восстание было подавлено, но декабризм стал значительным общественно-историческим явлением и оказал особое влияние на формирование в русской культуре свободомыслия и бунтарства. Среди последствий реформ Петра I одно из главных мест занимает создание дворянского сословия. Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом разночинцам, начавшим с х гг. также играть определенную роль в русской культуре. Домашние библиотеки женщин начала XIX в. сформировали облик людей 1812 г. и декабристской эпохи, домашнее чтение х гг. взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX в. Возникший в Европе в XVIII в. романтизм в XIX в. проникает в Россию. Вместо идеала естественности в красоте женщины начинает нравиться бледность – знак глубины сердечных чувств. Здоровье представляется чем-то вульгарным. Женщина эпохи романтизма должна быть бледной, мечтательной, грустной. Литература и искусство начала XIX в. создают идеализированный образ женщины. Идеалом эпохи становится образ поэтической девушки. Героические поступки женщин эпохи декабризма – во многом плод проникновения поэзии Жуковского, Рылеева и Пушкина в женскую библиотеку на рубеже ХVIII–ХIХ вв. ив первые десятилетия XIX столетия. Начало XIX в. отмечено подъемом в системе народного образования. Было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные Предварительные правила народного просвещения были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 г. в виде Устава университетов Российской империи и Устава учебных заведений, подведомственным университетам. Народное образование в России делилось на четыре ступени приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. Вся территория России была разделена на шесть учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов Московский, Дерптский, Виленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский. В XIX в. в России также существовали закрытые учебные заведения для дворянских юношей, кадетские корпуса, Пажеский корпус, Царскосельский лицей. Наряду с общеобразовательными государственными школами в России была создана система закрытых учебных заведений для дво- 14.4. Русская культура XIX в 430 рян. В большинстве своем это были военные училища. Ученые России в XIX в. сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков – П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тян-Шан- ского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировую из- вестность. Серебряным веком в развитии русской философии считается XIX в. Патриархом русской философской мысли является Вл. Соловьев. Идейные поиски Вл. Соловьева в области философии и эсхатологии, в частности его учение о мире как всеединстве, оказали существенное влияние на русский религиозно-философский ренессанс конца XIX – начала XX в, а также на становление и развитие литературы символизма. Вл. Соловьев вводит в русскую философию идею космизма, понятие София. Его идеи подхватывают Н. Федоров, а затем К. Циолковский и П. Чижевский. Их творчество открывает новое своеобразное философское направление, названное впоследствии русским космизмом. В XIX в. появились течения славянофилов и западников. Виднейшими представителями славянофильства были АС. Хомяков, К. С. Аксаков и ИВ. Киреевский. Они отстаивали идею о том, что Россия в истории выбирает свой исконный путь развития и не должна пойти по западному пути. Славянофилы считали, что русскому народу присущи религиозность, мистицизм, аскетизм, смирение и покорность царизму. Западники, напротив, к примеру П. Я. Чаадаева, отстаивали идею, что русские должны приобщиться к ценностям западного мира. Кроме западников и славянофилов во второй половине XIX в. имели место активная деятельность и творчество революционных демократов Н. Г. Чернышевского, Н. П. Огарева, АИ. Герцена, НА. Добро- любова. Их идеи преобразования России призывали к революционным общественным изменениям в. славен не только философским творчеством, но и небывалым подъемом в развитии русской литературы. Романтизм начала века представлял ее красочную страницу. Жуковский, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, некоторые поэты-декабристы были его представителями. Русской культуре первой четверти века были свойственны черты классицизма, в котором находил выражение дух гражданственного подъема, охвативший русское общество в Отечественную войну 1812 г. Глава 14. История русской культуры В сознании русских рыцарей – будущих декабристов – витали тени республиканских героев Рима. Та великая русская литература, которая стала национальной культурой, дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева, составила базу для Гоголя, Герцена, славянофилов, Толстого и Тютчева и была дворянской куль- турой. Значительное место в мировой литературе занимает АС. Грибоедов человек разносторонних интересов, незаурядных музыкальных способностей, автор окололитературных произведений и среди них самого яркого и известного – Горе от ума. В 1826 гон находился под следствием по делу декабристов. Отдельно следует сказать об АС. Пушкине. В историю русской культуры он вошел как создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина, историзм и острое чувство современности оказали могучее воздействие на писателей и художников разных поколений. В XIX в. творчество Ф. М. Достоевского стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, переворотом, который часто сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Художественный мир Ф. М. Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями высшей мысли. Стремление к изображению всех глубин души человеческой неотделимо у Ф. М. Достоевского от тезиса о «неисследованности» человеческой природы. Объектом творчества Ф. М. Достоевского является многогранный человек, эксцентричный, больной, оторвавшийся от почвы. Бедные люди, Униженные и оскорбленные, Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Братья Карамазовы» – самые известные романы писателя. Вместе с Ф. М. Достоевским Л. Н. Толстой как бы замыкает золотой век русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин. Творчество Л. Н. Толстого представляет собой грандиозную панораму жизни России XIX вот представителей двора и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца ввек небывалого взлета в развитии русской живописи, хотя профессиональные занятия живописью считались не дворянским делом. Если русская литература, поэзия, философия создавались именно дворянской интеллигенцией, то живописцы и скульпторы выходили из крепостных, мастеровых, мещан, мелких торговцев. В живописи неоклассицизм, скованный академическими шаблонами, казался су. Русская культура XIX в хим, скучным, становился тормозом развития искусства. Романтический и пылкий по складу таланта и темперамента О. А. Кипренский, окончив академию художеств по классу исторической живописи, хотел продолжать работать в этом жанре, но призвание, а возможно, и необходимость заработка заставили его заняться портретом. В портретах Кипренскому удалось запечатлеть духовную жизнь целого поколения русских. Перед нами проходит вереница людей, живших напряженной душевной жизнью, способных на тонкие переживания и сложную работу мысли портрет мечтательного Жуковского, графини Ростопчи- ной, автопортрет художника в молодости. Сильвестр Щедрин сумел преодолеть отечественный академизм и не заразиться итальянским. Он стал писать этюды маслом прямо сна- туры. Вообще в русской живописи полнее выразился не бурный романтизм, но тихий романтизм чувства, близкий сентиментализму. В. А. Тропинин был любимым портретистом московского дворянства. Никто из русских художников не пожинал при жизни такие лавры, как К. П. Брюллов. Известный художественный критик В. В. Стасов написал статью о его последних произведениях, полную пылких дифирамбов. Поклонники Брюллова видели в нем новатора. Событием в русской живописи стали работы ПА. Федотова. Трагическую силу его произведений осознали не сразу. Сначала в них видели только подобие жанровой живописи малых голландцев, а в конечном счете его стали называть Гоголем в живописи». В русской живописи XIX весть пейзажи, давно ставшие хрестоматийными, неизменно трогающие и искушенных, и неискушенных зрителей своим лиризмом. Лиризм их особенный не столько интим- но-личный, сколько соборный, национально-всеобщий, – лиризм русской природы и страны, ощущаемых как нечто единое. Такие пейзажи, как Оттепель ФА. Васильева, Московский дворик в. Д. По- ленова, Марти Летний вечер И. И. Левитана, вызывают память о чем-то некогда пережитом. Первой в ряду таких пейзажей стоит картина Саврасова Грачи прилетели». В е гг. рядом с Репиным находились в зените творчества В. И. Суриков и В. М. Васнецов – три богатыря русской живописи в ту пору. Рядом сих именами современники нередко ставили имя В. В. Вере- щагина. Велико было влияние Поленова – и его искусства, и обаяния его личности до конца своей долгой жизни он, первый получивший уже при советской власти звание народного художника, притягивал к себе как магнитом молодых. Глава 14. История русской культуры В е гг. одним из центров притяжения художественных сил стало Абрамцево. Его хозяин Савва Мамонтов – богатый промышленник, энтуазист искусства и сам художник-любитель, владелец и организатор оперного театра, где впервые выступил Федор Шаля- пин. Купец П. М. Третьяков и промышленник СИ. Мамонтов – эти два имени в истории русского искусства неотделимы. В числе передвижников, приглашенных в академию, было двое пейзажистов – И. И. Шишкин и АИ. Куинджи. Как разв это время начиналась в искусстве гегемония пейзажа как самостоятельного жанра, где царил Левитан. Море писали многие, но только Айвазовский был предан морю всецело, посвятив ему несколько тысяч полотен, созданных за его долгую жизнь закаты и восходы над морем, бури, штили, кораблекрушения, морские бои и, наконец, даже всемирный потоп. Не только живопись, но все виды искусства приобретают небывалый расцвет в русской культуре в это замечательное столетие. Уже вначале в. опережающими темпами развивается архитектура – искусство абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы соборной архитектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Казанский собор – АН. Воро- нихин, ансамбль Биржи – Тома де Томон, Адмиралтейство – АД. Захаров. Эти памятники архитектуры создают величественный образ Петербурга. Музыка в XIX в. в России также получила мощное развитие. В мировую историю музыки вошли произведения МИ. Глинки, ПИ. Чайковского, АС. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, НА. Римского-Корсакова, Симфонизм стал ярким направлением в музыке этой эпохи. К концу века расцвел талант АН. Скрябина, СВ. Рахманинова. Если вначале в. ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия Грибоедова Горе от ума, опера Глинки Жизнь за царя. В е гг. – оперы на исторические сюжеты М. П. Мусоргского, А. П. Бородина. Театр в России, как и другие виды искусства, отразил в себе черты романтизма. Наиболее известным было творчество трагических актеров Е. С. Семеновой и АС. Яковлева. Последекабристский романтизм представлял актерский гений ПС. Мочалова. Он потрясал зрителей необузданной мощью душевных сил, глубиной трагической интерпретации общественной темы. К середине XIX в. в театре господствует уже другое направление – реализм. В отличие от романтиз- 14.4. Русская культура XIX в 434 ма реалистическая театральная драма изображает не демонического бунтаря, противостоящего обществу, а человека, несущего отчетливо выраженные черты современного общества. Художественное богатство и многообразие этого направления выразилось в драматургии АС. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобы- лина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького. В России реализм утвердился как традиция национального искусства. Реализм потребовал от актеров тонкой индивидуализации образов, полноты внутреннего перевоплощения. Большое значение приобрела в истории театра деятельность актеров И. И. Сосницкого, А. Е. Мартынова, МН. Ермоловой, А. П. Ленского, МС. Щепкина. Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня развития. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром XIX в. был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 г. открылся Московский Художественный театр. Во главе его стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Особую роль в русском искусстве конца XIX в. играл балет. Имя МИ. Петипа вошло в мировую историю хореографического искусства. Его ранние спектакли отличались сюжетной цельностью и яркостью образов романтического направления. В дальнейшем складывалась новая эстетика монументального балета, которая создавала обобщенные образы больших танцевальных ансамблей. Пе- типа, опираясь на мощную музыкальную выразительность, отразив ее в танцевальном движении, достиг художественного и технического совершенства. Значительным явлением был приход компози- торов-симфонистов в балетный театр. Наиболее известными были спектакли Спящая красавица на музыку ПИ. Чайковского, Рай- монда» А. К. Глазунова, поставленные Петипа, а также Щелкунчики Лебединое озеро Чайковского, поставленные ЛИ. Ивано- вым и Петипа. Таким образом, пролистывая эту страницу истории русской культуры, можно сравнить ее с эпохой Возрождения в мировой истории. 14.5. Самобытность русской культуры Одна из важнейших проблем, долго волновавших и до сих пор волнующих умы русских мыслителей, в том числе и современных культурологов проблема самобытности русской культуры. Эта проблема обнаруживалась прежде всего в качестве вопроса об особости России по отношению к Европе, Западу. Глава 14. История русской культуры В даваемых на этот вопрос ответах проявились две полярные группы. Смысл этого раскола русской интеллигенции определялся, закрепившись вне вполне точных ходячих прозвищах западников и славянофилов. Суть дела состояла, однако, совсем не в симпатии или антипатии к Западу. И те и другие, получив блестящее образование на западноевропейский лад, многое любили в европейской культуре, преклоняясь перед ее достижениями страна святых чудес назвал Запад вождь славянофильства АС. Хомяков. Различение двух названных установок помогает увидеть, что раздор между западниками и славянофилами возник не в области обществен- но-исторического миросозерцания, а в сфере идеалов жизни. Корень этого великого раскола лежал в различном понимании идеи личности. Славянофильство и западничество были двумя психологическими типами, двумя разными мироощущениями. Для славянофилов высшей ценностью была «свободно-разумная личность как единственная существенность мирового бытия (ИВ. Киреевский), для западников социальное начало, являющееся условием совершенствования индивида. Назначение человека – в уничтожении личного бытия и замена его бытием вполне социальными безличным (П. Я. Чаадаев). Отсюда – противоположное отношение в традиции, национальному началу в жизни человека, к ощущению и идее Родины. «Всечеловеч- ность не иначе достигается, как упором в свою национальность (так кредо славянофилов выразит Достоевский. А Чаадаев немного раньше напишет прекрасна любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное – любовь к истине. Не через родину, а через истину ведет путь на небо». Отвечая на вопрос о самобытности русской культуры, основоположники славянофильства сосредоточились на разных его гранях. АС. Хомяков выявил сущностные отличия католицизма и протестантизма от православия. ИВ. Киреевский обосновал, чем определяется своеобразие русского национального типа философствования. К. С. Аксаков впервые показал, что недостаточно сводить историю 1 В настоящее время высказывается предположение, что в воспринятом обществе имени западники сыграл роль поиск Гоголя, искавшего и нашедшего наиболее емкую форму для определения нового интеллектуального направления. Так, писатель говорило европеистах и славянистах, нововерах и староверах, западниках и восточниках. 2 Имя славянофилы было дано как бранная кличка петербургской журналистикой. Хомяков смеялся Признаю охотно, люблю славян. Сами же представители этого направления предпочитали называть себя русское направление, московское направление. Самобытность русской культуры России к истории правительства, внешним образом, насильственно преобразующего косный народ. Начало государственное – это лишь формальная сторона в истории. Народ в русской истории не безличная масса, а действенная, живая нравственная сила. Главное открытие К. Аксакова, сделанное в статье О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности (1852), состоит в том, что начало общинное столь же постоянно итак же повсюду проникает русскую историю, как родовое – западноевропейскую. Выражаясь в истории (вечевой строй Древней Руси, земские соборы) это начало выражается повсюду ив быте русском (мир, поземельная община, излюбленность артельного начала русскими людьми). Сопоставляя православие, католицизм и протестантизм, Хомяков выбирает следующий критерий как соотносятся свобода и единство верующих в постижении Бога И отвечает, что католицизм жертвует свободой во имя единства, протестантизм, напротив, жертвует единством во имя свободы. Православие же являет собой органичную целостность свободы и единства, которую он называет словом соборность обращаясь к тексту Символа веры. Таким образом, соборность есть характеристика религиозно-мистического явления и соответственно не может быть выражена строго понятийно или однозначно спроеци- рована в описание сугубо светских объединений, но как Дух она дышит, где хочет и все в добрых человеческих единениях ежечасно животворит (Вяч. Иванов. Можно сказать, что соборность – это единство верующих людей, устремленных к познанию высшей Истины, на основе любви к ней и друг к другу. Хомяков писал, что в храме, в собор- но-литургическом опыте человек находит себя в своем совершенстве, вернее, Бог позволяет разделить свое совершенство. Мыслитель подчеркивал, что именно в Духе индивид преодолевает конституитивное одиночество. И именно Дух является условием полноценного раскрытия жизненно-разумных сил человека, потенциально присущих ему. Хомяков раскрывает, что в русской ментальности глубинно определяющее значение имеет соборный опыт мистического единения в сердечном постижении бога. В XX в. суть русской идеи выразит предельно емко И. А. Ильин Русская идея есть идея свободно и предметно созерцающего сердца. Таким образом, в русской философии культуры личности принадлежит центральная роль – личности, осуществляющей свое призвание в духовно-социальном, народном служении, осуществляемом на основе синергии (в единстве индивидуально-челове- ческого усилия и высшей благодати. Если ранние славянофилы ответили на вопрос, кто мы, в чем мы непохожи на других, тов философии культуры представителей вто- Глава 14. История русской культуры рой фазы славянофильства, которая приходится на е гг. XIX в. и имеет название почвенничество, был дан ответ на вопрос, почему, на основании каких законов, мы непохожи на других. Представителями почвенничества являются А. А. Григорьев (1822–1864), Н. Я. Дани- левский (1822–1885), Н. Н. Страхов (1828–1896), Ф. М. Достоевский (1821–1881). Почвенничеству противостоял нигилизм. Название этого направления мысли связано стем, что сами его представители нередко употребляли слово почва (Почва есть глубина народной жизни, таинственная сторона исторического движения А. А. Григорьев>, Почва вообще есть то, за что все держится, на чем все укрепляется Ф. М. Достоевский, Под именем почвы разу- меются те коренные и своеобразные силы народа, в которых заключаются зародыши всех его основных проявлений Н. Н. Страхов, подразумевая существование некой органичной силы, народного духа, которая укрепляет, одухотворяет и животворит мировосприятие ими- роотношение отдельной личности. В 1869 г. Н. Н. Страхов в журнале Заря опубликовал книгу Н. Я. Данилевского Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому». Да- нилевский понимает культуру как локализованную в пространстве ду- ховно-нравственную, социальную общность. Культура уподобляется им живому организму, имеющему стадии и сроки жизни. При этом в интерпретации культуры определяющая роль отводится духовному началу, национально-психическому ядру, те. культура рассматривается как объективация национального характера, творческого акта, национальной ментальности в современной терминологии. Главным, даже яростным, оппонентом Данилевского стал В. С. Соловьев, развивавший всемирно-историческую концепцию (противостоящую культурно-исторической), согласно которой мировая культура есть развитие цивилизации некоего единого типа. В. С. Соловьев развивал проект вселенской теократии – политически и религиозно единого человечества, основанного на соединении царской (русский царь, первосвященнической (папа римский) и пророческой властей. Свою богословскую идею Софии в. С. Соловьев раскрывал как одушевленное единство народов, воплощенное в телесной форме в виде преобразованной церкви и объединенного человечества. Причем для достижения этой цели русский народ должен осуществить великий акт самоотречения, духовного самопожертвования. Последователь Н. Я. Данилевского – КН. Леонтьев (1831–1891) в трактате «Византизм и славянство (1875) не только совершил про. Самобытность русской культуры 438 рыв в понимании сути византизма как типа культуры, но и показал фундаментальный идеал и формообразующий принцип русской культуры, ее принадлежность к восточнохристианскому, византийскому цивилизационному типу. В своей философии культуры Ле- онтьев обосновал, мысль о том, что опора России на православно-са- модержавное начало есть условие осуществления ее самобытного пути развития, не тождественного пути Западной Европы, уже вступившей в фазу эгалитарно-либерального прогресса, вторичного смесительного упрощения. В истории русской культуры особенно резкое, декларативно отрицательное отношение к византизму присуще В. С. Соловьеву, который называл Византию чуждой русской жизни, деспотичной, полу- азиатской и чувствовал к Византии непреодолимую враждебность. Христианское миросозерцание Византии мыслитель понимал как «псевдохристианский индивидуализм и односторонний спиритуализм, в котором истина христианской веры, перестав быть нормою действительности, сделалась отвлеченным теоретическим догматом. В С. Соловьев полагает, что путь к общехристианской идее лежит через отречение от византизма и единение с латинским Западом, где такая идея реализована. Получив сокрушительный удар в 1917 г, философская, историческая и богословская мысль развивались за пределами России, в среде первой волны русской эмиграции. О самобытности русской культуры в эмиграции думали И. А. Ильин, НА. Бердяев, Г. П. Федотов и многие другие. В советское время в самой России о специфике ее культуры размышляли тоже немало. В частности, Д. С. Лихачев развивал представление о русских как европейцах, хотя и особых. Вообще говоря, не только русская, но и любая из культур самобытна. Вопрос, стало быть, в том, в чем все-таки особенно ярко выражена самобытность русская Конечно, есть внешние признаки самобытности, такие как символы национальной культуры березка, сарафан, самовар, русская печь, щи да каша. Но вряд ли самобытность сводима к внешним моментам жизни. Н. А. Бердяев в качестве главной особенности русских отмечал противоречивость и их натуры и их культуры. Основания этой противоречивости он усматривал в сильном природном элементе, впитанном впору язычества, ив сильной, хотя неоднозначной и не толь Соловьев В. С Несколько слов в защиту Петра Великого // Соловьев В. С. Собр. соч. е изд. СПб., 1908–1911. Т. 5. С. Глава 14. История русской культуры ко православной, религиозности. Русской жизни, сего точки зрения, свойственна некоторая стихийность, зависящая от трудности оформления, окультуривания огромных пространств, все время расширявшейся России. На Западе в сравнении с этим все тесно, ограниченно. Тяготение к деспотизму поэтому на Руси держится устойчивее, чем в остальной Европе. По мнению Бердяева, русским оказалась свойственна государственность, не только в плане деспотизма, но ив высокой ценности служения человека своему государству. Но вместе стем неслучайно именно в России родился анархизм, концепция ненужности, даже вредности государства для развития человека и общества. Бердяев не отмечал этого, но ни темни другим неблизка идея демократического государства. Анархистам претит любая государственность. Государственникам ближе идеал самодержавного или теократического государства. Русским государственным людям очень рано пришелся по душе мессианизм – ряд идей о богоизбранности России, о Святой Руси, которая призвана дать урок всему остальному миру. Но удивительным образом мессианизм уживался с проявлениями приниженности в отношении ко всему иностранному, что в советское время трактовалось как низкопоклонство перед Западом. Впрочем, задолго до этого в истории России нет-нет да и случались времена, в которые своя культура ценилась гораздо ниже, чем французская, итальянская. С апологией государственности и отчасти с мессианством связан российский национализм, который, однако, странным образом совмещался с противоположной ему всечеловечностью. Настроенность на приятие других культурна уважение к ним, стремление к диалогу, умение усваивать лучшее из их духовного опыта, и непросто усваивать, а плодотворно переплавлять заемное в свое. Противоречиво соединена в русском национальном характере тяга к свободе с массовыми проявлениями рабского сознания во всех слоях общества. Причем для русской души западная свобода в рамках закона и порядка чересчур узка. Недаром у насесть другое слово для обозначения желанной свободы – воля. В тоже время свою волю русские люди легко подчиняют миру, общине, государству, вождю, самодержцу. Они постоянно мечтают о хорошем царе, который твердой рукой наведет порядок в их стране. Все эти вместе взятые и некоторые другие противоречивости определяют непредсказуемость русских ив мыслях, ив чувствах, ив действиях. Не на пустом месте родилось убеждение иностранцев о таинственности, загадочности русской души. Русские люди нередко спокойны и 14.5. Самобытность русской культуры терпеливы, даже чрезмерно. Но всегда готовы выйти за пределы меры, нормы. В русской культуре с ее ориентацией на абсолютное, совершенное, на идеалы достигаются поражающие мир духовные высоты. Не только шедевры искусства, но и удивительные отзывчивость, жертвенность, милосердие. Хотя и духовные бездны, в которые способны проваливаться русские люди, также поразительны. Эти бездны, обнаженные в романах Достоевского, – не выдумка писателя. Наряду с противоречивостью, непредсказуемостью самобытность русской культуры виделась в ее устремленности к духу, к душе человеческой.Основания такой устремленности, как было показано выше, многие русские мыслители видели в православии. С этой устремленностью связывается неприязнь к практицизму, вещизму, собственничеству, которая считается характерной для русской культуры, в отличие от сверхрационализованного, прагматичного Запада. Тем не менее Плюшкины тоже были и есть в России. И зависть к тем, кто правдами или неправдами нажил свое добро, тоже существует. Вроде бы верно, что русские не приемлют индивидуализма, тяготея к упоминавшимся артельности, общинности, соборности. Нос неприятием индивидуализма связана и боязнь личной ответственности за происходящее с тобой ив твоей стране. С неприязнью к практицизму, к сковывающим нормам, рационализованному порядку связаны трудности, которые испытывает Россия, цивилизуясь. В наше время как никогда остро встает проблема непросто отстаивания самобытности России и ее культуры, а во-первых, действительной реализации в жизни (не в мечтах и книгах) лучшего самобытного. А во-вторых, такой реализации, которая содействовала бы демократизации и эффективности управления, самым современным достижениям цивилизации, основой которой должна становиться культура. Контрольные вопросы и задания Каковы достижения древнерусской культуры в период Киевской и Новгородской Руси? Как происходило становление русской национальной культуры в Московском государстве? В чем состояло культурное значение реформ Петра I и поворота в сторону европеизации впору правления Екатерины Какими достижениями характеризуется период расцвета русской культуры ХIХ в.? Глава 14. История русской культуры Какие своеобразные качества русской культуры отмечались ранними славянофилами? В чем К. Леонтьевым виделось существенное своеобразие русской культуры Что думал поэтому поводу В. С. Соловьев? Какие противоречивые свойства русской нации и культуры выделял НА. Бердяев? Противоречит ли самобытность русской культуры демократизации жизни в России, эффективному использованию в ней достижений современной цивилизации Если противоречит, то почему ив чем, если нет, почему? Литература Бердяев НА Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990. Борзова Е. П История мировой культуры. СПб., Ильин И. А Сущность и своеобразие русской культуры. М, 2007. Кондаков ИВ. Введение в историю русской культуры. М, 1997. Лихачев Д. С Русская культура. М, 2000. Милюков П. Н Очерки по истории русской культуры в 3 т. М, 1994. Нарочницкая НА Россия и русские в мировой истории. М, 2004. Скотникова Г. В. Византийская традиция в русском самосознании. СПб., Федотов Г. П Письма о русской культуре. // Федотов Г. П. Судьба и грехи России в 2 т. Т. 1. 14.5. Самобытность русской культуры |