Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
ГЛаВа 15. РОССИйСКая КуЛьТуРа В XX – НачаЛЕ XXI ВВ. Серебряный век русской культуры и предчувствие грядущих перемен. Послереволюционные изменения в социальных слоях – носителях культурных традиций. Судьбы высших ценностей жизни и культуры дореволюционной России в советский период. Нравственная культура и ее ценности в послереволюционной России. Эстетическая и художественная культура в советское время. Истина и Свобода в жизни Советской страны. Русская культура в эмиграции. Проблемы и перспективы развития культуры в пос- тперестроечной России. Серебряный век русской культуры и предчувствие грядущих перемен В первые десятилетия XX в. в России продолжается период, начавшийся в веке XIX и называемый Серебряным веком русской культуры. В этот период активно развивается русская религиозная философия, представленная именами Вл. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, О. Лосского, Л. Шестова, П. Флоренского, С. Франка и др. В мировоззрение русской интеллигенции все более проникают марксистские и иные революционные идеи. Русская художественная культура в это время становится особенно яркой, многоцветной, новаторской. И это касается всех видов искусства. Прозы Чехова и Бунина, Горького, Сологуба, драматургии того же Чехова великолепного вокала Собинова и Шаляпина; необычайно расцветшей поэзии (А. Блок, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, К. Бальмонт, И. Северянин, В. Хлебников, В. Маяков- ский и многие-многие другие. Музыка, живопись, скульптура, архитектура во всем возникало что-то новое, необычное, интересное. Русские авангардисты в живописи – В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал, М. Ларионов – вместе с футуристами в поэзии обращались к будущему не столько искусства, сколько человечества вообще, его будущей жизни. Стиль модерн воплотился не только в живописи, скульптуре и архитектуре, но ив быте, вещах, одежде, несколько опережая достижения промышленного дизайна. С одной стороны, культурная элита в России была проникнута революционным энтузиазмом, тягой к новому, в том числе и к новым ценностям. С другой стороны, ценностные ориентации части интеллигенции, особенно художественной, были весьма размытыми. Утонченность чувств, изящество, культ красоты совмещались с болезненным восприятием действительности (представлявшейся пошлой, мертвящей, с тягой к уходу от этого мира в мир чистого искусства, грез, мечты, мистики. Все это, вместе взятое, свидетельствовало о предгрозовом ощущении грядущих перемен, которые не заставили себя долго ждать. Однако сказанное выше касалось вершин айсберга – русской культуры начала ХХ в, культуры господствующих слоев российского общества, его образованной части. Что же касается культуры народных масс, ток году народ в массе своей срывается с исторической почвы, теряет веру в Бога, в царя, теряет быт и нравственные устои» 1 Это сказалось и на характере революции и на послереволюционном развитии культуры. Послереволюционные изменения в социальных слоях – носителях культурных традиций Возникшее после революции социалистическое государство стремилось целенаправленно управлять культурой и максимально эффективно использовать ее в политических целях. В Советской России, а потом в СССР управления и комитеты культуры должны были организовывать культурное строительство, общей целью которого было утверждение новых ценностей жизни с помощью культуры. Новые ценности жизни должны были прийти на смену ценностям буржуазного общества и стать мировоззренческой основой общества нового, социальная структура которого после революции существенно изме- нилась. Привилегированные слои российского общества не только утратили богатство, привилегии. Эти слои просто уничтожались. Уничтожались враги нового строя (действительные и мнимые, оболганные, а также все из обеспеченных и образованных групп общества, не желавшие или не умевшие ни спастись в эмиграции, ни приспособиться к новым, ухудшенными сложным для них условиям жизни, к своей новой роли в ней. Это касалось дворянства, немногочисленной буржуазии, военной и технической интеллигенции, ученых, медиков, преподавателей, юристов, деятелей художественной культуры. Не все бежавшие из России и уничтоженные в ней принадлежали к культурной элите. Но именно она понесла наибольший урон в плане физического истребления даже тех, кто искренне верил в серьезность возможностей становления новой, небуржуазной России и ее культуры и пытался содействовать этому процессу. Показательна судьба писателя 1 Федотов Г. П Судьба и грехи России в 2 т. Т. 1. СПб., 1991. С. 99. 15.2. Послереволюционные изменения в социальных слоях И. Бабеля, который воевал в конной армии Буденного, написало ней замечательную книгу, а потом был репрессирован. Наиболее активная часть интеллигенции, старой и возникающей новой, если не уничтожалась, то подвергалась всяческому давлению, слежке (партийному и государственному контролю, вплоть до периода перестройки. То, что стало называться новой советской интеллигенцией, росло постепенно, формируясь из получавших образование детей крестьян, рабочих и тех, кто старательно скрывал свое непролетарское происхождение. Широкие народные массы, вовлеченные в процессы социалистического переустройства, переформировывались в советское колхозное крестьянство, советский рабочий класс, которые вместе с прослойкой советской интеллигенцией км гг. составили якобы новую историческую общность людей – советский народ. При всей фальшивости этого термина в нем отразилась направленность развития социальной системы в СССР к бесструк- турности, социальной аморфности в целом маргинализованного общества. Маргинализация культурная (связанная с массовыми перемещениями сельских жителей в города, горожан в село, депортацией целых народов) означала утрату людьми социальных корней и культурных традиций. Образование слабоструктурированного общества облегчало задачу управления им в силу того, что люди, выбитые из стабильных социальных и культурных связей, попадавшие в условия, к которым надо было быстро приспособиться, оказывались лишенными устойчивых культурных ориентиров, ценностных ориентаций. Более того, ценности культуры, мешавшие устройству на новом месте, приходилось отринуть, а в качестве новых легче всего усваивались псевдоценности, рекламируемые, навязываемые идеологией, просто удобные для выживания здесь и теперь. Ценности жизни и культуры дореволюционной России, однако, небыли вовсе отринуты. Частично они изменились внешне, не по сути, частично наполнялись новыми смыслами. Судьбы высших ценностей жизни и культуры России в советский период В России до революции высшими взаимосвязанными ценностями были и считались Царь, Вера и Отечество. Все эти три ценности остались ценностями Советского государства и общества. Власть генераль- 1 Термином «маргинальность» обозначают промежуточность, периферийность, пограничность человека в отношении к каким-либо социальным общностям, различным культурам. Глава 15. Российская культура вначале вв. 445 ного секретаря ЦК КПСС была в еще большей мере самодержавной, чем власть царя. Культ властной личности, мудрого (хотя порой и жестокого, сильного вождя успешно насаждался господствующей идеологией. И до сих пор значительная часть населения России надежды на лучшее будущее связывает с единовластным твердым руководителем страны, который наведет в ней порядок. На место православной веры (которая считалась порождением и признаком бескультурья) в стране ставилась иная вера, вера в коммунизм, в марксистско-ленинское учение. По содержанию она не была религиозной. Но любая вера, если претендует на массовость, требует организованных действий, символических форм. Основой любой массовой веры всегда становятся мифы, легенды, описания жития святых. Всегда есть и свои пророки, чаще всего и священные книги, обычно ритуалы. В СССР вождям партии и государства поклонялись как когда-то вождям племен, потом фараонам. Создавали их многочисленные живописные и скульптурные изображения. О них и о героях (революции, войн) слагались мифы, легенды, циклы сказаний. Их воспевали в песнях, ораториях, поэмах. В. И. Ленин был почти обожествлен и похоронен забальзамированным. ИВ. Сталину поклонялись как богу при жизни. Священные тексты существовали в виде сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, ИВ. Сталина. В партии и обществе действовали новые обряды, тщательно разработанные ритуалы, начиная с приема детей в октябрята, пионеры. Выражать сомнения в мудрости вождей, в генеральной линии партии, в ее конкретных, даже самых нелепых действиях граничило с полным безумием. Сомнения появлялись, но их невозможно было выразить публично. При этом в самой по себе вере, не в партию и ее вождей, а в коммунизм, есть то, что недаром привлекает людей. Идеи коммунизма явились в русле человеческих мечтаний о равенстве и справедливости, о царстве свободы (К. Маркс, об обществе, в котором будут удовлетворяться насущные потребности всех людей. Мечта о хотя бы ограниченном рае на земле, о справедливости распределения земных благ столь заманчива, особенно для обиженных жизнью, угнетенных, несчастных, недовольных (в том числе и завидующих, что сравнительно легко становится идеей, воодушевляющей людей. В послереволюционной России массам внушалось, что мечта уже начала осуществляться, что они уже строят коммунизм. Многие, и партийцы, и комсомольцы, впервые десятилетия после революции свято верили в это. Потом постепенно веры поубавилось, потому что действительность слишком не соответствовала представлениям о дви- 15.3. Судьбы высших ценностей жизни и культуры России в советский период 446 жении именно к коммунизму. Что-то от этой веры все же оставалось участи населения России, в том числе и участи российской интеллигенции. Хотя цель – построенное коммунистическое общество – все время отодвигалась все дальше в будущее, а средства ее достижения обнаруживали и неэффективность, и недостойность. Третья высшая ценность жизни России дои после революции – Отечество. При царе – это Россия, богоизбранная страна, Святая Русь. При большевиках – Советская Россия, Советский Союз, Советское государство, Советская страна. Советский патриотизм считался одной из центральных нравственных ценностей. Нравственная культура и ее ценности в послереволюционной России Именно в том, что касается нравственности, нравственной культуры, после революции 1917 г. произошли самые существенные из- менения. Раньше, притом что безнравственных помыслов и действий было множество, высшим воплощением добра считался Бог. В земных основаниях добро как абсолютная ценность не нуждалось. И соответственно совесть, честь, порядочность, милосердие и т. д. были очевидно самоценными. Никто не задавался вопросами почему нельзя предавать, доносить, обманывать, подглядывать, читать чужие письма Если такое происходило, то это было явным проявлением безнравственности. В жизни брат иногда шел на брата, отец с сыном могли враждовать. Но это при любых обстоятельствах выглядело ужасным. Проявлявшаяся жестокость по отношению к крепостным, слугам, даже к врагам в условиях войны осуждалась культурными людьми. После революции все нравственные ценности были подчинены одной высшей ценности – торжеству идей коммунизма. Добром стало считаться то, что содействует достижению этой цели. Злом – то, что противодействует или хотя бы не содействует. Высшей ценностью стало недобро в отношении к человеку, не сам этот человека светлое будущее всего человечества. А поскольку движение к светлому будущему осуществлялось социалистическим государством под руководством коммунистической партии и ее вождей, то мерилом для нравственности или безнравственности стало то, насколько помыслы и деятельность человека соответствуют интересам государства, установкам партии, мудрым указаниям ее вождей. И несмотря на все разговоры о социалистическом гуманизме, в нравственности утвердился принцип великая цель оправдывает любые средства ее достижения. Именно поэтому братоубийственную Глава 15. Российская культура вначале вв. гражданскую войну и красный террор воспевали, гордясь тем, что в их ходе брат не щадил брата, сын – отца. Доносы детей на родителей, супругов, сослуживцев друг на друга официально оценивались в качестве добродетели, а не греха. Порядочность заменилась полезностью для дела революции, социалистического строительства. Милосердие, терпимость к врагам социализма (в том числе и к мнимым) считались проявлением преступной мягкотелости. В жизни утвердился жесткий стиль человеческих отношений, на производстве руководства. Из этого не следует, что люди в СССР стали злыми, бессердечными, бессовестными, нечестными, непорядочными. Но они были поставлены в ситуацию выбора. Когда, к примеру, не донести, не осудить, просто промолчать порой значило поставить под угрозу собственную жизнь, жизнь своих близких, друзей, ибо все отвечали друг за друга перед государством и партией. В социалистическом обществе утверждались свои моральные нормы, такие как безусловная верность делу социализма, партии, ее вождю. Людей с детства приучали к мысли, что умереть за Советское государство (как бы тебя в нем ни шельмовали) всегда почетно, что спасать социалистическую собственность ценой собственной жизни – это нормально. От человека требовалась и моральная чистота в деловых отношениях (нельзя, например, лгать товарищам по партии) ив быту, бытовой аморализм осуждался. Частные отношения, личные ценности официально считались ценностями, только если их проявления шли на пользу существующему строю. Что касается любви, то официальным идеалом была нелюбовь, распространяемая на других людей, навесь мира та, что скрепляла социалистическую семью и воодушевляла влюбленных на творческий труд во имя строительства коммунизма. Любовь к врагу социализма могла вспыхнуть, но ее надо было преодолеть, а врага, даже любимого, пусть с тяжелым чувством, но уничтожить. Как это сделала Марютка, героиня повести Лавренева Сорок первый». При этом в жизни все бывало и настоящая любовь, и супружеские измены. Последнее осуждалось и порой обсуждалось на партийных и профсоюзных собраниях. Но еще более осуждалось, если один из любящих защищал другого, обвиняемого в отступлении от линии партии или в так называемом вредительстве, в непатриотическом по- ведении. Советский патриотизм – непросто официальная фикция. В этом сложном явлении смешалось многое. И естественная любовь к стране, в которой ты родился и вырос, к ее культуре, к отеческим гробам. 15.4. Нравственная культура и ее ценности в послереволюционной России И отношение к государству, которое стремилось представить именно себя как родину. Советские люди в массе считали свою страну самой лучшей в мире, несмотря на то что Родина-мать держала их в полуни- щете и духовном рабстве и жестоко наказывала за любое непослушание. Патриотизм существовал в смеси с пролетарским (не всеобщим) интернационализмом, с полуофициальными бытовым антисемитизмом, с элементами великорусского шовинизма (сочетавшегося с самоуничижением, национализма всех мастей. Гордились величием империи, ее огромностью и, хотя не сразу, ее историей. Грандиозностью строек, ландшафтным разнообразием, достижениями в науке и технике, победами на полях сражений ив спорте. Более того, на войне умирали скличем За Родину За Сталина!». И в тоже время, повсеместно хамя друг другу, лебезили перед иностранцами, поражая их гостеприимством. Сердобольно жалели американских безработных, о качестве жизни которых советские СМИ распространяли весьма неточную информацию. Помогали братским странам, распевая Куба – любовь моя или Русский с китайцем братья навеки подозревали, что мы их кормим за свой счет. Помогали этим братьям не только военной техникой и добровольцами, но и (как это было в Венгрии и Чехословакии, давя танками их население. Одобряли (не все, конечно) кампании и действия своего государства против евреев, в быту живя с евреями бок о бок, совместно работая, дружа. Новый человек в Советской стране становился не только имперским патриотом, но и коллективистом, даже не желая этого. Жизнь в колхозах и совхозах, а в городах в коммунальных квартирах, стояние в длинных очередях, передвижение в переполненном общественном транспорте, подконтрольность личности не только чиновникам, но и бесчисленным общественным организациям, начиная чуть лине с детских яслей, – все это вынуждало всегда чувствовать чей-то локоть, ощущать на себе чей-то взгляд. Это вырабатывало у большинства привычку не отделяться, не высовываться даже в публичном выражении мыслей. Коллективизм в таком виде порождали чувство личной безответственности за происходящее. Все голосуют – и я тоже. Все поступают примерно также, как я. И если из всего этого получается что-то не очень пристойное, то я-то тут ни причем. Я просто присутствовал. И даже если бы возражал, то голос единицы тоньше писка (В. Ма- яковский), никто бы все равно не услышал. Поэтому так легко проходил всеобщий государственный «одобрямс», когда все в стране делалось якобы по просьбе трудящихся или при их одобрении. Глава 15. Российская культура вначале вв. После революции и Гражданской войны, а потоми после Великой Отечественной войны происходило явное опрощение быта, бытовой лексики, бытовых отношений, великолепно описанное М. Зощенко. Оно вызывалось прежде всего всеобщей бедностью, но ему придавалось значение пролетарской простоты нравов, скромности в быту, в одежде. В е гг., перед войной, и км, когда ослабевало массовое нищенство, положение менялось. Появлялась новая советская элита общества, которая начинала возвращаться к некоторым вполне традиционным формам отношений, к разнообразию в одежде, домашней обстановке. В конце х – начале х гг. это было дополнено влиянием Запада (считавшегося в целом тлетворным, разлагающим. Воздействие Запада сказалось в интересе советских людей к современным развлечениям, танцам, моде. Общество потянуло и к нравственным ценностям вполне традиционным. Даже в Советской армии вошло в употребление понятие офицерской чести. Распространилось мнение, что идеалам коммунизма не противоречат человечность, милосердие, порядочность. Что эти идеалы можно напрямую связать с идеалами добра. Правда, по-социалисти- чески понимаемого добра – как активной деятельности с целью утверждения общественного блага, которое и есть благо для каждого члена общества. Один из советских поэтов додумался до того, что написал Добро должно быть с кулаками Развитый в Европе гуманизм, называемый буржуазным, абстрактным, сего всечеловечностью считался неприемлемым. В е гг. в советском обществе появилось явление, именуемое диссидентством 1 . Диссидентствующая часть интеллигенции более или менее резко отталкивалась от фальшивых казенных идеалов и отстаивала необходимость реального утверждения на территории СССР общечеловеческих ценностей. Но эти ценности не могли утвердиться в условиях жесткой социально-политической системы. В очеловечивание социализма верилось с трудом. Да кроме того, массе людей не было до этого и дела. е гг. в СССР характеризовались крушением ценностей, казалось бы накрепко внедренных в массовое сознание. О коммунизме, социализме, партии и ее вождях распространялось множество анекдотов. Страна людей, и раньше-то неравнодушных к алкоголю, столь массово и открыто запила, что пар Диссидент – человек, несогласный с официально принятой идеологией, инакомыслящий. Нравственная культура и ее ценности в послереволюционной России 450 тийные чиновники в испуге развернули антиалкогольную кампанию, не имевшую, впрочем, никакого успеха. Повальное пьянство стало только одним из выражений ценностного вакуума, в котором оказалось советское общество. Его строительство обернулось цинизмом политическим, правовым, хозяйственным, нравственным. В начале XIX в. Карамзин определил Россию одним словом. И это было слово воруют. В е гг. в СССР повсеместное мелкое воровство стало настолько привычным, что его никто (и те, кто воровал) не замечали так не называл. Это называлось не украсть, а принести с работы, что было в порядке вещей ведь всеобщее, наше. Все более проявляло себя и крупное воровство (вместе со взяточничеством) партийных и государственных чиновников, хозяйственников. То, о чем сказано выше, не означает, что общество в Советском Союзе всегда, целиком и полностью характеризовалось безнравственностью. Политические, социальные, бытовые условия в СССР, мягко говоря, не содействовали развитию нравственной культуры. Но она не исчезла и порой обнаруживала себя необычайно ярко. Особенно очевидно – вовремя Великой Отечественной войны, когда масса советских людей на фронтах ив тылу проявляла мужество, героизм, невероятное терпение, жертвенность и благородство, делая всевозможное и почти невозможное для защиты родины от коричневой чумы фашизма. Высокая нравственность обнаруживалась участи советской интеллигенции, встававшей на путь неповиновения властям, защищавшей невинно осужденных тоталитарным режимом в деятельности многих учителей, пытавшихся воспитывать в детях лучшие нравственные качества в отдельных трудовых подвигах рабочих и крестьян, веривших, что их мастерство и труд служат благородным целям. Противоречивость нравственного состояния и вообще культуры советского общества ярко выразились в сфере эстетической и художественной деятельности, в искусстве советского периода. Эстетическая и художественная культура в советское время Вспомним, что центральная эстетическая, да и художественная ценность – это красота. Красота, о которой художник Врубель говорил, что она наша религия, была в России непросто одной из ценностей, но действительно высочайшей, ибо она, даже в дьявольски злом, демоническом обличье сохраняла нечто от присущей ей божес- твенности. В советское время с красоты сразу же снимается весь ее ореол божественности, святости, таинственности. Настоящая красота, кра- Глава 15. Российская культура вначале вв. 451 сота земной жизни, понятная и доступная победившим рабочими крестьянами их представителям во власти, оказалась тесно связанной с пользой. Утилитарность в понимании красоты очевидно доминировала в советском обществе, по меньшей мере, дох гг. Это проявлялось в тяготении к функциональности архитектуры и вещей. Даже помпезность советского псевдоклассицизма х гг. сего украшательством была вполне утилитарной – полезным, торжественным выражением значимости свершений победившего социа- лизма. В женщине перестали ценить изящество, тонкость, загадочность. В рабоче-крестьянском идеале женской красоты на первое место вышло физическое здоровье товарища, боевой подруги, работ- ницы-ударницы и даже интеллектуалки – комсомолки – спортсменки. Духовная возвышенность женских (да и мужских) образов задавалась выявлением настроенности на служение общему делу. В простом, без изысков, советском человеке должен был светиться энтузиазм, в общем мажорный настрой, порыв боевой, трудовой, спортивный. Художественная культура, искусство в еще большей мере стали характеризоваться устремленностью к функциональности, полезности. Если в Серебряном веке русской культуры говорили и писали ослу- жении искусству, то после 1917 г. искусство ставили на службу революции, строительству нового мира. И началось это вовсе нес официального давления властей на искусство, на художников. Для Европы начала ХХ в. вообще характерно революционное бунтарство молодых художников-новаторов. Причем бунтарство художественное имело антибуржуазный социальный запал. Российские новаторы-бунтари не только не отставали, но кое в чем опережали своих западных собратьев ив формотворчестве, ив страстности революционных порывов. И революцию в своей стране они поэтому не только приняли, но и активно участвовали сначала в ее духовной подготовке, а затем ив строительстве нового общества, новой культуры ив качестве творцов нового искусства, ив качестве комиссаров искусств, каковым в Витебске, например, ненадолго стал художник Марк Шагал. Революцию приняли такие разные художники, как супрематист К. Малевич, создатель знаменитого Черного квадрата, лучист Ла- рионов, Петров-Водкин, один из отцов абстракционизма – В. Кандин- ский. Открыто революционными были В. Маяковский, В. Хлебников и многие другие поэты. А. Блок написал поэму о революции Двенадцать. Прозаики (впрочем, и ряд поэтов) повели себя по-разному. Бу- 15.5. Эстетическая и художественная культура в советское время 452 нин, например, не смог понять революционной России. Короленко быстро разочаровался в большевиках. Зато буревестник революции, М. Горький общался с вождями мирового пролетариата еще дог, намеревался и пытался служить новой России верой и правдой. Великий певец, оперная знаменитость, бас – Ф. Шаляпин до своей эмиграции выступал в качестве народного артиста. Ход революции, быстро начавшийся красный террор, Гражданская война и сложный процесс преобразования России – все это изменило видение художественной интеллигенцией происходящего. Отношения художников с новой властью если и складывались (хотя бы на время, то за счет отказа от свободы, за которую они боролись, за счет примирения с явной несправедливостью, ложью, подлостью, излишней жестокостью. По разным, вроде бы частным причинами поводам в разное время из России эмигрировали замечательные художники, артисты, писатели и поэты и другие деятели искусства (те же Кандинский, Шагал, Шаляпин и др, которые являются гордостью мировой художественной культуры. В странной полуэмиграции оказался даже М. Горький. Оставшиеся были вынуждены ухитряться служить искусству (и таким образом народу) и при этой власти, приспосабливаясь к ее жесткой руке. Кто не смог, не захотел, не сумел этого – погибли сразу или несколько позже или испытали на себе всю мощь идеологического давления режима, ставшего тоталитарным. Когда у наших современников обнаруживается ностальгия по недавнему прошлому и они, в частности, напоминают критикам советского строя о богатстве художественной культуры при советской власти, совершается вольный или невольный обман. Богатство, которое при этом имеют ввиду, на самом деле поразительно. И правда, оно рождалось при советской власти. Только вот творцы этого богатства этой самой властью уничтожались, унижались, эксплуатировались. Созданные ими художественные ценности властью использовались, если это было возможно и выгодно. Но они же предавались анафеме, запрещались, уничтожались, если казались опасными. Сказанное относится и к тем, которые приняли революцию всем сердцем и сами хотели быть революционными художниками, как кинорежиссер С. Эйзенштейн, создавший гениальный фильм Броненосец “Потемкин”», театральный режиссер Вс. Мейерхольд. Грустный парадокс состоял в том, что в 1928 г. кинематографисты Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев, Трауберг и др. просили советское руководство проводить твердую идеологическую диктатуру и на учас- Глава 15. Российская культура вначале вв. 453 тке кино. В 1944–1953 гг. они же, а также литераторы Б. Пастернак, П. Антокольский, В. Шкловский, А. Ахматова, М. Зощенко, Ю. Герман, А. Штейн, К. Чуковский, В. Гроссман, композиторы – Д. Шос- такович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шабалин, Д. Кабалевский, Н. Мясковский, В. Мурадели, литературные журналы Звезда, Ленинград, Знамя обвинялись в аполитичности, безыдейности, космополитизме, идеологических шатаниях. В это послевоенный период культурная политика властей была направлена на полное подчинение идеологическому диктату процессов художественного творчества. Еще раньше погубленный властью поэт Мандельштам утвердился в том, что советская литература, к которой он принадлежит, есть часть огромной полицейской системы, в которой писатель бесправен. Многие художники, не выражавшие никаких антисоветских настроений, не устраивали власть. М. Булгакова терпели до поры. Д. Хармс просто исчез. Других подолгу травили в прессе, запрещали публикацию и исполнение произведений, концертную деятельность. Власть демонстрировала свою силу, меняя формы давления. От прямого уничтожения, лагерей, расстрелов перешла к помещению инакомыслящих в психиатрические клиники, к выталкиванию в вынужденную эмиграцию. При этом, чтобы быть в опале, необязательно даже конфликтовать с властью. Молодой поэт, будущий нобелевский лауреат, И. Бродский, ничего антисоветского не писали даже, по-ви- димому, не думал в то время, когда его публично осудили за тунеядство (больше обвинить, оказалось, не в чем. Власть, похоже, больше раздражали не те, кто ей прямо противостояла те, кто ее как бы не замечал или пытался уж очень настаивать на том, что надлежало бы про- поведывать и делать самой власти, будь она на самом деле народной. Ну, например, на том, что надо говорить правду, показывать жизнь такой, как она есть, без лакировки. Не все художественное богатство создавалось вопреки идеалам коммунизма. Исполнительское искусство имело некоторые преимущества, особенно после того как власти поняли, что возможно использовать потенциал классического искусства. Идеологическое давление на исполнителей было, нов меньшей мере. В подготовке исполнителей удалось сохранить многое от традиций дореволюционных художественных школ. На этой основе в СССР сложились замечательные школы пианистов, скрипачей, виолончелистов, актеров театра и кино, 1 См Геллер М Утопия у власти. История Советского Союза с 1917 г. до наших дней. Лондон, 1986. С. 290. 2 Цит по Мусатов В. В Лекции по русской литературе ХХ века. Таллин, 2000. С. 88. 15.5. Эстетическая и художественная культура в советское время танцовщиков. В Москве, Ленинграде, в столицах союзных республик возникли великолепные симфонические оркестры с дирижерами мирового значения, хоры, театры, танцевальные коллективы. Достаточно напомнить пианистов Гилельса и Рихтера, скрипачей Ойстрах, виолончелиста Ростроповича, дирижеров Зандерлинга, Кондрашина, Светланова, Рождественского. Из театров некоторые сохранили традиционное богатство (МХАТ и Малый драматический в Москве. Некоторые появились, становясь удивительными по актерскому составу, режиссерским решениям, общественному резонансу (БДТ в Ленинграде, Современник в Москве. Поражали своим мастерством Государственный академический хор Союза ССР, мужской хор г. Эрнесакса в Эстонии, танцевальные ансамбли Моисеева, Березка. Всемирно признанная балетная школа с Улановой, Дудинской, Плисецкой, Сергеевым, Чабукиани и многи- ми-многими другими. Перечислять имена блестящих актеров театра и кино просто невозможно. Многие из них были, а некоторые остаются и сейчас, звездами мировой величины. Интересно, что художественные руководители школ, оркестров, театров и других художественных коллективов х гг. были примерно однотипны по стилю руководства, в чем-то близкому к стилю партийных и государственных функционеров. Авторитаризм, жесткость, зачастую грубость. Нов отличие от чиновников художественные руководители, такие как Мравинский, Товстоногов, Александров руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии) – обладали талантом и вкусом. Правдами и неправдами, они добивались разрешения исполнять и ставить то, что другим не удавалось. Некоторые из них творили, что называется, на грани фола», впрочем, обычно не выходя за грань. Среди не исполнителей в несколько лучшем положении, чем другие, оказывались художники, которые придерживались традиционных направлений в художественном творчестве. В их числе были те, кто успел создать самое интересное, пока не перекрыли кислород. Как это было, скажем с Ильфом и Петровым, с Шолоховым, который к тому же удачно представлял себя верным сыном партии. Некоторые ухитрялись почти не касаться острых углов (Пришвин, Паустовский). Кому-то способствовали избранный жанр (пейзажная живопись) или вид искусства, такой как музыка, позволявшая самовыражаться более свободно, нежели в литературе, лишь бы название и текст (если он был) оставались идеологически нейтральными. Идеологическое давление на искусство то усиливалось, то несколько ослаблялось. И само искусство менялось. Искусство х гг. Глава 15. Российская культура вначале вв. отличалось большим разнообразием его еще не успели зажать всерьез. В е гг., особенно когда железный занавес почти закрыл общение с мировой художественной культурой, положение изменилось. Искусство все в большей мере становилось придатком идеологии, переставая быть искусством. Утвердились некие стандарты, схемы, согласно которым изображение в кино и литературе даже героизма и жертвенности на войне напоминали лубочные картинки. Сказочные герои сражались со злобными, но удивительно глупыми врагами, попадавшими в нелепые ситуации. Исторические кинокартины (Об Александре Невском, адмиралах Ушакове, Нахимове и т. д) тоже строились по одной и той же схеме. Фильмы были проникнуты патетикой, иногда сочетавшейся с юмором (часто довольно плоским, нередко с неплохой музыкой, с элементами мелодраматизма. Входу были и развлекательные комедии по типу американских. Во всем должен был преобладать мажор побеждающих и победителей. Человеческая жизнь и человеческие чувства изображались, мягко говоря, односторонне. Впрочем, при дефиците развлечений все это смотрелось, читалось, слушалось. В это время, особенно в период войны, создавались и значительные произведения искусства, такие как я Ленинградская симфония Д. Шостаковича, писались неплохие стихи о войне, и не только, создавались задушевные лирические песни. Тем не менее общий уровень художественной культуры х гг. и вкус публики (правда, количественно выросшей) несколько снизились. На этом фоне особенно ярко высветились изменения в искусстве впору и после оттепели х гг. Правда (то, что считалось тогда правдой) о культе личности, оста- линских репрессиях подействовала на состояние художественной культуры едва лине в первую очередь. Некоторые из старой гвардии советского искусства ощутили временную растерянность, вплоть до отчаяния, доведшего писателя А. Фадеева, например, до самоубийства. Ведь многие из них не только славили отца народов и воспевали действия НКВД, фактически благословляя репрессии, но и доносили на собратьев по искусству, клеймили, осуждали, как оказалось, без- винных. Молодые художники не имели на своих плечах груза ответственности за содеянное. Они уже и мыслили, и чувствовали многое иначе, чем старшие. Им показалось, что в обществе наконец-то реализуется тенденция к творчеству, свободному от указаний сверху, от страха, к творчеству искреннему и честному. Причем это не означало отказа от признания высшей ценностью строительства социализма, комму. Эстетическая и художественная культура в советское время 456 низма. Большинство так называемых шестидесятников даже не приближались к антикоммунистическим настроениям. Наоборот, они хотели всеми силами содействовать утверждению истинного социализма в их стране. Социализма, освобожденного от перекосов, недостатков, которые, по их мнению, были в партийной, комсомольской деятельности. Деятелей искусства, и молодых и немолодых, потянуло к правде, к честному изображению того, что есть в этой жизни, к искреннему выражению своих мыслей и чувств. Мемуарная книга И. Эренбур- га Люди, годы, жизнь, рассказы А. Солженицына, его же Один день Ивана Денисовича поразили откровенностью, высвечиванием ранее запретного. Советские кинорежиссеры стали совершенно иначе, чем раньше, показывать войну. В череде кинофильмов (один пронзительнее другого) от Баллады о солдате Чухрая до «Ивано- ва детства Тарковского и Проверки на дорогах Германа зрители увидели войну как она была. Даже враги в фильмах и телесериалах стали изображаться неглупыми, талантливыми, в чем-то привлекательными (как шеф гестапо Мюллер в изображении Л. Броневого. Писатели-деревенщики, среди которых силой таланта выделялся В. Астафьев, показывали без прикрас сельскую Россию, глубинку и на этом материале поднимали, более или менее удачно, целые пласты национальных и общечеловеческих проблем. В стране начался поэтический бум. Как-то сразу появилось множество молодых талантливых поэтов (Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина, Кушнер и др.). Некоторым из деятелей искусства открылся путь за рубеж. Они познакомились с художественной культурой Европы и Америки. Оттуда, с Запада, в СССР ворвалась новая музыка (рок-н-ролл, диско и т. д, новые буйные танцы (рок, твист, шейк) после традиционных вальса, танго и фокстрота. Новые моды в одежде узкие, а потом сверхширо- кие брюки, юбки-мини, а потом макси, женские брючные костюмы, за которые поначалу молодых преподавательниц вузов прорабатывали на партийных и комсомольских собраниях. Вся молодая часть страны слушала «Битлс», в то время как в газетах и по радио клеймили битломанию. Нов СССР появились подражатели и последователи западных музыкантов. На смену академическими народным музыкальным ансамблям пришли советские ВИА (вокаль- но-инструментальные ансамбли. Начал свое развитие русский рок. Обновилась вся советская эстрада. В песенном жанре она была вторичной. Звездой первой величины оказалась талантливая самобытная певица А. Пугачева. Глава 15. Российская культура вначале вв. Что касается сатиры, то А. Райкин начал творить раньше, чем процесс пошел. Но теперь тексты ему писал М. Жванецкий, и они стали намного острее. Сатирическое начало проникло ив киноискусство. Кинокомедия с такими режиссерами, как Э. Рязанов, Л. Гайдай, в своем развитии достигла значительных высот, стала разнообразной то лирически размышляющей, то остро высмеивающей, то горько-ироничной, вплоть до трагикомических нот. В этом жанре были порождены настоящие шедевры киноискусства, такие как Белое солнце пустыни, Бриллиантовая рука, Берегись автомобиля и др. Зрителей волновали фильмы кинорежиссера А. Тарковского (Андрей Рублев», Зеркало, позже глубокие киноленты А. Германа, тонкое талантливое киноискусство А. Сокурова. Бушевали страсти ив театральной жизни. В Ленинграде публика штурмовала БДТ, где главным режиссером был Г. Товстоногов и где собралась талантливейшая труппа из актеров старой школы, таких как Полицеймако, и молодых Копелян, Юрский, Лавров, Луспекаев, Смоктуновский. В Москве был создан театр Современник, поражавший смелостью, новаторством, яркостью спектаклей, игрой актеров (Ефремова, Табакова и др.). На художественных выставках стало интереснее благодаря разнообразию школ, манер, стилей, индивидуальностей художников, выставлявших свои произведения. В залах филармоний зазвучала музыка, ранее не исполнявшаяся в СССР, музыка Хиндемита, Пендерецкого, Орфа и др. Читательской аудитории под шумок, с благословения не вполне разобравшихся в ситуации партийных чиновников вернули ряд запрещенных или полузапрещенных книг отечественных авторов (И. Бабе- ля, М. Булгакова, М. Зощенко и др.). Властям было выгодно иметь хорошее мировое реноме, поддерживавшееся наблюдавшимся расцветом искусств. Но бесконтрольный их расцвет оказался неудобен и опасен. Почувствовав это, власть, отступившая на момент, перешла в наступление, стем чтобы искусство верно служило ей, не сворачивая с пути, определяемого партией иго- саппаратом. Конец оттепели обозначил знаменитый приезд генерального секретаря ЦК КПСС НС. Хрущева на художественную выставку в Москве, где были выставлены новаторские, необычные для советской зрительской аудитории, произведения. В результате посещения выставка была властями разгромлена. Вслед за этим развернулись и другие действия властей. Эстетическая и художественная культура в советское время Из литераторов впрямую опалу попали Солженицын, юный Брод- ский, Пастернак, Синявский и Даниэль и даже целый журнал Новый мир во главе с поэтом Твардовским. Цензура усилила надзор затем, что не следует читать советским людям. Услужливые критики шельмовали то, что просочилось. Литература, не пожелавшая быть подцензурной, ушла в так называемые самиздат и тамиздат. Неизданные в стране произведения, запрещенные книги и стихи, если было возможно, издавались на Западе или, оставаясь неизданными, перепечатывались на пишущих машинках, распространялись и читались подпольно. За их распространение (и даже зачтение) грозило публичное осуждение, иногда увольнение с работы, порой ссылка, помещение в психиатрическую клинику, тюрьму или лагерь. Кинорежиссерам, театральным деятелям приходилось изворачиваться, прибегать к эзопову языку, чтобы поставить нечто действительно интересное. Из фильмов вырезались куски. Многие картины таки остались без прокатана полке. Наступая, власть в чем-то была вынуждена и отступать. Сначала официально во всех средствах массовой информации принялись громить «Битлз» и битломанию. Но позже государство смирилось, государственные заводы стали выпускать пластинки «Битлз», которых теперь представляли чуть лине борцами за свободу в условиях капи- тализма. В самом Советском Союзе возникло необычное художественное явление – так называемая авторская песня. Множество бардов пели под гитару песни своего сочинения. Несложные студенческие, туристские, полублатные и другие песни хорошо слушались, запоминались. Среди них встречались и песни высокохудожественные, в том числе на остросоциальные темы. Особенно популярными стали песни Б. Окуд- жавы, чуть позже В. Высоцкого, которые распространялись в магнитофонных записях по всей стране. И опять-таки власти предержащие поначалу пробовали запрещать, всячески обругивали их творчество. Нов связи с широчайшим распространением, сих огромной популярностью ничего нельзя было сделать. И позиция властей несколько смягчилась. Такой бард, как Галич, явно антисоветски настроенный, таки не тиражировался до перестройки. Но ни Окуджава, ни Высоцкий антисоветчиками небыли. Поэтому воздействие их творчества не так пугало. Казалось, что, поставив под контроль, его можно ограниченно использовать. Оба эти автора не считались поэтами официально. Популярность их казалась случайной, временной, хотя и раздражала чиновников, не понимавших, что, во-первых, они имеют дело с поэтическими звездами первой величины. А во-вторых, что именно на фоне Глава 15. Российская культура вначале вв. их творчества все очевиднее становилось маразматическое состояние, в которое все больше впадала партийная и государственная верхушка. Пишущие об искусстве советского периода чаще всего впадают в одну из двух крайностей. Или пытаются выдающихся художников этого периода представить явными или скрытыми антисоветчиками. Или, наоборот, их художественные достижения объясняют благоприятными для творчества условиями, порожденными советской властью. То и другое принципиально неверно. Настоящие художественные ценности в стране действительно создавались и функционировали. Но художники, их создававшие, – это не политические борцы, осознававшие вредность строя, утопичность пропагандируемых идеалов. Это были люди весьма разные, в том числе и по-своему верившие в идеалы коммунизма. Некоторые из них были членами партии. И тем не менее их произведения и те, в которых не содержалось ни грана антисоветской направленности, не являлись порождением «советскости» жизни. Более того, многие из них взрывали эту советскость, даже если автор не хотел такого результата. Ведь настоящее искусство пыталось художественно реализовать истину в жизни, в которой властям были выгодны ложь, фальшь, в лучшем случае полуправда. Истина и свобода в жизни Советской страны Такая ценность, как истина, в культуре России послереволюционного периода если и оказывалась реализованной, то только вопреки политическому режиму, социальному устройству, идеологическим установкам. Как известно, в нашей стране коммунистическая партия разбиралась не только в искусстве, но и во всем лучше, нежели любые специалисты. Это относится даже к фундаментальной науке. Так, партия не признавала научности генетики и кибернетики (которую в печати называли продажной девкой империализма, фактически тормозя развитие отечественной науки. Ну а уж изложение истории, экономическую теорию, философию, социологию, этику, эстетику и весь блок общественных наук партия курировала постоянно и непосредственно. Любой из партийных вождей оказывался в этих науках более чем сведущим, если не классиком, то основоположником обязательно. Писатель Алексей Толстой вряд ли ерничал (не до того было, когда заявил В старое время говорили, что писатели должны искать истину. У нас частные лица поисками истины не занимаются истина открыта четырьмя гениями и хранится в Политбюро 1 Геллер М Машина и винтики. История формирования советского человека. Лондон, 1985. С. 240. 15.6. Истина и свобода в жизни Советской страны Информация обо всем, что происходило в самой стране и за рубежом, дозировалась, искажалась так, как партийный аппарат считал выгодным в каждый данный момент. При этом партия была всегда права, даже если сегодня утверждалось противоположное вчерашнему, какая бы глупость ни утверждалась. В резолюции Пленума ЦК ВКП(б), принятой ноября 1934 г. О политотделах в сельском хозяйстве, отмечалось Весенний сев 1934 года проведен на 15–20 дней быстрее, чем вина дней быстрее, чем в 1932 г.». После ХХ съезда КПСС некоторые партийные функционеры очень гордились тем, что народу сказана правда о преступлениях, о культе личности Сталина. Но это была неправда. Ибо то, что было обнародовано, представляло собой частично правдивые, весьма неполные сведения. Действительная истина не представляла собой ценности ни для тех, кто властвовал (она им мешала, ни для тех, кто подчинялся. Слишком многого удобнее было не знать, знать не хотелось. Знание истины, особенно горькой, налагает ответственность на человека. Но ответственность это, во-первых, бремя. А во-вторых, она предполагает наличие свободы, с которой и до революции в России было не все ладно. Известно, что Н. Г. Чернышевский как- то обмолвился о русской нации жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы. При столь развитом абсолютизме самодержавной власти так оно и было в Российской империи. А поскольку СССР оказался империей с еще более мощным правящим верхом и системой власти, пронизавшей всю страну, постольку рабство не только не исчезло, а укрепилось. Конечно, после революции очень много говорили и писали об исчезновении угнетения трудящихся, о том, что они стали свободными гражданами, о свободах слова, печати, совести. Однако слова словами, нов СССР были ликвидированы даже те островки свободы, которыми ограниченно пользовались в старой России представители господствующих слоев общества. Характерной для СССР стала незащищенность и зависимость каждого человека от властей, без соизволения которых нельзя было сделать ни шагу в этой стране. Ну а в чужую можно было только сбежать, если удавалось. Но и сами представители власти в жесткой иерархич- ной системе соподчинения небыли свободны ни отчего, ни от какого произвола вышестоящих. Псевдодемократические учреждения, которыми гордилась власть – советы всех уровней, – голосовали полю- бому вопросу единогласно и избирались без выбора, по принципу один кандидат на одно место. Быть у власти означало иметь привилегии, а не свободу. Глава 15. Российская культура вначале вв. У всего населения формировалось рабское сознание, при котором состояние рабства воспринималось как нормальное, а попытки выйти из этого состояния выглядели сумасшествием. А. Зиновьев отмечал что коммунистическое общество с гражданскими свободами для личности есть такой же нонсенс, как капиталистическое общество без денег, капитала, прибыли. Зиновьев справедливо полагал, что нам удобно быть рабами. Быть рабами много проще и легче, чем не быть ими. Когда все рабы, понятие рабства теряет смысл» 2 Действительно, утех, на кого прямо не давила система, сохранялось иллюзорное представление о собственной свободе и даже защищенности. Ведь в пределах, задаваемых властью, можно было двигаться и даже принимать решения. Что же касается защищенности, то своих рабов, если они сносно работают, не бунтуют, любой хозяин защищает. Более того, само рабское состояние давало человеку уверенность в завтрашнем дне (о которой и до сих пор многие тоскуют, в куске хлеба и крыше над головой, наличие которых обеспечивал хозяин. Это состояние, даже при отсутствии комфорта в быту, обеспечивало комфорт душевный. В рабском состоянии можно жить более или менее спокойно, чтобы ни творилось вокруг. Как часто говорилось в народе, лишь бы не было войны». Этот покой определялся тем, что все вокруг делалось не по твоей воле. Считалось, что обо всем существенном думают, где надо. И даже, если что-то неправильно делается, то это они решили и делают. И даже если я не одобряю, то и изменить не могу немое это дело, мое дело – сторона. Это не значит, что люди в Советской стране были бессердечны, жестоки, равнодушны. Нет, они и сочувствовали обиженными милосердие иногда стучится в их сердца, – М. Булгаков Мастери Маргарита. Но вступится, влезть, высунуться в защиту – это совсем другое, что требовало мужества, вплоть до безрассудного. Потому что политическая и идеологическая системы, в которых жили обыкновенные люди (не злодеи, были необычайно жесткими. Конечно, любая власть, любое государство давит, и давление всегда не в пользу культуры. Но различна степень жесткости давления. Тоталитарный режим теми отличается от других, что давление постоянно, повсеместно, сильно и порождает у людей всепроникающий страх, становящийся настолько привычным, что они не осознаваем как страх, потому что он внутри тебя Квинтэссенция / Философский альманах. МС Там же. С. 67. 15.6. Истина и свобода в жизни Советской страны Культура была изуродована цензурой внешней и внутренней (когда сам себе не доверяешь. Государству было удобно использовать культуру «полупридушенную», саму себя за горло хватающую. Культурой в таком ее состоянии можно было управлять командно-административ- но, осуществляя планирование ее достижений. Культура и понималась не иначе как функционально, начиная с ее элементарных проявлений, простейшей цивилизованности. Большевики начали строить новую культуру с ликвидации безграмотности, это считалось одним из самых очевидных достижений советской власти. И не без основания. Целью всеобуча, правда, было научить грамоте рабочих и крестьян для того, чтобы они могли читать обращения партии и правительства, труды классиков марксизма-ле- нинизма, политические брошюры, революционные призывы и т. д. То есть чтобы они становились сознательными строителями коммунизма. В. И. Ленин считал, что в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя. Безграмотный человек стоит вне политики. Историк П. Н. Милюков отмечал, что марксистская педагогика заменила идею народного образования идеей социального воспитания, в целях создания нового поколения людей. Но при этом попутно, создавалась и база для освоения ценностей культуры прошлого и настоящего. Другое дело, что из этих ценностей власть выбирала то, что считала необходимыми полезным для граждан и запрещала освоение вредного. Долгое время из литературного наследия, литературной классики многое было под запретом, выбрасывалось из школьных программ, изымалось из библиотек (Достоевский, Блок, часть творчества Есени- на и т. д. Потом частями читателям возвратили почти полное богатство русской классической литературы. Но идеологически обработали, объясняя смысл произведений, часто искажая его. Итак заорганизовали изучение литературы в школе, что у большинства выпускников начисто был отбит вкус к чтению классиков. Образование в целом от примитивных его форм (трудовых школ, коммунистических университетов) поднялось-таки на высокий уровень. Государству понадобились хорошие инженеры и техники, талантливые ученые, в том числе и для оборонки. И надо признать, что наука и техника в Советской стране развивались весьма успешно в целом ряде отраслей в теоретической физике, математике, освоении космического пространства и др Цит. по Милюков П. Н Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т. 2. МС. Глава 15. Российская культура вначале вв. Советская интеллигенция, созданная заново на рабоче-крестьянс- кой основе, по своим знаниям, умениям не была ниже мировых стандартов, а в чем-то и превосходила их. Система образования, созданная в СССР, при всех издержках, связанных с идеологическим антуражем, была очень эффективной. Новая интеллигенция, правда, в ряде отношений была далека от собственно интеллигентности, в массе своей не имела за спиной нескольких поколений, не знала иностранных языков. Недаром иногда ее полупрезрительно называли «образовенцией». Впрочем, ив самых развитых странах мира в XX в. интеллигентность становится анахронизмом, а количественно возраставшая интеллигенция (в основном техническая) была, по сути, той же «образовенцией», противопоставлявшей себя технически необразованной, гуманитарной культурной элите старого образца. Однако и гуманитарная культурная элита изменялась повсеместно, в том числе ив Советской России, в которой формировалось что-то вроде нового, духовного дворянства (Я дворянин с арбатского двора Б. Окуджава). И как всякая элита, эта часть интеллигенции стала фрондерской, выпадавшей из организуемых государством творческих союзов, академий и прочих официально-общественных объединений. Именно эта фронда (включая не только лириков, но и физиков типа академика Сахарова) и после хрущевской оттепели продолжала биться за свободу и искренность в жизни и творчестве. В е гг., однако, проявилась не только активность небольшой, хотя и шумной этой части советского населения, но и апатия большинства, равнодушие массы, которую, правда, как и всегда, можно было подвигнуть к тем или иным настроениям или действиям, если удавалось завести. Веры в идеалы уже не было практически ни у кого. Экономический, политический, идейный кризис системы вел ее к саморазрушению. Развитие культуры вольно или невольно содействовало смерти идей социализма и государства, основанного на этих идеях. Но и сама культура изменялась в СССР с некоторой задержкой, нов тех же отношениях, что и во всем мире. За годы советской власти постепенно утрачивалось то традиционное, что было характерным для российского крестьянства. Культура, и городская (быстрей) и сельская медленней, становилась массовой. Происходило то, о чем применительно к западному обществу писал испанский мыслитель Ортега-и-Гассет. В СССР публиковали Ортегу сего критикой массовой культуры, ругали масскульт западного образца. И спокойно, даже с удовлетворением наблюдали, как расцветает советский масскульт. Он ярко проявлялся и на эстраде, ив литературе, 15.6. Истина и свобода в жизни Советской страны ив кино, и телепродукции. Достаточно напомнить хотя бы многосерийные фильмы, подобные Вечному зову, прозванному интеллектуалами Вечный маразм. Эти телефильмы смотрела широчайшая аудитория, не отличавшаяся слишком взыскательным вкусом. В расчете на нее создавались и навязчивые музыкальные шлягеры вроде песенки Ландыши, ландыши...». Так что к постсоветскому периоду в сфере культуры проявляла себя и культура высокой пробы, самой своей сутью (а не позицией отдельных ее представителей) противопоставленная гниющему политическому режиму. Но все заметнее становилась культура массовая (если ее можно назвать культурой, вполне соответствующая уровню культурности и цивилизованности того же режима. Русская культура в эмиграции Значительная часть культурного потенциала России после революции г. оказалась за ее пределами. В момент и после самой революции многие образованные люди и деятели культуры вынуждены были эмигрировать из страны. Какая-то часть творческой интеллигенции эмигрировала в е гг., какая-то часть после Великой Отечественной войны. В послевоенные годы некоторые (артисты балета Барышников, Нуреев и др) бежали за рубеж. Некоторых (поэта Брод- ского, писателей Синявского и Даниэля, Солженицына и др) выпроваживало государство. Русская культура за рубежом была представлена людьми высокота- лантливыми. Там продолжали творить композитор Рахманинов, певец Шаляпин, писатель Бунин, философы и социологи Бердяев, Сорокин. Они и многие другие сохраняли и развивали традиции русской культуры. Заграницей сложился как автор прозаик Набоков. В XX в. один поэт (Бродский) и два писателя (Бунин и Солженицын), эмигранты из России, удостоены за свое творчество Нобелевской премии. Названа очень малая часть представителей русской эмигрантской культуры, которая была оторвана от родной почвы. Вовремя и после перестройки сразу начались ее оживленные творческие контакты с родиной. Постепенно разрыв преодолевается. Русская культура в контексте мировой становится единой. Тем более что создающееся в новой России искусственно не отделено от других культур. Санкт-Петербургский культуролог С. Н. Артановский считает, что общая тенденция всей истории советской культуры следующая Идеология стремится подчинить себе культурные процессы. Это осуществляется руками самих деятелей культуры, но при активной поддержке партийной верхушки. Однако это давление не проходит в Глава 15. Российская культура вначале вв. толщу культуры так, как этого хотели бы кремлевские стратеги. Культура пассивно сопротивляется, не порывает полностью с традицией, стремится к контакту с Западом. Результатом является компромисс, составляющий живую ткань советской культуры. Постепенно общество оправляется от разгрома, учиненного большевиками, и усиливает сопротивление, но при этом пользуется советской фразеологией. Баланс сил между идеологией и традицией меняется в пользу последней, к концу советского периода молодая поросль все более ощущает марксистские рамки как стеснительные. На основе традиций развивается свежее и свободное от идеологии творчество – что в полной мере осуществляется лишь в послесоветский период» 1 Но в развитии становящейся новой культуры современной России имеется немало острых проблем. Проблемы и перспективы развития культуры в современной |