Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура повседневности

  • Культура чувств предполагает одухотворенность, яркость, тонкость, облагороженность чувств и культурную оформленность их вы- ражения.Культурная трансмиссия

  • Культурогенез

  • Обряды

  • Постмодернизм

  • Проксемика

  • Смыслы культурные – информационное, эмоциональное, экспрес- сивно-ценностное содержание (значение) культурных объектов и их элементов как знаков.Стиль

  • Экофильные культуры – культуры, характеризующиеся сбалансированными отношениями с окружающей природной средой.Эволюционизм

  • ОБщИй СПИСОК ЛИТЕРаТуРы, РЕКОМЕНДуЕМОй ДЛя ИЗучЕНИя КуЛьТуРОЛОГИИ учебники и учебные пособия

  • Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
    АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    Дата01.02.2017
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    ТипЛитература
    #1605
    страница37 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    Культура поведения выражается в знании норм и идеалов поведения, принятых в обществе, умение и желание сообразовывать сними свои действия, поступки.
    Культура повседневности
    Повседневность то, что в жизни человека и окружающем его мире природы и культуры происходит каждодневно и как таковое определенным образом переживается и оценивается.
    Словник
    Тогда культура повседневности – воплощение культуры и ее ценностей в каждодневном бытии человека или сообщества людей.
    Культура речи предполагает ее (речи) выразительность, богатство разнообразно используемого словарного запаса и других речевых средств, изящество, красоту. И наряду с этим уважительное отношение к тем, кто слушает говорящего или читает, если происходит письменное общение.
    Культура чувств предполагает одухотворенность, яркость, тонкость, облагороженность чувств и культурную оформленность их вы- ражения.
    Культурная трансмиссия – термин, используемый для характеристики разнообразия осуществления преемственности в развитии куль- туры.
    Культурных кругов теория – направление в рамках исторической школы в этнографии и культурологии, центральной идеей которого было представление о том, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры ив результате этого оформились культурные круги, возникшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем на другие области (см Культурология. ХХ век словарь. С. 237).
    Культурогенез – процесс возникновения и становления человеческой культуры, один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и их качеств (см Культурология.
    ХХ век словарь. С. Поскольку возникновение и становление человека, общества и культуры одновременны и едины, постольку современные исследователи, наряду с термином «культурогенез» используют понятие антро-
    посоциокультурогенез.
    Линейность и циклизм в представлениях о развитии культуры.
    Линейность – представление о развитии человеческой культуры и или) культур по единой линии и (или) сединой направленностью – от возникновения к высшим или низшим стадиям развития. Другие понятия и термины, употребляемые в культурологии

    512
    Циклизм – представление о циклическом (от греч. цикл – круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиями исчезновению.
    Любовь как ценность культуры – возвышенное, одухотворенное чувство человека, в котором выражена особая значимость для него объекта, вызывающего это чувство, чувственное утверждение ценности объекта.
    Маргинальность от лат. – край культурная – понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но нив одну из них они не интегрированы полностью (см Культурология. ХХ век словарь. С. Массовая культура – многозначный термин.
    В общем – культура масс (народа, большинства общества, которая в принципе не может вся, в целом, находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества).
    Часто отождествляется с коммерциализованной, потребительской, стандартизуемой культурой, с реализуемой и используемой малокуль- турностью массы (толпы, черни).
    Иногда понимается как усредненная, пошловатая культура средних слоев общества.
    Материальная культура – все еще используемый, но явно условный термин, обозначающий характер предметности, вещности (а нематериальности) носителей духовных ценностных смыслов, особо выразительную опредмеченность (а нематериальность) духовных явлений.
    Миф – первая форма постижения мира, его образно-символичес- кого воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая могла претворяться в магическое действие как средство покорения непостижимого (см Культурология.
    ХХ век словарь. С. Мифы древности – способ встраивания человека в окружающий его мир, духовно-практическое определение им своего места в мире.
    Словник
    Модернизм – понятие, характеризующее весь комплекс авангардных течений и тенденций, прежде всего в художественной практике конца ХIХ–ХХ столетий.
    Признаками модернизма в искусстве считаются пафос новаторства, антиреалистическая направленность, иррационализм, алогизм, абсурдность и парадоксальность, тенденцию к стиранию граней между искусством и жизнью.
    Народная культура – понятие, не имеющее четкой определенности, смысл которого зависит отменяющегося смысла понятия
    «народ».
    Часто почти отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре.
    Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных, верхов, аристократов.
    Норма культурная – стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группами выражающий их представления о должном и желательном (см Культурология. ХХ век словарь. С. Нравственная культура выражена в желании творить добро и умении делать это так (в таких формах, чтобы оно воспринималось как добро людьми, в отношении к которым проявлено, а также в ответственности человека за свои действия, развитости нравственной самооценки, совести.
    Обряды – церемонии или ритуалы, которыми отмечаются ключевые моменты в жизни людей.
    Окулесика знание о языке глаз и визуальном поведении людей при их взаимодействиях.
    Ольфакция – знание о языке запахов, о смыслах, передаваемых с помощью запахов, о роли запахов в культуре.
    Общечеловеческие ценности – чаще всего в качестве общечеловеческих упоминаются такие ценности, как Истина, Добро и Красота, нередко к ним добавляются Вера, Свобода, Любовь, порой Справедливость, иногда – Бог. Другие понятия и термины, употребляемые в культурологии
    Основание выделения этих ценностей состоит в том, что они являются высшими в иерархиях ценностей самых разных культур поли- культурного человечества.
    Обычай – исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время ив определенном месте (см Культурология. ХХ век словарь. С. Парадигма от греч. – пример, образец) – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе (см Краткая философская энциклопедия, с. Паралингвистика – знаковая характеристика звучания речи.
    Политическая культура представляет собой единство трех составляющих цивилизованности политической деятельности и политических отношений, воплощения ценностей культуры в этой деятельности и этих отношениях и, наконец, реальной демократизации жизни общества.
    Постмодернизм – широкое культурное течение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения сих верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи усталой, энтропийной культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры (см Культурология. ХХ век словарь. С. 348, Смысл постмодернизма некоторые исследователи видят в создании предпосылок для новых постановок проблем свободы и ответственности, в демонстрации полимодального рассмотрения культуры, Словник
    утверждении самодостаточности творчества и творческой личности, научного и художественного плюрализма.
    Правовая культура предполагает цивилизованность правовой деятельности и правовых отношений, воплощение ценностей культуры например, справедливости) и гуманности в этой деятельности и этих отношениях.
    Проксемика – знание о пространствах коммуникаций.
    Прогресс (от лат. progressus – поступательное движение) означает развитие человеческих сообществ в направлении к лучшему, более совершенному состоянию (см Краткий философский словарь. С. 367).
    Ризома фр. rhizome – корневище) – понятие философии постмодернизма, введено Ж. Делезом и Ф. Гваттари, фиксирующее принципиально внеструктурный способ организации явления и внелинейный ход его развития.
    Ритуал – исторически сложившаяся форма не инстинктивного предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей (см Культурология. ХХ век словарь. С. Свобода как ценность культуры – свобода духа, свобода воли, свобода выбора, связанная с ответственность человека за свои решения и действия, поступки, определяемые принципами не навреди, не причиняй вреда живому, природе, другим людям, свобода которых должна быть уважаемой.
    Символ от греч. – знак, примета) – особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемы объекта на отвлеченные значения, связанные с этим объектом (см Культурология. ХХ век словарь. С. Символический капитал – форма социальной практики, имеющая своей целью накопление нематериальных, но символических ценностей, таких как власть, престиж, художественная ценность, уважение, честь, достоинство. Понятие введено П. Бурдье.
    2. Другие понятия и термины, употребляемые в культурологии

    516
    Симулякр – (франц. – стереотип, псевдовещь, чистая форма) – образ отсутствующей действительности, псевдоподобное подобие, лишенное подлинника. Поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, когда стерта грань между реальными воображаемым (см Культурология.
    ХХ век словарь. С. Складка категория постмодернизма для обозначения многообразия различий в явлениях современной культуры.
    Смыслы культурные – информационное, эмоциональное, экспрес- сивно-ценностное содержание (значение) культурных объектов и их элементов как знаков.
    Стиль образ жизни и действия, основанный на определенных закономерностях, закрепленных и выраженных в самих действиях и их результатах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д. Стиль той или иной культуры (согласно Ф. Ниц- ше) – единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни.
    Субкультура особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения см Культурология. ХХ век словарь, с. Текст – последовательность знаков, построенная согласно правилам данного языка и образующая сообщение
    Традиции культурные – культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
    Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования).
    В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т. д. (см Культурология. ХХ век словарь. С. умственная культура характеризуется особой красотой мысли, свободой ее полета, глубиной проникновения в суть явлений и гуманистической направленностью.
    Словник
    уровень культуры (культурности – степень, высота культурной развитости человека или социальной группы (конкретного общества).
    Физическая культура предполагает телесную развитость, а также воплощение в телесности красоты, свободы, изящества и благородства движений, гармонию телесного и духовного в человеке.
    Функции культуры – то, чему содействует культура, для чего она.
    Совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах (см Культурология. ХХ век словарь. СВ тоже время есть представление о принципиальной нефункци- ональности культуры, о том, что она не может рассматриваться как средство для чего-то, а только как цель (С. Л. Франки что сама по себе культура ничего не делает, хотя ее наличие, уровень или отсутствие могут быть весьма действенными.
    Хеппенинг – форма выражения современного искусства, при которой главным содержанием произведения или художественного образа выступает событие искусства, происходящее перед зрителем. Ход события не всегда предусмотрен автором. Хеппенинг может сопровождаться импровизацией.
    Хронотоп (букв. время – пространство) культурный – единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.
    Хозяйственная (экономическая) культура единство цивилизованности хозяйственной деятельности и экономических отношений и воплощаемость ценностей культуры в этой деятельности и этих отношениях. Хозяйство настолько культурно, насколько оно способствует удовлетворению не только физических, утилитарных, но и духовных потребностей человека и общества.
    Художественная культура – создание особых ценностей культуры, художественных произведений, их совокупность и функционирование в жизни человека и общества. А также развитая способность к чувственному восприятию и оценке художественных ценностей (художественный вкус, наличие потребности в их освоении, владение знаковыми системами (языками) искусств. Другие понятия и термины, употребляемые в культурологии
    Ценность – отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего-либо, кого-либо.
    Иначе: особая объективная положительная значимость чего-либо
    (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, об- щества.
    В сопоставлении с ценностью оценка – субъективное эмоциональное или рациональное представление об особой значимости чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества, нередко являющееся моментом ценностного от- ношения.
    Ценность культуры – особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.
    Ценностная ориентация – комплекс духовных детерминант, отношений и деятельности людей (или отдельного человека, определяющий направленность реализации культуры в чувствах, мыслях, намерениях и действиях.
    Экология культуры учение о сохранении культуры, о предотвращении опасных действий в отношении к ней, к ее ценностям, кризисов в ее развитии.
    Экофильные культуры – культуры, характеризующиеся сбалансированными отношениями с окружающей природной средой.
    Эволюционизм в теории культуры – представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Путина котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают, а другие достигают все большей культурной продвинутости.
    Элитарная культура (от франц. elite – отборное, выбранное, лучшее многозначный термин. Культура духовной аристократии, высококультурных представителей и групп общества.
    Словник

    519 2. Часто употребляется для обозначения некоторых субкультур, привилегированных групп общества, характеризующихся помимо духовного аристократизма принципиальной закрытостью, ценностно- смысловой самодостаточность, противопоставленных массовой вши- роком смысле культуре (в том числе потребительской, усредненной, народной).
    Эпистема (греч. epistema – знание. Термин применяется для обозначение устойчивых блоков понятий и принципов философского знания.
    Эстетическая культура – реализуемая в жизни людей способность к чувственному различению прекрасного и безобразного (эстетический вкус, развитая потребность в чувственном наслаждении от созерцания красоты, стремление к эстетическому оформлению окружающей среды, отвращение ко всяческому уродству.
    Этикет форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в томили ином обществе.
    языки культуры вообще язык – знаковая система любой физической природы.
    Языки культуры – знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры. Другие понятия и термины, употребляемые в культурологии

    ОБщИй СПИСОК ЛИТЕРаТуРы, РЕКОМЕНДуЕМОй
    ДЛя ИЗучЕНИя КуЛьТуРОЛОГИИ
    учебники и учебные пособия
    Борзова Е. П История мировой культуры учебник. СПб., 2001.
    Иконникова С. Н История культурологических теорий учеб. пособие. е изд. СПб., 2005.
    Ионин Л. Г. Социология культуры учеб. пособие. М, Кармин АС Культурология учебник. СПб., Культурология учебник / под ред. МС. Кагана и ЮН. Солонина. М, 2005.
    Культуральная антропология учеб. пособие / под ред. ЮН. Еме- льянова, Н. Г. Скворцова. СПб., Теория культуры учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова. СПб., антологии, словари, хрестоматии, энциклопедии, фундаментальные

    труды
    Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры.
    СПб., Культурология. ХХ век антология. М, Культурология. ХХ век словарь. СПб., Культурология. ХХ век энциклопедия. Т. 1, 2. СПб., 1998.
    Махлина СТ Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря в 2 ч. СПб., Хрестоматия по культурологии. Т. 1, 2. СПб., Фундаментальные проблемы культурологии в 4 т. СПб., 2008.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта