Главная страница
Навигация по странице:

  • СЛОВНИК Смысл некоторых понятий и терминов 1. Наиболее общие понятия

  • Гаптика

  • Добро как ценность культуры

  • Кинесика

  • Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
    АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    Дата01.02.2017
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    ТипЛитература
    #1605
    страница36 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    Литература
    Ариарский МА Прикладная культурология. е изд. СПб., 2001.
    Ариарский МА Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008.
    Бирженюк ГМ, Марков А. П Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб., 1992.
    Грусман В. М Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев. СПб., 2001.
    Демьяненко С. Р Основы бизнес-планирования туристской фирмы. М, 2002.
    Ерасов Б. С Социальная культурология. М, 2000.
    Жарков АД Технология культурно-досуговой деятельности. М, 1998.
    Запесоцкий АС Образование Философия, культурология, политика. М, 2002.
    Фохт-Бабушкин Ю. У Художественная культура проблемы изучения и управления. М, Художественная культура и развитие личности проблемы долгосрочного планирования. М, 1991.
    17.3. Тенденции развития прикладной культурологии в современном мире

    ЗаКЛЮчЕНИЕ
    Проблемы культуры и ее развития сегодня, в частности в России, чрезвычайно актуальны и остры. Понимание этих проблем, знание о культуре необходимы не только специалистам культурологам. Современная культурология – одна из важнейших гуманитарных наук. Как учебная дисциплина культурология является органичной составляющей системы высшего образования. Развитые представления о культуре характеризуют каждого образованного человека современности.
    История культуры, мировой и отечественной, – это память человечества, передаваемый от поколения к поколению духовный опыт, без сохранения которого немыслима жизнь ни одного из человеческих сообществ. Конечно, в учебнике по общей культурологии все историческое развитие культуры не могло быть изложено с большой степенью полноты. Тем не менее авторы посчитали необходимым дать хотя бы краткий очерк истории культуры до XIX в. включительно. Изложение истории культуры, естественно, опирается на представления о том, что такое культура в многообразии ее проявлений. Что такое ценности культуры, порождение, сохранение и усвоение которых так важно для каждого общества, каждого человека Каковы значение и возможности межкультурных взаимодействий, диалога культур Почему ив каких отношениях существенна проблематика языков культуры Теоретические разделы учебника посвящены рассмотрению этих и ряда других вопросов.
    В разных учебниках по культурологии теоретическое содержание этой области знания и учебной дисциплины раскрывается неодинаково. Авторы данного учебника стремились избежать двух крайностей. С одной стороны, чрезмерной абсолютизации какой-то одной позиции в понимании культуры и ее явлений, с другой – неопределенности в трактовках основных понятий и проблем культурологии.
    При этом во всех разделах учебника авторы акцентировали внимание на жизненности культурологических проблем, на современном понимании их существа и практического значения.
    Изучение культурологии должно содействовать развитию культуры, повышению уровня культурности людей, осваивающих культурологические курсы

    СЛОВНИК
    Смысл некоторых понятий и терминов
    1. Наиболее общие понятия
    КУЛЬТУРА (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание. Существует множество определений культуры и различные понимания смысла этого понятия.
    Обобщенно, водном из современных пониманий:
    Культураособый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого являются ценностные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, чувств, намерений, мыслей, выражаемые в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры).
    Более упрощенно:
    Культура – это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя человеческих отношений, деятельности, ее процессов, способов и результатов.
    Термин культура используется и для обозначения общей характеристики состояния жизни общества того или иного региона (культура Востока, исторического периода (культура эпохи Возрождения, этноса (культура басков, социальной группы (культура дворянства, страны (культура Франции. В таком употреблении чаще всего термин культура совпадает, или почти совпадает, по смыслу с термином цивилизация. Понятие культура иногда применяется и для обозначения культурности человека или социальной группы.
    Культурность – качество человека (социальной группы, характеризующее реализацию в жизни людей способности к обработке, оформлению, облагораживанию, одухотворению окружающей среды и самих себя.
    Или качество человека (социальной группы, характеризующее реальное наличие и меру воплощения в их жизни ценностных смыслов.
    Или мера овладения человеком или социальной группой духовным опытом, накопленным обществом (человечеством
    Культурный человек – человек, в значительной степени освоивший духовное богатство своей и общечеловеческой культуры и реализующий в жизни ценности, нормы, идеалы, формы отношений и поведения, характерные для данной культуры, настроенный на уважение к ценностям других культур, владеющий знаковыми системами выражения духовных смыслов, способностью к творчеству в сфере культуры.
    ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis – гражданин)
    Единства в употреблении и понимании термина нет.
    Слово цивилизация используется в качестве синонима слова
    «культура».
    Или как обозначение межэтнической, культурно-исторической общности людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина (см Культура ХХ века словарь. СПб., 1997. С. 525). Например, западноевропейская цивилизация, древние ци- вилизации.
    В Европе Хи ХIХ вв. под цивилизацией понималась высшая стадия социокультурного развития (дикость – варварство – цивили- зация).
    В ХХ в. (О. Шпенглер, а. Тойнби и др употребляли термин цивилизация для обозначения локальных моно- или полиэтничных обществ с выраженной социокультурной спецификой (древнегреческая, римская, мусульманская и т. д. цивилизации).
    В тоже время термин цивилизация стал содержать в себе смысл технико-механического в культуре (О. Шпенглер), вырождения культуры, ее деградации в цивилизацию.
    В настоящее время часть исследователей понимает под цивилизацией особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основах морали и права, значительного развития образования, науки и техники, технологий деятельности и общения или то, что обеспечивает комфорт, удобство, предоставляемые в наше распоряжение наукой и техникой, политической и социальной организацией обществ (см Краткая философская энциклопедия. МС, Цивилизованность человека или социальной общности обозначает их соответствие характеру и уровню общего цивилизационного развития в тот или иной исторический период.
    Словник
    Цивилизованный человек – просвещенный и реализующий в своей жизни образцы отношений и поведения, соответствующие характеру и уровню развития данной цивилизации, умеющий использовать ее достижения.
    Бескультурье – реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне. Фактически отсутствие проявлений культуры в ее сущностных моментах, при возможном наличии некоторых несущественных (внешних) признаков культурности.
    антикультура – совокупность явлений, в той или иной мере направленных против культуры, на ее уничтожение, разрушение, сведение к низшему уровню, духовному опустошению.
    Контркультура – понятие обычно используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре.
    Также отождествляется с молодежной субкультурой х гг. ХХ в, отражавшей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как культуры отцов (см Культурология. ХХ век словарь.
    СПб., 1997. С. Дикость – устаревшее определение самой ранней стадии развития культуры в истории человечества.
    До этого и вместе с этим дикость отсутствие культуры, состояние и проявления бескультурья, реализуемые в намерениях, чувствах, мыслях, отношениях, действиях людей.
    Варварство (устар.) – промежуточная стадия исторического развития культуры (между дикостью и цивилизацией).
    В тоже время характеристика малокультурного состояния общества и (или) проявлений антикультурных тенденций, выражаемых в преднамеренном (или по невежеству) разрушении культуры, ее ценностей, артефактов, памятников, представителей. Другие понятия и термины, употребляемые в культурологии, даются в алфавитном порядке.

    авангард термин, обозначающий совокупность пестрых, многообразных, новаторских, революционных, бунтарских движений и на. Другие понятия и термины, употребляемые в культурологии
    правлений в художественной культуре (См Культурология. ХХ век словарь, с. адаптация культурная (от лат. adaptare – приспособление).
    Термин, очевидно, имеет два смысла. Приспособление человека и человеческих сообществ к жизни в окружающем их мире путем создания и использования культуры как искусственного (не природного) образования. Через изменение окружающей среды и себя в отношении к ней в соответствии с жизненными потребностями. В этом случае то, что называют культурой и цивилизацией, обычно не различают. Такое понимание культурной адаптации особенно применимо при рассмотрении ранних периодов бытия человека и социумов, культурогенеза, архаических или близких к ним человеческих сообществ.
    Развитие же собственно культуры в ее отличиях оттого, что именуют цивилизацией, далеко не всегда и не во всем содействует приспособлению человека к выживанию в определенной среде, поэтому важен второй смысл понятия культурная адаптация адаптация культурная может пониматься и как приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде, встраивание в нее путем освоения традиций, ценностей, норм, образцов отношений и поведения, языков культуры и т. д. Тогда понятие культурная адаптация по смыслу связано с понятиями «инкультура- ция» и «аккультурация».
    аккультурация (в современном значении) – процесс взаимодействия культур, входе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций – принципиально нового культурного синтеза (см Культурология. ХХ век словарь, с. артефакт культурный (от лат. искусственно сделанный) – любой объект (вещь, орудие, поведенческий акт, обряд, ритуал, элемент социальной структуры и т. д, в котором воплощены ценности культуры, ценностные смыслы.
    архетип культурный (от греч. прообраз, первоначало, образец) – культурные базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни (типическое в культуре. Наиболее фундаментальными в составе культуры являются универсальные (общечеловеческие) и этнические (этнокультурные) архетипы.
    Словник
    Универсальные, например укрощенного огня, хаоса, творения, мужского и женского начал, смены поколений, золотого века.
    Этнокультурные представляют собой некие константы этнонаци- ональной духовности, выражают опыт прошлого и чаяния будущего. Например отзывчивость, открытость в русской культуре, связываемые с женским началом (см. об этом Культурология. ХХ век словарь. С. 51, ассимиляция культурная – процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социальной группы, с которой они находятся в непосредственном контакте (см Культурология. ХХ век словарь. С. Вера как ценность культуры – убежденность в необходимости и возможности реализации ценностей духа в человеческой жизни, вот- ношениях между людьми. Убежденность в насущной необходимости добра, красоты, истины, любви, свободы и других духовных ценностей в их многообразии.
    Габитус термин введен французским социологом П. Бурдье для обозначения органичной, но неосознанной связи агентов различных социальных практик с условиями и природой этих практик. В основе термина лежит представление о взаимозависимости субъективных и объективных социальных структур.
    Гаптика – знание о касаниях во взаимодействиях между людьми, о культурных смыслах касаний.
    Гастика – знание о знаковых, коммуникативных и культурных функциях пищи и напитков.
    Гендер в культурологии (гендер – пол в социокультурном плане понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения см Лоусон Т, Гэррод Дж Социология А – Я словарь-справочник. МС. Глобализация культурная – процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающий во всемирном масштабе. Интерна. Другие понятия и термины, употребляемые в культурологии

    508
    ционализация культуры (см Лоусон Т, Гэррод Дж Социология А – Я словарь-справочник. С. 66, 67).
    Деконструкция – реконструкция – принципы постмодернистской методологии, введенные французским философом Ж. Деррида. Де- конструкция предполагает, разборку исследуемого объекта, выявление составных элементов и его истинной сущности следующим этапом становится реконструкция – сборка объекта и удаление всего лишнего, наносного, не отражающего его природу.
    Диссидентство (инакомыслие – специфическое явление в жизни советского общества. Для людей, которых называли диссидентами, было характерно несогласие с официально принятой в СССР идеологией. Этих людей относят к так называемым шестидесятникам, ибо диссидентство развилось в е гг. ХХ в. Динамика культуры (социокультурная динамика – изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см Культурология. ХХ век словарь. С. Говоря о социодинамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных механизмах культуры.
    Диффузионизм в познании культуры – концепция развития культуры и культур, основывающаяся на представлении о пространственных перемещениях, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров.
    Диффузия культурная – пространственное распространение, проникновение (диффузия, заимствование культурных достижений одних обществ в другие и другими (см Культурология. ХХ век словарь. С. Добро все то, что содействует сохранению и развитию физической и духовной жизни человека и общества.
    Добро как ценность культуры – доброе отношение, реализуемое в намерениях и действиях людей, взаимодействующих друг с другом и окружающим миром.
    Знаки и знаковые системы в культуре (культурах – носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания.
    Словник
    Знак вообще – чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет и отсылает к обозначаемому им предмету, явлению, действию или событию, свойству, связи или отношению предметов, явлений, действий или событий, сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т. д, которые им обозначаются (см Культурология. ХХ век словарь. С. Знаки складываются в системы языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (например правила этикета, системы сигналов, символов).
    Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов.
    Идеал совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности образец объекта, который максимально полными совершенным образом отвечал бы потребностям (желаниям) человека (общества. Эталонная ценность. Применительно к культуре чаще всего упоминают об идеалах добра, красоты, свободы, справедливости.
    Идентичность культурная – единство культурного мира человека социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения.
    Инкультурация процесс приобщения индивида (социальной группы) к культуре, усвоение существующих ценностей, привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре (см Культурология. ХХ век словарь. С. 147).
    Интертекстуальность – понятие постмодернистской теории текста, введенное французским литературоведом Дж. Кристевой для обозначения взаимодействия текста с семиотической и культурной средой.
    Истина как ценность культуры – соответствие реальной человеческой жизни высшим ценностям культуры, культурным идеалам. Многие философы (в Античности Сократ, в России Вл. Соловьев) считали, что истинная жизнь – это жизнь, направленная к добру.
    Историческая типология культур – выявление типов культур в человеческой истории, классификация культур по типами определение
    2. Другие понятия и термины, употребляемые в культурологии
    места конкретной культуры в культурно-историческом процессе (см Культурология. ХХ век словарь. С. 168).
    Кинесика – знание о языках жестов и их роли в культуре.
    Код совокупность знаков и правил, по которым информация представлена для ее хранения и передачи.
    Коммуникация культурная – процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков, приемов и средств их использования (см Культурология. ХХ век словарь С. Корпоративная культура – понятие, которое характеризует совокупность норм поведения, принятых в компании, корпорации, фирме.
    Красота как ценность культуры – это чувственно воспринимаемое человеком совершенство кого-либо, чего-либо, ставшее особо значимым в данной культуре, в том плане, что оно, будучи созерцаемым (видимым, слышимым, обоняемым), возбуждает и радует душу человека, возвышая его духовно. Культура как форма воплощение духовного содержания в особой знаковости, во внешнем виде вещей, предметов, в оформленности действий, в обрядах, ритуалах, этикете.
    Культура общения предполагает настроенность его участников на взаимопонимание, взаимочувствование, сопереживание, душевное тепло, радость единения души владение культурными формами взаимодействий между людьми, знаковыми системами, используемыми в процессах общения.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта