Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
эволюционизма Выявление смыслов основных понятий, связанных с описанием сущности культуры, позволяет перейти к исследованию процесса ста См Февр Л Бои за историю. МС. Глава 1. Становление культурологии 11 новления науки о культуре – культурологии. Любая отрасль научного знания проходит довольно длительный, иногда и драматичный путь развития. Общая концепция и структура науки складываются постепенно, по мере расширения исследовательского поиска, накопления эмпирического материала, разработки понятийного аппарата и терминологии. Взгляды и теоретические позиции того или иного автора не всегда разделяются современниками, лишь впоследствии оцениваются по достоинству. Поэтому вряд ли правомерно ограничивать историю науки о культуре изложением одной концепции, даже если она имеет немало сторонников. Необходимо максимально расширять поле исследования, осваивать и обсуждать различные подходы и взгляды. В истории науки для объяснения смены теоретических школ широко используется понятие парадигма. Этот термин был принят ван- тичной и средневековой философии и означал образец (paradeigma), общепринятый способ объяснения и понимания реальности. В ХХ в. понятие широко использовалось в истории науки. Исследователи и ученые, придерживающиеся одинаковых позиций и системы взглядов, опираются на общие теоретические принципы и эмпирические практики. На этой основе возникает общность и согласованность взглядов всех представителей данной научной школы. Последователи определенного научного направления формируют общий комплекс идей и концепций, издают книги и статьи, обсуждают эмпирические исследования. Формирование научных школ на основе общей парадигмы распространено как в естественных, таки гуманитарных науках. Распространение определенного комплекса научных теорий сопровождается институционализацией науки организацией научных обществ, созданием специализированных журналов, закреплением в системе образования. Но одновременно могут существовать и альтернативные научные школы. На этой основе возникает конкуренция, соперничество, борьба, конфликты. Процесс развития науки предстает как напряженный и драматичный. Историк науки, американский ученый Томас Кун назвал смену парадигм научной революцией, когда стремительно развивается сопротивление старым догмам, разочарование в прежних концепциях, крушение авторитетов. Возникает новая парадигма, выдвигаются новые теории, которые приобретают известность и популярность. Прежние научные школы постепенно исчезают, их представители нередко переходят на позиции новой парадигмы, включаются в деятельность научной школы. Смена научных парадигм происходит длительное время, в течение которого разрабатываются новые 1 Кун Т Структура научных революций. МС. Возникновение культурологии как гуманитарной науки способы описания и объяснения реальности, понятия, категории, ценностные ориентации. Предложенная Т. Куном структура научных революций на основе смены парадигм раскрывает процесс развития наук, выявляет различные векторы и стратегии в научном познании. Этот подход может быть успешно применен к становлению культурологии как гуманитарной науки. Начиная с европейского Просвещения XVIII в. постепенно, но неуклонно формируется интерес к культуре как целостной социальной и антропологической реальности. Впоследствии исследователи истории культурологии назовут это культурологическим сдвигом, «культуро- центризмом» в гуманитарном познании, «культуроцентричной» картиной мира Культура во всем богатстве ее составляющих оказывается в центре внимания философов, антропологов, а также писателей, художников, политических деятелей не отдельные сферы и формы культуры, а именно общее миропонимание того, что представляет собой культура в научном знании, в чем специфика методов исследования, какова динамика культурных процессов. Даже постановка этих вопросов свидетельствует о возникновении новой парадигмы культурологического подхода к измерению реальности. В ориентации европейских гуманитарных наук произошел весьма существенный сдвиг, связанный с осознанием того фундаментального обстоятельства, что между человеком и природой во всех проявлениях находится третий мир языков культуры. В истории европейской культуры неоднократно возникали доминанты, определяющие основное направление гуманитарного сознания. Были периоды философские и исторические, религиозные и литературные, экономические и политические, когда те или иные сферы культуры оказывались в центре. Сдвиг к новой парадигме сознания, по главному понятию, его определяющему, можно назвать культурологическим. Проблема формирования культурологического горизонта сознания приобретает особое значение в философии культуры, социальной и культурной антропологии, а затем ив определении статуса культурологии как науки. Сначала необходимо рассмотреть процесс поиска тех аргументов, которые выдвигались для определения места культурологии в классификации наук. Немецкий философ В. Дильтей (1833–1911) в фундаментальном труде Введение в науки о духе обосновал принципиальные различия методов научного исследования наук о природе и наук о 1 Асоян Ю, Малафеев А Указ. соч. С. 15. 2 См Дильтей В. Введение в науки о духе / Собрание соч в 6 т. М, 2000. Т. 1. С. 303. Глава 1. Становление культурологии культуре. Естественные науки не зависят от идеологических позиций или эмоций исследователя, их предмет существует объективно и не меняется от идейных позиций человека. Совсем иная картина предстает в науках о духе. Анализ явлений культуры осложняется тем, что в познании особую роль играют идейные установки и интуиция исследователя, ценностные предпочтения и эмоциональные переживания. Науки о духе не только изучают реальность, но и включают оценочные суждения и императивы. Немецкий философ Г. Риккерт (1863–1936) в работе Науки о природе и науки о культуре проводит различие между ними продукты природы – то, что свободно произрастает из земли. Продукты культуры производит поле, которое человек ранее вспахали засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Культура в этом смысле противоположна природе. Культура создана человеком ради заключенной в ней ценности. Религия, нравственность, право, наука, техника, искусство, государство, язык являются объектами культуры или культурными благами в том смысле, что связанная сними ценность или признается значимой всеми членами общества, или ее признание предполагается. Культура обладает ценностью и потому представляет интерес для человека. Если в познании природы исследователь ищет общие законы, тов науках о культуре цель состоит в познании уникальных ценностей. Так в европейской науке постепенно обретают статус науки о культуре, определяются особенности методов познания. В середине ХIХ в. в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма Теоретические идеи эволюционизма состояли в эмпирическом обосновании единства человеческого рода и всеобщности культуры как необходимого условия жизнедеятельности. Каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда, социальная жизнь регулируется правовыми требованиями, люди объединяются в семьи для продолжения рода, передают из поколения в поколение мифы и легенды, обычаи и нравственные нормы, создают произведения искусства. Все культуры развиваются, находятся на разных стадиях общего прогресса. Многообразие форм культуры подтверждается многочисленными экспедициями в разные страны. Несмотря на различия, все культуры равноправны и равноценны, нет культур достойных или презренных, высоких или низких. Все культуры уникальны и самобытны, в этом заключается их достоинство. В этот 1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. МС. Возникновение культурологии как гуманитарной науки период проблемы культуры исследуются в социальной и культурной антропологии, этнографии и социологии. Термин культурология появляется в работе английского антрополога Э. Тайлора (1832–1917) Первобытная культура, первая глава этого труда названа Наука о культуре. Э. Тайлор обосновывает понятие культуры, или цивилизации, определяет закономерные связи между явлениями культуры, методы классификации последовательных стадий культуры на основе устойчивости, изменения и переживания. В этой главе он определяет теоретическую структуру изучения культуры разных народов. Эмпирическую базу исследования составляет этнографическое и антропологическое описание культур более 400 народов и этносов различных стран. Подводя итог своему исследованию, Э. Тайлор заключает Одновременно способствуя прогрессу и уничтожая препятствия к нему, наука о культуре является наукой преимущественно преобразующей» 1 Культурология изучает многообразие культур народов мира, выявляет общее и особенное, повторяющееся и уникальное, историческое наследие и современные формы. Выдающийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии Вильгельм Оствальд в 1915 г. в работе Система наук, посвященной классификации научного знания, предложил именовать науку о цивилизациях культурологией. Все эти факты свидетельствуют о том, что статус науки о культуре, или культурологии, давно обсуждается в научном сообществе, высказываются различные мнения о междисциплинарном характере, теоретической базе и категориях. Обоснованию культурологии как науки посвятил свои труды американский антрополог Лесли Уайт (1900–1975). Именно он в 1949 г. выпустил научный труд Наука о культуре, в котором предложил назвать интегративную отрасль гуманитарной науки культурологией 2 Несмотря на то что идеи науки о культуре витали в воздухе, многие считали целесообразным разработку этой отрасли знания, но наиболее полно все аргументы привел именно Л. Уайт, это позволяет считать его основателем культурологии. Л. Уайт – автор многих научных трудов, возглавлял Американскую антропологическую ассоциацию, был профессором Мичиганского университета (США. Он первым применил системный анализ и семиотический метод для объяснения и понимания культуры как целостного общественного явления. Л. Уайт рассматривал культуру как символическую реальность. Человек обладает уникальной способностью придавать предметам 1 Тайлор Э. Первобытная культура. МС См Уайт Л Избранное Наука о культуре. МС. Глава 1. Становление культурологии и явлениям окружающего мира определенное значение, наделять их смыслом, создавать символы. Именно эта способность к символизации создает мир культуры. К этому классу явлений относятся ценности, идеи, верования, обычаи, модели поведения, произведения искусства, технические изобретения и многое другое, созданное человеком и наделенное им же определенным значением. Вне символических значений предметы теряют ценность, превращаются в груду металла, странные движения, куски материи и глины. Только воплощенный смысл придает им ценность. Символ является исходным элементом для понимания человеческого поведения и культуры. Л. Уайт выделяет три рода символов 1) идеи, отношения 2) внешние действия 3) материальные объекты. Все они относятся к культуре и выражают способность к символизации, присущей только человеку. Именно этот класс явлений и должна изучать культурология. Открытие культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. Наука о культуре молода, но многообещающа. Ей еще предстоит многое совершить, если предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение впереди вверх, – утверждает Л. Уайт 1 Культурой называют класс явлений, связанный с символизацией как особой ментальной способностью человека. Различные материальные предметы, будь то орудия труда, утварь, книги, картины, наделены символами и значениями, создают среду обитания и жизнедеятельности человека. Культура способствует ценностному осмыслению бытия человека, создает условия адаптации к окружающему миру для увеличения возможностей свободы и творчества. Л. уайт рассматривал культуру как целостную систему, разделенную натри взаимосвязанные, но относительно автономные сферы. Первая сфера культуры – технологическая. Она состоит из техники, средств нападения и защиты, транспорта и связи, материалов для постройки жилищ. Данная сфера обеспечивает взаимодействие с природой, способствует физическому выживанию человека. Вторая сфера культуры – социальная. Она включает отношения между людьми в экономике и хозяйственной деятельности, в политическом устройстве общества и армии, в профессиональных группах и семейно-родственных кланах. Она определяет освоение человеком социальной среды. Третья сфера культуры – идеологическая, или духовная. В ней представлены знания, верования, обычаи, обряды, устные и письменные 1 Уайт Л Указ. соч. С. 147, 465. 1.4. Возникновение культурологии как гуманитарной науки тексты, мифы, фольклор. На этой основе развиваются мифология и религия, наука и философия, искусство и мораль. Эта сфера создает духовный мир человека. Культурология непросто описывает эти сферы, а выявляет ценностные значения, смыслы и символы, которые составляют предметное поле культуры как общественного явления. 1.5. Исторические типологии культур Эволюционизм внес огромный вклад в развитие науки о культуре, показал значение эмпирических исследований, утвердил идею единства культуры человеческого рода на всех этапах исторического развития. Эволюционизм дал импульс изучения культурного многообразия и процессов взаимодействия культур народов мира. Так возникло новое направление в науке о культуре,которое объединило мыслителей разных стран. Оно впоследствии получило название исторической типологии культур и локальных цивилизаций. Исходным положением является утверждение о реальной уникальности культур народов мира и своеобразии их исторического разви- тия. Близкие по основным чертам культурные регионы могут объединяться в культурно-исторические типы. Типологическим признаком может быть сходство природных условий. На этом основании выделяют горные, степные, лесные, морские культуры и цивилизации, которых объединяет общность условий хозяйственно-экономической, социальной и духовной деятельности. Иная историческая типология может быть представлена на основе религии христианская культура (с особенностями католицизма и православия, исламская, буддистская, конфуцианская цивилизации. Одним из первых ученых, выдвинувших идею исторической типологии и многообразия культур, был русский культуролог Н. Я. Дани- левский (1822–1885). В книге Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» он отстаивал самобытность русской культуры, особенность исторического развития, богатство духовных ценностей. Ученого волновали проблемы будущего славянской культуры, духовные источники самосознания и духовного объединения народов во Всеславянскую федерацию. Культура каждого народа самоценна, неповторима, уникальна, ив этом ее историческое достоинство. Неверно считать, что только Запад идет по пути прогресса, а страны Востока отстают или находятся на более низкой стадии. Восток задолго до Европы славился рациональным земледелием, искусственным рыбоводством, изобрете- Глава 1. Становление культурологии 17 нием бумаги и пороха, книгопечатания, изделиями из фарфора и лака, астрономией и медициной, философией и религией, а также наукой. Н. Я. Данилевский обосновал теорию культурно-исторических типов, законов их движения и развития. Он выделил 12 локальных и оригинальных культурно-исторических типов египетский, китайский, ас- сирийско-вавилоно-финикийско-халдейский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемити- ческий (аравийский, германо-романский (европейский, мексиканский, перуанский. Формируется самый молодой – славянский – тип, ему принадлежит будущее. Каждый культурно-исторический тип проходит стадии жизненного цикла от зарождения к расцвету и финишу. Культура набирает силу, проявляется в достижениях духовной и практической деятельности, общественном и личном благоустройстве. Но постепенно ее жизненные и творческие силы уменьшаются, цивилизации дряхлеют исходят со сцены. Н. Я. Данилевский называет два симптома старения культурно-исторического типа апатию самодовольства цивилизаций, которые успокоились на достигнутом и не выдвигают новых целей и апатию отчаяния, когда идеалы и цели оказались ложными и наступает разочарование в избранном пути. Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем водном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился, а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества во всех направлениях. Главное назначение культуры состоит в максимальном раскрытии творческого потенциала народов и каждого человека. Идея многообразия культур увлекла немецкого философа и культуролога О. Шпенглера (1880–1936), автора всемирно известного труда Закат Европы». Всемирная история представляет множество мощных культур, каждая из которых имеет собственную форму, собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волю, чувства, собственную смерть. Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветви и листья, нонет никакого стареющего «человечества» 2 Культуры мира возникают, созревают, увядают, но никогда не повторяются. Они обладают отличными друг от друга формами плас- 1 Данилевский Н. Я Россия и Европа. МС Шпенглер О Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М, 1993. Т. 1. С. 151. 1.5. Исторические типологии культур 18 тикой, символами, красками, укладом жизни и способом общения. Культуры обладают общей структурой, но имеют индивидуальный стиль и облик. О. Шпенглер называет восемь культурно-историчес- ких типов на карте мировой истории египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско- арабская (магическая, западноевропейская (фаустовская), народов майя. Русская культура формируется как особый и самый молодой культурно-исторический тип. Длительность жизненного цикла каждого типа составляет 1500 лет. В каждой культуре существует глубокая взаимосвязь между формами и символами, которые воплощают зрительный образ культуры. К символам культуры относятся античное монетное дело, римская скульптура, египетские пирамиды, китайское книгопечатание, индийская идея нирваны, европейские механические часы, православные храмы, мусульманские мечети, готические соборы, масляная живопись и многое другое. В каждой культуре и каждой исторической эпохе есть свой символ и знак. Культуры отличаются своими достижениями, но ни одна из них не имеет привилегий, все равноправны и неповторимы. На основании символов О. Шпенглер вводит дополнения в описание культурно-исторических типов. Аполлоновский тип воплощает душу античной культуры, избравшей чувственное тело идеалом олимпийских богов. Фаустовский тип в соответствии с героем одноименного произведения великого немецкого поэта ИВ. Гете отличается страстью к познанию, неукротимой волей к действию, пренебрежением к милосердию и гуманности во имя собственного самоутверждения. Фаустовский человек – тип энергичной, императивной, динамичной культуры. Китайская культура основана на символе гармонии с природой, органичном соединении человека, его жилища, храма и окружающего ландшафта. В русской культуре символом является бесконечный простор, определяющий особенность национального самосознания. Образы и символы необходимы для познания культуры, проникновения в ее тайные смыслы. Этот метод познания О. Шпенг- лер называет физиогномикой, или созданием портрета культуры на основании образов и символов. Стадия цивилизации является завершающим этапом жизненного цикла культуры. «3акат» – неизбежная судьба культуры, символизирует господство утилитаризма и прагматики вместо романтики, городского мегаполиса вместо сельской тишины, преобладание массовой толпы с примитивными вкусами и потребностями, стремлением к богатству и власти Шпенглер О Закат Европы. М, 1993. Т. 1. С. Глава 1. Становление культурологии Искусство, мораль, философия в их традиционном виде не пользуются спросом, в искусстве все великое осталось в далеком прошлом. Цивилизация предпочитает деньги, власть, потребление, комфорт, зрелища, ив этом состоит финальная стадия. Современная эпоха – эпоха цивилизации, а не культуры, – заключает О. Шпенглер. Историческая типология мировой культуры была предметом научного изучения всемирно известного английского историка и культуролога А. Тойнби (1880–1975), автора томного труда Исследование истории. Всемирная история культуры может быть представлена образом Древа, корневую систему которого образуют традиционные общества. Одни из них давно прекратили существование, другие стали основой последующих цивилизаций. К примеру, на основе минойской цивилизации возникла эллинская, а затем уже западно- и восточно- христианская культура. Тем самым подтверждается родственная близость локальных цивилизаций. А. Тойнби называет 21 цивилизацию, а затем выделяет пять куль- турно-исторических типов на основе принадлежности к мировым религиям |