Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
ГЛаВа 3. КуЛьТуРа И ОБщЕСТВО. СОЦИаЛьНая КуЛьТуРОЛОГИя Культура и социум. Регионально-социальные и иные социальные типологии культур. Региональное, этническое и национальное в культуре. Народная культура. Культуры социальных слоев и групп. Субкультуры. Возрастные и ген- дерные различия в культуре. Социальное бытие ценностей культуры. Культурная традиция. Способы и средства передачи культурного опыта. Специфика культуры традиционных обществ. Этнонациональное и общечеловеческое в культуре. Социальное в культуре. Культура социальных общностей На каждом этапе всемирной истории культура предстает в своем социальном измерении, поскольку создается, функционирует и воспроизводится только в человеческом социуме. Этносы, нации, общества различного типа и социальные группы внутри них являются коллективными творцами и носителями своих собственных культур А поэтому в целом ряде социогуманитарных дисциплин, например, в этнологии, этнографии, культурной и социальной антропологии, ученые используют понятие культуры, которое указывает на многообразие социальных общностей, обладающих собственной культурой и культурной идентичностью – самотождественностью и целостностью. Действительно, в своем конкретном бытии культура всегда социально дифференцирована можно наблюдать и изучать культуру больших или малочисленных этносов, национальную культуру, культуру различных социальных слоев в рамках одного итого же общества, корпоративную культуру предприятий, организаций или профессиональных групп, кроме того, культуру таких небольших по численности коллективов, как рабочая бригада, школьный класс и т. д. Культурные различия между социальными общностями доступны, как правило, прямому наблюдению, поскольку они проявляются в манерах поведения (этикете, принятых формах общения с ровесниками, старшими и младшими, с противоположным полом, в обычаях, обрядах, церемониях, в оформлении внешности, ассортименте пищевого потребления и во многом другом. Это особенно заметно относительно культурных различий между этносами. Однако и социальные группы в рамках одного итого же этноса и общества имеют характерные культурные признаки ив большей или меньшей степени отличаются друг от друга. Так, в гражданском обществе современной России менеджер, работающий в частной фирме, идентифицирует себя с социальной группой коммерческих служащих и соответственно соблюдает культурные нормы этой общности – следит за представительным внешним видом (темный костюм, модный, но неяркий галстук, светлая сорочка, начищенные туфли, аккуратная прическа, демонстрирует успешность и уверенность в себе, не демонстрирует окружающим личных эмоции и настроений и не обсуждает с коллегами свои проблемы, поддерживает физическую форму, регулярно посещая какой-либо спорткомплекс. А его сверстник, занятий научной деятельностью, идентифицируется с интеллигенцией, работающей в сфере науки. Поэтому для него важны те культурные признаки, которые свойственны его наставниками старшим коллегами именно с них он берет пример, не придавая большого значения внешнему лоску и одновременно акцентируя приоритет интеллектуализма, преданности делу, готовности пожертвовать досугом и личными интересами ради научной работы. Культура функционирует в обществе как социально дифференцированная система, обусловленная типом общества и его структурой. В науке созданы различные типологии обществ, построенные на неодинаковых основаниях. Исследователи давно ввели представление, подразделяющее общества на западные и незападные Эта типология, косвенно учитывает различия между культурами Запада и Востока, ноне сводится к этому, поскольку акцентирует социально-экономичес- кую, политическую и культурно-историческую специфику западных обществ и их совокупные отличия от обществ, сложившихся в Азии, Африке и Латинской Америке. Так что эта типология может считаться регионально-социальной. Западные общества – это экономически развитые социумы, сформированные в соответствии с концептуальной моделью гражданского общества, в котором главенствуют либерально-демократические ценности и права человека, а граждане осуществляют свободный выбор в сферах религии, политики и культуры, контролируя деятельность правительственных организаций и бизнеса через сеть добровольных и независимых общественных объединений. К незападным обществам причисляются все остальные типы соци- умов, продолжающих воспроизводить традиционные экономические, политические, религиозные способы регулирования общественных отношений и соответственно тяготеющие к экономической, научно- технической, социальной и культурной модернизации. Широко известны типологии обществ, основанные на выделении эпох в культурной истории – Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время, на представлении о социально-экономических 3.1. Социальное в культуре. Культура социальных общностей формациях – рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической, а также различающиеся по способу фиксации и передачи социально значимой информации – бесписьменные, письменные и т. д. Однако социальное измерение культуры всегда прослеживается в ее дифференцированности по социальным группам, так как именно группы наследуют и воспроизводят свои культурные особенности в поколениях и вносящим в культуру творческие изменения, адекватные общественным переменам. Культурные различия в любом обществе зависят также и от поло- возрастных характеристик членов социальных групп, поскольку человеческие существа имеют пол и возраста значит, и свою культурную специфику. Так, дети в любой социальной группе проходят стадии обучения культуре – принятым способам удовлетворения биологических потребностей, нормам общения, образцам поведения, характерным для мужчин и женщин, трудовыми профессиональным навыкам. В каждом обществе исторически складываются системы образования и нравственного воспитания подрастающего поколения, которому предстоит реализовать себя в социальной структуре данного общества. Культурные особенности и различия свойственны мужчинами женщинам, принадлежащим к тем либо иным социальным группам, ибо дифференциация по принципу мужское и женское в культуре всегда имеет не только природно-сексуальные основания, но и социальные, воплощенные в тех ролях и статусах, которые существуют в обществе и конкретных его группах. Поэтому в социогуманитарных науках было разработано понятие гендер, означающее пол личности в социальном плане, а не сексуальную принадлежность человека как биологического индивида. Первичные (анатомические) и вторичные (физиологические) сексуальные признаки половой принадлежности человеческого существа обусловлены биологически, а гендерные признаки – социокультурным фактором, те. тем культурным опытом, который приобретается людьми именно в обществе, в социальной группе по мере личностного становления в качестве мужчин и женщин. Этническое и национальное в культуре Этносы и нации как социальные общности обладают наиболее выраженной культурной спецификой, которая воплощается в совокупности признаков, устойчиво характеризующих культуру каждой из этих общностей и отличающих ее от прочих культур. Однако, если говорить об этносе и этнической культуре в теоретическом аспекте, не- Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология 95 обходимо указать натри вопроса, которые раскрывают всю сложность проблемы. Во-первых, вплоть до настоящего времени понятие этнос не имеет в науке общепринятого истолкования. Во-вторых, не определены те необходимые и достаточные признаки, которые являются устойчивыми константами этнической культуры. В-третьих, ученые спорят о критериях отбора таких признаков и указывают на то обстоятельство, что значимость тех или иных признаков для носителей этнической культуры зависит от исторической ситуации и от принадлежности члена этноса к определенной социальной или половозрастной группе внутри него. Рассмотрим сначала те методологические подходы, которые используются этнологами и антропологами при интерпретации понятия этнос. Дох гг. в отечественной науке преобладала точка зрения, что зарождение этносов началось в период первобытности, когда сформировался кроманьонский антропологический тип хомо сапиенс к которому принадлежат современные люди. Прообразом этносов считаются племена и соплеменности. Такой подход к определению этноса называется примордиальным 1 – направленным на поиск объективной основы этнического разнообразия в природе или общественной жизни и культуре. Антропологи-при- мордиалисты полагают, что те или иные этнические общности не есть некие вечные самотождественные человеческие коллективы. Этносы историчны – они зарождаются, функционируют как относительно устойчивые группы, взаимодействуют между собой и со временем исчезают, уступая место вновь возникшим этническим образованиям. В примордиальном подходе и этнос, и нация определяются как «этносоциальный организм – социально организованная, устойчивая человеческая общность, исторически сложившаяся на конкретной территории, говорящая на общем языке и обладающая относительно стабильными особенностями культуры и психического склада ее членов. Членам этнических общностей свойственно сознание своей культурной идентичности и отличия от иных этносов, что выражается в самоназвании – например, эстонцы, белорусы, чукчи, шотландцы. Опираясь на это определение, невозможно отличить этнос от нации, хотя последняя возникает только при наличии определенных конкретно-исторических условияй. В е гг. в примордиальные концепции были внесены важные теоретические коррективы. Хотя традиция интерпретации этноса в качестве социальной группы, органически сложившейся входе истори- 1 См Бромлей Ю. Б Очерки теории этноса. М Наука, 1983. 3.2. Этническое и национальное в культуре 96 ческого развития, сохранилась, ученые отказались от отождествления нации с «этносоциальным организмом, поскольку такое определение не учитывает фактов существования полиэтнических наций – например, российской, британской, канадской, американской, индийской, австралийской, которые состоят из многих этносов. Кроме того, исследования показали, что имеет место и факт безэт- ничности, характерный для некоторых наций в целом или отдельных групп в составе нации. Так, коренные жители одного из районов Новой Гвинеи, будучи культурно однородной группой и обладая культурной идентичностью, не идентифицируют себя этнически 2 . А население Доминиканской Республики, имея национальную идентичность доминиканцы, различается лишь в расовом (мулаты, чернокожие, белые, ноне в этническом отношении. Эти и подобные им факты заставили ученых прийти к выводу, что этническое измерение не является исторически изначальной характеристикой социальных общностей – первобытных племени соплемен- ностей, а нация и национальная культура формируются в надэтничес- ком измерении. На современном этапе примордиальное истолкование понятия этнос учитывает только два фактора общую территорию происхождения этноса и его культурную идентичность. Некоторые антропологи-при- мордиалисты предпочитают выделять разные уровни характеристик этноса этнообразующие признаки (территория и эндогамия – внутригрупповые браки, воспроизводящие этническую общность в поколениях, этнодифференцирующие признаки (языки культура, этническое самосознание (идентичность). Особую позицию в теоретическом осмыслении понятия этнос занимал российский культуролог Л. Н. Гумилев, продолжатель идей евразийства. Он утверждал, что этнос – это тот или иной коллектив людей (динамическая система, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам (мы и немы, имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения. Признавая социальную природу этноса и культурно-истори- ческие аспекты его существования, Л. Н. Гумилев выдвигал напер См, например Пименов В. В Этнология предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пиме- нова. М Наука, 1994. С. 5–14. 2 См Крюков МВ. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М Наука, 1989. Вып. 19. С. 5–18. 3 Гумилев Л. Н Этносфера: История людей и история природы. М Экопрос, 1993. С. Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология 97 вый план именно психологические характеристики – самосознание идентичность) и стереотип поведения как норму, структурирующую отношения между индивидом и группой, а также между индивидами как членами группы 1 Л. Н. Гумилев подчеркивал, что принадлежность к этносу определяется не фактом рождения в моноэтнической семье или определенной этнической общности, а процессом ранней социализации. Хотя стереотипы этнического поведения ребенок впервые годы жизни наблюдает именно в родительской семье, влияние на процесс его ранней социализации оказывает не только семейное воспитание, но и окружающая культурная среда. Подчеркивая данное положение своей концепции, Л. Н. Гумилев иллюстрировал его на примере формирования этнокультурной идентичности у его собственной матери – Анны Андреевны Ахматовой. Ее воспитанием непосредственно занималась парижская гувернантка, и будущая прославленная поэтесса рано овладела французским языком, усвоила от своей наставницы соответствующие манеры поведения. Но при этом социальное окружение и культурная среда взросления Анны Андреевны оставались русскими. Соответственно она усваивала именно русские стереотипы поведения и русскую этнокультурную идентичность. Л. Н. Гумилев указывал на необратимость этнокультурной социализации когда стереотипы поведения у индивида полностью сформировались, изменить этническую принадлежность, полагал он, невозможно. Человек, переселившись в другую страну, способен в совершенстве освоить чужой языки культуру новой родины, но опыт ранней социализации будет навсегда связывать эмигранта стой этнической группой, в которой прошло его раннее детство. В отечественной и зарубежной науке существует и еще одна концепция этнокультурной дифференциации социальных общностей, в которой акцентируется психологический фактор – врожденная потребность человека как общественного животного в устойчивой групповой организации жизнедеятельности. В такой интерпретации языки культура этноса оказываются не более чем инструментами со Л. Н. Гумилев, разъяснял свое представление об этнических стереотипах поведения, приводит в качестве примера типичные реакции на появление нетрезвого хулигана в общественном транспорте русский скажет несколько сакраментальных слов, немец потребует вызвать сотрудника правоохранительных органов, татарин постарается изолироваться, грузин схватит обидчика за грудки и попытается выбросить. См Гумилев Л. Н Этногенез и биосфера Земли. Л Гидрометеоиздат, 1990. С. 87. 3.2. Этническое и национальное в культуре 98 циального группирования, а единственной сущностной характеристикой этой социальной общности объявляется самоидентификация ее членов, те. осознание людьми, ощущение ими своей принадлежности к ней. В настоящее время в социогуманитарных наука разрабатывается также и конструктивистский подход к вопросу этногенеза и этнической специфики культуры. По мнению его сторонников, социальная общность, исторически связанная с конкретной территорией, говорящая на общем языке, обладающая культурной идентичностью и практикующая эндогамные браки, вовсе не является этносом. Это не более чем культурно однородная группа. Шанс превратиться в этнос она получает лишь в том случае, если в ее среде появляются политические лидеры, обеспокоенные проблемой группового выживания и заинтересованные в историческом будущем своей культурно однородной группы. Такие политические деятели создают в союзе с литераторами, художниками и интеллектуалами сугубо позитивный образ этноса, привлекательный для самоидентификации членов группы. Отождествляясь с этим этнокультурным конструктом, они тем самым формируют новую социальную идентичность – этнос. Именно это и позволяет развивать этническое самосознание и формировать групповую солидарность важнейшую сущностную характеристику народа. По мнению этнологов-конструктивистов, объективной предпосылкой к формированию этноса выступает потребность культурно однородной группы в обеспечении выживания или более комфортного существования, те. экономического, социально-политического и социокультурного развития. Обзор современных научных представлений об этнической социальной общности и теоретических интерпретаций понятия этнос показывает, что при различии подходов и определений все ученые признают культуру и культурную идентичность сущностными характеристиками этноса. А это, в свою очередь, заставляет думать, что члены этнической общности способны осознавать культурообразующие признаки (своеобразие и уникальность) собственной культуры и признаки, отличающие ее от прочих культур. Многие поколения этнологов и антропологов пытались определить, какие именно признаки устойчиво ассоциируются в восприятии 1 В российской этнологии данной концептуальной позиции придерживается В. А. Тишков. См Тишков В. А Очерки теории и политики этничности в России. М Институт этнологии и антропологии РАН, Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология членов этнической группы со своей культурой. Ученые задавались целью разработки исчерпывающего перечня культурных констант, указывающих на этническую специфику. Но оказалось, что создать завершенный список, удовлетворяющий критериям необходимости и достаточности, невозможно. Выяснилось, что признаками этнического своеобразия культуры могут выступать разнокалиберные ее элементы нормы традиционного этикета, особенности оформления внешности, идеализированные представления о мужском и женском (например, подлинно русская женщина, гордый вайнах», «щирая украинка, чадолюбивая еврейская мать и т. п, архаические верования предков и обычаи и этно- дифференцирующие поговорки. Специфическими признаками этнической культуры служат также мифы и эпические повествования об отчем крае, эстетический идеал этнической красоты, какое-либо кулинарное блюдо (например, для итальянцев пицца, представления о приемлемом и неприемлемом в сфере сексуальной жизни и многое другое – значимое или как бы случайно выхваченное либо из кладезей исторической памяти, либо из повседневной жизни народа. Ни один элемент такого перечня не может быть отвергнут культурологами как несущественная деталь, потому что для понимания этнической специфики культуры важен не калибр признака, а его восприятие членами этноса. То, что кажется мелочью постороннему, зачастую оказывается в восприятии носителя культуры символом ее этнического своеобразия. Следует подчеркнуть, что восприятие и осознание членами этноса особенностей и своеобразия собственной культуры могут быть более или менее адекватными, искаженными или даже ложными. Кроме того, в формировании культурной идентичности значение и роль тех либо иных признаков непостоянны. Их вариативность зависит от многих факторов – от стадии этнической консолидации, от исторической ситуации, от социальных и половозрастных особенностей группы внутри этноса или конкретной этнической среды. Так, в исторической памяти двух или нескольких этносов одна и та же территория может ассоциироваться с сакральным образом земли отцов каждый народ считает ее только своей собственной отчизной. Соответственно одна и та же территория воспринимается различными этносами как символ собственного этнокультурного своеобразия. Разумеется, такое восприятие не вполне адекватно отражает историческую реальность, истершуюся из памяти. Например, район Косово Поле (бывшая Югославия) считают своей отчизной и сербы, и некогда переселившиеся на 3.2. Этническое и национальное в культуре эту территорию албанцы-косовары, и обе этнические группы готовы воевать друг с другом за эту территорию. А возможна и иная ситуация этническое меньшинство, долгое время проживающее вне границ своей исторической родины, стихийно формирует идеальный образ отчего края. Фантазийный образ символической родины отличается особой устойчивостью, и никакие реальные сведения не могут расшатать его или внести в него существенные коррективы. Такая устойчивость объясняется потребностью этнического меньшинства в консолидирующем мифе, и образ символической родины сплачивает людей, обитающих на чужбине. Очень важный признак этнического своеобразия культуры – язык – по-разному воспринимается членами этноса в различных исторических ситуациях. Так, в период консолидации народа родной язык приобретает особую ценность. Это воплощается в расцвете литературного творчества, публицистики, в особом интересе членов этноса к истории родной словесности, к фольклору. Если же этнос ассимилируется (растворяется виной этнической общности) или пребывает в упадке, то и язык деградирует, забывается. Его значение и роль обесцениваются в восприятии членов этноса. Молодое поколение уже не стремится овладеть им в полном объеме, не считает родной языки родную словесность значимыми культурными ценностями. По-разному воспринимают исторические свидетельства этнического своеобразия культуры члены этноса, принадлежащие к различным социальным группам, например горожане и сельские жители. Так, потомственный обитатель мегаполиса может оказаться неспособным опознать предмет своей народно-бытовой культуры и не сочтет его важным признаком этнического своеобразия. И это неудивительно ведь он никогда не пользовался такой вещью и не видел ничего похожего в доме родителей. Но другой член того же этноса, будучи жителем сельской глубинки, сразу же опознает ее, так как встречал такие предметы в обиходе своих пожилых родственников и знакомых. Восприятие этнической специфики своей культуры зависит и от образовательного уровня. Высокообразованные члены этноса, стремящиеся сохранять и укреплять свою этнокультурную идентичность, обычно знают специфику родной культуры лучше, чем те, кто получил только начальное образование. Так происходит потому, что люди, имеющие высшее или среднее специальное образование, обычно имеют опыт аналитического сопоставления своей и чужой культуры. По мере модернизации культуры количество признаков ее этнической специфики неуклонно сокращается. Но если этнос продолжает существовать как консолидированная общность, то психологическое Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология переживание уникальности родной культуры у членов этноса не утрачивается. Элементы этнокультурной самобытности, исчезнувшие из повседневности, компенсируются историческими, этнографическими и культурологическими знаниями, художественной литературой, профессиональными самодеятельным искусством, апеллирующим к фольклорным корням. |