Главная страница
Навигация по странице:

  • Физическая культура

  • Культура чувств

  • Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
    АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    Дата01.02.2017
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    ТипЛитература
    #1605
    страница6 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    Свобода как ценность культуры – это свобода духа, свобода воли, свобода выбора, связанная с ответственностью человека за свои решения и действия, поступки, определяемые принципами не навреди, не причиняй вреда живому – природе, другим людям и уважением к свободе этих других людей.
    Наряду с добром, истиной, красотой, любовью, свободой, общечеловеческой ценностью является вера.
    Вера, будучи ценностью, нечто иное, как специфические отношения людей с окружающим миром, с другими людьми, с самими собой как другими, с богом, наконец.
    В Философской энциклопедии вера определяется как принятие чего-либо за истину, не нуждающуюся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувства и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость
    1
    Это определение достаточно четко, но несколько узковато. Кроме того, что вера есть принятие чего-либо за истину, она представляет собой еще и убежденность в возможности чего-либо. В возможности успешности действия, его безопасности, хорошего отношения к человеку и т. д. Именно в этом состоит исходная жизненная ценность веры, ее цивилизационное и культурное значение.
    Люди отличаются от животных тем, что у них отсутствует врожденная программа жизнедеятельности. Животные действуют в соответствии с инстинктами и навыками, развитыми на этой основе. Люди вынуждены сами создавать программы своей жизнедеятельности на другой основе. Едва лине важнейшим компонентом этой основы (цивилизационной и культурной) явился механизм веры, созданный нашими далекими предками и функционирующий до сего дня.
    Люди и сейчас верят во многое. В бога или в дьявола. Верят учеными астрологам. В идеалы коммунизма или в идеи национал-соци- ализма. Просто в возможность перепрыгнуть через широкую расщелину, не разбиться о землю, прыгнув с парашютом. Вера – очевидная жизненная ценность. Все наше знание о мире во многом основано на вере. Мы не проверяем массу информации, получаемой нами. Доверяем (зачастую напрасно) людям, книгам, рекламе, средствам массовой информации. Вера в бога помогает верующему, будучи опорой его
    1
    См Краткая философская энциклопедия. С. 64.
    2.3. Ценности культуры
    духа и ориентиром в отношениях с миром, придавая смысл хрупкому земному существованию, давая надежду на вечную жизнь бессмертной души. Вера в себя, в успех способствует нашей активности, побуждая к действию. Вера в судьбу может, напротив, приводить к фаталистической пассивности. Но жить, будучи Фомой-неверующим, по меньшей мере трудно.
    Вера может быть слепой, неразумной, фанатичной. Но может и не противоречить разумности, не выходить за ее пределы
    Религиозная вера основана на убеждении в существовании мира сверхъестественного. Вера нерелигиозная чаще всего – это убеждение в достижимости идеалов. И таи другая вера может проявлять себя в качестве феномена культуры, ценности общечеловеческого уровня.
    Вера как ценность культуры – это убежденность в необходимости и возможности реализации ценностей духа в человеческой жизни, вот- ношениях между людьми. Это вера в насущную осуществимость добра, красоты, истины, любви и свободы. И других духовных ценностей в их многообразии.
    Ценности культуры не сводимы только к общечеловеческим. В духовном опыте человечества содержится множество ценностей. Это справедливость, милосердие, совестливость, честность, элементарная вежливость, тактичность, деликатность, терпимость, и многое другое, ценимое людьми разных рас, наций, культур.
    Кроме этого, в каждой из конкретных культур (культур этнических и социальных групп, национальных культур) есть итак сказать, свои ценности, развитые именно в этой культуре, действующие именно в это время. Например, дворянская честь, восточное гостеприимство, рыцарское благородство. Следует отметить также, что и общечеловеческие и иные ценности духа в различных культурах проявляются в разных формах, своеобразно выражены, означены, опредмечены. Они и воспринимаются в их овеществленности, предметности. Духовность культуры и предметность ее жизненных воплощений

    Когда говорят и пишут о сохранении ценностей культуры или сожалеют об их утрате, чаще всего речь идет о так называемых памятниках культуры. Расширительное значение понятия памятник применительно к культуре, по мнению Д. С. Лихачева, вобрало в себя смыслы монумента, памятных домов, усадеб, замков, дворцов, церквей, пейзажа (связанного с известным художником, регулярного парка, города (Санкт-Петербург), обрядового действа, произведений искусства и множества созданий, обязанных своим существованием культурной Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии
    деятельности человека (коллекция как единое целое, образованная личностью собирателя и т. д.
    Это, так сказать, очевидно овеществленные ценности культуры, целый ряд которых обозначается еще термином артефакт. артефакт от лат. искусственно сделанный. артефакт культурный любой объект (здание, вещь, орудие труда, поведенческий акт, обряд, ритуал, захоронение, элемент социальной структуры и т. п, в котором воплощены ценности культуры, культурные смыслы. Когда мы изучаем культуру, особенно культуры отдаленного прошлого, мы получаем представление о ней прежде всего по ее артефактам. По археологическим находкам, остаткам захоронений, сооружений. При этом важна не сама по себе предметность, искусственность артефакта, а ценностные смыслы, которые сохраняются в вещи, предмете, действии.
    Рукопожатие или тем более объятие двух людей при встрече – это предметный знак их добрых чувств в отношении друг к другу. В звуках слова здравствуйте нет вроде бы ничего от ценности. Нов этом слове, в обычае его употребления заключено глубокое содержание доброго отношения одного человека к другому, тому, кому желают здоровья. Слово это произносится давно, часто просто по привычке. Это форма приветствия, и для здоровающегося человека она может быть пустой, бессодержательной, внешне культурным поведением. Человек ведь может поздороваться, подумав при этом Черт бы тебя побрал Нов самом обычае здороваться духовное содержание есть. И даже чисто внешняя, порой вынужденная, учтивость имеет некоторый смысл, вводя человека невоспитанного в поле культуры, в поле ее ценностных смыслов.
    Ценности культуры воплощаются в разнообразных носителях в действиях людей, их жестах, в разных формах и способах выражения ценностного содержания. Формами воплощения ценностей культуры выступают вещи, в которых могут воплощаться красота, добро, любовь. Когда, например, в хранимой вещи живет память о любимом человеке. Развитыми формами воплощения ценностей культуры являются произведения искусства. В них ценностное содержание выражается с помощью различных знаковых систем языков жестов, движений, форм, объемов, линий, звучаний, цветов, словесных языков. Носителями ценностей культуры оказываются и традиции, обычаи.
    Ценности культуры – это духовные ценности, в разной мере опредмеченные. В храме, например, воплощены вера, красота. Поэтому
    1
    Лихачев Д. С Русская культура. СПб., 2000. С. 197.
    2.4. Духовность культуры и предметность ее жизненных воплощений
    храм имеет культурную ценность. К ценностям культуры относятся эстетические и нравственные ценности. Неслучайно состояние культуры того или иного общества соотносят стем, как проявлены в его жизни честность, справедливость, милосердие, благородство и т. д. Насколько тонки художественные вкусы людей. Что касается отношений между людьми, об их культурности свидетельствует наличие в них тактичности, деликатности, терпимости, которые тоже представляют собой ценности.
    Итак, ценности культуры отличаются от других ценностей жизни прежде всего тем, что они духовны.
    Нередко, правда, пишут и говорят о материальных ценностях, материальной культуре. Но слово материальное употребляется в таком случаев нестрогом значении, фиксируя нематериальность, а вещность, предметность бытия культуры и ее ценностей. Да и не самих ценностей, а их носителей. В явлениях культуры, в ее ценностях культуролога интересует не материя, не вещество, а дух. Культура духовна в принципе Сферой противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в частности в форме культуры (или цивилизации. Культура, таким образом, понимается в качестве одной из форм проявления духа. Проявляться дух может ив вещах, ив процессах, которые могут одухотворяться. И именно это пытается обнаружить культуролог в вещах, рассматриваемых как явления культуры, в том числе ее ценности. И при этом надо иметь ввиду, что духовное – не синоним культурного. Культура и ее ценности – духовны, но духовность еще не означает культурности. Недаром в процитированной выше фразе в скобках замечено, что дух может проявиться ив форме цивилизации. А различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида (культурный человек, в то время как цивилизация – совокупность достижений техники и связанного сними комфорта»
    2
    Хотя при бездуховности нет смысла говорить окультурено и бескультурье бывает духовным. Бессовестность, трусость, подлость, низость тоже духовны. Наряду с духовным богатством, есть и духовная бедность, и не только в количественном смысле бедность. Вопрос всегда водном воплощается ли ценность культуры в томили ином носителе Или воплощается что-то другое Далеко не всякие традиции, обычаи, ритуалы несут в себе культурные смыслы и заслуживают сохранения. Обычай индейцев снимать скальпы со своих (иногда еще
    1
    Краткая философская энциклопедия. МС Там же. С. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии
    живых) врагов и хранить их не представляет собой достижения культуры. Хотя индейцы в таком случае поступали не как животные, не природно. Человек, в общем, в своем развитии может не только сохранять в себе что-то от животной природы, но и становиться хуже природного, порождать противоестественное в своих отношениях с миром, антиценности жизни, антикультурное в ней. Недаром у каждой ценности есть прямо противопоставленное ей. Добру – зло, любви – ненависть, благородству – подлость. И антиценности тоже воплощаются в жизнедеятельности людей, в их поведении, отношениях друг с другом. И они противостоят культуре, будучи весьма агрессивными.
    Очень важно поэтому отличать одно от другого. И представлять себе, что же означает и насколько значимо воплощение культуры и ее ценностей в разных сферах жизни. Культура в разных сферах и сторонах жизнедеятельности

    Культура может быть воплощаемой в самых разных сферах и сторонах человеческой жизнедеятельности. При этом различна степень возможной полноты ее воплощения в зависимости от специфики той или иной сферы или стороны. В некоторых из них в большей мере может проявиться цивилизованность, возможна реализация культуры на ее низшем, базовом уровне или на уровне самопроявления. Что же касается высшего уровня, возможности его реализации оказываются ограниченными. Да ив понимании культурности или некультурности
    (малокультурности) культурность смешивается стем, что скорее характеризует цивилизованность. Культура речи
    То, что называют культурой речи, например, нередко сводят к ее правильности, грамотности. Однако знание языковых норм, умение применять их – это только необходимое основание для реализации культуры в речевом общении. Культура речи предполагает ее (речи) выразительность, богатство разнообразно используемого словарного запаса и других языковых средств, изящество, красоту. И вместе с этим речь культурного человека такова, что она в своих формах выражает нормальное уважительное отношение к тем, кто слушает говорящего или читает, если это письменное общение. Речь этане содержит в себе элементов унижения, оскорбления другого человека, другой культуры.
    умственная (интеллектуальная) культура
    Так же дело обстоит и стем, что называют умственной культурой, которая тесно связана с культурой речи. Умственная деятельность так или иначе оформлена знаково, выражена в знаках словесных и несловесных: жестовых, звуковых, изобразительных математических
    2.5. Культура в разных сферах и сторонах жизнедеятельности
    и иных. умственная культура опять-таки не сводима к умению логически правильно, рационально и эффективно мыслить. Хотя и это уже немало. Но умственная деятельность высококультурного человека характеризуется особой красотой мысли, свободой ее полета, глубиной проникновения в суть явлений и гуманистической направленностью. Последнее вызывает возражения в том плане, что ведь не только гуманисты проникают в тайны бытия, развивают науку, совершают великие открытия, жертвуют собой ради истины. И это так. Но это и значит, что их умственная активность реализуется на высочайшем уровне цивилизованности, которая в отличие от культуры может быть ценностно нейтральной или даже антикультурной по направленности, используемой в антикультурных целях. Ученые, изобретатели как личности могут быть людьми культурными в разной степени. Они обогащают цивилизацию, создавая при этом мощные средства для сохранения, распространения, развития культуры, но и средства для ее уничтожения. Недаром в XX в. появилось мнение о необходимости нравственной ответственности ученого. Не все даже замечательные ученые и техники – нравственно ответственны, высококультурны. Научная деятельность, наука и культура находятся в сложных взаимосвязях. Научные достижения – ценности цивилизации, которые могут быть или не быть ценностями культуры. И во всяком случае умственная развитость и умственная культура – не одно и то же.
    Физическая культура
    Физическая развитость и физическая культура – не синонимы. Известно, что физической, телесной развитости в цивилизованных обществах придается большое значение. Прежде всего в связи с заботой о здоровье человека, нового поколения, нации. В обыденном употреблении физической культурой, физкультурой называется комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение и укрепление телесного здоровья. Стремление к физической развитости, впрочем, стало доходить до гипертрофии в культуризме. В спорте, спортивных играх, состязаниях, соревновательность в условиях коммерциализации жизни породили жесткую конкурентность. Стремление к рекордам, чемпионству любой ценой породили опасности для здоровья соревнующихся, при предельности необходимых для победы физических и нервных нагрузок.
    Физическая культура предполагает, конечно, телесную развитость, телесное здоровье. Но помимо этого она, будучи культурой, включает в себя воплощение красоты в телесности, свободы, изящества и благородства движений. Высокая физическая культура характеризуется гармонией телесного и духовного совершенства, достигаемой в той или иной мере.
    Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии
    Спортивные соревнования культурны постольку, поскольку, наблюдая за ними, будучи болельщиками, люди не только радуются их результатам, но сопереживают, сочувствуют, наслаждаясь красотой комбинаций и движений, ловкостью, мастерством, когда эмоции, чувства и атлетов и зрителей окультурены, далеки от варварской агрессивности.
    Культура чувств
    Чувства человека не только существенно отличаются от чувств животных, но и у разных людей в разной степени обработаны, оформлены, облагорожены, одухотворены. Это касается и их внутреннего бытия, собственно чувствования, и форм выражения эмоций, чувств.
    Уже, к примеру, в Древней Греции, считалось неприличным слишком яркое выражение эмоций даже в похоронных обрядах. При выражении скорби не допускалось, чтобы женщины рвали на себе волосы, истошно кричали, царапали до крови свои лица.
    И хотя в XVIII и XIX вв. европейские мыслители стали отмечать в качестве негативного явления угасание эмоциональной жизни людей, утрату естественности чувств, тем не менее возврата к естественной простоте, не сдерживаемой ничем искренности не произошло. И вообще, культурные формы выражения чувств вовсе необязательно предполагают их ослабление, отсутствие искренности.
    Чувство любви может быть одновременно самым страстными поэтически возвышенным. И может быть выражено в прекрасных словах, стихах, песнях, серенадах и романсах, в формах галантного ухаживания, освоенных человеком.
    Но тоже чувство любви у человека малокультурного остается грубым при всей его глубине. И соответственно формы выражения чувства бедны. Человек стесняется своих чувств, своего неумения адекватно их выразить, обнаруживает так, что воспринять их в качестве проявлений любви почти невозможно.
    Культура чувств проявляется не в их слабости, а в одухотворенности, яркости и тонкости, облагороженности, в том числе и оформленности их выражения. Чувства культурного человека гуманны. Дело не только в том, что они, будучи выраженными, могут очень сильно воздействовать на других людей. И воздействие их иногда бывает неприятным, иногда даже опасным. Культурный человек сдерживает всплески своих эмоций. Главное то, что и не выраженное вовне чувство культурного человека принципиально отлично от биологических эмоций, ничем не сдерживаемых ярости, гнева, ненависти, как, впрочем, и от неумеренного восторга, который называют телячьим. Развитие культуры чувств чрезвычайно важно для человеческого общения, которое тоже в разной мере культурно. Культура в разных сферах и сторонах жизнедеятельности
    Культура общения
    Сейчас, правда, многие исследователи предпочитают рассматривать не общение, а процессы коммуникации, обмена информацией, в том числе ценностной. Общение это непросто коммуникация и не всякое взаимодействие между людьми. Это свободное, личностное взаимодействие двух или более людей, сознаний, душ, для которого характерен диалог духовных миров его участников. Именно поэтому говорят о роскоши человеческого общения. Однако общение далеко не всегда роскошь. Общения с некоторыми людьми мы стремимся избежать, ибо они, по нашему ощущению, или духовно неразвиты, или их духовность, их ценностный мир враждебны нам. Общение сними оказывается или невозможным, или тягостным. Впрочем, и мысами можем быть неготовы к продуктивному общению (собственно общению, а не чему-то похожему на него, имитирующему его).
    Действительно ценное общение, о роскоши которого упоминалось выше, предполагает, что оно приобщает людей к ценностям других так, что при этом происходит непросто соприкосновение, а обогащение духовных миров общающихся. Важна культура общения.
    Культура общения предполагает настроенность его участников на взаимопонимание, взаимочувствование, сопереживание, душевное тепло, радость единения душа также владение культурными формами взаимодействия. Возможность продуктивного духовного общения во многом определяется тем, насколько в нем реализуется культура каждого из участников – культура их чувств, в том числе чувства юмора, культура речи. В общении существенно, насколько те, кто общается, владеют знаковыми системами выражения духовных смыслов словесными, жестовыми, мимическими и др.
    Настрой на взаимопонимание, на единение душа в любовном общении и тел) не означает, что общающиеся согласны во всем, что у них одни и те же мысли, чувства, вкусы. Ив спорах, ив размышлениях, ив действиях культурные люди, которые общаются, свободно выявляют каждый свою индивидуальность. Но каждый же с интересом и уважением относится к индивидуальности других, хочет понять и почувствовать ее своеобразие.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта