Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
Культура общения – это, в общем, реализованность духовного опыта людей в их взаимодействиях, диалогах, входе которых стороны взаимодействий духовно обогащают друг друга. Культура поведения Общение порой считают неотъемлемым, необходимым моментом поведения. И это так, если поведение представляет собой участие лю- Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии 67 дей в происходящих событиях, реализацию в их действиях, поступках, отношениях к другим людям. Поведение оценивается как хорошее или плохое, приличное или неприличное, нормальное или ненормальное. В поведении человека или групп людей так или иначе воплощается или не воплощается культура. Высококультурный человек ведет себя иначе, чем недостаточно культурный. Культура поведения включает в себя два момента. Первый касается ценностей, внутренне определяющих поведение. Поведение является культурным, когда его определяют такие ценности, как добро, красота, свобода (не только своя, милосердие, справедливость, честность, другой человек. Второй момент, который тоже определяющ для поведения, – нормы поведения, существующие в обществе. Во всех развитых обществах есть правовые нормы и установления законы, нормы морали, а также этикетные нормы, простейшие правила относительно того, как человеку следует вести себя в определенной среде, в определенное время, в определенных обстоятельствах. Правовые нормы жестко диктуют, чего человек не должен делать, как не должен поступать в тех или иных случаях. Воровские, разбойные действия недопустимы, а если совершаются, то за них наказы- вают. Нормы морали, более или менее жесткие, предписывают человеку, как он должен или не должен себя вести. Например, будучи порядочным, человек не должен читать чужие письма, подглядывать, доносить на другого человека. Нормами общественной морали являются помощь слабым, забота о близких, уважение к старшим. За нарушение моральных норм обычно не наказывают. Следствием их нарушения оказывается осуждение, а также самоосуждение, когда срабатывает механизм совести. Так называемые этикетные нормы представляют собой правила поведения, касающиеся форм вежливости, учтивости, манеры действий. Ими предписывается, как принято общаться, двигаться, разговаривать, есть, пить и т. д. в определенной культурной среде. Культура поведения состоит в знании этих норм (хотя бы в общем) ив умении сообразовываться сними в своих действиях, поступках. Притом что нормы эти непросто навязаны обществом, а внутренне усвоены, приняты человеком, который ими свободно руководствуется. Поведение человека, его общение с другими людьми зависит еще от среды, от условий, в которых он находится. Не обладая врожденной, наследственной программой жизнедеятельности, люди в отличие от 2.5. Культура в разных сферах и сторонах жизнедеятельности животных вынуждены особым образом обустраиваться в природной и социальной средах. Жизнь в горах, лесу, пустыне, в городе, деревне – неодинакова. Некоторые исследователи обратили внимание на то, что культура содействует приспособлению человека к среде обитания, его адаптации к ней (лат. adaptare – приспособление. Было замечено, что культура необходима не только для этого, что она выполняет в жизни людей целый ряд функций. Функции культуры Слово функция применительно к культуре означает то, что, грубо говоря, делает культура, для чего она или какое-то ее явление пред- назначены. Известный культуролог Б. Малиновский 1 считал, что важнейшим результатом изучения культуры является знание именно ее функций. Он полагал, что культура и все ее элементы (ритуалы, обычаи, нормы и т. д) возникают непросто так, а для чего-то, для удовлетворения потребностей людей в питании, размножении, гигиене и других возникающих потребностей. И чтобы понять смысл явления культуры, предлагал выявлять зависимости между культурным действием (скажем, нормой) и человеческой потребностью (например, в выживании). Так, понимаемая функциональность культуры, очевидно, проявлена вначале человеческой истории, когда то, что мы называем культурой и цивилизацией, фактически нераздельно. Духовный опыт возникает и целиком и полностью содержится в практической активности. В борьбе людей за выживание и более комфортную жизнь эта практическая активность утилитарно функциональна. Чтобы выживать в окружающей людей природе, им необходимо приспособиться к ней, осуществляя адаптивную функцию цивилизации – культуры. Вместе стем необходимы единение человеческого сообщества (рода, племени, организация общения, получение и передача информации, регулирование отношений между людьми путем их нормирования. Современные исследователи выделяют функции культуры, такие как адаптивная, интегративная, информационная, познавательная, коммуникативная (функция общения, регулятивная, функция социализации, и ряд других. Применительно к адаптивной функции считается, что культура помогает человеку приспособить среду обитания к своим потребностям. Интегративная функция видится в том, что культура содействует единению людей (этническому, социальному, конфессиональному. 1 См Малиновский Б Научная теория культуры. М, Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии Выполняя регулятивную функцию, культура упорядочивает, нормирует жизнь. Культура также обеспечивает возможности коммуникации, общения, получения и передачи информации, социализации, ценностной ориентации и т. д. Как мы знаем сейчас, адаптация человека к среде путем ее изменения, создания в природе среды искусственной, противоречива по своим результатам. Развивая искусственную среду, человек постепенно становится все менее приспособленным к жизни в природной среде. Мы уже не можем обойтись без электричества, без средств связи. Интегративная функция тем более противоречива. Культура не только содействует единению людей, но и противодействует ему. Уже на ранних этапах человеческой истории формируется представление омы и они, по принципу мы – хорошие, культурные, а они – нехорошие, некультурные. Расизм, национализм, конфессиональная разобщенность и сегодня разделяют людей. Осуществляемая регулятивная функция вырождается в чисто репрессивную, функцию подавления одних людей другими. Кроме этого период, в который культура и цивилизация составляли единое, нераздельное целое, в развитых человеческих сообществах миновал. То, что называют собственно культурой, развившийся духовный опыт относительно обособился от цивилизационных действий тех действий и достижений, которые по-прежнему необходимы для выживания и роста комфортности жизни. Но развившаяся культура не работает на это – на выживание и рост комфортности, на удовлетворение витальных потребностей. Не культура, а цивилизация служит целям преобразования, познания, получения информации, коммуникации, социализации. Цивилизация создает средства для жизни, для улучшения ее условий, для сохранения и развития культуры. А сама культура не является средством. С. Л. Франк считал, что культура существует не для чьего-либо блага или пользы, а лишь для самой себя культурное творчество означает совершенствование человеческой природы и воплощение в жизнь идеальных ценностей ив качестве такового, есть сама по себе высшая и самодовлеющая цель человеческой деятельности» 1 Имеет ли тогда смысл рассматривать то, что именуется функционированием культуры Имеет, если иначе трактовать термин функционирование в отношении к культуре и ее ценностям. Функционирование культуры – это ее реализация в конкретных условиях и ситуациях. То есть это не осуществление неких служебных функций. Культура не 1 Франк С. Л Этика нигилизма. Вехи. Из глубины. МС. Функции культуры обслуживает ни выживание, ни познание, ни общение. Речь идет не об этом, а о том, как реализуются, живут и действуют ценности культуры. Например, как в храме, памятнике культуры воплощены, реализованы вера, добро, красота Как это проявлено во внешнем виде и интерьере храма, в реальном отношении к нему верующих и неверующих Если исследуются формы брачных отношений, существующие у той или иной группы людей, то вопрос в том, реализуются ли и как в этих формах ценности культуры, такие как, например, любовь. Функционирование культуры, таким образом, возможно осмыслять как реализацию ее ценностей. Причем ценности не могут быть реализованы абстрактно, так сказать, в общем. Во-первых, в жизнь воплощаются их различные для разных людей модификации. Добро может реализоваться в конкретных индивидуальных проявлениях милосердия, тактичности, деликатности, терпимости и т. д. и т. п. Во-вто- рых, воплощение ценностей в реальное бытие происходит по-разному, применительно к нормам, идеалам, формам жизнедеятельности различных человеческих сообществ. Воплощение культуры в нормах, идеалах, формах жизнедеятельности Понятие норма имеет существенное значение для культурологии. Иногда культуру определяют как совокупность норм или ценностей и норм. Нормы вообще – это то, что регулирует отношения между людьми, их поведение. Нормы упорядочивают жизнь. Жизнь цивилизованного общества осознанно нормирована на основах права, морали, различных правил поведения. Нормы – это стандарты взаимоотношений и поведения. Применительно к культуре, норма – тоже стандартно особый. Норма культурная это стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группами выражающий их представления о должном и желательном 1 Нормирование жизни людей появилось раньше, чем собственно культура стала проявлять свою специфику. Человеческое общество в своем становлении вынуждено было нормировать, упорядочивать действия, отношения людей, так как наследственные программы поведения у человеческих существ почти отсутствуют. Первые нормы имели характер запретов, обозначаемых исследователями как табу (полинез. нельзя, то, что запрещено. И позже и 1 См Культурология. ХХ век словарь. СПб., 1997. С. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии сейчас многие нормы имели и имеют форму запретов. В Ветхом Завете это нормы не убий, не укради, не лги и т. д. В этих запретах, в отличие от табу, светится представление о должном и не должном. Не убий означает непросто запрет на убийство, а то, что человек не должен убивать другое живое существо. И такого рода нормы дополняются прямыми указаниями на то, что человек должен делать, как себя вести в жизненных ситуациях. И это касается не только заповедей типа возлюби ближнего своего, но и прочих правил поведения и отношений между людьми. Нормы и сейчас продолжают выполнять свою регулирующую функцию. Цивилизации, развиваясь, упорядочивают жизнь – правовыми нормами, моральными нормами, простейшими правилами поведения, вплоть до правил уличного движения. И в тоже время некоторые нормы все более отчетливо проявляют свое ценностное содержание, ценностные смыслы. Нормы являются порождением и достижениями цивилизации. Они необходимы для устойчивости общества, которое требует от своих членов соблюдения норм, в известной мере их навязывает индивидам. Это относится и к нормам собственно культурным. Поэтому современные ученые иногда пишут о «репрессивности» культуры. Действительно, всякое общество нуждается в том, чтобы люди, его составляющие, были хотя бы элементарно культурны. Но нормы могут быть и бывают необязательно и не только навязанными, внешними в отношении к человеку. Нормы отношений и поведения могут внутренне приниматься человеком, становиться для него своими. Таковы собственно культурные нормы. В них выявляется особая значимость для человека других людей, природы, вещей как ценностей. Норма культурна постольку, поскольку в ней закреплен духовный опыт человечества (этого человеческого сообщества. Она наполнена ценностным содержанием. Даже простейшие правила этикета несут в себе смыслы особого уважения к другим людям, красоты, реализуемой в поведении. То есть кроме того, что норма культурная в отличие от других норм не внешня, неформальна (духовно содержательна, она выражает позитивную гуманистическую направленность действий человека в данной культурной среде, в этой культуре. И в этом плане нормы культуры связаны стем, что называют иде- алами. Идеал – это совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности, образец объекта, который максимально, совершенно отвечал бы потребностям (желаниям) человека. Воплощение культуры в нормах, идеалах, формах жизнедеятельности Применительно к культуре чаще всего упоминают об идеалах добра, красоты, свободы, справедливости. Из вышеприведенного определения следует, что идеалы – желаемое, то, чего хотелось бы, но чего нет на самом деле. Но идеалы в действительности так или иначе реализуются, хотя и не в своей предельности. В стремлении к идеалам, к их реализации человек становится лучше, чище, культурнее. Культура и есть во многом воплощение идеального в реальности. В жизни, конечно, человек устремлен не к абстракциям. В своем поведении он может ориентироваться, как на образец, на человека, который стал для него идеалом, на образ героя, показанный искусством. Из того, что справедливость абсолютной не бывает, не следует, что она недостижима. Идеалы реализуются, культура и ее ценности воплощаются в жизнь всегда в конкретных формах, которые могут быть несхожими в разных обществах. Культура, помимо всего прочего, представляет собой совокупность форм, выражающих определенное духовное содержание. Культура как содержательная форма Культура выявляется в качестве оформления природы (предметно- вещной среды, самого человека его тела, движений, мыслей, чувств, намерений, действий, отношений с другими людьми. Оформление, имеющее ценностный смысл, ценностное содержание, потому что культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму» 1 Культура как форма – это воплощение духовного содержания в особой знаковости, во внешнем виде вещей, предметов, в оформленности действий, в обрядах, ритуалах, этикете. Закрепленные в духовном опыте поколений формы поведения, отношений существенны. Свой эгоизм, например, легче преодолевать в созданной до тебя форме, когда как бы механически совершаешь то, зачем стоит нечто более глубокое, чем само внешнее действие. Это касается уважительных форм отношения к старшим, галантных форм выражения любви. Культура дает формы, врастающие в жизнь. И если есть, скажем, чувство любви, то ему легче выразиться, проявиться в отработанных формах культуры формах ухаживания, которые достаточно вариативны и дают возможность индивидуализации поведения. Смысл индивидуализации не сводится при этом лишь к возможности личного самовыражения. Как отметил немецкий философ и социолог Г. Зиммель, индивидуализация означает также и, может прежде всего, ответственность человека перед самим собой, которую он ни на что не может перенести и от 1 Ильин И Собр. соч в 10 т. Т. 1. Основы христианской культуры. МС. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии которой его никто не может освободить. Если речь идет о любви, тов индивидуализованной оформленности чувства содержательно выявляется личная ответственность за любимое человеком существо. Культурная оформленность поэтому определенно содержательна. Если человечности отношения как содержания нетто нет и культуры. Но возможна форма, подобная культурной (с другим содержанием, имитация культуры, то, что называют псевдокультурой. В форме же культуры должна быть выражена какая-то из граней очеловеченности, облагороженности бытия. Э. Кассирер считал, что главная задача всех форм культуры состоит в том, чтобы создавать всеобщий мир мыслей и чувствования, мир человечности, мир человечности» 2 Этот мир человечности, с одной стороны, противопоставлен природе. И культура понимается в качестве искусственного, не природного. Нос другой стороны, человеческая жизнь, культура как ее составляющая развиваются на основе природы, в природе, в которой продолжают оставаться, с которой взаимодействуют. Культура и природа. Экология культуры Развивая цивилизацию и культуру, человек видоизменяет природу, среду своего обитания в целях удобства и эффективности существования в ней. Но люди осваивают природу, приспосабливают ее к своим потребностям не только утилитарно. Художники, поэты разных времени народов воспевают красоту природы, пробуждая у читателей, зрителей, слушателей чувство этой красоты. Так, красоту русского пейзажа открыли для нас художники Васильев, Саврасов, Левитан, Шишкин и многие другие. Люди создают в природе прекрасные сады и парки, выводят новые виды цветов, украшающих нашу жизнь. В тоже время по мере развития технических средств, эффективных технологий и потребностей переработки материалов природы обострилась проблема нарушения органичной взаимосвязи между природой и человеческими сообществами, живущими в ней. Оказалось, что вмешательство человека в природную среду опасно и для уничтожаемой, уродуемой, используемой природы, и для людей, продолжающих жить в ней и за счет ее ресурсов. Экологические проблемы – проблемы отравления воздушной и водной среды, изменения почвенного покро- 1 Зиммель Г. Избр в 2 т. Т. 2. МС Кассирер Э Критический идеализм как философия культуры // Культурология. ХХ век Антология. МС. Культура и природа. Экология культуры 74 ва, гибели лесов, наступления пустынь и т. д. и т. п. поставили задачу определения допустимых границ воздействия на природу и разумных ограничений этого воздействия. Очевидно, что отношение людей к природе зависит от культурности человеческих сообществ. Вспомнив о возможности реализации культуры на разных ее уровнях, отметим, что если доминирующим оказывается низший (витальный) уровень культуры, то природа является для человека (общества) просто полезной или вредной вещью, которую можно и нужно использовать в своих интересах. Цивилизовать, обустроить, оформить, создавая отдельный искусственно-природный мирок (ферма, огород, участок, хозяйство отдельной страны. А если немое, личное, то можно, в процессе использования, истощить, захламить, отравить, уничтожить, раз это выгодно. Отношение к природе в данном случае чисто эгоистическое и всегда деятельное. Базаров в романе Тургенева Отцы и дети говорил, что природа – не храма мастерская и человек в ней работник. Старшему поколению людей в нашей стране памятна вырванная из контекста фраза знаменитого садовода И. Мичурина, которую тиражировали в качестве лозунга Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача!» Второй уровень культуры, уровень самопроявления предполагает бескорыстный, не утилитарный интерес к природе, желание изучать ее и сохранять в возможно более первозданном виде. А если переделать, то действительно оформить, в том числе и художественно, улучшить, обогатить. На это уровень выходят все те, для кого природа – скорее храм, чем мастерская. Однако обожествление природы может стать чрезмерными само по себе и, главное, в сочетании с полным или частичным безразличием к людям, ее населяющим. Нередко это выражается в некоторых действиях зеленых, а также в пустых призывах остановить прогресс, фактически возвратить жизнь к давно и безнадежно ушедшим формам цивилизации. Или даже к доцивилизацион- ному, якобы райскому состоянию. Высший уровень, действительная культура проявляется не в этом, а в том, что природа – человеческая ценность, ценность именно в отношении к живущим в ней людям. Она в этом случае – не мастерская и не храм, не чья-то молельня, а наш общий дом. Дом, в котором живут, который не разрушают, нов нем устраиваются, желательно покомфор- тнее, его украшают. Человек, живя в природе, ощущая ее величие и красоту, должен одухотворяться сами одухотворять природу, делая ее все более прекрасной и человечной. Реализовать вот этот высший уровень культуры в отношении к природе не так-то просто. Для этого необходимо прежде всего окультурить Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии базовую для жизни человека и человечества хозяйственную деятельность, в которой проявляются и созидательные и разрушительные тенденции в отношении и к природе и к культуре. Экологию вообще (от греч. oikos – жилище, местопребывание) чаще всего определяли как науку, изучающую взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. И применительно к культуре, ее понимали как учение о взаимодействии человека и общества с окружающей природной средой. Постепенно, однако, пришло понимание того, что не менее важно взаимодействие человека с порождаемой им культурой, культурной средой. Возникли представления о собственно экологии культуры. |