Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
Национальная специфика культуры в отличие от этнической формируется в историческом процессе возникновения наций как устойчивых социальных общностей, связанных единой территорией, экономикой, языком, политической организацией. В социогуманитарных науках существуют различные точки зрения относительно этого процесса. Одни ученые полагают, что нации возникают входе дифференциаций и усложнения внутриэтнических коммуникаций и социального объединения родственных этносов. Другие акцентируют связь процесса национального строительства сформированием надэтнической государственности. Третьи выдвигают на передний план психологический фактор – появление национального характера как особого феномена, вбирающего в себя этнические и социальные черты ментальности народов, объединенных общей исторической судьбой. Тем не менее все исследователи согласны в том, что нация как социальная общность является надэтническим образованием. В большинстве случаев национальное объединение происходит на основе этнически родственных групп. Но как таковая этническая родственность не есть единственное, на чем строится национальная культура. Об этом свидетельствуют факты существования национальных культурна основе взаимодействия культур, разнородных не только в этническом, но ив расовом аспектах. Русская культура вобрала в себя особенности этнически родственных славянских племен, но также и народов Северного Кавказа, и монголоидных этносов Восточной Сибири, Крайнего Севера, и многих других различных этнических групп. Нация и национальная культура не определяются ни религией, ни государственной принадлежностью. Так, в целом культура народов России базируется на принципе свободы совести – законодательно закрепленном праве граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, те. быть свободомыслящими. Русская культура это культура современного гражданского общества, в котором вероисповедание выступает частным делом гражданина, сознательно избирающего свою религиозную идентичность. Россия объединяет в своем составе христиан, мусульман, буддистов, иудеев (религиозных евреев, последователей архаических этнических 3.2. Этническое и национальное в культуре верований (например, анимистических и шаманских культов) и новых религиозных движений, а также весьма и весьма значительное количество людей, не исповедующих никакой религии. И тем не менее все они в той или иной мере являются носителями и творцами общенациональной культуры, развивающейся на двух уровнях лингвистической коммуникации – русском языке и других языках народов России. Вместе стем государственные границы Российской Федерации не совпадают с границами распространения русскоязычной культуры. В ближнем зарубежье – странах Балтии, на Украине, в Белоруссии, государствах Средней Азии и Закавказья – проживают сотни тысяч рус- софонов (людей, владеющих русским языком как родным, которые реально являются носителями русской культуры и осуществляют свой вклад в ее развитие заграницами Российской Федерации. Национальная культура складывается исторически – в процессе длительного совместного существования этнических общностей. Входе непрерывного взаимодействия между ними возникает единство духовной жизни. У них появляются особенности национальной психологии, формируются такие признаки нации, как национальная ментальность и национальное самосознание. Таким образом, формирование национальной культуры происходит параллельно с образованием нации и национальной государственности. В Западной Европе этот процесс начался на заре Нового времени, когда хозяйственно-экономический уклад феодальных обществ претерпевал качественную трансформацию и на передний план социаль- но-экономической жизни выдвигалась буржуазия. Например, идея духовного единения немцев как нации возникает в процессе развития экономических и религиозных коммуникаций между микроэтносами, населяющими земли Гессен, Вестфалия, Пруссия, Бавария и др. Формирование культур, пронизанных национальной идеей, разворачивалось в Западной Европе в тесном взаимодействии с созиданием социально-экономических условий существования наций и строительством национальных государств. Иначе и значительно позднее происходило формирование национальных культур в Азии, Африке и Латинской Америке, где решающую роль в возникновении наций играло освободительное движение, например, две полиэтнические и мультирелигиозные азиатские страны Бирма и Индия, находившиеся до середины ХХ в. в колониальной зависимости от Великобритании. Они были административно объединены колонизаторами, хотя для такого объединения не существовало каких-либо социально-экономических или культурно-исторических оснований. В борьбе за независимость, особенно обострившейся в Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология 103 е гг., ив Индии (в частности, в Бенгалии, ив Бирме интенсивно протекали надэтнические процессы национальной консолидации, но формировались две, а не одна нация. Для разноязыких народов, населявших регионы Индостана, национальная идея выражалась формулой «Мать-Индия», («Бхарата-мати»), что для народов этой страны означало признание всей ее территории своим Отечеством. А в Бирме национальная идея формулировалась как Наша Бирма («Доу Бама»), что подразумевало духовное единение нации против колонизаторов. Национальная культура независимой Индии функционирует как целостность, связующая самобытные этнические культуры народов, населяющих эту страну, и одновременно обеспечивающая их свободное развитие. Был принят закон о языковом союзе, согласно которому в общеобразовательных школах каждого региона (штата) Индии в обязательном порядке изучаются три языка два государственных (хиндустани и английский) и язык коренного этноса. В каждом штате публикуются на трех языках газеты и журналы, ведется официальное делопроизводство и судопроизводство, радио- и телевещание, издается учебная, научная и художественная литература. Духовная жизнь в национальной культуре Индии базируется на принципе свободы совести и равноправия религий. Мультирелигиоз- ная страна была названа светской республикой именно для сохранения и укрепления национального единства, поскольку религии до сих пор играют очень важную роль в жизни индийского населения. Акцент в формировании национальной культуры был сделан на веротерпимости и других ценностях, объединяющих нацию. Делу укрепления единой национальной культуры служит унификация школьных образовательных программ в масштабе страны и стандартизация высшего и среднего специального образования. В Бирме процесс строительства национальной культуры проходил гораздо сложнее, так как экономические, социальные и межэтнические связи двух ее регионов – Верхней и Нижней Бирмы – былине развиты. Бирманцы, будучи в численном отношении самым крупным этносом в государстве и обладая древней письменной культурой, претендовали на главенство в масштабе нации. Важно подчеркнуть, что, несмотря на неодновременность, атак- жена исторические, социально-экономические и политические различия в становлении национальных культур Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, этот процесс повсеместно был отмечен той значительной ролью, которая принадлежала языку, литературе и изучению истории. Везде, где выкристаллизовывалась национальная 3.2. Этническое и национальное в культуре культурная идентичность, этому способствовали коллективное осознание общности исторической судьбы, развитие литературного языка и появление выдающихся литературных произведений. Историческое прошлое, запечатленное в летописях, хрониках, этнических мифах и эпосе, переосмыслялось в формате истории нации. Большинство национальных культур имеет выраженные региональные особенности. Например, ни один из регионов России непохож на другие. Культурное пространство региона является частью национального культурного пространства, но вместе стем обладает своими собственными уникальными характеристиками. Региональная специфика национальной культуры обусловливается географическим фактором (природно-климатическими условиями, особенностями хозяйственно-экономической деятельности населения, этническим составом, лингвистическим фактором (диалектами, наличием местных языков, религиозными традициями, культурной историей региона как неотъемлемой составляющей национальной культурной истории. Если рассматривать соотношение национальной и региональной культур в аспекте культурного самоопределения индивида, необходимо указать на феномен двойной идентификации – психологического переживания принадлежности к культуре родного края и отечества в целом. Например, гражданин России может считать себя коренным сибиряком, если его предки ион сам проживали в Сибири, и одновременно – россиянином. В е гг. в социогуманитарных науках и общественном дискурсе начал обсуждаться вопрос о содержании и объеме понятия россияне является ли оно указанием на российское гражданство или же подразумевает общенациональную или сверхнациональную культурную идентичность? Несомненно, что в юридическом отношении термины россиянин и россиянка означают факт обладания гражданством Российской Федерации. Но для граждан России содержание этих терминов связано и с культурным самоопределением. Нашу страну населяют многие этносы и национальные общности, развивающие свои собственные культурные традиции, литературу, искусство, а поэтому можно и должно говорить о мультикультурализме россиян. Вместе стем русский язык, являясь в Российской Федерации средством межэтнического и межнационального общения, служит лингвистическим инструментом развития и функционирования единой культуры страны. Ив этой связи большую роль играет образование в национальных общеобразовательных школах, в средних и высших специальных учебных заведениях национальных и этнических территори- Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология 105 ально-административных автономий (республик, округов, областей) преподавание ведется и народном, и на русском языках. Научные исследования культур и историко-культурного наследия народов России выполняются на русском языке, что делает общедоступным знание об этносах и нациях, составляющих в своей совокупности российскую нацию и выступающих коллективным творцом российской культуры. Культура России является светской признание свободы совести как культурной ценности гражданского общества, толерантность и установка на межрелигиозный диалог – характерные ее черты, обеспечивающие равноправную коммуникацию этносов, наций, различных социальных групп. В свете сказанного становится очевидным, что понятия россиянин и россиянка подразумевают не только обладание российским гражданством, но и, видимо, сверхнациональную культурную идентичность, совместимую с иными разновидностями самоидентификации этнической, национальной, религиозной. Ничто не препятствует кабардинцу, русскому, татарину, эвенку, кубанцу, сибиряку, псковитянину или члену любой другой этнической, национальной или религиозной общности считать себя носителем российской культуры, те. россиянином, и сохранять одновременно иные формы культурной идентичности. Народная культура В связи с проблемой этнического и национального в культуре неизменно возникает вопрос о народной культуре. В наиболее широком смысле понятие народная культура обозначает совокупность результатов практической и духовной деятельности всех социальных групп, образующих этнос или нацию и являющихся на данном историческом срезе членами общества определенного типа. В специальном, более узком смысле под народной культурой принято понимать коллективное культуротворчество, воплощающееся в мифологии, эпосе, иных фольклорных произведениях, публичных обрядово-смеховых, праздничных, игровых, театральных действах, а также художественных (архитектурных, прикладных, изобразительных) формах культуры. Вместе стем необходимо учитывать и тот факт, что представление о народной культуре варьировало в зависимости от истолкования понятия народ в различных обществах ив разные исторические эпохи. Так, в рабовладельческом обществе Рима народ («пополо») отождествлялся с численно преобладавшей социальной группой плебс, которая объединяла свободных римлян неаристократического проис- 3.3. Народная культура хождения, те. плебеев. Культура плебеев именовалась популярной и противопоставлялась аристократической, опиравшейся на письменную традицию и образованность. В феодальных обществах Западной Европы и большинства стран Азии под народом подразумевались социальные низы (простолюдины, «простецы»), непричастные к письменным формам культуры. Соответственно народная культура и интерпретировалась как низовая, те. отличная от культурной традиции образованных сословий духовенства и аристократии (земельной и служилой, те. чиновничества). В гражданском обществе понятие народная культура суммирует в себе культурные формы, доступные абсолютному большинству населения через репродуцирование, тиражирование и распространение выдающиеся образцы изобразительного искусства, литературы, музыки, кинематографии и пр, а также произведения, создаваемые для массового читателя, слушателя и зрителя профессиональными и непрофессиональными творческими деятелями. Значительный вклад в развитие теории народной культуры, в раскрытие ее исторического содержания и семиотических кодов внес отечественный культуролог ММ. Бахтин (1895–1975). На материале обрядово-смеховых и праздничных (карнавальных) форм народной культуры Средневековья и Возрождения, литературных произведений, посвященных низовому культуротворчеству, он показал неофициальный характер народной культуры, воплощающий те аспекты человеческих отношений, которые исключались из сферы официальной культуры – государственных, сословных и церковных ее форм, в частности культурную семантику телесного низа, сексуальности и связанный с этим аспектом человеческой жизнедеятельности юмор. В современном социогуманитарном и общественном дискурсе понятие народная культура зачастую употребляется нестрого – как синоним массовой культуры или для обозначения форм художественной деятельности, направленной на сохранение и развитие народных ремесел – гончарного и кузнечного дела, кружевничества, вышивки и т. да также фольклорного вокала и хореографии. Живое народное культуротворчество, характерное для современности, непрерывно воплощается в языке и устной речи, в бытовом юморе и неофициальной сатирической рефлексии об экономической и политической жизни общества. Интерес к историческому наследию народной культуры, ее традициям, эстетическими нравственным идеалам, художественным ценностям способствует Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология укреплению культурной идентичности всех социальных групп общества и их членов. Культура социальных слоев и групп Основные направления в изучении культурных особенностей социальных групп сформировались в социогуманитарных науках на основе выявления типологических признаков, позволяющих классифицировать группы как элементы взаимосвязанной системы общества. Рассматривая общество в качестве исторически развивающейся системы, ученые установили взаимосвязь между экономическими изменениями и сменой номенклатуры (перечня) социальных групп, осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность. Образ жизни социальной группы предопределяется тем местом, которое она занимает в хозяй- ственно-экономической жизни общества, и характером ее трудовой деятельности. Эти критерии позволяют в составе общества выделить большие социальные группы – классы и социальные слои страты. Членство в большой социальной группе выступает объективной характеристикой положения индивида в структуре общества. Но поскольку принадлежность к большой социальной группе определяется теоретически и учитывает так называемый макроэкономический фактор, человек необязательно осознает эту объективную характеристику своего общественного положения. Теоретическая типология больших социальных групп дает слишком огрубленную картину культурных различий в образе жизни. И соответственно такие абстрактные объективные характеристики социального положения индивида, как предприниматель, служащий, рабочий, представляются человеку некоей формальностью, не вызывающей живого психологического переживания своей идентичности с огромной совокупностью абсолютно незнакомых ему людей, занятых в той же сфере трудовой деятельности, что ион сам. На уровне индивидуального психологического самоопределения для человеческой личности имеет преимущественное значение именно тот опыт осмысления культурных различий, который связан с конкретной деятельностью в сферах труда и жизнеобеспечения, со стандартами потребления, принятыми в реальном социальном окружении, с территориально-климатическими условиями проживания, с семейным укладом и т. д. Такое самоопределение воплощается в феномене переживания социокультурной идентичности – индивидуальном отождествлении собственно культурного опыта с опытом своей социальной среды, те. конкретной группы внутри класса. Культура социальных слоев и групп В аспекте выявления культурных различий между группами, принадлежащими к одному и тому же общественному классу, решающую роль играет не теоретическая, а эмпирическая типология, учитывающая функциональное содержание труда, суточный, недельный и годичный ритм труда и отдыха, географический фактор, социокультурные модели организации профессиональной деятельности и пот- ребления. Например, внутри класса крестьяне применительно к современной российской действительности эмпирическая типология выделяет социальные группы фермеров и наемных работников акционерных сельскохозяйственных предприятий, а затем специфицирует эти группы территориально (черноземная или нечерноземная зоны, регио- нально, а также по области деятельности (хлеборобы, виноградари, животноводы, овощеводы и т. д. Кроме того, учитывается и фактор близости или удаленности от крупных городов, поскольку одни группы крестьян проживают в зоне так называемой телевизионной культуры, имея возможность посетить театр или музей только вовремя отпуска, если надумают провести его в столице региона или другом крупном городе страны, а другие – в непосредственной близости от культурных центров. Представления о внутренней неоднородности больших социальных групп и соответственно о существовании культурных различий внутри классов отчетливо выражены в таких социологических понятиях, как социальный слой, страта. Социальные слои внутри класса могут быть выделены по экономическому принципу, учитывающему размеры собственности и положение собственника в системе общественного производства. Исходя из этих критериев ученые подразделяют класс предпринимателей, буржуазию – на крупную финан- сово-промышленную, среднюю – владеющую сетями предприятий легкой и пищевой промышленности, торговли и услуг, небольшими банками, и мелкую, те. владельцев различных предприятий малого бизнеса. Культурные различия между крупной, средней и мелкой буржуазией базируются на той совокупности норм, ценностей, идеалов, ориентаций в сфере духовной и политической жизни общества, которая сложилась в каждом из этих трех социальных слоев Буржуазия, согласно К. Марксу, – один из классов общества, представленный собственниками средств производства. Буржуазия является не только классом имущих, но благодаря владению собственностью также и правящим классом капиталистического общества (см Лоусон Т, Гэррод Д Социология А – Я словарь- справочник. М, Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология Так, крупная буржуазия участвует в транснациональном бизнесе и стремится не только влиять на внутреннюю и внешнюю политику своей страны, но и определять ориентиры международной политической жизни, направляя в своих интересах строительство единого глобального мирохозяйственного комплекса. А поэтому для представителей крупной буржуазии в большей степени характерен космополитизм, нежели патриотизм. Соответственно к ценностям родной культуры она не питает особой приверженности. Ареной предпринимательской деятельности крупного капитала выступает мировая, а не национальная экономика, и неудивительно, что именно этот социальный слой выдвинул концепции экономической и культурной глобализации. Напротив, средняя и мелкая буржуазия патриотичны и заинтересованы прежде всего в процветании экономики национального государства и национальных ценностях культуры. Это объясняется тем, что капиталы данных социальных слоев действуют в пределах своей страны. По образу жизни крупная, средняя и мелкая буржуазия значительно различаются. В социальном отношении культура повседневности представителя малого бизнеса, например владельца продовольственного магазина или мелкого книгоиздательства, сходна по своему типу с культурой повседневности его наемных работников. И хозяин, и весь персонал его предприятия равно заинтересованы в успешном функционировании маленькой фирмы. У них одинаковый недельный ритм труда и отдыха, а в обеденный перерыв хозяин и наемные работники нередко устраивают совместную трапезу, запросто обсуждая дела своего предприятия и личные проблемы. Сходна во многом и их структура потребления, ориентированная на экономию семейного бюджета, приобретение товаров долгосрочного пользования, улучшение жилищных условий, финансирование профессионального образования детей, осуществление не слишком дорогостоящих туристических путешествий за рубеж. Но совершенно иначе в социокультурном отношении обустраивает свою повседневность средняя буржуазия. Так, владелец национальной сети ресторанов должен поддерживать свое общественное положение соответствующими престижными знаками. А поэтому вне зависимости от своих личных предпочтений он закладывает в бюджет особую статью – траты на издержки представительства, те. на демонстрацию респектабельности и социокультурной идентичности со своим социальным слоем. Любой деятель среднего бизнеса обязан в потреблении ориентироваться на свой социальный слой, играющий заметную роль в экономической и социально-политической жизни страны, а это требует специальной статьи в бюджете его бизнеса. Культура социальных слоев и групп Недельный ритм труда и отдыха среднего буржуа и работников его предприятий весьма различен, так как владелец среднего бизнеса не только осуществляет руководство разветвленной сетью своих предприятий, но и активно участвует в экономической жизни национального государства, а также поддерживает экспортно-импортные контакты на высшем экономическом уровне. На его плечи ложится также обязательная общественная деятельность, непосредственно связанная с экономикой, – спонсирование культурных и спортивных мероприятий, благотворительность и т. д. Нередко вечера и уик-энды он тратит не наличный или семейный отдыха на проведение различных мероприятий общественного и делового характера. Члены его семьи, ив частности супруга, также обязаны поддерживать респектабельный имидж бизнеса и подчинять собственную жизнь социокультурным стандартам своего социального слоя. В предприятиях среднего бизнеса, к примеру фирма по производству товаров народного потребления, финансовых или туристических услуг, существует собственная корпоративная культура, призванная обеспечить высокую степень идентификации работника со своей корпорацией. К сфере корпоративной культуры относятся своды писаных и неписаных правили норм поведения персонала (в особенности служащих и менеджеров, оформления внешности, принятые способы коллективного проведения досуга (корпоративные праздники, посещение определенного спорткомплекса, совместные культурные мероприятия. Корпорации среднего бизнеса, как правило, имеют не только свои фирменные знаки (марки и логотипы, но и корпоративные флаги, украшающие офисные здания и интерьеры, а зачастую и гимны, в которых прославляется социальная значимость фирмы. Например, в гимне одного из лидеров японского автопрома – корпорации «Мицубиси Денки» – есть такие строки Расти, промышленность Японии, расти благодаря «Мицубиси Денки». Крупная буржуазия как социальный слой ориентируется в сфере повседневной культуры на вестернизированные мировые стандарты, вырабатывающиеся в процессе деятельности разнообразных международных организаций – экономических, общественных и политических. В вопросах поддержания здоровой физической формы, оформления внешности, овладения различными навыками деятель крупного бизнеса обслуживается армией профессионалов высочайшего уровня – медиков, спортивных тренеров, психологов, модельеров, стилистов международного класса. Этот персонал получает предельно большие (для своей сферы деятельности) гонорары. Поскольку деятели крупного бизнеса являются членами мировой финансово-эконо- Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология 111 мической элиты, они должны во всех аспектах соответствовать этому статусу. Важно отметить и особенности мировосприятия, обусловленные принадлежностью буржуа к определенному социальному слою. Социальное благополучие мелкой буржуазии чрезвычайно сильно зависит от периодов роста и спада экономики и колебаний потребительского спроса на продукцию или услуги. Поэтому ее мировосприятие пронизано алармизмом повышенной социальной тревожностью. Алармизм мелкой буржуазии проявляется в повышенном внимании по всякого рода негативным сенсациями подверженности всяческим страхам – перед опасностью экологического загрязнения, ужасами прогнозов о кризисном развитии общественно-поли- тической ситуации в стране и мире, расширением потока мигрантов и гастарбайтеров, прибывающих из-за рубежа, и т. д. Алармизмом диктуется также и повышенный интерес к астрологическим предсказаниям, к эзотерическим технологиям привлечения удачи и богатства, к деятельности гадалок, провидцев, экстрасенсов, паранаучным спекуляциям о грядущем глобальном потопе, катастрофическом изменении климата в ближайшем будущем, об анонимном присутствии инопланетян на Земле и т. д. Крупная буржуазия к алармизму не склонна, ив ее мировосприятии преобладает оптимизм, обусловленный верой во всемогущество научно-технического прогресса, питаемого колоссальными финансовыми инвестициями и способностью аккумулировать международный интеллектуальный потенциал. В стиле жизни – рационе питания, выборе мести способов проведения досуга, марок личных автомашин, учебных заведений для своих детей, в манере говорить, вести себя дома и на людях, одеваться, представители крупной буржуазии разных стран весьма сходны между собой. Международная активность крупного капитала, разнообразные контакты (экономические форумы, деловые встречи, общение без галстуков) способствуют выработке таких унифицированных социокультурных моделей, которые минимизируют этнонациональный компонент в жизнедеятельности этого социального слоя. Средняя и мелкая буржуазия в социокультурном отношении сохраняют прочную связь с национальной культурой, но по-разному. Средняя буржуазия сознательно подчеркивает эту связь, так как ее деятельность развертывается в сфере национальной экономики. (У нас в стране об этом свидетельствует, в частности, нередкое включение слов русский, российский, национальный в названия транспортных фирм, промышленных корпораций, банков и т. д. Культура социальных слоев и групп Мелкая буржуазия не утрачивает связь с этнонациональными культурными традициями стихийно, естественно. Кроме того, в мульти- культурных регионах и полиэтнических мегаполисах предприятия малого бизнеса часто создаются людьми одной национальности или земляками. Например, из истории Санкт-Петербурга известно, что чайную торговлю в столице Российской империи держали ярослав- цы – выходцы из семей ярославского купечества, которые нанимали на работу в свои магазины только земляков – молодых парней, воспитанных в культурных традициях Ярославской губернии. По принципу землячества возникала в этой отрасли торговли прочная социокультурная идентичность, поддерживался круг солидарности хозяев и наемных работников. Крестьянство как большая социальная группа подразделялась по степени своей зажиточности на богатое, среднее и мелкое. В России богатый крестьянский слой (кулачество) начал складываться очень поздно, только после столыпинской реформы, разрушившей сельскую общину (мир. В отношении культуры между этими другими слоями не было особо заметной разницы и богатое, и среднее крестьянство было грамотным, стремилось к освоению технико-технологических новшеств. В целом дог. русские крестьяне являлись наиболее стабильным коллективным субъектом воспроизводства этнических культурных традиций. Вне зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою крестьянство сохраняло верность религии, уважение к духовенству, приумножало русское фольклорное наследие. В крестьянской среде отчетливо различались социокультурные образцы мужского и женского – социальных ролей, хозяйственных занятий, поведения в быту, а крестьянская культура в целом оставалась патриархальной. Даже после разрушения мира общинные связи на селе продолжали сохраняться, хотя ив несколько видоизмененном состоянии. Несмотря на появление батрачества – наемной формы труда бедных односельчан на кулаков, деревня не утрачивала своей социокультурной коллективной идентичности. Как и прежде, младшие подчинялись старшим, имел место коллективный социальный контроль – осуждение пьянства, лодырничества, недобросовестности в труде, несоблюдения нравственных устоев, особенно в сфере женской половой морали. Практиковалась и взаимопомощь в ситуации стихийных бедствий, пожаров или семейных несчастий – утраты кормильца, сиротства и вдовства. Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология В советский период, после проведения раскулачивания и коллективизации, была поставлена задача социокультурной модернизации патриархального крестьянства – уничтожения социально-экономи- ческого расслоения на селе, внедрение общего среднего образования, атеистического мировоззрения, представлений о равноправии полов. Колхозному крестьянству предстояло осваивать новую сельскохозяйственную технику и трудиться в соответствии с общегосударственными программами экономического планировании. Параллельно ставилась цель воспитания сельской интеллигенции социальной прослойки, владеющей общенациональной культурой и участвующей в социалистическом культурном строительстве на селе. Деревенские девушки и юноши направлялись в учебные заведения медицинского, педагогического и культурно-просветительного профилей, чтобы вернуться на свою малую родину образованными специалистами. Понятие интеллигенция истолковывалось в отечественной науке советского периода в двух аспектах социальном – как образованный слой населения, работающего по найму в сфере профессиональной занятости, и ценностном – как группа, владеющая высокой культурой и характеризующаяся особо совестливым отношением к жизни. Отечественные обществоведы подразделяли интеллигенцию на несколько групп научную, инженерно-техническую, творческую и занятую в сфере специализированных профессиональных услуг – юридических, медицинских, образовательных. Культурные различия между этими группами обнаруживались в основном через специфику норм, ценностей, интересов, обусловленных принадлежностью к определенной области профессиональных занятий. Большие профессиональные группы, и это необходимо особо подчеркнуть, всегда обладали своей собственной социальной спецификой в сфере культуры. Так, нормативные представления о русской медицинской культуре связаны с образом земского врача – высокообразованного специалиста, работавшего в трудных условиях сельской глубинки и осознававшего свою профессиональную деятельность как служение людям, а не способ материального обогащения через профессию. Этот культурный идеал запечатлелся в ряде произведений русских писателей, начинавших свою профессиональную жизнь в области медицины, например, в Записках сельского врача В. В. Вересаева и Записках юного врача МА. Булгакова. В литературе советского периода русская медицинская культура нашла свое художественное отображение в произведениях Юрия Германа, в ранней повести Василия Аксенова Коллегии книгах многих других авторов. Культура социальных слоев и групп Большая профессиональная группа выступает в качестве корпорации профессионалов, членство в которой обусловлено получением специального образования и практикой работы в соответствующих организациях. Корпорация профессионалов воспроизводит свою культуру именно благодаря существованию определенных социокультурных образцов деятельности и нравственных норм, поддерживающих социальный престиж профессии. Однако если в ситуации макроэкономических изменений доходы членов профессиональной группы снижаются и падает уровень жизни, то происходит размывание нравственных норм, связанных с профессией. Следует отметить, что понятие интеллигенция не имеет аналогов в зарубежных социогуманитарных науках. В социальной типологии, широко распространенной на Западе, образованный профессионал, работающий по найму и обладающий высоким уровнем доходов, причисляется к среднему классу, кроме которого в обществе выделяются высший и низший классы. Для выявления культурных различий между этими группами построены многомерные социальные стратификации, учитывающие такие характеристики, как образование, доход, уровень и качество жизни, и многое другое. Чем длиннее оказывается список критериев, определяющих принадлежность к страте, тем более дробной будет социальная стратификация, которую метафорически можно уподобить фотоснимку общества в разрезе. Наряду с большими социальными группами принято выделять в современной отечественной и зарубежной науке средние и малые группы. Средняя социальная группа, например предприятие или учебное заведение, может насчитывать в своем численном составе сотни и даже тысячи человек, которые далеко не всегда знакомы друг с другом. Культурная специфика такой группы обусловлена функциональным содержанием деятельности ее членов, корпоративными нормами поведения и ценностями, образом жизни, характерным для того социального слоя, к которому принадлежит группа. Специфика малой группы, те. сообщества, численно не превышающего человек, – трудового подразделения в рамках фирмы, учебной студенческой группы, школьного класса, воинского коллектива и т. д. – зависит, во-первых, от культурных особенностей той более крупной социальной общности, в которую группа включена как наиболее дробная структурная единица, а во-вторых, от социально-пси- хологических факторов, способствующих или противодействующих приобщению членов малой группы к корпоративным целям, нормам, ценностям, интересами идеалам. Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология 115 |