Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
звучаниями. Паралингвистика.В характере звучания речи может проявляться социальная характеристика люди, занимающие более высокое место на социальной лестнице, говорят более медленно, чем их собеседники. Национально-этнические и культурные особенности проявляются в том, что разные группы людей, говорящих на одном языке, по-раз- ному используют ритм и силу звуков. К невербальной семиотике паралингвистики относится в первую очередь голос. По человеческому голосу мы узнаем человека в толпе, на большом расстоянии, можем представить себе его физическое и психическое состояние. Голос помогает понять смыслы речи. Различают речевые звуки и виды голоса как источника музыкальных звуков. Любопытно, что по представлениям индусов характер человека определяют как три основных вида голоса голос, означающий силу, голос, означающий красоту, и голос мудрости. В разных жизненных ситуациях человек пользуется разными голосами. Голосу, как и лицу, можно придавать определенное выражение искренний, фальшивый и т. п. Кроме невербальной семиотики, имидж человека выражают иные семиотические системы. Одним из важных является имя человека. Имя человека всегда, вовсе времена имело было существенным. Личное имя появилось в результате возникновения потребности выделять человека из группы ему подобных. Людей с одинаковыми именами связывали традиции. Влияла на имя культура родителей, положение в обществе. В любом обществе имя может выражать сословную принадлежность, являться социальным знаком, те. по имени часто можно представить, откуда, из какого круга вышел человек. В тоже время имя – знак личности, выразитель ее индивидуальной неповторимости. Имяв конечном итоге выполняет следующие функции в обществе идентифицирует тождество человека с самим собой отличает одного от всех остальных является регулятором отношений в обществе – оно может воодушевлять, возвышать, духовно обогащать или, наоборот, 7.3. Языки культуры огорчать, подавлять и унижать. Кроме того, имя носит в обществе функцию общения, имеет познавательную и воспитывающую функции, но главное – имя представляет человека становясь социокодом в коллективной памяти и средством трансляции культуры. Дать человеку имя – значит включить его в систему социальных отношений, где он приобретает определенные права и обязанности. Имя – как одежда. Каждому хочется выглядеть лучше. Поэтому в большинстве своем люди относятся к имянаречению довольно серьезно. В имени отражается поток истории, культуры, цивилизации. Помимо имени на наш имидж влияет наша одежда. Семиотика костюма.Костюм содержит богатую информацию о человеке. По костюму мы можем судить об эпохе, когда он был создан, стране проживания его носителя и о многом другом. Костюм представляет собой своеобразный социокод, передающий информацию из прошлого в будущее. Кроме того, костюм дополняет образ индивида, поэтому одежду можно рассматривать как многозначный феномен. Одежда – это определенный знак личностных особенностей, она информирует о человеке. В оформлении внешнего облика индивида заключена целая иерархия знаковых систем. Одеваясь определенным образом, человек как бы дает знать, кто он такой, что он представляет собой как личность. Знаковость одежды всегда играла и играет важную роль костюм выполняет коммуникативную функцию, давая возможность человеку сигнализировать о своей индивидуальности окружающим. К. Леви, узник фашистского концлагеря, писал впоследствии, что одежда заключенных была одним из элементов попрания личности, когда уничтожалась индивидуальная характеристика человека и все были похожи на живые тени. Очень тонко этот момент был подчеркнут в фильме Загнанных лошадей пристреливают, не так ли. Одна из участниц танцевального марафона очень долго держалась потому, что у нее было очень красивое бальное платье. После того как устроители конкурса разрезали это платье, она незамедлительно выпала из конкурса, так как именно платье придавало силу и волю к победе. Уже в древние времена костюм имел знаковые функции, демонстрирующие социальное положение человека в обществе схенти фараона отличалось от набедренной повязки всех остальных членов иерархической системы общества более тонкой выработкой и большей величиной. И впоследствии низшие слои носили более грубые ткани, более темных расцветок, высшие – определенные каноном в качестве и цвете. Безусловно, на костюм в большей степени, чем на другие знаковые системы, влияет мода Мода воздействует на образ жизни, на идео- Глава 7. Культура как знаковая система логические, моральные, эстетические взгляды людей. Она влияет на предпочтения в сфере быта, ощутимее всего проявляется в формировании внешнего вида человека, в выборе одежды. Впервые П. Г. Богатырев рассматривал народный костюм как особый вид семиотической системы. Он выделил в нем функции утилитарную, эстетическую, эротическую, магическую, возрастную, со- циально-половую и моральную. Кроме того, в народном костюме Бо- гатырев подчеркнул праздничный, обрядовый, профессиональный, сословный, религиозный и региональный аспекты. К XX в. народный костюм получает все меньшее распространение в городской среде экономически развитых странно элементы его используются в одежде, теряющей национальные особенности. Мода влияет и на городской, и на сельский костюм. Художественная интеллигенция, ряд творчески одаренных личностей пытались противостоять этой тенденции, но сделать это было достаточно сложно. Всегда – и раньше, и сейчас – костюм – это система знаков, которые при внимательном и подготовленном восприятии могут дать развернутую информацию о личности, репрезентирующей себя определенным типом одежды. Визуальный язык костюма имеет свою знаковую систему, в которой существуют своеобразные коды. Один из них традиционный, уходящий корнями в далекое прошлое, другой – современный, возникающий под влиянием новейших технологий. В первом – изобилие клише и стереотипов. Он изменяется очень медленно. Второй быстро откликается на перемены, происходящие в технологиях, искусстве, науке, моде. Костюм выполняет разные знаковые функции в обществе. Одна из важных функций – коммуникативная. Она заключается в передаче информации об индивиде другим членам общества посредством знаков и символов. Особенно в XX в, когда динамизм, поверхностность общения создают потребность в быстрой и адекватной оценке субъектов общения, с одной стороны, и быстрой и экспрессивной демонстрации своего Я – с другой» 2 Особенно ярко знаковость костюма проявилась в костюме молодежных субкультур. В семиотике молодежного костюма наиболее полно проявляется двойственность этих культур, символизирующая ее единство и разнообразие. С одной стороны, символы и знаки костюма 1 См Богатырев П. Г. Вопросы теории народного костюма. М, 1971. 2 Гофман И Люди и мода. Новая теория моды и модного поведения. М Наука, 1994. С. 21. 7.3. Языки культуры служат идеям индивидуализации, с другой – обладают объединяющим свойством, локализуясь в зонах единичного – особенного, что характерно для синергетической закономерности. 7.4. Семиотика повседневности В семиотику повседневности входят и проявления имиджа личности. Однако выделим в семиотику повседневности лишь те знаковые элементы, что связаны с домом и вещами, которые находятся внутри и вне его. Основное место протекания повседневности в жизни людей представляет собой дом. Народное жилище вобрало в себя опыт поколений, отвечая культурным стереотипам быта. В России статус дома был чрезвычайно высок, особенно в крестьянском быту. Он в символической форме воплощал ценности и смыслы человеческого существования и отражал символическую связь человека с космосом. Внутренняя среда дома была тем сокровенным местом, где он выражал свои представления о себе в мире, формируя все содержание жизни, интересов и всего, что было с ней связано. Дом – это особый способ соединять, отражать и формировать жизнь. В крестьянской культуре дом был сложным символическим знаком, по которому можно было определить социальный статус хозяина, его национальность и вероисповедание и т. п Дом – это модель мира, образ родины, выполняющий защитную, сакральную, эстетическую, социальную и ритуальную функции. В доме мы видим огромное количество вещей, наделенных знаковым статусом. Семиотика вещи Вещь – феномен культуры, который благодаря своей способности аккумулировать в себе традиции, социально-пси- хологические установки, эстетические запросы приобретает аксиологическое звучание. В период становления национальных культур в первую очередь появляется нечто неповторимое, индивидуальное. На сегодняшнем этапе ясно видны тенденции сближения национальных культур. Диалог культур ощутим на каждом шагу. Важно, что вещи отражают образ жизни, который становится во всех странах похожим. Если раньше совершенно по-разному осмыслялась форма предметов в западной и восточной культурах, тов настоящее время между Западом и Востоком во многом начинают стираться различия. Раздаются даже предложения выделить науку о вещах – реалогию. В любой вещи, как 1 См Байбурин А. К Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л, Глава 7. Культура как знаковая система бы ни было подчеркнуто ее назначение, наряду с ее практической функцией есть и иная, аксиологическая, отражающая отношение матери- ально-предметного бытия к духовным запросам человека. Каждая эпоха и социальная группа накладывают отпечаток на все вещи, в ней существующие и ее создающие. Исходя из этого вещи можно рассматривать как носители определенных значений. Вещи, используемые в домашнем быту, приобретают, помимо и сверх их утилитарного назначения, функцию выражения определенного кос- мологически цельного мировоззрения, в котором все предметы, их расположение в пространстве представляют собой непростую систему. В зависимости от контекста вещь может восприниматься и как знак совершенно далеких от нее явлений. Каждый предмет в квартире имеет определенную утилитарную форму, но несет на себе и груз подчас довольно трудно расшифровываемой семантики. Вещь может выступать в качестве этнического индикатора власти, показателя социальной или кастовой принадлежности владельца, даже может выражать его конфессиональную принадлежность. Вещь вплетена в сложную систему разнообразных символических связей. Столь же развитой семиотической системой является жилой интерьер. Семиотика интерьера.Словари определяют понятие интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания. Однако все чаще в научной литературе ив быту интерьер понимается как убранство внутренних помещений. Именно в этом значениии рассматривается в данном контексте этот термин. Интерьер не только утверждает и отражает определенный образ жизни, но и выражает все противоречия, достижения и особенности той или иной культуры. Жилищные постройки любого народа представляют собой определенный культурно-бытовой комплекс, который связан с разными сторонами жизни он зависим от климатических условий, обусловлен направлением хозяйства, формами семейного быта, общественными традициями. Влияют на особенности интерьера имущественные и классовые отношения, уровень развития техники и конечно же эстетические идеалы владельца. Последние, в свою очередь, во многом определяются общим культурным уровнем, национальными особенностями, религиозно-магическими представлениями или их отголосками. Но есть и общие закономерности, присущие интерьерам всех стран и народов. Одна из важных – пространственные характеристики. У бедных – тесные, темные и оттого дурно пахнущие, захламленные пространства, у богатых – просторные, солнечные, приятные и красивые. 7.4. Семиотика повседневности Открытия в области техники, ее развитие и совершенствование, несомненно, влияли на функциональное деление интерьера, как и на обстановку вокруг дома. Каждая эпоха накладывает отпечаток на вид вещей и на их сочетание. Мир вещей как бы пронизан временем, а предметная среда, связанная прежде всего с пространственными координатами, сама своеобразно конструирует время. Интерьер становится знаковой системой. В любом интерьере проступает спаянность быта и бытия. Особенно наглядно – в интерьере народного жилища, отражающего систему космологических символов. Вещь в интерьере выступает как культурный текст определенной исторически обусловленной знаковой системы, а интерьер, включающий ее, – как сама знаковая система. Каждый человек, иногда даже не сознавая этого, включен в незримый диалог с вещами, окружающими его в интерьере и воздействующими и на него, и на ближних. Все мы, живя в доме, обязательно спим. И, конечно, видим сны, поэтому возможна семиотика сновидений. Сновидения – это язык ночи. Когда мы засыпаем, мы видим загадочные порождения загадочного мира. Часто они истолковывались как послания богов и сих помощью пытались раньше, впрочем, как довольно часто ив наше время, узнать судьбы отдельных людей и даже целых народов. По сновидениям старались узнать и предсказать будущее, раскрыть прошлое. Сны могут подарить вдохновение или помочь разрушить преграды в реальном мире, когда мы бодрствуем. Сны, как правило, необычны, их характеризует алогичность сюжетов и содержания, что провоцирует парадоксальный, фантастический характер их толкования. Вместе стем сны могут предупредить об опасности. Кроме того, сновидения могут послужить дверью в мистическое пространство ночи, в те миры, где можно встретиться с ушедшими из жизни любимыми. Сны могут исцелять, сих помощью мы совершаем астральные путешествия, которые помогают понять и исследовать нашу душу. В наши дни считается, что сон – это период, когда мы незаняты продуктивной деятельностью. Несмотря на то что мы признаем мир сновидений, когда мы их вспоминаем, то чаще всего видим в них что- то странное, занятное и смешное. Однако иногда сны дают нам именно истинную информацию о реальной действительности. Уже в древности люди относились к снам как к явлению, которое может многое предсказать в будущем. Свидетельством этого являются многочисленные повествования, пришедшие к нам из архаических времен из разных регионов мира. Глава 7. Культура как знаковая система Объяснить, что такое сон, достаточно сложно. Психологи считают, что символы в наших сновидениях – это тайная дверь, в которую вливаются в сознание спонтанные порождения человеческой души. Именно они помогают сохранять эмоциональное равновесие вовремя бодрствования, ибо в снах мы испытываем и переживаем то, что обычно в течение дня подавляли в себе. В доме как особом пространстве повседневности реализуются вышеуказанные знаковые системы, языки, которые оказываются важной частью жизни человека. Но и вне дома, в нашей повседневной жизни действуют различные знаковые системы. Деньги – важный и часто использующийся элемент повседневной жизни всех без исключения людей. Они выполняют множество функций, среди которых есть и знаковая, на основе чего становится возможным говорить о семиотике денег. Деньги – общепринятый символ богатства, материального благосостояния и торговли. Так как они – знак отношения к мирским благам, то монахи некоторых христианских орденов дают обет не прикасаться к деньгам, тем самым репрезентируя отказ от всякой мирской скверны. В книгах Нового Завета деньгам противопоставляется золото, которое символизирует истинную духовность. Именно таков смысл притчи о трех талантах (талант – греческая мера серебра и золота. В Откровении от Иоанна Христос называет заблуждающегося священника нищими предлагает ему купить золото, огнем очищенное, те. чистое золото спасения в обмен на фальшивые деньги мирских благ. В аристократической культуре Средних веков деньги были презренными. Аристократ должен был расшвыривать их горстями, так как истинными ценностями мира считались честь, любовь, слава, которые ни продать, ни купить нельзя. Аристократ демонстрировал свое презрение к материальным благам. Деньги аристократа находились в руках многочисленных посредников – эконома, повара, посыльного, лакея, который носил кошелек своего господина. Ив наше время среди определенных слоев считается шиком прикуривать от крупных купюр, не брать сдачи, не поднимать упавших денег. Между тем буржуазная культура выработала совершенно иное отношение к деньгам. В буржуазной культуре деньги – символ не только благосостояния, власти и силы, но и универсальное мерило всех ценностей Каковы же знаковые особенности денег Это могут быть изображения царей, богов и их священных животных. Могут быть изображения государственной символики или символов страны, которой принадлежит монета. Изображают растения, магические знаки, знаменитые ар. Семиотика повседневности 210 хитектурные сооружения. Например, на французских франках изображалась Марианна – символ Франции. На деньгах могут писаться лозунги, девизы, изречения из священных книг, изображается полный набор магических знаков – от креста до свастики. Очень интересны в этом отношении доллары США, на которых изображены масонские знаки – усеченная пирамида, символизирующая демократию, треугольник со всевидящим оком Бога, змея, кусающая себя за хвост, – геральдический символ вечности ив тоже время алхимический знак вечного делания. Это связано стем, что отцы-основатели Североамериканских Объединенных Штатов были масонами, а Джордж Вашингтон магистром масонской ложи. Знак, изображающий доллар дважды перечеркнутая буква S напоминает кадуцей – символ Меркурия, покровителя торговли, нов тоже время он алхимический знак ртути философов, необходимой для создания философского камня. Среди животных, изображаемых на монетах и банкнотах, лидирующее положение занимает лев. Денежный знак – это средство массовой информации, самое распространенное и самое авторитетное. Символика денежных знаков очень насыщенна. Конечно, в наше время постепенно деньги уходят из употребления в том виде, в каком они существовали долгое время. Им на смену приходят кредитные карточки, чековые книжки. Семиотика рекламы и товарных знаков. Реклама как таковая сформировалась в древнейшие времена, она необходима в первую очередь для сбыта товаров и услуг, стимулируя их. Элементы рекламы были во всех древневосточных деспотиях, в античном мире, в эпоху Средневековья, Возрождения, Нового времени. Реклама появилась в древности, зародившись одновременно с торговлей. В самом начале своего существования реклама представляла собой выкрики торговцев и ремесленников. Затем появились глашатаи. В крито-микенской культуре они были вписаны в список существовавших тогда профессий. Появление письменности привело к рукописной рекламе. В Античности рекламировались зрелища, еда, напитки, бани. Печатная реклама появляется с изобретением в е гг. Гуттенбергом печатного станка. Появляются аннотированные книги, реклама печатной продукции, зрелищных представлений – афиши. В газетах начиная св. непременным элементом становятся рекламные объявления. В них помещались сообщения о разного рода товарах, услугах. Позднее появились брачные объявления. К концу XVIII в. в большинстве европейских стран сформировались специализированные рекламные Глава 7. Культура как знаковая система издания. В XIX в. большая часть рекламы размещалась в газетах, афишах и рекламных листах. Однако в большинстве случаев эта реклама была незначительной, ибо не было тогда развитых СМИ, неграмотность большинства людей не давала возможности использовать широко надписи, взаимосвязи разных, далеко отстоящих территорий были затруднены. К концу XIX – началу XX в. реклама стала размещаться везде, где это было возможно даже на кладбище, где рекламировался пистолет системы кольт. Но лишь в XX в. родилась активная рекламная индустрия, в конечном итоге подорвавшая доверие к рекламе. В это время зарождается культ тела, который рекламируется как знак здорового образа жизни. В итоге это породило стремление подражать рекламным моделям, отнюдь несоответствующим особенностям нормального человека. В итоге сегодня рекламные изображения человека становятся более близкими реальности. В наше время реклама достигла гигантских масштабов и распространилась по всей планете. Существуют различные методы создания рекламы. Они хорошо известны и включают в себя несколько основных этапов изучение рекламируемого продукта, его позиционирование, создание имиджа торговой марки, создание определенной идеи рекламы. В современном мире существует огромная армия разного уровня творчества работников, специализирующихся в области рекламы. Это художники, текстовики (как правило, высокоодаренные представители литературного цеха творчества, актеры, режиссеры, музыканты и т. п. И конечно же в первую очередь в работе рекламы первенствующее значение приобретают компьютерные дизайнеры. Расцвет дигитальных техник способствует развитию рекламы. Поток рекламы идет от рекламодателей, ее производителей и распространителей к потребителям. Для эффективности рекламы необходимо исследование ее воздействия на потребителя. Этот обратный поток информации изучается специальными тестами и исследованиями. И всегда в рекламе учитывается психология человека, на которого она распространяется. Причем учитываются не только сознательные элементы психики, но нередко реклама воздействует на подсознание человека. Как мы видели, реклама многомерна, но особое место в ней занимают торговые знаки. Зачастую реклама и товарные знаки отождествляются. Товарные знаки у нас в стране развиваются особенно сложно, ибо мы вошли в стихию рыночных отношений неподготовленными. Люди в нашей стране не знают этого языка – как создатели товарных знаков, таки их потребители. В первую очередь это касается незнания языка 7.4. Семиотика повседневности рынка. Однако товарные знаки оказались необходимыми и у нас, ибо именно они служат важной цели – обеспечивать культуру рыночных межличностных отношений. Вот почему товарный знак приобретает нравственную ответственность и эстетическую организованность. Товарные знаки становятся опредмеченными отношениями. Сих помощью возникает некий заговор, в который вовлечены все участники рыночного процесса, охватывая массу людей. Мы уже видели, что в жизни большое значение приобретают не только люди, но и вещи и их связи. Товарные знаки становятся тем языком, который позволяет нам ориентироваться в вещах, рыночных отношениях. И как в любом языке, мы свободны только тогда, когда его освоили, таки в случае с товарными знаками мы ориентируемся только в том, который мы освоили с ранних лет, который воспринимается нами как родной язык. Применение товарных знаков было эффективным средством идентифицировать товар. Знак стал служить конкретной практической задаче. Конечно, знаки зачастую плутуют с покупателем. Но всегда товарные знаки диктуют характер их использования, поэтому любой новый знак придает новые оттенки в поведении человека. И смысли существование знака зависят оттого, как его предметное поле впишется в человеческую повседневность. Товарные знаки создают, как правило, дизайнеры, художники, и связь товарных знаков с искусством очевидна. Ибо без создания некоего художественного образа товарный знак не привлечет внимание покупателя. Таким образом, товарный знак становится специфическим явлением культуры, принадлежащим одновременно сфере экономики, коммерции, нов тоже время и эстетики, и художественного творчества. А это всегда привносит в знак некую специфику, отличающую его от обычного знака. Семиотика повседневности в целом это система языков, пронизывающих повседневную жизнь человека. Знаковость вещей, знаковость жилища, знаковость одежды, знаковость поведения, социальных институтов, профессий, техники и технологии, знаковость речи – все это языки культуры, непосредственно проявляющие себя в повседневности. Нередко эти языки культуры получают претворение в искусстве. В свою очередь, искусство влияет на языки культуры. Языки культуры повседневности зависят от различных объективных обстоятельств и закономерностей в развитии общества. Это и кризисы, политические и экономические, и революционные изменения, и стойкие стадии в развитии общества, и многое другое. Но и сами эти Глава 7. Культура как знаковая система языки влияют на культуру повседневности, как естественный язык показателем является современная русская речь, таки все те коды, которые коммутируют в обществе. Наиболее полно это получает отражение в искусстве. Помимо повседневности в жизни существует и неповседневность. Сюда входят разного рода праздники, карнавалы, фестивали, форумы, сак- рально-религиозные действа, политические события и т. п. Только сейчас начинают изучать особенности такой культуры. Пионером в этом направлении был ММ. Бахтин. Его книга Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса во многом предопределила развитие современной семиотической науки. Но пока столь полно и всесторонне, как семиотика повседневности, семиотика непов- седневности еще не стала столь общим предметом изучения. Поэтому в качестве этой стороны языков культуры отметим лишь язык бала. Язык бала – порядок танцев, обстановка, одежда, аксессуары представляли собой особый код, имевший определенный смысл. В эпоху Средневековья танцы считались греховными. Лишь в эпоху Возрождения произошла их реабилитация. В России высшие классы считали недостойным для себя принимать участие в плясках, хотя нередко были их зрителями. Только при Петре I возникает новая бальная культура с ее знаковостью и обширной семантикой. При нем появились ассамблеи и маскарады, где танцы занимали центральное место и стали важным средством общения, одним из важнейших инструментов сиг- нификации социальных отношений и структуры русского общества. Если первые ассамблеи были полисословными, то со смертью Петра они стали инструментом сословной стратификации. Они делились на частные, публичные и придворные. Но семиотика их была единой, хотя и существовала разница между столичными и провинциальными балами. Балы просуществовали до начала ХХ в. Со второй половины XIX в. наблюдается угасание бальной культуры. Последним танцевальным сезоном был 1914 г. После Гражданской войны и революции 1917 г. язык бала распался. В настоящее время начинается его возрождение в виде разного рода балов предпринимателей, художественной интеллигенции, потомков дворянских, купеческих родов. Репертуар бальных танцев был разнообразными каждый из них был определенным знаком и выполнял определенную смысловую роль. Полонез был первым танцем, заменив в XIX в. интродукцию танцевального вечера, в XVIII в. – менуэт, который был белым танцем когда дама выбирала кавалера, что представляло собой знаковое выражение освобождения женщины от «теремной культуры, 7.4. Семиотика повседневности включавшей множество запретов для женщины. Следующим танцем был вальс, затем мазурка и полька. Кульминацией и последним танцем был котильон. На русских балах танцевали, помимо западных танцев, казачка и русского, что подчеркивало стремление подчеркнуть самобытность русской культуры. Во второй половине XIX в. русская тема становится стержневой, что отразилось не только на танцах, но и на одежде, аксессуарах и т. д, хотя в России национальная специфика ощущалась всегда. Характер танца задавал определенный стиль разговора. При исполнении полонеза, кадрили, которые считались серьезными, этикетными танцами, романтические беседы были неуместны, а вот вальс считался интимным танцем, располагавшим к лирическим объяснениям, превращаясь в танец любви, а мазурка способствовала выявлению мужского начала, почему наибольший шик мазурка представляла в исполнении военных. Впрочем, танцы со временем претерпевали изменения, семантика различных бальных танцев не была неизменной и чопорная кадриль к концу XIX в. превратилась в бальную игру, в которой нередко можно было найти кабацкий колорит. Место проведения балов влияло на их семиотику. В столицах ив провинции языки балов отличались друг от друга. Так, семиотическое пространство было более регламентировано в Петербурге, в Москве меньше, а в провинции могло изменяться до неузнаваемости сапоги со шпорами одевать на бал считалось неприемлемым, нов провинции законы бального этикета довольно часто нарушались. Впрочем, и на балах, даже в присутствии государя, некоторые мужчины носили шпоры, что выглядело романтично и поэтично. Бальная культура обладала собственной знаковой системой. Все предметы, сопутствующие балу, приобретали свой язык. Значение всех бальных элементов было чрезвычайно велико – от зеркала до бальной одежды, ее цвета, перчаток, туфель, шпор и бальных аксессуаров – вееров, агенд (бальных книжечек) и т. д. Существовал особый язык веера цвет и положение всегда могли о многом сказать, сего помощью можно было вести диалоги. В XVIII в. доминировал язык мушек. Итак, языки культуры, знаковые средства, выражающие ее особенности, очень разнообразны. Но среди них особо выделяется искусство как особое знаковое средство. Искусство как совокупность языков культуры, как ее универсальный язык Искусство при всем богатстве его значений в системе человеческой культуры не в последнюю очередь является ее универсальным языком. Глава 7. Культура как знаковая система По отдельным произведениям искусства можно себе представить культуру эпохи в целом. Таковы, например, «Илиада» и Одиссея Гомера. Искусство как универсальный язык культуры есть, с одной стороны, воспроизведение в его специфических системах этой культуры, те. конкретно-исторического образа жизни людей различных эпохи этнических регионов, ас другой – это утверждение и развитие отражаемого образа жизни, отражаемой культуры. Конечно, искусство представляет собой совокупность языков, разных знаковых систем. Язык живописи отличается от языка музыки. Но можно говорить как об особом языке культуры и обо всем искусстве, имея ввиду особенности художественных знаков, выразительных средств искусства вообще. Так, многозначность выразительных средств искусства остается неоспоримым фактом. Как в музыке, таки в живописи, да ив любом виде искусства, знак не может быть однозначным. Содержание(зна- чение, которое вкладывает в него автор) прочитывается реципиентом, адресатом, не всегда полностью адекватно. Иногда содержание это может быть даже более полным, нежели задумывал сам автор. Часто же содержание, которое извлекает воспринимающий, уже того, какое имел ввиду художник. Специфика музыки заключена в том, что большое значение при восприятии имеет исполнение. Хорошо известны случаи, когда первое исполнение решало судьбу произведения. И даже тогда, когда мы смотрим лишь нотный текст, мы невольно выступаем в качестве интерпретатора. (Впрочем, и при восприятии живописного холста, литературного произведения, театрального спектакля или кинофильма мы являемся его интерпретатором) Неслучайно для композитора так важно исполнение его произведений. Еще одно отличие художественного знака состоит в том, что он не может быть выделен изданного контекста и без изменений использован в другом контексте, как это характерно для обычного знака. Элементы одного произведения, взятые из другого, в новом контексте приобретают новое смысловое значение. Форма в искусстве имеет доминирующее значение. От формы зависит полностью передаваемое содержание. Нам небезразлично, в каком регистре, в каком темпе изложена таили иная музыкальная тема. Одна из причин невозможности получить полное представление о живописном полотне по репродукции – в изменении, даже при прекрасном уровне техники, всех элементов формы, цвета, фактуры и т. д. Тоже относится и к знаковым системам. Действительно, в искусстве можно выделить отдельные элементы, которые мы можем назвать художественными знаками. Все они могут быть соединены в некую 7.5. Искусство как совокупность языков культуры, как ее универсальный язык систему, язык выразительных средств того или иного вида искусства. Но две характеристики других знаковых систем неприменимы по отношению к языку искусства. Так, если в обычной знаковой системе существует конечное число элементов знаковой системы, те. можно составить словарь, тов искусстве такой словарь составить невозможно. Ибо в противном случае невозможно было бы творчество. Любой художник вводит в свой вид искусства новые знаки, которые как рази свидетельствует о его новаторстве, те. придумывает новые выразительные средства, обогащающие язык того вида искусства, которым он занимается. И составить конечное количество знаков означало бы выхолостить из искусства творческую основу. Тоже относится к следующей характеристике осуществим перевод с одной знаковой системы на другую. Полноценный перевод без потери информации присущ естественным языкам. Нов искусстве этого достичь практически невозможно. Конечно, мы знаем, что многие сюжеты литературы получают претворение в сценических видах искусства, темы живописи могут получить интерпретацию в музыке и т. д. Таких примеров каждый может привести огромное количество, при этом прямой перевод не получается. Даже поэтический перевод с одного языка на другой всегда в чем-то оказывается отличным, ибо в другой сфере языка оказываются пропущенными некие детали, которые придают аромат неповторимости авторского произведения. В этом одна из причин того, что в мире не могут до конца оценить магию творчества АС. Пушкина. А ведь чего проще переведи – все поймут, о чем он писал. Нонет. Есть неуловимые оттенки, которые не могут быть воспроизведены в переводе. Искусство – язык особого рода. Некоторые характеристики языка к нему применимы, другие нет. И все же в языке искусства мы видим все основные виды или типы знаков, присущих обычным знаковым системам. Однако по отношению к искусству точнее говорить не о раздельном существовании трех типов художественных знаков. Ведьмы выделяем их по аналогии стремя типами знаков вне искусства. Впрочем, различные типы знаков не существуют в абсолютно чистом виде нив одной сфере человеческой деятельности. В искусстве в каждом элементе художественной формы можно выделить наличие двух (выразительного и условно-знакового) или даже трех свойств (изобразительного, выразительного и условного. О различии же этих элементов можно судить в зависимости оттого Например, словарь естественного языка, или алфавит, или знаки дорожного движения. Глава 7. Культура как знаковая система какое из этих свойств играет определяющую роль в данном художественном знаке. Естественно, что в живописи ведущими видами знаков будут изображения, в музыке – средства, помогающие выражению эмоций, в литературе – слова, дающие возможность непосредственно выразить понятия. Однако в современном искусстве эти границы становятся все более размытыми. В современности происходит бурное изменение различных знаковых систем, в том числе языков культуры. Это связано с феноменом массовой культуры, развитием средств массовой коммуникации, повышением значимости экранности в культуре, становлением своеобразия культуры информационного общества вовсе более глобализо- ванном мире. Но для того чтобы понимать сущность и значение всех этих явлений и процессов, необходимо представлять себе то, как возникла и развивалась к нынешнему состоянию культура человечества. Контрольные вопросы и задания Что такое знак, знаковая система? Назовите типы знаков. Каково значение терминов язык, «код»? Как понимается культура с семиотических позиций? Что такое текст в культурологии? Какие языки культуры вам известны? Каков смысл понятия семиотика повседневности»? Почему по обыкновенным вещам можно что-то узнать о культуре людей, их использующих? Что представляет собой язык бала в качестве знаковой системы культуры? Почему ив каком смысле искусство может считаться универсальным языком культуры? Литература Руднев В. П Словарь культуры XX века. М, Семиотика сб. ст. / сост. и ред. ЮС. Степанов. М, 2007. Махлина СТ Семиотика культуры и искусства словарь-справоч- ник в 2 т. СПб., 2003. 7.5. Искусство как совокупность языков культуры, как ее универсальный язык |