Главная страница
Навигация по странице:

  • Инкультурация

  • Индивидуализация

  • Контрольные вопросы и задания

  • Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
    АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    Дата01.02.2017
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    ТипЛитература
    #1605
    страница14 из 38
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   38
    адаптивная функция ценностных ориентаций определяет степень соответствия замыслов реальным возможностям личности. Она предостерегает от чрезмерных и утопических планов, корректирует поведение, предлагает оптимальный путь решения проблем. Адаптация к реальности не означает приспособленчества как стремления к компромиссу и желания избежать трудностей, избрать легкий путь достижения цели. Адаптивная функция особенно важна в освоении новых жизненных обстоятельств, межкультурных контактах.
    Защитная функция ценностных ориентаций пропускает достоверную информацию, укрепляющую убеждения человека и блокирует доступ негативных сведений, наносящих урон социальному самочувствию и сознанию человека.
    Функция координации непосредственно связана с эмоциональной и социально-психологической сферой личности. Она содействует рациональному чередованию труда и отдыха, предостерегает от перенапряжения и дезинтеграции личности, способствует выработке гармонического стиля жизни.
    Экспрессивная функция определяет активный, деятельный характер ценностных ориентаций, способствующих реализации планов и замыслов, самоутверждению личности. В этом проявляется энергетика личности, умеющей не только разрабатывать планы, но использовать интеллектуальные и эмоциональные ресурсы для воплощения в реальность. Все функции ценностных ориентаций взаимосвязаны, могут дополнять друг друга, быть в подчинении, конкурировать между собой. Многообразие ценностных ориентаций сочетается с индивидуальностью личности и становится способом отражения богатства культуры.
    Становление личности – сложный и длительный процесс, происходящий на протяжении исторического развития культуры ив течение всей жизни отдельного человека. В научной терминологии это озна-
    4.3. Ценностные ориентации личности
    чает, что филогенез повторяет онтогенез, те. индивид в сжатом виде проходит этапы от архаичных форм до современности. Формы и этапы взаимодействия культуры и личности
    В культурологии выделяют три формы взаимодействия культуры и личности социализация, инкультурация, индивидуализация. Все эти формы тесно связаны, но имеют различия. Социализация раскрывает процесс взаимодействия личности и общества, приобщение человека к конкретным социальными культурным условиям. Это длительный путь освоения социальных норм, отношений между людьми, которые определяют адаптацию человека к данному обществу. Социализация в разных культурах основана на усвоении различных норм, имеет особенности в каждой национальной культуре ив каждую историческую эпоху.
    Инкультурация характеризует знание родного языка, гигиенических и бытовых норм повседневной жизни, традиций и обычаев, ритуалов и обрядов своего народа. Становление личности включает приобщение к ценностям нравственной, интеллектуальной, экологической, физической, политической, религиозной, художественной культуры.
    Индивидуализация сосредоточивает внимание наличных особенностях человека, способностях и дарованиях, интересах и потребностях, свойствах его характера, сознания и поведения. Человечество многолико и многообразно, ни один человек непохож на другого ни внешним обликом, ни духовным миром, ни судьбой. Даже водной семье люди непохожи друг на друга. Многообразие личности – достоинство и ценность человеческого сообщества и культуры. Все три формы приобщения личности к культуре – социализация, инкультурация, индивидуализация – различаются лишь в направленности процесса и выражают общее, особенное и единичное в биопсихологическом, социокультурном развитии личности и индивидуальности. Исторически менялось соотношение социализации, инкультурации и индивидуализации. На разных этапах истории человечества они обладают разной мощностью в традиционных социокультурных системах силы социализации превосходили возможности инкультурации, тогда как в системах персоналистских, напротив, влияние социализации ослабевает, а формирующее личность воздействие ее инкультурации безмерно усиливается, что высвобождает индивида из-под власти группы, раскрывая передним неограниченные возможности личностного самосозидания»
    1 1
    Каган МС Метаморфозы Бытия и Небытия. СПб., 2006. С. Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    Процесс развития личности совершается в течение всей жизни от младенчества до старости. Каждый этап отличается спецификой, особыми стратегическими целями, ценностными предпочтениями.
    Первый этап – младенчество, самый ранний период становления личности при непосредственном участии взрослых. В общении формируются навыки узнавания окружающего мира, оформляется речь, эмоции и мышление. Второй этап дошкольный период детства. Ведущим способом инкультурации считается ролевая игра, в которой развивается социальное общение с взрослыми и сверстниками. В этот период важно приобщение к традициями нормам, знание родного и иностранного языка, сказок и преданий, развитие музыкальных способностей, худо- жественно-образное воображение позитивно влияет на душевный мир личности.
    Третий этап – школьный период систематического обучения, новых отношений с взрослыми и сверстниками, изменение ритма жизни, требований и обязанностей. Познание основ различных наук становится главным направлением инкультурации, развития интеллекта, логического мышления Успехи и неудачи в учебе формируют характер, оказывают влияние на последующий жизненный путь. Сверстники приобретают особую роль в формировании самооценки. Раннее половое созревание и акселерация физического развития влияют на сексуальные отношения. Формируются нравственные, эстетические вкусы и потребности, увеличивается роль самосознания, самооценки, мировоззрения.
    четвертый этап – период взрослой жизни, окончания образования, приобретения профессии, вступления в браки рождения детей, социальной мобильности и самостоятельности. Это наиболее длительный и драматичный этап, включающий наивысшую точку самореализации личности, так называемое акмэ – расцвет. Это время успешной карьеры в профессиональной деятельности, социальной активности.
    Пятый этап – период пожилого возраста и старости. Это время угасания жизненных сил, постепенного сокращения трудоспособности, утраты интересов. В современной культуре приобретает популярность более оптимистическая модель так называемого третьего возраста. Пожилым людям предлагают приобрести знания на различных курсах, совершать туристские путешествия, оказывать помощь в воспитании детей, заботиться о своем здоровье. Все периоды включают процессы социализации, инкультурации и индивидуализации. В психологии, социологии, культурологии эти периоды жизненного цикла являются предметом специального изу-
    4.4. Формы и этапы взаимодействия культуры и личности

    152
    чения: педология – наука о детстве юнология исследует молодость акмеология и андрогогика изучают зрелость геронтология – наука о старости. В современном обществе наряду с привычными стадиями появились новые возрастные статусы. Раннее начало систематического образования с шести лет вносит коррективы в ритм жизни ребенка, приучает к строгому выполнению заданий. Пребывание в учебном заведении в течение лет развивает интеллектуальную культуру и познавательный потенциал, но откладывает самостоятельное участие в социальной жизни на более поздний период. Статус ученика и студента создает ситуацию инфантильности, отсроченной взрослости, позднее обретение личной ответственности. Это отразилось на семейном статусе молодежи, предпочтении гражданского сожительства, вступлении в брак в более позднем возрасте, как правило, при рождении ребенка. Более распространенными стали многократные браки и разводы, неполные и альтернативные формы семейной жизни. Стадия зрелости сопровождается частой сменой мест работы, получением дополнительного образования, социальной мобильностью, переездом в новые города и страны. Новый статус приобрел последний жизненный цикл, старение не означает утраты жизненной энергии, дает возможность реализации интересов. Стремительный темп модернизации социальных отношений и экономики, внедрение новых технологий и методов управления увеличили потребность общества в молодых специалистах, значительно сократили значение жизненного опыта, приобретенного в прежние годы. В современной России вошло в жизнь новое поколение, рожденное в 90 гг. ХХ в. Духовный мири ценностные ориентации молодых людей сформировались в новых социальных и культурных условиях свободы и демократии, приватизации и частной собственности, коммерциализации и финансовой зависимости, корпоративной и массовой культуры. Глобализация и рост межкультурных коммуникаций свидетельствуют о плюрализме жизненных стилей, смене ценностных ориентаций, увеличении возможностей для самореализации и развития индивидуальности. Различные модели и типы личности в их отношении к культуре

    В культурологии и социальной антропологии выделяют модальную, статусную, идеальную и реальную модель личности.
    Модальная личность – обобщенный образ или имидж человека в его принадлежности к определенной национальной (этнической) культуре. В нем особенно выделяются черты национального характера, менталитета. Д. С. Лихачев, исследуя особенности культуры русс-
    Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    кого человека, отмечая сложность, динамичность и противоречивость национального характера. Модальная личность может быть выражена одним качеством, в котором представлен коллективный портрет народа пунктуальность немцев, деловитость американцев, веселый нрав французов, организованность китайцев. Известный исследователь японской культуры Т. П. Григорьева отмечает в национальном характере японцев эстетическую связь с природой как способ постижения мира. Традиционное искусство живописи и поэзии, иероглифики и чайной церемонии отражают настроение и мировосприятие японцев. Это проявилось в искусстве составления букета – икебане. Следовать красоте – значит следовать природе, быть другом четырех времен года, – говорит народная мудрость. Как и человеку, цветку надо помочь выявить себя. В композициях мастер не навязывает свою волю, свое настроение цветку, а стремится передать его природу, уникальность каждого мига жизни. Главное требование традиционного искусства соответствие ритму, заданному природой, законам простоты, свободы и естественности. Жизнь людей зависит оттого, смогут ли они остановить репрессированное в погоне за прибылью природное начало, преодолеть отчужденность от мира, преодолеть ставший опасным разрыв между вторичной и изначальной природой, между
    Ego и истинным Я, тот разрыв, который неизбежно приводит к неврозам, к разрушению человеческой личности. Несмотря на техническую и социальную модернизацию Японии, в культуре страны бережно относятся к традициям как основе культурного самосохранения жизни народа и личности. Понятие ментальности часто используется в культурологии для раскрытия особенностей образа мыслей, душевного склада, интуитивных предчувствий в отношениях личности к миру природы, к обществу и другим людям. В ментальности закрепляются мыслительные образы и схемы поведения в разных ситуациях, привычки и пристрастия, эмоциональные стереотипы поведения как люди разных культур приветствуют друг друга, любуются природными явлениями или безразличны, как в общении выражают почтение или презрение, гневили радость. Ментальность включает ценности культуры, но существует в бессознательных глубинах психики. Ментальность выражает практические установки людей, привычные схемы поведения, принятые в данной культуре. Статусная личность отражает спектр социальных ролей, которые предписывают человеку определенный тип поведения. Статус мужчи-
    1
    Григорьева Т. П Мудрецы, правители и мастера // Человек и мир в японской культуре. М Наука, 1985. С. 163.
    4.5. Различные модели и типы личности в их отношении к культуре

    154
    ны и женщины, отца и матери, воина и учителя, продавца и покупателя в этих социальных позициях закрепляются стереотипы сознания и поведения. Статусная личность наделена властными полномочиями и склонна к авторитаризму. В характере преобладает требование беспрекословного подчинения, склонность к стереотипам мышления и поведения, консерватизм и мнительность. Идеальная личность представляет комплекс позитивных черт, которые рассматриваются обществом как наиболее ценные и перспективные. Они могут быть записаны в кодексах чести, в моральных заповедях, требованиях к специалисту. В них отражаются представления общества или социальной группы о том, какие черты особенно важны в человеке. Однако идеал, как правило, расходится с действительностью, поэтому не меньшее значение имеет реальная личность со всеми достоинствами и недостатками, противоречиями и склонностями. Все эти подходы необходимо принимать во внимание при исследовании процессов социализации, инкультурации и индивидуализации. Социализация характеризует освоение личностью ценностных ориентаций, включение в разные социальные группы и общности. Личность в процессе общения устанавливает отношения с другими людьми, узнает мнение о себе и своих поступках, чертах характера и на этой основе формируется самооценка. Система ценностей, принятых в социальной группе, проникает в духовный мир личности, приобретает индивидуальные черты. Социальный тип личности отражает общие и устойчивые черты группового сознания Социальные роли врача, учителя, военного, бизнесмена, менеджера, чиновника характеризуются общими чертами внешнего и внутреннего облика, формируются в определенной культуре и успешно в ней действуют. Однако в другой культуре черты социальной роли могут быть иными. В кризисных ситуациях и резких социальных переменах социальный тип теряет свою определенность и устойчивость, утрачивает веру в ценности, что приводит к социальному конфликту с реальностью и драматическим переживаниям. Социальный тип отражает общие черты, присущие многим людям данной группы. Можно представить социальные типы молодых и старых, мужчин и женщин, православных и мусульман. Социальный тип – это коллективный портрет группы с наиболее яркими, общими свойствами сознания и поведения. Он формируется и проявляется в многочисленных групповых субкультурах, в которые включается личность, осваивая социальные роли. Существуют достаточно устойчивые представления относительно внешнего облика, манеры поведения начальника и подчиненного, учителя и ученика, врача и пациента. Комплекс основных Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    качеств и стереотипов социальной роли закрепляется в культуре и передается в процессе социализации. Руководитель должен быть компетентным, принимать решения, заботиться о подчиненных. Таков статус роли, и проявления именно этих качеств ожидают подчиненные. Так в сознании формируется образ социальной роли руководителя. Каждый человек исполняет не одну, а множество ролей, требующих разных качеств и форм поведения. Между всеми ролями должна быть координация и гармония, иначе могут возникнуть конфликты. Кроме того, враз- ных культурах репертуар и содержание социальных ролей неодинаково, и это надо учитывать в межкультурных коммуникациях. В европейской культуре большие изменения произошли в социальной роли женщины. Образованность, социальная активность, экономическая самостоятельность изменили отношения в семье между мужчиной и женщиной. Существенные перемены происходят в родственных, дружеских, соседских отношениях, они постепенно утратили эмоциональную близость. Корпоративная культура предъявляет целый набор требований к внешнему облику, костюму, прическе, этикету персонала. Социальные роли как стереотипы поведения формируют определенные ожидания в общественном мнении, поддерживая или осуждая поведение личности. Психологические особенности человека, индивидуальные черты характера вносят коррективы в исполнение социальной роли.
    В обществе есть особые социальные роли, которые относятся к статусу духовного лидера, вождя, выдающейся личности. В определенной степени к ним можно отнести социальные роли звезд экрана, эстрады, шоу-бизнеса. Этот тип социальной роли называют харизматическим, окруженным ореолом известности, почитания и особого поклонения. Личности подобного типа отличаются ярко выраженной индивидуальностью, наделены особой духовной силой и влиянием не только на современников, но и удерживают в орбите поклонения последующие поколения. Исследователи отмечают магнетическое воздействие интонации, манеры поведения и стиля общения выдающейся личности.
    Что касается лидеров шоу-бизнеса, важно иметь ввиду роль рекламы, технологии социальных отношений, паблик рилейшнз, совершающих раскрутку их популярности. Эти действия отражают представления о личности как маске, личине, под которой скрывается истинное лицо человека.
    В процессе инкультурации личности формируется духовный мир, самосознание, представление о своем Я, отношение к другим людям близкого и дальнего круга общения. В этом процессе достигается культурная идентичность – отождествление личности с культурной тради-
    4.5. Различные модели и типы личности в их отношении к культуре

    156
    цией, вообще с культурой общества. Человек ощущает и осознает себя представителем именно данной культуры.
    Ценностные ориентации обращены к глубинным слоям духовного мира личности, представлениям о свободе, любви, вере, надежде, смысле жизни, верности. Эти понятия имеют большое значение для эмоционального мира личности, раскрывают оттенки чувств и переживаний. Чувство красоты, озарение радостью душевного взаимопонимания, стремление к счастью, отвращение к проявлениям подлости, предательства составляют основу мировоззрения личности. В процессе инкультурации личность осваивает мир той культуры, с которой связана своим происхождением, местом проживания, семейным воспитанием, историческим наследием. Наряду с этим она приобщается к ценностям других культур. В процессе индивидуализации выявляются черты сознания и поведения, присущие именно данной, уникальной и неповторимой личности. Несмотря на общность ценностей, в духовном мире каждого человека они приобретают особый смысл. Это состояние души проявляется в мотивах, намерениях, обосновании своих действий. Индивидуализация достаточно четко проявляется в уникальности жизненного пути, в биографии личности. История идей, открытий, достижений всегда связана с индивидуальностью личности. В биографиях, воспоминаниях отражается сложность, драматизм индивидуальной жизни. Биографический жанр в истории культуры имеет давнюю традицию. Устные предания, легенды, сказания распространены в традиционной культуре народов мира. В античной культуре были созданы Сравнительные жизнеописания Плутарха, Средневековье обогатило этот жанр, создав жития святых, исповеди, летописи. Особенно популярным становится биографические описания в Новое время, расширяется эпистолярный жанр, ведутся дневники, письменные диалоги. Считалось важным почти ежедневно записывать свои впечатления о событиях и встречах, анализировать свои поступки, размышлять об отношениях между людьми. Эти записи имеют большой исторический интерес, позволяют видеть, как общественные события отражаются в личной жизни человека, являются ценным опытом самопознания. Эта духовная традиция впоследствии была утрачена, исчезли семейные архивы, письма стали редкими и краткими. В современном мире наметились две тенденции с одной стороны, возрождение биографического жанра, мемуаров, автобиографий, с другой – почти исчезновение писем, их замена диалогами в Интернет, перепиской по мобильной связи. Ценностные ориентации в духовном мире личности имеют неодинаковую направленность. Одни из них образуют доминанту, являются Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    приоритетом, создают вертикаль, вокруг которой располагаются менее значимые ценности. Другие ценности оказываются менее значимыми или отходят на второй план. На этой основе немецкий философ Э. Шпрангер в книге Формы жизни выделил шесть типов личности, которым соответствуют приоритетные ценности, оказывающие влияние на структуру мотивов, восприятие реальности, эмоциональные отношения, жизненный стиль поведения. Типология основана на ценностях научной, экономической, политической, религиозной, эстетической, коммуникативной деятельности.
    Первый тип – теоретический или интеллектуальный человек. Для него познание, образование, творческая научная, исследовательская деятельность определяют основную направленность интересов и мотивов поведения. Теоретическая ценностная ориентация оказывает влияние на другие сферы деятельности. В экономике он занят прежде всего теоретическими проблемами. В политической сфере обладает теоретическим потенциалом, но мало интересуется конкретными действиями. Теоретик имеет преимущества в полемике, способен к разрушению догм, предлагая новые способы решения сложных ситуаций. В социальной сфере он часто оказывается индивидуалистом. В эстетике и религии он ищет теоретическое обоснование художественных вкусов и религиозных верований. Как правило, теоретик не стремится к власти, ибо его цель заключается в познании, а не в управлении.
    Второй тип – экономический человек. Главным ценностным ориентиром является материальная выгода, экономическая полезность. Сфера экономической жизни имеет преимущество и оказывает влияние на все другие сферы деятельности. Экономика воспринимается не только как средство поддержания жизни на определенном уровнено и как критерий полезности всех других жизненных проявлений. Экономический человек может интересоваться теорией, но только в определенных пределах, связанных с практической значимостью и полезностью. Все остальное – он считает бессмысленным балластом. В познании он стремится извлечь максимум для своих конкретных целей. Такой человек больше интересуется техническими аспектами экономики, технологией получения прибыли. Деньги становятся критерием успешности осуществляемых акций, инструментом оценки жизненного стиля. Такой тип личности не склонен к помощи и альтруизму, если это не приносит публичного признания и выгоды. В политических ценностях экономический человек предпочитает быть на стороне власти, извлекая из этого положения пользу для бизнеса и
    1
    См Ионин Л. Г. Социология культуры. МС. Различные модели и типы личности в их отношении к культуре
    предпринимательства. Само богатство есть власть, оно предоставляет выбор и свободу действий, хотя ив пределах законности. Экономический человек выбирает профессию менеджера, управления людьми и процессами. Искусство мало привлекает такой тип личности. Исключение составляют предметы престижного потребления, роскоши, модных и ценных предметов антиквариата, живописи, украшений. Они рассматриваются как финансовые инвестиции, долгосрочные вклады. Особые отношения экономического человека складываются с религией. Как известно, постулаты протестантизма способствовали укреплению позиций и ценностных установок на развитие прибыли в хозяйственной деятельности. Экономический человек ищет в религии и церкви поддержку своим намерениями устремлениям. Однако ведущее значение сохраняется за принципом полезности и выгоды.
    Третий тип – властный человек. Для него важнейшей ценностью является комплекс власти над природой, техникой, производственными коллективами, военными подразделениями, семейными и личными отношениями. Власть является основой характера, ведущим мотивом деятельности, критерием успеха. Все сферы культуры подчинены стремлению обладать властью. Познание и образование рассматриваются как возможность осуществления власти. Экономическая деятельность также направлена на властные полномочия. В политике такой человек ищет удовлетворения своих властных амбиций, требует особого почитания, проявления знаков внимания. Управлять людьми доставляет особое удовольствие. В семейных отношениях он претендует на роль главы, требует повиновения, не принимает иных мнений, кроме собственного. В искусстве стремится утверждать свои предпочтения и вкусы. Властный человек умеет брать на себя ответственность за совершаемые действия, принимать решения в сложных ситуациях. Нередко он готов жертвовать своими личными интересами, считая общественную деятельность более важной. Он обладает авторитетом, его привлекает разработка стратегических направлений, вдохновляют перспективные проекты. В экономике он склонен к управлению, нежели к производству. В социальной сфере интересуется проблемами трудоустройства, организации сферы услуг. В искусстве предпочитает массовые вкусы, распространенные в его социальном окружении. Он интересуется всеми формами политической деятельности и принимает в них участие. Он обладает организационными способностями и стремится их реализовать.
    четвертый тип – религиозный человек. Религиозность присуща в той или иной степени всем людям. Отношение к верованиям имеет широкий диапазон от формального признания религиозных заповедей и Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    норм, поиска высшей ценности духовного существования, приносящего нравственное удовлетворение и поддержку, до беспрекословного подчинения и фанатизма. Религиозность человека проникнута верой в божественное провидение. Мировые религии и их различные ответвления образуют основу религиозности. В различных сферах культуры религиозность проявляется неоднозначно. В познании религиозный человек находит поддержку, осваивая историю религий. В экономике он рассматривает трудовую мораль как реализацию предназначения человека. В политике ищет реализации права на осуществление религиозных норм и обрядов. В социальной сфере находит возможность общения с верующими, оказания им помощи и поддержки. В искусстве испытывает эстетическое наслаждение от художественного воплощения религиозных сюжетов. Пятый тип – эстетический человек. В духовном мире преобладают ценности художественной культуры, интерес к театру, музыке, живописи в различных формах. Это может быть профессиональное увлечение, поддержанное системой художественного образования. Ноне меньшее значение имеет для эстетического человека занятия искусством в свободное время. Он проявляет интерес к истории видов искусства, читает соответствующую литературу, посещает спектакли, музеи, выставки. Эрудиция определяет эстетические оценки. Такой человек проявляет активность в защите культурного наследия. Особенностью духовного мира является эстетический подход к окружающей реальности, развитие воображения, фантазии, вкуса. Шестой тип – социальный, или коммуникативный, человек. Главной ценностью становится общение с другими людьми. Роскошь общения выступает смыслом человеческих отношений. Взаимопонимание, забота о близких и дальних людях, совместное переживание радостных и печальных событий, стремление оказать помощь и поддержку составляют основу душевных настроений и ценностных ориентиров. Особое значение имеет чувство любви во всех проявлениях родительской любви, влюбленности и супружеских отношениях, любви к детям. Это ближний круг отношений. Добросердечность, отзывчивость, вежливость являются отличительными чертами человеческих отношений. Социальный человек проявляет интерес к особенностям общения в других культурах и стремится понять специфику межкультурной коммуникации. В экономических отношениях предпочитает участие в переговорах и достигает успеха. Он не стремится к власти и политике, но пользуется заслуженным авторитетом как искренний и порядочный человек. В художественной культуре его привлекают портретная живопись, поэзия, романтические сюжеты. Социальный
    4.5. Различные модели и типы личности в их отношении к культуре
    человек близок к религиозности как возможности душевной близости и участия в общении с другими людьми.
    Все перечисленные типы – весьма условны ив реальной жизни все отношения переплетены друг с другом. В них определена ценностная доминанта личности, оказывающая на жизненный стиль личности.
    Несколько иной подход к типологии индивидуальной культуры личности предлагается на основе доминирующей деятельности

    1
    Первый тип – эрудит Для него характерно преобладание познавательной деятельности, широкий диапазон интересов в различных сферах знания. Возможна специализация эрудита в области естественно- технических и гуманитарных наук.
    Второй тип – практик Его интересы сосредоточены преобразовательной деятельности, привлекает социально-организационная и про- изводственно-техническая работа. Это может быть политик, менеджер. Он обладает особыми способностями управления, определения перспективы и стратегии развития социальных институтов. Третий тип основан на ценностно-ориентационной деятельности. Личность этого типа увлечена проблемами мировоззрения, придает значение нравственным, политическим эстетическим, религиозным убеждениями принципам. Иногда его называют моралистом, имеющим обостренный интерес к идеологическим, смысложизненным проблемам.
    Личность четвертого типа предпочитает общение с другими людьми как увлекательное занятие Общение провозглашается высшей ценностью, он готов ради общения жертвовать своим временем, другими видами культурной деятельности.
    Пятый тип – художник Занятие искусством в различных формах – театр, музыка, живопись, дизайн, прикладное творчество, танец, фотография и многие другие виды искусства становятся доминантой ценностных ориентаций, определяют стиль жизни. Реализация культуры личности в жизни человека и общества В традиционных культурах преобладала четкость и одинаковость ценностей, норм поведения, целей каждой социальной группы и личность воспроизводила в своем сознании и поведении основные формы жизненного стиля. В современном обществе происходит дифференциация жизненных стилей, возникают новые культурные модели поведения. Плюрализм является способом выявления индивидуальных предпочтений и приоритетов, свободным самовыражением личности. В ситуации культурного плюрализма неизбежно возникает вопрос об
    1
    См Каган МС Философия культуры. СПб., 1996. Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    отличиях своей культуры от иной или вовсе чужой. Глобализация общества, межкультурные коммуникации и контакты, миграции народов и социальная мобильность неизбежно ставят вопрос об отношениях между культурами. Культура личности формируется на основе той культуры, которую она признает своей. В. М. Межуев отмечает, что своей культурой называют ту, с которой человек связан происхождением, местом проживания, воспитанием, языком, на котором говорит и мыслит, традициями, сохраняющимися в его памяти. Кроме перечисленных признаков не меньшее значение имеет свободный выбор личности. В свою культуру могут включаться достоинства и достижения других культур, которые дополняют черты индивидуальности на основе особого сочетания своего и чужого, близкого и далекого, прошлого и настоящего. На этой основе формируется идентификация, причастность личности к определенной культуре. По отношению к иным культурам человек может испытывать интерес и восхищение, стремление познать ее достижения и особенности. Это чувство становится основой дружественных отношений и толерантности. Но это не исключает любви, гордости по отношению к той культуре, которую человек считает родной. Процесс идентификации является тем социаль- но-психологическим механизмом, который обеспечивает интеграцию личности в общество, отношение к своей стране и культуре, любовь к родному краю. Отмеченные признаки лишь очерчивают общие контуры принадлежности к своей культуре.
    Культура личности реализуется в множестве поступков, способов деятельности в экономической, политической, религиозной, художественной и иных сферах. Наряду с этим о культуре личности можно судить по поведению в повседневной жизни. Изучение обыденных форм социального взаимодействия во многом дополняет портрет культурного человека. Здесь на первый план выходят такие аспекты межкультурной коммуникации, как приветливое или хмурое выражение лица, жесты дружественного расположения или враждебности, эмоциональное настроение радости или уныния, соблюдение порядка или нарушение норм и правил. Значительная часть того, что мы называем культурностью личности, складывается из множества мимолетных поступков, встреч, реакций на ситуации. Культурологи отмечают значение внутреннего контроля не только за словесными выражениями и оценками, но и за сохранением лица, жестами и позой, интонациями речи и молчанием. В разных культурах семантика и социальная значимость невербальных форм коммуникации имеют широкий диа-
    1
    Межуев В. М Идея культуры. МС. Реализация культуры личности в жизни человека и общества

    162
    пазон различий. Личность учится владеть этими средствами общения. Своим внешним видом, манерой поведения, взглядами и жестами, выражением лица, тембром речи человек передает информацию, которая может подтверждать или опровергать словесные заявления и высказывания, производить определенное впечатление. Как люди встречаются и общаются друг с другом, как обмениваются любезностями и благодарят за информацию или покупку, как встречают и провожают, как обращаются за помощью и многое другое в обыденной жизни свидетельствует о культуре личности. В разных культурах наряду с универсальными нормами взаимодействия между людьми, существует немало различий. Изучение культуры народов должно включать знание норм и символов, особенностей стиля и образа жизни и общения.
    Контрольные вопросы и задания
    Определите основные направления взаимодействия между культурой и личностью.
    В чем состоит различие между ценностями культуры и ценностными ориентациями личности?
    Каковы особенности процессов социализации, инкультурации и индивидуализации?
    Какое влияние оказывает доминанта ценностных ориентаций на формирование социального типа личности?
    Как отражается в биографии индивидуальная культура личности?
    В чем проявляется культура повседневного поведения личности?
    Как проявляются ментальность личности и национальный характер Как связаны между собой своеобразие культур и толерантность личности?
    Что такое культурная идентичность?
    Литература
    Ионин Л. Г. Социология культуры. М, 2004. Кон И. СВ поисках себя. М, 1984.
    Каган МС Се человек… Рождение, жизнь и смерть в зеркале изобразительного искусства. СПб., 2000.
    Каган МС Философия культуры. СПб., 1996.
    Лисовский ВТ Духовный мири ценностные ориентации молодежи России. СПб ГУП, Соколов ЭВ. Культура и личность. Л, 1972.
    Фохт-Бабушкин Ю. У Художественная культура проблемы изучения и управления. М, Наука, Глава 5. Межкультурная коммуникации и культура общения

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   38


    написать администратору сайта