Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
3.5. Субкультуры Частной формой социальной дифференцированности культуры выступают субкультуры, формирующиеся в неформальных социальных общностях, различных общественных организациях, криминальных сообществах. Содержание и функции субкультур могут быть выявлены только относительно культурной традиции, господствующей в том обществе, где они возникли. Однако, говоря обобщенно, следует отметить, что субкультуры могут либо сотрудничать с господствующей культурой, либо находиться с ней во взаимообогащающем диалоге, либо конфликтовать. Субкультуры складываются на основе единообразия целей, схожести образа жизни и стиля поведения, профессиональных занятий, способов проведения досуга, этнической, религиозной, мировоззренческой, половозрастной принадлежности людей, образующих неформальную социальную общность. Например, в крупных городах России многие пенсионеры, имеющие пригородные дачные участки, занимаются земледелием и садоводством. Выработанная в этой социальной общности субкультура характеризуется коллективными представлениями о ценности экологически чистых овощей и фруктов для поддержания здорового образа жизни и обеспечения долголетия, о целительном воздействии природы на человеческую душу и тело, о творческом характере земледелия и физического труда, выполняемого без какого-нибудь принуждения и денежного вознаграждения, о прелести обитания в собственном загородном доме, оборудованном по своему усмотрению. Эта субкультура объединяет в себе элементы городской и сельской культуры, характерной для России, так как пенсионеры-дачники не порывают с городским образом жизни, но их деятельность подобна крестьянскому труду. Сообщество членов садоводства, лично знакомых друг с другом и участвующих в коллективном принятии решений, во многом напоминает деревенскую соседскую общину. В российских городах, расположенных вблизи крупных реки замерзающих акваторий, существует и субкультура мужчин, увлеченных подледным ловом рыбы как способом проведения зимних уик-эндов вне семьи, среди таких же рыбаков-любителей. Их объединяет не только хобби, но и его непременные социокультурные атрибуты – особая экипировка, личный автотранспорт, ритуал коллективного распития горячительных напитков субботним вечером на морозе. Для этой субкультуры характерно пренебрежительное отношение к опасности оказаться на льдине, оторвавшейся от берега, или погибнуть под треснув. Субкультуры 116 шим льдом. В этой субкультуре любителей подледного рыболовства символически воспроизводится архаический образец рыболовецкого промысла мужчин-добытчиков, вынужденных противостоять суровой природе ради обеспечения своих семей. Субкультуры создаются и независимыми общественными организациями граждан, добровольно контролирующих чистоту окружающей среды и экологическую безопасность в городе или районе, объединениями творческих деятелей, развивающих новые направления в той или иной области художественной культуры, этническими меньшинствами и землячествами в мегаполисах, вновь возникшими религиозными объединениями и группами, женскими организациями феминистской направленности, молодежными движениями или сообществами по интересам – футбольными болельщиками, поклонниками рок-музыки и т. д. Во второй половине ХХ в. крупнейшими неформальными объединениями молодежи сделались сообщества, устремленные к созиданию своей собственной замкнутой культурной среды, ценности которой оказались альтернативны культуре, господствующей в обществе. Характерные примеры такой молодежной субкультуры явили миру сообщества «детей-цветов» (хиппи, придерживавшихся собственной системы представлений о смысле жизни, идеалов, знаков и символов, инициаций, регулирующих интеграцию индивида в субкультуру и обретение социокультурных статусов внутри нее. Эту молодежную субкультуру объединяли протест против ценностей и норм общества потребления, существовавшего на Западе в ситуации холодной войны с СССР и соперничества в области производства оружия массового уничтожения, против различных форм насилия и принуждения, легитимированных в западной культуре, стремление к познанию единства мира через экстатические измененные состояния сознания (разновидности медитации, употребление наркотиков и психоделиков, воздействие музыки, преклонение перед древней мудростью Востока, неприятие приватной семейной жизни в городе и предпочтение сексуальной свободы и коммунального жизнеустрой- ства (молодежной коммуны) в сельской местности. Однако субкультура хиппи, несвязанная с трудовой деятельностью и материальным самообеспечением ее членов, вскоре обнаружила свою нежизнеспособность и трансформировалась в субкультуру юных наркоманов, путешествовавших в страны Востока не столько в поисках мудрости, сколько с целью налаживания молодежного наркотра- фика. Духовный идеал просветления сознания, вступления в нирвану оказался подмененным последней призрачной ценностью – умереть Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология молодым в состоянии наркотической эйфории под звуки песен Джона Леннона. Субкультуры формируются и на основе антиобщественных жизненных целей, реализуемых в криминальной деятельности (например, сицилийская мафия, неаполитанская дрангетта, итало-американская коза ностра). Такие субкультуры пребывают в конфликте с господствующей культурой общества. В целом субкультуры представляют тот важный аспект социального структурирования культуры, который отражает объективную общественную потребность в более динамичной и детальной социокультурной дифференциации спонтанно формирующихся человеческих коллективов, объединенных сходными целями, интересами и видами деятельности. Субкультуры – преимущественное порождение городской культуры, функционирующей в полиэтнической и мультирелигиозной социальной среде мегаполисов, где приватизм и анонимность индивида чреваты переживанием одиночества. Но основанием для появления субкультуры может выступать и локально замкнутая территория – военные городки при удаленных гарнизонах, поселения при горнодобывающих предприятиях, академгородки, населенные научными работниками, и т. п. Обитатели подобных мест практикуют идентичные своим сообществам стили поведения, этикет, создают особый локальный фольклор, имеют сходные эстетические вкусы в оформлении внешности, придерживаются принятых в этом узком социальном мирке правил общения между собой. Господствующая в данном обществе культура раскрывается по отношению к субкультурам в качестве ведущей системы ценностей, регулируя и ограничивая функционирование субкультур. 3.6. Возрастные и гендерные различия в культуре. Культура детства. Культура молодежи Сравнительное изучение этнических и национальных культур, выделившееся в ХХ в. в относительно самостоятельную отрасль социогума- нитарных исследований, заложило теоретические основы рассмотрения возрастных и гендерных различий в культуре. Эмпирические сведения, полученные этнографами, антропологами и этнологами, позволили сделать вывод, что возрастная дифференциация культуры особенно отчетливо прослеживается в процессе социализации – освоения подрастающим поколением все более широкого круга социальных ролей. Например, ребенок сначала осваивает роли сына и внука, научаясь общаться внутри семьи в соответствии с этими своими статусами. За. Возрастные и гендерные различия в культуре тем он включается поэтапно в другие – внесемейные – коллективы, становясь членом сообщества сверстников, школьником, участником спортивной секции или художественного кружка. И позднее, по завершении общего среднего образования, юноша уже имеет гражданский паспорт, приписное свидетельство военкомата и оказывается в той или иной степени подготовленным для выбора будущей профессии и вступления в общество. Возрастная специфика культуры раскрывается в сфере социализации через постановку вопроса о тех идеалах, ценностях, культурных конвенциях и нормах, которые осваиваются подрастающим поколением в процессе воспитания, выборе образцов для подражания, в свободном общении со сверстниками. Принятые варианты решения этого вопроса характеризуют не только путь воспроизведения культуры данного общества в поколениях, но и потенциал культурных изменений, которые могут быть осуществлены новым поколением, когда оно вступит в период зрелости. Исследования указанной проблемы учитывают, как правило, типологию культур, разработанную классиком мировой этнологии М. Мид (1901–1978). Будучи продолжательницей идей этнопсихологического направления в этнологии США, представленного трудами Р. Бенедикт (1887–1948) и А. Кардинера (1891–1981), М. Мид рассматривала культуру как конфигурацию элементов, определяемую этносом – системой тех идеалов и ценностей, которые господствуют в каждой конкретной культуре и определяют поведение ее носителей. Типологически противопоставляя преобладающие модели поведения в локальных бесписьменных этнических общностях и индустриальных обществах Запада, М. Мид ввела теоретическое представление о постфигуративных и кофигуративных культурах. Постфигуративный тип культуры функционирует в тех социумах, где общественные и культурные изменения растянуты во времени настолько, что жизненный путь, пройденный бабушками и дедушками, предстает образцом будущего их внуков. Соответственно в силу крайнего консерватизма постфигуративных культур вопросы о том, как человек должен принимать пищу, общаться с ровесниками, старшими и младшими, любить, добывать средства к существованию ив конце концов быть упокоенным, считаются рази навсегда решенными и не подлежащими пересмотру. Поскольку социокультурное прошлое дедов и прадедов выступает будущим для каждого нового поколения, проблема самоопределения индивида в культуре не возникает. Именно опыт стариков, как наиболее авторитетной социальной группы носителей культу- Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология 119 ры, оказывается тем законченным идеалом жизни, которому должны подражать молодые 1 В отличие от этого кофигуративный тип культуры функционирует в динамично изменяющихся обществах, где традиции утратили былой авторитета картина мира – свою стабильность. В таких обществах трансформируется хозяйственно-экономический уклад, внедряются инновации в культуре повседневности – устройстве жилища, пищевом рационе, будничном оформлении внешности, изменяется система воспитания и обучения детей. Образцы поведения, ассоциированные с эпическими фигурами предков, и социокультурный опыт реальных дедов и прадедов выступают в кофигуративных культурах не в качестве идеала жизни молодых, а только как элемент общей исторической памяти, помогающей юношами девушкам осознать свою принадлежность к социуму. Выстраивая собственный жизненный путь, они ориентируются прежде всего на опыт современников. Тем не менее благодаря сохраняющимся культурно-историческим константам – общему языку, религии, единству исторической судьбы этноса – связь поколений в кофигура- тивных культурах не прерывается 2 М. Мид утверждала, что культурные изменения, происходившие на Западе в середине ХХ в, свидетельствуют о зарождении совершенно нового типа культуры – префигуративного. Сущностным его признаком будет являться окончательный разрыв межпоколенной социокультурной преемственности. Стремительные общественные изменения абсолютно обесценят для молодежи значимость социокультурного опыта и образцов поведения не только предков, но и современников. Широко известна в науке сентенция М. Мид: отвергая жизненный опыт родителей, сын скажет отцу Ты никогда не был молодым в мире, где молодя, и никогда им не будешь» 3 Казалось бы, темпы социально-экономических, политических и культурных изменений ныне настолько ускорились, что прогноз М. Мид непременно сбудется. Интернета не беседа с родителями и книги, служит для юношей и девушек источником информации, в том числе и социокультурной, изменились виды деятельности, культурные конвенции в способах общения, этикет. Так, в общественном транспорте сидячие места занимают молодые – сильные и проворные, а пожилые стоят См Мид М Культура и мир детства. М Наука, 1988. С. 22–25. 2 См Там же. С. 342. 3 Там же. С. 360. 3.6. Возрастные и гендерные различия в культуре Но молодежь не может существовать изолированно от остального общества и успешно организовать свою жизнь вне отношений с людьми старших поколений, способных передать профессиональный опыт, вылечить в случае болезни. А это означает, что, несмотря на быстротечные инновации, у юношей и девушек сохраняются и будут сохраняться потребности в межпоколенной солидарности, основанной на признании ценности опыта старших. Без родительской любви и заботы, без педагогических умений образованных и компетентных учителей, без наставников в профессии дети и юношество неспособны войти в жизнь и культуру полноценными людьми. Кроме того, без устойчивых, проверенных поколениями представлений о стыде и совести невозможно самовоспроизведение и саморегуляция человеческого социума, ибо наглость и бесстыдство разрушают человеческие отношения. В противовес наметившейся тенденции размывания межпоколен- ных связей молодежь все более активно начинает интересоваться стабильными ценностями родных культур. И такая контртенденция прослеживается повсеместно в мире, находя свое воплощение в интересе к культурно-историческому наследию, жизнеописаниям великих личностей прошлых эпох, к нравственным устоям своих предков. Подлинным реваншем совести можно считать добровольную деятельность российских молодежных поисковых отрядов, стремящихся обнаружить и достойно захоронить останки всех воинов, спасших ценою собственной жизни родную страну от фашистского нашествия. В быстротечных общественных изменениях люди, особенно молодые, испытывают потребность в восстановлении тех констант духовной жизни, которые способны скрепить распавшуюся связь времен. Молодежь ощущает эту потребность как переживание дефицита культурной идентичности – включенности в культуру собственного этноса, нации, общества, в то миропонимание и те образцы поведения, которые позволяют человеку чувствовать свою принадлежность к социальной общности, обладающей собственной исторической судьбой и открытой вызовам будущего. Пытаясь осмыслить это явление, одни ученые рассматривают его в контексте вопроса оправах человека и говорят о необходимости внести в их список право каждого на собственную культуру. Другие же стремятся более углубленно исследовать процесс инкультурации – вхождение ребенка в культуру своего народа. Понятиеинкультурация было введено в науку выдающимся американским культурантропологом М. Херсковицем (1895–1963). Ученый утверждал, что в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения имеет место не только социализация, но и инкультурация. Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология 121 Социализируясь, юный индивид шаг за шагом интегрируется в человеческое общество, те. приобретает опыт исполнения социальных ролей. Но параллельно он осваивает миропонимание и образцы поведения, присущие носителям данной культуры, те. вступает в родную культурную традицию. В результате инкультурации у человека формируется познавательное (когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство со своей этнокультурной группой и возникает сознание собственного отличия от представителей иных культур. Без инкультурации, подчеркивал Херсковиц, человек не может существовать в качестве члена социума. Проводя возрастные различия в культуре, ученый выделил два этапа культуру детства и культуру зрелости. Для культуры детства характерна особая роль социокультурной педагогики, поскольку это период освоения языка, норм и ценностей родной культуры. Ребенок в этом процессе, разумеется, не выступает пассивным объектом, потому что, как и всякому человеческому существу, ему свойственны стремления к выбору и оценке. Нов силу возраста он не является полноправным членом общества, ответственным за свои действия и свободным. Его права на оценку и выбор ограничены закрепленной в культуре системой поощрений и наказаний. Старшие не стесняют самостоятельную инициативу ребенка, когда он выбирает ту или иную игру, книжку, приятное и безопасное развлечение. Но они никогда не позволят малышу питаться одними сластями, поднять руку на мать, назвать деда дураком, играть согнем или острым ножом. Далеко не во всех культурах малолетних детей подвергают наказаниям. Так, у большинства народов Северного Кавказа вообще не наказывают детей до четырех лет, ограничиваясь увещеваниями. В русской крестьянской культуре детей не наказывали телесно до семи лет, так как в православном христианстве ребенок до достижения этого возраста считется безгрешным. А если уж Господь дитя не наказывает, полагали крестьяне, то и отцу с матерью не следует этого делать. По достижении семи лет мальчики подвергались за шалости порке, а девочек родители не пороли и не били, чтобы не воспитать в них ненароком неженские качества – злость и драчливость. Поощрения выражались в ласковых жестах и подарках – пряниках, игрушках. Важным элементом культуры детства во всех социальных общностях выступает игра. Наряду с игрой, в которой участвуют и мальчики, и девочки, существуют специфические игры только девочек и только мальчиков, поскольку именно в игре ребенок осваивает женские или мужские социокультурные функции и образцы поведения. В российс- 3.6. Возрастные и гендерные различия в культуре ком обществе социальным очагом культуры раннего детства выступают ясли и детские сады. Культуре детства присущи свой собственный мир вещей – игрушек, детской одежды, предметов ухода за младенцами. Инкультурация ребенка впервые годы жизни, подчеркивал М. Хер- сковиц, – это основной инструмент устойчивого и непрерывного воспроизведения культуры, но тождественное социокультурное повторение прошлого не происходит. Говоря о результатах инкультурации, Херсковиц вслед за М. Мид выделил две альтернативы полное или частичное освоение культуры, при котором различия между опытом поколений не разрывают их связи, и неудача в освоении культуры, обнаруживающаяся в разительной социокультурной непохожести детей на своих родителей. Этап культурной зрелости, подчеркивал ученый, начинается в жизни человека не вдень достижения совершеннолетия, а только в тот период, когда процесс инкультурации приобретает прерывистый характер, затрагивая лишь отдельные фрагменты жизненного опыта. Иными словами, культурная зрелость наступает с того времени, когда индивид становится учителем и наставником самому себе, формирует собственные ориентиры в культуре. Специфическую культуру молодежи Херсковиц не выделял на том основании, что одни люди созревают в культурном отношении еще в молодом возрасте, для других вступление в культурную зрелость может затянуться до седых волос или вовсе не состояться. Культурный инфантилизм имеет место в силу различных обстоятельств – сиротства и педагогической запущенности, психологического инфантилизма, индивидуальной социокультурной невосприимчивости или необучае- мости, а также из-за духовно убогой социальной среды. Основные черты культуры зрелости – творческое, избирательное отношение к палитре возможностей, предлагаемых культурой, стремление к конструктивной дискуссии и преобразованиям. Креативный тип инкультурации, характерный для периода зрелости, обладает большой общественной значимостью, так как открывает путь культурным изменениями предотвращает перерастание стабильности в застой. Благодаря творческой, преобразующей деятельности зрелых людей человеческие культуры не только воспроизводятся, но и раз- виваются. Характеризуя возрастное измерение культуры, необходимо сказать и о таких социокультурных идентичностях, как молодежь и пожилые. Культура молодежи отчетливо обособилась в специфическую сферу социокультурных практик во второй половине ХХ в. Именно в то время появились отрасли индустрии, ориентированные на произ- Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология 123 водство продукции для людей в возрасте от 15 до 30 лет, – молодежной моды, развлечений, международного молодежного туризма, возник музыкальный шоу-бизнес, ориентированный на эту возрастную категорию. Организация воспитания и профессионального обучения по возрастному принципу способствует выработке специфически молодежного самосознания и соответствующего стиля жизни. Для культуры молодежи характерны такие явления, как быстро изменяющийся сленг, стремление к освоению новых форм коммуникации, обусловленных развитием научно-технического прогресса, новых сфер деятельности, возникающих благодаря общественным изменениям, новых форм отношений между полами – например, добрачные сожительства, не- регистрированные дислокальные браки, открытое стремление к приобретению сексуального опыта. Культурологическое осмысление проблем пожилых людей начало активно развиваться позднее – в е гг., когда обнаружилась тенденция к старению населения в экономически развитых странах. В результате на теоретическом уровне была осознана важность социокультурной поддержки пожилых необходимость разработки радио- и телевизионных программ, воспроизводящих образцы музыкального и кинематографического искусства ушедших десятилетий, создания клубов по интересами спортивных комплексов, предназначенных для пенсионеров. Пожилые люди получили возможность широкого общения внутри своего поколения, не исчерпывая себя ролью бабушек или дедушек. В начале XXI в. в странах Западной Европы, в США и Канаде пожилые как возрастная социальная группа повысили свой престиж за счет увеличения численности пенсионеров и улучшения пенсионного обеспечения. В обществе потребления пожилые люди сделались интересны производителям товаров и услуг в качестве вполне платежеспособных клиентов, готовых тратить деньги на приобретение модной, созданной дизайнерами одежды и дорогостоящей обуви, туристических путевок, на посещение парикмахерских высокого класса и косметических салонов, плавательных бассейнов и спорткомплексов. Однако говорить о появлении особой культуры старости было бы все-таки неправомерно, потому что пожилые люди значительно диф- ференцированны как по своим доходам, таки по образу жизни. Одни располагают высокой пенсией и могут позволить себе на склоне лет отдаться заслуженному отдыху и жизни в свое удовольствие. Другим приходится продолжать трудовую деятельность ради приработка или обслуживать семью своих взрослых детей. Возрастные и гендерные различия в культуре Возрастная специфика культуры тесно связана с гендерным аспектом с представлениями о мужском и женском. Однако необходимо подчеркнуть, что дох гг. в социокуманитарных науках господствовал андроцентристский подход к анализу культуры – методологическая установка на преимущественное изучение мужского аспекта культуры. Прежде антропологи считали, что ввиду патриархальности традиционных обществ именно мужчина и мужские социокультурные модели поведения представительны для познания культуры. В противовес этому М. Мид особое внимание сосредоточила на изучении воспитания и поведения девочек. Исследовательница была убеждена, что мужское и женское в культуре взаимообусловлены и именно культура является тем главным фактором, благодаря которому дети научаются думать, чувствовать и действовать в обществе как мужчины и женщины. В 1931 г, отправляясь в экспедицию в Новую Гвинею, М. Мид поставила задачу выявить и проанализировать те способы, посредством которых в культуре воспроизводятся нормы ожидаемого поведения мужчин и женщин. Этот разворот проблемы положил начало изучения гендерных аспектов культуры. Большой интерес к выявлению связи возрастной и гендерной специфики культуры проявили и антропологи, изучавшие стадии жизненного цикла в бесписьменных обществах, где особую роль играют моменты перехода в новый для индивида половозрастной статус. Анализируя обряды посвящения (инициации, оформляющие вступление юношей и девушек в мир взрослых, ученые обнаружили, что благодаря таким ритуалам объективно решалась серьезнейшая социокультурная проблема – осуществлялась самоидентификация инициируемых со статусами мужчина или «женщина». Мужские инициации оказались более доступны научному наблюдению в силу определенного элемента публичности, свойственного этим обрядам. Женские посвящения отличались своей закрытостью они проводились, как правило, в доме матери или родственника, в узком кругу. И тем не менее ученым удалось установить очень важный факт женские инициации столь же значимы для культуры, как и мужские. Однако в отличие от посвящения юношей в полноправные члены общества женские инициации являются по своей сути пубертатными обрядами они знаменуют собой достижение физиологической зрелости девушки и осведомляют общество о ее социокультурной готовности к супружеству и материнству. В антропологических исследованиях было установлено, что даже в тех культурах, где подготовка девушек к инициации была весьма детализированной, она значительно уступала Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология по степени серьезности и продолжительности предпосвятительному обучению юношей. И это вполне объяснимо ведь в большинстве патриархальных культур женщина не допускалась к управлению жизнью социума, и если ей разрешалось участвовать в религиозных церемониях, то только в качестве супруги мужчины. Юноша, переходя в мир взрослых, высвобождался из-под преимущественного влияния материи власти женщин. Разнообразие мужских инициаций варьировало от культуры к культуре, но церемония всегда предполагала испытание, а нередко физические лишения, опасности, ритуальную хирургию (надрезы на коже, полирование зубов, обрезание и т. д. Цель мужской инициации – не празднование физиологической зрелости (что подчеркивало бы именно природное начало в человеке, а в приобщении к социальными политическим нормам, регулирующим жизнь этнокультурной общности 1 В архаических культурах и культурах, являющихся аналогами первобытности, инициации – мужские и женские – демонстрировали нерушимую преемственность поколений в аспекте гендерной идентичности. Юноша отождествлял себя с мужским аспектом социокультурного опыта старших, девушка – с женским. Иначе обстоит дело в современных, неизмеримо более сложных социальных системах, где взросление опосредовано спектром автономных друг от друга статусных переходов. Если взять для примера такие утвердившиеся в России гражданские ритуалы, как последний школьный звонок, получение аттестата зрелости, проводы в армию, принятие воинской присяги, посвящение в студенты, свадьба, вручение диплома о высшем образовании, то становится очевидной невозможность выстроить их в обязательную для каждого индивида последовательность. Жизненные пути подрастающего поколения складываются по-разному. При этом гендерный аспект отодвигается на задний план, уступая место иным формам социокультурной идентичности, ноне исчезает вовсе. Необходимо подчеркнуть, что гендерное измерение культуры не исчерпывается оппозицией мужское/женское, хотя вопрос социального равенства мужчин и женщин представляет собой важный предмет обсуждения в гражданском обществе. Изменение общественной морали в соответствии с системой ли- берально-демократических ценностей легализовало в течение ХХ в. 1 См Кле М Психология подростка психосексуальное развитие. М Педагогика. С. 36. 2 См Кон И. С Ребенок и общество Историко-этнографическая перспектива. М Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 206. 3.6. Возрастные и гендерные различия в культуре сексуальные меньшинства, всегда существовавшие в различных человеческих коллективах. В настоящее время психологи, социологи, историки культуры свободно обсуждают специфически гомосексуальные гендерные идентичности – гей и лесбиянка. И для этого есть достаточное основание, так как в большинстве обществ функционируют социокультурные традиции, которые связаны с гендерными идентичностями сексуальных меньшинств, существовавших на статусе суб- культур. Многие великие художники и художницы, поэты, поэтессы, артисты балета, деятели культуры, ученые, политики имели гомосексуальную гендерную идентичность. Но никому не приходит в голову на этом основании подвергать сомнению высокое достоинство их вклада в общечеловеческую сокровищницу культурных ценностей, в науку, экономическое и политическое развитие своей страны. Однако в тоталитарных обществах гомосексуальность подвергается, как правило, осуждению и даже уголовному преследованию. Так, в Уголовном кодексе Советского государства существовала соответствующая репрессивная статья, а в обществе имела место гомо- фобия – враждебность к проявлениям гомосексуальной гендерной идентичности и демонизация сексуальных меньшинств. Поэтому геи и лесбиянки были вынуждены маскироваться, переживая свою непохожесть на большинство как личностную драму. В современном российском законодательстве эта антигуманная статья отсутствует. У людей, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, исчезла необходимость скрывать свою гендерную идентичность. Во многих городах России появились клубы и другие общественные объединения, организующие общение и культурную жизнь внутри сексуальных меньшинств и способствующие преодолению гомофобии как разновидности человеконенавистнических предрассудков. Социальное бытие ценностей культуры. Культурная традиция Ценностно-нормативный аспект культуры раскрывается в ее формирующем воздействии на человека. Жизненные цели, ориентирующие смыслы, взгляды, духовные потребности членов этноса, нации, общества и любой входящей в него социальной группы, формируются в процессе освоения культуры как исторически сложившейся системы ценностей См Мондимор Ф. М Гомосексуальность: Естественная история. Екатеринбург У-фактория, 2002. С. Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология Но вместе стем социальная дифференцированность культуры оказывает весьма значительное влияние на содержательную интерпретацию ценностей. Это подразумевает, что каждая из групп в социальной структуре общества обладает специфичным именно для нее инструментом социокультурной интерпретации ценностей культуры – групповым ценностным сознанием. Оно адаптирует содержание ценностей и ценностные смыслы применительно к деятельности и образу жизни группы. Например, представление о свободе как ценности у предпринимателя в сфере малого бизнеса связывается с возможностью беспрепятственного расширения своей фирмы, снижением налогового бремени, с ростом рентабельности и увеличением прибыли, что позволит ему осуществить мечты об улучшении экономического положения и качества жизни своей семьи, об обучении детей в престижных вузах, о путешествиях на фешенебельные курорты и т. д. Но иначе видится ценность свободы рабочему промышленного предприятия – он связывает представление о ней с досугом, который можно посвятить любимому хобби, поездке на дачу или общению с женой и ребенком. Свобода для исследователя – это научный поиска для крепостного лакея XVIII в. – необязательность вис- полнении барских приказаний. Ценности культуры, преломляясь в групповом ценностном сознании, порождают культурные нормы и стереотипы мышления. Кроме того, они служат основанием для ценностных ориентаций – установок, определяющих программы деятельности по достижению жизненных целей. Групповое ценностное сознание интерпретирует ценности культуры двояко – и как ценности-нормы, и как ценности-цели. Тем самым член группы получает не только ответ на вопрос, к чему следует стремиться, но и узнает, какие средства достижения целей одобряемы в культуре его группы, а какие отвергаются в качестве недостойных. Социальная группа не выступает в решении этих вопросов неким диктатором, но ее коллективное ценностное сознание продуцирует оценочные суждения. Ценности культуры, взятые в масштабе общества, этноса или нации, обладают универсальностью, абсолютным смыслом, а будучи интерпретированы социальной группой, функционируют в относительном смысле, специфицированно. Высокая и при этом не вполне осознанная степень групповой культурной идентичности, если она свойственна индивиду, сужает его горизонт понимания ценностей культуры. Социальное бытие ценностей культуры. Культурная традиция Именно ценностная рефлексия о своей культурной идентичности дает человеку возможность расширить этот горизонт, стимулирует индивидуальный интерес к более серьезному изучению и освоению родной культуры и социального бытия ее ценностей. Ценности культуры воплощаются ив тех творческих достижениях членов социальных групп, которые имеют общенациональное или – шире – общечеловеческое значение. Так, духовные ценности русской культуры обрели свое художественное выражение в иконописном творчестве инока Троицкого монастыря Андрея Рублева, в романах Льва Толстого и Федора Достоевского, в операх Мусоргского и Римс- кого-Корсакова и многих других великих произведениях, вошедших в сокровищницу общечеловеческих культурных достижений. И это подтверждается огромным интересом, проявленным к ним во всем мире. Такие достижения свидетельствуют о способности человека подниматься в творчестве над социальной ограниченностью группового ценностного сознания, проникать в абсолютный смысл ценностей культуры и воплощать его в своих произведениях. Эта креативная способность непосредственно связана с функционированием культурной традиции – исторически сложившихся в прошлом и передаваемых последующим поколениям ценностей, идеалов, образцов социокультурного опыта, норм, обычаев. |