Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.1. Проблема взаимосвязи культуры и личности

  • Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
    АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    Дата01.02.2017
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    ТипЛитература
    #1605
    страница13 из 38
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   38
    ГЛаВа 4. КуЛьТуРа И ЛИчНОСТь.
    аНТРОПОЛОГИчЕСКая КуЛьТуРОЛОГИя
    Социальное и индивидуальное, общественное и личностное в культуре. Понятие личности. Структурные уровни культуры личности. Типичное и уникальное в культуре человека. Процессы социализации, инкультура-
    ции, индивидуализации. человек как продукт и творец культуры. Ценностные ориентации личности и жизненный мир человека. Типология личности в культуре. Ментальность и национальный характер. Роль индивидуальности в развитии культуры. Культура личности в повседневной жизни. Многообразие ценностных ориентаций, стиля жизни и проблемы толерантности.
    4.1. Проблема взаимосвязи культуры и личности
    Существует немало подходов для исследования сложного процесса взаимодействия культуры и личности. Одни утверждают, что культура поглощает индивидуальную особенность человека, заставляет подчиняться всеобщим требованиям, нормами стереотипам. Другие отмечают роль культуры как способа развития и совершенствования личности, выявления талантов и дарований. Третьи подчеркивают возможности культуры в гармоничном сочетании общественных и личных интересов, создании особого облика человека обаятельного и привлекательного, умного и рассудительного, трудолюбивого и отзывчивого. Культурный человек заслуживает одобрения и позитивной оценки, поскольку его поведение соответствует нормам, принятым в данном обществе или социальной группе. Стала общеизвестной формула о том, что человек создается культурой, но и культура существует в восприятии и деятельности человека.
    Каждая историческая эпоха и национальная культура формирует свои представления о взаимосвязи личности и культуры, о достоинствах и недостатках культурного человека. Несмотря на множество различий, существуют и универсальные связи между культурой и личностью.
    Человек как родовое понятие рассматривается в четырех взаимосвязанных аспектах как биологический, психологический, социальный и культурный тип. Все эти особенности являются необходимыми и достаточными для понимания сущности человека. Это означает, что ни одним аспектом жизнедеятельности человека нельзя пренебречь или не принимать его во внимание. Все четыре аспекта существуют в неразрывном единстве на всех этапах исторического и индивидуального развития человека. Однако это не означает их абсолютного
    тождества. Более того, существует разная степень их взаимовлияния в процессе становления, формирования и развития человека. В культурологии единство и взаимозависимость всех сторон развития человека получило название «антропосоциокультурогенез». Биологическая природа человека сформировалась в древние исторические эпохи и изменилась мало. На любых изображениях, сохранившихся в истории культуры, мы легко узнаем человека. Как и прежде, человек нуждается в воздухе, утоляет голод и жажду, трудно переносит холод и жару, страдает от боли, испытывает половое влечение. Но под влиянием культуры эти первичные потребности требуют новых способов удовлетворения. Изменились многие аспекты человеческого бытия. Средняя продолжительность жизни стала более длительной возрастные этапы наполнились новым содержанием техника протезирования способствовала улучшению зрения и слуха электроника расширила границы общения и познания расшифровка генетического кода оказала влияние на прогнозирование болезней. Изменились отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми грамотность и образование способствовали совершенствованию способов мышления. Исторические достижения культурного творчества личности несомненны. Но появились и утраты. Древний человек различал больше оттенков цвета и звука, умел распознавать множество смыслов в природных явлениях, мог быстрее бегать на дальние расстояния, был более выносливым, сохранял традиции как опыт выживания в окружающей среде, знал много преданий, мифов, легенд и ценил их как духовное богатство народа.
    В культуре разных народов отношение к телесности, физическому облику человека было неоднозначным. В христианстве тело считалось воплощением греховности, страсти должны быть подавлены как недостойные человеческого предназначения. Укрощение строптивых эмоций, неприличность эротики и чувственных наслаждений считались нормой культуры. Лишь постепенно в культуре снимался запрет на обнажение тела.
    В современной европейской культуре телесность провозглашается идеалом, предлагаются всевозможные диеты, способы похудения и культуризма, занятия на тренажерах, растет увлечение восточным единоборством и йогой, медитацией и изменением чувственности. Культура не только воздействует на биологическое начало в человеке, но испытывает обратную зависимость. Биопсихологические особенности человека как родового существа ограничивают технологические возможности, определяют границы доступного в экспериментах. Широко применяются психологические тесты для измерения объема памяти,
    4.1. Проблема взаимосвязи культуры и личности
    умственного и интеллектуального развития, эмоционального тонуса. Повышенная тревожность, подозрительность, мнительность, ксено- фобия снижают душевный потенциал и толерантность личности. Не менее драматично складываются отношения между культурой и социальными формами бытия человека. Многообразие памятников истории и культуры возросло настолько, что освоение всего культурного наследия отдельным человеком – задача просто нереальная. В этой ситуации возникает необходимость свободного выбора на основе индивидуальных интересов и ценностей. Система образования выдвигает новые требования к уровню культурной компетентности специалиста. Изменилось соотношение между культурой разных социальных групп, элитарной и массовой культурой. Расширились возможности самореализации творческих способностей и дарований, но появились экономические и иные трудности для успешной карьеры. Быстрый темп общественных перемен вызывает культурный шок в сознании и поведении личности. Человек вполне ориентируется в культурных нормах своей группы, но теряет уверенность при погружении в иную культурную среду. Возникает внутренняя напряженность, иногда и конфликт в отношениях к новым ценностям. Такая ситуация возникает при переезде в другой городили страну, общении с иными нормами и ценностями этнической, религиозной, профессиональной, семейной субкультуры. Революционные перевороты, социальные перестройки и модернизации тоже сопровождаются культурным шоком, утратой прежних представлений о культурных нормах, идеалах, запретах и поощрениях. Увеличение свободы ставит перед человеком проблему выбора и самостоятельного принятия решений. Все эти обстоятельства подтверждают многозначность взаимодействия биологических, психологических, социальных и культурных аспектов в жизнедеятельности человека. Смысл понятия личность в контексте культуры
    Существует немало споров относительно понятия личности. Присуще ли оно человеку при рождении, даже при зачатии, или человек становится личностью по мере включения в социальный и культурный мир, с развитием самосознания Высказывались и такие мнения, что личность – это социальное качество, которое зависит от системы правовых отношений, потому не всякий общественный строй считает человека личностью. Личность – это реальность особого рода, не сводимая только к пси- хобиологическим, или социальным, или духовным качествам человека. Описание личности через перечисление психических черт характера Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    и темперамента или на основе данных о социальном положении, национальной принадлежности, профессии тоже недостаточны для понимания личности. Даже описание нравственного облика, интеллектуального уровня, эстетических вкусов и предпочтений, религиозных верований не могут дать полного представления о насыщенности или примитивности духовного мира личности, хотя и являются важной характеристикой человека. Изменчивость личности затрудняет понимание ее поступков. Представление, которое сложилось о личности вчера, наследующий день оказывается совершенно другим. Именно на эту особенность обращают внимание те, кто отмечают непредсказуемость поведения, неожиданность поступков ив целом таинственность индивидуальности. Водной и той же семье, в похожих условиях воспитания люди имеют разные ценностные ориентации, разные характеры и судьбы. Открытость личности проявляется в безграничности ее связей с миром. Все, что привлекает человека и становится частью его сознания, приобретает личностный смысл, меняет направленность интересов, предпочтений и ценностей. Множество социальных и культурных контактов личности способствует пониманию другого человека, иных культур и жизненных обстоятельств. В культуре личности особое значение имеют самоопределение, саморазвитие, саморегуляция поведения. Эти понятия отражают важные черты личности, связанные с ценностью свободы. Именно в самостоятельности наиболее полно проявляется личность. Конечно, это не может означать анархии, хаоса и вседозволенности поведения человека. Личность всегда существует в системе общественных норм, законов и правил, которые определяют границы поведения. Нов этих предписанных обществом условиях она выступает субъектом ответственности, свободы, долга, совести. Ив этом проявляется ее индивидуальность, уникальность и неповторимость. Не менее сложными являются отношения между культурой и личностью. В какой степени человек осваивает богатство культуры и можно ли поставить знак равенства между культурой и личностью Как в реальности происходит процесс культурного становления личности Какое влияние на формирование личности оказывают жизненная среда, семейные традиции, социальные авторитеты и идейные установки В чем проявляется индивидуальность личности, ее культурное своеобразие Как культура поддерживает великие достижения личности и способствует признанию творцов и гениев Какую ответственность несет культура за преступления против личности, уничтожение памятников, вандализм, сквернословие, невежество Эти и многие другие вопросы неизбежно возникают при рассмотрении взаимоотношений культуры и личности. Для описания разви-
    4.2. Смысл понятия личность в контексте культуры

    144
    тия личности важно учитывать не только внешние, объективные, но и внутренние, субъективные, стороны этого процесса. Среди этих факторов выделяют структуру личности смену возрастных стадий в процессе становления и развития личности механизмы социализации, инкультурации, индивидуализации, на основе которых происходит духовный рост человека, освоение культуры, реализация способностей и талантов, переработка различной информации. Особенное значение имеют ключевые события индивидуальной жизни, так называемые роковые решения, связанные с семьей, профессией, мировоззрением и ценностями, которые во многом определяют судьбу человека. В русском языке есть несколько терминов, отражающих различные аспекты понятия личность. Самым общим является слово персона, заимствованное из латыни (persona). Оно имеет несколько смыслов определенный статус, положение в обществе, отличие от других, самоопределение и самосознание. В римском праве понятие персона относилось к свободному человеку, в отличие от раба. В христианстве личностью называли человека, который имеет в себе Бога. В эпоху европейского Просвещения важным свойством личности признавали моральный императив, согласно которому человек относится к другим также, как к самому себе. На этом основании были определены всеобщие права человека, которые признавали равенство личности независимо от социального положения, этнической принадлежности, пола, возраста, вероисповедания. Краткий экскурс в историю понятия личность показывает сложный и драматичный путь становления человека. Согласно исследованиям лингвистов, местоимение я, выражающее самосознание индивида, возникло гораздо позже, чем мы. В родоплеменном обществе люди именовали свою принадлежность к тотему, и индивидуальное имя появляется в более позднее время. Достаточно напомнить, что в русской культуре крестьяне одной деревни нередко имели одну фамилию как выражение общих предков и родственных связей. Это проявлялось в общинных формах хозяйственной деятельности, воспитании детей. В теологии и христианской антропологии личность рассматривается в триаде Лик – Лицо – Личина. Лик – уровень сакральной явлен- ности Бога, святости подвижников духа, употребляется при описании божественной персоны, светлости облика возвышенной и романтичной личности. Лицо означает свидетельство богоподобия человека, индивидуальную особенность личности. Личина – греховная маска, мимикрия лица, форма лжи, характеризует двойственность натуры, скрываемой под маской внешней благонамеренности. Распознать личину значит понять скрытые помыслы человека. В греческом теат-
    Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    ре слово персона и означало маску, которую надевал актер. Маска соответствовала внешнему облику злодея или святого, коварного или простодушного, за ней скрывалось истинное лицо человека. В русской литературе использовались эти понятия для выявления духовного облика персон лик его ужасен, но он прекрасен, Сатанинское лицо, трагическая маска, обреченная на гибель, маска мумии на живом лице, личина – мистическое самозванство, пустота лжереальности и скорлупа, распыленной на маски личности. Развитие представлений о личности отразилось в истории портретного жанра в искусстве. Скульптурные портреты египетских фараонов, римских императоров и полководцев, средневековых мыслителей и религиозных деятелей свидетельствуют о значении внешнего облика личности в истории культуры. В философии Нового времени местоимение я обретает законный статус и отражает творческий потенциал человека, его уникальную способность к инновациям, техническим изобретениям, социальным переменам, художественному освоению мира. В понятии личности отражена эта многосторонность человеческого сознания и поведения
    2
    В культурологии личность является субъектом культуры. Это означает, что она создает мир культуры во всех его проявлениях, в социальной и духовной сферах на всех этапах истории. Личность реализует в культуре свои идейные замыслы и намерения, воплощает в реальность проекты и программы, создает материальные объекты, предметы, социальные институты и события. Все достижения культуры созданы личностью. В этом заключается историческая роль личности как субъекта культуры. Известный философ В. Ж. Келле дает следующее определение личности Личность – понятие, выражающее целостность индивидуального бытия, обладающего сознанием и самосознанием человека как субъекта деятельности и общения, ответственного за свои действия и поступки. В этом определении подчеркивается значение внутреннего духовного мира личности и реализация намерений в различных формах творческой и коммуникативной деятельности. человек становится личностью, осваивая мир культуры Чтобы стать творцом и мастером, надо пройти путь ученика и подмастерья. Этот путь имеет свои трудности, преодоление которых способствует реализации творческого потенциала и совершенствованию духовного мира Исупов КГ. Лик – Лицо – Личина. Культурология энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2. С. 403, 404.
    2
    См Кон И. С Социология личности. М, 1967; Он же. В поисках себя. М, 1984.
    3
    Келле В. Ж Личность // Теоретическая культурология. МС. Смысл понятия личность в контексте культуры
    Личность взаимодействует с культурой в трех направлениях 1) осваивает культуру, являясь объектом воздействия культурной системы
    2) функционирует в культурной среде как носитель ценностей и норм
    3) создает достижения культуры в процессе творчества. В культурно- исторической перспективе формируется облик личности как носителя, потребителя и творца культурных ценностей. Выделяют три уровняв структуре личности. Первый характеризует человека как члена определенного общества, на него оказывают влияние все исторические особенности прошлого пути развития страны, культурное наследие, современные жизненные условия и проблемы.
    Второй уровень отражает социальную расчлененность общество, принадлежность личности к определенному социальному слою, социальной группе, этносу и нации. Это влияет на материальные и духовные возможности человека, перспективы социальной мобильности, приобщение к культуре, освоение родного и других языков, выбор профессии и трудоустройство, культурные контакты и взаи- моотношения.
    Третий уровень – наиболее важный, создающий центр, или ядро, духовного мира личности. Этот уровень связывает воедино уникальную особенность отдельного человека и присущие многим людям данного общества ценности и виды деятельности. Ядро личности состоит из ценностных ориентаций, определяющих мировосприятие и мировоззрение личности, отношение к действительности, самому себе и другим людям. В индивидуальном развитии происходит непрерывное наслаивание новых пластов культуры, выявление новых смыслов и ценностей. Разграничение уровней развития личности способствует более тщательному отношению к процессу духовного формирования. Непрерывно поступающая из внешней среды информация оказывает влияние на взгляды и мнения человека. Но эта открытость небеспредельна. Чем прочнее убеждения, тем меньше они меняются даже при новой информации. В этом проявляется как инертность личности, неподдающейся быстрой перемене своих убеждений, таки сохранение внутренней устойчивости.
    Самотождественность, верность своим ценностям составляют основу идентификации личности. Раздвоение сознания, утрата ориентиров вызывают душевный кризис и болезненно переживаются личностью. Новая информация не должна разрушать целостность личности, приводить к дезинтеграции. Понятие личности имеет несколько значений, используемых в разных науках. В психологии личность рассматривается как субъект Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    труда, познания и общения. Особое внимание уделяется социально- психологической эволюции человека на разных возрастных этапах от младенчества до старости. В социологии личность представлена как член общества, социальный тип, имеющий общие качества и формы поведения. В юриспруденции личность имеет значение как субъект правопорядка, носитель гражданских прав и обязанностей.
    В искусствоведении личность предстает как субъект художественного творчества, создатель произведений искусства. В социальной и культурной антропологии личность выступает как носитель групповых этнических норм и стереотипов поведения, родственных отношений, традиционных навыков в повседневной жизни, типичных верований, обычаев, обрядов, запретов и норм образа жизни. В культурологии личность рассматривается как субъект освоения и созидания целостной системы культуры, ценностей, смыслов, символов, их реализации в различных сферах социальной и индивидуальной жизни.
    Становление человека как личности в историческом процессе происходит в трех измерениях в отношении к природе в отношении к социальному миру в отношении к самому себе и другим людям. Природа является неизменным спутником личности. Человек учится жить в природной среде, ориентироваться в ее законах, бережно относиться к ресурсам. Достаточно сложно проходит процесс формирования человека в социуме. Он должен определить свое место и статус в социальной группе, определить путь в профессиональной деятельности, осуществить реализацию своих способностей, создать семью, воспитать детей, поддерживать межличностные контакты, быть гражданином. Отношение к себе как личности складывается весьма драматично. Человек должен научиться слушать внутренний голос совести, оценивающей поведение, развивать свой духовный мир, определять отношения с другими людьми. Как справедливо отмечает специалист по философии культуры В. М. Межуев: Попросту говоря, быть культурным – это значит по- человечески относиться к природе, другим людям и к самому себе. Ценностные ориентации личности

    Центральным понятием взаимоотношений культуры и личности является значимость и иерархия ценностных ориентаций, в которых реализуется духовная направленность личности, ее интересы и мотивы поведения, потребности и жизненные планы Межуев В. М Идея культуры. МС. Ценностные ориентации личности
    Ценностная ориентация – достаточно сложное и многозначное понятие. Исследователи выделяют в нем три слоя информативный, эмоциональный и поведенческий. В информативном слое отражены знания, научные и обыденные представления, мнения и впечатления, которые формируют отношение к различным ценностям, определяют их значение для достижения личных целей. В эмоциональном слое запечатлено чувственное отношение к ценностям – радость и наслаждение, страхи опасение, разочарование и отчаяние. Третий слой характеризует деятельную активность, энергичность личности, разработку стратегии действий для реализации ценностных установок. Ценностная ориентация возникает как результат жизненных впечатлений, освоения культуры, эмоциональных переживаний, интересов и потребностей. Следует различать ценности культуры и ценностные ориентации. В системе культуры существуют многообразие ценностей в материальной и духовной сферах. Однако это не означает, что они становятся для личности ценностными ориентациями. Личность может проявлять к духовным ценностям как восхищение, таки безразличие, равнодушие, нейтральное или даже негативное отношение. Чтобы стать ориентацией, ценность должна пробудить внутренние силы личности, зажечь особым огнем интереса, надежды, стать стимулом перемен в жизни человека. Ценностная ориентация опирается на свободу выбора личности и определяет ее убеждения, стратегию поведения. Реализация ценностных ориентаций использует все духовные силы человека, знания и объем информации, стиль мышления и логические аргументы, радостное настроение и проективное воображение. Соотношение информативных, эмоциональных компонентов и деятельной активности может меняться в зависимости от содержания и направленности ценностей общества, социальной группы, личных предпочтений. В любой ситуации ценностные ориентации определяют вектор жизненных планов, целей и интересов личности, стратегию поведения. Культура вырабатывает идеи, значения, символы, нормы, которые составляют содержание ценностей, осваиваемых личностью. Ценности культуры становятся действенной силой по мере их признания человеком. Если люди их отвергают, то ценности теряют свое значение и энергетику, остаются благими пожеланиями, словесными призывами. Культурология выделяет пять функций ценностных ориентаций личности познавательную, адаптивную, защитную, внутренней координации, экспрессивную 1
    См Соколов ЭВ. Культура и личность. Л, 1972. С. Глава 4. Культура и личность. Антропологическая культурология
    Познавательная функция связана с отношением личности к информации, со стремлением понять и объяснить окружающий природный и социальный мир, привести свои знания в порядок, создать систему убеждений. Познание развивает интеллектуальные силы человека, расширяет диапазон познания, углубляет знания, является основой профессионализма и высокого мастерства. Интеллектуальная культура способствует развитию творческих способностей в различных сферах деятельности – в науке и образовании, искусстве и общении, политике и экономике. Познание как ценность поддерживает высокий уровень духовных интересов, мобилизует память и внимание, создает эмоциональное напряжение личности.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   38


    написать администратору сайта