Главная страница
Навигация по странице:

  • Способами сохранения и передачи социокультурного опыта в несег

  • Опыт жизни в чужой семье представляет собой обретение социального родства (те. родства по кормлению»).

  • Контрольные вопросы и задания

  • Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
    АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    Дата01.02.2017
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    ТипЛитература
    #1605
    страница12 из 38
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   38
    Культурная традиция – это коллективная память, инициативно отбирающая и закрепляющая в опыте поколений именно то, что позволило этносу или нации пройти сквозь историю и сохранить свою идентичность.
    Проявления культурной традиции разнообразны. Средой ее самобытного функционирования выступают повседневная и праздничная культуры, а свое институциональное оформление она обретает все- мье, в религиозной подсистеме общества, в институтах власти и хо- зяйственно-экономической сферы.
    Особое значение культурная традиция приобретает в гуманитарной и духовной областях, так как формы художественной культуры, литература, искусство, мораль и религия постоянно апеллируют к духовному наследию.
    Образование и наука также не являются индифферентными относительно культурной традиции, потому что формирование творческой личности и научная деятельность опосредуются освоением ценностей культуры.
    В целом богатство и разнообразие культурной традиции, представленной в социальном бытии ценностей, формирующих отношения членов общества друг к другу, к себе самим, к природе и перспективам исторического развития своей культуры, а также в различных областях Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология
    трудовой деятельности и творчества, обеспечивает возможность взаимопонимания между различными социальными группами.
    Однако в периоды резкой трансформации социально-экономи- ческого и политического устройства общества, модернизации ила- винообразных общественных изменений культурная традиция может оказаться в оппозиции к этим процессами сделаться источником глубоких духовных противоречий, тормозящих появление качественно новых форм культуры. Общество рискует в этом случае оказаться разделенным на радикальных сторонников модернизационных перемени не менее радикальных традиционалистов, усматривающих в переменах призрак близящейся катастрофы культуры. В такой ситуации возникают идеализированные образы исторического прошлого, причем идеализируется прежде всего та стадия культурно-исторического развития, на которой доминирует традиционный тип культуры. Специфика культуры традиционных обществ. Способы и средства передачи социокультурного опыта
    Культура традиционных обществ изучается в различных социогу- манитарных дисциплинах – истории, этнографии и этнологии, культурной и социальной антропологии, социологии. Однако понятие традиционное общество используется в научном дискурсе широко и наполняется неодинаковым содержанием. Этнологии антропологи причисляют к традиционным только те общества, которые характеризуются архаичностью социальной организации и бесписьменной культурой. Их также называют первобытными, примитивными (те. простыми, несегментированными, поскольку в организации таких со- циумов не выделяются специализированные сегменты экономики, религии, политики, государственности.
    Существование архаических обществ, их культура не опосредуют- ся представлениями о хронологии время движется в них по кругу в соответствии с годичным циклом хозяйственной деятельности. Асоциальные отношения определяются системой родства, возрастными и гендерными статусами, а также реципрокальностью символическим обменом, подразумевающим равноценное сотрудничество (по принципу обмена дарами) между отдаленными родственниками или индивидами, несвязанными между собой кровнородственными узами.
    Картина мира в культуре архаических социумов обусловлена ми- фопоэтическими представлениями. Архаические мифы передаваемые изустно от поколения к поколению, объясняют природные явления и принятые способы организации социальной жизни, исходя из вымышленных первопрецедентов – событий, якобы происходивших во
    3.8. Специфика культуры традиционных обществ
    время оно (эпоху возникновения мира и появления данного этноса и его культуры. Мифы концентрируют в себе религиозные верования, чаще всего имеющие анимистическое содержание (вера в духов, населяющих верхний и нижний миры и влияющих на жизнь обитателей среднего – человеческого – мира).
    Годичный цикл в архаической культуре представлен сакральным календарем праздников, когда проводятся коллективные ритуальные действа. Праздник всегда сакрален, так как предопределяет благополучие профанной повседневности. Сакральны и территории проведения ритуалов, и места поклонения духам, которые могут быть хозяевами гор, водоемов, пещер, лесных дубрав, каменных глыб и т. д.
    «Время оно (термин, введенный исследователем традиционной культуры – М. Элиаде), таким образом, ассоциируется в мышлении носителей культуры с эпохой зарождения культурной традиции. Ноу нее самой нет никакого темпорального (временного) континуума – культурная традиция не имеет прошлого, настоящего или будущего. Раз возникнув, она знает только одну разновидность времени – всегда и определяет собой всю совокупность деятельности членов соци- ума.
    Однако понятие традиционное общество многие ученые применяют и для характеристики обществ, обладающих письменной культурой, отчетливо сегментированных и подверженных культурным изменениям, но характеризующихся тотальным господством религии во всех своих сегментах и сферах деятельности его членов. Фундаментом культурной традиции в таких обществах являются именно религиозные ценности.
    В сегментированном традиционном обществе функционирует религиозная модель социальных отношений вне зависимости от принадлежности к социальной группе каждый член общества имеет определенный социорелигиозный статус.
    Это можно проиллюстрировать на примере древнерусского общества, где господствовало православие. Религиозная модель социальных отношений, характерная для православного христианства, включает в себя следующие социорелигиозные институты монашество (черное, те. безбрачное, и белое, те. женатое духовенство, мирте. православные миряне, религиозное образование (в традиционном православном обществе школа не отделялась от церкви, взаимодо- полнительность, взаимообмен между миром, вносившим церковные пожертвования, и монашеством, сохранявшим мирян в православной вере (через проповедь, литургии, требы и таинства. Эта модель базировалась на принципе антропологического равенства в вере – так, в Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология
    состав мира на равных были включены и крестьяне, и купечество, и бояре, ибо все они по своему социорелигиозному статусу оставались мирянами. Аналогичным образом, любой член этих сословий мог избрать для себя монашескую стезю – среди русских святых есть выходцы из всех сословий. Антропологическое равенство в вере смягчало боль социально-экономического неравенства и демонстрировало универсальность религиозной ценности божественная справедливость».
    Религиозная модель социальных отношений является в сегменти- рованных традиционных обществах ключевым элементом сохранения и воспроизводства культурной традиции в поколениях.
    Однако необходимо указать на тот факт, что в сегментированных традиционных обществах культурная традиция, связанная с господствующей религией, характеризует официальные формы культуры, опирающиеся на письменность. Но большинство членов общества
    («простецы», простолюдины) не владело письменностью и было привержено народной культуре. Низовая, народная, культура продуцировала сугубо неофициальные культурные формы. Особенно ярко это проявлялось в смеховой и праздничной культуре, в архаических магических практиках (любовной, лечебной и вредоносной магии, в гаданиях, земледельческих магических ритуалах, отвергаемых господствующей религией. Например, в древнерусском православном обществе духовенство резко осуждало народные увеселения с участием скоморохов, преследовало колдунов.
    Способами сохранения и передачи социокультурного опыта в несег-
    ментированных и сегментированных традиционных обществах выступают разновидности культурной трансмиссии и обретение социального родства, или «кормление».
    Представление о культурной трансмиссии было сформировано в науке в е гг. Это процесс передачи культурной традиции по наследству через способы научения. Разработанная усилиями многих ученых схема данного процесса интересна прежде всего тем, что она охватывает и область традиционной социокультурной педагогики и иные способы научения культуре. Понятие культурная трансмиссия используется для характеристики разнообразия осуществления преемственности в культуре.
    Исследователи выделили три типа культурной трансмиссии вертикальная, горизонтальная и непрямая (опосредованная. При вертикальной трансмиссии нормы и ценности культуры, верования, обычаи, поведенческие навыки и практические умения передаются от родителей к детям. Этот традиционный тип наследования культуры до сих пор сохраняется во всех человеческих коллективах. Специфика культуры традиционных обществ
    Горизонтальная трансмиссия выражается в передаче социокультурного опыта и образцов поведения, через общение индивида со сверстниками. Обычно горизонтальная трансмиссия имеет место в детстве и отрочестве, так как в период взросления особенно важна принадлежность к группе и групповая идентичность.
    Непрямая (опосредованная) трансмиссия несвойственна традиционному обществу, так как практикуется в таких специализированных очагах социализации, как средние и высшие учебные заведения, где освоение культурной традиции и социокультурных моделей опосреду- ется приобретением профессиональных знаний и навыков. При этом происходит также и наследование той культуры, которая присуща определенному профессиональному сообществу – гуманитарному, естественнонаучному, инженерно-техническому, медицинскому и пр.
    Непрямая культурная трансмиссия нередко осуществляется ив детстве, если ребенок имеет практическую возможность общаться с соседями по месту жительства, родственниками и другими взрослыми, не вовлеченными непосредственно в его воспитание. В настоящее время такой тип трансмиссии нередко имеет место в полиэтнической среде российских мегаполисов. Общаясь со взрослыми, принадлежащими к чужой культуре, ребенок тем самым включается в процесс аккультурации – освоения инокультурных образцов жизнедеятельности, поведения, организации жилого пространства и т. д.
    Первоначально аккультурация расценивалась социальными антропологами и этнологами только как явление группового уровня, возникающее входе непосредственных и продолжительных контактов двух этнокультурных групп и выражающееся в изменении социокультурных образцов жизнедеятельности и поведения одной или обеих групповых общностей. Но позднее ученые сосредоточили внимание на процессе изменения в психологии и поведении индивида ив частности, ребенка, регулярно контактирующего с представителями иной или иных культур.
    Выяснилось, что индивидуальный опыт аккультурации, обретенный в детстве по типу непрямой трансмиссии, развивает у человека интерес и доверие к чужим культурам. Люди, обладающие таким опытом, толерантны к инокультурным традициями обычаям, не чураются чужаков. Они легко устанавливают атмосферу взаимопонимания и доверия в межэтническом общении.
    В отличие от культурной трансмиссии социальное родство как способ передачи культуры присущ именно традиционным обществам. Традиционная педагогика предполагает участие в воспитании ребенка всей общности, а не только родителей. В ряде ныне существующих культур, Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология
    являющихся аналогами первобытности, практикуется обычай кормления обретения ребенком опыта жизни в чужой семье на статусе сына или дочери. В период кормления временными родителями ребенка становятся те, кто кормит, те. взращивает тело и воспитывает. При этом ребенок называет отцом и матерью не только кормильцев, но и всех взрослых мужчин и женщин в своем окружении, включая родных отца и мать
    1
    Опыт жизни в чужой семье представляет собой обретение социального родства (те. родства по кормлению»).
    Такое явление существовало ив сегментированных традиционных обществах, например, в древней и средневековой Индии, где мальчик, допущенный по своему социальному происхождению к получению религиозного образования, должен был в течение восьми лет проживать в семье наставника (гуру. Супругу наставника он называл матерью, дочь – сестрой, сына – братом. Кроме того, неспециализированное обучение культуре, сопровождающее годы взросления, предполагало в традиционном индийском обществе определенную этикетную позицию обучающегося – всех своих более старших родственников мужского пола (даже если это был брат-погодок) мальчик называл гуру.
    В определенной степени социальное родство было свойственно и традиционной русской культуре. В деревне важное участие в воспитании детей принимали не только члены большой крестьянской семьи, но и вся сельская община (мир. Кроме того, детей из небогатых семейств было принято отдавать в люди, те. в семью того члена крестьянской общины, который владел каким-либо ремеслом (кузнеца, шорника, коновала и т. д. Ребенок, отданный в люди, обучался у мастера, проживая в его семье на статусе временного сына и оказывая помощь по хозяйству.
    Этот опыт традиционной педагогики был учтен в советский период. В СССР функции социализации и инкультурации подрастающих поколений находились под патронатом государства. Средства массовой информации внедряли в сознание граждан идею, что детей растит и воспитывает весь народ, вся Советская Отчизна, и поэтому взрослый член общества должен выступать по отношению к любому ребенку не посторонним лицом, а заинтересованным доброжелательным воспитателем.
    Ныне во многих регионах России борьба с безнадзорностью и сиротством ведется методами, сходными с обретением социального родс-
    1
    См, например Бутинов НА Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства / под ред. НА. Бутинова, И. С. Кона. М Наука, Изд. фирма Восточная литература, 1992. С. 5–16.
    3.8. Специфика культуры традиционных обществ

    134
    тва. Жители кубанских станиц – потомки казаков и селяне из сибирских полуопустевших деревень берут воспитанников детских домов на коллективное попечение, чтобы вывести сирот в достойные люди.
    При размышлении о специфике культуры несегментированных и сегментированных традиционных обществ неизбежно возникает вопрос о том, какой вклад они вносят в общечеловеческую сокровищницу культурных ценностей. Этот вопрос всегда актуализируется в диалоге культур.
    Никому не приходит в голову усомниться в общечеловеческой значимости научных открытий и технических изобретений, произведений художественной культуры и литературы, в выдающихся по своей эстетической ценности архитектурных памятниках. Так, изобретение радио и телевидения, несомненно, обладает общечеловеческим значением в развитии научно-технического прогресса и международного культурного обмена. А такие великие произведения русской национальной культуры, как романы Война и мир Л. Н. Толстого, Преступление и наказание и Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, позволили миллионам людей во многих странах мира по-новому поставить для себя вопросы о смысле человеческой жизни, о нравственных ценностях – религиозных и светских, о соотношении совести и свободы воли в индивидуальной деятельности.
    Но лишь сравнительно недавно начал признаваться общечеловеческий вклад традиционных культур, являющихся аналогами первобытности. В настоящее время, когда люди начали осознавать опасность бездумного покорения природы, ученые увидели ценность экофильности (неразрушительного отношения к окружающей среде, свойственной культурам американских индейцев, народов российского Крайнего Севера (Приамурья, Восточной Сибири, Сахалина, аборигенов Австралии и других архаических культур.
    В экофильных культурах несегментированных традиционных обществ были выработаны такие технологии ведения хозяйства и социокультурные образцы (паттерны) потребления, которые позволяют человеку жить в ладу с природой. Так, для обработки шкур животных в экофильных культурах применяются натуральные вещества, не отравляющие окружающую среду. При изготовлении одежды и строительстве жилищ природное сырье используется в архаических культурах практически безотходно.
    Любой этнос, принадлежащий к экофильному типу традиционной культуры (оседлой или кочевой, относится к территории своего расселения как к сакральной земле предков, обеспечивающей выживание. Людям не приходит в голову вырубать и выставлять на продажу Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология
    родные леса, планомерно истреблять пушных зверей или крокодилов ради наживы, осушать болота или распахивать тундру, ибо действия, разрушающие среду обитания, привели бык гибели этноса. Сакрализация природы в культурах, являющихся аналогами первобытности, порождает экофильные алгоритмы социокультурного мышления.
    Разумеется, общечеловеческое значение экофильных культур состоит не в том, чтобы предложить миру неолитический идеал в качестве светлого экологического будущего, а в их трансформирующем влиянии на ментальность цивилизованных народов. Знакомство с экофильным способом существования позволяет экономически развитым нациям иначе взглянуть на собственную культуру – увидеть в ней экоцидные (убивающие природу) черты. Благодаря этому новому взгляду формируется и укрепляется экологическое сознание – понимание неприемлемости разрушения природы как невосполнимого ресурса выживания людей.
    Повсеместно в мире в среде рядовых граждан, и прежде всего молодежи, нарастает критическое отношение к хищническому потреблению природных благ и загрязнению окружающей среды. Независимые гражданские организации в союзе с учеными-экологами разрабатывают и пропагандируют экофильные социокультурные модели жизнедеятельности, сочетающие в себе достижения научно- технического прогресса и развивающегося экологического сознания. Например, очень важным направлением экофильного социокультурного моделирования выступает проблема утилизации отходов в мега- полисах.
    Однако невозможно замолчать и тот факт, что сами экофильные культуры проиграли в историческом диалоге с развитыми цивилизациями. Недаром свою книгу о южноамериканских индейцах великий французский антрополог К. Леви-Строс назвал Печальные тропики. Культуры, являющиеся аналогами первобытности, не выдерживают того неуклонного давления, которое современная экономика оказывает на природную среду. Вырубаются леса Амазонии и Золотая тайга, в тундре и акватории Тихого океана близ Сахалина разрабатываются нефтяные месторождения. Архаические земли предков сжимаются и сжимаются, подобно шагреневой коже. Разрушающая природу хозяйственно-экономическая деятельность вытесняет экофильные культуры.
    И все же для их спасения предпринимаются определенные шаги резервируются заповедные территории, создаются этнографические
    1
    См Леви-Строс К Печальные тропики. М, 2000.
    3.8. Специфика культуры традиционных обществ
    поселения, те. своеобразные социокультурные музеи. Посещая такие места, туристы со всего мира могут на время погрузиться в атмосферу законсервированной экофильной культурной традиции, поразмыслить о великом благе жизни в гармонии с природой.
    Некоторые антропологии социологи культуры высказывают критическое отношение к этническим резервациями этнографическим поселениям, усматривая в них инсценированную подлинность – своеобразный социокультурный антиквариат, выставленный на всеобщее обозрение. В определенной степени такая критика справедлива, но вместе стем верно и другое там, где государство не вкладывает средства в создание культурных резерваций и этнографических поселений, экофильные культуры прекращают свое существование и навеки поглощаются забвением.
    В последние десятилетия сделался очевидными еще один аспект общечеловеческого вклада культур, являющихся аналогами первобытности экопсихологическая компетентность, обеспечивающая выживание в условиях дикой природы. Дело в том, что вненаучные знания, которыми располагают и на которые опираются носители архаических культурных традиций, не исчерпываются суммой практических сведений об окружающем мире. Мифологическая картина мира, свойственная таким культурам, включает в себя совокупность представлений о том, каким следует быть человеку в тех либо иных ситуациях, как должно возделывать свою психику, чтобы обрести, например, удачу в охоте или победить болезнь, не имея целебных снадобий, остановить кровотечение или особым возгласом отогнать голодных хищников.
    Подобное искусство управления психикой и телом, получившее известность благодаря исследованиям антропологов, вызывает все больший интересу жителей современных мегаполисов, где человеческие потребности обеспечиваются объемным научно-техническим ресурсом. Жилищные удобства, компьютеры, мобильная телефонная связь, автотранспорт, авиалинии, широкий ассортимент лекарств и медицинских услуг – все это и многое другое, казалось бы, стопроцентно гарантирует выживание. Но если внезапно отключается электричество или окажутся в дефиците другие энергоносители, может начаться социальный хаос, ставящий под угрозу человеческую жизнь. Именно поэтому людям особенно важны навыки выживания, выработанные в архаических, традиционных культурах.
    Чем отчетливее современный горожанин осознает зависимость собственного выживания от технологического жизнеобеспечения, тем острее он ощущает собственную слабость и тем более важными об-
    Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология

    137
    щезначимым представляется ему экопсихологический опыт культур, тысячелетиями обходившихся без чудес науки и техники.
    Резюмируя сказанное, отметим, что аксиологический (ценностный) подход к выявлению соотношения общечеловеческого, национального и этнического в культуре тесно связан с проблемой развития взаимопознания народов и необходимостью раскрытия и интерпретации выработанных ими культурных традиций.
    Насколько и для кого может сделаться очевидной без предварительного истолкования общечеловеческая ценность музыки Моцарта, Бетховена, Чайковского, романов Бальзака и Р. Музиля, живописных полотен и офортов Гойи? Как понять людям, воспитанным в культуре традиционного исламского общества, общечеловеческую значимость византийской иконописи или буддийских культовых статуй Индии Какие мысли о великих достижениях человеческого гения возникнут у обитателя лесов Амазонии при виде раритетного экземпляра первопечатной книги или новейшего образца компьютерной техники?
    Пытаясь ответить на подобные вопросы, мы придем к выводу, что общечеловеческое в культуре может быть доступно только универсально образованными просвещенным личностям, наделенным умением извлекать это общечеловеческое из национального и этнического культурного достояния. Именно культурологии историки культуры являются теми, кто породу своей профессиональной деятельности исследует и популяризирует достижения и ценности различных культур и способствует их освоению в процессе расширяющихся международных коммуникаций.
    С точки зрения иного, антропологического, подхода вопрос о соотношении общечеловеческого, национального и этнического в культуре должен решаться путем разработки универсальной модели, выявляющих общее и особенное в организации человеческой деятельности. Исследователи, приступившие к их конструированию в е гг. ХХ в. – Г. П. Мердок, Б. Малиновский, К. Уисслер и др, – выбирали элементы, свойственные всем известным культурам система родства, организация общества, совместный труд и разделение труда, возрастное деление, календарь, образование, этикет, религиозные культы, жилищное строительство, декоративное искусство, запрет на инцест и т. д.
    Списки таких элементов, выявленных разными исследователями, частично не совпадали, но принцип составления такого перечня оставался единым. При дальнейшем анализе каждого элемента в отдельности общечеловеческое в культурах выявлялась все более отчетливо. Так, похоронные обряды во всех типах культуры связаны с выражением
    3.8. Специфика культуры традиционных обществ
    скорби, со специальными способами обращения с телом покойного, с особыми ритуальными действиями, защищающими участников церемонии от злых сил и закрывающими ворота смерти».
    Поиски такой совершенной модели, которая выявляла бы равноценность культурных традиций, натолкнули исследователей на необходимость отказаться от поэлементного сопоставления различных культур и перейти к их системному сравнению. Эта новая концептуальная постановка проблемы привела американских антропологов Д. Аберле, А. Коэна, А. Дэвиса к разработке универсальной социокультурной схемы. Ученые исходили из представления о культуре как системе, схематично обозначенной девятью векторами адаптация общества к природе и воспроизводство населения разделение и распределение социальных ролей коммуникация ориентиры познания общепринятые цели нормативное регулирование регулирование эмоций социализация контроль за девиантными формами по- ведения.
    Указанные позиции рассматривались как функциональные уровни, характеризующие общечеловеческую универсальность любой культуры. При изучении отдельно взятых этнических и национальных культур каждая из этих девяти позиций наполняется конкретным содержанием, позволяющим отчетливо выявить общее и особенное в культуротворчестве народов мира.
    Под этим углом зрения особый интерес представляют контактные культурные зоны – регионы, составляющие неотъемлемую часть пространства национальных культур. Историческое взаимодействие этно- сов, неизбежно сопровождающееся социокультурными заимствованиями, формирует региональные особенности культуры.
    Так, русский этнос, раздвигая географические границы своего первоначального расселения, вступал в устойчивые контакты с автохтонными (местными) народами. Толерантная, духовно отзывчивая русская культура приобретала благодаря такому взаимодействию черты регионального своеобразия, обусловленного взаимными социокультурными заимствованиями, межэтническими браками, уважением к чужим традициям.
    Русские учились у носителей местных архаических культур способам выживания в новых для русского этноса географических условиях и щедро делились с автохтонными народами собственными культурными достижениями – технико-технологическими, хозяйственными, духовными. И именно в результате этих процессов осваиваемые территории постепенно превращались в историко-культурные регионы России, а не в насильственно удерживаемые колонии.
    Глава 3. Культура и общество. Социальная культурология
    Специфика культуры не сводится к тому, что касается ее социальности. В культуре столь же важно индивидуальное, личностное, хотя и сопряженное с социальным.
    Контрольные вопросы и задания
    Каковы культурные различия между обществами Запада и Востока?
    Найдите в тексте главы характеристики признаков этнического своеобразия культур.
    На какой основе формируется ив чем проявляется национальное своеобразие культур?
    В каких значениях употребляется термин народная культура»?
    Чем определяются ив чем выражаются культурные различия разных социальных слоев общества, его профессиональных групп?
    Каково содержание понятия «интеллигенция»?
    Как проявляют себя в жизни обществ субкультуры, в частности молодежные Основываясь на тексте главы, охарактеризуйте особенности культуры детства, молодежной культуры.
    Как происходит достижение культурной идентичности?
    Какое значение имеют и как формируются гендерные различия в культуре?
    Что такое культурная традиция, какова специфика культуры традиционных обществ, способов и средств передачи социокультурного опыта?
    Как связано между собой общечеловеческое, этнонациональное специфчески социальное в культуре?
    Литература
    Бромлей Ю. Б, Подольный Р. И Человечество – это народы. М, 1990.
    Геллнер Э Нации и национализм. М, 1991.
    Гендерное устройство. Социальные теории и практики. Сб. ст.
    СПб., 2005.
    Гумилев Л. Н Этносфера. История людей и история природы. М, Запад и Восток традиции и современность. М, 1993.
    Левикова СИ Молодежные субкультуры. М, 2004.
    Садохин А. П Этнология. М, Теория культуры учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова. СПб., 2008. Гл. 7, 8.
    3.8. Специфика культуры традиционных обществ

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   38


    написать администратору сайта