Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
ГЛаВа 9. КуЛьТуРы ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗаЦИй Культуры Месопотамии, Древнего Египта и Мезоамерики, Западной азии и персов. Культуры Древней Индии и Древнего Китая. Культуры ранних цивилизаций Месопотамия, Древний Египет и Мезоамерика К ранним очагам человеческой цивилизации, которым свойственны общие черты, можно отнести три основные территории Месопотамию, Древний Египет и Мезоамерику. Народы этих цивилизаций создали письменность, развивали науки, имели систему образования, оставили потомкам мегалитические памятники, освоили сложную систему ирригации, имели достаточно развитую теократическую политическую систему, языческую религию, всеобщую власть жречества и высокий уровень развития искусства. Идеи, которые были свойственны всем трем регионам раннего развития человечества, – это идея божественного создания мира, предопределенности социального деления, божественного создания человека, божественной или естественной объективности законов. Древнеегипетский, шумерский варианты эволюции ранней цивилизации имели нечто общее в формах организации аппарата администрации и во всем том, что было связано с присущими всему Востоку принципами централизованного подчинения власти. Сходными были во всех трех очагах слияние на первых порах функций правителей и жрецов храмов, а также такие элементы культуры, как многобожие, мифологическое сознание, эпические сказания. Говоря о замкнутом в узкой долине Нила в Египте, широко распахнутом миру Двуречье сего вполне естественным многочисленными и разносторонними связями, Мезоамерике, расположившийся в джунглях и покорившей их, нельзя не обратить внимание на то, что существенные различия между ними отразились на их исторических судьбах. В Египте они замедляли ход экономического развития и правового мышления. Там очень поздно появились деньги и сколько-ни- будь развитая торговля, а о текстах, регулирующих правовые нормы, практически вообще трудно что-либо сказать, хотя и встречаются упоминания о том, что в период Нового царства такого рода сводки все-таки существовали. Иная ситуация была в Месопотамии, где торноуцы-тамкары как особая группа профессионалов существовала уже в Шумере, где в Старовавилонское время Хаммурапи издал весьма совершенный в совсем роде кодекс законов. Неудивительно, что это способствовало и расцвету Ассирии, во многом обязанной своей древней транзитной торговле, и тем более развитию великого Вавилона. Жестокая теократическая система и замнутость ольмеков и майя, обусловленная закрытостью джунглей, не позволили долго существовать этим народам. Если говорить о духовных особенностях данных трех очагов цивилизации, то можно выделить среди них следующие в Месопотамии поражает изобретательность, мягкость линий в искусстве, некоторая демократичность правления, обусловленная существованием у царей данных богом законов, и мечтательность в поисках бессмертия, оставленная в мифах и литературном эпосе. В Древнем Египте поражает тотальная устремленность в божественный космос, к знанию космической гармонии и вера людей в возможность попасть после смерти в пространство высших богов. В Мезоамерике удивляют человеческие жертвы богами неистовая вера в то, что лучшие люди, отдавшие свою жизнь богам, обеспечат благополучие народу на долгий срок. Некоторые особенности культур этих трех великих цивилизаций заслуживают отдельного освещения. Культура Древнего Междуречья В м тысячелетии дон. э. в долине между реками Тигр и Евфрат, там где сегодня находится современный Иран, возникла самая древняя цивилизация. Она называется шумеро-аккадской или Месопотамией (от греч. Междуречье). Первые поселения Месопотамии возникли еще в середине готы- сячелетия дон. э. Культура, которая развивалась в ее северной части в безлесной степи, называется Ум Дабагия. О ней можно сказать лишь то немногое, о чем свидетельствуют факты, добытые археологами при раскопках строились дома с несколькими окрашенными в черный, красный и желтый цвета комнатами, окнами, нишами в стенах, оштукатуренными подполами для хранения продуктов. Люди занимались охотой, земледелием, разводили домашних животных. На стенах в домах сохранились рисунки охоты на онагров, а среди вещей домашнего обихода – много раскрашенной яркой красной керамики. Около 6000 г. дон. э. культура Ум Дабагии закончила свое существование, нона ее месте появились три новые культуры – хассуна, саммара и халаф, которые просуществовали в течение целого тысячелетия. Вся северная Месопотамия была занята поселениями этих культур. На юге население, вероятно, появилось только в V тыс. дон. э. и образовало Убейдскую цивилизацию, поселения которой расположились недалеко от древнего города Ура, немного южнее современного Багдада. Скорее всего на юг люди пришли с севера, итак же, как в 9.1. Культуры ранних цивилизаций Северной Месопотамии, стали земледельцами и скотоводами, научились строить храмы, создали культ бога-быка, который расцвел потом в Шумере и Вавилоне. Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. дон. э. в низовьях реки Евфрат. Происхождение шумеров до сих пор является полной загадкой. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры, язык которых непохож ни на один из древних языков. Шумеры появились мирно и ассимилировались местными племенами, стали обрабатывать земли малярийных болот и обнаженных пустынь. Они владели высокой культурой земледелия и создали целую систему каналов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры принесли с собой письменность, именно им принадлежит самое древнее литературное произведение – эпос о Гильгамеше. Они были великими изобретателями изобрели гончарный круг, плуг-сеялку, колесо, парусную лодку, литье из меди и бронзы, лунный календарь, который был ориентированна фазы Луны, имел месяц, состоящий из 28 дней. Шумеры установили также продолжительность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света, были опытными математиками, астрономами, астрологами и землемерами, первыми в истории ввели в строительство такие элементы, как арка, купол, пилястры, фриз, мозаика, освоили резьбу по камню, гравировку и инкрустацию. Шумеры создали медицину, которая была в основном гомеопатической, учитывала влияние звезд на судьбы людей и их здоровье, о чем свидетельствуют найденные многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни. У шумеров была развита система воспитания и образования. Богатые шумеры посылали своих сыновей в школу, где те писали на табличках из мягкой глины, обучались чтению, письму и арифметике. Шумер был страной городов-государств, крупнейшие из которых имели своего правителя, являвшегося одновременно и верховным жрецом. Значительным вкладом в развитие политико-правового устройства человеческого бытия было то, что они создали развитую законодательную систему. Города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами, канализацией. Центр города составлял храмовый комплекс, который включал в себя храм главного бога – покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Храм мыслился аналогом горы, местом обитания бога и представ- Глава 9. Культуры древних цивилизаций 241 лял собой трех- и семиступенчатую пирамиду с маленьким храмом наверху, возводился на платформе или на высоком месте, что предохраняло от наводнения или разлива рек. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники. Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость, поэтому обносились стеной. Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной их темой является тема охоты и сражений. Лица на них изображались в фаса глаза и ноги – в профиль, плечи в трехчетвертном развороте, при этом пропорции человеческих фигур не соблюдались, но обязательным было стремление передать движение. Монументальной скульптуры в Шумере не было, но мастера изготавливали небольшие культовые статуэтки, в которых часто изображали людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, неслучайно мудрость и ухо в шумерском языке обозначаются одним словом. Музыкальное искусство, безусловно, нашло свое развитие в Шу- мере. Затри с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-за- клинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру, музыканты использовали арфы, двойные гобои, большие барабаны. Страсти, посвященные Мардуку и юному богу весны Таммузу, включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа. Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием, согласно которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий. В конце го тысячелетия дон. э. народ Шумер соединился сак- кадцами. Во м тысячелетии на территории Месопотамии возникла вавилонская держава. В шумеро-аккадской цивилизации представление о мироздании было выражено в мифологии. Согласно мифам над круглой землей возвышалось в форме купола небо, а вся Вселенная представлялась как небо-земля (ан-ки), под землей было место для умерших. До Вселенной существовал только бесконечный Океан – хаос, из которого вышли первые боги. Они отвоевали у дракона Тиамата, олицетворявшего безбрежный хаос, пространство, где установили порядок – закон. С тех пор мир управляется непреложными законами, которые стали обожествляться, а подчинение законам, имеющим происхождение от 9.1. Культуры ранних цивилизаций бога, свято. Следствием этого стало то, что шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди стали жить, а царь ими управлять, вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. дон. э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона – Хаммурапи. В истории Месопотамии это был третий сборник законов, в котором главным был принцип составления равное за равное, те. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления. В этом суть мирового равновесия, согласно которому то, что способствует хаосу, а непорядку, должно быть уравновешено наказанием. Кроме того, важно, что законы составлял не человек, не царь, а они даны были человеку самим богом. В Месопотамии появляется важная идея для понимания объективного значения законов, выраженная в том, что они имеют божественное происхождение, а правопорядок является основой общественной жизни. Кроме того, право начинает представлять определенную культурную ценность, обеспечивающую развитие общественной свободы и духовных ценностей. Согласно шумеро-аккадским представлениям, отраженным в мифах, дух умершего тоже проходил через суд. Он спускался втемную область под землей – Кур, где его ожидало мрачное, унылое существование, которое могла скрасить только память о нем живых на Земле. Такое грустное представление шумеров и аккадцев о жизни и смерти вступало в противоречие сих светлой культурой и духовным обликом народа, но именно оно, как ни странно, давало им духовные силы и творческую устремленность в обыденной жизни. Убеждение, что нужно оставить о себе память на земле, побуждало их к творчеству и созданию памятников культуры. Литературный эпос сохранил еще одну грустную идею этого народа. Человек не мог согласиться стем, что у него есть только один путь после смерти – вниз, под землю. Его взор и мысль стремились к небу, туда, где живут боги, которые отличаются от людей тем, что они не только всесильны, но, главное, они бессмертны. Эпос говорит о том, что и боги готовы дать людям вещество бессмертия, но люди (такова их природа) не могут его взять по разным причинам. Здесь имеет место глубокая мысль о понимании человеком себя как существа конечного, но по природе бесконечного. Он стремится осуществить свою природу, но ограниченность конечного не дает ему ухватить бесконечное. В их единстве скрыта недостижимость и грусть тщетности человеческих усилий стать бессмертным. Эта мысль встречается ив известной поэме о Гильгамеше, царе города Урука. Философская проблема единства Глава 9. Культуры древних цивилизаций единичного и всеобщего, конечного и бесконечного, жизни и смерти была центральной темой размышления шумеро-аккадского эпоса. Шумер-аккадская культура оказала огромное влияние на все последующие культуры, став образцом для подражания на всей территории Месопотамии. Шумеро-аккадской клинописью пользовались многие народы, приспособив ее к своим языкам. Шумерские представления о богах, о строении мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях. По мнению М. Олифанта, выраженному в книге Древние цивилизации, космогонические мифы и географические карты, календари со знаками зодиака, сборники законов, словари, лечебники, справочные математические таблицы, литературные произведения, тексты для гадания нельзя сказать, что шумерская цивилизация умерла, потому что достижения ее стали достоянием многих народов иона послужила основой многих современных наук. Многие шумеро-аккадские предания переняли древние евреи, позднее они были записаны в Библии. При возвышении города Вавилона возник тезис о важности в верованиях Междуречья идеи установленности свыше порядка назем- ле: все божественно и целесообразно. Общая же структура небесной иерархии мыслилась древними вавилонянами следующим образом во главе богов стоял Энлиль либо Мардук (иногда они сливались в образ владыки – Бела. Однако верховный бог был лишь избран царем богов советом из числа семи основных божеств. Миром управляла шумерская триада – Ану, Энлиль и Эйя. Именно их окружал совет богов, каждый из приближенных при этом сознавал значимость трех первых. Ану правил на небе, в Мировом океане – Эйя, а вот для людей самым значительным действительно был Энлиль, которому досталось во владение все межи небом и омывающим землю океаном. Особенно в Вавилоне уважали покровителей небесных светил, которые персо- нифицировались в образы восходящих на небо Луны, Солнца, планет. Шамаш и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше всего. Планету Венеру с ее загадочным поведением очень скоро стала олицетворять богиня Иштар. В отношении культовой архитектуры кроме этажности храмовых башен мы можем говорить также о пышности и величественности построек. Сами сооружения не сохранились, однако все свидетельства современников подчеркивают громадные размеры храмов Междуречья, грандиозность ступенчатых башен-зиккуратов. Некоторое представление о состоянии архитектуры той эпохи может дать сохранившийся комплекс в Дур-Унташе в Эламе: стены обычно расчленялись выступами и белились, у входа в храм возводилось два зиккурата. 9.1. Культуры ранних цивилизаций Скульптуры больших размеров отличались монументальностью и некоторой грузноватостью фигур. Напротив, образки для домашнего культа были довольно живыми и выразительными. Географами Вавилонии была составлена карта мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером намного превосходящим Междуречье. Однако реальные географические познания семитов были значительно шире. Купцы, несомненно, пользовались морским путем в Индию (позже дорога туда была забыта, они знали о существовании страны Куш (Эфиопии, слышали о Тартессе (Испании). После смерти царство Хаммурапи начало медленно клониться к упадку, ив конце концов Вавилон отошел на второй план в связи с возвышением и ростом Ассирии. Ассирийская держава достигает своего могущества вовремя правления царя Саргона II (722–705 гг. дон. э. Столицей государства был город Ниневия. Архитектура Ассирии испытала влияние шумеро-аккадской культуры. Основными сооружениями являлись храмы-зиккураты, которые были легче шумеро-аккад- ских и не доминировали над дворцами. Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, идейное содержание ее сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска а также к посрамлению врагов Ассирии. У ассирийских художников не было интереса к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п. Канон в скульптуре Ассирии жестко закрепился в изображении правителей. Это идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям. В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалами обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то время как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами. В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и ак- кадцы через своих преемников – вавилонян и ассирийцев – передали грекам, евреями другим народам многие свои достижения основы науки и техники, понятие о троичной схеме Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи скульптуре, некоторые религиозные представления. Глава 9. Культуры древних цивилизаций Культура Древнего Египта На северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. Кочевые племена Северной Африки в то время, когда уже закончился ледниковый период в Европе и количество дождей стало уменьшаться, переселились в многоводную и плодородную долину Нила. Это произошло в м тысячелетии дон. э. Стечением времени египтяне, ведя многолетние наблюдения, учились управлять рекой и предугадывать силу ее разливам тысячелетии дон. э, когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет стал уже страной с высокоразвитым общественными политическим устройством. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Больше всего поражают наших современников грандиозные инженерные работы и колоссальные архитектурные сооружения египтян – пирамиды, храмы, сфинксы, загадкой остается также знание жрецами законов гармонического единства мира, тайны законов психической энергии и золотого сечения. Главная особенность Египта – жаркий климат и редкие дожди – сделали бы Египет не одной из колыбелей цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживаемая египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы чинили плотины и прокладывали высоко, расположенные дороги для войск, совершавших походы в любое время года. Такие грандиозные работы требовали наряду сознанием основ астрономии, межевания и строительства превосходной организации и дисциплины, поскольку все работы должны были быть выполнены к определенному сроку. Огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством, должна была иметь управляющих для выполнения конкретных задач. Создали ее и управляли ею жрецы, которые, будучи великими учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, астрологии, естествознания, творцами духовной культуры, приобрели над народом значительную власть и впоследствии всегда занимали прочное положение и имели огромное влияние на общество. До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной, которую знали по трудам древних писателей-историков. В 1798 г. 9.1. Культуры ранних цивилизаций Наполеон готовил армию для похода в Египет, а также специальную комиссию из ученых и специалистов, которые должны были изучить культуру Египта. Сенсацию вызвала их находка «Розеттского камня, на котором была выбита надпись на египетском и древнегреческом языках. Находка египетского текста сточным переводом на древнегреческий на «Розеттском камне давала надежду на дешифровку египетских иероглифов. Расшифровал египетскую иероглифическую письменность Жан Франсуа Шампольон, который установил, что египетские иероглифы являются не рисуночным, а фонетическим письмом, но сложное заключалась в том, что египетский алфавит не имел гласных. Благодаря ученым стало возможным проследить историю Древнего Египта и установить периодизацию Раннее царство (3200–2800 гг. дон. э, Древнее царство (2800–2250 гг. дон. э, Среднее царство (2050–1700 гг. дон. э, Новое царство (1580–1100 гг. дон. э. Известны и другие периодизации, но расхождения между ними несущест- венны. Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие власть было наполнено духовным содержанием. Искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Величественные пирамиды также являются одним из символов ца- репоклонства. Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось сего именем. Он лично был ответствен за обрушившиеся несчастья, от него зависела идеология, а ее основной формой являлись религиозные представления, которыми были проникнуты все стороны жизни египтян. Множество египетских богов было подчинено определенной иерархии, наверху которой был главный бог – Ра. Много храмов, положение которых определялось значением бога, почитаемого в нем, было построено в Египте. В различные времена разные божества отождествлялись с верховными главным богом – Ра, солнцем, солн- цепоклонство всегда оставалось центральным хотя с древнейших времен каждое поселение чтило свое божество – покровителя и защитника. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небес-светил. Сначала бог Ра отождествлялся с царем в виде Сокола – Гора. (Царь как бы был воплощением Гора) Затем, с III тыс. дон. э, воплощением Ра считался Птах, бог творческой силы земли, единый творец. Он изображался в виде быка Аписа или человека, над головой которого возвышались рога быка. Все другие боги считались порож- Глава 9. Культуры древних цивилизаций 247 дением или воплощением Птаха. С 2700 г. дон. э. Ра отождествляется с Атумом, а затем с Осирисом, который почитался как властитель вечной жизни или бог воскресающей весенней природы. Гор же стал считаться сыном его и Исиды. Среди других богов были бог мудрости – Тот (с головой ибиса, богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове, бог Себек (в виде крокодила, бог смерти Анубис (в виде шакала, богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы, бог хаоса Сети др. Огромное число египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно сложные философ- ско-богословские, космогонические и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта. Идея бессмертия накладывает отпечаток на смысл жизни и людей, приверженных к власти, и простого народа, в целом и на смысл истории, и на смысл творчества. Первоначально идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощную силу, через которую и осуществляли управление жрецы и фа- раоны. Все духовные ценности формировались в храмах, а последние, в свою очередь, былине просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его. Положение храма определялось значением бога, которому храм был посвящена это зависело от политической обстановки в стране. Так, в XXI в. дон. э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В связи с этим увеличивается роль фи- ванского бога – Амона (Амон значит сокровенный. И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с поклонением богу Атум-Ра, тов эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, ас богом Солнца отождествляется Амон. Он превращается в общегосударственного бога и считается царем богов, фараоны – родными и любимыми его сыновьями. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на небольшой период изменить этот культи сделать верховным божеством Атона, но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, передавали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности. 9.1. Культуры ранних цивилизаций Культ Атона продолжался недолго, фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего. Вся мифология связана с культами Египта. В Древнем Царстве основным был культ бога солнца Ра. Вторым по значению – культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса – умирающего и воскресающего бога – стал основой заупокойного культа Египта. Древние египтяне верили, что кроме физического тела и души Ба человек имеет еще жизненную силу Ка (астральное тело) – призрачного двойника, вторую душу, второе я. После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивалась, для чего тело сохранялось путем бальзамирования или создавался скульптурный двойник, для них возводилось жилище – гробница, где тело снабжалось всем необходимым, на стенах изображались сцены из земной жизни умершего, что было важно продолжения существования в городе мертвых. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых, они строились по разным берегам Нила. В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. Искусству в заупокойном культе отводилась первостепенная роль оно обеспечивало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд художников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живописцы были высокопоставленными лицами, они же были жрецами, всегда окруженными почетом. Проявления индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны сохраняли следование режиму золотого сечения, те. гармонической пропорции. Искусство в любом его проявлении должно было учитывать божественное соотношение гармонического единства космического и земного. Архитектура в первую очередь должна была подчиняться этому требованию. Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них. Мастаба (каменная скамья) была самой ранней формой усыпальницы вождей Египта прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения монументальных гробниц – ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера в Саккара – она достигает в высоту 60 м. Завершающим этапом в создании пирамид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Самая высокая из них – пирамида Хеопса (147 м) – считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течение 20 лет. Пирамида Глава 9. Культуры древних цивилизаций точно ориентирована по сторонам света на север – юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгрузочные камеры, предназначенные для равномерного распределения давления. Пирамиды, волнующие воображение человечества уже не одно столетие, строились не только в Египте, но ив других местах земного шара, формируя особые системы. Пирамида, будучи одновременно антенной и резонатором, является ретранслятором определенных энергетических потоков, связанных с процессами, протекающими в космосе, и фокусируемых, в свою очередь, на энергетическом источнике внутри пирамиды. При воздействии этого комплекса и при правильном взаимодействии с человеческим сознанием наступал эффект общения с богами». Фараоны Среднего царства отказались от сооружения пирамид, и возник ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Ансамбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-аль-Бахри. Самые знаменитые из них – храмы Ментухотепа I и царицы Хатшеп- сут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вырублен в скалах, вход в храм фланкировали метровые скульптурные изображения Рамсеса Служители храмов жрецы-иерофанты, посвященные в знание принципов, лежащих в основе построения храма, миропорядка и мировой гармонии, основывались прежде всего на знании, а не на вере, сегодня можно утверждать, что уже древнеегипетские жрецы владели теорией гармонического единства мира. Один из папирусов Древнего Египта сообщает, что имеются Скрижали, в которых зашифрованы эти знания. Предполагается, что жрецы владели знанием системы норм про- порционирования в режиме золотого сечения, но системное изложение основ теории гармонии, отражающей принципы мироустройства, не изложены иероглифическим текстом Искусство Древнего Египта, безусловно, не сводилось только к храмовому или архитектуре. Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй стоящей – фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялись ив Среднем, ив Новом царстве, ив Поздний период. Таким образом скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом. Но поскольку скульптура 9.1. Культуры ранних цивилизаций была тесно связана с заупокойным культом, для нее характерна еще одна особенность – она портретна. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность. Они передают вневременные образы людей, достигших зрелости, пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух. Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Изменения коснулись искусства, которое пыталось разрушить тысячелетние каноны и правила во времена Эхнатона (Аменхотепа IV). Оно обратилось прежде всего к изображению душевного состояния человека, его переживаний и чувств. В портретных статуях самого Эх- натона создается образ неидеального фараона, а прежде всего человека с характерными индивидуальными особенностями удлиненным овалом лица, своеобразной посадкой головы на тонкой шее, округлыми бедрами, выступающим животом, тонкими руками и ногами. Скульптурные портреты его жены Нефертити поражают сочетанием царственности и женственности. Египтяне, как ив других видах искусства, в музыке применяли теорию мировой гармонии. Ни один праздник не обходился без зажигательных групповых танцев и плясок, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Музыка играла большую роль в страстях песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реальные картины жизни и быта. Любимыми были песни-плачи над мертвым Осирисом. Представления о красоте складывались в рамках канонического искусства, каноны зависели от понимания пропорционирования в режиме золотого сечения и устанавливались знающими его жрецами. Все виды искусств в своих произведениях выражали преклонение, восхищение перед высшей космической властью мировой гармонии, поэтому оно монументально, величественно, канонично. В них мы видим опредмечивание покоя, стабильности, тишины и святости. Глава 9. Культуры древних цивилизаций Общественная жизнь в Древнем Египте не сводилась только к материальной, духовной и художественной деятельности, она была организована в политическом и правовом отношении. Государство управлялось фараоном, в подчинении которого была огромная армия чиновников, выполняющих функцию исполнительской власти. В Древнем Египте была развита законодательная система. Большинство дошедшей до нас информации о ней относится ко времени от начала эпохи Нового царства. Египетские законы отражали едва ли каждый аспект жизни. Велись записи каждого судебного решения, принятого в прежних случаях согласно этому закону. Повседневный контроль за порядком и исполнением законов входил в обязанности судов, которые были обязаны защищать интересы всех жителей, а не только богатых, и египтяне часто вызывали друг друга на суд. Каждый человек должен был защищать себя сам, быть адвокатом. В каждом городе имелся свой собственный суд, называвшийся кенбет. Судьи, выбранные из влиятельных горожан, совершали поездки в сельские районы. Затем появились суды верхней инстанции, получившие название суды слушателей, находившиеся под надзором губернатора округа. Выше их были два Верховых суда по одному для Верхнего и Нижнего Египта, председательствовали в которых визири. У женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегированное в правовом отношении положение, чем в других странах Древнего Востока. Хотя женщины не занимали официальных государственных постов, они пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Они могли заниматься торговлей, заключать контракты, выступать в суде в качестве свидетелей и самостоятельно представлять свои интересы. Женщины также были обязаны давать клятву и подвергались наказаниям наравне с мужчинами. В истории Древнего Египта случилось так, что женщина вначале го тысячелетия дон. э. смогла появиться на престоле, это первая и единственная в истории страны женщина- фараон Хатшепсут. Она была женой Тутмоса I, сына Аменхотепа I. Будучи регентшей семилетнего пасынка, Хатшепсут получила реальную власть над всей страной, вернулась к грандиозности и величию древних захоронений фараонов в новой форме, не жалея средств на монументальные дворцы. Она приблизила к своей особе талантливых живописцев и архитекторов, не стала продолжать завоевательную политику предшествующих ей фараонова внешнеполитические конфликты стремилась решать путем переговоров и иными дипломатическими средствами. При ней процветали искусство, образование и 9.1. Культуры ранних цивилизаций наука, но после ее смерти политические противники вычеркнули ее имя из истории страны, однако сделанное ею вовремя правления, многочисленные монументальные памятники не позволили исчезнуть ее имени бесследно. Следует отменить еще важность развития образования в Египте, которым управляли жрецы. Путь достижения истины они разделили на ступени познания и подчинили этому процесс образования. Высшая ступень открывала знание законов всеобщей гармонии. Высшей духовной ценностью в познании было достижение этой истины, выражающейся в символах. Хранители знаний передавали законы, скрытые в специальных символах, только способным их воспринять. Высшая мудрость заключалась в сути триединства, была отмечена и закреплена контуром геометрического треугольника как неизменяемой пространственной конфигурации, наделенной глубинным функциональным значением. Определенный треугольник был ключом к любому архитектурному сооружению в режиме золотого сечения, он стал символом Древнего Египта, ив нем заключен глаз бога Гора как знак мудрости и света божественного знания. Культура Древнего Египта оказала сильное влияние на арабские и европейские народы. Неслучайно ученые, философы, медики, астрономы, математики, жрецы и астрологи позднее будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов. |