Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
Культура Мезоамерики Географический регион на американском континенте, в пределах которого в доколумбовы времена процветала глубоко своеобразная цивилизация, обозначают термином «Мезоамерика» (букв. срединная Америка. В этом регионе зародились, достигли расцвета и пришли в упадок такие культуры, как ольмекская, тольтекская, ацтекская и классическая культура майя. Первое определение Мезоамерики как культурного региона принадлежит антропологу Паулю Киргоффу (1943). Раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория населения которых включает в себя значительную часть Мексики, всю Гватемалу и Гондурас. Первая в Мезоамерике цивилизация была создана оль- меками около 1200 г. дон. э. Точнее, радиоуглеродный анализ показал, что городище Сан-Лоренсо зародилось около 1300 г. дон. э, а своего расцвета достигло после 1200 г. дон. э, когда там появились ольмеки. На равнинах, тяготеющих к побережью Мексиканского залива, этот древний народ построил ритуальные центры с монументальной архитектурой и скульптурой. Храмы в этих центрах ольмеки строили в Глава 9. Культуры древних цивилизаций виде ступенчатых пирамид, но есть и конусообразные храмы как примеры подражания горам вулканического происхождения. Отвоевывая у джунглей каждую пядь земли, борясь с дикой растительностью, оль- меки научились мелиорации. Помимо выращивания сельскохозяйственных культур земледельцы выполняли также сезонные работы помогали строить религиозный центр и транспортировали камень, шедший на сооружение памятников. Правители-жрецы, надзиравшие за этими работами, жили в центрах вместе с семьями, слугами и небольшим числом ремесленников. Ольмеки были великолепными мастерами, умевшими изготавливать самые разнообразные и глубоко оригинальные по стилю изделия от миниатюрных подвесок из нефрита до огромных тонных базальтовых изваяний. Ольмеки поражали своим скульптурным искусством, и за это их называли народом ваятелей. Множество различных скульптурок и скульптур украшали храмы и особенно алтари Статуэтки стоящих и сидящих людей, каких-то уродцев, лягушек, улиток, украшения в виде цветов, бусы серьги – все из зеленого и голубого нефрита, превосходно обработанного. Много изображений ягуара, культом которого ольмеки были просто одержимы. У ольмеков получила развитие живопись, о чем свидетельствуют великолепные фрески, найденные в местности Хуштлауаки и Оштотитлан. На них были представлены различные сюжеты, а роспись поражала разнообразием красок. Ольмекская цивилизация была теократией земледельцы содержали своим трудом правителей, поставляя в центр излишки своей продукции и выполняя различные работы. Взамен получали гарантию того, что ритуалы, совершаемые жрецами в центрах, помогут обеспечить им личную безопасность. Ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и сложную иконографию, в центре которой было несколько богов. Можно выделить в развитии мифологии две сложившиеся системы. Одна мифологическая система выделяет в качестве верховного и всеобъемлющего божества богиню скосами, которая олицетворяет растительный и животный мир, небо и землю, жизнь и смерть. Новой ступенью этой мифологической системы является этап, когда у богини появляется толстый сын, который стал восприниматься как посредник между людьми и богиней, олицетворять кукурузу и солнце. Третий этап данной мифологической системы совпадает с появлением бога в качестве пожилого бородатого мужчины – прообраза 1 Кинжалов Р Конец священного круга. Л, С. 219. 9.1. Культуры ранних цивилизаций будущего старого бога, олицетворяющего огонь, землетрясения. Он становится отцом толстого бога. Главным культом у ольмеков является культ бога-ягуара, защитника кукурузных полей. Ягуар обожествлялся потому, что распугивал животных, поедающих выращенные ольмеками культуры, и поэтому стал покровителем полей и земледе- льцев. Вместе с возникновением условно второй мифологической системы у ольмеков всеобъемлющее могущество приобретает бог – повелитель подземных недр с обликом ягуара, а богиня скосами становится его возлюбленной. От их союза появляются два сына – близнецы, полулюди, полуягуары. Дуальность, диалектичность, которая была свойственна матери-созидательнице, переходит на сыновей, один из которых олицетворяет дождь, другой – кукурузу. У ольмеков большое значение имел миф о зернах кукурузы, изначально спрятанных в горе. С большим трудом их нашел и достал бог Кетцалькоатль и передал людям. В другом изложении мифа Кетцаль- коатль выносит из недр земли младенца (олицетворение кукурузы, чтобы передать его людям. Наиболее известный атрибут ольмекской цивилизации – гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и Трес-Сапотес. Они свидетельствуют о том, что ольмеки были искусными мастерами. Базальт, из которого сделаны эти головы, добывался в горах Туштлы, удаленных почти на сотню миль от тех мест, где они были обнаружены археологами. Перемещение многотонных базальтовых блоков на такое расстояние требовало не только огромных физических усилий, но и соответствующей организации этих усилий. Что изображали гигантские головы, до сих пор остается загадкой. Можно предположить, что это изображения голов врагов, так как в Древней Америке действительно сохраняли и увековечивали в камне головы врагов. Ацтеки сохраняли отрезанные головы врагов, принесенных в жертву. Есть версия, что это головы юношей, которые отдавались в жертву богам. И именно лучший из играющих в мяч юношей определялся для жертвы жрецами. В скульптуре он являлся олицетворением бога маиса и обеспечивал урожайна года. Игра в мячу ольмеков носила религиозно-церемониальный характер, игре предшествовал сложный ритуал. Ольмеки верили, что акт самопожертвования, самоубийства обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. Предполагают, что самые красивые девушки поселения, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли насмерть, как и лучшие играющие в мяч юноши. Глава 9. Культуры древних цивилизаций В ольмекское время зародилось представление о четырех сторонах Вселенной, символом которой был крест, вписанный в прямоугольник. Известно сказание о четырех эпохах и предсказание того, что вместе с обретением маиса в пятую эпоху она погибнет от старого бога огня и землетрясения. А символом пятой эпохи считается бог, преподносящий людям маис, на плечах и на коленях которого лежат головы четырех других богов – покровителей предшествующих четырех эпох. За 15 столетий до открытий Колумба ольмеки изобрели точный солнечный календарь, который был необычайно сложным по структуре и толкованию, состоял из нескольких самостоятельно вращающихся колес, которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени. Период с 800 дог. дон. э. считается среднеархаическим временем Мезоамерики, и культура ольмеков имела вполне сложившийся и зрелый вид. Каменные монументы с календарными датами, записанными в системе длинного счета, стояли в городах. Богатые ритуальные центры с определенной ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Центр Ла-Вента выделяется в целую культуру, которая таки называется – культура Ла-Венты. Около 300 г. дон. э. в географической области, примыкающей к ольмекским равнинам, на территории, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза (Британский Гондурас) и Гондураса, начала складываться великая цивилизация. Здесь народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, выразительные руины которых хорошо сохранились, несмотря на разрушительное действие времени и природной стихии. В результате раскопок в этих центрах археологи получили большой материал, свидетельствующий о выдающихся художественных и интеллектуальных достижениях древних майя. Майя добились крупных успехов в сфере письменности, в астрономии, в изготовлении керамики и работе по камню, а также в экономической, социальной и религиозной организации. Они воздвигали в своих ритуальных центрах скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями. Иероглифический текст обычно относился к правителю-жрецу, чье изображение также присутствовало на памятнике. Учитывая тот факт, что индейцы майя создали точный солнечный календарь, настоящую иероглифическую письменность и необычайно высокое по уровню искусство (архитектура, скульптура, живопись, их часто называют интеллектуалами Нового Света. Несомненно, народ майя обладал определенными духовными ценностями, о чем свиде- 9.1. Культуры ранних цивилизаций 256 тельствует богатство их культурных достижений, но об этой величайшей цивилизации древности до сих пор нам известно очень мало. Мы почти не знаем имен правителей, военачальников и жрецов майя, не прочитаны до конца иероглифы, высеченные на многочисленных стелах и алтарях. Ученые не могут пока удовлетворительно ответить даже на такие важнейшие вопросы, как происхождение цивилизации майя, особенности ее социально-экономической структуры, характер политического устройства и, наконец, причины драматической гибели местных городов в конце го тысячелетия н. э. Культурные традиции майа исследовать сложно, поскольку заво- еватели-испанцы с ревностным фанатизмом искореняли культуру и традиции майя. Повсюду уничтожались все следы языческой религии, но несмотря на все усилия испанцев истребить их, глубоко укоренившиеся древние верования устойчиво жили среди индейцев. Они все еще поклонялись богам солнца, дождя и плодородия (именно к ним майя тайно взывали в период сева на своих полях, поклонялись верховному богу Ицамне и могущественному Кукулькану, в чьих храмах они молили об отмщении за свою горькую участь. В истории майя есть такой факт в городе Тутуль Шиу была собрана большая библиотека, состоявшая из книг, написанных индейскими жрецами до прихода испанцев. Обнаружив этот ценнейший архив, францисканский монах Диего де Ланда совершил акт бессмысленной жестокости, который лишил исследователей одного из важнейших источников информации, дошедших до XVI в, приказав снести книги на городскую площадь и публично сжечь их. Сохранилось всего лишь три таких кодекса майя. Ценная коллекция рукописей, посвященных истории Северного Юкатана, содержится в книгах «Чилам Балам, названных так в честь группы жрецов, славившихся своими пророчествами и способностью проникать в мир сверхестественного. В религиозном мировоззрении майя выражено глубокое понимание законов гармонического единства мира, диалектики его развития. В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения, поэтому все божества майя двойственны. Они совмещают в себе два противоположных начала жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Одного из главных богов майя изображали в виде пернатого змея перья – символ неба, змей – символ земли. Майя считали, что после смерти душа человека пребывает либо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках в зависимости от деяний человека и степени его приверженности религиозным идеалам. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил. Грешни- Глава 9. Культуры древних цивилизаций 257 ки же отправляются в Митналь – преисподнюю, населенное демонами царство вечного холода и голода. Самоубийство, особенно через повешение, считалось у майя высшим актом самопожертвования. Оно обеспечивало все блага бессмертия. Как ив ольмекской цивилизации, у майя самые красивые девушки поселения, которые приносились в жертву богам, заслуживали вечную безмятежную счастливую жизнь, как самые лучшие юноши – победители игры в мяч – заслуживали такой же почести принесенные в жертву, они обеспечивали благополучие живых на 60 лет. Участие масс в духовной жизни общества обеспечивалось коллективными обрядами по умиротворению богов, которые влияли на плодородие, урожайность и дождь. Майя стали считать человеческую жизнь наивысшим даром богам. Женщины и дети приносились в жертву также часто, как и мужчины. К древним обычаями традициям майя относятся ритуалы, связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Особым родом занятия, о котором нельзя не упомянуть, у майя считалась игра в мяч. За 1,5–2 тыс. лет до того, как в Англии игра в футбол стала популярной, куда более изощренный, высокотехничный вариант был у индейцев майя. Вдоль длинных сторон игрового поля у них располагались трибуны для зрителей. Каждая сторона выставляла от 2 до 30 игроков. Мячом служил тяжелый каучуковый шар. Ворота (две богато орнаментированные плиты) вертикально подвешивали на каменных столбах. В плитах были круглые отверстия, в которые следовало забить мяч, обладая снайперской меткостью. Время от времени устраивались состязания между командами военнопленных проигравших приносили в жертву грозным богам майя. Игра в мячу майя носила религиозно-церемониальный характер, и подготовка к каждому матчу сопровождалась сложным ритуалом. Считалось, что те или иные божества вступают в поединок между собой, и оттого, кто именно победит, зависело многое в жизни горо- дов-государств майя. Гибель цивилизации майя относится кв. Этот исторический факт для ученых до сих пор является загадкой. Огромная цветущая империя вдруг погибла, словно в результате акта сознательного самоуничтожения. Прекратились научные изыскания, исчезла сложная религия – основа развития культуры майя. Даже счет времени, от которого зависели поступки и события, утратил свое значение. Города остались нетронутыми – без следов разрушений или перестроек, как будто их обитатели собирались вскоре вернуться. Культуры ранних цивилизаций Ни одно из объяснений, основанных на гипотетических рассуждениях, не подтверждается археологическими находками. Культура Западной азии и персов Первые очаги культуры в Западной Азии были созданы примерно на одно-два тысячелетия позже, чем в Египте и Шумере. Расцвет ряда семитских и индоевропейских народов, многое впитавших из культуры более ранних центров древневосточной цивилизации, был важным этапом в истории Востока. Заимствовав из достижений египтян, шумеров и первых семитских государств типа Старовавилонского царства все то, что было ими достигнуто, народы Западной Азии, митаннийцы и хетты, иудеи и финикийцы, сделали большой шаг вперед по пути исторического прогресса. Выделка изделий из железа, одомашнивание скаковой лошади, использование ее для боевой колесницы резко увеличило их воинскую мощь. Они создали большой морской флот, позволивший наладить обширную торговлю, регулярную связь между метрополиями и колониями. Этому положили начало финикийцы, что сыграло затем огромную роль в истории раннегреческих государственных образований. Столкновения народов Малой Азии друг с другом и с такими возникшими в результате расцвета торговли и иных благопроиятство- вавших этому обстоятельств крупными державами, как Ассирия, дали толчок появлению больших государств, империй, претендовавших на объединение всех освоенных разными народами ближневосточных территорий. Первые попытки создания крупных империй Египта, Вавилона и Ассирии бледнеют по сравнению с достижениями, которых добились персы. Собственно, только и именно с появления державы Ахаменидов есть основания говорить о великой и прочной империи, об империи как принципиально новой гигантской супер- государственной структуре с соответствующими ей формами и инс- титутами. В целом эпоха империй, более всего созданная персами, была новыми очень важным этапом в истории древневосточных государств. Это было естественным результатом постепенного укрепления внетри- государственной структуры ведущих древневосточных стран, развития торговых и культурных связей между ними, распространения тех языков и форм письменности, которые закрепляли эти связи. Имперская структура как форма объединения и сближения друг с другом различных народов была не только элементом прогресса, но и значительным шагом вперед во всей истории человечества. Объединение сил и потенциальных возможностей разных ближневосточных народов, вклю- Глава 9. Культуры древних цивилизаций 259 ченных в империю, которая управлялась разумным образом, внесло прогресс в исторических процесс. Но греко-персидские войны привели к концу постепенно слабевшую и разлагавшуюся империю Ахеменидов, и Персия, как и большая часть древних империй, исчезла почти бесследно. Культура митаннийцев и хеттов Первые центры в регионе Западной Азии (Чатал-Хююк в Анатолии или Иерихон в Палестине) возникли в м тысячелетии дон. э, но дальнейшее развитие этих центров мировой культуры, расположенных вдалеке от плодородных речных долин, шло медленными темпами. Только вначале го тысячелетия дон. э. с быстрым развитием в Малой Азии государств митаннийцев и хеттов и торговли в районах Сирии и Палестины ситуация начала меняться во всех районах Западной Азии. Митанни и хетты – две крупные и быстрыми темпами развивавшиеся этнические общности, частично родственные друг другу, образовались в районе горных хребтов и долин Анатолии. Исторически ранняя из них, митаннийская, прославилась благодаря одомашниванию лошадей и созданию запряженных ими боевых колесниц, которые стали очень важным средством ведения военных действий многих народов. Общность митаннийцев, быстрыми темпами превращалась в государственное образование, была типичной для той эпохи ближневосточной структурой с ее царско-храмовыми хозяйствами. Кроме того, были деревенские коллективы в семейно-клановые структурами, а также имевшие некоторые права и свое хозяйство рабы. Земля считалась коллективным владением всей общины. Разбогатевшие торговцы или ростовщики, часто не имевшие своей земли (а владение землей было делом престижа, могли купить у общины право на усыновление их кем-то из ее членов и тем самым стать обладателем земельного участка. Торговля, товарно-денежные отношения и ростовщичество развивались митаннийцами особенно активно в поздний период существования их государства. Торговые и военные достижения митаннийцев, обеспечили государству Митании в XVI–XV вв. дон. э. успех в борьбе в Ассирией. Однако в XV–XIV вв. дон. э. митаннийцы вначале потерпели поражение от Египта, а затем подпали под власть хеттов. Государство хеттов складывалось параллельно с митанийским в результате инфильтрации индоевропейцев в населенные хатти и хур- ритами (с некоторой семитско-аморейской примесью) земли, расширяло свою территорию, захватив основную часть Анатолии и Сирии и достигая порой Вавилона. Как и митаннийцы, хетты вели активную 9.2. Культура Западной Азии и персов торговлю с государствами Двуречья и воевали на запряженных лошадьми боевых колесницах. В период так называемого Древнего царства (дог. дон. э) правители хеттов сумели добиться наследственной передачи власти, что укрепило централизованную адимистрацию в царстве. С упадком Митании Новохеттское царство начиная с 1400 г. дон. э. достигало успеха за успехом. Походы царя Суппилулиумы привели к крушению государства Митании, завоеванию северной части Сирии и столкновению с Египтом, а в годы правления его сына Мур- слии хетты достигли Эгейского моря. Только столкновение в XIII в. дон. э. с Египтом положило конец хеттской экспансии, а вначале в. дон. э. коалиция так называемых народов моря уничтожила их государство. Хеттское общество, как и митаннийское, развивалось под сильным влиянием более древних и развитых государств Двуречья. Оттуда к хеттам пришли клинопись и практика законодательных предписаний, из которых можно многое почерпнуть об организации их жизни. Власть в стране хеттов была жестоко централизованна, а обожествленного правителя страны именовали пышным титулом Солнце. Родовая знать, чиновники и воины получали из казны служебные земельные наделы. В стране существовало развитое земледелие с ирригационными системами, за состоянием которых внимательно следили специально назначавшиеся чиновники, храмовые комплексы сих культурой. Общинники делились на разряды, причем в зависимости от принадлежности к тому или иному из них они облагались налогами и повинностями либо освобождались от них. Немногочисленные рабы имели хозяйство и, что было характерно для всех древневосточных обществ, обладали практической возможностью со временем особенно в следующих поколениях, изменить свой социальной статус. Большое внимание, как и митанийцы, хетты уделяли коневодству и изготовлению боевых колесниц. Но главным, самым значительным, даже великим вкладом этого народа в мировую культуру следует считать металлургию железа. В области детальной разработки железоделания хетты не имели себе равных. Металлургия железа была изобретением хеттов, ив конце го тысячелетия дон. э. искусство выплавки железа положило начало железному веку и распространилось сперва в Месопотамии, а затем и по всей Евразии. |