Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
ГЛаВа 10. КуЛьТуРа аНТИчНОГО МИРа Крито-микенская культура. Культуры Древней Греции и Древнего Рима. Античной (лат. антикус – древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру, ставшую колыбелью европейской цивилизации. Она не возникла внезапно, что доказали раскопки, проведенные на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова двумя выдающимися археологами XIX и XX вв. – Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом, которые открыли раннюю античную культуру, центром которой в 3–2 тысячелетии дон. э. был остров Крита позже греческий город Микены. Этот период античной культуры получил название крито-микенский, или минойской, время существования которого насчитывает почти тысячу лет. Критская культура (2000–1400 гг. дон. э) была открыта на рубеже ХIХ–ХХ вв., но предположение ученых, что легенда о лабиринте критского царя Миноса имеет историческую основу. Крито-микенская культура Остров Крит является колыбелью европейской культуры, он упоминается в древних египетских текстах, сюжеты многих греческих мифов связаны с этим островом, но критские письмена еще не расшифрованы. Ничего неизвестно об этнической принадлежности древнего населения Крита, о его государственном устройстве и религиозных верованиях. Сохранились только памятники материальной культуры и искусства, по которым можно предполагать, какой уровень развития был в минойской цивилизации. В искусстве Крита отсутствует каноничность в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно поражает непосредственно-радостным восприятием жизни, что стало характерной чертой искусства всего античного мира. На острове не было обнаружено храмовых построек, только остатки обширных дворцов. В 1899 г. английский археолог Артур Эванс (1851– 1941) приступил к раскопкам в городе Кноссе. В результате раскопок был открыт громадный дворец. С востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга – рекой, с севера – морем. Он имеет сложную планировку помещения располагаются вокруг внутреннего двора, иногда на разных уровнях и соединяются между собой запутанными ходами, лестницами и коридорами, некоторые из них уходят под землю. Кносский дворец действительно напоминает лабиринт древнегреческого мифа, в котором обитал полубык-получеловек Минотавр. 294 Эванс решил, что Кносский дворец и был мифическим лабиринтом, выстроенным из камня и дерева (в основном кедра. О том, что это был культовый комплекс, свидетельствовали найденные изображения лаб- риса – двойной ритуальной секиры, служившей своего рода эмблемой критян. Лабрис, как правило, соседствовал с букранием (греч. – череп быка) – символической формой в виде бычьих черепов или же со стилизованными рогами. Названные Эвансом священными, рога скорее всего символизировали царя, супруга царицы, почитавшейся на праздниках как Великая богиня. Через каменные священные рога, стоявшие в западной части дворца, открывался видна гору Юкту. Живопись была главным украшением Кносского дворца, в сохранившихся настенных росписях которого раскрывается жизнь древних его обитателей, их праздники, состязания с быками. На одном из восстановленных изображений, которое стало в настоящее время символом Крита, представлена сцена таврокатапсии – ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна в крито-микенском искусстве. Об этом свидетельствуют найденные фигурки быков – с человечками возле рогов или же с наброшенной на них сетью, те. прирученных. Очень часто встречается изображение женщин, которых исследователи прозвали парижанками, дамами в голубом, придворными дамами, хотя может быть, это жрицы, заклинательницы змей или богини. У них осиные талии, пышные открытые платья, затейливые прически, тонкие носы с горбинкой и маленькие рты. Ритуал на Крите часто включал в себя сцены эпифании (внезапного явления богини. Божество, воплощаемое жрицей, представало перед глазами участников ритуала, для которого предназначался тронный зал Кносского дворца. С залом соединялись служебные помещения, водном из которых жрица переодевалась в богиню, затем она представала перед избранными участниками ритуала, появляясь внезапно из глубокой тьмы, освещенная факелами. Богиня восседала в течение краткого мига на каменном троне с геральдическими росписями пальмами и грифонами (мифическими существами с туловищем льва, крыльями и головой орла. Изображение эпифании в критском искусстве было весьма распространено. Женщины-критянки на изображениях обычно грациозны, их походка легка. Мужчины-критяне их тела всегда окрашены в ярко-коричневый цвет) стройные, быстрые и подвижные. Строение фигур на Крите напоминает египетские плечи, грудь, глаза даются в фас, лицо и ноги – в профиль. Однако критские художники предпочитают плавную линию, красивый удлиненный си- Глава 10. Культура античного мира 295 луэт с тонкой талией, свободно вьющийся узор, красивое сочетание чистых сине-зеленых и желто-красных цветов. Росписи поражают безмятежностью, радостью, свежестью восприятия окружающего мира и жизни. Критяне были наделены страстной, трепетной, всепоглощающей любовью к живому миру каждая травинка, цветок, мотылек или птичка казались им исполненными особого смысла. Это былине просто живые существа, но божества, священные создания. Позднее в греческих мифах о безвременно погибших красавцах Гиацинте и Нарциссе отразилась вера критян в божества-цветы, которые срывали лишь разв году на особых ритуальных праздниках. Все боги-цветы считались земным отражением небесных богов-светил – Солнца, Луны или звезд. К середине го тысячелетия дон. э. в искусстве Крита произошли большие перемены. Произведения критских мастеров утратили непосредственность, в них все больше ощущались сухость, жесткость, стилизация. Старые сюжеты оказались подчинены логике и рациона- лизму. Что привело к столь заметным изменениям в искусстве – точно не выяснено. Возможно, что на Крите в это время уже появились микен- цы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. дон. э. Критская цивилизация погибла в XV в. дон. эВ качестве причины ее гибели ученые выдвинули разные версии нашествие племен ахейцев, страшное землетрясение, извержение вулкана, цунами. Критской культуры не стало, но еще около 300 лет существовала близкая ей ми- кенская культура на территории современной материковой Греции. Микенская культура (1600–1100 гг. дон. э) получила свое название по имени города на полуострове Пелопоннес. Ахейцы – племена индоевропейского происхождения – пришли на территорию Греции около г. дон. э. и стали предками греков. Они же внесли в искусство примитивизм и сухость. Микенцы перестроили Тронный зал и другие помещения Кносского дворца. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность – для записи текстов на греческом языке. Памятники раннегреческого письма найдены в архивах дворцов, но большая часть записей касается ведения хозяйства. Немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман прибыл сюда в 1874 г. и стал первооткрывателем микенской культуры. В искусстве Микен также не чувствуется религиозного влияния, нов отличие от критского оно более суровое и простое. Жители городов Микен и Тиринфа строили свои города-крепости на высоких холмах, укрепляя их стенами. Отсюда и появилось название акрополь – верхний город. Планировка микенских дворцов-акрополей существенно отличается от приня- 10.1. Крито-микенская культура той на Крите. Дело не только в крепостной стене и воинственном духе сооружений. Их ясное и четкое построение имело очень мало общего со сложными и запутанными критскими дворцами. Основу микенско- го дворца составляло длинное прямоугольное здание. Центром дворца является мегарон – большой прямоугольный зал с очагом посередине. Вокруг мегарона группируются жилые и подсобные помещения. Мегарон послужил прообразом для греческих храмов. Росписи, сохранившиеся в Тиринфском дворце, изображают сцены охоты и битв, но характер их более схематичен и сух, композиции статичны. Суровость, малолюдность Микен очевидны при сопоставлении с шумным, праздничным Кноссом. Однако микенские архитекторы переняли у критян троны и дворцовые скамьи, а также манеру украшать росписями стены и длинные проходы с колоннами. Критские мастера, покидая свои опустевшие города, переходили на службу к микенским правителям, поэтому микенское искусство представляет собой в ка- кой-то мере продолжение критского – столь тесно они переплетены друг с другом. Микенское изобразительное искусство отказывается от схемы построения мира, созданной критянами. Исчезают многоцветность, воздушность, разнообразие природы искусство лишено всего случайного, как бы увиденного в мгновение ока птицы, сложившей крылья, обезьяны, пробегающей по грядкам крокусов, тихо крадущейся кошки. Главное место занимают такие сюжеты, как охота, взятие городов и т. д. В подобных изображениях – плоских и декоративных – пространство почти не ощущается. Нов этой сравнительной бедности микенского художественного языка заложены композиционная сила, порядок, логика. В микенском искусстве все чаще начинала звучать тема войны, трагедии, смерти. Как свидетельствуют изображения, мужчины ми- кенской эпохи – это прежде всего охотники и воины. Они побеждают львов, приступом берут города, сражаются и умирают. К XII в. дон. э. Микенская цивилизация была разрушена дорийца- ми, новыми греческими племенами. 10.2. Культура Древней Греции вв. дон. э. получили название гомеровского периода. Характерным явлением этого времени стал необычайно интересный и своеобразный геометрический стиль в искусстве, а также записанный позднее устный героический эпос о Троянской войне. Именно в гомеровский период было заложено основание материальной и духовной культуры Греции. Отчетливые признаки греческой культуры проявля- Глава 10. Культура античного мира 297 ются в VII–VI вв., а в V в. наступает ее расцвет, который назван периодом греческой классики. Последний период – III–I вв. дон. э. – эпоха эллинизма. Период с VII по VI в дон. э. получил в науке название греческой архаики (греч. arhaikos – древний. В это время на Балканском полуострове возникают античные города-государства полисы, где строятся дороги, мосты, водопроводы, складывается общегреческий рынок, чеканится монета. На основе финикийской создается греческая письменность, развиваются медицина, астрономия, история, география, математика. В отличие от Востока в городах-государствах Греции (кроме Спарты) складывается республиканский строй правления. Не единоличный властелин – наместник бога на земле, а коллектив свободных граждан начинает управлять жизнью полиса. Свободные греки пользовались избирательным правом, избирались на государственные должности, общественная пассивность строго осуждалась. Таким образом, они создали идеал свободного, политически активного, гармонически развитого духом и телом человека. Отцом греческой демократии был Солон (VI в. дон. э, который хотел, чтобы в Афинах законы государства предоставляли большую свободу отдельным личностям. В государственное устройство он внес демократический принцип, призвал народ участвовать в народных собраниях, на которых утверждались законы, избирались судьи, обсуждались политические дела, представленные Советом четырехсот. Каждый гражданин от 20 до 50 лет имел право голоса. Будучи сам аристократического рода (потомок царя Кодра), отказавшись от роли тирана, он стал самым прогрессивным законодателем Афинского государства. Солон начал с уничтожения законов, по которым за долги свободные граждане были обречены на рабство, отменил законы Драконта, за исключением относящихся к убийцам, создал новую конституцию, по которой четыре политических учреждения руководили управлением страны архонты, Совет четырехсот, Народное собрание и Ареопаг. Если Солон начинал демократию в Греции, то эпоха, которая относится к жизни и деятельности Перикла, была завершением демократического развития Афин. Истинное величие эпохи Перикла заключается не только в политических реформах, но ив зданиях, воздвигнутых в Афинах на Акрополе. Был выстроен новый театр для музыкальных и поэтических состязаний вовремя Панафинейских празднеств, затем воздвигнут великолепный храм Афины-Девы, знаменитый Парфенон, со множеством изумительных скульптурных и рельефных украшений, 10.2. Культура Древней Греции был создан драгоценный портал Пропилеи, предназначавшийся для прохождения торжественных процессий в дни великих празднеств. Кроме постройки новых храмов, Перикл заботился о восстановлении старых. Это сожженный Ксерксом храм Афины Полиас – градохрани- тельницы. Греческая мифология составляет основу искусства эллинов. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Боги греческой мифологии подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают не только страх, напротив, совершенные и прекрасные, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали. Героями мифов древних греков были боги, возглавляемые Зевсом, восседающим на Олимпе. Каждый бог был наделен своей функцией, помогал или мешал людям в их жизненной деятельности. Гера, покровительница брака, являлась женой Зевса. Афина, дочь Зевса, воительница, была покровительницей мудрости и ремесел Посейдон, брат Зевса, – бог морей Арес – бог войны Деметра – богиня земли и плодородия, всего, что может произрастать на земле Гея – богиня земли. Афродита считалась богиней любви свободной, плотской Аполлон бог солнечного света, покровитель искусств, наук Артемида, сестра Аполлона, – богиня охоты Гефест – бог кузнечного ремесла Гермес – покровитель торговли и путников Дионис – покровитель растительности, виноградарства и виноделия. Все названные – боги высшего ранга, нов Греции существовали полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но были смертны. Например, Геракл – сын Зевса и земной женщины Алкмены. Великие греческие поэты Гомер и Гесиод установили родословную богов, описали их образы, определили их функции. Большое значение имеют представления о загробном мире. В греческой религии властелином царства мертвых является Аиду ног которого находится пес Цербер. Река Стикс девять раз опоясывает царство мертвых, протекает среди трясин и болот, имеет два притока Кокет (река скорби и болезни) и Лета (река забвения. Когда человек умирает, к нему подлетает бог Танатос, отрезает прядь волос и забирает душу. Самая мрачная часть Аида – Тартар – это пропасть, где томятся души особо провинившихся людей. Очень важно для понимания мировоззрения, что представлений о греховности человека перед богом у грека не было, а следовательно, и огромной пропасти между ними не существовало. Была этическая Глава 10. Культура античного мира система, право, законы на основе человеческой мудрости, а не на основе деяний богов. Человек есть мера всех вещей – таков главный принцип мировоззрения, который выдвинул древнегреческий философ Протагор. Эта идея стала основополагающей для всех, они были влюблены в гармонию природы, стремились во всем увидеть соразмерность. Золотое сечение было непреложным знанием для скульптора, художника, архитектора, музыканта. Основные понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции гармония и мелодия, ритм и метр, хори оркестр, рапсодия и симфония. Музыка по-гречески – искусство муз. У греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и муза трагедии, муза истории и даже астрономии. Все они во главе со своим предводителем Аполлоном занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду, объединяя все искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю в единое гармоническое целое – космос. Музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает к богам, считали греки. Через танец музыка соединялась с пластикой и живописью, через слово – с поэзией и красноречием. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, те. музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу, таким образом устанавливается единство между миром и человеком. Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и познанию себя. Греки не сводили всю музыку к той, которую создавали их музыканты, она начиналась для них стой великой музыки природы, отражением и фрагментом которой были музыкальные творения человека. Музыка природы наполнялась человеческим смыслом. С Паном – богом дикой природы – связывалась музыка лесов и полей. Миф о музыкальном состязании Пана и Аполлона, свирели и лиры, греки осмысливали как состязание музыки природы и музыки человека. В греческой мифологии легендарный сын Зевса – Амфион укрощает зверей своим пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены. Орфей своим искусством покоряет даже силы Ада, заставляя отпустить к нему Эвридику. Хороводы, по убеждению греков, ведут звезды и планеты, человеку они также необходимы, поэтому для каждого возраста предназначались свои хороводы. Соединение противоположностей – грубоватой народной музыки Диониса и аристократической, ученой музыки Аполлона – породило греческую драму и греческий театр. Народные песни дали начало основным жанрам драмы и театра, а народный сельский инструмент 10.2. Культура Древней Греции авлос зазвучал в театре и на празднествах. Хоровое пение было для греков основой всей общественной и культурной жизни. Высокая античная трагедия невозможна без напоминания о бесконечности мира, в котором все происходит. Театр Греции – древнейший на территории Европы, он достиг своего расцвета в V в. дон. э. Древнегреческая драма и театр возникли из сельских праздников в честь бога Диониса. Но затем театр стал государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государство. Актеры пользовались в Греции большим уважением и занимали высокое общественное положение. Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Центром общественной жизни города был также храм, который сооружался на возвышении или на центральной площади. В храме хранились казна, художественные сокровища, библиотека, около него проводились собрания и праздники, поэтому в архитектуре преобладало храмовое строительство. Греческие храмы и скульптура обычно подкрашивались, что придавало храмам праздничный, нарядный вид. Архитектура греческой классики (V в. дон. э) предстает в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. Ярким примером архитектуры высокой классики является ансамбль афинского Акрополя. Центральным сооружением Акрополя был храм Парфенон, в котором находилась метровая статуя Афины-Парфенос. Чувство пропорций, соразмерность всех частей точность расчета делают Парфенон безупречным произведением греческой архитектуры. Греки считали, что природа прекрасна ив ней нужно искать истинную красоту. Боги и люди прекрасны и нравственны одновременно красивый человек не может быть безнравственным, поскольку он создан богом красивым неслучайно. Задача скульптора состояла в том, чтобы отразить эту красоту, вдохнуть божественную силу жизни, заставить ожить мертвый камень. Греки воспринимали целостного человека, и облик его должен был выражать органичное единство, гармонию, полноту бытия. Лицо не выделялось, отдельная часть ничего не значила без целого. Античный мир безмерно любил симметрию, старался увидеть ее во всем внешнем мире. В целом греки считали, что видимый мир есть единственно подлинная действительность. Облик человека для них был явлением природной красоты, и красоту человеческого тела составляла симметрия его членов. Но выражающие природное совершенство тела древнегреческих статуй говорят больше, чем их лица. Для нас это удивительно, Глава 10. Культура античного мира нона лицах нет выражения. Более того, женские лица, в нашем восприятии, несколько грубоваты, а мужские лица женоподобны. Однако греки показали главное – то, как много можно сказать через человеческий облик в целом. Тело может выражать соразмерность форм, радость бытия, торжество гармонии, трепет, ликование, блаженство, восторг, удовлетворенность, напряженность, силу и слабость. Через тело скульпторы показывали свое отношение к человеку, оценку его как нравственного или безнравственного. В греческой культуре эстетическая оценка доминировала над этической, те. в Греции внешняя красота считалась благом. Живопись Греции почти не сохранилась. До наших дней дошла только живопись, украшающая керамику. Греческие сосуды разнообразны по форме и функциям амфоры, кратеры, гидрии, лекифы, пе- лики, килики. Первоначально вазопись была чернофигурной, затем она сменилась более совершенной краснофигурной. Основой рисунка служил силуэт. Кроме мотивов растительного и животного мира в греческой керамике появляется много сцен сражений, пиров, охоты, мифологических сюжетов. Поэзия Греции, дошедшая до нашего емени в небольшом количестве, вела вое начало от музыкальной песенной лирики, исполняемой под аккомпанемент струнного инструмента (кифары) или духового флейты. Величайшим поэтом не только Греции, но и мировой литературы является Гомер – по преданию слепой сказитель, создавший два эпических произведения – «Илиаду» и Одиссею, послуживших источником для многих произведений последующих эпох. Лирика греков разнообразна по жанрам это торжественные или военно-патриотические оды, басни и эпиграммы. Большое место в поэзии занимает любовная лирика. Если любовь – божественная страсть, то Сафо – красноречивейшее ее олицетворение. Она писала оды, гимны, элегии, эпитафии, праздничные и застольные песни стихом, названным в ее честь «сафическим». Все ее произведения – или призывы к любви, или жалобы на нее, полные страстной мольбы и горячих желаний. В честь Сафо вычеканили ее изображение на монетах. Эсхил, Софокл и Еврипид прославили греческую литературу и театр. В творчестве этих трех великих драматургов театральное искусство достигло своего высшего выражения. Кроме лирической поэзии в Греции зародился роман. Он появился довольно поздно – в I в. дон. э. Пять греческих романов дошли до нашего времени целиком «Хэрей и Каллироя» Харитона, Повесть о Габрокоме и Антии» Ксенофонта Эфесского, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Дафнис и Хлоя» 10.2. Культура Древней Греции 302 Лонга. Греческий роман оказал бесспорное влияние на формирование европейского авантюрного романа. Духовная культура Древней Греции формировалась в области философии. Такие имена, как Фалес, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, известны сегодня каждому образованному человеку. Древнегреческие философы создали язык философии, сформулировали все существенные вопросы данной области знания, обозначили все ее необходимые моменты, которые в последующих исторических системах развивались более полно. Многие из философов были великими пророками, так как они знали всеобщие закономерности Мирового Логоса. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры эллину не был свойствен узкий профессионализм. Философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии, известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат. И большинство из известных греков, память о которых наследовали потомки, были поэтами. Конец V–IV в. дон. э. знаменуется в Греции непрерывными войнами Афин и Спарты, в это время усилились и внутренние противоречия полиса он больше не был таким стройными процветающим организмом, как в V в. Дух сплоченности, гражданственности и коллективизма ослабевает, в искусство проникают чувства неустойчивости бытия, тревоги и трагизма. В III в. дон. э. после распада державы Александра Македонского наступила эпоха эллинизма. Искусство эллинизма (приблизительные хронологические рамки периода эллинизма – III – последние десятилетия в. дон. э) характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, таки с варварскими принципами культуры, с наукой и техникой, философией и религией. Кругозор эллинов расширился значительно – это определялось во многом военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор грека гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое ранее чувство мировых просторов. Бурно развивалась архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Эллинистическая архитектура тяготела к гигантским размерам. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий, – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. В эпоху эллинизма даже в скульптурах богинь утрачивалось былое величие, но эллинистические скульпторы все же Глава 10. Культура античного мира волновали зрителей своими произведениями и находили для этого высокохудожественные формы. Таков «Лаокоон» скульпторов Алес- сандра, Полидора, Афинадора. Сюжет, почерпнутый из гомеровской «Илиады», – смерть троянского жреца Лаокоона и его сыновей, посланная богами зато, что он возражал против внесения в город знаменитого троянского коня, рассматривается как страшная человеческая трагедия. Однако нередко эллинистические скульпторы обращаются к классическим образцам, как, например, Афродита Милосская, скульптура Александра и Ника Самофракийская. Последний период греческой культуры характеризуется широким ее распространением среди народов, живших в бассейне Средиземного моря. Закат эллинизма связан с развитием искусства античного Рима. Культура Древнего Рима История Древнего Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период св. дон. э. по V в. н. эВ римской культуре, римском искусстве многое взято у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. Настоящей сердцевиной Италийской земли была средняя часть пространства, где лежат Этрурия, Кампания и Лаций. Эти области смотрят на запад, в то время как в Греции Аттика и Македония те области, в которых происходили основные события истории Греции, – обращены к востоку. В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена янигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви к одной принадлежали латины, к другой – умбры, марсы, вольски, самниты. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. Уже в VIII в. дон. э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Происхождение и язык этрусков не выяснены. Религия этрусков носила мифологический характерно в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, подчинявшиеся высшим силам, сведений о которых сохранилось очень мало. Архитектура этрусков похожа на греческую, но они использовали камень только для фундамента, каркас делали из дерева, а стены из кирпича- сырца. Храмы расписывались и украшались скульптурой из терракоты. Скульптурные портреты и бюсты, связанные с заупокойным культом, устанавливались на крышках погребальных урн или саркофагов и передавали индивидуальные черты умерших. В IV в. дон. э. территория этрусков была завоевана Римом, но традиции искусства этрусков оказали незначительное влияние на рим- 10.3. Культура Древнего Рима 304 ское, большее значение для Рима приобрела греческая культура. Религия Рима также схожа с греческой, однако все боги, руководимые Юпитером, отличались своими именами. Главными богами также считались Янус, Юнона и Минерва. С римской религией в ее древнейшем виде мы знакомимся по списку праздников, который составлен был еще в то время, когда ни одно греческое божество не получило место среди римских. В то время как греки представляли себе всякое божество личностью, наделяли его яркой индивидуальностью, римляне старались выяснить значения явлений и закрепить за каждым из них своего бога. Римская религия отличается задумчивостью и искренностью, ноне отличается возвышенностью, в ней мало идеального римлянам совершенно чуждо обожествление героев. Идея, что земные преступления – это проступки перед божеством и прощение возможно только после наказания, была распространена и у римлян, но человеческих жертвоприношений у них не было. Подобие жертвоприношений можно проследить только на примерах казни или на войне, когда какой-нибудь великодушный человек, думая привлечь милость богов, бросался на верную смерть. Религия была основана главным образом на привязанности к земным благам. Римлянин искал у своих богов помощи в своей действительной трудовой жизни, он как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств. У римлян издревле существовали жрецы и их коллегии для служения Марсу и Юпитеру, были авгуры, понтифики, фециалы. Они представляли коллегии сведущих людей, специально занятых общими богослужебными порядками, изучением способов, как лучше всего общаться с богами, понимать их волю и знамения. Эти люди истолковывали явления, наблюдавшиеся при жертвоприношении, были своего рода прорицателями. Авгуры занимались гаданиями, понтифики были хранителями точных знаний – мер, весов, счисления времени, фециалы хранили международные законы и договоры. Жрецы не имели права вмешиваться в государственные дела, а выступали как советники. Богине нуждались в художественных изображениях. Отсутствие всякого творчества в религиозной сфере послужило причиной того, что фантазия римлян развивалась плохо, поэзия и философия не сразу сумели подняться над уровнем посредственности, но зато она была доступна всем, удовлетворяла духовные потребности простых людей. Насколько греки остаются недосягаемым образцом всестороннего развития человеческого духа, настолько римляне велики строго самобытным развитием своего духовного уклада. Римская религия не препятствовала усвоению чужих богов. Глава 10. Культура античного мира Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные моменты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, ив самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу. Затем явился в Рим культ Вакха и скоро соединился здесь с безобразнейшими оргиями, так что в течение длинного ряда лет правительство вело с культом упорную и даже жестокую борьбу, прежде чем удалось положить конец его распространению. Ив столице, и во всей Италии бродило множество странствующих жрецов, гадателей, прорицателей, влияние которых пагубно сказывалось ив области верований, ив области нравственности. Авторитетом для Рима в эпоху его расцвета была греческая культура, ив Италию шел непрерывный поток греческих философов, риторов, поэтов, учителей, занимавших там уже довольно видное положение и формирующих эллинское образование, которое стало неизбежной и важнейшей частью высшего образования в Риме. Образцовым для Рима было и греческое искусство, поэтому греческий язык получил распространение в высшем обществе, греческие статуи заполнили общественные здания. Однако в римском искусстве не было той большой идеи, которая вдохновляла греческое искусство. Художники в Риме были низведены до положения слуг, ремесленников и даже рабов. Римляне строили дороги и акведуки, термы (бани) и ипподромы. На центральной площади Рима – форуме – размещались основные общественные здания – сенат, суд, архив, тюрьма, трибуна ставились прижизненные и посмертные статуи прославленных горожан Рима. Главными величайшим достижением Рима была политическая и правовая культуры Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Римляне создали великое государство и весь строй их жизни, все их склонности велик тому, что все преклонялось перед государством. В Риме вошло в систему образования и стало чрезвычайно активно развиваться ораторское искусство, гражданин, стремившийся стать политическим деятелем и государственным мужем, должен был в совершенстве овладеть всеми приемами риторики. Красноречие помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным этим народом на высокую государственную должность в комициях (народных собраниях). С установлением республиканского строя высшая исполнительная власть оказалась в руках ежегодно избиравшихся консулов. Они 10.3. Культура Древнего Рима избирались на центральных собраниях из числа патрициев. Наряду с консулами в Римской республике верховным носителем власти было народное собрание. Это был коллектив всех полноправных римских граждан, к которым относились только те, у которых отец или мать имели гражданские права. Все граждане Рима формально могли участвовать в народном собрании, быть избранными на государственные должности, иметь собственность, служить в войсках Рима. За плебеями было признано право на самостоятельную организацию и избрание из своей среды ежегодно нескольких должностных лиц – народных трибунов. Таким образом, был учрежден трибунат. Исполнительная власть в Риме осуществлялась магистратами, которые могли действовать в основном только коллегиально и принимать решения единогласно. В случае несогласия магистрата с решениями своего коллеги магистрату предоставлялось право запрета (вето, после чего решения считались незаконными. Высшими ординарными магистратурами были два консула, преторы, цензоры народные трибуны, низшими – эдилы, квесторы Преторы ведали судопроизводством, управляли провинциями. Наместники провинций – префекты – заменяли консула в случае его отсутствия и командовали по поручению сената легионами. Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, состоявший кв. дон. э. из 300 человек, принадлежавших преимущественно к нобилитету. Сенаторы назначались цензорами из числа бывших магистратов в строгом соответствии сих рангом вначале диктаторы, затем консулы, за ними преторы и т. д. Пожалуй, самым выдающимся философом доклассического периода можно назвать Тита Лукреция Кара (предположительно 95–51 гг. дон. э, создавшего учение о первичных элементах всего существующего, именно об атоме и пустоте, и вытекающее отсюда учение о беспредельности материи и пространства, о бесконечности миров и, следовательно, о безграничности Вселенной. Большим влиянием в римском обществе пользовался Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. дон. э, современники идейный противник Цезаря. Великий римский оратор, блестящий писатель, политический деятель и философ в своем трактате О природе богов говорил, что обучался у известнейших учителей-греков. Искусство Древнего Рима уступало греческому, но одним извели- чайших достижений римского искусства был римский скульптурный портрет. В отличие от греческой скульптуры, ставившей своей задачей создание идеального образа гражданина греческого полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели. Скуль- Глава 10. Культура античного мира 307 птурный портрет периода Римской империи – это вся его жестокая история произвол правителей, праздность знати, разочарование, скепсис, трагизм. Портрет передает характер, тонкую градацию человеческих чувств, их трезвую реалистическую оценку. Первые портреты отличаются натуралистическими подробностями, вниманием к мелким деталям в моделировании формы, нос течением времени натуралистичность сменяется художественным обобщением. В I в. дон. э. Римская республика превращается в империю, в истории которой каждый император старался ознаменовать свое правление новыми сооружениями. Часто сооружались в Римской империи термы общественные бани. На самом деле это были места, служившие центром отдыха и развлечения. Самыми большими были термы Каракал- лы, занимавшие площадь в 11 га. Во времена империи выдающимся мыслителем был император Марк Аврелий. Он, как никто другой, остро чувствовал течение времени, краткость человеческой жизни, смертность человека. Во II в. н. э. была создана конная статуя императора Марка Аврелия – философа натроне, послужившая образцом для последующих европейских конных монументов. В I в. дон. э. в Риме появляется первый постоянный театр, планировка которого отличалась от греческого. Театр был крытый, места для зрителей располагались в один или несколько ярусов в форме полукруга. Гораздо большей популярностью в римском обществе пользовались зрелища в цирках, амфитеатрах и ипподромах. Римские люмпены, беднота, требовали хлеба и зрелищ, поэтому, добиваясь расположения народа, императоры устраивали гладиаторские бои, состязания колесниц, кулачные бои, морские сражения, казни преступников и приверженцев христианской религии, бросаемых на растерзание диким зверям. Как и все искусство древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической, хотя раннерим- ская музыка отличалась самобытностью. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные сбытом песни триумфальные (победные, свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса – духового инструмента типа флейты. Для Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. На первое место выходят впечатляющие, часто грубые зрелища, а исполнение песен, танцы или играна флейте стояли водном ряду с фокусами и дурачеством. Мужчины пели не только женскими, но и детскими голосами. Флейтисты и кифарис- ты, гигантские хоры и грандиозные оркестры, звучащие в унисон, бесчисленные танцевальные группы удивляли своей виртуозностью. 10.3. Культура Древнего Рима Римская поэзия жанрово разнообразна она нравоучительная, боевая, философская и, конечно же, любовная. Во второй половине I в. дон. э. начался взлет римской литературы, подарившей миру имена трех величайших поэтов Вергилия (около 70–18 гг. дон. э, Горация (65–8 гг. дон. э) и Овидия (43 г. дон. э. – 18 г. н. э. Античный римский роман продолжает развивать жанр греческого приключенческого, авантюрного романа. Однако римский роман дает картину нравов римского общества периода упадка и всеобщего разложения. Самыми знаменитыми романами являются роман Петрония «Сатирикон» и роман Апулея Метаморфозы, или Золотой осел». В середине III в. варвары вторглись в римские провинции, города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала, она была захвачена и разгромлена варварами, наступила новая эпоха – Средневековье. Однако традиции античной культуры не исчезли, развиваясь в новых исторических условиях. Контрольные вопросы и задания Каковы особенности культур Крита и Микен в их сравнении? В чем состоит своеобразие древнегреческой мифологии и религии? Каковы важнейшие достижения культуры Древней Греции в их значении для развития европейской и мировой культуры? В каких отношениях культура Древнего Рима основана на ее связи с древнегреческой? Каков вклад древнеримской цивилизации в последующее развитие культуры человечества? Литература Боннар А Греческая цивилизация. М, 1992. Борзова Е. П История мировой культуры. СПб., Грот Дж История Греции. М, 1992. Каган МС Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. СПб., Культура Древнего Рима в 2 т. М, Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории |