Главная страница

Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


Скачать 2.03 Mb.
НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
Дата01.02.2017
Размер2.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
ТипЛитература
#1605
страница22 из 38
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38
Культура Восточного Средиземноморья Сирия, Финикия, Палестина
Сиро-Финикия и Палестина, на территории которых сейчас расположены такие государства, как Сирия, Израиль, Иордания и Ливан, являются родиной очень древней культуры, которая во м – начале 1- го тысячелетия дон. э. находилась как бы в тени великих цивилизаций Глава 9. Культуры древних цивилизаций

261
Шумера, а затем Вавилона. Сильное влияние на ее развитие оказывал Египет. Неудивительно, что так называемое сирофиникийское искусство отличается явной эклектичностью.
Большую часть этой страны занимает полупустынная степь, которая имеет узкие полосы плодородной земли, где была возможна оседлая жизнь древних земледельческих племен. На западе расположена плодородная долина реки Оронта (аль-Аси). Оазис Дамаска, лежащий на границе степи, относится к Сирии. На севере Сирия граничит с горами Амана и Тавра. От Месопотамии Сирия отделена Евфратом. В глубине Сирийской степи находится оазис Тадмор (Пальмира, который в
3–2 тысячелетии дон. э. не имел никакого значения. Земледельческие племена северной и западной части Сирии, подобно скотоводческим племенам, были связаны с Двуречьем экономически и культурно.
Через Сирию проходили основные пути, соединяющие Месопотамию, Аравию, Египет и Малую Азию. Здесь рано возникли торговые города, и Сирия постоянно подвергалась нападениям со стороны хеттов, Египта, Вавилонии, Митаннии, была основной территорией, на которой велись войны. Данные обстоятельства, а также географическая разобщенность Сирии препятствовали образованию крупных самостоятельных государств. Пришедшие в Сирию племена говорили на языках семитской группы. Во второй половине го тысячелетия на север этой страны совершали походы цари Двуречья. О жизни Сирии рассказывает египетская Повесть Синухета». Население жило в укрепленных поселениях или шатрах, занималось садоводством, земледелием, скотоводством и делилось народы и племена. Власть принадлежала родовыми племенным вождям. В семьях царили патриархальные отношения. Во второй половине XVIII в. дон. э. гиксосский племенной союз подчинил себе Палестину, Финикию, Сирию и большую часть Египта. Гиксосский племенной союз распался из-за военных поражений.
Жители Сирии в основном пользовались аккадским письмом в своем варианте – клинописью, которая до сих пор не изучена. В середине го тысячелетия дон. э. в Сирии установилось египетское владычество, затем страну завоевали хетты и снова Египет. В азиатских владениях египетской державы сформировались рабовладельческие общества. Однако многие племена – хапиру – жили в условиях перво- бытно-общинного строя. В языковом отношении Сирия представляла собой пеструю картину, наряду с аморейским языком существовали хурритский. Использовалась хеттская иероглифика. Древняя Финикия расположилась на полосе Приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлен. Культура Западной Азии и персов
ной с востока Ливанскими горами. Своеобразие природных условий
Финикии нашло отражение в названиях важнейших населенных мест город Библ (по-финикийски Гебал – гора, город Тир (Цур – скала. Здесь преобладало садоводство (культивировались оливки, финики, виноград, рыболовство город Сидон в переводе означает место рыбной ловли».
Первые жители Финикии говорили на несемитском языке. В м тысячелетии дон. э. согласно египетским источникам здесь уже проживали семитические племена – ханаанеи, которые ассимилировали финикийское население. Название финикиец встречается в египетских иероглифических надписях середины го тысячелетия дон. э. Древние греки применяли слово «фойникес», что означало красноватый, смуглый, откуда и пошло название страны Финикия – страна пурпурной краски. Это название имеет широкий охват, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию.
К концу го тысячелетия дон. э. семитские племена начинают складываться в небольшие рабовладельческие государства, причем каждое из них имело в качестве административного, политического и экономического центра портовый город. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены таблички середины го тысячелетия дон. э. стек- стами, исполненными клинописью из 29 букв и содержащими мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии.
Главное искусство, которым славились финикийцы, – искусство торговли. Их города – это центры торговли. В середине финикийского побережья располагался Библ, поддерживавший связь с Египтом. Через него в м тысячелетии дон. э. производился вывоз финикийских товаров в Египет, культура которого пустила глубокие корни именно в этом финикийском государстве. В середине го тысячелетия. дон. э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже линейным алфавитом.
Включение городов Финикии в состав Египетской державы содействовало их дальнейшему развитию. Восточное побережье Средиземноморья имело плодородную почву, славилось естественными богатствами, пользовавшимися постоянным спросом в соседних странах. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана, которые давали отличнейший кораблестроительный материал. Из негоже изготовляли саркофаги, в которые помещались мумии египетских Глава 9. Культуры древних цивилизаций
вельмож. Библ являлся центром торговли строевым лесом. Целебные растения и необходимые для бальзамирования смолы, высококачественное вино также доставлялись из Финикии. Важным продуктом садоводства было оливковое масло.
Торговое ремесло наложило отпечаток на характер финикиян. Финикийские купцы покупали и продавали все то, что приносило хорошую прибыль. Их никогда не мучила совесть. Если верить соседям, они не знали, что такое честность или бескорыстность. Хорошо наполненный сундук с драгоценностями финикияне считали идеалом всякого человека. Города Финикии были средоточием транзитной торговли. Финикийцы торговали не только своими изделиями, но и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей Греции. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее железо с Крита – предметы эгейского художественного ремесла. В Угарите – главном центре торговых связей с Эгейским миром – могла существовать постоянная микенская колония.
Финикийские города-государства охраняли свою политическую независимость. Крупные рабовладельцы держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя. Ни один город не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое госу- дарство.
В своем творчестве финикийские мастера использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств, но вместе стем развивали и самобытное. Эпос о Керете и эпос о Данеле являются памятниками светской финикийской литературы.
Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Впервые именно они стали пользоваться в чистом виде алфавитной системой. Возникновение письма сопровождалось стремлением достичь наибольшего совпадения между письменными знаками и звуками речи. Развитие шло от рисованного и словарного письма к изображению финикийского консонантного состоящего из согласных) алфавита. Таким образом, финикийцы разработали систему знаков, предшествующую современному алфавиту. Сотни сложных рисунков и символов были заменены системой письма из 20 знаков. Они изображали звуковое значение слова. Финикийский алфавит был значительно усовершенствован греками, которые сначала приняли финикийскую систему, но оказалось, что пять гласных в этой системе изобразить невозможно и они прибавили к финикийскому письму пять букв Ван Луи Генрик. История человечества. МС. Культура Западной Азии и персов
Политическая раздробленность Финикии была причиной того, что религия не знала системы мифов. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а несобственное. Он назывался просто владыка (Ваал), царь города (Мелькарт), просто власть (Молох) или же бог (Эль. В культе Финикии достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети – предпочтительно новорожденные первенцы. Особенно много жертвовали в моменты грозной опасности для государства. В IV в. дон. э. вовремя осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники македонские военнопленные.
Рано возникшие города Сирии и Финикии были хорошо укреплены. Пространство внутри стен беспорядочно затаривалось жилыми и хозяйственными комплексами. Основной строительный материал сырцовый кирпич, камень использовался для сооружения фундаментов, цоколей и пр. Характернейший тип зданий – так называемый бит-хилани (те. дом-галерея). Вход в такой дом был расположен с продольной стороны, он представлял собой портик на столбах, замкнутый с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком мог помещаться род балкона. Таким же образом в финикийский городах строились храмы. Наиболее известный пример – храм Соломона в Иерусалиме (X в. дон. э, описанный в Библии. Памятники монументальной скульптуры отсутствуют, хотя мелкая пластика с изображениями божеств, царей и т. п. весьма выразительна любопытны рельефные композиции. Разнообразны по декору золотые финикийские блюда. Иконография финикийского искусства во м – начале го тысячелетия дон. э. демонстрирует черты механического соединения египетских и вавилонских художественных приемов и мотивов, хотя и более свободное от канонов.
Финикийцы ревностно охраняли свою самостоятельность и не объединялись даже перед лицом военной опасности, хотя земли Финикии неоднократно захватывали мощные древневосточные державы. Фи- никия была страной мореходов, чье мастерство в свое время оставалось непревзойденным. Маршруты финикийских плаваний достигали берегов Северной Европы и Южной Африки. Избороздив насквозь Верхнее море, оказавшееся замкнутым со всех сторон бассейном, они добирались до Иберии (Испании, страны, изобилующей серебром, откуда корабли возвращались с серебряными якорями вместо железных. Особое место среди городов-государств Финикии принадлежит
1
Древний Восток / под ред акад. В. В. Струве. МС. Глава 9. Культуры древних цивилизаций

265
Угариту, руины которого были открыты в 1929 г. на холме Рас-Шамра близ современного порта Латакия в северной Сирии. В городе, укрепленном массивными стенами, находились обширный дворец, жилые дома и сводчатые гробницы. К ХVI–ХIII вв. дон. э. относятся религиозные, мифологические тексты, деловые документы царского архива.
Расцвет культуры Финикии приходится на XIV–VIII вв. дон. э. – эпоху строительства, развития ремесел и торговли, смелых морских экспедиций и колонизации Средиземноморского побережья.
Агрессивное нашествие народов моря изменило все Средиземноморье. Распад Хеттской державы привел к созданию новой великой империи, какой стало Ассирийское царство. Некоторые группы хеттов ушли на юг и образовали новые (неохеттские) города-государства, например Каркемиш, в бывших южных провинциях Хеттской державы.
Древнееврейская культура Кочевые семитские народы – аккадцы, которые, попав в Междуречье, перешли к оседлому образу жизни и к 3-му тысячелетию, соединившись с шумерами, образовали шумеро-аккадскую цивилизацию.
В первой половине XIII в. дон. э. объединение родственных семитских племен, носившее название Израиль, появилось на территории Палестины. Коренное население Ханаана в сельских местностях при вторжении израильтян бежало. Захват ханаанейских городов давался с большим трудом, и они еще долго продолжали существовать в окружении израильского населения. Племя иудеев, которое осело на юге в горной области к западу от Мертвого моря, через некоторое время названной Иудеей, раньше всех обособилось от основного ядра израильских племен. Это племя захватило на севере самую большую и наиболее плодородную часть Палестины, иудеи разделили на наделы. Язык израильтян имел общие корни с ханаанейским, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покоренного населения. В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелию богатство завоевателей возросло, в израильских племенах стала выделяться племенная знать. Управление в Израильском государстве почти до начала XI в. дон. э. осуществлялась советами родовой знати итак называемыми судьями – выборными должностными лицами»
1
В новом израильском обществе создавалось единое и сильное государство, которое должно было держать в подчинении покоренные им ханаанейские народы и сдерживать нападение филистимлян, которые еще на рубеже XIII и XII вв. дон. э. осели вдоль побережья Средизем-
1
Бадак АН, Войнич ИВ, Волчек ИМ. и др. История Древнего мира Древний Восток. Харвест, 1998. С. 576.
9.2. Культура Западной Азии и персов

266
ного моря. Филистимляне (ранее именовавшиеся пеласгами) были воинами и купцами. Они держали в своих руках торговлю железом известно, что филистимляне служили наемниками в передовых египетских крепостях. Правили ими серены – местные князья, владевшие пятью крупнейшими городами Газой, Аскалоном, Ашдодом, Аккаро- ном и Гатой. Во второй половине XI в. дон. э. отряды союза филис- тимлянских городов нападают на соседнюю сними область племени иудеев. Будучи более сильными, филистимляне покорили ряд городов Израиля, в том числе и его главное святилище – город Силом.
В XI в. дон. э. начинаются попытки образования Израильского государства, которые завершаются к концу этого же века. Существовавшие еврейских племен под воздействием внешней угрозы постепенно объединились в единое сообщество, в котором стало развиваться национальное самосознание евреев, опиравшееся на единую монотеистическую религию – культ Яхве, существенно отличавшийся от религиозных представлений соседних народов. Около 1012 г. дон. э.
12 племен возглавил Саул, началось создание единого государства Израиль.
Саула из племени вениаминитов избрали первым царем на народном собрании около 1020 г. дон. э. Царь Саул подчинил все израильские племена, в том числе и иудеев, что позволило ему неоднократно побеждать филистимлян. Сын и преемник Саула – царь Давид окончательно утвердил в 1004 г. дон. э. первое еврейское государство. Оно имело центральное управление, наемное войско и вело обширное строительство. В это время начинает складываться единая древнееврейская культура. Духовные ценности формируются в этот же период в первых частях Ветхого Завета. Они содержат также сведения об истории сынов Израилевых.
Большую роль в истории культуры Израиля играл город Иерусалим. Этот старинный город, завоеванный Давидом в 995 г. дон. э. и расположенный в пределах территории племени иудеев, становится столицей. Он был воздвигнут на высокой горе и представлял собой естественную крепость. Сын Давида – царь Соломон (965–926 гг. дон. э, чья мудрость описана в Библии, продолжал вести политику отца. Известно, что Соломон сделал значительные преобразования в организации государства, он разделив его на 12 провинций, каждая из которых обязана была один месяц в году содержать царский двор и весь государственный аппарат, ввел стабильную систему налогов и повинностей, создал постоянную армию. При раскопках были обна-
1
См Базак АН, Войнич ИВ, Волчек ИМ. и др. Указ. соч. С. Глава 9. Культуры древних цивилизаций

267
ружены богатые царские конюшни, которые в своем благоустройстве мало чем отличались от домов населения. Знаменитый храм Соломона был построен на одиннадцатом году его царствования. По описанию в Библии и потому, что известно об искусстве того времени, можно сказать о нем следующее Гладкие снаружи стены из каменных плит были отделаны внутри древесиной кедра, разными фигурами крылатых существ, пальмовых деревьев и орнаментом из цветов, напоминающих розы. Две большие бронзовые колонны стояли по сторонам инкрустированных золотом дверей, сделанных из оливкового дерева. Бронзовые сосуды, установленные на основаниях с колесами, предназначались для омовения сжигаемых жертвоприношений. Ступеньки в глубине здания вели в Святая святых – помещение, где находился ковчег Завета в нем хранились каменные таблички с записанными на них десятью заповедями»
1
К концу царствования Соломона назревавшее в стране недовольство перешло в открытое выступление, которое возглавлял Иеровоам из незнатного рода, служивший какое-то время у Соломона. Иеровоама поддерживало местное жречество города Силома. Несмотря на то что восстание было значительным, Соломону удалось его подавить. После смерти Соломона на народном собрании был избран на царство его сын
Ровоам. Вскоре еще одно восстание нарушило спокойствие в стране. Иерусалим был захвачена сокровища храма Соломона разграблены. После этих событий Израиль и Иудея, которые в течение более чем
80 лет находились в составе одной державы, около 925 г. дон. э. стали отдельными государствами.
В IX–VII вв. дон. э. Израиль и Иудея развивались уже как отдельные, вполне сложившиеся государства. Однако численность воинов в ополчении Израиля и Иудеи сократилась, и это принимало угрожающий характер перед натиском Ассирии.
В 722 г. дон. э. Израиль вообще перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч израильтян, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы. Новая война с
Вавилонией началась в 590 г. дон. э. Разбив все иудейские войска вне Иерусалима, вавилонские войска осадили столицу. После полуторагодичной осады Иерусалима нововавилонский царь Навуходоносор II взял главный город Иудеи и полностью разрушил его. Предлогом для уничтожения Иерусалима было восстание иудеев против вавилонян. Храм и дворец Иерусалима были сожжены, а городские стены разрушены г. дон. э. Иудейского царя Цидкию (Седекию) ослепили
1
Олифант М Древние цивилизации. МС. Культура Западной Азии и персов
и вместе с большой частью населения угнали в Вавилон. Там евреев расселили по разным городам, но предоставили им довольно большую свободу передвижения. Многие евреи, среди них и пророк Иеремия, бежали в Египет. Иудейское царство прекратило свое существование.
Неемия, новый наместник персидского царя в Иерусалиме, провел далеко идущие реформы. Еврейское население в своих взглядах на религию придерживалось двух ориентации. Одни считали, что следует почитать лишь Яхве (Иегову), другие стояли на той точке зрения, что
Яхве можно почитать наряду с иными божествами. Ко второй группе принадлежали широкие слои народа и большинство служителей культа. Неемия, присоединившийся к первой группе, чтобы привлечь на свою сторону народ, приказал снова возвести городские укрепления Иерусалима, отменил дань и простил провинности, назначил в храмы левитов (священников, которые контролировали соблюдение закона чистоты, и запретил евреям браки с язычниками.
Все попытки ввести среди евреев греко-эллинистическую религию вызывали сопротивление, особенно среди жреческого сословия, защищавшего чистоту еврейской веры. В 167 г. дон. э. селевкидский царь Антиох IV Эпифан приказал превратить Иерусалимский храм в святыню Зевса Олимпийского, а храм в Гаризине отдал Зевсу Ксени- осу (покровителю путешественников. Он распорядился также, чтобы религиозные обряды во всей Иудее исполнялись по греческому ритуалу, запретил обряды по еврейскому Завету, обрезания и почитания субботы. Эти меры вызвали возмущение еврейского населения, которое, хотя и не было единым в вопросах веры, поднялось на восстание под предводительством Иуды Маккавея. В течение двух лет восставшим удалось в нескольких сражениях нанести поражение сирийским войскам. После этих побед Маккавеи восстановили еврейское вероисповедание в соответствии с Заветом и провели очищение храма. Победа
Маккавеев над Селевкидами привела к образованию на небольшой территории независимого, но слабого государства евреев.
В период господства Рима Иерусалим, который восстал против римской власти в Иудее, после многомесячной осады был захвачен римскими войсками и полностью разрушен. Большинство жителей погибло, многие попали в плени были отправлены в Рим.
Когда Тит, сын императора Веспасиана (69–79 гг. правления, подошел к Иерусалиму вовремя празднования Песаха (Пасхи, иудеи надеялись на помощь Господа. Действительно, выстроенные царем Иродом укрепления оказались надежной защитой. Но римляне пробили брешь во внешней стене храма, и хотя внутренний двор им пришлось осаждать не одну неделю, в конце концов Тит приказал поджечь Глава 9. Культуры древних цивилизаций
ворота, чтобы взять храм штурмом. Когда храм уже невозможно было защищать, там собрался весь народ. 10 сентября, в тот самый день, когда Навуходоносор приказал сжечь храм (в 587 г. дон. э, он снова был предан огню (70 г.).
Правление Адриана отмечено серьезным восстанием в Иудее (132–
135 гг.). Адриан решил на месте разрушенного в 70 г. Иерусалима основать римскую колонию Элия Капитолина и повелел возвести там главный храм города – храм Юпитера. Это и послужило поводом для восстания. Во главе восставших встал Симон Бар-Косеба, прозванный
Бар-Кохба (Сын Звезды) и провозгласивший себя мессией. Восставшие захватили большую часть Иудеи и Иерусалим. За время господства Бар-Кохбы, признанного иудеями и раввинами, было обновлено ортодоксальное вероучение (соблюдались правила Торы, были восстановлены иудейские жертвоприношения, введена датировка по освобождении Израиля. Восстание было жестоко подавлено римскими войсками, Бар-Кохба убита евреям запрещено жить в Иудее. Так для евреев началась эпоха диаспоры (греч. иазрога – рассеивание).
На израильскую литературу оказали сильнейшее влияние египетская, вавилонская и финикийская. Кв. дон. э. восходят древнейшие еврейские надписи, которые написаны алфавитом, ничем не отличающимся от финикийского. Израильскую и иудейскую литературу мы знаем по Библии. Ее культовые песнопения (псалмы) похожи на вавилонские сочинения. Мифы о сотворении Богом мира также имеют аналогии в вавилонской и шумерской литературе. В литературах более развитых стран Древнего Востока пророческие поэтические речи имеют свои прототипы.
Если язык израильской поэзии стилистически родствен поэзии других стран Востока, то художественная проза имеет ряд очень характерных отличий. Это проявляется в легендарных и исторических повествованиях, которые отличаются динамикой и живостью. Произведения литературы дошли до наших времен в религиозной библейской переработке.
Израильские вожди отвергали человеческие жертвоприношения и призывали народ выполнять заветы бога Яхве (Иеговы). Пророки боролись и против некоторых чисто израильских культов, кроме того, пророки небыли сторонниками единобожия, не считали единственным богом Яхве. Они выдвигали основную идею, которая заключалась в том, что у каждого народа должен быть для поклонения только один свой бога Яхве был наиболее могущественным творцом мира.
Условия исторического развития Израиля и Иудеи способствовали высокому росту значимости племенного бога Яхве. С укреплением
9.2. Культура Западной Азии и персов
монархии был необходим процесс постепенного выделения одного, главного, бога, причем этот процесс происходил повсеместно в странах Древнего Востока.
Иудеи, которые были переселены вавилонским царем Навуходо- носором II, стали не только рабами, некоторые из них осели в городах Вавилонии, где занимались ремесленной и другой деятельностью. Среди них нашло свое отражение религиозно-политическое движение, которое связывало себя с традицией пророков. В середине VI в. дон. э. значительными видным деятелем этого движения был Иезеки- иль (Иехезкиэль) – представитель иерусалимской знати.
Ко времени Эзры был окончательно установлен текст приписываемого божественному внушению закона (Торы, который считался написанным Моисеем, куда вошли мифы и легенды, признанные жречеством Яхве правоверными, а также правовые и обрядовые предписания и указы, объявленные обязательными для общины. Любое отступление отдуха и буквы Торы и поклонение другим богам, кроме Яхве, были объявлены несовместимыми с пребыванием в общине. Канонические книги Библии под названием Ветхий Завет целиком вошли в состав христианского Священного Писания и посей день являются мощной силой духовного воздействия. Библия является собранием некоторых произведений древнееврейской литературы, правовых, обрядово-религиозных и исторических сочинений. Библейская ветхозаветная книга Исход сохранила отголоски драматического освобождения древних евреев из египетского плена, согнанных на принудительные работы чиновниками фараона. Исход повествует о том, что якобы в наказание за лишение израильтян свободы Египет волей бога
Яхве (Иеговы) постоянно подвергался нашествию змей, жаб и насекомых, там были падеж скота, градобитие, порча воды, чума, солнечное затмение. Но несмотря на это, фараон отказался освободить евреев, и их предводитель Моисей предрек новую казнь египетскую – смерть всех перворожденных в стране. Подготовка древних евреев к исходу из Египта положила начало празднованию Пасхи.
Археологические раскопки в Палестине обнаружили большинство городов, название которых раньше знали только из Библии. Развалины этих городов говорили о подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии. Найдены остатки зданий времен Саула, Давида и Соломона, а также следы опустошительных вторжений арамейцев и ассирийцев.
Калейдоскоп сказаний, полных символики, колорита, человеческих образов из плоти и крови, составляющих Библию, возник в отдаленном прошлом и смог просуществовать до наших дней. Содержание Глава 9. Культуры древних цивилизаций
Священного Писания богато, как богата сама жизнь. Библия содержит тщательно отобранные стихотворные сборники речей, произнесенных пророками (VIII–III вв. дон. э, новеллистические сочинения, афоризмы, сборник разновременных культурных песнопений (Псалмы, религиозно-философские и другие произведения разного времени наиболее поздние – III в. дон. э. Не только Библия, но и город Иерусалим имеет историческое и современное мировое значение. Сегодня он колыбель иудаизма, христианства, ислама. В прошлом это город сложной исторической судьбы, духовный центр мира. Это величайший памятник истории, центр трех религий, один из древнейших городов планеты. Здесь были заложены основы мировых религий. Его история сама по себе играет большую роль в культуре Израиля. Еврейская культура внесла значительный вклад в мировую. Она явилась землей обетованной для многих народов, средоточием различных религиозных конфессий, символом необходимости единства человеческой цивилизации. Она сохраняет мистическое воздействие на духовность мира, манит и привлекает своими религиозными тайнами, вечными проблемами смерти и бессмертия, возможностью воскрешения, неразгаданными загадками, непознанными символами, обращенностью к человеку.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38


написать администратору сайта