Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
Культура древних персов Древние иранцы принадлежали, как и митаннийцы и хетты, код- ной из ветвей индоевропейской семьи народов, из которой вышли также почти все европейские общности. Этот народ принадлежит к числу крупнейших и внесших огромный вклад в историю человечества. Что касается иранской ветви индоевропейцев, то они именовали себя, в отличие от остальных индоевропейцев, ариями корень р был в наименовании индоариев, а равноценный ему ир – у иранцев. Со временем иранцы не только отделились от индийцев, но и стали враждебными им. В религии иранцев ахура означает почитаемых богов, включая главного из них, Ахура-Мазду, а дэвы – это злокозненные демоны. Разойдясь в разные стороны, индоарии оказались на юге и осели в долине Ганга, тогда как иранцы расселились в менее пригодных для земледелия степных и гористых пространствах средней Евразии и на долгие времена остались кочевниками, разделившись на большое количество разных этнических общностей. Из числа наиболее известных кочевников иранского происхождения стоит упомянуть скифов. Не вполне ясна проблема происхождения собственно иранской общности, те. той, что под именем персов стала в свое время наиболее исторически значимой частью иранцев. Культура Западной Азии и персов 272 Северовосточная ветвь древних иранцев явилась началом всей будущей цивилизации персов и становления древнеиранской дуалистической религии, маздеизма, в котором было противостояние сил Огня и Света, олицетворенных великим божеством Ахура-Маздой, – силам Тьмы и Холода, связанным с великим демоном Ангро-Майнью. Происхождение столь жесткого противостояния, уникального в своем роде, связано с укладом жизни тех иранцев, которые некогда жили в условиях сурового континентального климата сего контрастом между днем и ночью, летом и зимой. Одно противостояние, дополненное другим, усиливало акцент на непримиримости борьбы противоположных природных и божественных сил. Отсюда и берет свое начало дуалистический маздеизм, от имени почитаемого благодетельного божества Ахура-Мазды, принципы которого впоследствии были подробно зафиксированы в священной книге иранцев – Авесте, прежде всего в ее древней части, в молитвах и гимнах Ясны и собственно и песнопениях Гат. Великий древнеиранский пророк Зороастр, живший где-то между XI и VII вв. дон. э, реформировал маздеизм. Нельзя сказать, что эта реформа коренным образом изменила маздеизм. Основная идея древ- неиранской религии с ее противопоставлением богов демонам осталась, как и сохранились имена глав сил Света и Тьмы. После реформы система раннерелигиозных представлений иранцев, из модификации политеизма превратилась в четко структурированную и развитую дуалистическую религию. Главной идеей и основной заслугой пророка Зороастра было не только и не столько усиление противостоянию этической значимости. Добро и Зло вышли на первый план и были усилены вечной борьбой между Истиной и Ложью. Была создана божественная шестерка эманаций Ахура-Мазды – Амеша Спента (бла- гомыслие, истина, божественная власть, благочестие, целостность как полнота благосостояния и бессмертие, соответственно связанная с шестью первосубстанциями – скот, огонь, металл, земля, растительность и вода, которые были объявлены почитаемыми и чистыми стихиями. Этика, примат нравственности стали основой учения Зороас- тра. Он восхволял доброжелательность, мир, дружбу, взаимопомощь, честность и верность, осуждал воровство, злословие, преступления. Именно Зороастр предложил вести пятикратную ежедневную молитву, при которой взгляд молящегося должен быть устремлен на огонь, как бы сжигающий силы зла. Молитвы должны были сопровождаться восхвалением Ахура-Мазды и проклятиями в адрес Ангро-Майнью. Зороастр считал, что после смерти душа перебирается виной мир по узкому мосту Чинват, на котором верный помощник Ахура-Маз- Глава 9. Культуры древних цивилизаций 273 ды – Митра судит каждого по его делам. При этом навесах правосудия взвешивались мысли, слова и дела. Если побеждало добро, душа отправлялась на небо, если зло, она продолжала двигаться вдоль моста, сужавшегося до размеров острия клинка, а злобные дэвы в образе отвратительных старух сбрасывали ее в преисподнюю. Что же касается тела покойника, то оно предавалось огню, дабы не осквернить ни одну из чистых стихий. Со временем огнепоклонники, как именовали зороастрийцев, начали строить каменные башни, где на вымощенные камнем площадки, дабы не осквернять землю, располагали умерших, тела которых пожирали хищные грифы, после чего кости сбрасывали в опять-таки вымощенный камнем ассуарий внутри башни. Древнеиранская религия в виде первоначального маздеизма или реформированного зоросоастризма распространилась медленно и далеко не сразу, но стала фундаментом культурной традиции хотя бы какой-то заметной части иранцев. Еще раз следует отметить, об этом периоде истории персов известно очень мало. Сведения о религии можно почерпнуть лишь из Авесты, текст которой датируется гораздо более поздним временем, а содержание не дает оснований для выводов о том, каких персы придерживались верований до маздеизма и когда уже были знакомы с зороастризмом. Существует представление, что протоиранские общности, очень рано проникшие далеко на северо-восток Евразии, где скорее всего и сформировался маздеизм, уже во второй половине го тысячелетия дон. э. начали мигрировать на запад и юго-запад. Как бы тони было, но иранцы уже в то далекое время представляли собой вполне сформировавшееся общество, состоявшее, как то было и у индоариев сих тремя основными Варнами, из трех групп типа каст – жрецов, воинов и земледельцев. Древние иранские маги, задолго до того как возникли первые про- тогосударственные образования персов, были уже маздеистами (но еще не зароастрийцами). В этом отношении древние иранцы напоминают иудеев, где сплотившая народ религия тоже была первичной, тогда как сколько-нибудь заметные государственные образования вторичными. Персы как часть единой ираноязычной общности были этничес- ки, видимо, наиболее близки мидянам. Более того, они находились в Мидии по сравнению со всеми остальными в привилегированном положении. Еще во второй половине VII в. дон. э. выделился и усилил свое влияние правитель персов Кир I, потомок Ахеменидов, которого все персы всегда почитали как своего родоначальника. По некоторым данным, Кир признавал даже авторитет Ассирии, с которой мидяне в то время вели борьбу. Сын Кира – Камбиз продолжал политику отца, 9.2. Культура Западной Азии и персов но взял курс на сближение с правящим домом Мидии, женившись на дочери Асгиага. Сын Камбиза – Кир II оказался, таким образом, внуком могущественного правителя Мидии, что сыграло важную роль в судьбах дома Ахеменидов и всех подданных мидийских и персидских правителей. Связи с мидянами помогли царю персов Киру укрепить внутреннюю структуру своего регионального вторичного протогосударствен- ного союза персидских племен. Собравшись с силами и выбрав удобный момент, Кир начал свою завоевательную политику, за короткий срок принесшую ему мировую славу и превратившую его в величайшего из правителей своего времени. В целом эпоха империи, в становление которой внесли свой немалый вклад вначале Египет, Ассирия и Вавилония, а затем более всего персы, была новыми очень важным этапом в истории древневосточ- ных государств. Этап этот можно считать естественным результатом постепенного укрепления внутригосударственной структуры ведущих древневосточных страна также развития торговых и культурных связей между ними. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока Индия и Китай волею судеб оказались отграничены труднопроходимыми дорогами от ближневосточного региона, где в долине великих рек возникли и развивались самые ранние очаги цивилизации. Это обстоятельство сыграло роковую роль в истории анклава Хараппы, который медленно прекращал свое существование после разрыва регулярных контактов с пришедшим в упадок Шумером. Темпы эволюции и сами условия существования цивилизации в долине Инда сильно уступали тем, что были в ближневосточном регионе сего удобными для постоянных и регулярных контактов территориями. Освоение индийского субконтинента началось лишь во второй половине го тысячелетия дон. э. Оно шло с севера и было связано с приходом индоари- ев. Это освоение шло крайне замедленными темпами. Замедленность эволюции была обусловлена как сравнительной замкнутостью Индии ив частности бассейна Ганга, таки спецификой социально-полити- ческой структуры (варны) и системы духовных ценностей. Индия в середине го – середине го тысячелетия дон. э. с ее спецификой в сфере материальной и духовной культуры не была даже в потенции грозным соперником какого-либо из отдаленных от нее естественными преградами ближневосточного государства. Впервые она столкнулась с ближневосточным миром лишь в момент завоеваний Александра Македонского. Глава 9. Культуры древних цивилизаций Ситуация в Китае в некотором отношении была сходна с индийской. Открытые лишь с севера территории долины Хуанхэ были доступны преимущественно полукочевым этническим общностям либо племенным протогосударствам, которые осваивали Великую степь сравнительно поздно и достаточно медленно. Там долгое время не было ни одного более или менее крупного и тем более агрессивного государственного образования, способного угрожать населению страны. Китайцы не представляли собой какую-либо угрозу не только для ближневосточного региона, но даже и для соседнего индийского субконтинента, контакты с которым тоже едва ли могли осуществляться. Специфика системы ценностей Китая почти ничем не напоминала Индию. Напротив, Китай был ее антиподом, ибо считал главным в жизни людей их материальное начало, а к потустороннему миру и к его естественной вершине, Небу, относился лишь с должным почтением, ноне более того. Сравнительный анализ специфики обоих великих азиатских культур Индии и Китая показывает, что оба в будущем столь великих государства и обе столь специфичные мировые цивилизации на первых порах своего существования не так уж сильно отставали в своем развитии от обществ и государств ближневосточной древности, но и не слишком быстро шли вперед. И это вполне естественно ни у того, ни у другого из великих субконтинентов Азии не было причин обращать внимание на внешний по отношению к каждому из них. Оба они – и особенно Китай – вообще очень мало знали об этом внешнем мире. Для Китая весь мир был Поднебесной, а под Небом жили только китайцы, да еще досаждавшие ими пока что не воспринявшие китайскую культуру варварские полукочевые племена либо кочевники более отдаленных северных территорий. Для Индии даже эти сведения и такое восприятие мира было третьестепенным в принципе, ибо все основное внимание население под влиянием жрецов-брахманов уделяло проблеме взаимоотношений с внефеноменальным миром. Каждый прежде всего заботился о своем месте в кармическом круге колеса сан- сары, определявшего характер реинкарнации всего живого, и потому мало думало проблемах мира земного. Индия и Китай жили собственной жизнью и являли собой своеобразные замкнутые миры, расширявшиеся в основном за счет неосвоенных территорий к югу от долин Ганга и Хуанхе, где в середине го тысячелетия дон. э. возникли первые очаги цивилизации. И оба субконтинента крайне слабо общались друг с другом, не говоря уже о том, что вплоть до завоеваний Александра ни один из них практичес- 9.3. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока 276 ки не соприкасался с народами и государствами ближневосточной древности. Основные памятники культуры и религиозно-философские традиции Древней Индии Индия дала миру одну из наиболее развитых древних цивилизаций, а ее богатейшие литературные источники, передававшиеся первоначально в устной форме, дают возможность проникнуть в сознание людей, живших по меньшей мере более 4 тыс. лет назад. Сформировавшись в древности, духовная культура этой страны на протяжении всего исторического развития не имела кардинальных изменений, она всегда считалась самой духовной культурой Востока. И сегодня загадка ее духовности открывается далеко не всем, особенно непостижимой она представляется технизированному сознанию западного человека. Археологические и литературные источники свидетельствуют, что культура Индии насчитывает около пяти тысячелетий. Хронологически в ней выделяются Хараппская цивилизация (2500–1700 гг. дон. э Ведийский период (1700–600 гг. дон. э Предмаурийский период (600–320 гг. дон. э эпоха Маурьев (320–185 гг. дон. э эпоха Кушанов (78–200 гг. дон. э Гуптская империя (320–510 гг. дон. э средневековый мусульманский период развития (Делийский султанат, империя Великих Моголов). Еще в м тысячелетии дон. э. на территории Индии сложилась высокоразвитая Индская цивилизация, закат которой наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах в середине го тысячелетия дон. э. Ее центрами были города Хараппа и Мохенджо-Даро. Они отличались целенаправленным планированием городских построек по сравнению с беспорядочными постройками поселений Месопотамии. Строения состояли из трех этажей. Кроме того, индское население пользовалось для строительства обожженным специальным способом, а не высушенным на солнце, как в Вавилоне, кирпичом. Жители городов сооружали сложнейшие канализации, строили кроме жилых общественные здания, зернохранилища. При раскопках была обнаружена общественная купальня – необычное гидротехническое сооружение, возможно, для ритуальных омовений, зал собраний, училище. На основании этого можно сказать, архитектура индов достигала высокого уровня развития. Найденные при раскопках вещи свидетельствуют о развитых до совершенства ткачестве, прядении, оружейном искусстве, скульптуре, ювелирном и декоративно-прикладном искусстве. Нитки пряли из шерсти и волокон хлопкового дерева. Из них ткали тонкие разноцветные ткани. Орудия труда и оружие делали Глава 9. Культуры древних цивилизаций из меди и бронзы. Статуи создавали из камня и песчаника, и они отражали высокое мастерство передачи движений человеческого тела. Сделанные из золота, серебра, всевозможных драгоценных и полудрагоценных камней ювелирные украшения – кольца, браслеты, ожерелья, пояса из бус, печати-амулеты – носили и мужчины, и женщины. Декоративно-прикладное искусство нашло свое отражение в совершенстве уникальной посуды. Глиняные предметы расписывались узорами и орнаментом различных цветов. Но, пожалуй, самые красивые – сосуды с поливной глазурью опалово-кремового цвета с темно-пурпурным рисунком. Нигде в мире в м тысячелетии дон. э. еще не умели делать такую посуду. Однако мировоззрение и идеи людей этой эпохи остаются для нас тайной из-за неразгаданности их письменности. Лишь от следующего этапа истории Индии, начало которого почти совпадает с гибелью Хараппской культуры, до нас дошло через сотни поколений богатейшее наследие религиозно-философского плана, позволяющее судить о культуре страны. Этот этап связан с приходом в Индию ариев и получил название ведийского – от Вед, древнейших письменных памят- ников. Арии пришли со своей развитой религиозной культурой, военным искусством и оружием, ассимилировали в индах и образовали индо- арийскую цивилизацию в м тысячелетии дон. э. Ригведа (санскр. – книга гимнов) – самая древняя часть Вед. Передавалась устно из поколения в поколение. Гимны Ригведы воспевают множество богов. Древнейшей основой ведической религии был культ природы и ее явлений. Самаведа – сборник песнопений. Яджурведа санскр. – книга молитв) сборник молитв, под которые совершались жертвоприношения при музыкальном сопровождении. Атхарваведа санскр – книга заклинаний) содержала собрание заклинаний и магических формул. Веды послужили основой для создания двух грандиозных литературных эпосов Индии «Махабхараты» и «Рамаяны». Упанишады (санскр. – сидение внизу у ног учителя) – тайное философско-религиозное учение, возникшее на базе Вед, расширяющее ведическое учение. Центральным понятием его является Тримур- ти – троица Упанишад. Она состояла из трех главных богов Брахмы (Атмана), Вишну и Шивы. Брахма – создатель Вселенной и мира. Вишну – охранитель космического порядка и мира. Он девять раз воплощался в Другие существа, чтобы в их обличье восстановить космический порядок и спасти Землю. Шива, имеющий 1008 имен, – носитель космической энергии, созидательной и разрушительной одновременно. Он воплощает доб. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока рое и злое начало, он всемогущ, может существовать в видимом и невидимом обличьях. Основу учения Упанишад составляют учения об атмане, майе, карме, сансаре и мокше. Атман (санскр. – я) – универсальное психическое начало Вселенной, душа мира, а также индивидуальное начало человека. Это одновременно и человеческая душа, и мировая. Атман- Брахма – воплощение единого и многого, единичного и всеобщего, бога и человека. Согласно Ведам первоначально Атман, создав самого себя посредством своей собственной воли, принял форму гигантского первочеловека Пуруши (санскр. – личность. Он послужил материалом для социального устройства общества, деления на варны: из уст Пуруши произошли брахманы – жрецы (высшая каста Индии, из рук – кшатрии – воины, из бедер – вайшьи – ремесленники и земледельцы, из ног – шудры – рабы и военнопленные (неприкасаемые. Переход из варны в варну был невозможен, принадлежность к варне передавалась из поколения в поколение. Важным понятием в ведической литературе является майя. Майя санскр. – корень «матр» – измерить, образовать, строить) – это учение о заблуждениях человека. Стремление человека объяснить реальность и есть майя, те. заблуждение, помрачение. Майя ведет к искажению атмана, а искажение атмана ведет к страданиям. Следовательно, причина страданий человека – это майя. Карма (санскр. – действие и его результат) порождается майей, те. поведением, заблуждением. Деяния могут быть благотворными, нейтральными и пагубными. Накопленные деяния образуют плохую или хорошую карму человека, которая определяет существование человека в прошлом, настоящем и будущем, оказывает влияние на его будущие рождения. Сансара санскр – блуждание, круговорот) – так называемый непрерывный круговорот жизней и смертей – определяется кармой человека. Сан- сара безначальна, нов результате правильных деяний она может иметь завершение, которое называется мокшей. Мокшей (санскр. – освобождение, или атма-джана (самосознание, атма-бодха (самопро- буждение) достигается в результате освобождения от майи, теза- блуждений. Индуизм стал официальной религией Индии после падения империи Гуптов и ослабления позиций буддизма в VII–VIII вв. К этому времени в индуизме сложились основные направления шиваизм с культом Шивы и его супруги Парвати; вишнуизм, шактизм с культом богини-матери Шакти – воплощение всемогущей женской энергии кришнаизм, который сложился чуть позже, но быстро завоевал большое признание. Глава 9. Культуры древних цивилизаций Брахманы оберегали ведийские духовные традиции и сдерживали проявление свободомыслия, однако, несмотря на усилия брахманов, свободомыслящие религиозные учителя бросили вызов брахманизму в том, что касалось системы варн и племенной раздробленности, ив в. в среде, благоприятствующей появлению еретических учений, формируются два мощных течения. Это были буддизм и джайнизм, но по сути своей они мало отличались от брахманизма и не помешали развиваться духовным традициям. В древнейшей индийской мифологии божества были разбиты натри группы, соответствующие трем сферам мироздания. Наиболее важной из них считалась не высшая (небо, а промежуточная (воздушное пространство, символизирующая связь земного и небесного миров. В некоторых гимнах Ригведы упоминаются имена лишь трех богов, но иногда 3339 божеств – число восходит к той же первоначальной трехчленной структуре. В дальнейшем модель Вселенной трансформировалась. Представление о трех сферах прочно утвердилось в религиозной мысли индийцев три лока (три мира) перечисляются в различных индуистских текстах, даже поздних. На базе Вед в индуизме складывается сложная детализированная космологическая система. Принципом упорядоченности мира служит рита. Данное понятие раскрывается как первооснова мира и действующих в нем законов. Благодаря рите Солнце перемещается по эклиптике, меняются времена года, рассвет рассеивает ночную тьму. Она рисуется иногда в виде колесницы, которой управляют боги. Самое распространенное определение ее – путь Солнца». Рита означает вселенскую закономерность и мораль. Она превращается в принципы, регулирующие в равной мере перемещение светили события и состояния человеческой жизни – рождения и смерти, счастья и несчастья. Отсюда, естественно, вытекало тождество нравственной идеи с абсолютными и наиболее всеобщими законами развития и существования мира. Хотя в Ригведе рита остается безличным принципом, ее носителем и защитником выступает одно из ведущих божеств пантеона – Варуна. Он наделен колоссальным могуществом, неограниченной властью, ведийские индийцы видели в нем олицетворение силы, управляющей миром, творца и хранителя природы. Характерное для ведийского мировоззрения соединение идеи космического миропорядка с ритуальной практикой жрецов заставляло связывать следование заповедям морали с регулярным приношением жертвы. Позже рита стала отождествляться с сатьей – правдой, честностью, включившей в себя также принципы поведения. Власть риты распространяется и на богов, выполнение ее норм 9.3. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока для них обязательно. Варуна и его постоянный спутник Митра защищают все живое с помощью закона (дхармы), который ассоциируется с ритой. Одинаковая подчиненность людей единой вселенской безличной силе является кардинальной идеей ригведийского мировоззрения. Она переходит в позднейшие индийские религиозные системы индуизм и буддизм. Место риты занимает здесь закон кармы, утверждающий зависимость каждого существа (и человека, и бога) от совершенных ранее поступков. Буддизм возник на территории Индии в середине го тысячелетия дон. э. и является повремени возникновения первой мировой религией. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы. Отец оберегал его от страданий, мальчик не знал горя, не видел болезней и смертей. Но однажды в течение одного дня Гаутама совершенно случайно встретился с нищим, прокаженными увидел труп. Он решил покинуть отчий дом, чтобы самостоятельно ответить на вопрос о смысле человеческой жизни, о причинах страдания человека. Долгих семь лет Гаутама пребывает риши лесным человеком) и саманом (аскетом. Однажды, сидя поддеревом Бо, он увидел мелькнувшую на небе утреннюю звезду, которая вызвала в нем мгновенное понимание причин страдания человека и пути их преодоления. Так Сиддхартха Гаутама стал Буддой (санскр. – просветленный). Будда решил возвестить людям о своем открытии. 40 лет он ходил по долине Ганга, проповедуя свое учение и творя чудеса. Очень скоро буддизм стал настолько популярным, что царь Ашока (268–232 гг. дон. э, третий правитель династии Маурьев, признал это учение официальной религией Индии. Популярность буддизма заключалась в учении об освобождении. По новому учению Будды все живые существа страдают, обладают кармой, вращаются в сансаре, независимо от кастовой или национальной принадлежности, и любой человек может достичь освобождения и стать Буддой при жизни, те. освобождение любого человека зависит только от него самого. Основу учения буддизма составляют Четыре благородных истины духкха, трихина, нирвана, садхана. Первая благородная истина духкха (санскр – страдание) гласит, что жизнь, которую ведет человек, есть страдание. Человек видит вокруг страдание и сам страдает и, естественно, задает себе вопросы почему так, какова причина страдания? Вторая благородная истина – тришна (санскр. – хватание, цепляние это учение о причинах страдания. Тришна – это стремление к обладанию реальностью. Человек привязывается к различным обстоятельствам, тем самым связан с миром майя. Неведение или ложное Глава 9. Культуры древних цивилизаций знание человека о мире и самом себе порождает тришну, те. хватание или цепляние за реальный мир как нечто неизменное и вечное. Тришна порождает, в свою очередь, деяния человека, как пагубные, таки благотворные, деяния формируют карму и сансару – круговорот рождений и смертей. Истинный мир в сознании человека, очищение сознания может стать человеческой отрадой, что дает состояние нирваны. Поэтому третья благородная истина Будды – учение о нирване. Цель нирваны совпадает с целью йоги – прекращение вращения ума, освобождение отложного знания, те. от мыслей, с помощью которых ум человека пытается ухватить мири самого себя как нечто вечное и неизменное. Нирвана – это то состояние человека, когда его сознание освобождено от хаоса мыслей, погружено в состояние покоя, это соединение я и ничто. Для этого человек должен усмирить все имеющиеся чувства и мысли, сосредоточиться на статической картине. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем установить контроль над собственным сознанием, руководить им или делать сознательный выбор между положительными и отрицательными мыслями. Четвертая благородная истина Будды – садхана – восьмеричный благородный путь освобождения от страданий и достижения нирваны. Этот путь открыт для всех и содержит основные черты буддийской морали не убивать живое, не употреблять мясной пищи, потворствуя убийству живого, не причинять страдания другим, выполнять требования, предъявляемые кастам, работать над своим положительным сознанием, улучшая свою карму. Таким образом, буддизм основной целью ставит идею самоусовершенствования человека. Поэтому буддизм многие исследователи считают не религией, а системой нравственно-философских взглядов. Примерно ко II в. дон. э. относится наиболее известное произведение древнеиндийской законоведческой литературы – «Манусмрити», или «Манавадхармашастра», название которого переводится обычно как Законы Ману». Но точнее было бы говорить о Наставлениях Ману в дхарме». Сборник приписывается мифическому прародителю людей Ману, который передал мудрецам предписание Самосущего. Почти два тысячелетия Законы Ману» просуществовали как действующий свод правил. Сборник относится к жанру дхар-машастры, возникшему на основе драхма-сутр и отличающемуся от последних более четкой систематизацией материала. По замыслу это всеобъемлющий кодекс мировой и социальной жизни Древней Индии. Он регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые ему сведения. В литературе Древней Индии часто соединены философия, религия, мифология, право. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока Духовность в культуре Индии сама по себе является высочайшей ценностью и главной традицией индийского народа, которая никогда не прерывалась, а развивалась и культивировалась на протяжении почти 4 тыс. лет. В этом особенность страны и ее народа. Велики достижения Индии в развитии искусства и наук. Здесь впервые родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца, здесь была создана десятичная система счисления. Математики древней Индии знали значение числа пи и решали линейные уравнения. Корень, синус, цифра – все эти термины возникли в Индии. Индия является родиной шахмат. Игра в шахматы символизирует военное действие, в котором участвуют войска. Древнее индийское войско представляло картину, в центре которой находится царь – главный военачальник, впереди стоят пешие воины (пешки, рядом с царем находятся слоны, за ними – конница, по краям – ладни (ладьи). В период развития брахманизма в Древней Индии процветало деревянное зодчество, но его произведения по естественным причинам не сохранились. Поэтому о достижениях индийских зодчих можно судить только по литературным произведениям. В «Махабхарате» описываются дворцы правителей – с жемчужными сетками на окнах, изящными лестницами, полами, выложенными драгоценными камнями, сотнями комнат. В силу того, что мировоззрение древних индийцев было пронизано высокой духовностью, главным элементом которой была связь человека с космосом, архитектура отражала в себе эту черту. В основе плана деревни и города, жилого дома и храма лежала магическая диаграмма, представляющая модель космоса. Любое поселение имело две пересекающиеся под прямым углом улицы, которые завершались воротами, символизирующими выход во Вселенную по четырем сторонам света. Образ завершения мира символизируется прямоугольной формой храма, в противопоставление круглой форме мира, управляемого космическими движениями. В то время как сферичность неба неопределенна и недоступна никакому измерению, прямоугольная или кубическая форма священного здания выражает определенный и неизменный закон. Вот почему всю сакральную архитектуру, к какой бы традиции она ни относилась, можно рассматривать как развитие основной темы превращения круга в квадрат. В возникновении индуистского храма развитие этой темы совсем богатством ее метафизического и духовного содержания прослеживается особенно ясно 1 Буркхардт Т Сакральное искусство Востока и Запада. МС, Глава 9. Культуры древних цивилизаций Строительство зданий из камня возобновилось в IV в. дон. э. во времена формирования единого Индийского царства. В III в. дон. э. был построен огромный храм, подчеркивающий могущество власти царя индийского государства. Этот храм имел по обеим сторонам колонны, высеченные из огромных глыб камня. На одной из них стояли четыре каменных льва, смотрящие на четыре стороны света и как бы оберегающие границы государства (лев – символ Будды. Некоторые храмы древней Индии вырубались в скалах, в которых устанавливались вдоль стен отшлифованные до зеркального эффекта каменные колонны. Окна вырубались только в передней стене храма, боковые стены были украшены скульптурами людей и животных. Скульптуры в храмах изображали Будду в облике идеально прекрасного человека. Вершиной мастерства было отражение состояния глубокого покоя. Оно достигалось с помощью сложных строго установленных изобразительных приемов. Основные черты буддийского искусства проявлены в Гандхарских изображениях Будды, наполненых глубоким духовным содержанием, они обращают внимание человека на собственный внутренний мир. Возникшее в кушанский период, это мастерство усовершенствовалось в период правления Гуптов. В это время буддийские храмы превращаются в музеи, в которых монументальная живопись достигает подлинного расцвета. Искусство эпохи правления Гуптов создало классические идеалы красоты, которых придерживались мастера последующих поколений. Происхождение и развитие культуры Древнего Китая Китай 1 – огромная и самая населенная страна в мире, в которой живет множество разных народностей, но девять десятых населения составляют китайцы. Сегодняшние китайцы называют свою страну Чжунго (Срединное государство, ранее именовали Поднебесной. История Китая насчитывает несколько тысячелетий, но периодизация его истории для современного китаеведения остается спорными актуальным вопросом. «Если за определяющие преодизационные критерии принять тип государственности, характер социально-экономических отношений и уровень развития культурных форм, то историю Китая можно представить в следующих фазах Архаический Китай (с раннего палеолита и до возникновения государственности Древний Китай, объединяющий период ранних государств (эпохи Шан-Инь, XVI–XI вв. 1 Термин Китай восходит к этнониму «кидане» – названию одной из народностей, населявших страну в то время, когда Россия стала проникать на соседние с Китаем территории. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока дон. э, и Чжоу, Х вв. дон. э) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань, III в. дон. э. – III в. н. э Традиционный Китай (III в. – 1912 г) – традиционный в том смысле, что все традиции, образующие основы социально-политического устройства, и духовные устои китайского имперского общества, обозначились в полную силу Современный Китай (с 1912 г, за начало которого принимается дата отречения от власти последнего китайского императора и установления в Китае республиканской формы правления» 1 Архаический Китай представляет собой самую древнюю культуру китайского народа. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день является обнаружение нескольких костных фрагментов (10 зубов) дриопитека, найденных в 1956–1957 гг. Возраст дриопитека определяется в 1,5 млн лет. Китай относится к числу регионов земного шара, где происходило зарождение и становление человечества. В более отчетливом и целостном виде, чем палеолит, предстает неолитическая эпоха (VI тыс. дон. э. Эта эпоха, открытая в 1921 г, на сегодняшний день представлена более чем 20 культурами, находившимися во всех важнейших регионах Китая в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, в северо-западных (окрестности Пекина) и восточных районах. Самыми массовыми находками этих культур являются изделия из керамики ив первую очередь художественно оформленная посуда. В целом не вызывает сомнений, что именно в неолитическую эпоху зарождаются керамика, шелковое и лаковое производство, ювелирное дело, живопись, пластика, а также исходные для китайской цивилизации культы, космологические представления. К периоду Древнего Китая относится первое государство, наличие которого доказано археологическими материалами. Оно существовало во времена правления династии Шан-Инь (ХVI–ХI вв. дон. э. Инь- ская эпоха много значила для определения дальнейшего хода развития китайской цивилизации. Изобретение бронзолитейного производства, формирование основ государственности, включая сложение института царской власти, влияют на развитие особенного мировоззрения. Изобретение письменности, возникшей в русле официальной обрядовой деятельности (так называемые надписи на гадательных костях) является важным для Китая. Художественная культура Инь представлена изделиями из бронзы, нефрита, кости, керамики, которые дают возможность проследить дальнейший путь развития древнекитайского искусст- 1 Кравцова М. Е История культуры Китая. СПб., 1999. С. 39, Глава 9. Культуры древних цивилизаций 285 ва. В целом иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности, ее духовных устоев и связанных с нею художественных традиций в музыкальной культуре и архитектуре. Первым китайским государем считается Желтый император (Хуан-ди), который царствовал, по преданию, с 2697 по 2597 г. дон. эВ Древнем Китае империя была проявлением всеобъемлющей гармонии бытия, а император – религиозным символом власти. Он представлял собой фокус космического всеединства и мирового порядка. Особенностью китайской религии было то, что богом китайцы называли Небо. Император же, подобно Небу, все укрывал собой, подобно Солнцу, все освещал. Поскольку Небо обозначало полноту природы каждого существа, император должен был править, не вмешиваясь вход событий, управление не приравнивалось к воздействию извне, управлять нужно было так, чтобы каждый мог реализовать себя, поскольку главная цель природы заключается в том, что сущее должно себя реализовать. Император был символом покоя и порядка на земле, его политика мыслилась по образцу органической целостности мировой жизни. Он должен был выполнять множество ритуалов и знать советы Неба, которые подсказывало гадание по китайской библии – Книге Перемен (И цзин»). Она была создана старейшими китайскими мудрецами в глубокой древности и состоит из 64 гексаграмм, которые являются геометрическим выражением всеобщего ритма природы и соответствуют судьбам людей и государств. И (перемены) – это изменчивость, в которой мы меняемся в соответствии со временем, для того чтобы следовать Пути мирового развития. Совершенно мудрые авторы достигли наивысшего пути открытий и свершений в своих заботах о последующих поколениях. В Книге Перемен есть четыре пути к совершенной мудрости 1) через слова подойти к пониманию текста изречений 2) через действия подойти к пониманию изменчивости 3) через устройство орудий подойти к пониманию образов и 4) через гадание подойти к пониманию предсказаний. Самое скрытое в природе – ее закономерность, аса- мое явное – ее образ. В результате покорения Шан-Инь народностью, известной как чжоусы, точная этнокультурная принадлежность которой до сих пор дискутируется в науке, возникло древнее государство – Чжоу (Х вв. дон. э. Не вызывает сомнений, что чжоусы унаследовали и развили все цивилизационные достижения Иньского государства. В рамках чжоусской эпохи особо выделяется период, обозначаемый как период Борющихся царств (475–221 гг. дон. эВ этот период 9.3. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока централизованное Чжоуское государство, расцвет которого приходится на Х вв. дон. э, распалось на несколько фактически самостоятельных царств, ведущих непрерывные междоусобные войны. Несмотря на ситуацию раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая того времени имели место общие соци- ально-экономические и культурные процессы, носившие бурный новаторский характер. К важнейшим из них относятся появление имущественной знати, интенсивное развитие ремесел, торговли и городов, активное использование железа, повлекшее за собой качественные изменения в способах землепользования ив прикладном искусстве. В духовной жизни китайского общества этого периода выделяют формирование национальной религиозной и философской мысли, а также становление философских школ. Религия Китая была своеобразной люди верили во множество духов. Человеку нужны былина- дежные защитники, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных, ужасающих образов, что объясняется тем, что суровые природные условия породили их страшные образы в фантазии людей. Они обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи, и духи часто представлялись им в образе чудовищных животных и птиц. Важным событием для Китая в Чжоусский период было создание письменной культуры, сопровождавшееся возникновением книги как таковой. С середины го тысячелетия дон. э. начинается знаменитый двухвековой, так называемый период Чжаньго. Эпоха Чжаньго вошла в традицию как классический период в истории духовной культуры Китая. И действительно, она была неповторимой эпохой многообразия идей, не стесняемых никакой идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности интеллектуальной жизни. На городских площадях, на улицах ив переулках, во дворцах правителей и домах знати происходили идейные диспуты. В знаменитой навесь чжаньгоский Китай академии Цзися (У ворот Цзи») в циской столице Линьцзы одновременно сходились до тысячи мужей, искусных в споре, состязавшихся в красноречии. В эту эпоху соперничества ста школ, как ее называют источники, складывались основные направления философ- ско-политической мысли Древнего Китая конфуцианство и даосизм. Кроме того, эпоху Чжаньго назвали золотым веком китайской философии. Глава 9. Культуры древних цивилизаций Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулеген- дарного мудреца из царства Чу Лао-цзы (VI – первая половина V в. дон. э, который считался автором натурфилософского трактата Дао дэ цзин» (Книга о дао и дэ», IV–III вв. дон. э.). Основная категория учения дао трактовалась как путь природы, мать всех вещей, а «дэ» понималось как благость, качественная природа, нравственная сила, благодаря которой человек, движим внутренней чистотой». Лао-цзы говорило многогранности дао. Наиболее показательными его определениями дао являются Дао есть глубина людей. Большая дорога (Дао) и гладка, и ровна, но люди любят ходить по тропинкам. Дао производит вещи, питает их, дает им расти, совершенствует, делает зрелыми, кормит и защищает. Не выходя из дома, мудрецы знают, что делается на свете. Не глядя в окно, они видят Небесное дао. Дао произвело одно, одно – два, два – три, а три – все вещи. Всякая вещь носит на себе инь и заключает в себе ян». Дао скрыто от нас, поэтому оно не имеет имени. Вечное дао не имеет имени. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к естественному состоянию, которому свойственно внутриобщинное равенство. Даосы осуждали социальный гнет, войны, выступали против богатства и роскоши знати, поборов властей, доводящих народ до нищеты, бичевали жестокость правителей и самоуправство сановной элиты. Лао-цзы выдвинул теорию недеяния, которая отражала в себе идею деятельности без разрушительного действия, деятельности в резонансе с природной жизнедеятельностью делать, не делая, действовать, бездействуя. В позитивном смысле это выражение означает жить так, как живет природа. Лао-цзы признавал объективность мира, выступал против обожествления неба. Он учил, что небо, как и земля, всего лишь часть природы. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения небу, земле, рекам, горами другим обожествленным явлениям природы. Целью даосского подвижничества считалось постижение в себе сокровенного подлинного государя, или, другими словами, семени, символа бытия, который предвосхищает все сущее и дает власть над миром. Именно к области внутреннего относились верховные божества даосского пантеона, которые, по представлениям даосов, не имели облика». В политическом отношении даосизм претендовал на роль внутреннего дубликата светской империи. Даосы выдвигали образ двой- 1 Лао-цзы. Дао дэ цзин, или Писание о нравственности. Ростов-на-Дону, 1994. С. 21–40. 9.3. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока 288 ника земного правителя, являющегося верховным повелителем в мире духов. Св. многие императоры в Китае принимали даосские принципы, тем самым как бы удостоверяя свои державные полномочия ив мире божественного. В течение V–IV вв. даосизм завоевал признание образованных верхов китайского общества. На рубеже VI–V вв. дон. э. возникло конфуцианство. Его основоположником считается Учитель Кун (Кун-цзы, в латинской транскрипции Конфуций, 551-479 гг. дон. э) – странствующий проповедник из царства Лу, который был впоследствии обожествлен. Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений, учрежденный в стране в 59 г. н. э, просуществовал в Китае вплоть дог. Учитель Кун излагал свое учение устно в форме диалогического собеседования. Изречения Конфуция были затем записаны его учениками и сведены в трактат Лунь юй» (Беседы и суждения. На протяжении многих веков «Лунь-юй» являлся своего рода катехизисом конфуцианства. Он вплоть до XX в. составлял основу начального обучения в китайских школах, где от учащихся требовалось его зазубривание. Официальная традиция связывала с именем Конфуция исключительный пиетет в Китаек грамотности, книжной учености». Конфуцианство прежде всего связано с проблемами нравственности и управления. Конфуций уделял главное внимание не вопросам бытия, а человеку и обществу. Впоследствии конфуцианцы создали свою каноническую литературу, в которую включили будто бы отредактированные Конфуцием Книгу Перемен, Книгу песен, Книгу преданий и летопись «Чуньцю». Конфуцианство восприняло традиционные древние верования в силу Неба как верховного божества, развивало учение о сознательной воле Неба и освященном характере власти земного правителя как Сына Неба. По конфуцианскому учению общественная структура, как и устройство мира, вечна и неизменна. Каждый в ней по воле Неба занимает строго определенное место. Небом предопределено деление людей на управляющих – благородных мужей, способных к нравственному самоусовершенствованию (Конфуций относил к ним лишь аристократов порождению и управляемых – низкий, презренный люд, аморальный по природе, которому предначертано свыше заниматься физическим трудом, кормить и обслуживать интеллектуальную и правящую элиту. Главная мысль Конфуция Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном. Конфуций был противником введения писаного права, призывая к возрождению древних обычаев и методов управления. Глава 9. Культуры древних цивилизаций Согласно конфуцианству необходим постулат о Воле Неба, осуществляемой через гуманное правление высоконравственного государя. Основу гуманного правления составляло беспрекословное следование традиции, не допускающее отступления от заветов Божественных предков – правителей золотого века древности. Конфуцианство освящало общественное неравенство как необходимую иерархию, стояло на страже монархии, представляя ее единственно угодной Небесам формой правления. Этико-политические взгляды Конфуция и его последователей легли в основу духовной жизни старого Китая. И какую бы сторону этой жизни ни рассматривать – взаимоотношения между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки, – везде заметно влияние конфуцианских идей. Каждый китаец во всем должен был руководствоваться конфуцианской моралью, и пусть он не мог прочитать сложных изречений в древних конфуцианских книгах – не это считалось главным. Главное было воспитать любого человека в духе учения Конфуция. Период Борющихся царств завершился новым объединением Китая и возникновением первого в истории страны собственно имперского государства – империи Цинь (221–207 гг. дон. э, основателем которой стал государственный деятель, вошедший в национальную и мировую историю под своим официальным титулом – Цинь-ши- хуан-ди (досл. Божественный владыка, открывающий эру Цинь»). Окружением Цинь-ши-хуан-ди был разработан и проведен в жизнь ряд глобальных реформ, благодаря чему были созданы законодательная база и управленческие структуры, обеспечивающие имперскую верховную власть. К числу важнейших реформ Цинь-ши-хуан-ди относятся также унификация системы мер и весов, письменности и денежной системы, строительство единой сети казенных дорог. Все это способствовало урегулированию товарно-денежных отношений и их полному подчинению государственному контролю. С циньской эпохой связаны многие достижения китайской цивилизации в области рациональных знаний и производственной деятельности. Они нашли воплощение в таких всемирно известных памятниках, как Великая китайская стена и Великий китайский канал. Еще одно уникальное во всех отношениях наследие Цинь – так называемая глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди – несколько тысяч глиняных фигур воинов, лошадей и моделей колесниц в натуральную величину, найденных на подступах к погребению этого императора. Таким образом, несмотря на кратковременность своего существования, Циньская империя занимает важнейшее место в истории Китая. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока Следующая древняя империя – Хань (206 г. дон. э. – 220 г) является самым могущественным из древних китайских государств. В глазах последующих поколений она стала олицетворением величия национальной древности, ее политического и духовного расцвета. Показательно, что название этой империи используется во всех этнологических терминах, отражающих самосознание китайцев люди Хань» – китайцы, язык Хань» – китайский языки т. д. Но справедливо считаясь временем окончательного утверждения и наивысшего подъема древнекитайской имперской государственности, ханьская эпоха не содержит в себе каких-либо принципиальных культурных новаций. Все процессы, составляющие духовную жизнь общества этого периода, носят преимущественно экстенсивный характер. Они лишь укрепляли, умножали и развивали культурные достижения чжоусской эпохи. Для ханьского искусства характерно дальнейшее развитие погребальной пластики, появление собственно живописи в виде настенных росписей и монументальной каменной скульптуры. К числу наиболее значительных событий ханьского времени относится начало функционирования Великого шелкового пути (II-I вв. дон. э, связавшего Китай со многими странами и государствами. По маршруту Великого шелкового пути в Китай проникло множество культурных, идеологических и технологических новаций, главной из которых является появление на Дальнем Востоке буддизма (I в. н. э.). Ханьская империя погибла в горниле народных восстаний и междоусобных войн, завершив собой эпоху древности в национальной ис- тории. Своеобразие классической культуры Китая состоит в акценте на ритуальное, те. символическое, действие как таковое. Империя как конкретное государство только символизировала собой истинную небесную империю. В древнекитайской империи общественный, правовой и политический статусы индивида не различались. Показательно, что социальная мысль Китая не знала вопроса что есть человек Ее занимало лишь, что он значит для государства. Человек в китайской империи не имел гражданского состояния он был представителем духовной культуры, обладал только талантом (цай) и мог надеяться на то, что его используют (юн) в согласии с совокупным движением космического ритма. Осмысление человека в категориях иерархии врожденных талантов, определявших удел (фэнь) каждого индивида, стало господствующим в древнекитайской империи, оттеснив на задний план идею равенства людей, свойственную философским учениям эпохи Борющихся царств. Глава 9. Культуры древних цивилизаций Взгляд наличность очень наглядно отобразился в традиционном для китайской культуры понятии лица. Последнее обозначало в Китае социальные претензии индивида и сумму его обязательств перед обществом. Мерой же лица являлось признание правомочности его претензий к другим. Таким образом, лицо представляло собой своеобразное поле взаимозависимости людей, в рамках которого индивид не имел возможности открыто преследовать личные цели. Это означает также, что лицо можно было потерять помимо своей воли и его следовало постоянно удостоверять, выражая заботу о других людях. Средством защиты от репрессивного характера этики лица было усиленно пропагандировавшееся ханьскими ши требование хранить покаянный вид, все промахи относить на свой счет, все доброе относить насчет других. Отсюда и такая особенность общественной позиции, как стремление критически оценивать современные им нравы. Формирование китайско-буддийской традиции превратило исходно чужое для китайцев учение в одну из трех нормативных, наряду с конфуцианством и даосизмом, систем. Их сочетание называется Три учения. Это повлекло за собой становление китайско-буддийского храмового зодчества (пагоды) и культового искусства, в том числе создание так называемых пещерных монастырей и скальных храмов. Дальнейшая эволюция даосской традиции привела к появлению даосских монашеских организаций и светских культурных течений. Взаимодействие Трех учений на уровне сознания личности позволяло одному и тому же человеку следовать идеалам, проповедуемым различными учениями и вероучениями. В этом феномен вариативности индивидуального вероисповедания. Для художественной культуры характерен переход от анонимного песенного творчества к авторской лирике. Формируются ведущие для китайской поэзии тематические направления, включая знаменитую пейзажную лирику, становление традиции художественной прозы, формирование и расцвет национальной литературно-теоре- тической и эстетической мысли, выдвинувшей учения о сущности и функциях художественного творчества – поэзии, изобразительного живопись) искусства, формирование традиции светской живописи и отдельных ее жанровых разновидностей возникновение искусства пейзажного сада. Контрольные вопросы и задания Каковы основные цивилизационные и культурные достижения Древней Месопотамии, Древнего Египта, Мезоамерики, Древних Индии и Китая и других древних цивилизаций. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока Сравните между собой религиозные верования и культы Древнего Междуречья, Древнего Египта и Мезоамерики. В чем их сходство и различие? Охарактеризуйте специфику древнеиндийских религиозно-фило- софских представлений индуизма, буддизма. В чем различие развившихся в Древнем Китае учений даосизма и конфуцианства? Каковы источники наших знаний о культурах древних цивилизаций, основные тексты и памятники этих культур? Литература Бадак АН, Войнич ИВ, Волчек НМ. и др История Древнего мира. Древний Восток. Харвест, 1998. Бонгард-Левин ГМ Индия в древности. М, 1985. Борзова Е. П История мировой культуры. СПб., Ван Луи Генрик. История человечества. М, Галич М История доколумбовых цивилизаций. М, 1990. Каган МС Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. СПб., 2002. Кравцова М. Е История культуры Китая. СПб., 1999. Олифант М Древние цивилизации. М, Глава 10. Культура античного мира |