Главная страница

Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


Скачать 2.03 Mb.
НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
Дата01.02.2017
Размер2.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
ТипЛитература
#1605
страница26 из 38
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   38
китаб-ханэ мастерская) с большим штатом превосходных каллиграфов, переплетчиков, орнаментщиков, миниатюристов. Литературным центром Арабского Востока стал Хорасан: здесь были заложены основы классической поэзии, выработан и отшлифован литературный язык фарси, сформированы основные жанры поэзии, система образов, стихотворные метафоры. Выдающийся ученый и поэт Востока Омар Хайям (рубеж ХI–ХII вв.) никогда не писал хвалебных од, никогда не был льстецом, ожидающим милости. Он прославился своими рубаи (четверостишия. Малая форма поэзии – рубаи превратилась в творчестве Хайяма в маленькие поэмы, в которых поэт предстает человеком независимым, исполненным чувства собственного достоинства. Рубаи Хайяма полны глубоких философских раздумий о человеке и смысле его жизни. Одновременно поэт прославляет в них красоту, любовь и духовное величие человека.
Другим стихотворным жанром восточной поэзии был жанр газели – лирического стихотворения из 7 или 14 бейтов (двухстрочий). Блестящими создателями газелей были Хосров Дехлеви, Хафиз и Са- ади (все ХIII–ХV вв.), поэзию которых объединяет отточенность художественной формы, философичность, свободомыслие и гуманизм, основанный на универсальной идее любви.
К X в. относится создание эпоса, в котором мифы и история доа- рабского Ирана сводятся воедино. Так возник эпос, получивший название «Шах-намэ» (Книга царей. Первым ее автором был гениальный поэт Абулькасим Фирдоуси (X в, грандиозная поэма которого описывает 50 царствований мифических, легендарных и исторических правителей Древнего Ирана. Вся эпопея Фирдоуси пронизана главной темой – борьбы добра и света со злом и тьмой. Носителем добра выступает идеальный герой – богатырь Рустам, который наделен фантастической силой. Обладая высокими нравственными качествами, он ведет борьбу со всяким злом и несправедливостью.
Не менее знаменитым был сборник «Хамсэ» («Пятирица»). Самой популярной версией была «Хамсэ» поэта Низами Ганджеви (XVI в) и включала поэмы Сокровищница тайн, «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», Семь портретов и «Искандернамэ». Многие сюжеты из
«Хамсэ» явились источником произведений искусства не только на Востоке, но ив Европе. Культуры средневекового Востока
В странах Арабского халифата кв. получили интенсивное развитие естественные науки и врачевание. Развитию медицины способствовало изначально существующее в исламе сакральное знание – суфизм. Наиболее известным врачом, математиком и философом был к тому времени Аль-Фараби (870–950), знаток Аристотеля и глубокий мыслитель. Другой мыслитель Аль-Бируни (973–1048) написал труды по отдельным отраслям науки, признавал объективным существование закономерности природы, которая изменяется и развивается и сама создает формы всех вещей. Но самым известным философом-естествоиспыта- телем был Ибн-Сина (Авиценна) (980–1037), который занимался всеми науками и владел энциклопедическими знаниями, написал известную медицинскую энциклопедию – канон врачебной науки. Им было написано произведений, из них – 50 философских, в которых он раскрывал философию как науку о бытии в целом, разделенную натри части физику (учение о природе, логику (учение о путях познания природы и человека) и метафизику (учение опознании бытия в целом).
В мусульманской духовной культуре большое значение имел суфизм, мистическое учение ислама. Он подразделяется на две ветви восточную – персидско-индийскую, в которой имеет место влияние зороастризма, буддизма и брахманизма (здесь Веданта сплетается с Кораном) и западную, арабскую, которая более полно приближается к
Корану.
Суфизм происходит от слова «суфа», что может значить наряду с другими толкованиями чистый от несогласий и противоречий. Суфизм это религиозная философия, в которой понимание Высшего существа состоит из двух аспектов познающий и познаваемый, Зат и
Сифат, Боги Мухаммед, единое и многообразное. Зат и Сифат в круговом движении образовали Абсолют.
Мусульманским суфиям удалось оградить себя от обвинений вере- си благодаря усилиям Аль-Газали, который примирил религиозные мифы Корана с рационалистической философией, заслужив тем самым титул Опора Ислама. Суфийская мысль, однако, продолжала оставаться тайной силой.
Ислам как мировая религия веками доказывал свою жизнеспособность, осуществляя идеалы братства и равенства в большей степени, чем христианство. История ислама показывает, что он умеет приспосабливаться к новым условиям других культур, и это является его достижением. Тибетская культура За последние 150 лет многие смелые путешественники и исследователи приложили большие усилия к тому, чтобы проникнуть в тайны Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории
этой страны-отшельницы, отделенной от остального мира неприступными горами и бескрайними пустынями. Тибетская культура начинает свою историю задолго до того, как в этом районе в VII встал распространяться буддизм. Тибет – это район в Центральной Азии с суровым климатом на Тибетском нагорье. С юга и севера высокие цепи горок- ружающие долину, отделяют его от внешнего мира. На востоке к нему примыкают районы собственно Китая, на юге он граничит с Индией, Непалом и Бирмой, на западе – с Афганистаном, а к северу от Тибета раскинулись широкие степи Монголии.
За духовными знаниями в эту изолированную страну отправлялись и наши соотечественники. Тибетское государство начало складываться в конце VI в. К этому времени завершился процесс слияния тибетских племен в крупные военно-племенные союзы. По свидетельству тибетских источников, в середине го тысячелетия на территории Тибета таких союзов, организованных в небольшие княжества и царства, было около 20. Наиболее развитым оказалось царство, расположенное на юго-востоке страны, в долине Ярлунг, правители которого вели войны с соседями, постепенно присоединяя к себе их владения. Так шел процесс объединения Тибета в мощную военно-политическую империю, завершенный воспетым тибетской историей царем Сон- цзэнгампо (617–649). Он присоединил к Тибету ряд земель на западе и северо-западе Китая, утвердился в некоторых областях Центральной Азии, Индии и Непала. Вовремя правления Сонцзэнгампо в Тибете появляется письменность, чего настоятельно требовали нужды сложившегося государства. Тибетская историческая традиция говорит, что в 632 г. царский советник Тхонми Самбхота был послан в Кашмир для изучения искусства письма и через несколько лет вернулся в Лхасу – столицу Тибета. Он выработал тибетский алфавит на основе древнеиндийской письменности – брахми и написал грамматику тибетского языка как свод изложенных в стихах грамматических правил – от формирования слога до составления из слов предложений.
Быт и нравы тибетцев были обусловлены суровыми географическими и климатическими условиями. Природа в этой местности поражает своей грандиозностью и доминирует над единичным человеком, она заставляет чувствовать ничтожность его собственного я. Поселившись на огромной пустынной равнине Гималайского плато, на высоте
5,5 тыс. м над уровнем моря, люди постоянно ощущали мощь природной стихии. Им требовалось учение, которое воспитало бы сильную волю, духи тело, любовь к ближнему, сострадание и взаимопомощь.
11.1. Культуры средневекового Востока
Формированию таких черт характера способствовала религия Бона затем тибетский буддизм – ламаизм. Тибетский народ согласно своей исконной религии Бон верил, что небо, земля и все находящееся в ее недрах принадлежат духами, чтобы заручиться их благосклонностью, нужно приносить им жертвы. Коварными считались духи, подстерегавшие путников на дорогах, поэтому вдоль караванных троп в горах строили каменные стены – мэндоны. Они тянулись на многие сотни километров, имели высоту от 1 дом, защищали от снежных лавин и камнепадов. В наиболее опасных местах на стенах тибетцы писали красками заклинания – мантры. Иногда в каменной кладке делали нишу, в которой каждый проходивший оставлял свое подношение духам.
В Тибет из Индии привозилось дерево для печатания книг. На изготовленных из него дощечках гравировался текст. Бумага в Тибете также использовалась для книг, но она была очень дорогой, так как ее изготавливали вручную. Тибетская книга представляет собой большую стопку страниц, заключенных с двух сторон в деревянные корки, которые изготавливались монахами в монастырях. К науке о составлении гороскопов тибетцы всегда относились достаточно серьезно. Она заключается в точном воспроизведении карты звездного неба на момент зачатия и рождения человека. При этом точно устанавливалось взаиморасположение планета также сила их влияния на звездную карту новорожденного, для чего необходимо было знать точное время рождения. Оно переводится в звездное время, которое невозможно зарегистрировать ни одними часами мира.
В Тибете, согласно учению об инкарнации, считают, что души бессмертны, их молитва Ом Мани падме хум!
», что буквально переводится Спасение в радости лотоса, но тибетцы понимают это гораздо глубже Спасение в самом себе Смерти фактически нет, потому что ей сопутствует новое рождение в другой жизни. Колесо Жизни для тибетцев это цикл рождение – жизнь – смерть – возвращение к духовному началу и спустя определенное время возрождение при других условиях и обстоятельствах. Человеческий опыт должен научить человека, его карма при этом улучшается. Согласно взглядам тибетцев, существуют миллионы других миров, обитатели которых сильно отличаются от человека и на порядок выше его по развитию. В Тибете никогда не разделяли точку зрения, что человек представляет собой наиболее развитую и благородную ветвь эволюции, и верят, что существуют более высокие формы цивилизации. Размышление, медитация и преодоление оков телесной оболочки было обычным явлением для тибетцев. Духовную и умственную энергию они направляли на раз-
Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории
мышление о сострадании, переменчивости бытия, смысле жизни и смерти. Прогресс внешнего мира тибетцев никогда не интересовали технические достижения западной цивилизации они не воспринимали. Для них тело есть нечто иное, как живая раковина для большого я, управляющего телом. В Тибете считают, что человек воплощен в своем несовершенном теле для того, чтобы приобрести знания и развиться. Вовремя сна человек переходит в другую плоскость бытия, его душа освобождается от материальной оболочки и начинает плавать, будучи связанной с телом серебряной нитью, которая обрывается только в момент смерти.
Тибетские предания гласят, что давным-давно люди умели пользоваться третьим глазом. Это было время, когда боги ходили по земле и жили среди людей. У людей при виде богов возникало желание их убить, так как они завидовали тому, что боги видят все. В наказание за это боги закрыли третий глазу людей. С тех пор на протяжении многих столетий дар ясновидения был уделом немногих. В Тибете самосовершенствование человека может идти по двум направлениям совершенствование в миру и совершенствование отрешением от мира. Выбирающие второе удаляются в монастыри, где живут в обителях отшельников, представляющие собой маленькие камеры, выдолбленные, как правило, в склоне горы. Часто такие отшельники, пробыв в миру несколько недель, снова принимают затворничество, но уже до конца своих дней. Тибетский буддизм является результатом слияния местной религии Бон и индийского буддизма. Существуют разные точки зрения по поводу времени проникновения буддизма в Тибет. Большинство его исследователей говорят о середине VII в. и связывают в какой-то степени это событие с женами Сонцзэнгампо, одна из которых была дочерью непальского правителя, другая – китайской принцессой. Обе они исповедовали буддизм и якобы привезли с собой в Тибет две статуи Будды Шакьямуни и другие предметы буддийского культа. Сторонники другой легендарной тибетской традиции (в их числе и Далай-лама XIV) утверждают, что тибетцы познакомились с буддийским учением приблизительно в IV–V вв.
Буддизм в Тибете был объявлен государственной религией в 781 г, но лишь в XIV в. ему удалось преодолеть сопротивление приверженцев местных устоявшихся культов религии Бон. Так или иначе, буддизм перекочевал с равнин Индии в Гималаи, где он пустил глубокие корни и приобрел свои особенности, поэтому тибетская религия представляет собой своеобразный буддизм, который стал называться ламаизм. Во главе государства и церкви при ламаизме стоит Далай-лама, который
11.1. Культуры средневекового Востока
считается верховным судьей, поэтому Тибет являлся теократическим государством. Далай-лама должен лично контролировать прошения, их удовлетворение и справедливость, направляя свою власть и авторитетна благо всей страны, ему подчинялись два Совета – двухкабинет- ное правительство.
Два официальных лица выполняют обязанности связующего звена между Далай-ламой и двумя Советами, играя важную роль в период редких сессий Национальной Ассамблеи, куда входят 50 человек из светской знати и представителей ведущих ламаистских монастырей
Лхасы. Этот законодательный орган собирался в исключительных случаях, как, например, в 1904 г, когда Далай-лама уехал в Монголию в момент вторжения в Тибет англичан.
По мнению тибетцев, никогда страна не управлялась лучше, чем при Далай-ламе. В Тибете есть традиция разв году все руководители лишаются на один день своих полномочий и любой из их подчиненных может в этот день говорить о них то, что думает, для того, чтобы критика чиновниками в дальнейшем учитывалось.
Религия и право в Тибете были всегда взаимосвязаны, пункты законов и нравственные принципы сведены воедино, они сформулированы в следующем кодексе.
Свято верь руководителям монастыря и страны исполняй свои религиозные обязанности и учись прилежно почитай родителей уважай добродетельных почитай старших также, как благородных от рождения служи родине будь честными правдивым во всех случаях жизни заботься о друзьях и родителях используй пищу и богатство во благо будь хорошим примером для других будь признательным за добро и плати добром же будь сдержанным во всем гони от себя прочь ревность и зависть воздерживайся от брани и скандалов будь мягок на словах и наделе и никому не причиняй зла переноси страдания или- шения с терпением и достоинством.
Духовная культура Тибета складывалась и формировалась в монастырях. Они стали источником и оплотом учения буддизма, в них сосредоточивалась общественная, духовная и культурная жизнь средневекового Тибета. Огромное количество больших и маленьких монастырей разбросано на отрогах гор в этой небольшой стране. На западе вырисовываются зубцы стен Поталы.
На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Тибете было более 6 тыс. монастырей. Четверть населения страны добровольно вступила в религиозные ордена. Каждая семья почитала зачесть отдать хотя бы одного сына в услужение богу, прежде чем он достигал пятилетнего возраста. 75 процентов тибетского бюджета шло на финансирование образования духовенства Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории
и содержание религиозных институтов. Монастыри являлись оплотом культуры, как и храмы, в которых поклонялись богами высшие учебные заведения. Тибет ломает все традиционные представления о развитой цивилизации высокоразвитое в интеллектуальном отношении и продвинутое духовно, тибетское общество, несомненно, оставалось крайне примитивным в техническом отношении, но бесспорным сокровищем Тибета оставались религия и сильный институт духовенства, который на протяжении 800 лет обходился без какой бы тони было армии.
Тибетское изобразительное искусство тесно связано с буддизмом. Художники и скульпторы брали сюжеты для своих произведений в буддийских мифах. Тибетские иконы – тханка – представляют собой иллюстрированный рассказ об исторических и легендарных событиях, о жизни проповедников буддизма. Иконы создавались согласно канонам, которые относились к сюжету композиции, размеру, пропорциями к процессу создания образов. Вовремя работы художник мог общаться только с ламой-наставником, изображая божество, должен обращаться лицом в определенную сторону света. В центральной части размещался главный персонаж иконы, вокруг – эпизоды-рассказы о его повседневной жизни, представленные то с юмором, то с состраданием. В дни религиозных торжеств иконы больших размеров вывешивали на склоны гори холмов в окрестностях крупных монастырей. Многочисленные изображения будд и бодхисаттв скульпторы создавали из дерева, камня, металла, кости или составов из быстротвердеющих смол благовонных и лекарственных растений. Поверхность скульптур золотили, полировали, раскрашивали или украшали чеканкой, на статуи надевали прекрасные ювелирные украшения, а внутрь статуй помещали полоски ткани и бумажные свитки с написанными на них молитвами и заклинаниями. В Тибете было развито декоративно-при- кладное, ювелирное искусство, где особо отличались кузнецы, работающие позолоту, которые принесли Тибету славу страны золота».
Тибетские лоцзава перевели большое число древнеиндийских сочинений по медицине, поэзии, искусству, астрономии и драме. Многие из этих трактатов вошли в Тибетский канон. Религиозно-философское учение буддизма и различные аспекты трактования им Пути привели к созданию в Тибете философских школ – нинмапа, каджупа, кадампа,
сакьяпа и гелугпа.
Тибетская средневековая литература содержит немало повествований о различных магических превращениях, а их герои наделены сверхъестественной способностью творить чудеса. Действия развертываются в Древней Индии в период расцвета буддизма. Произведе-
11.1. Культуры средневекового Востока

324
ния на бытовые темы, описывающие нравы и обычаи тибетского общества, не получили развития в средневековой литературе Тибета.
Ранней тибетской поэзии присуще постоянное употребление метафорических выражений. Иногда песни построены в форме диалога двух соперников, в вопросах и ответах которых содержатся завуалированные насмешки. Тибетский стих характеризует не рифма, а одинаковое число словослогов в строке, задающее определенный ритм. На этапе развития тибетской письменной традиции, который длился не менее пяти столетий, был создан Тибетский канон – огромное собрание в основном переводных произведений, насчитывающих свыше 6 тыс. наименований. Это религиозно-философские тексты, переводы древнеиндийских художественных произведений, трактаты по медицине, астрологии, астрономии, логике, грамматике, поэтике и риторике, иконографии и т. п. Тибетский канон оказал огромное влияние на поведение, мировоззрение и стиль мышления тибетцев, но все же наступил второй этап формирования тибетской литературы вместе с появлением оригинальных авторских сочинений, собственной рели- гиозно-философской литературы.
Тибет в XX встал понемногу приоткрывать свои тайны. Западному человеку стали доступны религиозно-философские тексты. Сокровенное буддийское учение «ваджраяна», или алмазная колесница, внезапно получило распространение на Западе – в Европе и США. Приоткрылась к пониманию Книга мертвых. Это уникальный памятник литературы и философии. На языке оригинала это название звучит как
«Бардо Тедол». Это древнее учение представляет собой своеобразный путеводитель по различным уровням загробного мира («Бардо» – обозначает область, в которую сокровенная сущность человека – душа попадаете после смерти и после нахождения в которой человеку предстоит родиться заново, но уже в новом обличье. Таким образом, Тибет – страна с особой культурой, где первостепенными являлись духовные ценности, где народ в качестве высшего приоритета выбрал духовный план бытия, где материальные и технические достижения не вызывали интереса, а наукой являлась наука сознания. Но эта уникальная цивилизация в XX в. была завоевана китайцами, Тибет оказался закрытой для иностранцев страной, после того как в 1873–1874 гг. англичане предприняли первую неудачную попытку проникнуть туда с завоевательскими целями. В этот период в конце XIX в. Россия и Великобритания вели большую игру по разделу сфер влияния на Дальнем Востоке. Английское правительство вело враждебную и недостойную политику в отношении Тибета, опасаясь заключения союза между Тибетом и Россией. В 1904 г. Тибет пере-
Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории
жил тревожный период вторжение англичан вынудило Далай-ламу скрыться в Монголии, забота о стране была возложена им на членов кабинета. В 1909 гон вернулся после непродолжительного пребывания в Пекине, нов г, после того как китайцы взяли Лхасу штурмом, Далай-ламе пришлось скрыться, на этот разв Индии. Вовремя китайской революции в 1911 г. китайцев изгнали из Лхасы, ив г.
Далай-лама вернулся в столицу. 31 августа 1907 г. Англия и Россия подписали договор, в соответствии с которым Тибет представляет сферу интересов Великобритании, а Монголия – России. После китайской революции 1911 г. Монголия и Тибет в 1912 г. объявляют о своей независимости от Китая, что подтверждает международная конференция юристов в Симле. В е гг. Советское правительство делало попытки установления дипломатических отношений с Тибетом, но из-за недоверия тибетского правительства к атеистической стране окончательно их прекратило. В 1949 г. Китай завоевывает Тибет. Подчиняясь новому, коммунистическому и атеистическому порядку, китайцы считали, что Тибет – отсталая страна, где люди находятся во власти суеверий и нуждаются в переобучении. Монастыри были разрушены, серебряные статуи отправлены в Китай, бесценные предметы культа конфискованы и продавались китайцами на рынках Непала. В 1959 г. в различных районах Тибета было 2300 монастырей, а число монахов составляло около 3 процентов всего населения, то есть около 200 тыс. человек, в настоящее время в Тибете почти не осталось монахов. Европейцы продолжали исследования Тибета вплоть до концах гг., неоднократно направлялись экспедиции. До сих пор не иссякает к нему интересно паломникам туда путь затруднен. Традиционная культура Японии
Культура Японии восхищает сегодня европейцев своей оригинальностью. Она достигла небывалых высот в развитии технического прогресса и одновременно сохранила устойчивую приверженность к духовным традициям своего прошлого. В современном мире, возможно, это единственная страна, где цивилизованность, традиционализм и тонкая духовность слиты воедино.
Культура в Японии появилась еще в эпоху неолита (следов палеолита в Японии пока не найдено. Среди неолитических культур можно выделить две главные более ранняя Дземон (веревочная) и Яен, относящаяся к позднему неолиту. Первая получила название по росписи керамики орнаментом в виде веревочных колец вторая – по месту находок керамики, характерной для этой культуры. Сточки зрения технологии изготовления керамика Дземон примитивнее, но более
11.1. Культуры средневекового Востока
живописна, чем Яен, а каменные орудия труда Дземон более совершенны. Ранние культуры существовали в доисторической Японии, а цивилизационный этап ее развития относят к Средним векам.
Японская цивилизация считается одной из самых молодых на Дальнем Востоке. Она условно делится на четыре основных периода эпоха Нара (V–VIII вв.), эпоха Хэйан (Х вв.), эпоха Минамото
(ХIII–ХVI вв.), эпоха Токугава (ХVII–ХIХ вв.).
Японская культура складывалась под сильным влиянием культуры Китая, которое проявлялось буквально во всем в территориальном устройстве, в системе правительственного и чиновничьего аппарата, в законодательстве, в формировании духовных традиций, эстетических и нравственных принципов. Китайский язык, китайская письменность, китайское искусство прочно вошли в духовную жизнь японцев эпохи
Нара. Особенностью культуры Японии была традиционность, определяемая религиозными верованиями. Древнейшей религией Японии считается синтоизм («син» – бог, то – путь, а верховным божеством являлась богиня солнца Аматэрасу, в основе религии лежал культ природы и культ предков. Второй официальной религией Японии был буддизм, нов дзэнском его толковании, который сего принципом естественности оказался наиболее близок японцам. Христианские храмы также существуют в этой стране, но наряду с другими сектами.
В синто нет проповедников, таких как Будда, Христос, Мухаммед, канонических церковных книг в собственном смысле этого слова. У каждого храма или группы храмов есть свои мифы и свои обрядовые предписания, но даже высшие священники других храмов и местностей могут ничего о них не знать. Однако группа мифов, общих для всего синто, известна каждому синтоисту и записана в книге «Кодзики». Последние главы «Кодзики» представляют собой исторический отчет о годах правления японских императоров V–VII вв., обычную династическую хронику. Согласно этим космологическим мифам сначала в пустоте Вселенной обитало божество Центра Неба (Амэно минака- нуси), затем появились боги рождения и роста (Таками-мусуби). Два божества, женское и мужское, – Идзанами и Идзанаги – породили восемь главных островов Японии, все, что есть в мире, включая большинство божеств, которым, собственно, и поклоняются люди. Все шло благополучно, пока Идзанами не стала рожать бога огня, тогда из ее чресел вырвались языки пламени, богиня умерла от ожогов, как умер бы каждый смертный. Ее супруг Идзанаги хотел вырвать ее из обители смерти, однако Идзанами, оскорбленная тем, что муж увидел ее обезображенный разлагающийся труп, наслала на него полчище ведьм. Идзанаги удалось убежать. Затем он стал рожать богов, теперь Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории
уже без помощи супруги им надлежало стать самыми важными среди богов – это богиня солнца Аматэрасу –
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   38


написать администратору сайта