Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
Контрольные вопросы и задания Как реализовано в жизни мусульман единство веры, государствен- но-правовых установлений и культуры? В чем своеобразие культовой архитектуры Арабского Востока? Какова суть единства религии, права и нравственности в тибетском буддизме? Охарактеризуйте оригинальные черты японской культуры, японских вариантов буддизма. Глава 11. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории Найдите в тексте главы характеристику особенностей и достижений африканских культур. На чем основано ив чем выразилось своеобразие византийской культуры? Каковы культурные смыслы христианского вероучения? Охарактеризуйте особенности культуры европейского Средневековья религиозно-церковной, народной (крестьянской и городской) и светской, рыцарской. Литература Бахтин ММ Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М, 1990. Борзова Е. П История мировой культуры. СПб., Буддизм. История и культура. СПб.; М.,1989. Дэвидсон Б Африканцы (Введение в историю культуры. М, Ислам историографические очерки. М, 1991. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М, 1972. Каган МС Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. СПб., 2002. Каждан А. П Византийская культура (Х–ХII вв.). М, 1968. Ле Гоф Ж Цивилизация средневекового Запада. М, 1992. Скотникова Г. В. Византийская традиция в русском самосознании. СПб., 2002. Хейзинга Й Осень Средневековья. М, 1988. 11.4. Религиозная, светская и народная культуры средневекового Запада ГЛаВа 12. КуЛьТуРа ЗаПаДНОй ЕВРОПы В НОВОЕ ВРЕМя Культура эпохи Возрождения. Европейская культура XII, XVIII, XIX вв. 12.1. Гуманистические ценности культуры Возрождения Возрождение (франц. Ренессанс итал. Риначименто) – это периода также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое знаменует конец Средневековья и начало современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в, распространился в западных странах северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI – началу XVII в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом. В эпоху Возрождения на первое место выдвигается человек, его индивидуальность. Духовную энергию, которая накапливалась на протяжении долгих Средних веков, а дух сдерживал ее внутри человеческой оболочки, новая эра освободила, раскрепостила и как бы вдохнула в произведения искусства, науки и философии. Ренессанс открыл человеческое я и его величие, человек смог увидеть бесконечный мир в себе как собственный внутренний мир. Антропоцентризм стал ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения. Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Боккаччо, развивавшими традиции Данте в обогащении языка «дольче стиль нуово» (сладкого нового стиля) и народного – «вульгаре». Светские настроения, наметившиеся в социальной психологии и морали, стали одной из характерных черт духовной атмосферы, в которой формировались гуманистические идеи. Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знамением ренессансной культуры, большинство исследователей связывают с именем Франческо Пет- рарки, бросившего смелый вызов схоластической науке. В творчестве Петрарки лежит начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. Схоластике, основанной на формально- терминологическом методе, Петрарка противопоставляет научное знание, опирающееся на жизненный опыт, накопленный практикой человеческого бытия счастью в Граде Божьем – земное человеческое счастье духовной любви к Богу – возвышенную любовь к земной женщине. Идеи, которые отражены в «Декамероне» Дж. Боккаччо, продолжают прославление земных радостей, равенство людей независимо от их происхождения. Одной из главных идей произведения является любовь к себе, которая приводила читателя к возвышению роли собственной личности. Показательна в этом отношении канцона, которую спела одна из героинь, когда были рассказаны новеллы первого дня Я от красы моей в таком очарованье». Канцона говорит о безграничной любви не к Богу, а к самому себе. Речь идет о наслаждении богатствами телесными, душевными, духовными, своей личности. В этой канцоне отразилась эпоха, она открыла человеческое я как чудо из чудес. Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания е гг.). Это было великое изобретение, которое позволило многократно увеличить издание книг, в отличие от переписки их в скрип- ториях, и вывести из-под монополии церкви. Духовенство все больше стало терять свой авторитет и позиции. Критическое отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469–1536) и других мыслителей внесло революционный вклад в развитие Реформации. Похвала глупости Эразма повлияла на изменение отношения к Церкви и существующим нравам в обществе, а в своем произведении Оружие христианского воина он сформулировал христианские нравственные принципы для проведения политики современного государя, являющегося, по его словам, слугой народа. Смене мировоззрения сопутствовали кровопролитные войны. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма, тек появлению различных форм протестантизма. Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге Государь Макиавелли (1469–1527). Он считал, что, несмотря на то что республика является самой прогрессивной формой правлениями, в сложившейся политической ситуации разъединения и раздоров в Европе она неприменима. Объединить народ в единое государство сможет только сильный государь. Он должен быть при этом наделен безраздельной властью, быть сильным как лев и хитрым как лисица, применять всевозможные средства для удержания власти в своих руках, ибо великая цель оправдывает средства. Кнутом и пряником он должен завоевать любовь народа, заставить уважать себя за силу и власть. В своей книге Макиавелли призывал к тому, чтобы церковь занималась только духовными вопросами, воспитанием нравственности, а государственная власть полностью должна стать светской. Такие заявления Макиавелли были настолько еретическими, смелыми и дерзкими, что ему чудом удалось избежать костра инквизиции. Но слово, отражающее потребности бурно развивающейся действительности, было сказано, и за ним последовали исторические действия. Размышления о справедливо устроенном государстве в эпоху Возрождения повлекли за собой создание целого социального направле- 12.1. Гуманистические ценности культуры Возрождения 356 ния – утопического коммунизма. Его представителями стали Томас Мори Томмазо Кампанелла (1568–1639). Мор в произведении Утопия (в переводе – место, которого нигде нет, а затем и Кампанелла в Городе Солнца обосновывают тезис социальной справедливости на христианских принципах морали. Все граждане их государств должны обязательно трудиться, иметь ограниченный рабочий день, не иметь частной собственности, пользоваться совместно производимыми благами, способствовать стиранию грани между городом и деревней, содействовать общественному воспитанию детей и максимальному проявлению индивидуальных способностей. И Мори Кам- панелла понимали, что высокого уровня прогресса общества можно добиться при активном содействии государства в развитии наук, техники и духовности. Эпоха Возрождения давала яркий пример этому. Идея необходимости знания законов природы во второй половине XV в. глубоко внедряется в науки, теперь уже не только гуманитарные. Многие открытия в науке, сделанные в этот период, изменили жизнь человечества, способствовали межкультурной коммуникации. Географические открытия (в их числе и открытие Америки Колумбом в 1492 г) создали предпосылки для колонизации Африки, Азии, Нового Света и развития торговли сними. Начало же XVI в. относится ковре- мени расцвета эпохи Великих географических открытий, результатом которых стала карта мира, какой мы ее сегодня знаем. С этого времени коренным образом изменился характер контактов народов разных континентов мира. Естествознание стало в XV в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира был признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку. Но утверждались они нелегко, порой требуя в жертву убеждения и человеческую жизнь. Так, в книге Николая Коперника Об обращении небесных сфер впервые в мире излагалось гелиоцентрическое учение – основа современных представлений о строении Солнечной системы. Николай Коперник (1473–1543) – великий польский астроном, который избежал суда инквизиции и ее костра, только благодаря естественной смерти. Он обессмертил свое имя тем, что отказался от общепринятой, старой и господствовавшей в его время системы Клавдия Птолемея, согласно которой Земля – центр Вселенной и основа мироздания. Коперник считал, что Земля – это самая рядовая планета и вращается вокруг Солнца. Над учением он трудился около 30 лет снова и снова проверяя свою фантастическую идею. Он был ревностный католик, осторожный Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время человек, именно поэтому не торопился с публикацией рукописи. Коперник получил первый экземпляр своего труда вдень смерти, 24 мая 1543 г. На смену осторожному и мудрому Копернику пришли восторженные и пылкие пропагандисты его дела Джордано Бруно и Галилео Галилей. Отчасти благодаря им в 1582 г. была проведена календарная реформа, и поныне все мы живем по григорианскому календарю, соответствующему расчетам Коперника. Но только вначале х гг. в церковных кругах разгорелась дискуссия с требованием реформ. Несоответствие канонов католической церкви и реальной жизни было уже не устрашающим, а просто смешным, поэтому 14 июня 1966 г. на II Ватиканском соборе Индекс запрещенных книг, в который входила и книга Коперника Об обращении небесных сфер, был упразднен. Эпоха Возрождения в целом породила многих гениев, пассионари- ев, как назвал бы их Л. Н. Гумилев, – людей, в которых жила невероятная энергия таланта и жизни. Среди титанов, порожденных эпохой Возрождения, человечество свято хранит имена, которые дала Италия Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Валла, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте. Франция подарила истории Рабле и Монтеня, Англия – Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира. Испания – Сервантеса. Польша – Коперника. Германия – Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях всех этих авторов присутствует мысли в том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных. Культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, а мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм. Он проявляется ив учении о достоинстве человека Манетти (1396–1459), ив учении о свободе воли Лоренцо Валлы (1407–1457), и во взглядах на человека как на микрокосм Пико делла Мирандолы (1463–1494). Гуманистический антропоцентризм проявляется также ив философском учении Николая Кузан- ского, пантеизме Фичино и Джордано Бруно. Во второй половине XV – начале XVI в. итальянская гуманистическая мысль приобретает все более широкую философскую основу в идее достоинства личности. Эта тема впервые была рассмотрена с гуманистических позиций вначале х гг. XV в. в трактате О достоинстве и превосходстве человека Джаноццо Манетти. Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандолы. Он вошел в историю итальянского гуманизма как оригинальный философ, смело выступивший 12.1. Гуманистические ценности культуры Возрождения против догматизма схоластики, как страстный защитник прав разума, творческого мышления. Философ-гуманист глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей и вдохновляет своей верой других. В мощи духа и созидания человек подобен богу, они есть земной бог, неограниченный никакими пределами в проявлении величия своей натуры. Эта мысль становится апогеем в его творчестве. Имя Леона Баттиста Альберти (1404–1472) – одно из наиболее выдающихся в культуре Итальянского Возрождения. Оно связано сот- стаиванием идеи свободы человека в выборе своей судьбы. Человек исключительной образованности, Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния – таков круг его творческих интересов, включавших также литературу и архитектурную практику. Идею того, что человека не бог определяет судьбу, Альберти выразил в работе Человек и фортуна». В рассуждениях Альберти отчетливо виден гуманистический подход к решению проблемы, подвластность закону природы предполагает в тоже время свободу разума и воли. Совершенство, разумность, целесообразность – естественные начала мира. Специфика человека осознание этих принципов и свободное следование им. Среди тех, кто считал, что опыт открывает путь к проникновению в законы природы, был гений эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, в конечном счете он доказывал то, что законы познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно. Посредником между опытом и знанием ученый считает математику, призванную раскрыть рациональный порядок вещей, заключающийся в соотношениях золотого сечения. Именно он, Леонардо да Винчи, дал такое название действию в природе всеобщего закона гармонического единства. Он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы вещей. С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека. Воплощением этой гуманистической идеи было творчество самого Леонардо, чей гений проявился во многих областях науки, в изобретательстве, искусстве. Особенно высоко ценил Леонардо да Винчи творчество художественное, в котором видел выражение непосредственной связи созидания с научным постижением мира. Среди искусств первое место он отводил живописи. Широко известны его живописные работы, такие как Поклонение волхвов, Мадонна с цветком, Тайная вечеря, «Мона Лиза («Джоконда») и многие другие. Они отличаются Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время глубиной образа, тончайшей психологической характеристикой, мастерством композиции. Леонардо видел в творчестве художника наиболее выразительное воплощение гуманистического идеала человека- творца. Художник изучает природу, воссоздает ее на полотне ив тоже время превосходит ее, придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей. По его убеждению, живопись охватывает все формы, как существующие, таки несуществующие. Творчество Леонардо да Винчи стало особым направлением в развитии гуманистической мысли этой эпохи. Гений Леонардо да Винчи поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами эти представления. В отличие от Леонардо Микеланджело Буонарроти (1475–1564) сконцентрировал все свое внимание только на человеке, он стремился постичь его физическую и духовную природу. Он воскресил нагое тело классической древности, сбросил все условные традиции и создал нечто могучее, своеобразное, всесильное. Его произведения полны титанической силы, демонической мощи и безграничного величия. Огромную славу Микеланджело принесла колоссальная скульптура Давида. Работая над камнем, испорченным Дикуччо и признанным негодным советом художников во главе с Леонардо да Винчи, скульптор доказал почти невозможное, создав шедевр. В росписи плафона и Страшного Судана алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное. В Страшном Суде, этой Варфоломеевской ночи на том свете, мир распадается на грешников и праведников и, соединяясь, рождает вечную энергию жизни. Не менее известен, чем Микеланджело, Рафаэль, произведения которого отличались благородством и нежностью стиля, бесконечной игрой фантазии в самых изящных комбинациях. Много картин с изображением Святого семейства, написанные им в различное время, находятся сегодня в разных европейских музеях. В Эрмитаже хранятся две его картины Мадонна Конестабиле» и Святое семейство». Новые принципы живописи были предопределены художником Джотто во Флоренции в самом начале XIV в. (Треченто). Затем стремление к реалистичности в рисунке, цвете и композиции подхватили мастера следующего поколения (Кватроченто) – Мазаччо, Боттичел- ли, Перуджино, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Мантенья, Пьеро делла Франческа. Триумф этого движения ознаменовался вис. Гуманистические ценности культуры Возрождения 360 кусстве Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Ве- ронезе и Тинторетто. В их произведениях живописи отразилась идея единства единичного и всеобщего, единства между конечным, индивидуальным бытием и бытием бесконечным, поскольку художники эпохи Возрождения являются философами человек, его жилье или микропространство, в котором он находится в данный момент, обязательно изображается ими на фоне макрокосмоса, уходящего в бесконечность, которую означает небо, уходящие ввысь горы, пейзаж за окном комнаты. Но горы, деревья на картине представлены всегда меньше, чем человек, которым занимает центральное место в их сюжете. Непревзойденными шедеврами от эпохи Возрождения остались «Джоконда» Леонардо да Винчи и его же Тайная вечеря росписи Рафаэля в Ватикане («Станцы Рафаэля) и «Сикстинская мадонна (Дрезден, в Эрмитаже – Мадонна Конестабиле»; Спящая Венера Джорджоне в Дрезденской галерее и его же картина «Юдифь» в Эрмитаже Венера Урбинская» Тициана в Уффици, в Эрмитаже – «Даная», Св. Себастьян», Кающаяся Мария Магдалина». Особое место в истории живописи принадлежит художникам Северного Возрождения. Им свойственна отличительная черта написанные ими портреты смотрят на созерцающего их человека, в каком бы месте он ни находился. В зависимости от изменения положения наблюдателя меняется и направление взгляда, выражение лица на портрете. Создается впечатление взаимосозерцания. Философ Е. Богат в книге Узнавание отмечает Эти портреты видят тебя и сегодня. Они тебя видят, потому что Северное Возрождение открыло ты. Его открыли Ро- гир ван дер Вейден, Монтень, Шекспир. И открытие это по масштабам ничуть не уступает великим географическим открытиям эпохи» 1 Се- верное Возрождение славится именами нидерландских мастеров Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля Старшего (Мужицкого, а также художников из немецких земель – А. Дюрера, г. Гольбей- на Младшего и Л. Кранаха Старшего. На французское искусство оказали влияние итальянцы Челлини, Россо Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению короля Франциска Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования – сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте. 1 Богат Е Узнавание. МС. Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время Труды Витрувия по архитектуре (I в. н. э) были популярны в Италии и получили повсеместное распространение благодаря фундаментальному трактату Леона Баттисты Альберти Об архитектуре (1485). По его проекту построены церковь Сан-Фанческо в Римини, церкви Сан-Себас- тьяно и Сант-Андреа в Мантуе. Они явились важным шагом в освоении античной культуры в архитектуре Возрождения. Величайшим триумфом развития архитектуры в эпоху Возрождения стало возведение купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции под руководством Ф. Брунеллески. Браманте приступил к строительству собора Св. Петра в Риме (1506). Продолжили стиль новой архитектуры зодчие Сангалло, Винь- ола, Палладио. Особенно прославился последний своими многочисленными виллами и созданием театра «Олимпико» в Виченце. С конца XVI в. общий процесс развития гуманистического мировоззрения в Италии видоизменяется и замедляется, сужаются рамки его общественного влияния. Это было вызвано в значительной мере воздействием феодально-католической реакции. Но несмотря на это, ренессансная мысль продолжала обогащаться новыми идеями – уже не столько в этике, сколько в натурфилософии, искусстве, политических теориях. Культ разума, знания, творчества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку и искусство. В этом заключается одно из главных достижений эпохи Возрождения. Европейская культура XVII в. На большей части Европы в XVII в. господствует форма общественных отношений, которая характеризуется сложением и торжеством абсолютизма во Франции, Испании, в странах Центральном Европы ив Скандинавии. XVII столетие стали называть веком абсолютизма. Благодаря ранним буржуазным революциями в Нидерландах и Англии складываются капиталистические отношения, определившие идеологию и культурную жизнь континента. В религии Европы произошли изменения, которые проявились в том, что после Тридентского собора 1645–1653 гг. контрреформация укрепила свои позиции в странах, не отпавших от католицизма, и оказывала сильнейшее влияние на все сферы духовной жизни Италии, Испании, Австрии. В европейском общественном сознании и укладе жизни противоречиво сочетались как прогрессивные тенденции, таки связанные с феодально-католической реакцией. В начале XVII в. вышла книга Мигеля де Сервантеса Дон Кихот». Она повествовала о двух началах человеческой природы – романти- 12.2. Европейская культура XVII в 362 ческом идеализме и трезвом практицизме, часто сталкивающихся между собой в трагическом противоборстве. Эта книга повлияла на формирование нового, более усложненного мировоззрения человека, содержащего противоречия. Научные представления людей XVII в. существенно, обогатились идеями Ф. Бэкона. В своем главном труде Новый Органон он провозгласил опыт главным источником знания, выдвинул новый метод изучения действительности, индукцию, Бэкон призывал отказаться в науке от всех предрассудков, имеющихся в подходе к анализу знаний о природе. Р. Декарт в своем Рассуждений о методе доказал, что разум человека является главным орудием познания мира. Следуя этому тезису, многие образованные люди окончательно признали силу человеческого разума и то, что законы Вселенной познаваемы. Он выдвинул механистическую картину мира, а в познании действительности доказал новый метод синтеза, дедукции и сомнения. Используя геометрический метод, написал свое философское произведение Этика голландский философ Б. Спиноза. В нем он обосновал то, что богом является не духовная личность и не деистический создатель мира, а вся природа в целом. Создав теорию классического пантеизма, он утверждали обратный тезис, что природа является для человека богом ив ней заключена энергия творения и атрибутивности всей материи столетие хорошо усвоило тезис знание – сила, а также обратимость этой формулы сила – это знание. Она позволяет перестраивать мир по своим принципам. Во второй половине XVII в. наблюдается проявление двойственности рационализма, совмещавшего любовь к ясности и отчетливости с тягой к оккультным явлениями животному магнетизму, соединявшего рассудочное государственное строительство с появлением масонских организаций. Знаменитым философом Нового времени является математик, физик, юрист, языковед Лейбниц (1646–1716). Именно он первым соединил рационалистический метод и замысел универсального символического языка науки с идеей индивидуальных живых сил как непрерывно развивающихся субстанций бытия. Его Монадология показывает единство и многообразие проявления универсальной единицы – монады. Он также продемонстрировал неистощимую изобретательность в практическом применении своих идей, и объединении ученых. В целом познание мира в XVII в. осуществлялось необычайно быстрыми темпами. Развитие получили точные науки, эксперимент. Его многообразие породило много смелых гипотез. Г. Галилей и И. Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическое учение Коперника. Механика, достигшая полноты своего развития в трудах И. Ньютона, послужи- Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время 363 ла основой взгляда на природу как на единый механизм, управляемый общими законами. Среди открытий и изобретений прикладной науки следует отметить изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем, труды по зоологии Левенгука и Сваммер- дама, создание основ клинической медицины Тульпом и Дейманом. Наряду с этим алхимики в своих лабораториях пытались получить магический эликсир долголетия, побеждающий любое зло, а также превращать свинец в золото. Создаются многочисленные географические карты и атласы, направляются в разные страны света научные и военные экспедиции, расширяются торгово-экономические связи, строятся здания для научных исследований, обсерватории. Просвещенный человек XVII в. все чаще ощущает себя гражданином мира. В XVII в. европейцы открыли Австралию. Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, а идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия – только эта форма государства может объединить разрозненные народы и земли. Это обосновывает в своей книге Левиафан Т. Гоббс. Он считает, что вражде всех против всех можно противопоставить только силу власти государя, который в своем лице представит объединенную мощь единого государства. Оно должно быть таким же сильным, мощным, единым, как мифическое чудовище Левиафан. Б. Спиноза развил учение Гоббса, полагая высшей формой власти не монархию, а демократическое правление, философски доказал право человека на свободу. Но это было уже началом другой стадии общественного развития человечества – временем необходимости послабления абсолютной власти монарха ив сторону прав на свободу граждан. На фоне активной общественной жизни получает мощные импульсы развитие культуры и искусства. Литература XVII в. прославлена именами Л. де Гонгоры, Ф. Кеве- до, Корнеля, Ж. де Лафонтена, Ж. Расина, Ш. Перро, Р. Геррика и др. В драматургии утверждается принцип единства места и времени действия. Наряду с итальянскими театральными труппами, гастролирующими по всей Европе, создаются национальные театры и складываются национальные театральные традиции во Франции, в Испании, в Англии. Рождение театра «Комеди Франсез» (1680) является одним из значительных событий XVII в. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизма в живописи еще два направления – академизм и караваджизм, что отражает разнообразие идейно-художественных исканий. На пересечении интересов заказчиков и живописцев появляются новые жанры пейзаж, натюрморт, картины быта, охов и праздников. Ярким 12.2. Европейская культура XVII в выразителем своей эпохи был глава фламандской школы П.-П. Ру- бенс. Его окружали такие блестящие мастера, как А. ван Дейк – создатель многочисленных портретов, Снайдерс – автор натюрмортов и лавок и Иорданс, изображавший домашние пирушки и празднества. У Рубенса фламандские святые, мученики, олимпийские боги – все здоровые, полнокровные, румяные. Вполне земные инстинкты сквозят равно ив тяжеловесных грациях, ив библейских героинях. Трудно представить себе что-нибудь более житейское, более натуральное. Из учеников Рубенса, конечно, на первом месте стоит ван Дейк. Портреты его кисти, отличающиеся тонкостью наблюдения, серебристостью письма, меланхолическим колоритом, ставят художника в один ряд с Рембрандтом и Веласкесом. Сего портретов на нас смотрит живой человек со своим внутренним миром, со всеми страстями и недостатками. Ван Дейк в портретном искусстве достиг такого высокого совершенства, до которого оно не возвышалось раньше никогда. За Рубенсом иван Дейком пришел целый ряд так называемых малых фламандцев – это художники, которые ввели в искусство уличный жанр сего обыденными будничными типами, взглянув на которые Людовик Х с гримасой воскликнул Уберите от меня этих уродов!» В искусстве Голландии сложилось много новых жанров, что отвечало разнообразным запросам широкого круга заказчиков. В картинах малых голландцев Я. Стена, г. Терборха, П. де Хоха, г. Метсю, А. ван Остаде и др. нашла отражение повседневная жизнь обычных, ничем непримечательных людей. Рембрандт ван Рейн остался в истории как самый великий представитель живописи Голландии XVII в. Он внес в искусство живописи глубокий психологизм, свободную трактовку сюжетов, новую технику исполнения. Художник отличался независимыми свободолюбивым характером. Шедевры Рембрандта в Эрмитаже (Флора, «Даная», Блудный сын) – лишь часть живописного сокровища, которое оставил после себя мастер. В его «Данае» голландская кухарка написана с необычайным блеском и силою. Эрмитажные портреты матери, стариков и особенно чудесный мужской портрет в шляпе с широкими полями живут и дышат. В целом на первый план живописи Рембрандта выходит гениальная идея, ставшая характерной чертой европейского менталитета, и заключающаяся в том что главное – это богатство внутреннего мира человека, его характер, вся прожитая жизнь, что любая личность неповторима. Каждый человек представляет уникальную ценность. Жизнь человека отражена в его лицеи руках, которым хранят прожитые и пережитые мгновения и этим интересны. Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время Уникальность человеческой личности судьбы, характера и внутренней жизни человека становится центром внимания искусства XVII в. Искусство Испании ввек абсолютизма подарило миру Веласкеса, Ри- беру, Мурильо, Сурбарана. Реализм испанских художников проявился при показе мирской жизни и сюжетов Священного Писания. Завтраки Портрет Оливареса» кисти Веласкеса украшают залы Эрмитажа. Искусство Франции представлено великими зодчими, которые работали по заказам королевского двора. Это Ж. Лемерсье, Ф. Мансар, Ж. А. Мансар, Л. Лево, К. Перро. Лувр, Версальский дворец, Собор Инвалидов являются признанными шедеврами французской архитектуры. Н. Пуссен и К. Лоррен представляют направление классицизма в живописи. Караваджизм нашел воплощение в произведениях Ж. дела Тура, реализм представлен в творчестве братьев Ленен. Ведущая роль архитектуры барокко в Италии выразилась в произведениях Дж. делла Порта, Л. Бернини, Творения Бернини – площадь перед собором св. Петра в Риме, алтарь св. Терезы, Скала реджиа» в Ватикане, фонтан на площади Навона в Риме. Таким образом, мы видим, что культура XVII в. – это плодотворный и интереснейший этап в развитии всех европейских народов, который открыл, что разум человека, уникальность жизни отдельного индивида главное в ней, научил выражать эту идею внешними средствами для другого, показал, что знание дает человеку уникальную силу. Историко-культурные процессы ввек Просвещения Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы связаны со становлением буржуазных экономических отношений. Эти революционные процессы в обществе обусловили основные особенности культуры XVIII в, который называют веком разума, эпохой Просвещения. Секуляризация общественного сознания как освобождение от религиозного давления, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых были характерными чертами того времени. XVIII столетие выдвинуло новое понимание человеческого бытия изменилось отношение к богу, обществу, государству, другим людям, возникло новое понимание самого человека. Главным предметом исследовательского внимания становится природа. Изучаются ее законы, а также закономерности развития общества, государства. В XVIII в. произошло эпохальное социально-политическое явление Великая французская революция 1789 г. Была выработана Декларация независимости, включающая в себя утверждение о том, что 12.3. Историко-культурные процессы ввек Просвещения все люди сотворены равными и наделены от природы определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью, и эти права естественны для человека. Эпоха Просвещения может быть названа также веком утопии, изучения оптимальной формы человеческого бытия. Просвещение прежде всего провозглашало веру в возможность изменять человека к лучшему, рационально преобразовывая политические и социальные отношения. В этом веке все свойства человеческой природы считали зависимыми от окружающих обстоятельств, от политических институтов, систем образования, законов. Детерминизм становится главным в рассуждениях мыслителей XVIII в. Философия этого времени размышляла о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Европейская культура породила огромное количество романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Главным для создателей утопий XVIII в. служило естественное, или природное, состояние общества, не ведающее частной собственности и угнетения, деления на сословия. Человек должен жить сообразно разуму, а не по искусственным законам. Это был тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан- Жака Руссо, автора трактата Об общественном договоре, никогда и не существовал в реальности. Предложенный мыслителями XVIII в. идеал общества использовался для критики существующего порядка вещей. В век разума возникают новые философские направления, которые обосновывают необходимость более глубокого изучения законов природы и их познанием объясняют улучшение общественных процессов. Работа Монтескье О духе законов полностью ставит психологию человека, формы жизнедеятельности общества и государственное правление в зависимость от природных условий, в которых они находятся. Вольтер также призывает к познанию законов разума, к просвещенности монархов, которые могут, по его мнению, способствовать разумному устройству государства. Французские мыслители Дидро, Гольбах и Гель- веций создают направление, получившее название натуралистического материализма. Изучение натуралистической основы познания и человеческого сознания привело англичан Дж. Берклии Д. Юма к субъек- тивно-идеалистическим агностическим системам философии, а Д. То- ланда и А. Коллинза – к деизму в создании механистической картины мира. Глубокие философские идеи Гердера, Гете и Шиллера, немецких просветителей создали предпосылки для немецкой классической философии Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время И. Кант, связал в единое целое Вселенную и человека через внутренний нравственный закон. Единство Вселенной и морального закона есть то невидимое всеобщее, духовное, идеальное в материальном, которое объединяет и роднит мири человека, и есть та высшая ступень мудрости, которая поможет человеку сохранить величие перед всеми низшими формами жизни. XVIII в. породил много типичных представителей своей эпохи. Она дала целый ряд гениев-энциклопедистов, смело соединяющих науку, философию и мистические прозрения в единое целое. Новое время представляло для обозрения потомком свой грандиозный эксперимент, в котором пыталось заменить всю средневековую иерархию земного и небесного одним беспрерывным полем знания. Знание дает возможность мыслителям XVIII в. говорить не только о доприродном и сверхприродном, но и громогласно заявить, что все есть природа и все может быть выражено на языке причинно-следственных отношений. В такой задаче как рази содержатся в свернутом виде попытки создать энциклопедический синтез, ввести в него эволюцию, а затем и эволюционную историю как замену Божественной иерархии. Для мыслителей эпохи Просвещения был вообще характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Ярчайшим памятником этой эпохи является созданная во Франции Энциклопедия искусств, науки ремесел (1752–1780). Это грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. Энциклопедия стала непросто сводом информации во всех сферах культуры на Уровне самых передовых знаний XVIII в, но и грандиозным гимном силе разума и прогресса. Она предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого эпохального мероприятия был Дени Дидро. В XVIII в. в Европе активно развивается литература. Среди всего многообразия литературных школ и направлений наиболее выделяются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Воль- тер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дид- ро был основателем и главой школы французского материализма в философии и создателем школы реализма в литературе и искусстве. Первоисточником для создания человеческой культуры служит у Дидро сама природа, являющаяся его первой моделью. Каков бы ни был уголок природы, в который вы заглянете – первобытный или культурный, бедный или богатый, пустынный или населенный, – вы 12.3. Историко-культурные процессы ввек Просвещения всегда найдете в нем два прекрасных качества истину и гармонию» 1 Только жизненная правда может и должна сделаться объектом искусства. Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее его творчество. Самой главной задачей искусстве для Дидро было служение передовым идеям эпохи, требованию времени. Отождествляя этические и эстетические принципы, Дидро утверждает, что совершенным может считаться только произведение, пропитанное определенной моральной идеей. Он провозглашает принцип идейности нового реалистического искусства. Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть Племянник Рамо», в которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя. Универсальный гений Вольтера – философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика – в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Он неустанно обличал пороки государства, лицемерие официальной церкви, активно участвовал в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков. Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений, таки по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. Это естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками жизни. Нельзя не упомянуть одно из самых глубоких сатирических произведений Вольтера «Кандид, или Оптимизм. Оно в полной мере отразило как общие тенденции развития просветительской литературы, таки оригинальные идеи автора. Судьба главного героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему для того, чтобы прийти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания истины приводят Кандида сначала к оптимизму, основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена. Но даже традиционный счастливый конец Вольтер наполняет более глубоким смыслом годы, потраченные на долгие жизненные поиски истины, не проходят напрасно. Всю житейскую мудрость, смысли назначение человеческой жизни Вольтер формулирует так Надо возделывать свой сад – работать, чтобы ни случилось. Главная идея 1 Гачев Д Эстетические взгляды Дидро. МС. Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время заключается в том, что работа избавляет от трех великих зол скуки, порока и нужды. Основоположник просветительского романтизма в литературе, Руссо пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов классицизма. Он отвергал всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде. Как и Дидро, он считал, что в любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно переплавляется в моральные ценности. Морально-эстетичес- кие идеалы Руссо в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе Новая Элоиза», это произведение явилось образцом сентиментального романа в письмах, в котором Руссо удалось совместить изображение глубоких и тонких лирических переживаний главных героев – учителя Сен-Пре и его воспитанницы Юлии – с критикой общественного порядка, лживых нравов столичных аристократических салонов. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием, обращенного прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла вплоть и кровь западной цивилизации. Следует отметить, что в XVIII в. Франция становится центром духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве проявляются новые веяния просветительской эпохи. Искусство XVIII в. стремится отойти от возвышенного, аллегорически-надуманного к простому, непосредственному, соизмеримому с повседневной жизнью человека. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, торжественности и претенциозной возвышенности. Первые становятся главной темой. Художественную культуру XVIII в. в целом можно рассматривать как период ломки воздвигавшейся веками грандиозной религиозно- нравственной системы. В соответствии с ней искусство создавало модель жизни более значительной, чем земная жизнь человека. Средние века превратили человека согласно сложившей традиции в часть более высокого мир торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание. В целом европейское искусство соединя- 12.3. Историко-культурные процессы ввек Просвещения лов себе два различных начала классицизм и романтизм. Классицизм включал в себя идею подчинения человека общественной системе. Романтизм подчеркивал индивидуальное и личностное начала. Классицизм в. в отличие отв. уже полностью отбрасывал античные классические формы и включал элементы романтизма. Новым в искусстве XVIII в. было направление сентиментализма, которое отразило просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой природы. Предчувствие великих потрясений наполняет культуру XVIII в, и сентиментализм и отражает эти настроения. Век разума создает светский характер искусства и направленна вытеснение религиозных тем. Светская живопись в XVIII в. впервые берет верх над церковной. Появление светского начала в религиозной живописи имело место в Италии, Австрии, Германии. Затем живопись, отражающая повседневность, наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение во всех европейских странах. Парадный портрет, популярный в прошлом, уступает место портрету интимному. В пейзажной живописи возникает и распространяется так называемый пейзаж-настроение (Ватто, Гейн- сборо, Гварди). Особое внимание начинает уделяться эскизу. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают большее, эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра начинают цениться больше, чем живописным полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителем и художником. Светская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо, который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он применялся также в архитектуре (при планировке и оформлении интерьера, живописи (в декоративных панно, росписях, ширмах) и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов и должен был создать дух уюта и удобства. Во Франции с самого начала XVIII вменяется главное требование к искусству. Публика хочет прежде всего приятного. Оно означало чувствительное и чисто чувственное, вызывающее сильные эмоции. В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки – салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но и становятся местом для дис- Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время 371 путов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро практически вводит новый жанр литературы – критические обзоры салонов столетие часто называют золотым веком театра. Имена Ма- риво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким духу эпохи. Бурная общественная жизнь сама подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые формы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял задачи времени. Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство стремится прежде всего украшать жизнь, театр воспитывать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души. Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта. Разум, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной в опере Моцарта Волшебная флейта сочетаются с основными идеями утопий XVIII в. Зримым воплощением лучших миров для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как ив утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему. Мир, который отвечал представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Как и природа в целом, садили парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели – служить совершенной средой для совершенного человека. Внушив любовь к полям, внушаем добродетель» 1 Парки эпохи Просвещения небыли тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом одной из равных задач было сохранение впечатления естественности, ощущение дикорастущей природы. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Сад – отражение просветительских представлений о счастье как естественном состоянии естественного человека, основным условием которого было возвращение к природе Делиль Ж Сады. Л, 1987. С. 6. 12.3. Историко-культурные процессы ввек Просвещения Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Развитие культуры в Европе XIX в. В Европе в XIX в. продолжались политические процессы, изменившие европейское общество, его менталитет и образ жизни. XIX встал эпохой национальных государств. Единство национального государства было главной идеей этого периода. Нации обретали самостоятельность и самоопределение, идя на жертвы и самоотречение. Идея национального самоопределения в конечном счете изменила политический облик Старого и Нового Света. Возникновение современных национальных государств связано с идеями свободы, равенства и братства, провозглашенными Великой французской революцией 1789 г. Особенностью XIX встало то, что впервые в истории непривилегированные социальные слои, а народ, нация в целом выступили в качестве верховного носителя национальной воли. В развитии национальных государств XIX в. обнаружились две опасные тенденции. С одной стороны, акцент назначении национального сознания до крайности разжигал националистические и шовинистические настроения. С другой стороны, борьба за права наций превращала идею в свою противоположность, когда народы, добиваясь собственной свободы, угнетали другие народы и национальные меньшинства, стремясь их ассимилировать. В Старом Свете освободительный процесс современных наций стал оформляться в самом начале в. как реакция на политику экспансии французского императора Наполеона. Требование создания национальных государств и политику национального объединения нельзя воспринимать вне связи с духовными и политическими течениями эпохи – либерализмом, демократией и социализмом. Эти идейные течения формировались в полемике с консервативными идеями, получившими распространение в Европе после 1815 г. (период Реставрации). Венский конгресс 1814–1815 гг. подтвердил поражение Наполеона, оформил политическую систему в Европе, сохранившуюся, по существу, до Первой мировой войны. Он обеспечил Европе, управляемой пятью державами – Австрией, Великобританией, Пруссией, Россией и Францией, длительный период мира. На Венском конгрессе были провозглашены три политических принципа реставрация – восстановление границ 1792 г, легитимность – обоснованность притязаний абсолютного монарха на власть, солидарность – общий интерес консервативных сил в противодействии возникновению революцион- Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время 373 ных идей в отдельных государствах. Революционные события 1848 г. во Франции повлияли на Германию и Австрию. Конституционное устройство, свобода печати, созыв общегерманского национального парламента стали требованиями к германским правительствам, но революция была жестоко подавлена. Причиной ее провала стала разобщенность либерально-демократического движения, а также политика консервативных сил Пруссии и Австрии. Мечту политического либерализма о германском национальном государстве осуществил в результате трех войн (в 1864 гс Данией, в 1866 гс Австрией ив гг. – с Францией) прусский государственный деятель Отто фон Бисмарк. Он объединил кровью и железом всю Германию в единую империю сверху. В Италии победа сардинских королевских войск (в союзе с французскими) в войне против Австрии заложила основы объединенной Италии. Поход Тысячи под предводительством итальянского борца за свободу Джузеппе Гарибальди увенчался свержением властвовавших там Бурбонов. Объединение Италии завершилось в 1870 г. захватом папского государства, находившегося ранее под контролем Франции. В Париже немецкими политэмигрантами была создана тайная политическая организация – Союз справедливых. Цель Союза создание общества без частной собственности и разных классов. Организация возникла в Париже из основанного в 1834 г. Союза отверженных, который опирался на революционные объединения. Организационные ячейки Союза отверженных действовали преимущественно в Западной Германии. Революционные явления коснулись не только политической жизни в Европе, но и развития промышленности, техники. XIX в. в истории отмечен как век небывалого прогресса в этой области деятельности. Развитие паровых машин шло в направлении создания не только машин для фабрично-заводских предприятий, но и паровых машин для железнодорожного транспорта, торговых судов и военных кораблей, для нужд сельского хозяйства и местной промышленности. Изобретательство коснулось и художественной деятельности. Французский художники изобретатель Луи Жак Манде Дагер разработал в 1839 г. первый способ фотографии – дагеротипию, в которой светочувствительным веществом служил иодид серебра. Изобретателем фотографии считается Жозеф Нисефор Ньепс, опытами которого пользовался и Дагер. Началась новая телеграфная эра в технике, когда преуспевающий художник Сэмюэл Морзе создал телеграфный код, названный в его честь азбукой Морзе. В Лондоне на всемирной выставке (1851) впервые представители разных стран и народов получили воз. Развитие культуры в Европе XIX в 374 можность показать свету свои достижения. Демонстрация достижений технического прогресса помогала людям осознать реальности новой индустриальной цивилизации. Особый интересу посетителей вызвал павильон Хрустальный дворец, построенный по проекту Джозефа Пекстона из стекла и железа. Изобретение британским инженером Генри Бессемером новых способов производства стали пошло на пользу железнодорожному транспорту, судостроению, а также военной промышленности. Строительство крупнотоннажных судов позволило за один рейс перевозить через океан примерно 4 тыс. пассажиров из Европы в Америку. В 1861 г. немецкий изобретатель Филипп Рейс продемонстрировал действие телефона. Открытие Суэцкого канала (1869) было большим мировым событием в развитии инженерии. Новый канал соединил Красное и Средиземное моря, что значительно сократило протяженность морского пути из Европы в Азию и Австралию. Первая европейская железная дорога была открыта в середине века. Развитие науки в XIX вне уступало технике. Жорж де Кювье стал известен как реформатор сравнительной анатомии и палеонтологии. Брайль создал систему письменности для слепых. Английский натуралист Чарльз Дарвин опроверг господствовавшие в науке представления о неизменности видов живых организмов, прежде всего человека. Теорию Дарвина откровенно высмеивали в многочисленных карикатурах и публикациях, но она постепенно находила признание и оказывала все большее влияние не только на биологию, но и на науки об обществе. Социал-дарвинизм нашел в XIX и ХХ вв. немало сторонников, особенно большое влияние он оказал на идеологию немецкого национал-социализма и фашизма. Социал-дарвинисты считают неравенство среди людей неизбежным. Изобретение Нобе- лем динамита вызвало революцию в военной технике ив промышленных технологиях. Нобель, сын промышленника и изобретателя, работавшего в оружейной промышленности России, в 1865 г. основал фабрику по производству динамита. В 1895 гон учредил фонд Нобелевских премий. Химик Юстус Либих, один из создателей агрохимии и теории радикалов, открыл явление изомерии, пропагандировал методы удобрения почвы минеральными удобрениями, изложил теории гниения и брожения, минерального питания растений, открыл хлороформ и объяснил многие закономерности обмена веществ вор- ганизме человека. В самом конце XIX в. П. Н. Лебедев обнаружил на опыте и измерил давление света, предсказанное теорией Максвелла, АС. Попов впервые использовал электромагнитные волны для беспроволочной связи. В 1897 г. Ж. Д. Томсон выяснил, что атомы не элементарны, а представляют собой сложную систему, в состав кото- Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время рой входят электроны. Это и другие открытия подготовили наступление новой эпохи физики. В экономической культуре большим событием стала экономическая система Давида Рикардо. В своем трактате Начала политической экономии и налогового обложения, основываясь на трудовой теории стоимости, Рикардо опроверг утверждение А. Смита, что стоимость определяется трудом только в обществе, находящемся в первобытном состоянии. Он доказал, что трудна последующих этапах общественного развития – единственный источник стоимости товара. Рикардо проводил четкое различие между трудом, затраченным на производство товара, и трудом, покупаемым как товар. Прибыль собственника, покупающего рабочую силу, и заработная плата наемного рабочего – две составляющие одной и той же стоимости. Французский мыслитель граф Сен-Симон основал утопическое направление сенсимонизм. Идеи Сен-Симона легли в основу программы общественных перемен, которая предполагала обобществление собственности и плановое хозяйство. В зависимости от этого должны были измениться и человеческие отношения. Это направление утратило свое значение к середине XIX в. Одним из виднейших представителей немецкого классического гуманизма является Карл Вильгельм фон Гумбольдт, друг ИВ. Гете и Ф. Шиллера. В философии и истории Гумбольдт обращался копыту Великой французской революции и выдвигал идеи о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие отдельного человека и народа. Видный мыслитель и социалист Шарль Фурье выступил против неравенства, эксплуатации и угнетения по нравственным или религиозным мотивам. Он предлагал разделить страну на автономные аграрно-производственные объединения, в которых каждые 300 семей составляли бы сообщество. В ХIХ в. продолжается развитие немецкой классической философии в учениях Фихте, Шеллинга и Гегеля. Опираясь на опыт своих предшественников в философии, Гегель в диалектической логике показывает, как посредством противоречия, облачаясь в различные логические формы, всеобщее развивается в Истину. В своей философской системе, которая призвана отразить развитие всей действительности, Гегель в философии права показывает, как в конкретных формах всеобщее раскрывается в понятие всеобщего Блага, как в эстетике доходит до всеобщего понимания Красоты, а в философии истории – до всеобщего понятия Свободы. Идея развития – это та всеобщая идея, которая является открытием Гегеля в истории философии. Ее своеобразие в том, что все мироздание рас. Развитие культуры в Европе XIX всматривается в развитии. Идея развития или развитие идеи является у Гегеля всеобщей, она выступает как процесс развития идеи в своих особенных формах. В Логике – этологические формы, в природе и духе – это конкретные формы развития природы (формы движения, в религии – исторические формы развития самой религии, ее виды, вправе формы развития собственности и т. д. Во всех ответвлениях философской системы особенные формы повторяют один и тот же логический путь развития в зависимости оттого, какая конкретная наука рассматривается. Поэтому всеобщее можно трактовать и как логический путь развития идеи для изучаемой нами действительности. Сама философия Гегеля явилась результатом всего исторического развития философии, в котором все предшествующие моменты сняты, сохранены. Немецкий мыслитель строил здание своей системы, используя весь историко-философский опытно его диалектический гений заключается не только в том, что он обобщал этот материала в том, что застывшее содержание истории науки представил движущимся, развивающимся. На основе материалистически истолкованной философии Гегеля К. Марксом и Ф. Энгельсом было разработано учение, которое повлияло на политическую атмосферу в странах Европы и России, а в XX в. и всего мира. В основе этого учения лежит идея об истории как смене общественно-экономических формаций, о коммунизме как гуманистическом общественном строе без частной собственности. Идеи марксизма во второй половине XIX в. были очень популярны во многих европейских странах. Они отвечали настроениям преобразования об- щества. Радикальный поворот в истолковании культуры был обозначен в скептицизме Шопенгауэра, поставившего под сомнение прогрессивную направленность всякой разумной деятельности человека. Сточки зрения А. Шопенгауэра, в процессе длительной социальной эволюции человек не сумел развить свой организм до более совершенного, чему любого другого животного. В борьбе за свое существование он выработал в себе способность заменять деятельность собственных органов инструментами. Кв. развитие машинного производства актуализировало эту проблему. В результате, считал А. Шопенгауэр, оказалось бесполезным обучение и совершенствование органов чувств. Разум, следовательно, – не особая духовная сила, а итог отключения от основной функции. Это отклонение, по мнению философа, привело к угасанию воли к жизни. Созданный человеком огромный мир культуры, в котором представлены государство, языки, наука, искусство, технологии и пр, грозит ухудшить саму человеческую сущность. Кос- Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время 377 мос культуры, по Шопенгауэру, живет по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли человека. В представлении его последователя – Ф. Ницше отчуждение человека от культурного процесса имеет еще более острые формы. Ницшеанская философия строится на полном отрицании христианских ценностей и ценностей культуры. Искусство предстает как дополнение и завершение бытия. При этом философ выступает против утомленной культуры своего времени, против разобщенности индивидуумов и видит спасение лишь в возвращении современной ему Европы к традициям античности и к воспитанию сверхчеловека. Ф. Ницше считает, что серая масса производителей культуры будет постоянно стремиться подавлять творческие импульсы гениев-одиночек. Смысл же мирового процесса заключается только в отдельных личностях, гениях человеческого рода, которые способны создавать новые формы жизни через разрушение прежних. На искусство XIX в. решающее влияние оказал романтизм – общеевропейское идейное и художественное направление. Он возник на рубеже и XIX вв. в духовной и художественной культуре Германии и других европейских стран. Романтизм стал своеобразной реакцией на Просвещение сего культом разума и рационализма, отразив разочарование в итогах Великой французской революции, которая не привела к созданию царства разума, а напротив, погрузила Европу в длительный период кровавых войн и социальных смут. Романтизм противопоставил утилитаризму нарождающегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез, идеализацию прошлого. Пессимистический взгляд на будущее, настроение мировой скорби сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство «двоемирия». Горькая насмешка над несоответствием мечты и действительности проявилась в литературе и искусстве в принципе романтической иронии». Английский поэт Джон Китс обосновал эстетизм, основанный на глубокой меланхолии, печали по поводу того, что красота и жизнь взаимно исключают друг друга. Лорд Байрон изобразил тип одинокого героя, падшего ангела, который и себя, и других ведет к гибели. Немецкий романтик ЭТА. Гофман раскрыл в своем творчестве глубокую пропасть между образом жизни, мышлением художника и обычного человека. Лирика немецкого поэта и публициста Генриха Гейне свидетельствует о том, что его ирония была формой разочаро- 12.4. Развитие культуры в Европе XIX в 378 вания в романтических надеждах молодости и способом развенчания иллюзий. В стихах и прозе Гейне высмеивал политическую реакцию в Германии, периода Реставрации, защищал право всех и каждого выражать свои мнения. Произведения французских романтиков Альфонса де Ламартина и Альфреда де Мюссе выражали нигилистические настроения, так называемую мировую скорбь и страдание как результат мучительных любовных отношений. Жорж Санд (Аврора Дюпен) выступала за эмансипацию женщин, за их право на счастье и свободную любовь. Поэт Шарль Бодлер – основоположник символизма, предвосхитил характерные черты декадентского искусства. Тема его главного произведения Цветы зла (1857) – большой город. В Цветах зла ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по идеальной гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города. При всем том, основным художественным направлением европейской художественной культуры ХIХ столетия стал реализм. Реалистическая линия в искусстве основывалась на необходимости сознательного творчества художника, познающего, анализирующего действительность. Ценными считались изображения природы как она есть, особенностей человека и среды. Особенностей национальных, психологических, речевых. Художник вскрывал истину мира, искал правду жизни. В литературе ХIХ в. реализм связан с именами Бальзака, Дик- кенса, в России – Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова и многих других. Реализм ХIХ века был мощен и плодотворен ив други видах искусства. Развитие науки повлияло на художественную литературу. Публикация французского писателя Жюля Верна С Земли на Луну (1865) ознаменовала рождение нового жанра художественной литературы – научной фантастики. Кроме того, литературе XIX в. присуще глубокое философское осмысление жизни. Иоганн Вольфганг Гете по праву считается основоположником немецкой литературы Нового времени. Гете-философ достиг осмысления глубинных взаимосвязей человека и общества в романах. В трагедии «Фауст» (1808–1832), Гете, созвучном философскими научным поискам эпохи, с необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного мира и вечных ценностей бытия. Наряду с реализмом и романтизмом в XIX в. утвердилось еще одно направление в искусстве – модернизм. Термин модернизм происходит от французского слова moderne – новый. Он имеет тот же корень, что и слово мода и нередко употребляется в значении новое искус- Глава 12. Культура Западной Европы в Новое время 379 ство», современное искусство. Ученые, исследующие модернизм, всегда отличали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства. Модернистскому миропониманию свойствен субъективизм. Решительные шаги в этом направлении сделали художники-импрессионисты (Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и др.). Первые модернисты, люди XIX в, появились впору всеобщего кризиса европейской культуры. Духовная революция, как и новое качество сознания, новое жизнепонимание, требовала для себя новых идей. Модернисты признав неразрешимость своих противоречий, приходят к отрицанию духовно-нравственных «абсолютов». Вместе стем они стремятся возродить в искусстве мифотворческий метод, который, по их мнению, способен восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы художественными средствами. |