Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
ГЛаВа 6. КуЛьТуРа ПОВСЕДНЕВНОСТИ Понятие повседневности. Культура повседневности в жизни человека и общества. Культура питания. Свети цвет, воздух и движение в культуре повседневности. Повседневность и культура повседневности Человек живет повседневной жизнью с момента своего появления на Земле. Но осознал это, заинтересовался и сделал предметом наблюдения, размышления и изучения не так давно, около 150 лет назад. Повседневность становится предметом интереса ученых со второй половины XIX в. Первыми результатами такого интереса были работы отечественных и зарубежных историков о быте, нравах и обычаях народов России и стран Европы от Античности до начала XIX в Ученые описывали устройство мест обитания человека, как поселений, таки жилища обращали внимание на организацию быта, традиции телесных и духовных практик, обеспечивающих ежедневные потребности в крыше над головой, пище и питье, телесной и духовной гигиене, общении и психологической поддержке и т. п. Предметом специального интереса были также этапные события в жизни человека, семьи и общества, оформленные как обряды перехода рождение, достижение совершеннолетия, создание семьи, смерть. Кроме того, речь шла о семье и внутрисемейных отношениях о досуге играх, развлечениях, зрелищах о праздниках. С х гг. в науке не без влияния относительно новых, появившихся в XIX столетии, человековедческих наук, таких как социология и социальная психология, начинается второй этап научного изучения повседневной жизни. Он отмечен поворотом от внешних форм проявления повседневности к ее внутренним, интеллектуально-духовным регуляторам. Появляется новый научный термин – ментальность Он обозначает внутренний, духовный план жизни, прежде всего универсальные, присущие всем людям определенной культуры и исторической эпохи бессознательные установки и механизмы психики, привычные автоматизмы, стереотипы сознания и поведения. В рамках Новой исторической науки формируется история повседневности как одно из 1 См Терещенко А Быт русского народа. Ч. I–V. СПб., 1848; Гиро П Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1913. 2 См, например, исследование голландского историка Й. Хейзинги Осень Средневековья, работы представителей французской Школы Анналов М. Блока «Короли-чудотворцы», Л. Февра Бои за историю исследовательских направлений. Оно получает широкое распространение в Европе и России со второй половины ХХ в. и продолжает быть в числе приоритетных научных направлений до настоящего времени. Традиционно история была макроисторией, историей эпохальных событий, большой политики, выдающихся государственных и культурных деятелей. Рядовой человек сего частной жизнью и повседневными заботами просто проваливался сквозь крупные ячейки сети мак- роистории, не существовал для нее. Он возникал лишь как участник массовых народных движений бунтов, восстаний, революций, войн и т. п. История повседневности обратилась к маленькому человеку, его заботами проблемам, к быту, частной жизни семье как первичной ячейке общества. Так рождаются микроистория, история частной жизни, история семьи – комплекс востребованных до настоящего времени научных направлений. При этом в орбиту научного интереса начинает включаться и частная жизнь, повседневность не только простых людей, но и представителей средних социальных слоев, элиты. Современные ученые показывают связь повседневности как мик- роисторического уровня жизни с макроисторией, их взаимодействие описывают и анализируют не только реалии быта, но и ментальные структуры, идеалы, стереотипы сознания, ценностные ориентации раскрывают культурные смыслы бытовых вещей, одежды, форм и формул поведения. Эти и другие ракурсы повседневности исследуются в социологии повседневности, семиотике повседневности, эстетике повседневности. Обобщает и подытоживает весь комплекс сведений о повседневности, ракурсов ее видения и методов ее исследования культурология повсед- невности. Повседневность – это то, что регулярно повторяется в жизни человека и человеческих сообществ изо дня вдень. Культура повседневности – это реализаци (воплощение) культуры, ее ценностей, ценностных смыслов в каждодневном бытии человека или сообщества людей. Те или иные ценностные смыслы в каждую историческую эпоху, в каждой из культура воплощаются в определенных формах, способах проведения повседневных занятий и досуга. Повседневная жизнь сфокусирована на удовлетворении жизненно необходимых телесных и духовных потребностей человека. Рассмотрим в первую очередь те из них, которые являются универсальными, присущими всем людям вовсе времена. Они имеют императивный характер, их невозможно игнорировать без ущерба для полноценного существования, здоровья, да и самой жизни. Жизнь тела невозможна 6.1. Повседневность и культура повседневности без еды и питья, воздуха и света, физической активности и отдыха, отправления естественных надобностей и удовлетворения сексуальных потребностей. Очевидно, что телесное и духовное в человеке нерас- торжимо связано. Один из аспектов такой связи – то, что удовлетворение тех или иных физиологических потребностей погружено ив значительной степени до сих пор погружается в религиозно-мистический контекст и ситуацию группового общения. Скажем, еда и питье чаще всего – это не еда в одиночку, а коллективная трапеза, которая сопровождается обращениями к богу (богами угощением высших сил, дарующим людям хлеб насущный. Праздничная трапеза усиливает феномен группового общения, единения людей за столом, предполагает тосты, общий разговори др. Культура питания Культура питания предполагает обработку, оформление добывания продуктов, способов их заготовки, хранения приготовления развитие различных вариантов потребления пищи и напитков. Пища – высочайшая жизненная ценность, и, будучи таковой, она почти всегда выступает и как ценность культурная, освященная, оду- хотворенная. По тому, как обеспечивают люди потребность в пище и питье, можно судить о своеобразии их культуры. Прежде всего это набор, ассортимент продуктов. Каждая национальная кухня имеет свои продовольственные традиции и предпочтения. К тому же ежедневный и праздничный рацион питания богатых, бедных и средних слоев населения имели в прошлом ив настоящее время имеют значительные различия. Если взять отечественную культуру питания, тов в, например, основу еды крестьян западных и центральных регионов России составляли хлеб и каши, молоко и молочные продукты, овощи, ягоды. Мясо и рыба были праздничной едой. С реформами Петра I в России появился картофель, который постепенно стал вторым после хлеба основным продуктом питания большей части населения. Его таки называют второй хлеб. Хлеб и картофель до сих пор – привычная повседневная еда россиян. «Хлеб насущный – так традиционно определяют ежедневный жизненно необходимый человеку минимум пропитания. Выражение восходит к евангельскому Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Матф., 6, 11), что значит Хлеб, нужный для существования, дай нам на сей день. Хлеб – всему голова, – говорится в русской пословице. Первенство хлеба в культуре земледельцев выдвинуло его в числе ос- Глава 6. Культура повседневности 183 новных символов русской, прежде всего русской традиционной, культуры. Хлеб – знак благополучия и достатка. С другой стороны, когда нечего есть, хлеб – последняя ниточка жизни человека. Жизнь продолжается, даже если человек перебивается схлебана воду. В христианском обряде евхаристии хлеб символизирует тело Христа. В традиционной культуре хлеб неразрывно связан с солью – другим жизненно важным, основным продуктом питания. Как указывает кандидат биологических наук Ж. Медведев, до перехода большей части человечества к оседлому образу жизни потребность в соли удовлетворялась мясом диких животных и листьями растений. Зерна и плоды растений, ставшие у земледельцев основными продуктами питания, содержат очень мало натрия. Его недостаток пришлось компенсировать солью. Продовольственный и символический тандем хлеб-соль живет до сих пор. Дорогих гостей в особо значимых, ритуальных ситуациях мы встречаем хлебом-солью. Считается, что соль выступает здесь как оберег от злых сил и всякой напасти. Водном из обращений к ученикам Христос называет их солью Земли, метафорически определяя их проповедническую миссию и значение для человечества. Ученые же утверждают, что без соли невозможен рацион ни повседневного, ни праздничного питания. Дело в том, что пищевая соль (хлористый натрий) – основной минеральный компонент сыворотки крови человека. Ежесуточная потребность человека в соли составляет около 10 г, физиологический минимум – около 3 г. Если натрия не хватает, человек испытывает состояние усталости, при значительном дефиците соли теряет сознание. Избыток соли ведет к развитию таких болезней, как гипертония, катаракта и др. Современный европеец и россиянин чаще превышает суточную норму потребления соли, поскольку она наряду с другими консервантами имеется в хлебобулочных изделиях, во многих продуктах длительного хранения, особенно соленых огурцах, грибах, квашеной капусте. Поэтому ежедневная норма соли, которая добавляется при еде в готовые блюда, – 5–6 г. Современное взаимодействие и взаимопроникновение культур, процессы глобализации создают новую ситуацию ив культуре питания. Национальные традиции питания, национальные кухни, с одной стороны, фактор культурной экспансии, с другой – один из способов сохранения национальной идентичности, национальной самобытности. Обычной картиной в европейских и российских городах становится обилие ресторанов и кафе с различными национальными кухнями. 6.2. Культура питания Культура еды – это не только обеспечение продуктами питания, их приготовление, но и ритуал застолья. Потому, что происходит за столом, что и как едят участники трапезы, какими приборами пользуются, можно судить об особенностях культуры. Уже сам стол, его высота и форма, место стола в пространстве жилища, место и положение за столом едоков разнятся от эпохи к эпохе. Современный стол, высокий, на четырех ножках, входит в повседневный и праздничный обиход высших слоев общества на Руси с принятием христианства. Новообращенные христиане начинают противопоставлять еду за высоким столом – как признак цивилизованности языческому обычаю есть сидя на земле. Кроме того, еда за высоким столом маркирует высокий социальный и семейный статус или особо важную, праздничную ситуацию. В феодальном замке XIII в. женщины, несовершеннолетние, оруженосцы, слуги вовремя трапезы часто сидели на полу, который устилался соломой и покрывался скатертью. У карельских крестьян еще впервой половине XIX в. детям организуют еду на скатерти, расстеленной на полу. В традиционной славянской культуре, в быту крестьян высокий стол появляется лишь в XIX в. и используется лишь по праздникам. Обычно же ели за низкой лавкой, сундуком. Регламентировалось и место за столом участников трапезы. Значимость места увеличивалась по мере приближения к хозяину дома. В крестьянской культуре восточных славян хозяин вовремя праздничного застолья сидел в голове стола под иконами. По старшинству и родственным отношениям справа и слева от хозяина располагались мужчины, в конце стола – женщины. Если мест за столом не хватало, женщины ставили еду на лавку. Второму полу отводилось более низкое и удаленное от мужчин пространство, в соответствии с основными бинарными оппозициями культуры.В них сакральное противостоит мирскому, правое – левому, высокое – низкому мужское – женскому и т. п. Причины сакрально-ритуальной отодвинутости женщины-крестьянки в негативный спектр ценностей традиционной культуры, вероятно, – в представлениях о нечистоте женской природы, связанных с регулами и кровотечениями вовремя родов. В крестьянской среде в течение 40 дней после родов женщина не допускалась за общий стол. Существовали также ритуальные ограничения на совместную еду мужа и жены, брата и сестры, которые определялись широко распространенным представлением мифологического мышления об аналогии между поглощением пищи и половым контактом. Отголоски этих норм можно найти ив современных руководствах по застольному этикету. Так, водном из них можно прочитать Глава 6. Культура повседневности рекомендацию вовремя званого застолья супружеские пары разъединяют, за исключением новобрачных и празднующих годовщины супружеской жизни 1 Преобладающий в современной культуре вариант расположения участников трапезы за столом постепенно входит в культуру высших слоев европейского общества, начиная со зрелого и позднего Средневековья. Формирующийся в это время куртуазный стиль жизни сего служением Прекрасной Даме, новое отношение к женщине как к равному мужчине партнеру в гуманистической культуре Возрождения рождает и новую форму застольного общения мужчин и женщин и рассадку за столом парами мужчина рядом с женщиной. Культура еды предполагает и наличие посуды, приборов, правила их использования в процессе трапезы. В современном застолье, даже повседневном, каждый его участник имеет самое малое свою тарелку, ложку и вилку. К этому могут быть добавлены дополнительные тарелки, нож, салфетки. Такая норма – результат нескольких веков развития европейской и русской культуры. Ведь еще вначале в. за столом в западноевропейском феодальном замке не было ни вилок, ни ложек. Жидкие и полужидкие кушанья подавались в общей миске на двоих и отхлебы- вались по очереди сидящими рядом едоками. Отдельная миска, затем тарелка и ложка или вилка для каждого участника застолья постепенно входит в обиход европейских дворян в XVI–XVII вв. Новые элементы столового прибора – вилка и нож – создают новую технологию разделки, разделения пищи на куски за столом и новую технику еды. Технику, смысл которой в создании дополнительных искусственных, культурных посредников между пищей и человеком, в сведении к минимуму животного хватания пищи руками и разрывания ее на куски зубами. Правило один человек – один столовый прибор утверждалось в течение длительного времени. Лишь в XVII–XVIII вв. это становится нормой в кругу дворян и верхушки бюргеров, распространяясь мало- помалу в средних и низших городских слоях и крестьянской среде. Персональная тарелка и столовые приборы были маркерами, обозначившими относительное обособление индивида от коллективного, родового и корпоративного целого. Такое обособление начинает постепенно в высших и средних слоях общества, размягчать жесткую интеграцию человека в общину, род, семью, сословие, цехи т. п. Личность, индивид получает больше самостоятельности и свободы. Если традиционно участники застолья мыслились как части коллективного тела, что делало естественным использование общей миски, чаши, 1 См Аасамаа И Как себя вести. Таллин, 1971. С. 146, 147. 6.2. Культура питания то постепенно европейская культура индивидуализируется, что проявляется, в частности, в описанных новациях застольного этикета. Усложнение техники еды, постепенный распад коллективного тела средневековой культуры, телесное обособление едоков составляли важную, ноне единственную сторону процесса цивилизации. Не менее значимыми показательным было ужесточение дисциплины поведения за столом. Европейские руководства по этикету XVI в, а также составленный в 1717 г. по повелению Петра их российский аналог (Юности честное зерцало) вводят ограничения и запреты на публичное обнаружение всяких телесных выделений и действий, выявляющих животную сторону человеческой природы (естественные отправления, сплевывание, чавканье, чиханье, кашель, сморкание, отрыгивание, зевоту и т. д. В норму поведения вводится также пользование салфеткой, носовым платком. Процесс «оцивилизовывания» тела по новым стандартам продолжается и поныне. В последнее время в связи с изменением культурных норм запахов в практику повседневной жизни вошли запреты на запах изо рта от съеденного лука или чеснока, запах пота, широкое распространение получило использование дезодорантов и гигиенических прокладок. Задраивание отверстий, табуна публичную демонстрацию естественной жизни тела – общая линия развития европейской культуры от эпохи Возрождения до современности. Некоторые исключения делаются, как они делались и прежде, для маленьких детей. Свети цвет, воздух и движение в культуре повседневности Наличие света жизненно необходимо для существования человека. Он как существо дневного бодрствования может полноценно жить и что-то делать лишь в освещенном пространстве. В человеке заложена физиологическая потребность в созерцании, ощущении света. Ясная, солнечная погода, если это не ослепляющее солнце или изнуряющая жара, на психофизиологическом, эмоциональном уровне воспринимается и переживается как приятная, радостная. Издавна свет, прежде всего дневной, солнечный свети источники света – солнце, луна, звезды – обожествлялись. В библейской космогонии первое, что создает Бог, – именно свет И сказал Бог да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хороши отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью (Бытие 1:3, 4, 5). Более того, Бог сам есть свет (в прямом и переносном смысле. У Иоанна Богослова читаем И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам Бог есть свети нет в Нем никакой тьмы (Первое… Иоанна 1:5). В христианской иконографии небесный, сакральный Глава 6. Культура повседневности свет как фон для фигуры святого обычно изображается светоносными блестящим золотым цветом, а головы святых окружены светящимся ореолом – нимбом. И до сих пор свети все, что с ним связано, составляют ареал высоко значимых положительных жизненных ценностей. Они зафиксированы в переносных значениях смысла слова светлый радостный, счастливый, вызывающий положительные эмоции светлая полоса в жизни, Светлый праздник (Пасха у христиан, Светлый понедельник Благовещение. Об умственных способностях человека можно сказать светлая голова, светлый ум, в смысле ясный, проницательный о ситуации, которую нужно сделать понятной, ясной пролить свет на… Производным от слова свет является просвещение, означающее освобождение человека из тьмы невежества через освоение знаний и развитие мышления. О хорошем, добром человеке говорят светлая личность, светлый человеко будущем, с надеждой на благополучие – светлое будущее. До появления и распространения электрического освещения активность человека за пределами светового дня была ограниченной. Освещение жилища с помощью лучины, свечей, масляных ламп было несовершенным. Полноценное освещение больших комнат и залов с помощью люстр со свечами было доступно немногим. Городское же пространство в темное время суток до XVII в. освещалось лишь светом луны в ясную погоду. Первая система уличного освещения (масляные фонари) появилась в Амстердаме в XVII веке, вначале в. – в Лондоне (газовые фонари, в х гг. – в Берлине (масляные фонари. Вначале ХХ в. все это вытесняется светильниками и фонарями с электролампами. Начинается эпоха обилия света в жилище и ночном городе. Сегодня городское освещение становится искусством. Различные дизайнерские варианты подсветки зданий, памятников, мостов, фонтанов и пр. превращают ночной город в празднично-феерическое пространство. Свет неразрывно связан с цветом. Человек воспринимает зрением лишь часть хроматического спектра, но и этого достаточно для восприятия и переживания красочного богатства мира. В повседневной жизни каждый человек сталкивается с проблемой цвета в ситуации выбора цветового оформления внешности или интерьера жилища. Что касается внешности, тов первую очередь следует, наверное, сказать о цветовом ансамбле головы и лица, в частности о цвете волос и глаз. В европейской и русской культуре эстетические предпочтения отдавались светлым (русым, золотистым, льняным) волосами глазам голубым, серым. Они входили в эталон красоты. Мода на светлые во. Свети цвет, воздух и движение в культуре повседневности 188 лосы существовала в Европе почти непрерывно, начиная с античных времен. Сложности осветления волос не останавливали женщин средних и высших сословий. Они могли покупать для этого дорогостоящие снадобья, часами сидеть под лучами палящего солнца. Стандарт светлые волосы + светлые глаза нашел воплощение в созданных европейскими и русскими живописцами образах античных богинь, Христа и Девы Марии. Сохраняется они в современной культуре, если принять во внимание рекламные образы, особенно женщин. Цвет в одежде европейцев подчинялся двум фундаментальным принципам. Первый отделял хроматические тона, цвета радуги, жизни, цветения природы от ахроматических красок смерти белой и черной. Траурные белый и черный означали и символическую смерть уход из мирского существования и посвящение жизни монашескому богослужению. В прошлой жизни оставалось прежнее имя и пестрые краски. Белый цвет в одежде ребенка или юноши, девушки символизировал их непорочность, неиспорченность жизнью, нравственную чистоту. В современной культуре он сохранился в платье невесты. Второй принцип был сословным. Со времен Античности белая тога римлянина противопоставлялась пестрой, многоцветной одежде варвара. Этот принцип лежал в основе цветового оформления костюма аристократа вплоть до ХХ в. Активно использовался также серый цвет в многообразии его оттенков. В черно-бело-серую палитру допускались цветные вкрапления. Это могли быть золотые пуговицы или золотые украшения, красная или синяя подкладка и т. п. Их наличие лишь подчеркивало строгость аристократического костюма. Костюм мог быть и цветным, нов этом случае использовался один цвет, второй, часто контрастный (скажем, синий с красным, допускался как дополнительный. Эстетика ахроматизма и цветового минимализма продолжала жить в так называемом классическом выходном костюме (вечернее платье, мужской фрака также в деловом костюме, сначала мужском, затем, в ХХ в, и женском. Роль современного делового человека, как мужчины, таки женщины, предполагает строгую и простую по фасону и цвету одежду, для женщины также неброский макияж. В повседневной жизни людей чрезвычайно важно также удовлетворение их потребностей вдыхании и движении. Вентиляция жилища и других помещений, в которых находятся люди, прогулки на свежем воздухе – реалии городской культуры. Для сельского жителя, по необходимости находящегося на свежем воздухе каждый день, это не столь актуально. Какой бы совершенной ни была вентиляционная система жилища, человеку для нормального существования необходимо бывать на улице каждый день, гулять, дышать свежим воздухом и ходить Глава 6. Культура повседневности пешком. Лучше всего там, где есть земляне закрытая камнем и асфальтом, и зеленые насаждения. Они дают необходимый для жизни кислород, в том числе ионы кислорода – электрически заряженные частицы, создающие благоприятную среду для существования растений, животных и человека. Основные природные производители ионов хвойные деревья. Напомним, что в мифологических и религиозных системах рай представляет собой цветущий сад. Наличие зеленых насаждений в тех местах, где природной растительности мало, всегда ощущалась как жизненная необходимость и большое благо. Известные школы Древней Греции – Академия Платона и Ликей Аристотеля находились за городской стеной. Академия располагалась в садах, посвященных мифологическому герою Академу. Местом для своего гимнасия Аристотель выбрал другое предместье Афин, находившееся по соседству с храмом Аполлона Ликейского. Сад, окружавший гимнасий, был излюбленным местом проведения занятий. Известно, что Аристотель предпочитал беседовать с учениками вовремя прогулок по аллеям сада. Слушатели великого античного ученого остались в истории как перипатетики (прогуливающиеся. Вовремя бурной и стихийной урбанизации, которую переживала Европа и Россия во второй половине XIX – первых десятилетиях ХХ в, очень популярной была идея идеального города, города будущего, который представлялся как город-сад. Идея города-сада была изложена в книге английского социолога Э. Говарда «Города-сады будущего, вышедшей в 1902 г. и разошедшейся миллионным тиражом. Книга и ее идеи были своего рода протестом против ужасных условий жизни в больших городах, особенно рабочих окраинах. Го- род-сад должен был сочетать в себе черты поселения городского (инфраструктура и промышленные предприятия) и деревенского (усадебная застройка) типа. Опыт воплощения идеи привел к созданию пригородных спальных поселков вблизи больших городов. Так или иначе, но все реализованные градостроительные проекты в разных странах мира ив СССР включают в городское пространство зеленые зоны, в том числе парки. Возвращаясь к современности, отметим, что в городском жилище воздух загрязнен, ионов, особенно с отрицательным зарядом, не хватает. Батареи отопления высушивают воздух, в нем не хватает влаги. Это приводит к быстрой утомляемости, головным болям, снижению иммунитета и т. п. Для того что компенсировать недостаточную эко- логичность городского жилья, разработаны очистители, увлажнители и ионизаторы воздуха. 6.3. Свети цвет, воздух и движение в культуре повседневности Одна из жизненно важных потребностей – потребность в физической нагрузке и движении. Образ жизни без физических упражнений или физической работы и малым количеством ходьбы пешком определяется как малоподвижный, нездоровый и считается причиной проблем со здоровьем. Для поддержки физической формы и жизненного тонуса рекомендуется тратить на ходьбу пешком около часа вдень и проходить за это время 5–6 км. Ежедневное удовлетворение базовых потребностей человека осуществляется в определенных культурных формах, подчинено правилами стандартам поведения, которые усваиваются с детства. Они становятся привычными, являются общепринятыми и потому не замечаются. Их существование, их смысл становится заметными, если стандарты поведения нарушаются или сравниваются со стандартами других культур. Можно сказать, что именно в таких ситуациях проявляется, становится очевидным культурный смысл повседневных ритуалов поведения. Некоторые аспекты культурной семантики повседневных ритуалов мы показали на примере исторически менявшихся правили стандартов застольного этикета. Изучением смысла знаков и культурных форм повседневности, как и культуры в целом, занимается семиотика культуры,о которой пойдет речь в следующем разделе книги. Контрольные вопросы и задания Каковы смыслы понятий повседневность, культура повседневности Выявите в тексте отмеченные в нем особенности культуры еды и застолья. Каковы значения света и цвета, воздуха и движения в культуре повседневности В. Д Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., Марков Б. В. Культура повседневности учеб. пособие. СПб., Теория культуры учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова. Разделы 10. Культура повседневности и 11.2. Семиотика повседневности. СПб., Глава 7. Культура как знаковая система |