Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
Экология культуры – это учение о необходимости воплощения ее ценностей в реальных отношениях человека и общества с культурой и природой. При этом речь идет уже не только о сохранении природы, разумного баланса между ею и активной деятельностью людей. Не в меньшей мере существенны проблемы сохранения культуры. Мы живем в природе. Она наше общее жилище, наш общий дом. Нов тоже время средой нашей жизни является культура. Это, по справедливому убеждению Д. С. Лихачева, и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и все культурное наследие человечества» 2 Экологические кризисы, бедствия, катастрофы это не только истощение почвы, вырубка лесов, загрязнение водоемов и атмосферы. Это и разрушение памятников культуры, обеднение языков, оскудение чувств, утверждение ценностных ориентаций эгоистического, эгоцентрического характера и т. д. В наше время актуальна задача сохранения и природы и культуры, ее богатства. Причем то и другое тесно взаимосвязано, практически едино. Д. С. Лихачев приводит простейший пример единства экологии природы и экологии культуры Кислые дожди в Петербурге разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи ХVII–ХVIII веков, и окружающие их деревья» 3 Экология природы вообще – это момент более общей экологии – экологии культуры. Сохранение природы представляет собой задачу культурную. Ведь сохранять надо не природу саму по себе, безличную, бездушную, равнодушную к человеку, а как основание и величайшую 1 См Краткая философская энциклопедия. МС Лихачев Д. С Русская культура. М, 2000. 3 Там же. С. 98. 2.8. Культура и природа. Экология культуры ценность жизни и культуры человечества. И вся создаваемая людьми культура, все культурно значимое, ценное существенно для возвышения и обогащения той же природы. Воплощение ценностей культуры в отношениях человека со средой его обитания означает утверждение в деятельности людей и их сообществ устремленности к добру, красоте любви. Утверждение ответственности за бытие природы и культуры в противовес всяческому варварству и вандализму. Конечно, экология культуры во многом определяется возможностью ее реализации в сфере труда, организации хозяйства, экономической деятельности. Культура труда. Хозяйственная (экономическая) культура Хозяйственная культура, культура экономическая чаще всего связывается с успешной организацией хозяйства, производства и потребления, с эффективностью экономики. Действительно, успешность, эффективность хозяйственной деятельности необычайно важна. Слово культура первоначально означало возделывание почвы, стем чтобы успешнее выращивать сельскохозяйственную продукцию. И сами продукты, зерновые – пшеницу, рожь, ячмень – стали называть и до сих пор называют сельскохозяйственными культурами. Но поскольку ведение хозяйства, производство продуктов, вещей было и остается первейшим условием сохранения и развития жизни людей, у хозяйства установились более непосредственные отношения нес изменявшейся, обогащавшейся культурой, ас тем, что именуют цивилизацией. Ведь эффективность хозяйства, его успешность скорее связаны нес культурностью собственно, ас большей или меньшей степенью цивилизованности человека и общества. В том числе с социальной организацией, разделением труда. И уж, конечно, развитие техники, науки, технологий способствуют успешности хозяйствования. Что же касается именно культуры хозяйственной деятельности, то она должна воплощаться в характере и степени одухотворенности, облагороженности хозяйства. Вопрос о культуре хозяйства – это вопрос о том, воплощаются ли ив какой мере в этой деятельности ценности культуры – добро, красота, позитивная свобода, честность, справедливость и т. д. Сфера хозяйства – это сфера труда, производства, обмена произведенным, распределения, потребления производимого трудом. Некоторые мыслители XIX и XX вв. (например, К. Маркс и С. Н. Булгаков) отмечали, что хозяйство, хозяйственный труд (подневольный) зачас- Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии тую обращены против человека, уродуют его человеческую сущность, обретая антикультурный характер. Однако С. Н. Булгаков, понимая это, все же размышляло труде как о культуре. Точнее, о культуре как результате труда, направленного на природу. И хозяйство он трактовал как творческую деятельность человека в природе. Человек, овладевая силами природы, творит, создает свой новый мир, новые блага, новые знания, новую красоту – он творит культуру Мы живем под впечатлением нарастающей мощи хозяйства, открывающей безбрежные перспективы для творчества культуры. Ив этом плане, по мнению Булгакова, хозяйство может рассматриваться как явление духовной жизни. Творчество культуры обычно связывается с деятельностью ученых, изобретателей, людей искусства. Ведь творчество понимается в качестве порождения нового и социально значимого. В таком понимании творчества есть резон. Однако важна не сама по себе новизна. Для творчества характерно то, что, во-первых, в его процессе порождаются ценности жизни и культуры. Во-вторых, то, что сам процесс труда как творчества является ценностью. Свободный труд рабочего или крестьянина ощущается ими в качестве ценности. Несмотря на то что труд нелегок, требует напряжения человеческих сил, работник испытывает чувства радости, удовольствия. Даже наслаждения, если труд свободный. Результат труда, в случае крестьянского труда хлеб, например, является высокой ценностью. Хлеб-соль недаром до сих пор – атрибуты встреч желанных гостей. В результативном труде воплощаются ценности культуры свобода, добро, красота. Но только если труд не рабский и по-человечес- ки результативный. Известно, что в жизни людей и труд, и хозяйство как сфера его приложения слишком часто были и бывают враждебными человеку и культуре. Проявляется чуждость, навязанность, не творческость труда. А к этому добавляется несправедливость обмена товарами, распределения благ, вещных и духовных ценностей, создаваемых трудом людей. Культура хозяйственная, экономическая реализуется тогда и настолько, когда и насколько труд может быть свободными творческим. Когда обмен товарами и распределение производимого происходят честно, справедливо. Когда в отношениях производителей между собой и с потребителями воплощены те же честность, справедливость, порядочность. Когда потребление одухотворено так, что вещи высту- 1 Булгаков С. Н Философия хозяйства. Соч в 2 т. Т. 1. МС. Культура труда. Хозяйственная (экономическая) культура 78 пают для человека не столько в качестве товара (его стоимости, сколько в качестве ценностей. Последнее особенно существенно при потреблении духовных ценностей. Конечно, культура хозяйства предполагает наличие условий для своей реализации, определенной степени цивилизованности, внешних форм, в которых может воплощаться культура вообще. Например, хорошо оборудованных, оформленных производственных помещений, удобных и приятных для производителя, культурных форм отношений, скажем, между продавцом и покупателем. За всем этим, большими малым, кроется один вопрос, который С. Н. Булгаков считал основным для философии хозяйства Является ли хозяйство функцией человека или человек – функцией хозяйства. Это ведь и основной вопрос культуры хозяйства, экономической культуры. Если человек является функцией хозяйства, экономики, винтиком в хозяйственном механизме, то о культуре хозяйства говорить не приходится. Притом что оно может быть более или менее цивилизовано. О культуре хозяйства сейчас не очень часто упоминают. Это вроде бы перестало быть актуальным. Зато много внимания стали уделять корпоративной культуре». Корпоративная культура понимается как совокупность норм поведения, принятых в компании, фирме. Наличие таких норм, следование им свидетельствуют, конечно, не о собственно культуре работников корпорации, а о цивилизованности отношений между ними. Для культуры отношений только этого недостаточно. Но и это существенно. Хозяйство настолько культурно, насколько оно способствует удовлетворению и реализации не только физических, утилитарных, но и духовных потребностей, реализации ценностей культуры. Оно культурно настолько, насколько формы человечности возможны в реальной хозяйственной деятельности, в экономических отношениях. Однако, безусловно, в хозяйственной деятельности сопряжено то, что мы называем цивилизованностью и культурностью. Ив целом хозяйственная (экономическая) культура – это цивилизованность хозяйственной деятельности и экономических отношений а также проявлен- ность ценностей культуры в хозяйственной деятельности и экономических отношениях. Поскольку человечество (ни одно конкретное общество) не может вполне обеспечить этого, постольку хозяйственная деятельность всегда ограниченно культурна. Потому что действительные благородство, 1 Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Соч в 2 т. Т. 1. С. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии порядочность, деликатность, совестливость и т. д. в этой деятельности не могут выступать в их самоценности. Их проявления все же подчинены успеху, выгоде, конкуренции. Развитие экономической культуры – это поиск возможностей совмещения того и другого, что вовсе не невероятно. Что при нормальной хозяйственной, экономической обстановке реализуется. Не на высшем уровне культуры, но достаточном, чтобы человек (производитель и потребитель) мог ощущать себя живущим в цивилизованном мире, в котором жива культура. Обман потребителя, коррупция, схватки не на жизнь, а насмерть с конкурентами, все это и многое другое – за пределами нормы культурных деловых отношений. Уровень и характер хозяйства, экономики вовсе времена, с одной стороны, определяли социальную и политическую жизнь людей. Ас другой стороны, политика нередко первенствует перед экономикой, определяя ее характер и состояние. Взаимосвязи между политикой и цивилизованностью, политикой и культурой чрезвычайно существенны. Культура и политика, правовая культура На политику со времен Макиавелли привыкли смотреть как на сферу деятельности, в которой цель оправдывает средства, а цель всегда завоевание, удержание и использование власти. Если так, то существование политической культуры оказывается фактически невозможным. Кроме разве что лицемерно-фальшивых форм, маскировки под культуру и вариантов реализации псевдокультуры. В тоже время, когда мы говорим о политической организации общества, о политической деятельности, эта организация, эта деятельность представляют собой значительные достижения цивилизации. Достижения эти могут проявляться и проявляются в качестве античе- ловечных, антикультурных (насилие, подавление, истребление людей, уничтожение культурных ценностей. Но могут ив качестве средств, содействующих сохранению и развитию культуры (памятники культуры, охраняемые государством, государственные институты культуры и др, средств упорядочения жизни. Политика, политические устройства, политическая деятельность в известной мере могут оформляться, одухотворяться, облагораживаться, обретая черты культурности, и не только внешне. Но именно в известной мере, ограниченно. Во-первых, в той мере, в какой проявляется цивилизованность этой сферы жизни. Внешне это может быть выражено в речи, мышлении, поведении политиков и чиновников всех рангов. В цивилизованных государствах политикам положено уметь 2.10. Культура и политика, правовая культура хорошо говорить, выглядеть и вести себя благопристойно. Содержательно же культурность политики выражается тогда ив той мере, когда ив какой в политической деятельности значимы и действенны мораль и право. Профессиональная реализация стремления к правовому государству и реальной демократизации жизни (стремления как к цели, а не средству для чего-то) есть выражение культурности политики. Однако проявления собственно культуры (нравственности, порядочности, благородства) в политике всегда проблематичны. Проблематичность не означает того, что культура не может воплощаться в политической жизни. Но может тогда ив той мере, когда ив какой цивилизованность (нормы морали, правовые нормы) выступают как момент культурности политиков, их деятельности. Деятельности, в которой реализуются внутренне принятые нормы, при реализации которых ценны не они, а люди, на которых направлена политическая деятельность. Исходя из сказанного политическую культуру можно определить как единство трех составляющих цивилизованности политической деятельности и политических отношений воплощения ценностей культуры в политической деятельности и политических отношениях реальной демократизации в сфере политики. Политическая культура необходимо связана с правовой культурой. Право – очевидное достижение цивилизации, ее ценность. Правовое регулирование жизни содействует сохранению ее упорядоченности. Оно ограничивает проявления зла. Но право не сводится только к чисто утилитарному регулированию человеческого поведения по принципу преступление – наказание. Развитое законодательство фиксирует и степени необходимой свободы, обеспечивает соблюдение прав че- ловека. И в своей ограничительной, и вот в этой позитивной функции право, будучи достижением цивилизации, связано с культурой. Стремление к тому, чтобы государство было правовым, – это стремление не только упорядочить политическую и правовую жизнь в нем, но и окультурить, облагородить ее. Правда есть препятствие к реализации права как элемента культуры. Это препятствие – формальность, обезличенность права по отношению к человеку. Право, рассматриваемое как добро для всех, все-таки ценнее отдельного живого человека сего своеобразием. На высшем уровне культуры ценно неправо, неправа сами по себе, непорядок, не закон. Ценен живой конкретный человек. Но что это значит применительно, скажем, к законодательству? Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии Любые законы создаются, формулируются, трактуются и применяются людьми. В контексте культуры существенно, чтобы законы от замысла до исполнения были ориентированы не на обеспечение удобства, эффективности управления людьми, не на то, чтобы держать людей в узде. Культурное содержание закона в той мере, в какой это возможно, – это его направленность на защиту интересов личностей, составляющих общество, в котором посредством законов определены и гарантированы степени свободы личности. Конечно, перед законом все равны, он не терпит исключений, иначе это не закон. Но он не должен быть пугалом для населения. То же самое касается судебной системы, начиная с известной презумпции невиновности, тес того, что до решения суда никакой человек не считается преступником. Что наличие и тяжесть преступления, соответствие ему наказания должны быть доказаны и обоснованы. И до суда, ив суде, и после приговора не должно быть установки на осуждение человека любой ценой, на унижение человеческого достоинства подсудимого или осужденного. В любом случае культура права и правосудия предполагает проявление такой ценности, как милосердие. Нидерландский философ и историк Й. Хейзинга утверждал, что культура без милосердия не может быть живой. То, что называют правовой культурой, касается не только законодательства, судебных систем, наказаний, но и сознания населения. Элементарная цивилизованность людей в сфере права – это уважительное отношение к праву, к законам, действующим в обществе, где мы живем. Ноне к любым законами не в любом обществе. И. Ильин считал Каждый здоровый правопорядок дает гражданам эту возможность бороться за новые лучшие законы и за новый порядок жизни, пребывая в лояльности по отношению к действующим законам. Это так, если правопорядок здоровый. А если нет Если это фашистский правопорядок Тогда человек вынужден его отринуть. И вряд ли можно согласиться с Ильиным в том, что поиск свободы возможен только через закон и под законом». Очевидна сложность связи права и культуры. С одной стороны, право выступает порой как выражение ограничения свободы человека, в том числе и свободы духа. С другой стороны, правовые установления выявляют тенденцию к упорядочению жизни, преодолению в ней произвола (а значит, несвободы, к гармонизации жизни, хотя бы относительной, неполной. Вопрос в том, для чего, в сущности, создаются, чему служат правовые установления. Одно дело, если они созда- 1 Ильин ИО правосознании. Соч в 10 т. Т. 1. МС. Культура и политика, правовая культура 82 ны и используются в интересах государства, общества, подавляющего личность. И совсем другое, если правовые установления защищают человека, живущего в обществе, государстве, в том числе и от произвола того же государства как власти. И действительно гарантируют всевозможные степени его свободы. В последнем случае и происходит реализация правовой культуры. В целом правовую культуру возможно представить как цивилизованность правовой деятельности и правовых отношений воплощенность ценностей культуры в правовой деятельности и правовых отношениях реализуемую гуманность в сфере права и правовых отношений. Отношения между людьми регулируются не только правовыми актами, но и моральными нормами, нравственными принципами, установками и ориентациями. Существенным является понимание места, роли морали, нравственности в цивилизации и культуре специфики культуры нравственной. Специфика нравственной культуры Говоря о нравственной культуре, необходимо уточнить смысл двух тесно взаимосвязанных понятий мораль и нравственность. Латинское слово moralis переводится как нравственный. И кажется, что оба понятия выражают одно и тоже. Часто слова мораль и нравственность действительно употребляются как синонимы. Но их употребление свидетельствует и о другом. О том, что в каждом из них, при всей их смысловой близости, содержатся существенные смысловые оттенки. В понятии мораль в большей мере акцентируется нормативность нравственности, ее социальное бытие, моменты долженствования. При употреблении понятия нравственность чаще подчеркивается индивидуализованность морали, ее индивидуальное бытие, реализуемость норм, идеалов, должного в жизни людей, в их действиях, сознании и самосознании. В томи другом случаях речь идет об отношениях людей друг к другу. И не о любых отношениях, а о тех, в которых выявляются добро и зло. Общественная мораль – нормативна. В нормах морали закреплено различие между тем, что считается добрыми злым, хорошими плохим, достойными недостойным, приличными неприличным по опыту этого социума. И человек должен вести себя, сообразуясь с нормами общественной морали. Безнравственное поведение трактуется как аморальное. Кодекс рыцарской морали, например, диктовал, что рыцарь должен быть мужественным, верным своему слову. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии Нравственное регулирование отношений и поведения человека основано не только на общественной морали (хотя необязательно ей противоречит. Человек в своем поведении, отношениях с другими людьми основывается на существующих в его душе, в его духовном мире установках по поводу добра и зла, справедливости и несправедливости, порядочности и подлости и т. д. Главный нравственный регулятор для него – не норма морали, а то, что именуется стыдом и совестью. Норма диктует человеку, как он должен или не должен поступать. Совесть противостоит всякому диктату, всякому давлению извне. Совесть, как считал Д. С. Лихачев, – основа возможности полной независимости человека (даже в тюрьме, лагере, в карцере, на дыбе и т. д, его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности, личности. Но, по мнению Лихачева, совесть действует в пределах культуры человека и человеческого сообщества. И это, видимо, так. Духовный мир человека образуется под воздействием духовного опыта общества, в коем содержится нечто, порождающее основания совести. Но порождается совесть не в обществе, а в индивиде. И его дух определяет, что согласуется сего совестью, а что является стыдным, бессовестным. И его оценки чего-то по совести могут входить в противоречие с требованиями норм общественной морали, когда они устаревают, не соответствуют изменившимся формам жизнедеятельности и человеческих отношений. А неотжившие нормы морали могут внутренне усваиваться человеком, становиться его нормами, не противореча жизни по совести. Ив таком случае и нормы эти, и совесть, и иные личностные нравственные установки – все вместе образует нравственную культуру личности. Нравственная же культура социума определяется тем, какие в нравственном отношении личности доминируют в нем. Нравственное поведение людей не сводимо к нормативности и вообще к регуляции поступков. Нравственность человека выявляется прежде всего в том, что он хочет добра, а не зла и владеет культурными формами осуществления добрав жизни Нравственная культура, по сути, характеризуется способностью человека (и социальной группы) к различению добра и зла осознанием, усвоением и действенным приятием норм и правил общественной морали желанием творить добро, не делать зла и умением творить добро так, чтобы оно действительно было добром в отношении к другим людям и воспринималось ими как добро Лихачев Д. С Русская культура. С. 7. 2.11. Специфика нравственной культуры 84 – обостренной совестью как основным ориентиром, определяющим взаимоотношения человека с окружающим миром. Когда излагают историю культуры, не так уж часто уделяют внимание состоянию культуры нравственной в тот или иной исторический период, в той или иной культуре. Зато всегда проявляется внимание к специфике культуры эстетической и художественной. Эстетическая и художественная культура. Культура и искусство Сфера эстетического, – это область таких взаимодействий человека с миром, при которых возникает или создается своеобразное чувственное переживание красоты или безобразия тех или иных явлений действительности. Эстетическая культура – это реализуемые в жизни способность людей к чувственному различению красоты и безобразия эстетический вкус, развитая потребность в чувственном удовольствии (наслаждении) от созерцания красоты, стремление к эстетическому оформлению окружающей среды, чувственное отвращение к тому, что противостоит красоте (прекрасному, тому, что в эстетике обозначается термином безобразное. Можно добавить, что эстетическая культура – это обработка, оформление, одухотворение человеком среды и самого себя, направленные в сторону чувственного утверждения прекрасного и отрицания (неприятия) безобразного. Человек эстетически культурный способен и настроен чувственно воспринимать, переживать и создавать красоту в созерцании, действиях, отношениях, в художественной деятельности. Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в отношении к культуре. Это единственная деятельность, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей. Эта деятельность прямо направлена на обработку, оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека и самого человека. В художественной деятельности и ее результатах ярче, не- посредственнее, чем в чем-либо другом, выявляется специфика культуры эпохи, периода, страны, этноса. Понятие художественная деятельность включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные ценности, художественное восприятие явлений действительности и созданных художественных ценностей. В такой трактовке понятие художественная деятельность почти совпадает с понятием «искусство». Искусство это особая сфера человеческой деятельности, целенаправленная, осознанная в своем значении специализированная художественная активность (художественное творчество, ее результаты Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии художественные произведения, произведения искусства) и их вос- приятие. Понятие художественная культура по своему объему несколько шире, чем понятие искусство и даже художественная деятельность. В содержание понятия художественная культура входит и неспециализированная художественная активность (художественное ремесло. Кроме того, говоря о художественной культуре, мы обычно характеризуем особенности функционирования искусства в жизни общества, степень владения людьми особыми языками искусств. И наконец, художественная культура, определяется художественной развитостью людей, художественными вкусами. С учетом всего этого художественная культура это создание особых духовных ценностей, художественных произведений, их совокупность и функционирование в жизни человека и общества, развитая способность к чувственному восприятию и оценке художественных ценностей, потребность в их освоении, владение знаковыми системами (языками) искусств, позволяющее успешно удовлетворять эту потребность. Художественная культура, искусство – чрезвычайно существенный компонент культуры человека и человечества. Культура и искусство Искусство – особое осмысление жизни художественными средствами. Оно представляет собой род вненаучного знания о мире, о человеке, его духе. При восприятии искусства рождаются эстетические переживания, чувства наслаждения красотой, а иногда и омерзения, негодования в отношении к уродству, безобразию, бесчеловечности. Древние греки верили в то, что хорошая музыка и созерцание прекрасного способны врачевать души. АС. Пушкин, осознавая высокую действенность поэзии, писал И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. М. Горький считал, что всем хорошим в себе он обязан книгам. При этом давно известно, что искусство, если и воспитывает, то развлекая, проявляя себя не только как область глубоких дум и высоких переживаний. Человек, наслаждаясь искусством, отдыхает от забот. В искусстве классическом или авангардном каждый человек может найти для себя то, что созвучное его душе. То, что привлекает масштабностью художественной мысли, и те произведения, которые, даже не будучи шедеврами, просто обрадуют, насмешат, дополняя трезвое, рациональное, порой скучное, иногда мучительное существование прелестью игры, так необходимой вечно озабоченным людям. Конечно, все это не так или не совсем так, если мы имеем дело нес настоящим искусством, ас его коммерчески выгодными суррогатами, 2.12. Эстетическая и художественная культура. Культура и искусство имитациями, подделками, которые привыкли тоже относить к сфере искусства. Большая часть современного шоу-бизнеса скорее напоминает искусство, поскольку использует средства художественной выразительности в целях, имеющих мало общего с функционированием и развитием художественной и нравственной культуры. Подлинное искусство оформляет жизнь людей, будучи элементом культуры светской и религиозной. Великолепные храмы украшены скульптурой и живописью, мозаикой, цветными витражами. В некоторых из них звучит прекрасная музыка. Религиозные ритуалы, обряды эстетически, художественно оформлены, представляя собой театрализованные действа. Упомянув в связи с искусством о религиозной культуре, мы затронули проблему воплощения культуры в сфере религии. Отношения культуры и религии, место религиозной веры в культуре человечества оценивается, однако, далеко неоднозначно. Культура и религия Существуют две крайних точки зрения на соотношение религии и культуры, на то, что представляет собой религия, религиозная вера в ее связи с культурой. Наиболее распространена та позиция, при которой считается, что без религии, и именно безрелигиозной веры, нет и не может быть настоящей культуры. Так, И. Ильин писал, что возможна нехристианская культура, но совершенно невозможна культура безбожная, ибо культура творится не сознанием, не рассудком и не произволом, а целостным, длительными вдохновенным напряжением всего человеческого существа, отыскивающего прекрасную форму для глубокого содержания. А это возможно только когда инстинкт человека приобщен к духовности в порядке любви и веры». Религия, вера в бога рассматривается при этом как выражение живого человеческого чувства, возможность и необходимость единения людей, основанного на идеалах святости, справедливости, любви, ми- лосердия. Понятно, что если это так, то действительной светской культуры в принципе быть не может. А это сомнительно. Согласно другой позиции, атеистической, религия – это мракобесие, опиум народа (Маркс, духовная сивуха (Ленин, выражение и результат слабости человека перед силами природы, его невежества. Этим в СССР оправдывались уничтожение храмов и религиозных свя- 1 Ильин И Собр. соч в 10 т. Т. 1. МС, Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии 87 тынь, оскорбления чувств верующих, гонения, которым они подвер- гались. Религиозная вера рассматривалась как признак бескультурья, недостаточной развитости культуры. И не только в жестком варианте атеизма. Постепенно многие люди стали склоняться к тому, что откровенно выразил, например, английский математики философ Б. Рассел, считавший, что современному культурному человеку ненужна вера в бога. Ибо эта вера умаляет возможности человеческого разума, ограничивает духовную свободу. Действительно, религиозная вера нередко проявляет себя как догматичная, фанатичная, полная суеверий. Религиозные организации не раз ополчались на свободный поиск ума и сердца, уничтожали памятники различных культур. Достаточно напомнить о деятельности святой инквизиции, о судьбах Галилея, Джордано Бруно, о крестовых походах и действиях христиан-завоевателей в Южной Америке. Кроме того, смущает и имеющая место нетерпимость отношения верующих к людям других религиозных конфессий и к неверным. Признание исключительности своей веры. Православие, скажем, по наименованию, считается единственно правильной верой, верой, правой по отношению к другим. Тем не менее сторонники атеистической позиции слишком упрощенно трактуют своеобразие религиозной веры, сводя ее к суевериям, вере в сверхъестественное, громя ее рационалистически, делая упорна антикультурной деятельности тех или иных религиозных организаций. На самом деле, несмотря на то что ив церквях ив монашестве есть всякое (и разврати лицемерие, и корыстолюбие, религиозная вера бывает и светлой, чистой, возвышающей человеческий дух. Но те, кто делает упорна этом, тоже односторонни. Они исходят из идеальных представлений о религии, отбрасывая как несущественное то, что не столько в самих верованиях, сколько в их интерпретациях, в религиозной практике (в той же догматике, сознании и действиях конкретных верующих) находится в противоречии с ценностными смыслами культуры. По-видимому, по поводу связи религии и культуры возможна и наиболее целесообразна третья позиция. Фактически она сводится к тому, что религия бывает связана с культурой различно. Тем более что нет религии вообще, а есть разные религиозные верования, разные религиозные конфессии. Культура может основываться на религиозной основе, ноне на любой. Религиозная культура реализуется в том случае, если вера в бога одухотворяет, облагораживает жизнь людей. Культура и религия Если обратиться конкретно к христианству, то культурный христианин не тот, кто истово молится, не очень заботясь об окружающих его людях. А тот, который в своей жизни подобен Иисусу Христу. Для Иисуса не было ни эллина, ни иудея, а были люди. Для него человек был дороже всякого ритуала и буквы закона (не человек для субботы, а суббота для человека. Христос учил тому, что бог есть любовь. Он про- поведывал терпимость, человечность, милосердие. Милосердие не как исполнение христианского долга, а как желание, веление сердца. Милосердие не ради собственного спасения, а из любви к ближнему, даже если он враг твой. В образе Христа явлена нравственность, в которой главное не нормативная сторона (хотя она и есть, а совесть, нравственное чувство, обращенное внутрь, не позволяющее судить других прежде, чем судишь самого себя. Если уровень религиозной культуры близок к этому, то она не оказывается в противоречии с культурой светской (высшего уровня, с нравственной и эстетической культурой. Ибо в полноценной религиозной культуре важны неформальные моменты ритуала, текста и веры, ареальная очеловеченность жизни чувств, намерений и действий человека. В таком случае неверующий тоже может жить по-божески, не думая об этом. Светская культура тоже возможна. При этом люди верующие должны с уважением относиться к людям других религиозных конфессий и к неверующим. Людям неверующим, в свою очередь, должно быть свойственно уважение к вере людей, которым она помогает жить, которых она поддерживает, жизнь которых осмысляется и осветляется верой. Светская культура развивается под воздействием науки и с помощью образования. Чтобы ни было написано в священных книгах, люди образованные (даже те, которые остаются верующими) уже не верят в то, что Солнце вращается вокруг Земли. Наука показала, что это не так. Образование донесло эту и другие истины до населения. Но роль образования применительно к культуре не сводится к тому, что оно является передатчиком научных знаний. Культура и образование, культура и наука Образование – чрезвычайно важная составляющая жизни человека и человеческих сообществ. Постепенно сложилось и до сих пор существует, ставшее уже наивным представление о том, что культура дается образованием. Что культурный человек – это человек образованный. Это не так, поскольку образование само по себе не определяет культурности. Можно быть сверхобразованным человеком и оставаться Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии некультурным. Малообразованный, неграмотный человек может быть культурен если первый – зол, груб, нетерпим, бессовестен, подл, жесток, лжив и если второй – добр, деликатен, терпим, совестлив, порядочен, милосерден, честен. Вопрос в том, что дало образование человеку – знания, и только Каково самообразование Образование включает в себя два взаимосвязанных процесса, процессы обучения и воспитания. И его отношение к культуре зависит оттого, что и как воспитывается у образованного человека. Образование, помимо передачи знаний, представляет собой и передачу духовного опыта, его обогащение. Хорошее образование формирует знающую личность, а не существо с дипломом и знанием основ науки и техники, технологий. Хотя и это, последнее, необходимо. Конечно, в наше время уже совершенно очевидно, что невежественный человек – малокультурен. Образование высокого качества умножает богатство духовного мира человека. В его процессе человек может достигать большей культурной тонкости. Но именно если образование высокого уровня и если человек пришел не только получить знания и навыки, нужные для успешной карьеры, но и становиться культурнее. Само по себе знание чего бы тони было не делает человека ни добрее, ни злее, ни благороднее, ни подлее. Знание – ценностно нейтрально. Во всяком случае, научное знание, истины науки. К культуре знание имеет непосредственное отношение только в том случае, если речь идет о знании особого рода, об истине жизни, истине ее смысла, а не о знании фактов. Современное образование строится на научной основе. Наука и культура связаны между собой исторически. Связи между культурой и наукой настолько тесны, что наука чаще всего рассматривается в качестве одного из основных компонентов культуры. Конечно, наука есть порождение и инструмент цивилизации. Ив той мере, в какой цивилизация едина с культурой, необходима для ее сохранения, функционирования и развития, наука входит в поле культуры. Научное познание, его достижения, научные идеи – это ведь духовная деятельность, духовный опыт, существенно влияющий на все сферы жизни. Но духовность – не синоним культурности. Древнегреческий философ Демокрит заметил, что ученость еще никого не сделала хорошим человеком. Добавим, что и культурным тоже. Конечно, нельзя сказать, что всякий хороший человек – культурен, но полноценная культура предполагает-таки оформленное выявление именно человечности в человеке. Культура выступает прежде всего в таких реализуемых ценностях, как совесть, порядочность, милосердие, терпимость, деликатность, вкус, желание и умение понять 2.14. Культура и образование, культура и наука и принять другого человека, другой этнос, другую культуру. Замечательный ученый, высоко ценивший науку, Блез Паскаль, писавший о том, что все мироздание не стоит и самого посредственного разума, ибо он способен познать и все плотское и самого себя, недаром дальше заявил Все плотское, вместе взятое, и все разумное, вместе взятое, и все, что они порождают, не стоит самомалейшего порывами- лосердия» 1 . А культура собственно и проявляется в этом и проверяется этим. Не одним порывом, и не только порывом, правда, но и умением явить тоже милосердие по-человечески оформив его. Важно ведь и то, насколько человек внутренне культурен, и то, насколько органично выражает он свою культуру вовне – в речи, поведении, отношении к другим людям, другим культурам. Культура должна быть целью образования и науки и пронизывать собой то и другое, одухотворять научную и образовательную активность. В истории человечества есть масса примеров того, что это возможно. Многие ученые в своей деятельности проявляли и жертвенность, и благородство. И даже если не все люди умственного труда, люди образованные, действительно проявляли свои порядочность, совестливость, милосердие, то это хотя бы считалось нормами жизни. Наука неоднородна. Известно, что есть науки, называемые естественными, техническими. А есть гуманитарные науки, которые иногда именуют науками о духе. В них осуществляется познание человеком самого себя как общественного и духовного существа. К таким наукам относится и культурология. Контрольные вопросы и задания Каковы современные представления о том, что такое культура В чем существенные различия между ними? Попытайтесь сопоставить приведенные в этом разделе определения культуры с вашими представлениями о ней. Что общего и каковы отличия в содержании понятий цивилизация и «культура»? Прогрессирует ли культура Если да, то что означает прогресс в культуре? Иногда исследователи выделяют разные уровни культурности. Какие, к примеру, и по каким основаниям? Перечислите известные вам общечеловеческие ценности культуры. Какие ценности культуры, кроме них, вам известны А какие из них стали вашими, личными Паскаль Б Мысли. СПб., 1995. С. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии Что такое артефакты культуры»? Возможно ли понять то, что называют материальной культурой, через представления о знаках, символах, ценностных смыслах, воплощаемых в предметности явлений? Каков смысл словосочетаний умственная культура, физическая культура, культура чувств, культура общения, культура поведения Назовите выделяемые исследователями функции культуры. Что такое культурная норма Почему нормы так значимы для культуры? Какие культурные формы общения, поведения, отношений между людьми вам известны? Как связаны между собой экология природы и экология культуры? Каковы возможности воплощения культуры в сферах хозяйства, политики, права? В чем сущность нравственной культуры Почему нравственность человека иногда считают основным критерием его культурности? Что такое эстетическая и художественная культура Почему ив каких отношениях искусство особо значимо для культуры? Как взаимосвязаны между собой культура и религия, культура и образование, культура и наука? Литература Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. Артановский С. Н Культура как мудрость. Ренессансная традиция в европейском гуманизме ХIХ – ХХ веков. СПб., 2000. Выжлецов Г. П Аксиология культуры. СПб., 1996. Иконникова С. Н История культурологических теорий. СПб., 2005. Каган МС Мир общения. М, Кармин АС Культурология учебник. СПб., Культурология. ХХ век словарь. СПб., 1997. Лихачев Д. С Русская культура. М, Теория культуры учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова. СПб., Уайт Л Избранное. Науки о культуре. Эволюция культуры. М, Хрестоматия по культурологии. Т. 1, 2. СПб, 1999–2000. 2.14. Культура и образование, культура и наука |