Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
Скачать 2.03 Mb.
|
Ценность – это особая, позитивная значимость явлений в жизни конкретного человека, социальной группы, общества. Ценность не надо путать сценой, стоимостью. Далеко не всегда то, что стоит больших денег, является действительной ценностью. Ценность отличается и оттого, что с ней тесно связано, но что называется не ценностью, а оценкой. Оценка – это наше субъективное представление о ценности или не ценности чего-либо. Различие между теми другим, очевидно, высвечивается применительно к таким ценностям, как человеческая жизнь, здоровье. Здоровье, например, не перестает быть особо и позитивно значимым для человека ив том случае, если человек относится к нему не как к ценности, не бережет его. Собственную жизнь человек чаще всего оценивает как благо, она особо значима для него. И если ее пытаются отнять, он сопротивляется. Тем не менее нередко бывают случаи, когда жизнь перестает цениться. Человек не ценит жизнь настолько, что решается на самоубийство. Собственная жизнь в его оценке теряет значимость. Но она остается ценностью. Недаром другие люди, близкие, воспринимают самоубийство как трагедию. Есть ценности личные, нечто особо значимое в жизни вот этого человека. Может быть, даже мелочи, к которым он привык и без которых как-то стало трудно обходиться. Есть ценности общественные, которые могут становиться или не становиться личными. Печально знаменитый Герострат сжег великолепный храм Дианы для того, чтобы память о нем сохранилась в веках. Храм этот был действительной ценностью древнегреческого общества, ноне Герострата. В жизни человечества огромное количество разнообразных ценностей, некоторые из которых обрели величайшую значимость в тех или иных цивилизациях, в те или иные исторические периоды. Так, например, богатство в истории человечества стало чрезвычайно значимым. Недаром в русском языке слово богатство произведено от слова бог. Верилось, что богатство дано человеку богом, богами. И поэтому богатые люди считались людьми лучшими, чем бедные, так каким бог дал то, что они имеют, а бедным не дал Сорокин П Человек. Цивилизация. Общество. МС. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии Близко к этому оценивалось и имущество, наличие которого определяла ценность человека. Один древнеегипетский отец писал сыну, что ничто в мире не сравнится, сынок, с хорошо устроенным имуществом. Когда завоевывали страну, то, чтобы окончательно ее уничтожить, осуществлялся вывоз всех богатств, всего имущества и уничтожение того, что не вывозилось. Не все ценности жизни имеют вещественный характер. Власть, к примеру, может становиться ценностью, восприниматься в качестве таковой. Очевидно, что многие люди стремятся обладать властью, получить ее и сохранять, иногда любой ценой. Высокой ценностью является и слава. Среди существенных ценностей жизни нередко особо выделяется семья. Большинство людей хотят иметь семью (конечно, хорошую, стараются создать ее. Разрушение семьи обычно чаще всего трагично для всех ее составлявших. Высочайшей ценностью для людей разных обществ является родина, защищая которую порой готовы отдать жизнь. Ценностями, безусловно, становятся многие достижения цивилизации, начиная с добывания людьми огня. Научные открытия, изобретения, технические устройства и усовершенствования, которые существенно изменяли и изменяют жизнь людей, делая ее более комфортной, безопасной. Эти ценности значимы в их отношении к культуре. Во- первых, потому что в процессе их создания присутствует духовный элемент. В таких достижениях цивилизации как водопровод, умные машины, компьютерная техника, закреплен и выражен в том числе и духовный опыт. Не только собственно научная деятельность, но и изобретательность, вообще создание нового связано с духовной активностью людей. Во-вторых, научная и техническая деятельность порождают средства для сохранения, функционирования и распространения ценностей культуры. Без современных средств, благодаря которым реально действует, сохраняется и передается информация, культура была бы существенно беднее. Тем не менее достижения цивилизации не представляют собой ценностей собственно культуры. Хотя если под культурой понимается просто все, что не природа, то они и другие ценности, о которых упоминалось выше, – ценности культурные. Но вряд ли это так. Ценности культуры выделяются среди многообразия ценностей жизни. Ценность культуры – это особая положительная значимость чего- либо в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, 2.3. Ценности культуры общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры. Некоторые ценности культуры именуются высшими, общечеловеческими К ним относят прежде всего добро и красоту. Почти всегда к этой паре добавляется такая ценность, как истина. Общечеловеческими ценностями считаются также вера, любовь, свобода. Эти ценности в разное время, в разных культурах воплощаются в жизнедеятельности людей различно. Нов духовном опыте любой из культур есть общечеловеческое содержание, определяемое вышеуказанными понятиями. Добро – очевидная и несомненная ценность жизни и культуры. Все разговоры об относительности добра бессмысленны, если только не называть добром то, что на самом деле является злом. Ведь добро – все то, что содействует сохранению и развитию физической и духовной жизни человека и человечества. Добро как ценность культуры – это доброе отношение, реализуемое в намерениях и действиях людей, взаимодействующих друг с другом и окружающим миром. В обыденной жизни мы такое отношение называем добродушием, мягкосердечностью, милосердием, терпимостью. В разных культурах разнятся формы проявления добра, но суть везде и всюду одна и та же. Большинством людей добро, проявленное в отношении к ним, ценится высоко. Правда, бывают и неблагодарные. Кроме того, порой человек ошибается, принимая за добро то, что им не является. В достаточно развитых обществах добро осознается в качестве одной из высших ценностей, тесно связанной с другой ценностью жизни и культуры, – красотой. Красота в общем может быть определена как чувственно воспринимаемое человеком совершенство чего-либо, кого-либо. В содержании красоты как совершенства представлено два взаимосвязанных момента. Первый – наличие у носителя совершенства особых свойств, черт, например, таких как гармоничность, соразмерность, выразительность, и некоторых других, которые в данной культуре стали воздействовать на чувства людей, вызывать у них позитивные, одухотворенные эмоции удовольствия, наслаждения. Второй момент – развитость человеческой чувственности, способности получать не утилитарное наслаждение от чувственного восприятия носителя совершенства. Красота – всегда результат чувственного взаимодействия человека с конкретным явлением, ставшим носителем, знаком духовно значимых в этой культуре совершенств. Значимость, которая в истории человечества стала особой – именно ценностью высокого порядка. Особая значимость красоты в жизни людей подтверждается не только тем, что о ней постоянно размышляют философы, ее изобра- Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии 53 жают и творят люди искусства, но и тем, что за красоту порой умирают и убивают, к ней стремятся. И даже (как Ф. Шиллер, а вслед за ним герои Достоевского) считают, что именно красота спасет мир. Правда, постоянно твердят и об относительности красоты. Водной народной пословице сказано для одних красота в волосах, для других в лысине. Понятие красота очень многозначно. Кроме того, то, что чувственно совершенно водной культуре, то может быть несовершенным в другой. Исследователи отмечают, что водном из африканских племен считалось красивым, если у людей были редкие передние зубы. Таких людей просили почаще улыбаться для удовольствия окружающих. Известно, что представления, скажем, о женской красоте у русских крестьян и русского дворянства существенно различались. Крестьяне в женщине, предназначенной быть работницей и матерью, ценили прежде всего признаки телесного здоровья. Для русской аристократии предназначение дамы – быть украшением салона, олицетворять собой чистую красоту. И чувственно совершенными казались томная бледность, хрупкость, нежное изящество. Красота как чувственно данное совершенство в размышлениях о ней теоретиков оказывалась весьма неопределенным явлением. Хотя значение ее в жизни людей до XX в. никто не оспаривал. Но культурная ценность красоты чаще всего обосновывалась через ее причастность пользе и добру. В Древней Греции красота как ценность связывалась с добром. Прекрасное означало и красивое, и хорошее. Да и сейчас мы говорим прекрасная погода, прекрасный человек, прекрасный поступок. В России XIX в. Лев Толстой учил тому, что красота есть последствие добра. А та, которая не связана с добром, таи не должна называться красотой. Красота, конечно, связана с добром, как и с другими высшими ценностями культуры истиной, свободой, любовью. Нов тоже время она и самоценна. Если речь идет о красоте, совершенстве явления, вещи – то это именно чувственное, но особое. Возникновение его (во взаимодействии человека с явлением) определено тем, что в данной культуре некоторые чувственно воспринимаемые особенности (качества, свойства) явлений стали особо значимыми в том плане, что они способны через зрение, слух, обоняние возбуждать и радовать душу человека, возвышать его духовно. Это происходит в том случае, когда чувственность человека, воспринимающего явление, достаточно развита, одухотворена. Недоразвитость чувственности приводит к тому, что человек вполне довольствуется не красотой, а ее имитациями. И получает наслаждение не духовное, а близкое к физиологическому. Просто что. Ценности культуры то приятно для глаза, для слуха, не более. Духовного восторга, праздника духане возникает. А наслаждение красотой и есть праздник духа. И этот праздник необходим, хотя бы иногда. Он (стремление к нему) обеспечивает возможность дальнейшего возвышения чувственности человека, проявлений ее одухотворенности. Третья из обычно упоминаемых ценностей культуры – это истина. Истина применительно к познанию человеком мира понимается обычно как соответствие наших представлений (о мире, о явлении) тому, что есть на самом деле, как соответствие мысли предмету (Декарт. Истинное знание представляет собой чрезвычайную ценность для человека и человеческих сообществ. Но когда мы говорим об истине как ценности культуры, смысл понятия истина существенно углубляется и расширяется. Истина в науке – это соответствие идеального (наших мыслей о мире) реальному, тому, каков этот мир в действительности. Истина как ценность культуры – это соответствие реальной человеческой жизни (и ее проявлений) высшим ценностям культуры, культурным идеалам. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, рассуждая о вере и истине, писал, что философия пытается искать истину (исследуя сомнение) стем, чтобы жизнь обрела подлинность, чтобы у человека была убежденность, истинная вера (необязательно религиозная Философия не должна доказывать истину для того, чтобы наша жизнь обрела подлинность. Вот эта подлинность жизни (не заданная, а создаваемая людьми) выявляется прежде всего как реализуемая истинность веры, добра, красоты в этом мире. Истинность как проявленность действительной, а не фальшивой веры, настоящего добра, подлинной красоты, а не их имитаций. Что касается добра, например, то русский религиозный философ Вл. Соловьев, исследуя его, стремился показать добро как правду, то есть как единственный правый, верный себе путь жизни во всеми до конца» 2 Библейское не лги означает непросто не говори неправды, а будь истинен в своей жизни, живи в истине, а не во лжи. Значит, в соответствии с божьими установлениями. А если говорить о светской жизни, ее истинность удостоверяется соответствием установлениям культуры. Конечно, это предполагает и элементарную честность. Но истина как ценность культуры живет не в частностях, а в целостном разви- 1 Ортега-и-Гассет Х Что такое философия. МС Соловьев В. С Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев. Соч в 2 т. Т. 1. МС. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии 55 тии человека, все более и более очеловечивающего и себя, и мир вокруг. Человека, постоянно меняющегося и каждый раз определяющего что он есть и чем он будет. Ведь сам мир культуры был изобретен человеком как такой мир, через который человек становится человеком. В этом смысле истина как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью» 2 Любовь – также одна из высших ценностей жизни и культуры. И слово любовь также чрезвычайно многозначно. В жизни любовь – это сильное стремление человека к кому-то, чему-то как ценности, стем чтобы получать удовольствие, наслаждение, радость, заботу доставлять удовольствие, наслаждение, радость, оберегать, заботиться, спасать и то и другое вместе. Любят то, что дорого, ценимо, что чувственно или духовно или чувственно-духовно значимо, порой сверхзначимо. В любви выявляется отношение людей друг к другу, к животным, к природе, к богу. Любовь бывает тихим нежным чувством, но бывает яркой страстью. Страстью, которая может вести к богу, к добру. Но и к тягчайшим грехам, к злу. Ценность любви кажется столь высокой, что оправдывает поступки, не оправдываемые более ничем. Ради любви, из-за нее предают друга, бросают детей, смертельно обижают родителей, убивают соперников, мучают тех, кого любят, и мучаются, страдают сами. Чувство любви может быть принижено, приземлено. В наше время появилось выражение заниматься любовью». И в тоже время всегда сохраняется отношение к любви как к чему- то божественному. Любая страсть, в том числе и половая, может быть возвышенной. Люди способны жертвовать собой для спасения любимого, погибать за родину. Древнегреческий философ Платон сетовал на то, что люди не осознают истинной мощи и величия любви. Иначе они воздвигали бы ей храмы и алтари и приносили жертвы, что, по его мнению, следует де- лать. В Библии, в Новом Завете читаем Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто Мамардашвили М. К Необходимость себя. МС Соловьев В. С Смысл любви Соч в 2 т. Т. 2. МС. Ценности культуры И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (Первое послание к коринфянам святого апостола Павла). Иоанн Богослов утверждал Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь (Новый Завет. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова). В поэзии и песнях всего мира воспеваемая любовь занимает исключительное место, и не только любовь между людьми, но и к природе, к родным местам. Особая значимость любви в жизни человека и человечества несомненна. Нов чем состоят и как проявляются собственно культурные смыслы любви? Любовь как ценность культуры – это возвышенное, одухотворенное чувство человека, в котором выражена особая значимость для него объекта, вызывающего это чувство. Возвышено, одухотворено, культурно это чувство, во-первых, тогда, когда в нем светится высокая ценность любимого (человека, природы, родины, бога и т. д. Во-вторых, тогда, когда восприятие любимого, устремленность к нему и на него ощущается как одухотворенное чувство, духовное наслаждение. И, наконец, в-третьих, тогда, когда это чувство, реализуемое в эмоциях, действиях, поступках человека в отношении к объекту любви, особым образом оформлено. Любовь как действительная ценность, по мнению Вл. Соловьева, – это преодоление эгоизма, способность жить не только в себе, но ив другом. В действительной любви высшего уровня культурности преимущественной ценностью является не сама любовь, а всегда, во всех видах любви (к чему, к кому бы тони было) – другой человек, другие люди. И если природа, окружающая среда, то очеловеченная. И если родина, то вместе с людьми, живущими в ее пространстве. Но хотеть жить другими в другом, утверждая его ценность, в плане культуры мало. Любить надо, как ни странно, уметь. Уметь выявить чувство любви так, чтобы другой мог ощутить его, принять его выражения. В любви как реализуемом единении разных людей важны деликатность, такт, терпимость. В истории человечества, в разных культурах развились различные формы выражения любви. Что касается любви половой, то цветы, поэтические признания, кольца, шарфы, драгоценности, подарки возлюбленным имели свое особое назначение стайными девизами, эмблемами. Любовь в Европе обрела особый язык, символику, элементы игры. Но эта игра имела явный культурный смысл Дабы не прослыть 1 Хейзинга Й Осень Средневековья. МС. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии варваром, следовало заключать свои чувства в определенные формальные рамки. Формы любовной игры несли в себе признак окультуривания любви, да и были ее окультуриванием. Другое дело, что они могли реа- лизовываться как чисто внешние, становились ритуальными, стандартными. Ив этом виде входили в жизнь, были ожидаемыми, требуемыми в любовных отношениях. Но ведь не всегда и не вовсе внешними. Культура любви и стала проявляться, во-первых, в освоении этих форм. А во-вторых, что более важно, – в наполнении их индивидуаль- но-личностным содержанием, живым душевным теплом, живой человеческой страстью, не разыгрываемой, а осуществляемой в отношении вот к этому любимому человеку. Формы выражения любви и во времени, ив пространстве регионально различны. Но, по крайней мере, для больших социальных групп, этносов, обществ они устанавливаются в качестве общих, понятных всем, социально одобряемых. Любовь как ценность жизни и культуры связана с другими ценностями с добром, истиной, красотой, верой, со свободой, которая ив связи с любовью, и сама по себе осмысляется непросто. «Сладкое слово свобода ничуть не менее многозначно, чем слово любовь. В качестве ценности жизни свобода осознана в древности. Древние греки и римляне гордились тем, что они свободны. Несвобода понималась как рабство, принуждение. Проблема свободы, противопоставленной рабству, крепостничеству, вообще всякому принуждению, остается актуальной для человеческих сообществ во всей их истории. Европейские философы Нового времени пытались понять, что же такое человеческая свобода и как она может достигаться. И убеждались в том, что абсолютной свободы нет и быть не может. Нидерландский философ XVII в. Б. Спиноза определил свободу как познанную необходимость. Он показал, что нельзя быть свободными от законов природы. Свобода поэтому состоит в том, чтобы познать эти законы и действовать в соответствии сними. Исходя из этого в марксизме появилось представление о том, что жить в обществе и быть свободным от общества (от закономерностей, действующих в нем) невозможно. Значит, свобода целиком зависит от устройства общества. Революция, по мнению К. Маркса, и должна была обеспечить переход человечества из царства необходимости в царство свободы, отсутствия угнетения одних людей другими людьми. Противоречивость таких представлений о свободе, однако, виделась в том, что любая ограниченная свобода не может считаться вполне свободой. В России, кроме слова свобода (чаще всего понимае- 1 Хейзинга Й. Указ. соч. С. 118. 2.3. Ценности культуры мая как свобода в рамках порядка, не как произвол, есть слово воля, смыслом которого является несвязанность человека ничем. Свободу нередко и понимают в плане возможности поступать как хочется, как абсолютную свободу выбора, хотя бы в духовном плане. Человеческая воля (от воления, желания, вообще говоря, всегда свободна. Духовная свобода, свобода духа достижима. Но при этом различаются свобода человеческих устремлений, воли выбора и свобода действия, поступка, всегда чем-то ограниченная. Свобода в рамках существующих в обществе порядков и установлений может быть недостаточной для личности. Но свобода как полный произвол индивида или социальной группы вряд ли является действительной ценностью. Конечно, прежде всего ценится свобода от утеснений, принуждения. Но и у нее есть оборотные стороны – страх перед одиночеством, незащищенностью. Получив свободу, мы часто не знаем, что с ней делать, зачем она нам. И не можем ее использовать. И с правами не знаем, что делать. Ведь, скажем, право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли. Философы-экзистенциалисты XX в, а также немецко-аме- риканский мыслитель Э. Фромм и многие другие показали, что свобода как движение к индивидуализации ведет к ощущению одиночества, бессилия, нежелательной личной ответственности за себя и зато, что происходит вокруг. Это ведь трудно. И мы готовы отказаться от собственной личности, либо подчиняясь новым формам власти, либо подстраиваясь под общепринятые шаблоны поведения. Так что свобода от (ограничений, притеснений) далеко не всегда является тем, к чему стремится человек. Иона не всегда и не во всем позитивна, порой тяготея к апологии произвола. И поэтому она небезусловная ценность, во всяком случае небезусловная ценность культуры. У свободы есть, правда, и другое измерение. Свобода может пониматься и как свобода для. Во имя чего свобода Абсолютной свободы, конечно, нет. Но свобода в ее отношении к культуре – это свобода духовная. Влекущая, по выражению Э. Фромма, к гармонии бытия, к самостоятельности выбора в действенном стремлении к идеалам. Причем, конечно, бывают разные идеалы не только добра, любви и красоты. Но Э. Фромм призывает к тому, чтобы отличать подлинные идеалы от поддельных различие между ними столь же фундаментально, как различие между правдой и ложью 1 Фромм Э Бегство от свободы. МС Там же. С. 119. 3 Там же. С. Глава 2. Понимание культуры в современной культурологии Культурный смысл свободы раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах. В аспекте свободы от принуждения, в котором свобода противопоставлена рабству. Ив аспекте ответственности человека за себя и за происходящее вокруг. |