Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурология изучает сущность и структуру культуры процесс исторического развития мировой и российской культуры национально-эт

  • В культурологии наметились три взаимосвязанные тенденции интеграции, дифференциации и сравнения.

  • В социологии культуры выделяют три уровня знания.

  • Контрольные вопросы и задания

  • Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
    АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    Дата01.02.2017
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    ТипЛитература
    #1605
    страница3 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    западнохристианская в католической, лютеранской и протестантской формах в странах Западной Европы, США, Австралии
    православнохристианская в Юго-Восточной Европе ив России исламская, которая проходит по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены индуистская в Индии дальневосточная цивилизация ламаизма, буддизма, синтоизма, конфуцианства в Китае, Японии, Монголии, Корее. Перечень цивилизаций не является исчерпывающим.
    Каждая цивилизация проходит путь возникновения, роста, надлома и распада, чередования статики и динамики, пассивности и активности. Особую роль в развитии цивилизаций играет творческое меньшинство, или духовная элита общества. Именно ей принадлежит инициатива решения возникающих проблем. Особенно на первых этапах она придает развитию энергичный импульс и отвечает на Вызов истории. Если эти инициативы поддерживает остальное большинство, то цивилизация развивается успешно. Пересечение полей активности и пассивности, творческого порыва и сопротивления определяют жизненную силу цивилизации в период роста. Однако позитивные процессы не бесконечны. Наступает период надлома, который сопровождается не только потерей инициативы, но и духовным кризисом, междоусобными войнами, перерождением элиты в правящее меньшинство, озабоченное лишь собственными интересами.
    1
    Шпенглер О. Указ. соч. С. 164.
    1.5. Исторические типологии культур
    А. Тойнби подробно рассматривает три возможных пути выхода из кризиса. Архаизм как возврат к прошлому, футуризм как движение к будущему – эти два путине продуктивны своей односторонностью. А. Тойнби предлагает модель третьего пути. Преображение означает создание Универсального государства, установление мира и согласия в социальной сфере и Вселенской церкви на основе религиозно-духов- ного объединения. Религия становится силой духовного возрождения и сплочения цивилизации, выхода из кризиса. Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его будет только богаче, – заключает А. Тойнби. Многообразие культур является основой культурологической концепции русского и американского социолога, всемирно известного ученого ПА. Сорокина (1889–1968), автора четырехтомного произведения Социальная и культурная динамика. Теоретическая позиция Сорокина основана на определении значения ценности как основания каждой культуры. Доминирующие ценности пронизывают все сферы культуры экономику и политику, мораль и право, науку и религию, спорт и искусство, нравы и обычаи, образ жизни и способы мышления. Ценности культуры пронизывают эмоции и желания, воплощаются в предметной деятельности. Для понимания культуры народа надо узнать систему ценностей, чем люди дорожат и что отвергают. Если меняется система ценностей, то и культура становится иной. Ценности хорошо согласуются друг с другом, воспринимаются значительным большинством общества как единственно верные, окружены ореолом святости. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность и устойчивость культуры.
    Аксиологиеская (ценностная) основа культуры определяет менталитет, национальный характер, способы идентификации личности.
    Каждая культура индивидуальна, имеет собственную систему знаний, философию и мировоззрение, кодексы и правила поведения, священные образы и произведения искусства. Общие ценности соединяют культуры в тот или другой исторический тип. ПА. Сорокин выделяет три типа культуры идеациональный, чувственный и идеалистический (смешанный).
    Первый тип основан на преобладании религиозных ценностей, имеющих значение идеологических символов. В культурах данного типа реальность рассматривается как божественное творение, все чувственные желания объявляются греховными. Идеалом провозглашается
    1
    Тойнби А Постижение истории. МС. Глава 1. Становление культурологии
    аскетизм, мораль основывается на религиозных и идейных догматах, искусство воплощает религиозные сюжеты. Идеациональная культура выражает идею Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного создателя мира и человека. Этот тип культуры характерен для европейского Средневековья, а также для восточных культур.
    Второй тип основан на ценности чувственных удовольствий, наслаждении жизнью во всех проявлениях, практической пользе. Чувственное общество, – пишет ПА. Сорокин, – живет в настоящем и ценит только настоящее. Популярными становятся такие высказывания быстро обогащайся захвати власть цени популярность, славу и возможности текущего момента, так как осознаются только ценности настоящего. Чувственные ценности культуры свободны от религиозных догматов, моральных запретов, проникнуты стремлением к телесным наслаждениям, развлечениями удовольствиям. Чувственный тип культуры обычно следует за идеациональным ив европейской культуре процветает в разное время, в том числе в современности.
    Третий тип сочетает в разумной пропорции черты первого и второго, является сбалансированным. Этот тип культуры ориентирует человека на терпение в трудных условиях, оптимистическую ориентацию на веру, надежду, любовь как вечные духовные ценности.
    П. А. Сорокин несогласен со Шпенглером относительно заката европейской цивилизации и циклического развития культур от рождения к смерти. Никому из приверженцев этих теорий не удалось показать, что же разумеется под детством общества или под старением культуры каковы типичные характеристики каждого из возрастов, когда и как умирает данное общество и что значит смерть общества или культуры вообще. Точно также как замена одного образа жизни человека на другой образ жизни не означает его смерти, таки замена одной фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества, в котором происходит трансформация, утверждает
    Сорокин. В европейской культуре уже происходила подобная замена ценностей, и мнимая смертная агония на самом деле была родовыми муками рождения новой культуры. Энергия культуры обладает огромной силой, увеличивая духовный потенциал человека и общества.
    Теории исторической типологии культуры и локальных цивилизаций значительно повысили научный статус культурологии, выдержали
    1
    Сорокин ПА Человек. Цивилизация. Общество. МС Там же. С. 470.
    3
    Там же. С. 432.
    1.5. Исторические типологии культур
    испытание временем, оказались в эпицентре современных дискуссий по проблемам будущего развития, возможности противостояния и конфликта цивилизаций.
    Американский социологи культуролог А. Тоффлер (1928), автор многих книг, в том числе Третья волна, рассматривает исторический процесс развития цивилизаций подобно волнам, которые накатываются и накрывают друг друга, создавая проблемы адаптации человека к новым условиям. Первая волна представляет аграрную цивилизацию, самую длительную и всеобщую в истории культуры, продолжалась в Европе вплоть до начала промышленной революции XVI–XVII столетий. Вторая волна – индустриальная цивилизация, она постепенно вытесняет аграрный тип и продолжается до сих пор. Третья волна – эра информационной цивилизации, начало относится к середине ХХ в, и происходит интенсивное развитие. Новая цивилизация отличается от прежних скоростью перемен во всех сферах культуры и вызывает культурный шок от встречи с будущим. Это понятие отражает растерянность, беспокойство, разрушение привычных стереотипов сознания и поведения людей. Отношения становятся хрупкими, возникает общее состояние нестабильности и неуверенности, недоверия к переменам. Возникает общество одноразовых стаканов, торжествует идея краткосрочного использования предметов, культура выбрасывания становится показателем новой цивилизации. Возникает проблема поиска механизмов адаптации человека к темпу перемен, преодоления технологической зависимости и близорукости, сохранения гуманистических ценностей.
    Большой общественный резонанс и дискуссию вызвала сначала статья, а затем и книга американского политолога С. Хантингтона
    (1927) Столкновение цивилизаций. Он представил вариант куль- турно-исторической типологии в условиях глобализации, отношениях между Западом и Востоком и необходимости новой стратегии на основе равноправного диалога культур и цивилизаций в многополярном мире. Многообразие культур, исторический процесс взаимодействия культуры и цивилизации является важным направлением культурологических исследований.
    Рассмотрение исторического процесса на основе цивилизационного подхода позволяет выявить общее и особенное в развитии культуры народов, взаимовлияние и культурные контакты, уникальность достижений и памятников культурного наследия, преемственность и
    1
    См Хантингтон С Столкновение цивилизаций. М, Глава 1. Становление культурологии
    модернизацию культурных ценностей. Именно поэтому из всего комплекса проблем и разделов культурологии было избрано это направление, представленное трудами всемирно известных ученых – Н. ЯДа- нилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, ПА. Сорокина.
    История культурологии насыщена великими именами мыслителей, произведения которых составляют интеллектуальное богатство человечества. Изучение истории идей о культуре – перспективное направление культурологии. Предстоит более полно и основательно рассмотреть историю европейской и российской культурологической мысли, историю культурологии стран Востока. Предмет и значение современной культурологии

    Культурология как гуманитарная наука и дисциплина в системе образования проходит достаточно динамичный и противоречивый путь. Как уже отмечалось, возникновение культурологии в европейской науке относится кв, но особенно интенсивно развивается в конце ХХ – начале ХХI в. Это вызвано рядом тенденций в современном мире.
    Процесс глобализации значительно способствовал сближению культур народов мира, усилению межкультурного взаимодействия и культурных контактов. Глобализация охватила деятельность средств массовой информации и Интернет, систему образования, индустрию массовой культуры, туризм и спорт, моду и дизайн, искусство и досуг. Расширение круга общения увеличило интерес к познанию иных форм культурной жизни.
    Культура приобретает значение фактора сплочения общества на основе отношения к культурному наследию и распространения гуманистических ценностей, преодоления изоляционизма, формирования национального самосознания и идентичности. Культура способствует взаимопониманию и солидарности, согласию и толерантности, предупреждает возможность конфликтов и насилия, приобретает новую роль в обеспечении национальной безопасности.
    Новые тенденции вызвали не только позитивные последствия, но и привели к возникновению социальных и культурных проблем, негативных явлений, массовым правонарушениям, распространению наркомании, алкоголизму, проституции, хулиганства, безработицы.
    1
    См Иконникова С. Н История культурологических теорий. СПб.: Питер, 2005;
    Трофимова Р. П История русской культурологии. М Академический проект, 2003;
    Межуев В. М Идея культуры. Очерки по философии культуры. М Прогресс-Тра- диция, 2006.
    1.6. Предмет и значение современной культурологии
    Все это является следствием как социальных условий, таки кризиса сознания и распространения бездуховности. Дефицит культуры вызывает особое беспокойство. Он проявляется в вандализме по отношению к культурному наследию, исчезновении памятников истории и культуры, модернизации исторических центров и культурных ландшафтов, нашествии массовой культуры, засорении и вульгаризации русского языка. Пренебрежение к культуре проявляется в запущенности городской и сельской среды, распространении грубости и пошлости, неряшливости внешнего облика, агрессивности и враждебности в отношениях между людьми. Можно продолжать перечисление негативных явлений, пороков и жестоких конфликтов. Они вызывают тревогу в обществе, затрагивают каждого человека. В изменении духовного климата обвиняют объективные обстоятельства, трудности модернизации общества, экономические приоритеты и финансовый прагматизм, изменение системы ценностей, утрату идеологического влияния, цензуры и запретов. К этому следует добавить ностальгию и идеализацию периода советской власти, стремление забыть драмы и противоречия. Несомненно, все эти факторы оказывают влияние на состояние современной российской культуры. Именно поэтому возрастает роль гуманитарных наук, влияющих на изменение ценностных ориентаций, совершенствование духовного мира. Культурология способствует преодолению негативных тенденций и явлений, приобщает человека к ценностям отечественной и мировой культуры, создает атмосферу доверия, толерантности и душевного здоровья. Как справедливо отмечал академик Д. С. Лихачев, ХХI в. – это век гуманитарной культуры. Искусство, наука, философия, религия, мораль способствуют милосердию, доброжелательности, толерантности в отношениях между людьми, народами и государствами. Без общей культуры зачахнут и точные науки, требующие большого интеллектуального напряжения, гуманитарной экспертизы осуществляемых проектов. Низкая культура отрицательно сказывается на всех проявлениях общественной и личной жизни, в политической безответственности, отсутствии элементарных норм культуры общения, цинизме и пренебрежении к личности.
    В каждом новом поколении должен увеличиваться культурный пласт сознания, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости человека, расширяться диапазон познания и творческих потенциалов личности. Гуманитарное образование содействует преодолению технократической близорукости и примитивного
    1
    Лихачев Д. С Избранные труды. СПб., Глава 1. Становление культурологии
    прагматизма, помогает снимать психологическое напряжение и эмоциональные перегрузки, содействует восстановлению душевного равновесия и здоровья, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности. Освоение гуманитарной культуры создает своеобразные островки стабильности в мире бесконечных перемени трансформаций. Она осуществляет историческую преемственность передачи культурных ценностей от поколения к поколению, сохранения и освоения шедевров и достижений мировой и российской культуры.
    Именно эти факторы и особенности современного общества способствовали развитию культурологии и как науки и гуманитарной дисциплины в системе образования.
    Дипломированный специалист должен иметь как профессиональные знания, таки высокий уровень культуры. Она проявляется в понимании развития культуры, уважении к традициям других народов, в культуре общения и поведения. Образование и культура становятся символическим капиталом, который способствует повышению социального статуса специалиста, престижа, авторитета, успешности, жизненного благополучия и душевного здоровья.
    Культурология изучает сущность и структуру культуры процесс исторического развития мировой и российской культуры национально-эт-
    нические особенности культур народов мира ценности и достижения человечества в различных сферах экономической, политической, научной, художественной, религиозной, нравственной деятельности взаимодействие культур и цивилизаций развитие духовного мира личности. Культурология создает систему представлений о развитии различных сфер культурной жизни, процессе исторической преемственности и творческом своеобразии культур и цивилизаций.
    Культурология развивает духовный мир личности, способность понимания и уважения иных культур, развитие в человеке черт гуманности, доброжелательности, милосердия и благородства. Культурология исследует не только глобальные проблемы, но и повседневную жизнь человека, помогает обрести ценностные ориентиры и смыслы, преодолеть тревоги и сомнения, открывает путь самореализации личности в различных сферах деятельности, способствует раскрытию ин- дивидуальности.
    В системе европейского высшего образования проблемы культуры изучаются комплексом наук, объединенных общим названием «культуральные исследования (cultural studies). Особый интерес вызывает изучение многообразия культур, которое получило название «мультикультуральные исследования (multicultural studies). В него
    1.6. Предмет и значение современной культурологии
    включено изучение различных субкультур возрастных, религиозных, корпоративных, военных, спортивных, художественных и многих других объединений.
    Широко распространены исследования с использованием эмпирических методов, социологические опросы, интервью, наблюдения и др. На этой основе сформировалось направление сравнительных исследований, изучение межкультурного диалога и взаимодействия
    (cross-cultural studies). В соответствии со сложившейся традицией в европейских странах проблемы культуры исследуются в социальной антропологии, в США – в культурной антропологии.
    В России культурология в изучении многообразия культур опирается на достижения философии, социологии, антропологии, этнологии и других наук. Культурология развивается как комплекс наук о культуре и имеет междисциплинарный характер. Как утверждает известный культуролог ИВ. Кондаков, современная культурология в широком смысле не может характеризоваться одним лишь атрибутом научности в ней есть и своя художественность, и философичность, и своя политизированность, и широкая вариативная ассоциативность. В этом выражается новый синкретизм культурологического знания, представленного комплексом науки дающем целостное знание о культуре, в сочетании множества разных аспектов, теорий, методов и подходов интерпретации социальной и культурной реальности.
    В культурологии наметились три взаимосвязанные тенденции интеграции, дифференциации и сравнения.
    Интеграция характеризует формирование фундаментальной, или теоретической, культурологии, в которой определяется методология и методы исследований культуры как общественного явления устанавливаются связи с другими науками о различных сферах культурной реальности выявляются тенденции развития культур и цивилизаций. Историческая культурология выявляет особенности процессов исторического развития культур и цивилизаций преемственность культурного наследия и влияние инноваций историческую типологию культур и регионов взаимовлияние и диалог культур. Формируется историческая персонология, в центре внимания которой жизненный путь и достижения знаменитых деятелей культуры, своеобразная история культуры в лицах См Кондаков ИВ. Введение // Современные трансформации российской культуры. М Наука. 2005. С. Глава 1. Становление культурологии
    Наряду с этим происходит процесс дифференциации и специализации культурологического знания в соответствии с более пристальными углубленным изучением отдельных сфер культуры. Это напоминает процесс возникновения специальных теорий в социологии. Они имеют свой ареал и предмет исследования, методы и язык описания культуры. Можно назвать аксиологию и семиотику культуры, социологию и антропологию культуры. Возникли такие направления, как культурология искусства и литературы, культурология повседневности, педагогическая и прикладная культурология. Развитие отдельных направлений обогащает общее представление о культуре как целостной социальной реаль- ности.
    Сравнительная культурология представляет особое направление, выявляет общее и особенное, сходство и различие в культурах разных стран, народов и цивилизаций. Сравнение культур осуществляется на трех уровнях историко-генетическом, определяющем истоки взаимодействия историко-типологическом, выявляющем близкие и дальние связи культур историко-диффузном, устанавливающем характер и направленность культурных контактов, переноса и заимствования культур. Культурологическая компаративистика – приоритетное и перспективное направление современной науки, вызванное процессом глобализации, преодолением социальной и культурной изоляции, необходимостью диалога и взаимопонимания. Структура культурологии
    Культурология как гуманитарная наука в системе образования состоит из следующих разделов. История мировой и отечественной культуры (историческая культурология. История культурологических теорий.
    3. Теория культуры (теоретическая культурология.
    4. Социология культуры (социальная культурология.
    5. Антропология культуры (антропологическая культурология. Прикладная культурология.
    Иногда особо выделяют еще философию культуры и семиотику культуры, хотя и то и другое вполне укладывается в содержание теоретической культурологии. Каждый раздел имеет собственный объект и методы исследования, отличается спецификой анализа и практическими рекомендациями. Все разделы дополняют друг друга, создавая целостное представление о культуре как социальной реальности. Необходимо дать пояснения о специфике каждого раздела. Структура культурологии

    28
    1. История мировой и отечественной культуры является фундаментом культурологии. Память о прошлом сохраняется благодаря настоящему. Каждый народ опирается на культурные традиции и память истории. История культуры составляет духовный каркас цивилизации, источник эмоциональных переживаний радости и скорби, благоговения и сострадания, унижения и величия. Историческая память основа национальной идентичности, любви к отечеству и патриотизма. История культуры содержит знание о достижениях и открытиях в науке, технике, искусстве, об особенностях традиционной и повседневной культуры раскрывает сакральные смыслы религиозных символов выявляет ментальные образы и архетипы культуры. Человеку необходимо ощущать себя в истории своей страны и мира, понимать связь прошлых этапов и современной жизни, оставлять о себе добрую память. Память истории – необходимое условие нравственной жизни человека. Память истории священна, писал академик Д. С. Лихачев. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство»
    1
    История культуры исследует реальный процесс преемственности культур разных эпохи народов. Она дает богатый материал о многообразии культурных достижений и ценностей, трудностях и противоречиях исторического развития великих цивилизаций и отдельных регионов Европы и России, Индии и Китая, Африки и Америки, Австралии и стран Востока.
    История культуры базируется на гражданской истории, но имеет особый спектр рассмотрения. История культуры взаимодействует с археологией и этнографией, исторической психологией и исторической социологией, историей науки и техники, искусства и религии, морали и права. Отдельные отрасли исторической науки на основе системного анализа составляют представление о целостной картине мира. Следует отметить, что исследование истории мировой культуры нуждается в методологическом обосновании, определении границ между историей общества и историей культуры, соотношении между отраслевыми историями и общим контекстом, между историей культуры и историей цивилизаций. Многие проблемы остаются нерешенными. Процесс исторической памяти не означает механического воспроизведения прошлого, отражает сложность и неоднозначность
    1
    Лихачев Д. С Память истории священна. МС. Глава 1. Становление культурологии
    социальных отношений, изменение ценностей, влияние субъективных мнений и оценок. Свидетельством тому – белые пятна и черные дыры в истории мировой и отечественной культуры. Историческая память нередко становится ареной идеологических конфликтов, душевных драм и трагедий. Переписывание истории, переоценка прошлого, свержение кумиров, ирония и насмешка над историей разрывают хрупкую нить исторической памяти. Великие отцы становятся забытыми дедами, новые памятники встают на месте прежних, мемориалы становятся бесхозными, книги ненужными. Примеров тому масса. Меняются экспозиции в музеях, восстанавливаются стертые цензурой имена, возрождаются храмы и усадьбы. Отношение к истории культуры тесно связано с политической и идеологической ситуацией, запретами цензуры и общественным мнением, когда молчание становится симптомом забвения.
    В Декларации прав культуры Д. С. Лихачев отмечал, что культура является основой и гуманистическим ориентиром цивилизации, критерием ее самобытности и целостности. Военные конфликты и терроризм, безответственная модернизация наносят непоправимый урон культурному наследию. Исчезают исторические центры городов, разрушаются памятники и заповедные ландшафты, искажаются исторические события и биографии выдающихся деятелей социальной и культурной истории. Вандализм – это не только варварское уничтожение исторической памяти и расхищение культурных ценностей. Известный художники общественный деятель Н. К. Рерих разработал Пакт о защите культурных ценностей, в котором назвал разрушение памятников культуры в мирное время тихими погромами. Воспитание бережного отношения к исторической памяти является основой нравственности и духовного мира личности. История культурологических концепций является основой философских, методологических и теоретических исследований культуры. Как уже отмечалось, становление культурологии прошло ряд исторических этапов, когда ученые стремились исследовать сущность и назначение культуры, понять символы и смыслы культуры, выявить многообразие культур и цивилизаций, их ценности и достижения, способствовать взаимопониманию и диалогу. К изучению культуры обращались ученые и писатели, художники и педагоги. Они стремились познать, понять и объяснить особенности культурного развития человечества. Нередко культурологические концепции наполнялись трагическими предсказаниями о гибели цивилизаций, наступлении духовного кризиса, затем сменялись утопическими идеями всеобщего благоденствия, создавались мифы и иллюзии будущего культурного мира. Структура культурологии
    История культурологических теорий представляет историографию культурологии как науки, раскрывает процесс становления взглядов на процесс развития культуры, выявление наиболее авторитетных школ и направлений. Начиная с эпохи Просвещения происходило накопление знаний о культуре как целостной социальной реальности. История культурологических теорий включает анализ основных идей окультурена протяжении столетий в европейской, российской, американской науке. Предстоит более основательно исследовать развитие культурологической мысли в странах Востока. История культурологических теорий представляет энциклопедию всемирно известных мыслителей, их трудов о культуре, составляющих интеллектуальное богатство человечества. Великие идеи о культуре не имеют срока давности, они никогда не стареют, мудрые озарения и пророческие предсказания сохраняют свое значение для современной культуры.
    Необходимо отметить, что построение истории культурологических теорий нуждается в методологическом обосновании. Пока произведены лишь первые попытки, основанные на хронологической последовательности сменяющих друг друга школ и направлений. В основу такого подхода была положена общность теоретических взглядов и принадлежность к научной школе и направлению. В программе курса по истории культурологических теорий представлены основные теоретические направления в истории российской и зарубежной общественной мысли, посвященные исследованию культуры как целостного явления, дан сравнительно-исторический анализ соотношения культуры и цивилизации в процессе исторической эволюции. Развитие культурологических идей связаны с историей жизни мыслителя и рассматриваются в контексте исследования биографии, особенностей жизненного и творческого пути великого человека. В исторической последовательности исследуются культурологические концепции культуры и цивилизации в эпоху Просвещения эволюционизм как направление культурно- исторической школы диффузионизм и мировые культурные контакты историческая типология культур и локальных цивилизаций марксистская концепция культуры как общественного явления структурно-функциональный анализ концепции социальной и культурной динамики концепции национально-этнического своеобразия культур идеи и концепции истории культуры России семиотические концепции культуры психоаналитические концепции культуры игровые концепции культуры концепции элитарной и массовой культуры гуманистические концепции культуры культурно- историческая школа Анналов теологические концепции эзотерические концепции культурно-антропологические Глава 1. Становление культурологии
    концепции футурологические концепции культуры концепции культуры постмодернизма
    1
    Представленная программа определяет лишь общие контуры исследований в историографии культурологии и может быть дополнена другими научными школами стран и регионов. История культурологических теорий интересна, увлекательна и ждет новых исследователей. История мировой и отечественной культуры и история культурологических теорий составляют основу исторической культурологии. Теория культуры (теоретическая культурология представляет основной корпус научных понятий, категорий, процессов исследования культуры как общественного явления и способа бытия человека. Слово теория недостаточно точно отражает содержание того, что реально включается в это понятие. В культурологии существует много теорий и теоретических подходов, дополняющих друг друга. Так происходит в любой науке. Стоит упомянуть, что многие кафедры в вузах называются кафедры теории и истории культуры, что предполагает множество теоретических и исторических аспектов. В государственном стандарте по специальности Культурология среди перечня предметов профессиональной подготовки поставлена Теория культуры, которая предполагает изучение основных теоретических проблем культурологии. В соответствии с требованиями государственного стандарта названо учебное пособие коллектива авторов Теория культуры. Материалы Первого культурологического конгресса также названы Теория культуры. Однако более точно называть этот раздел культурологии как комплекса наук теоретической культурологией. Именно так названо издание коллектива авторов Российского института культурологии в серии Энциклопедия культурологии. Кафедра на факультете философии и политологии в С.-Петербургском государственном университете названа кафедрой теоретической и прикладной культурологии.
    Приведенные примеры свидетельствуют о дискуссионном характере названия, но при этом не меняется содержание раздела культурологии. Основной корпус теоретических понятий рассматривается в этом
    1
    См Иконникова С. Н История культурологических теорий. е изд. СПб.: Питер Трофимова Р. П История русской культурологии. М Академический проект, 2003.
    2
    См Теория культуры учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Боль- шакова. СПб., 2008; Фундаментальные проблемы культурологии в 4 т. Т. 1. Теория культуры. СПб.: Алетейя, 2008.
    3
    См Теоретическая культурология. М Академический проект, 2005.
    1.7. Структура культурологии
    разделено он требует дальнейшего пополнения, методологического развития и обоснования.
    Культурология – историко-теоретическая гуманитарная наука, основанная на раскрытии смысла, значения ценностей в различных формах деятельности. Она базируется на исторических фактах, событиях, достижениях, процессах, но теоретической задачей является выявление генетического кода культуры, поиск истоков и генезиса творчества, определяющего перемены в мире культуры. Культурология использует многообразные научные методы познания для определения соотношения преемственности культурного наследия и тенденций современного развития.
    Теория культуры, или теоретическая культурология, представляет систему знаний о сущности и ценностях культуры структуре и функциях в обществе особенностях культуры в различных сферах человеческой жизнедеятельности многообразии культур и цивилизаций взаимодействии культуры и личности межкультурной коммуникации и преемственности.
    В теоретической культурологии выделяют три подхода к исследованию культуры деятельностный, аксиологический и семиотический.
    Исходным для теоретического анализа культуры нередко является деятельностный подход, определяющий культуру как особый способ и технологию деятельности человека во взаимодействии с природой, обществом и личностью. аксиологический подход определяет генезис и эволюцию ценностей в разных культурных системах, их влияние на культурную идентичность и менталитет народа, развитие творчества и духовный мир личности.
    При семиотическом подходе культуру рассматривают как знаковую систему, систему символов, смыслов и значений, раскрывают культурную семантику языка различных форм искусства, организации повседневной жизни, особенности сакральных и религиозных ценностей.
    Теоретическая культурология исследует культурные особенности пространства и времени, архитектонику инфраструктуры и значение культурного ландшафта, модели времени в разных культурах, межкультурные коммуникации, которые определяют процесс взаимовлияния культур и цивилизаций, особенности глобализации в современном мире.
    Теоретическая культурология тесно взаимодействует с исторической, социальной и антропологической культурологией, использует их достижения для развития культурологии как науки и учебной дисцип- лины.
    Глава 1. Становление культурологии

    33 4. Социология культуры – социальная культурология – исследует процесс функционирования культуры в обществе, выявляет особенности ценностей различных социальных групп, специфику образа жизни и духовных интересов деятельность социальных институтов культуры библиотек, музеев, театров, кинотеатров, средств массовой информации) их роль в развитии культуры исследует различные формы отклоняющегося поведения, распространенные в обществе.
    Социология культуры представляет синхронный анализ общества на данном этапе развития, создает представление о состоянии культуры, реальных проблемах и противоречиях. Социология культуры является социологией среднего уровняв структуре социологического знания, исследуя общество под определенным углом зрения как реализацию духовных ценностей, стиль жизни социальных групп, духовное состояние общества, менталитет и социальный характер, особенности процессов культурной преемственности, социализации и инкультурации личности. На основе социологических исследований можно составить портрет или образ культуры конкретного общества на данном этапе развития. В этом состоит назначение и цель социологии культуры. Между культурологией, социологией и социологией культуры существует тесное взаимодействие и бесшовное соединение и это дает основание для названия социологии культуры как социальной культуро- логии.
    Конкретизация общих положений и создание картины мира определенного типа общества и на данном этапе его развития являются отличительной особенностью социологии культуры. Конкретизация достигается на основе органичного соединения теоретического анализа, эмпирических социологических методов и культурологической интерпретации полученных данных. Такое соединение подходов углубляет представление о культуре общества, дает возможность определения реальных проблем, противоречий и тенденций развития.
    В социологии культуры выделяют три уровня знания.
    Первый уровень характеризует специфику социологического подхода и выражается в использовании социологических понятий и категорий в функционировании культуры общества. Стратификация и социальная мобильность, богатство и бедность, динамика субкультур и миграция, молодежь и старость, браки семья, стереотипы икон- формизм, пол и гендер, бюрократия и олигархия, корпоративные сообщества и менеджмент, урбанизм и демография, формы отклоняющегося поведения (наркомания, алкоголизм, проституция, реклама и средства массовой информации – таковы лишь некоторые проблемы социологии культуры. Структура культурологии
    Второй уровень сосредоточивает внимание на процессах функционирования социальных институтов культуры, специфике их деятельности, степени популярности в обществе, влияние на интересы и потребности, на процесс освоения культурного наследия и современные достижения мировой и отечественной культуры. Важно изучать изменение роли библиотек, архивов, музеев, театров, кинотеатров, клубов и центров досуга, казино, Интернета, туризма и других культурных организаций в создании культурной атмосферы общества, развитии духовных интересов.
    Третий уровень представляет динамику социологической информации, полученной на основе эмпирических социологических исследований, опросов и интервью, включенного наблюдения и социальной статистики. Опора на социологическую информацию создает основу для сравнения этапов развития культуры данного региона и выявления позитивных и негативных тенденций.
    Социология культуры тесно взаимодействует со специальными социологическими теориями, имеющими родственный объект исследования социологией города, социологией молодежи, социологией искусства, социологией девиантного поведения и др. Но социология культуры, используя эти аспекты, имеет интегративный характер, создает общую картину состояния культуры на определенном этапе развития общества. Множественность структур создает мозаичную картину культурной жизни. Социология культуры воссоздает эту многогранность, выявляет общее и особенное, уникальное и индивидуальное, распад прежних ценностей, возникновение и кристаллизацию новых ориентаций, их влияние на социальный тип личности и духовную атмосферу общества. Социология культуры исследует культурные последствия социальных реформ политической свободы и демократии.
    5. антропология культуры – антропологическая культурология – представляет раздел, связанный с особенностями взаимодействия культуры и человека, культуры и личности. Культурология возникла на основе ив структуре социальной и культурной антропологии, тесно связана с философской антропологией, исторической психологией психологической антропологией, исторической этнологией. Эти направления интенсивно развиваются и взаимодействуют друг с другом.
    Человек является одновременно творцом и творением мира культуры. Роль человека в созидании, освоении, распространении культуры, ценностей и достижений является первостепенной и основной. Поэтому антропологический подход должен занять ве-
    Глава 1. Становление культурологии

    35
    дущее место в культурологических исследованиях. В современной культуре все большее внимание уделяется человеческому фактору, который способствует или препятствует успешному решению технических, научных, политических, художественных проблем. Отставание сознания, примитивность культурных потребностей, высокомерие и конфликтность, нетерпимость к иным мнениями заносчивость оказывают влияние в различных сферах социальной и личной жизни. антропология культуры исследует жизненный мир личности, процесс формирования и развития духовного облика человека, потребностей и интересов, ценностей и мотивов сознания и поведения. Социальная и культурная эволюция личности продолжается на протяжении всей жизни, при этом особую роль играют детство и молодость, когда закладываются основы характера, реализуются способности и дарования. Антропология выявляет отношение к узловым этапам жизни в разных культурах, отношения между сверстниками и старшим поколением, народные способы воспитания, поощрения и наказания, трудовые занятия и приобщение к культурному наследию.
    антропология культуры исследует гендерные проблемы отношения между мужчиной и женщиной в разных культурах. Существуют различие представлений о внешнем облике и способах общения, семейных обязанностях и авторитете, отношениях с начальством и сотрудниками, друзьями и соседями. В современной культуре значительно изменилось отношение к женской и мужской телесности. Если прежде тело рассматривалось как воплощение греховности и забота о нем допускалась в случаях крайней необходимости (болезни, роды, то теперь тело стало предметом особого внимания тренажеры и диеты, косметика и модные эталоны придали внешнему облику особое значение. На этой основе особое отношение складывается к эротике и сексуальности, чувственным наслаждениями телесным практикам. К этому следует присоединить изменение отношения кеде и кулинарии, культуре питания, способу общения за столом, гостеприимству и дружескому застолью.
    антропология культуры исследует взаимодействие социально-био- логических, психологических и культурных факторов, особенности мотивации поведения, эмоциональных состояний любви и надежды, сомнения и разочарования, тревожности и беспокойства, агрессивности и насилия. Этот эмоциональный фон жизни человека влияет на сознание и поведение личности в разных ситуациях и имеет неодинаковые формы в разных культурах. Структура культурологии
    антропологический подход проявляется в исследованиях культуры повседневности, связанной с типичными формами ежедневных ритмов бодрствования и сна, работы и питания, общения с близкими дальним кругом, ценностными предпочтениями досуга. Мир повседневной жизни создает исторический портрет поколения, социальных слоев и индивидуальных особенностей образа жизни, соотношения традиций и современности. Окружающие человека вещи многое говорят о его вкусах, интересах и возможностях. Представления оком- форте и домашнем уюте, особенностях интерьера, повседневных занятиях и отношениях между людьми раскрывается в повседневной жизни. Антропологический анализ повседневной культуры на разных этапах истории культуры имеет несомненное значение для проникновения в жизненный мир разных этнических и национальных культур. Исследование национального характера, специфики мимики и жестов, проявлений гнева и скорби, дружелюбия и сочувствия имеет разные формы в культурах и незнание усложняет взаимоотношения. Особый интерес вызывает историческая персонология, связанная с историей жизни и деятельности знаменитых людей, биография которых имеет значение для истории культуры страны и народа. Реконструкция жизни великого человека, его интересов и образа жизни называют археологией культуры, воссозданием по разрозненным осколкам, мемуарами дневникам, письмами фотографиям жизненного пути и творческой деятельности. Прикладная культурология – культурология, ориентированная на практические действия в сфере культуры. Речь идет о практических приложениях теоретического изучения культуры, о социально- культурной работе, о деятельности по сохранению ценностей культуры и содействии передаче духовного опыта от одних поколений другим.
    Подробнее проблемы прикладной культурологии освещены враз- деле 14 этого учебника.
    Для того чтобы осуществлять какие-либо действия, касающиеся культуры, надо обладать знанием о ней, и прежде всего исходным пониманием того, что представляет собой в сущности культура. Понимание этого, и не только этого, в современной культурологии далеко неоднозначно, в известной мере дискуссионно, хотя и опирается на
    1
    См Лелеко В. Д Культурология повседневности становление и современное состояние // Фундаментальные проблемы культурологии в 4 т. Т. 1. Теория культуры. СПб., 2008. С. Глава 1. Становление культурологии
    богатый исследовательский материал, накопленный учеными разных веков и стран.
    Контрольные вопросы и задания
    Когда, где и с какими значениями появилось слово «культура»?
    Сравните представления о культуре, развившиеся в Античности, в эпоху Возрождения ив в, веке Просвещения.
    Каков основной смысл идей эволюционизма?
    Что такое культурно-исторический тип Какие культурно-истори- ческие типы вам известны?
    Какие типы культур выделены в концепции П. Сорокина?
    Зачем нужна культурология Чем она занимается Что составляет предмет этой гуманитарной науки?
    Вспомните, на какие структурные элементы и разделы подразделяется культурология.
    Литература
    Иконникова С. Н История культурологических теорий. СПб., Теория культуры учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова. СПб., 2008. Раздел 1. Историческое развитие теоретических представлений о культуре.
    1.7. Структура культурологии

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта