Учебник по гимнастике. Гимнастика учеб. М. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно
Скачать 5.14 Mb.
|
Глава 12. УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ 12.1. Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения. Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи. Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силы движений. Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности (циклично). Целостность, динамичность, танцевальный характер выполнения упражнений тесно взаимосвязаны. К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и с предметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением. Эти средства предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся: повышение у них функциональных возможностей организма, обогащение знаниями в области художественной гимнастики и смежных с ней практических и теоретических дисциплин, двигательным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности двигательных реакций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной рабо- 310 те, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, краси-Бой осанки, легкой походки, грациозности, изящества движений. К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами. Разновидностями шагов и бега являются следующие движения. Мягкий шаг. Он выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе. Высокий шаг выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол). Острый шаг выполняется резко, отрывисто, из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед, стопа другой ноги — на носок. Широкий шаг выполняется выпадом вперед с разноименным движением рук. Перекатный шаг выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу, одновременно с этим сгибая и затем разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую вперед-книзу. Движение повторяется с другой ноги. Пружинный шаг выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично. Бег. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующие названия (высокий бег, острый бег, широкий бег и т.д.). Бег, в отличие от ходьбы, имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными. Пружинные движения характеризуются одновременным сгибанием во всех суставах и последующим их разгибанием. Они выполняются равномерно, непрерывно, упруго, с большим мышечным напряжением и различной скоростью. Пружинные движения могут быть одновременные, поочередные и попеременные. Разно- видностями пружинных движений могут быть: пружинные движения руками — сгибание и разгибание рук из различных исходных положений в различные конечные положения (рис. 254); пружинные движения ногами — из стойки на носках одновременно или попеременно; туловищем из круглого приседа на всей стопе или на носках; целостно — выполняется с равно-Мерным напряжением сгибанием туловища, рук и ног. 311 «Волны» и волнообразные движения характеризуются последовательным сгибани- ем и разгибанием суставов. «Волны» выполняются руками, туловищем, целостно, равномерно без излишнего мышечного напряжения. «Волна» руками выполняется из исходного положения руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разводя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. «Волна» туловищем характеризуется последовательным протеканием гребня «волны» в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. Она может выполняться в упоре стоя на коленях, в седе на пятках, в стойке на носках и т.д. Исходным положением для целостной «волны» является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед коленный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы позвоночника, круг руками вперед-книзу выполняется равномерно. Махи выполняются руками, ногами и туловищем. Маховые движения туловищем связаны с наклонами вперед, в сторону, назад и с поворотами. Махи руками и ногами выполняются в основных и промежуточных плоскостях, в различных направлениях, по дуге и кругу, одноименно, разноименно, поочередно и последовательно. Взмахи выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом). Для взмахов характерен начальный толчок и продолжение движения по инерции в других звеньях тела. При взмахе последовательность движений такая же, как и при «волне», но скорость неравномерная — максимальная в начале и затухающая к концу. Равновесия подразделяются на статические и динамические. Статические равновесия делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные равновесия выполняются с вертикальным положением туловища, с различными положениями свободной ноги и рук. Горизонтальные равновесия выполняются с горизонтальным положением туловища и разделяются на переднее (туловище наклонено вперед), заднее (туловище наклонено назад), боковое (туловище — в сторону). Сложность равновесия зависит от величины опоры, положения туловища и свободной ноги. Динамические равновесия — это равновесия с изменением положения туловища и свободной ноги. Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной. Повороты на двух ногах — переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной — одноименные и разноименные. Одноименные повороты выполняются на правой ноге в правую сторону, на левой ноге — в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой — в правую, с различными положениями свободной ноги, туловища, рук-Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловиша в момент поворота. 312 Прыжки в художественной гимнастике делятся на прыжки толчком двух ног и одной. Прыжки толчком двух ног: выпрямившись (рис. 255), согнув ноги назад, касаясь, «разножка» продольно и поперек и т.д. Прыжки выпрямившись выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, с поворотами на 90°, 180°, 360°; при выполнении прыжка согнув ноги назад прогнуться и слегка согнуть ноги так, чтобы между туловищем и бедрами не было угла; при выполнении «разножки» ноги в полете максимально разведены, приземление на обе ноги. К прыжкам толчком одной относятся: скачок, открытый, закрытый-открытый, шагом, перекидной и т.д. Скачок выполняется аналогично высокому шагу, но с подскоком (рис. 256). Открытый прыжок выполняется шагом одной вперед, другая назад, руки в стороны. Закрытый-открытый прыжок начинают шагом левой, правую согнуть вперед, прыжок, руки дугами книзу-вперед, плечи и голова слегка опущены. Затем выполняется шаг правой с последующим прыжком на ней, левую назад, руки дугами книзу в стороны, прогнуться (рис. 257). Прыжок шагом выполняется толчком одной ноги с приземлением на другую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад, рука противоположна маховой ноге (рис. 258). Перекидной прыжок выполняется шагом левой с последующим прыжком на ней, правой энергичный мах вперед с подъемом рук Дугами вперед-вверх. В фазе полета после маха правой ногой быстрый поворот налево на 180° с последующей сменой ног сзади и приземлением на правую ногу (рис. 259). К элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др. Шаг галопа. Музыкальный размер \. Выполняется вперед, в сторону, реже назад, в быстром темпе, легко и изящно. Начинается отведением ноги вперед или в сторону, шагом на всю стопу, пры- 313 жок вверх, соединяя ноги в полете. В момент приземления на одну ногу, другая скользит по полу, повторяя шаг галопа в том же направлении. Подводящим упражнением к шагу галопа является приставной шаг. Шаг польки. Музыкальный размер \. Выполняется вперед, назад, в сторону с поворотом. Полька вперед начинается с небольшого подскока на левой, правую вперед-книзу («и»), шаг правой вперед (1), приставить левую к правой небольшим прыжком («и»), шаг правой (2). Повторить движение с другой ноги, легко и изящно. Шаг польки в сторону можно выполнять с поворотами кругом, поворот производится на подскоке в начале движения на счет «и». Подводящим упражнением к шагу польки является переменный шаг. Шаг вальса. Музыкальный размер \. Начинается из стойки на носках, состоит из трех шагов: 1 — перекатный шаг правой вперед, 2 — шаг левой на носок, постепенно разгибая колено, 3 — шаг правой на носок. Все шаги одинаковые по длине, выполняются ритмично на каждую долю такта. Техника выполнения вальсового шага назад аналогична технике вальса вперед. Шаг вальса в сторону начинается из стойки на носках, 1 — перекатный шаг правой в сторону, 2 — шаг левой на носок скрестно за правую, 3 — приставить правую в исходное положение. Движение повторяется в другую сторону. К элементам народных танцев относятся русский попеременный, припадание, веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д. Русский попеременный шаг. Музыкальный размер \, \. Исходное положение — стойка, руки на пояс. Выполняется по счетам: сч. 1 — шаг правой с носка, сч. «и» — шаг левой с носка, сч. 2 — шаг правой с носка, сч. «и» — пауза, на следующий такт повторить движение с другой ноги. Русский тройной является разновидностью русского попеременного шага. Исходное положение то же. Сч. I — шаг правой с носка, сч. 2 — шаг левой с носка, сч. 3 — шаг 314 правой, спружинивая, левую вперед-книзу, скользя стопой по полу, сч. 4 — выпрямить правую ногу. Припадание. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция. Сч. «и» — левую ногу в сторону-книзу, слегка поднимаясь на носок правой, сч. 1 — небольшой шаг левой в сторону с носка, сгибая колено, правую приподнять от пола, сч. «и» — встать на носок правой за левой, выпрямляя ее, левую в сторону-книзу, сч. 2 — повторить движение сч. 1. Движение повторяется с нового такта. Ковырялочка. Музыкальный размер \. Ковырялочка часто выполняется в сочетании с тройным прыжком. Исходное положение — стойка, руки на пояс. Сч. 1 — небольшой подскок на левой, правую в сторону на носок, пятка кверху, колено согнуто, сч. 2 — небольшой подскок на левой, правую на пятку (на то же место), нога прямая, сч. 3—4 — тройной притоп. Па-де-баск. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция, руки на пояс. Сч. «и» — небольшой прыжок толчком левой, правую дугой вперед, сч. 1 — приземлиться на правую, левая согнута вперед, колено наружу, сч. «и» — тройной притоп в небольшом полуприседе, то же в 3-й позиции, левая впереди. На следующий такт движение начинается с другой ноги в другую сторону. Веревочка. Музыкальный размер 2. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция. Сч. «и» — согнуть правую (колено наружу), одновременно подскок на левой, сч. 1 — правую на носок скрестно на левой, сч. «и» — 2 — повторить движение с другой ноги. Шаг с притопом. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция, колени слегка согнуты, руки на пояс. Сч. 1 — небольшой шаг правой на всю стопу, пружиня, сч. «и» — скользящий удар о пол левой пяткой около правой. Упражнения с предметами. В процессе овладения упражнениями с предметами занимающиеся приобретают разнообразный двигательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей/Такое умение имеет большое значение не только для достижения высокого мастерства в художественной гимнастике, но и для овладения многими профессиональными умениями и навыками. Кроме того, при выполнении упражнений с предметами создаются благоприятные условия для совершенствования функций зрительного, кожного и двигательного анализаторов. Упражнения со скакалкой являются эффективным средством развития прыгучести, выносливости, быстроты и ловкости. Прыжки со скакалкой способствуют развитию и укреплению сердечно-сосудистой системы. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений со скакалкой благоприятно сказывается на Развитии выносливости, так как создаваемый эмоциональный фон 315 заметно понижает ощущение усталости и помогает занимающимся выполнять интенсивные и продолжительные упражнения. Для упражнений со скакалкой подбирается музыка жизнерадостного, веселого характера. Наиболее удобными являются музыкальные произведения размером \ (галоп, полька) и народные плясовые мелодии. Скакалка выбирается в соответствии с ростом занимающихся. Для этого нужно встать на середину скакалки (ноги вместе) и натянуть ее. Она будет соответствовать росту, если ее концы доходят до подмышечных впадин. Упражнения со скакалкой — это прыжки, махи и круги, переводы, броски. Прыжки выполняются с вращением скакалки вперед, назад и в боковой плоскости, с одиночными и двойными вращениями, с промежуточным прыжком (междускоком), через сложенную скакалку. Скакалку можно вращать просто и «петлей». Формы прыжков могут быть самыми разнообразными: на двух, на одной, другая вперед, назад, с ноги на ногу и др. Прыжки через скакалку выполняются на носках с мягким приземлением, носки и колени в полете вытянуты. Высота прыжка должна быть такой, какая необходима для того, чтобы можно было перепрыгнуть через нее. Махи и круги скакалкой можно выполнять одной или двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. Круги бывают малые (выполняются только кистью), средние (выполняются предплечьем), большие (выполняются всей рукой от плеча). При выполнении этих движений недопустимо «сломанное» положение скакалки. Махи и круги используются для активного отдыха после прыжков и для смены положения плоскостей. Переводы скакалки позволяют изменять направление движения предмета, разнообразить упражнения, служат для отдыха после прыжковых упражнений. Они выполняются вперед или назад перемахом или круговым движением руки над головой («петлей»). При выполнении махов, кругов и переводов нельзя нарушать целостность скакалки, она не должна ломаться, касаться пола и тела занимающегося. Упражнения с мячомявляются отличным средством для развития ловкости, быстроты и точности двигательных реакций. Они требуют от занимающихся внимания и точного соразмерения движений в пространстве и во времени. Упражнения с мячом — броски и ловля, отбивы, перекаты, круги и выкруты. Броски и ловля мяча выполняются одной или двумя руками в различных плоскостях. Броскам предшествует пружинное движение ногами с последующим выпрямлением тела и рук вверх. В момент ловли мяча для смягчения удара его о ладонь рука слегка опускается, как бы продолжая движение с мячом вниз, стараясь погасить его скорость. Отбивы выполняются одной или двумя руками, вертикально вниз или под углом, нажимом руки на мяч. Отбивать можно непрерывно или с ловлей после каждого отбива мяча. Перекаты мяча выполняются по полу или по отдельным звеньям тела. Подскоки мяча при перекатах являются ошибкой. Круги и выкруты мячом выполняются внутрь или наружу в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этих движениях используется центробежная сила: в кругообразных движениях, при выполнении которых рука остается с внешней стороны, центробежная сила прижимает мяч к руке. Такие упражнения выполняются без захвата мяча пальцами. На начальном этапе обучения все группы упражнений с мячом выполняются в сочетании с пружинными движениями ног стоя на месте. Упражнения с обручем — это повороты, вращения, махи и круги, перекаты, прыжки в обруч и через него, броски и ловля. Повороты обруча выполняются двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях с различными движениями туловища и ног. Вращения обруча осуществляются в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях слегка согнутой в локтевом суставе рукой. При этом обруч находится между большим и указательным пальцами, кисть вертикальна, большой палец обращен вверх, для того чтобы обруч не соскальзывал на предплечье. Вращение производится только на кисти, независимо от положения руки (вперед, в сторону, вверх). Нарушение плоскости при вращении является ошибкой. Махи и круги обручем выполняются по дуге, по кругу, восьмеркой в различных плоскостях; подразделяются на малые (выполняются движением кисти прямой руки), средние (сгибанием руки в локтевом суставе), большие (выполняются ненапряженной рукой от плеча). Перекаты обручем могут быть выполнены по полу в боковой и лицевой плоскостях и по различным звеньям тела без нарушения направления движения.и плоскости обруча. Прыжки в обруч и через него характеризуются сложной координацией движений. Выполняются в качающийся обруч в передне-заднем, боковом направлениях; обруч вращают как скакалку. При выполнении прыжка в качающийся обруч кисть с обручем прижата к туловищу на уровне пояса. После прыжка из обруча — прямая рука с обручем вперед (в сторону) параллельна полу. Прыжок в обруч, вращая его назад, выполняется в момент опускания его к пяткам. Прыжки в обруч и из него, через него выполняются легко, с мягким приземлением. Броски и ловля обруча — сложные движения, выполняемые в наклонном, вертикальном и горизонтальном положениях, двумя Или одной рукой. Чтобы обруч сохранил правильное положение в 316 317 полете, необходимо придать ему нужное направление в исходном положении. Начинать обучение броскам следует с бросков двумя руками. Броски двумя руками выполняются в наклонной плоскости (вперед-кверху), в горизонтальной плоскости (хватом обруча сбоку снизу), в вертикальной плоскости (хват обруча снизу). Броски сопровождаются пружинным движением ног. Броски одной рукой выполняются в боковой и лицевой плоскостях, после маха или с вращения. Ловля также может осуществляться хватом или во вращение. Сложность выполнения бросков будет зависеть от исходного положения, ловли и дополнительных движений во время полета обруча. Упражнения с лентой способствуют развитию подвижности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с умением выполнять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения только рукой. Упражнения с лентой характеризуются слитностью, динамичностью и пластичностью движений. Основа техники движений с лентой заключается в непрерывном поддержании инерции полета ленты при последовательном выполнении различных рисунков. Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразными движениями т,ела (прыжками, бегом, равновесиями и т.д.), оказывают значительное физиологическое воздействие на организм в целом. Упражнения с лентой делятся на махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски. В начале изучения упражнений с лентой необходимо освоить хват палочки. Ее держат свободно тремя пальцами — большим, указательным и средним. Конец палочки слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть ненапряженным, чтобы можно было легко, без значительных усилий вынуть палочку из руки. Махи и круги в зависимости от величины радиуса вращения ленты могут быть большими, средними и малыми. При выполнении больших махов и кругов палочка и кисть составляют прямую линию. Махи и круги выполняются в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях по часовой и против часовой стрелки. Восьмерки, как и махи, делятся на малые, средние и большие, выполняются последовательными поворотами кисти или всей руки внутрь или наружу. Восьмерки подразделяются на вертикальные и горизонтальные и выполняются в трех основных и промежуточных плоскостях, по полу и по воздуху. Махи, круги и восьмерки лентой при их изучении на месте сопровождаются пружинными движениями ног. Змейки бывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и горизонтальные (зубцы горизонтально полу), выполняются по полу и по воздуху. Змейки выполняются только движением кисти, при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием (вертикальная змейка), либо отведением и приведением (горизонтальная змейка). Змейки выполняются быстро, но с полной амплитудой, хват палочки свободный. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте. Обучение начинается с движений по полу. рисунок змейки не должен изменяться из-за соприкосновения ее с полом. При движении змейки по воздуху повышается частота движений кистью. Основными ошибками исполнения являются вялый рисунок, змейка с большими и широкими зубцами. Спирали выполняются круговыми движениями предплечья и кистью, локоть свободно согнут. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальными и горизонтальными (соответственно витки вертикально полу или горизонтально), направление движения определяется по часовой стрелке или против нее. При выполнении вертикальной спирали палочку держат параллельно полу, при выполнении горизонтальной — палочка обращена вверх или вниз. Возможные ошибки — нарушение формы витков и их наклонное положение. Броски лентой относятся к сложным движениям, поэтому в условиях школы они могут применяться только на секционных занятиях. На уроке по физической культуре они не используются из-за сложности движений и методического неудобства. 12.2. Характеристика и назначение упражнений ритмической гимнастики Ритмическая гимнастика — одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики. Ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (об-щеразвивающие, танцевальные и др.). Они выполняются поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку. Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся. Они могут быть средством активного отдыха и восстановления после напряженной умственной работы. Правильное распределение упражнений и подбор музыкальных произведений в сочетании со словами педагога оказывают положительное психологическое воздействие, приводят к улучшению общего состояния организма занимающихся, их хорошему самочувствию. С помощью упражнений ритмической гимнастики формируются умения и навыки в согласовании движений с темпом, ритмом, музыкальным размером, громкостью звука и другими средствами Музыкальной выразительности. Кроме того, эти упражнения яв- 318 319 ляются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, подвижности в различных суставах, мышечной силы, общей выносливости, физической и умственной работоспособности, трудолюбия. Танцевальная направленность упражнений способствует развитию выразительности и пластичности движений. Большое разнообразие упражнений, выполняемых под умелым руководством педагога, обогащает учащихся двигательным, эмоциональным, волевым, морально-нравственным опытом. На этой основе быстрее формируются умения и навыки в различных видах спортивной и трудовой деятельности. Занятия под музыкальное сопровождение развивают музыкальный слух, чувство прекрасного, дают возможность занимающимся выразить в движениях свои индивидуальные особенности не только на занятиях ритмической гимнастикой, но и на вечерах отдыха, в художественной самодеятельности. В процессе занятий создаются благоприятные условия для общения, воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированность и другие необходимые занимающимся качества. Все это делает упражнения ритмической гимнастики в сочетании со словом преподавателя-тренера, музыкой и условиями, в которых проводятся занятия, мощным комплексным средством и методом воздействия в оздоровительном, образовательном и воспитательном отношении. Большая популярность ритмической гимнастики привела к появлению различных направлений. К ним относятся: атлетическое, танцевальное, психорегулирующее и спортивное. Эти направления включают различные виды ритмической гимнастики, решают определенные задачи и отличаются подбором средств. В настоящее время наиболее популярными видами являются: ритмопластика, танцевально-ритмическая, танцевально-игровая, релаксационная гимнастика и различные оздоровительные виды аэробики (классическая, фанк-аэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, фитбол и др.). Ритмопластика — это упражнения, направленные на развитие эластичности и силы мышц, выразительности, грациозности, пластичности и культуры движений. Танцевально-ритмическая гимнастика включает ритмику и элементы танца. Комплекс этих упражнений представляет законченную сюжетно-танцевальную композицию. Танцевально-игровая гимнастика применяется в дошкольных и школьных учреждениях. Все ее разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Релаксационная ритмическая гимнастика включает традиционные упражнения ритмической гимнастики в сочетании с упражнениями на расслабление и дыхание. 12.2.1. Содержание упражнений В ритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений: строевые, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные упражнения, упражнения художественной гимнастики, упражнения нетрадиционных видов гимнастики и др. Строевые упражнения служат средством организации занимающихся и их удачного размещения в зале, на площадке. Они выполняются в строгом соответствии с требованиями гимнастического стиля и могут сочетаться с движениями рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также выполняться под музыку. Например: перестроение можно выполнить переменными шагами или подскоками, а размыкание — приставными шагами с наклонами туловища вправо-влево и др. Упражнения для согласования движений с музыкой являются специальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки, характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения. В связи с этим на каждом занятии по ритмической гимнастике, особенно у дошкольников и младших школьников, необходимо работать над согласованием движений со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике включают в себя ходьбу, бег, прыжки, многообразные по форме, величине мышечных усилий и продолжительности выполнения. Они выполняются в гимнастическом стиле, большинство из них носит стилизованный или танцевальный характер. Это придает им особый колорит, делает их привлекательными, а при исполнении под музыку более эмоциональными. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике, как и в любом другом виде гимнастики, могут выполняться без предметов, с предметами (палки разных размеров, набивные мячи, флажки, самодельные предметы и др.), на различных гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, скамейка), а также со взаимной помощью друг другу (в парах). В ритмической гимнастике можно выделить группу общеразвивающих упражнений, с помощью которых оказывается избирательное воздействие на мышечные группы всех звеньев тела. С помощью таких упражнений Педагог может развивать у обучаемых подвижность в суставах, эластичность мышц и связок, способность в совершенстве владеть сВоим телом. 320 Гимнастика 321 Танцевальные упражнения в ритмической гимнастике очень многообразны. К ним относятся: элементы танцев народов мира, современных танцев, бального, бытового и пантомимного характера, ритмические танцы, музыкальные игры, хореографические упражнения. Танцевальные упражнения разучивают предварительно по отдельным движениям, элементам и только после этого применяют в комбинациях, танцах и плясках. Ритмические танцы в основе своей просты и могут применяться при решении задач подготовительной и основной частей урока. Их используют на праздниках, в летних оздоровительных лагерях, в показательных выступлениях. Примеры ритмических танцев приведены выше. АВТОСТОП И. п. — стойка ноги врозь на ширине стопы. I. 1—2 — два пружинящих сгибания правой с двумя рывками согну- тых рук: левая вверх, правая вниз, кисти в кулак, большой палец вверх; 3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги, меняя положение рук; 5—8— повторить счет 1—4. II. 1 — правую согнуть, стопа на полу, руки к правому плечу, ладони вместе («лодочкой»); 2 — повторить счет 1 с другой ноги, меняя положение рук, к дру- гому плечу; 3 — левую разогнуть, правую согнуть, руки «лодочкой» к правому колену; 4 — повторить счет 3 с другой ноги, меняя положение рук, к дру- гому колену; 5 — левую разогнуть, правую согнуть, скрестный мах руками перед собой, левая сверху; — повторить счет 5, меняя положение ног и рук; — меняя положение ног, хлопок за спиной; — прыжком поворот кругом (или направо — налево) в исходное положение с хлопком перед собой. СЛОНЕНОК И. п. — основная стойка; 1.7 — полуприсед ладони на живот; 2 — встать, правую в сторону на пятку, руки полусогнуты в стороны, ладонями вперед; 3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги; 5—8— повторить счет 1 — 4. П. / — полуприсед, руки согнуть вперед, ладонями вперед; 2 — встать на левую, правую назад на носок с небольшим наклоном вперед, руки вверх, ладонями вперед; 3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги; 5—8— повторить счет 1—4. 322 III. 7- 2 - шаг левой в сторону, правая на носок, руки полусогнуты в стороны; с поворотом налево полуприсед на левой, правую согнуть вперед, стопа у колена; левую руку согнуть вперед («хобот»), правую руку согнуть назад («хвостик»); 3 4- 5- IV. 7- ■ с поворотом направо шаг правой в сторону, левая на носок, руки полусогнуты в стороны; повторить счет 2 с другой ноги, в другую сторону; 8 — повторить счет 1—4. 2- 3- 5-6- 7- ■с поворотом налево шаг левой в сторону, руки полусогнуты в стороны; ■ подскок на левой, сгибая и разгибая правую влево («кик»); 4 — с шагом правой в сторону повторить счет 1—2 с другой ноги; прыжок влево; ■ прыжок вправо; 8 — два хлопка над головой. На уроках ритмической гимнастики в дошкольном и младшем школьном возрасте применяются игры под музыку. Это могут быть специальные музыкальные игры («Музыкальные змейки», «Запев-припев», «Попрыгунчики-воробушки» и др.) либо подвижные игры, выполненные под музыку (например, игра «День и ночь»). Возможны такие игры: «Дети и медведь», в которой выполняются определенные танцевальные движения; «Пустое место», в которой школьники выполняют хлопки или танцевальные движения, пока водящий идет снаружи круга и выбирает себе партнера для состязания в беге. На уроке можно использовать любые подвижные игры, переделанные учителем под музыку. Из упражнений художественной гимнастики применяются плавные, волнообразные и пружинные движения, взмахи, «волны», упражнения без предметов и с предметами. Плавные, волнообразные движения различными звеньями тела применяются в процессе ходьбы, бега, танцевальных шагов, в седах и упорах. Пружинные движения выполняются руками, ногами и туловищем как на месте, так и в движении. Наиболее простые взмахи и «волны» используются как отдельно, так и в сочетании с другими упражнениями с целью развития у занимающихся способности соразмерять движения по мышечному усилию, сочетать напряжение и расслабление отдельных групп мышц. Упражнения с предметами, помимо общего воздействия на занимающихся, могут быть использованы для развития тонкой координации движений, ловкости пальцев рук и повышения пропри-оцептивной чувствительности, которые необходимы дошкольникам и младшим школьникам для овладения навыками письма и Несложными бытовыми и трудовыми двигательными действиями. Упражнения из других видов спорта носят имитационный характер и выполняются отдельно или в специальных комплексах. 323 Из легкой атлетики — различные виды ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие упражнения. Из спортивных игр — упражнения прыжкового характера, передвижения, повороты, броски, ловля, ведение мяча и другие элементы. Упражнения из плавания, борьбы, бокса, лыжного спорта могут носить образно-имитационный характер. Элементы этих упражнений включаются в специальные комплексы. Они применяются для того, чтобы вызвать повышенный интерес обучаемых к занятиям и улучшить их двигательную активность, обогатить их двигательным опытом. Вольные упражнения в ритмической гимнастике включают в себя все вышеперечисленные упражнения. Кроме того, в них входят упражнения без предметов и с предметами. Вольные упражнения носят групповой характер, при этом каждое из них имеет определенную направленность. Это дает возможность использовать их в разных частях урока как зачетные или контрольные упражнения. 12.2.2. Составление комплексов упражнений При подборе упражнений для выполнения в комплексе учитываются возрастные особенности, состояние здоровья и физическая подготовленность занимающихся. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подбираются простые, образные упражнения. Используются основные движения руками, ногами, головой и туловищем. При выполнении поворотов и наклонов руки рекомендуется держать в исходном положении — на пояс, к плечам, за голову, что дает возможность зрительно контролировать основные движения. В этих возрастных группах силовые упражнения выполняются при фиксированном положении рук и ног, например: прогибание назад, лежа на животе, руки к плечам, ладонями вперед. Детям дошкольного и младшего школьного возраста нравятся упражнения танцевального характера, бег с различным движением рук, доступные прыжки, основные акробатические элементы. Здесь используются ритмические и народные танцы, пляски, имитирующие движения из различных видов спорта и трудовой деятельности («рубка дров», «стирка» и др.). При подборе музыки более подходящим является песенный материал, мелодии и ритмы, четко воспринимаемые на слух, танцевальная музыка. При составлении комплексов упражнений для школьников средней возрастной группы используются всевозможные движения руками, ногами, туловищем, головой и их сочетания. При подборе танцевальных упражнений, помимо народных танцев, применяются элементы современных и ритмических танцев, а также упражнения художественной гимнастики, хореографии и других нетрадиционных видов гимнастики. Беговые и прыжковые упражнения сочетаются с движениями руками, ногами и головой. Помимо песенного материала используются современные ритмы, мелодии народных и национальных танцев, музыка героического характера. Музыкальное сопровождение применяется с четким ритмическим рисунком. Для старшеклассников комплексы упражнений составляются с учетом их двигательных возможностей. Гимнастические упражнения сочетаются с такими добавочными движениями головой, руками, ногами и туловищем, которые украшают движение в стиле современных бальных или ритмических танцев. Прыжковые и беговые упражнения тоже выполняются в танцевальной форме. При подборе музыкального сопровождения педагог ориентируется на современные ритмы, популярные песни, танцевальные мелодии как отечественных, так и зарубежных композиторов. При составлении комплекса упражнений для школьников любой возрастной группы прежде всего определяют его направленность, например, на развитие двигательных способностей: мышечной силы, гибкости, быстроты двигательных действий, координации движений. Через развитие двигательных способностей добиваются повышения функциональных возможностей организма, общей физической подготовленности, развития психических и личностных свойств занимающихся. Специальное внимание уделяется танцевальному характеру движений, красоте, грациозности и элегантности их исполнения, воспитанию эстетического чувства и нравственных качеств у занимающихся. Для детей лучше всего составлять комплексы упражнений, образующие отдельную композицию. При составлении таких комплексов можно придерживаться следующего плана: Определить задачу композиции. Подобрать музыку. Прослушать музыку несколько раз. Определить характер музыкального произведения. Определить структуру музыкального произведения — части, периоды, предложения, такты; обозначить их схематично. Просчитать все части музыкального произведения и нанести счет на его структурную схему. Выделить части музыкального произведения с основной мелодией (например, куплеты и припев). Подобрать основные движения для составления упражнения соответственно характеру музыкального произведения и его структурным особенностям. Приступить к постановке упражнения под музыку. 324 325 10. Апробировать составленное упражнение на небольшой группе школьников, внести необходимые поправки. Упражнение можно включить в общий комплекс упражнений, где допускается несколько таких композиций. Другим примером составления комплекса упражнений может служить построение его по частям. Части комплекса состоят из серий упражнений, включающих, в свою очередь, цепочки упражнений. Серии чаще всего различают по внешней форме (в положении стоя; низкие исходные положения: упоры, сидя, лежа; беговая серия; танцевальная серия и др.). При составлении такого комплекса упражнений необходимо: Составить общую схему комплекса упражнений. Определить число серий, их содержание и задачи. Определить число и направленность упражнений в каждой серии. Подобрать упражнения для каждой серии и приступить к их постановке. Выделяют подготовительную, основную и заключительную части комплекса упражнений — в соответствии с частями урока. Комплекс упражнений может быть различной продолжительности: от 15 до 20 мин для дошкольников и 45 — 60 мин для более старшего возраста. Продолжительность подготовительной части составляет 5—10% от общего времени занятий, основной — 80 — 85%, заключительной — 5 — 15%. В подготовительную часть 45-минутного комплекса можно включить следующие серии: 1. Серия упражнений в положении стоя, где не требуется большая амплитуда движений: сгибание и разгибание, приведение и отведение пальцев рук; сгибание и разгибание, круговое движение в лучезапястном суставе; сгибание и разгибание, круговое движение в локтевом суставе; поднимание и опускание плеч, выведение их вперед, назад, сгибание и разгибание и круговое движение в плечевых суставах; наклоны и повороты головы в различных направлениях, круговое движение головой; выведение верхней части туловища вперед-назад, вправо-влево, небольшие повороты, сгибание и прогибание туловища; выведение таза вперед-назад, вправо-влево, повороты, круговое движение таза. Все упражнения этой серии можно выполнить с различными движениями ног: подъемы на носки, полуприседы, выставление ноги на носок и пятку, сгибание ее вперед-назад, а также при движениях на шагах, пружинных движениях ногами, танцевальных шагах. 326 2. Беговая серия, состоящая из упражнений бегового и прыжкового характера: бег на месте, в различных направлениях, подскоки на двух и одной ноге, прыжки с ноги на ногу, шаг с подскоком и др. После беговой серии всегда выполняются упражнения в глубоком дыхании и на расслабление. Если позволяет площадка и количество занимающихся ритмической гимнастикой, серии упражнений подготовительной части урока можно выполнить, передвигаясь в обход за направляющим различными видами ходьбы, бега, прыжков, танцевальных шагов. Основная часть комплекса упражнений может состоять из пяти серий: 1. Упражнения в положении стоя, выполняемые по большой амплитуде: рывковые и круговые движения руками; наклоны, повороты и круговые движения туловищем; полуприседы, приседы и выпады; комбинированные упражнения (из этой серии). Упражнения в низких исходных положениях (упорах, сидя, лежа), в том числе типа шейпинга, направленные на развитие силы различных мышечных групп. Беговые или танцевальные упражнения прыжкового характера. Упражнения для развития подвижности в суставах, эластичности мышц типа стретчинга (растягивание мышц и удержание позы в этом положении). Танцевально-беговые упражнения. В заключительной части комплекса упражнений проводятся: Упражнения в глубоком дыхании и на расслабление. Упражнения для развития плавности, мягкости и волнообразного характера движений. 3. Ходьба, танцевальные шаги в спокойном темпе. Возможны и другие варианты составления комплекса упраж нений. Музыкальное сопровождение к такому комплексу можно подобрать уже после его составления, но для этого необходимо, чтобы темп и ритм музыки и движений совпадали, новая цепочка движений приходилась бы на новую музыкальную фразу, а серия Упражнений начиналась бы с другой музыкальной темы. Хорошо изучив схему построения комплекса упражнений, легко импровизировать те или иные цепи упражнений. Способность импровизировать упражнения, сохраняя общую направленность комплекса, — показатель высокой квалификации учителя. 327 12.2.3. Формы проведения занятий К формам организации физического воспитания в школе относятся: урок, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и внеклассная работа. Во всех видах занятий можно применить отдельные комплексы упражнений ритмической гимнастики, а во время внеклассной работы — организовать секцию по этому виду гимнастики, проводить соревнования, готовиться к показательным выступлениям на спортивных праздниках. Комплексы упражнений ритмической гимнастики продолжительностью от 3 до 5 мин, выполняемые под специально подобранную музыку, используются в гимнастике до учебных занятий. Каждый комплекс строится по типу зарядки. Он начинается с упражнений типа потягивания и в глубоком дыхании. В него включаются: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, шеи, ног, туловища; упражнения, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения и на координацию движений. Комплекс упражнений выполняется в течение 2 — 3 недель, затем заменяется новым. Такие же упражнения продолжительностью от 1,5 до 2 мин применяются во время проведения физкультурной минутки на общеобразовательных уроках. Они направлены на то, чтобы снять утомление, исправить осанку, улучшить физическое состояние учащихся, повысить их внимание. В эти комплексы включаются 3 — 5 упражнений, каждое из них повторяется по 4 —6 раз. Вначале упражнения выполняются в положении сидя (наклоны и повороты головы и туловища, при исходном положении руки на пояс, за спину или расслабленно опущены на колени), затем — в положении стоя (поднимание на носки, полуприседы, выпады, наклоны, попеременное поднимание согнутых ног, прыжки и ходьба). В конце физкультурной минутки даются упражнения на расслабление тех групп мышц, на которые выпала большая нагрузка. Комплекс упражнений, так же как и его музыкальное сопровождение, меняется один раз в две недели. На удлиненных переменах применяются ритмические танцы, игры под музыку, небольшие комплексы упражнений игрового и танцевального характера. В ежедневные физкультурные занятия групп продленного дня (спортивный час) включаются отдельные упражнения или целые программы по ритмической гимнастике. Они часто объединяются с подвижными играми, эстафетами и другими видами упражнений. Упражнения ритмической гимнастики применяются во всех частях урока физической культуры любой направленности — гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры — в соответствии с его задачами. В подготовительной части урока, во время ходьбы и бега, применяются несложные упражнения. Используются также упражнения, характерные для ритмической гимнастики. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их с большей амплитудой, четко и с хорошим настроением. В основную часть урока с целью переключения внимания и эмоционального подъема занимающихся можно включить ритмические танцы и танцевальные упражнения, а также упражнения для развития мышечной силы, быстроты и координации движений, общей и скоростной выносливости. В заключительной части урока применяются цепи упражнений для восстановления дыхания, корригирующая гимнастика, цель которых — снизить физическую нагрузку. Такими упражнениями могут быть спокойные танцевальные шаги, плавные, мягкие движения, малоподвижные музыкальные игры. Кроме этого можно проводить целые уроки по ритмической гимнастике. Их направленность зависит от задач возраста и подготовленности учащихся. Урок строится по общепринятой трехчаст-ной форме с использованием средств, перечисленных выше. Для младших школьников лучше использовать образно-танцевальные композиции, имеющие целевую направленность и завершенность, а также проводить сюжетные уроки. Для школьников среднего и старшего возраста уроки ритмической гимнастики лучше проводить на основе современных танцевальных движений и нетрадиционных видов гимнастики. Внеклассные, секционные занятия по ритмической гимнастике проводятся в спортивном зале или на отведенной площадке, отвечающей всем гигиеническим нормам, с хорошей акустикой и вентиляцией. Заниматься могут все практически здоровые дети, отнесенные врачом к основной медицинской группе. Секционные занятия проводятся в форме уроков, в виде самостоятельных занятий. Содержание уроков зависит от возраста и подготовленности занимающихся, задач и условий работы. Продолжительность урока 45 мин. Занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю. Особенностью проведения занятий по ритмической гимнастике является поточный способ выполнения упражнений. Однако для этого обучаемые должны в полной мере овладеть определенным комплексом упражнений или иметь необходимый двигательный опыт. В связи с этим поточному способу должен предшествовать раздельный, или обычный, способ выполнения упражнений. При проведении занятий по ритмической гимнастике ведущую роль играет учитель физической культуры или тренер. Он должен обладать хорошей двигательной подготовкой, определенными знаниями, педагогическими умениями и навыками в обеспечении Правильного и эффективного проведения всего учебно-воспитательного процесса по ритмической гимнастике. 328 329 |