Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 14. СЛОВО ПЕДАГОГА В КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ

  • Учебник по гимнастике. Гимнастика учеб. М. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно


    Скачать 5.14 Mb.
    НазваниеМ. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно
    АнкорУчебник по гимнастике
    Дата06.03.2023
    Размер5.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГимнастика учеб.doc
    ТипДокументы
    #972736
    страница25 из 31
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31
    Глава 13. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ

    Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой служит одним из основных вспомогательных моментов, с помощью ко­торых значительно упрощается организационный процесс, повы­шается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспо­собность на протяжении всего урока.

    Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его уме­лое использование требует знания основ музыкальной грамоты.

    Содержание музыки передается совокупностью средств музы­кальной выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, ди­намические оттенки, ритм, размер, структура музыкального про­изведения.

    Мелодия является важнейшей основой музыкального сопро­вождения. В ней воплощаются различные образы и состояния. Раз­нообразие мелодии передается направлением мелодических ри­сунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений непре­менно учитывается направление мелодии.

    Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: дви­жением рук — поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на нисхо­дящую мелодию — принять упор присев. На волнообразный мело­дический рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки, голову, туловище или все тело.

    Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.

    Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое — при выполне­нии резких, коротких движений. Правильно подобранная мело­дия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями спо­собствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.

    Темп — это скорость исполнения музыкального произведения^ Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для дви­жений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки

    330



    и др. Умеренный темп используется для сопровождения большин­ства общеразвивающих, вольных, акробатических, прикладных упражнений.

    «Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровож­дения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, посте­пенное усиление или ослабление силы звука, динамические ак­центы. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполня­ются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания со­ответствует движениям, выполняемым с постепенным изменени­ем мышечных напряжений.

    Ритм — это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нот­ными знаками. За единицу измерения принята целая нота — о. Она длится четыре счета. Звук вдвое короче обозначается поло­винной нотой — J и длится два счета и т.д. (рис. 260).

    Ритмический рисунок — это организованное сочетание длитель­ностей звуков. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и др.). Например, хлопками можно передать следующий ритмический рисунок: музыкальный размер \ (рис. 261).

    331


    Количество хлопков должно соответствовать числу нотных знаков, а дли­тельность каждого хлоп­ка — длительности данно­го нотного знака.

    Музыкальный размер это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метром принято называть чередование сильных и слабых долей через рав­ные промежутки времени (через одну или две сла­бые доли) (рис. 262).

    Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, сто­ящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом метре

    (такте). Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей, т.е. ритм. Для занятий гимнастикой наиболее удобны музыкаль­ные размеры \, \, \. При выполнении общеразвивающих упражне­ний подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах — по сильным и слабым. Например, \ — две доли (сильная и слабая), \ — три доли (сильная и две слабых), \ четыре доли (первая и третья — сильные, вторая и четвертая — сла­бые). Полька, галоп и т. п. относятся к музыкальному размеру \, вальс, мазурка — \, марши — \. Размеры \ и \ называются сложными, так как в них кроме метрического акцента есть еще одна сильная доля. Примеры показаны на рисунке 263.

    С целью закрепления восприятия музыкального размера выде­ляют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается посредством хлопков, притопов, акцен­тированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой. Так, при му­зыкальном размере \ (марш) можно выполнить хлопки под 1 и 3 счета, то же под 2 и 4 счета, то же в ходьбе на месте и в движе­нии. Вместо хлопков можно сделать удары ногой (притоп) или под 1 счет — хлопок, под 3 счета — удар ногой и другие сочетания движений. Упражнение можно усложнить различными движения­ми головой, руками, ногами и туловищем.

    Хорошим упражнением является тактирование (дирижирова­ние) на I, I, \.

    332

    Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 1 — руки с акцен­том вниз; 2 — руки вверх.

    Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 7 — руки с акцен­том вниз; 2 — руки в стороны; 3 — руки вверх.

    Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 1 — руки с акцен­том вниз; 2 — руки скрестно перед грудью; 3 руки с небольшим акцентом в стороны; 4 — руки вверх.

    При тактировании руки выполняют свободные движения по неполной амплитуде. Тактировать можно при выполнении различ­ных видов ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений, танце­вальных шагов, элементов хореографии и др.

    Структура музыкального произведения представляет собой еди­ное целое и в то же самое время подразделяется на связанные между собой части: период, предложения, фразы и такты. Пери­од — это наиболее крупная часть музыкального произведения, име­ющая устойчивую концовку. С окончанием периода в движении делается остановка, а в массовых выступлениях производится пе­рестроение. Период чаще всего состоит из двух предложений, пер­вое из них является незавершенным, второе — завершенным. Иног­да остановка движения производится с окончанием первого неза­вершенного предложения. В этом случае преподаватель подает пред­варительную команду «Группа» за одну музыкальную фразу до

    [ конца предложения и аккомпаниатор из незавершенного предло­жения делает завершенное.

    Музыкальные предложения делятся на фразы, а фразы — на такты. Чаще всего фраза состоит из четырех тактов. Музыкальные фразы из пяти или шести тактов неудобны для сопровождения упражнений, так как завершение движения не совпадает с окон­чанием музыкальной фразы. Применять их не рекомендуется. Дви­жения, как правило, составляются на 4 счета и повторяются 2, 4,

    > 8 и т.д. раз.

    Для учителя физической культуры важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения. Все команды подаются в зависимости от того, как построен му-

    [' зыкальный период. ЕсЛи период состоит их четырех музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четные фразы, причем лучше не на 2-ю, а на 4-ю (когда музыкальная мысль закончена).

    При подборе музыкального произведения учитываются возраст и подготовленность занимающихся. Для учащихся младшего и сред­него школьного возраста рекомендуются музыкальные произве-

    ;' Дения с простой мелодией и четким ритмом, а для старшего школь-

    , Ного возраста — произведения с более богатой мелодией и слож­ным ритмом.

    Наиболее распространенными музыкальными произведения-

    \ Ми на уроках гимнастики являются песни и танцевальные мело-

    333

    дии. Они должны быть разнообразны. Длительное применение од­них и тех же музыкальных произведений на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям.

    К каждому виду упражнений подбирается соответствующее по характеру музыкальное произведение: для ходьбы — размер \ (марш, песня), реже \, темп умеренный, медленный или быст­рый; для бега и прыжков — размер \ и \ (галоп, полька, различ­ные песни и проч.), темп быстрый; для танцевальных движений — соответствующие названию танца; для общеразвивающих упраж­нений силового характера — размер \, \ с широкой, ровной, слит­ной мелодией, с ярко выраженной динамической структурой; для упражнений с характерным акцентом (рывки, толчки, маховые движения, взмахи) — размер \, \, \, причем фаза основных дей­ствий должна совпадать с сильной долей такта.

    Музыкальные произведения подбираются педагогом совмест­но с аккомпаниатором. При подготовке к уроку и в процессе его проведения преподаватель должен:

    а) заранее ознакомить аккомпаниатора с содержанием заня­
    тий, с особенностями вновь включенных в урок упражнений;

    б) строить группу и выбирать свое место так, чтобы занимаю­
    щиеся хорошо были видны аккомпаниатору;

    в) показывать упражнения в нужном темпе, ритме, характере
    движений;

    г) подавать команды своевременно, громко и четко.
    Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики можно осу­
    ществлять с помощью аудиовизуальной аппаратуры.

    Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героичес­ким и т.д. Для сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического, упаднического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимаю­щихся. Не рекомендуется использовать также большие по объему и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения движений песни и мелодии танцевального характера.

    Глава 14. СЛОВО ПЕДАГОГА В КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ

    Слово педагога как средство и метод направленного воздей­ствия на обучаемых лиц применяется в комплексе с гимнастичес­кими упражнениями, музыкальным сопровождением занятий и условиями, в которых они проводятся. Слово — основной компо­нент этого комплекса.

    Как единица речи слово служит дли выражения отдельного понятия. В гимнастике есть свои специфические понятия — тер-

    мины. Ими пользуются гимнасты и педагоги в процессе занятий и спортивных соревнований. Гимнастическая терминология строго соблюдается в научно-методической и научной литературе по гим­настике.

    Каждое понятие (гимнастический термин) включает в себя другие, менее общие понятия, образующие своеобразную систе­му. Например, «гимнастическое упражнение» как понятие пред­ставляет собой систему, включающую в себя его назначение, от­дельные движения, энергетическое, информационное (сенсорное) обеспечение, способы выполнения в зависимости от его назначе­ния. Словами выражаются не только понятия, но и законы (F= m- flmax — второй закон динамики), принципы наук (дидак­тики, воспитания, спортивной тренировки), категории (простран­ство, время, материя, движение и др.).

    С физиологической точки зрения слово служит раздражителем, который действует на соответствующие корковые центры через афферентные нервные пути. Слова являются вторыми сигналами действительности. По заключению И.П.Павлова, они представ­ляют собой отвлечение от действительности и допускают обобще­ние, что составляет специально человеческое, высшее мышле­ние, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм и, наконец, науку — орудие высшей ориентации человека в окружающем мире и в самом себе.

    Диапазон значения слова беспредельно широк — от условного обозначения отдельного свойства предмета, движения, личности, деятельности, способностей до абстрактных представлений и по­нятий, являющихся содержанием человеческого мышления.

    Удачным подбором и применением слов можно воздействовать на функции организма, психические и личностные свойства гим­настов, обогащать их необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками, развивать способности, необходимые для успешного овладения сложными гимнастическими упражнения­ми. Это оказывается возможным потому, что слово, как считает И.П.Павлов, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражите­лями, приходящими в большие полушария, все их сигнализиру­ет, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, кото­рые обусловливают эти раздражители.

    Сила слова огромна. Это хорошо отражено в пословицах и по­говорках народов мира. «Рана от ожога заживает, рана от слова — никогда», — говорят на Востоке. «Слово лечит — слово ранит», — говорят на Руси. «Слова — ключи к сердцу», — гласит китайская пословица.

    При занятиях гимнастикой сила слова определяется его значе­нием для занимающихся, тем, в какой степени оно затрагивает их жизненные интересы. В этой связи для выражения мыслей пе-


    334

    335

    дагога большое значение имеют удачный подбор слов, их эмоци­ональная окраска. При этом следует учитывать психологическое состояние занимающихся и их готовность воспринимать содержа­ние слов педагога. От этого зависит убеждающая и внушающая сила слова.

    Убеждение словом — это метод педагогического воздействия на чувства, сознание и опыт лиц, занимающихся гимнастикой (схе­ма 7).



    Большая сила убеждения достигается тогда, когда слова педа­гога не расходятся с тем, что и как он делает сам, с его нрав­ственностью, справедливой требовательностью и уважительным отношением к своим ученикам. Об убеждающей силе словесных воздействий педагога на своих учеников можно судить по каче­ственной стороне этого процесса, по их отношению к занятиям гимнастикой (посещение, активность, любознательность), по стремлению в совершенстве овладевать знаниями в области гим­настики, техникой сложных упражнений, по дисциплинирован­ности, организованности на занятиях и в быту, по чувству долга и ответственности за результаты спортивной подготовленности. Ме­тодика оценки убеждающей силы слова педагога нуждается в спе­циальных исследованиях.

    Внушение словом представляет собой психологическое воздей­ствие педагога на своих учеников, с тем чтобы вызвать у них же­лаемые ему двигательные действия, поведение, суждения, пред­ставления. Внушение рассчитано на веру, на некритическое вос­приятие того, что сообщает педагог, что утверждает или отрицает без достаточных доказательств, категорично, уверенно, однознач­но, бескомпромиссно. Этой однозначностью и достигается вну-

    336

    щающий эффект. Сила внушения, как и убеждения словом, зави­сит от восприимчивости учеников к внушающим воздействиям и от авторитета педагога. Внушающее воздействие может быть пря­мым и опосредованным.

    Прямое словесное внушение осуществляется путем непосредствен­ного воздействия самой речи, имеющей определенную смысло­вую значимость и императивное воздействие на высшую нервную деятельность, через нее на первую сигнальную систему и на под­корку, а отсюда и на всю соматическую и эндокринно-вегетатив-ную деятельность. Сила внушения зависит от функционального состояния в данный момент коры головного мозга человека, вос­принимающего внушение. Оно определяет степень его внушаемо­сти. Сила внушения обусловлена смысловым содержанием внуша­емого словесного комплекса. При этом виде словесного внушения на кору головного мозга воздействует лишь само слово (словес­ный раздражитель) в его чистом виде. Оно может быть либо про­стым и коротким («Отдыхать!», «Спать!»), либо более или менее сложным и логически обоснованным («Расслабьте мышцы, что­бы быстрее восстановить их силу»).

    Словесное внушение не должно противоречить моральным ус­тановкам лиц, занимающихся гимнастикой, так как оно может не реализоваться. Настойчивое и упорное внушение (принужде­ние) нередко приводит к возникновению невротической реак­ции, а в тяжелом случае к срыву высшей нервной деятельности и последующему невротическому состоянию. Нельзя принуждать учеников к выполнению непосильных для них упражнений.

    Опосредованное словесное внушение предусматривает использо­вание какого-либо предмета или гимнастического упражнения. Например, с помощью гимнастического упражнения можно за­маскировать преднамеренное словесное внушение со стороны пе­дагога-тренера. Нерешительному и робкому гимнасту никогда не надо говорить об этом его недостатке. Наоборот, следует подчер­кивать его способность к решительным и смелым действиям при овладении новыми сложными, «рискованными», но доступными для него упражнениями. В процессе выполнения таких упражне­ний педагог подчеркнуто говорит занимающемуся, что он дей­ствует решительно и смело, способен успешно осваивать более сложные упражнения. Для того чтобы внушить ему уверенность, предлагается выполнить ряд упражнений, с которыми занимаю­щийся заведомо может успешно справиться. При разборе выпол­нения каждого из них подчеркивается решительность и смелость Действий. После нескольких таких удачных попыток и словесных внушений, возможно даже по прошествии ряда занятий, предла­гается выполнить действительно сложное, требующее решитель­ных и смелых действий упражнение, конечно, предварительно ; создав о нем и о технике его исполнения четкое представление и

    337

    подготовив занимающегося физически. Во время первых попыток можно слегка помочь и незаметно подстраховать гимнаста там где это нужно. При разборе качества выполнения упражнения ак­цент делается на смелые и решительные действия.

    Опосредованное словесное внушение по силе своего воздей­ствия превосходит прямое словесное внушение и оказывается тем более сильным, чем более является скрытым. Эффект от этого вида внушения может проявляться не сразу, а через некоторое время. Оно необходимо для того, чтобы обучаемые смогли про­чувствовать и осознать оказанное на них внушающее воздействие.

    Образное, эмоционально окрашенное слово в сочетании с по­казом изучаемого упражнения, наглядных пособий обеспечивает полноценное осуществление принципа наглядности, чувственно­го и осмысленного познания назначения упражнения и техники его исполнения. Удачно подобранные слова, гимнастические уп­ражнения и музыкальное сопровождение имеют особенно важное значение при занятиях гимнастикой с детьми дошкольного и млад­шего школьного возраста.

    Слово педагога наряду с гимнастическими упражнениями и музыкой — это наиболее сильное средство воздействия на зани­мающихся. При умелом использовании указанных средств можно сформировать личность гимнаста и гражданина, а при неумелом,— непоправимо навредить его здоровью, психике и нравственности. Поэтому подбору этих средств при занятиях с юными гимнастами должно уделяться самое серьезное внимание. Еще более важное значение имеют методы применения этих средств.

    Часть третья

    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ

    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31


    написать администратору сайта