УЧЕБНИК. ИСТОРИЯ РОССИИ (с древнейших времён до наших дней). М. В. Ломоносова исторический факультет а. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина История России с древнейших времен до наших дней учебник
Скачать 3.72 Mb.
|
Глава 17. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ в. Отличие культуры ХУШ в. от культуры IX-XVII вв. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием эко- номики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве, пришел конец диктату церкви в определении направления, форм и ха- рактера русской культуры. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития приро- ды и общества. Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский рево- люционер А.Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержа- вия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубеж- ной. "Окно в Европу" через Балтику, выход к Черному морю, рост ме- ждународного авторитета России повлекли за собой установлен» по- стоянных. контактов со странами Европы. Так, на смену средневековой, традипионалистской, пронизанной ре- лигиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII столетии при- ходит "новая культура". Ее отличительные черты - светскость, рацио- налистическое (от слова рацио - разум) мировоззрение, больший демо- кратизм и открытость в контактах с культурами других стран и наро- дов. Культура XVIII в. во многом определяется просветительской фило- софией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, внима- нием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общест- венного слоя. В рамках истории русской культуры XVIII столетия обычно принято выделять два периода: конец XVII - первая четверть XVIII в., характе- ризующийся становлением новой русской культуры; середина - вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета со- словной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный харак- тер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавлива- 194 клея гармонические отношения между людьми, между человеком и природой. В русском искусстве первой полвины - середины XVIII в. господ- ствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVin в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм). Возникновение светской школы. Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенст- ва. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося ря- дом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. Школа канцелярских служителей, позднее - горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дво- рянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обо- значения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных со- словий (кроме детей крепостных крестьян). В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы наби- рали "робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян". Од- нако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артилле- рийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Па- жеском корпусе (для императорского двора). В 1763 г. в Москве от- крылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петер- 7* 195 J бурге открылся Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в ме- дицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдат- ских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав. Таким образом, к середине XVIII в России сложилась система замк- нутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - четырехклассные и двухклассные малые народные учи- лища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полно- стью лишены возможности получить образование. Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Мо- сковского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны.И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициа- тиве И.И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском универси- тете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднял- ся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя универси- тета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М.В. Ло- моносов писал, что "университет создан для генерального обучения раз- ночинцев". Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распростране- нии научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессо- ров. Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Ака- демии вошли университет и гимназия для подготовки кадров. В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных усло- вий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли бога- тейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Север- 196 ной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменно- угольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние рай- оны Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей. Ледовитого океана. Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVin в. географом И.К. Кирилловым "Атласа Российского". (В середи- не XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный "Атласу" И.К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое "Описание земли Камчатки". Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири. В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской истори- ческой науке. Во второй половине века свои исторические труды созда- ли историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин. Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англи- чанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепост- ничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель - И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают вообра- жение людей. В петровские времена открылся первый русский естественно- исторический музей - Кунсткамера (1719); было положено начало Биб- лиотеке Академии наук (1714). В конце ХУШ в. покупка Екатериной П ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу. Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на пер- вых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эй- ®Р, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказыва- лись иностранцы-авантюристы, не имевшие никого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произо- шел заметвый рост числа русских специалистов-ученых. 197 М.В. Ломоносов. Выходец из государственных крестьян Архангель- ской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и ис- следованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М.В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изу- чением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Вене- ре знаменовало создание астрофизики как специальной науки. М.В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гу- манитарных наук. Он первым выступил против норманской теории про- исхождения Древнерусского государства. Его "Российская грамматика" была первой научной грамматикой русского языка. М.В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо- тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечатель- ные оды, поэмы и стихотворения. Выдающуюся роль сыграл М.В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета, его учени- ки и коллеги (академики) - астроном С.Я. Румовский, математик" М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Ле- пехин, физик Г.В. Рихман и др. - обогатили русскую науку замечатель- ными открытиями. Общественная мысль. Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники - Феофан Прокопович, П.П. Шафиров и др. - с рационалистических позиций "естественного права" и "общего блага" доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих со- чинениях "Правда воли монаршей" и "Духовный регламент" Ф. Проко- пович последовательно проводил мысль о том, что "русский народ та- ков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может". П.П. Шафиров в "Рассуждении о причинах Свей- ской войны" доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю "отчич и дедич" русских людей. Оригинальным мыслителем петровского времени был И.Т. Посош- ков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремес- ленник, а впоследствии богатый купец, И.Т. Посошков в книге "О ску- дости и богатстве" выступал как горячий поборник русской промыш- ленности и торговли. 198 В середине — второй половины XVIII в. в центре русской общест- венной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сто- рон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н.И. Новикова с Екате- риной П. Эта борьба подготовила появление революционера-республи- канца А.Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепост- ного права. Русскую литературу XVDI столетия своими произведениями обо- гатили писатели, поэты и публицисты, такие, как АД. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Ка- рамзин и др. Быт и нравы. После посещения стран Европы и возвращения таз "великого посольства" Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обре- зать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали "босые"). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный "бородовой знак". Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по "Соборному уложению" 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания). По приказанию царя с немецкого языка было переведено специаль- ное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе — "Юности честное зерцало", дополненное Петром I. В нем предписыва- лось держать отца и мать "в великой чести", быстро отвечать на вопро- сы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. "Юности честное зерцало" пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось. Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петров- ское время проводились и общественные праздники. Строились триум- фальные арки, устраивались "огненные потехи" (фейерверки), проводи- лись массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогца же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы. 199 Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая пра- вильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов ранне- го барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропав- ловской крепости, здание Двенадцати коллегий. Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со здани- ем Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вести- бюлем станции метро "Площадь Революции"). Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — зда- ния напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчан- ные крестами. Тоща же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, про- мышленные здания Суконного и Монетного двора. Каменный мост че- рез Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки. Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-гпавой центральной Преобра- женской церковью. Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распро- странились на старые русские города. С этой целью была создана спе- циальная комиссия, которая составила более 400 проектов переплани- ровки (генеральных планов) городов. Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. было барокко. Для барокко (в переводе с итальянского - "вычурный") характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достига- лось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты. Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли - итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур- 200 ге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати. Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др. А в Москве городской архитектор Д.В. Ухтомский построил Куз- нецкий мост через р. Неглинную, Красные ворота, колокольню в Трои- це-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков и др. Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма харак- терны ясность форм, простота и в то же время монументальность, ут- верждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий. Петербург принимал "строгий, стройный вид". Во второй половине XVIII в. архитектор И.Е. Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В.И. Баженов - Камен- ноостровский дворец и Арсенал, А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен- Деламот - Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди - Мра- морный дворец, Ю.М. Фельтен - набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги - Академию наук и другие здания. Складывался непо- вторимый облик Петербурга: По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех сторон земли К богатым пристаням стремятся. В гранит оделася Нева, Мосты повисли над водами... (А. С. Пушкин). Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков создал большое количество обще- ственных зданий и особняков, и сегодня украшающих столипу. Это зда- ние Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собра- 201 ния, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки. Скульптура. В первой половине XVIII в. общий процесс обмирще- ния искусства, потребности государственной жизни дали толчок разви- тию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой ча- стью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах ис- кусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине - классицизм. Из мастеров барокко крупнейшим был Б.К. Растрелли - отец знаме- нитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Ива- новны с арапчонком. Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М.В. Ломоносова, вышедший из сре- ды поморских косторезов, - Ф.И. Шубин. Для него характерна необы- чайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М.В. Ломоносо- ва, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, З.П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф.И. Шубина: "И под его рукою мрамор дышит". Памятником А.В. Суворову, изображенному скульптором в аллего- рическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М.И. Козловский. Ему же принадлежит гаавная статуя Петергофского каскада фонтанов - "Самсон", символизирующая победу России в Северной войне. Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И.П. Мартосу. Им создан первый скульптур- ный памятник Москвы - памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М.В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгроб- ных памятников. Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его соз- дал французский скульптор Э.М. Фальконе. Живопись. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Уша- кова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и "Напольного гетмана" 202 И. Никитина, в "Автопортрете с женой" А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи — передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой инди- видуальности - поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства. Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А.П. Антропова: A.M. Измайловой, Петра III. Близок к А.П. Антропову по живописной манере И.П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты "Неизвестная крестьянка", "Калмычка Аннушка" и др.). Ф.С. Рокотову с его филигранной техни- кой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил много- гранность человеческой натуры, например, в портретах Н.И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных ВЛ. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, В.И. Арсеньевой и др.). Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. по- лучила графика (А.Ф. Зубов), мозаика (М.В. Ломоносов), пейзаж (С.Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А.П. Лосенко). В акварелях И.А. Ерменева и картинах М. Ши- банова впервые в русской живописи появилось изображение жизни кре- стьян. Сохранились и народные картинки - лубок. Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр пе- реехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С.Пушкина). Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова. В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же сто- 203 летай были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера "Анюта", композитором которой считают В.А. Паш- кевича, "Мельник-колдун, обманщик и сват" М.М. Соколовского, "Ямщики на поставе" Е.И. Фомина; создавал свои произведения компо- зитор Д.С. Бортнянский. Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации. Победа свет- ского направления в искусстве, установление широких связей с культу- рой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культу- ры в XIX в. |