УЧЕБНИК. ИСТОРИЯ РОССИИ (с древнейших времён до наших дней). М. В. Ломоносова исторический факультет а. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина История России с древнейших времен до наших дней учебник
Скачать 3.72 Mb.
|
Глава 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинст- во историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археоло- гическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер иа западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тыся- челетия до н.э. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под име- нем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э.; географ Птолемей Клавдий, П в. н.э.). В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили террито- рию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяй- ство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разруше- нии дунайской границы Византии. Первые сведения о политической истории славян относятся к ГУ в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славя- нами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столе- тий неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве" упомянул "время Бусово". Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с ко- чевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Цен- тральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями террито- рию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская Держава распалась, и они были отброшены на восток. 15 В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибоша аки обре" - эти слова с легкой руки русского летописца стали афориз- мом. Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южно- русских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в рай- оне Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были непроч- ными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводитель- ством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болга- рия (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и час- тично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с придне-' провских славян вплоть до конца IX в. Восточные славяне в VI-ГХ вв. В VI в. славяне неоднократно со- вершали военные походы против крупнейшего государства того време- ни - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений визан- тийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге "Война с готами" писал: "Эти племена, славяне и анты, не управ- ляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом обшим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают дру- гие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же". Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью сво- ей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя. На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем По- днепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у 16 других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Территория восточных славян (VI-IX вв.). Восточные славяне за- нимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно- Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными фин- но-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассими- ляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общ- ности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-полити- ческий характер. Племенные союзы - этап на пути складывания госу- дарственности восточных славян. В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количе- ства родов и занимало значительную территорию (40-60 км в попереч- нике). Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летопис- ным указанием на место его расселения. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К за- паду от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной рассели- лись дреговичи (от слова "дрягаа" - болото), которые по Западной Дви- не соседствовали с полочанамн (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как счи- тают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тивер- цы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жи- ли кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть за- падных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене. Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племен- ных объединений восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля пояян» тмк указываго Летописцы» носила таиЙк^КД^ t 4 г ^ | &^%"/^'- ^Т^-Л^< -»0 Сс»^ i^Wy. '-^-^ Г-чЗД РСр звание "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жив- шее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина "русь". Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен. Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские лет- то-лнтовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно- угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с вос- точными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, каре- лы, саами, весь, Пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На вос- токе от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их сосе- дями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-DC вв. занимали мадья- ры (венгры) - финно-угорские скотоводы, которых после их переселе- ния в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господ- ствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Ду- найская Болгария и Византийская империя. Путь "из варяг в греки". Великий водный путь "из варяг в греки" был своеобразной "столбовой дорогой", связывавшей Северную и Юж- ную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских по- рогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царырада). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало ос- нование ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что тор- говля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь "из варяг в греки" был "главным стержнем экономической,', политической, а потом и культурной жизни восточного славянства". ^ Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было зем- леделие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнару- жившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур - "жито", сохранившееся до наших дней. О земледель- ческих традициях этого региона говорит заимствование славянами рим- ской хлебной нормы - квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси 18 четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924г. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья под- рубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами соби- рали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зерно- терками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог . Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ( переклады- вались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Сла- вяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабоче- го скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничест- во (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяй- ства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах). К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Об- щинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность тер- ритории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела опреде- ленной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, 19 промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу меж- ду семьями. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть обшин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это не- сти придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинни- ками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась ста- рая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутрен- них ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рын- ка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и .одновременно как опорные пункты власти феодалов и оборо- ны от внешних врагов. Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или де- тинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естест-, венная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треуголь- ника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепо- стных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремес- ленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее i районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной cne|j пиальности, - слободами, ц В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Напри- мер, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании вос- ходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, 20 Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укреп- ления. Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья зз племенной знати и бывшая родовая верхушка — "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни реша- лись на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сот- ни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организа- цией была дружина. По археологическим данным и византийским ис- точникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княже- ские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре- апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвра- щались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ран- ней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сло- жился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял раз- нообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель ско- товодства; Мокошь - оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различ- ных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что гово- рит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного един- ства. Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейши- не Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существова- 21 ние накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занима- ла территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Ме- стоположение Артании разными исследователями определяется неоди- наково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утвержда- ет, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение "Русь", включавшее в себя и часть северян. Таким образом, широкое распространение земледелия с использова- нием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетель- ства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Ви- зантию, приносили дружинникам и князьям значительную военную До- бычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского обще- ства. Таким образом, в результате экономического и социально- политического развития у восточно-славянских племен начала склады- ваться государственность. Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объ- яснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скан- динавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племе- нем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в за- висимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. - Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и 22 Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь). Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил ос- нованием для появления так называемой норманской теории возникно- вения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории вы- ступал М.В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как прави- ло, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь за- метного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких- либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном про- исхождении той или иной династии типична для древности и средневе- ковья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосак- сов и создании Английского государства, об основании Рима братья- ми Ромулом и Ремом и т.п. В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского госу- дарства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оне возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции госу- дарственности сложились задолго до призвания варягов. Государствен- ные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоя- тельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следова- тельно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколь- ко о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматри- вать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского 23 общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рю- рика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призва- нии варягов является плодом тенденциозного сочинительства, поздней- шей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходивши- ми либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встре- чается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира. Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице. Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полу- тора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества. |