УЧЕБНИК. ИСТОРИЯ РОССИИ (с древнейших времён до наших дней). М. В. Ломоносова исторический факультет а. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина История России с древнейших времен до наших дней учебник
Скачать 3.72 Mb.
|
Глава 30. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX в. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капи- талистическая модернизация стимулировала научно-технический про- гресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (админи- страторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образо- ванных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и акти- визация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой - российская интеллиген- ция, для которой стала характерной не только принадлежность к умст- венному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа. В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета трати- лось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призре- ние. Вторая линия была нацелена на формирование общественного соз- нания в духе обновленной теории "официальной народности" и предот- вращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество. Культура России второй половины XIX - начала XX в. впитала ху- дожественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощуще- нием человека XX столетия. Они требовали нового осмысления соци- альных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеоб- разный историко-художественный период, который его современники назвали "серебряным веком" русской культуры. Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образова- нии. Однако потребности производства требовали профессионально об- разованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с в 60-е годы XIX в. до 30% в начале XX в. Система образования, 339 сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохрани- лась до 1917 г. Начальное образование давали государственные, земские и перков- но-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чте- нию, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно спо- собствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Си- нода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось. Система среднего образования включала гимназии и реальные учи- лища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно- технические знания. В 1887 г. так называемым "циркуляром о кухаркиных детях" запре- щалось принимать в гимназии детей "кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом со- хранения сословной системы образования и торможения его демократи- зации. Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XDC в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. - в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появи- лись частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление жен- щин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в Рос- сии было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. Просветительская деятельность. В пореформенной России и в нача- ле XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приоб- щению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллиген- ция, создававшая различные просветительские организации при земст- вах и научных обществах, а также новые внешкольные формы обра- зования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались осно- вы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обуче- ния на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование. 340 Для развития культурно-просветительской деятельности были откры- ты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться кни- гами и журналами, устраивали публичные лекции и театрально- концертные представления. Демократизации высшего образования способствовали вечерние на- родные университеты, в которые принимались все желающие вне зави- симости от социального статуса, материального положения и вероиспо- ведания. Наибольшую известность приобрел Московский народный уни- верситет имени А.Л. Шанявского, основанный в 1908 г. Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении на- рода к чтению Художественной литературы играло книгопечатание. Де- шевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг "Библио- тека для самообразования", и Ф.Ф. Павленкова, издававшего "Научно- популярную библиотеку по естествознанию". Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число обще- доступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехниче- ском, Историческом). Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в сто- лицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Им- ператорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве. Наука. Во второй половине XIX - начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и приклад- ные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества наклады- вали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук. В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классиче- скую теорию химического строения органических тел создал A.M. Бут- леров. Н.Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катали- зе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области элек- трохимии и физической химии. 60-70-е годы XIX в. стали "золотым веком" в отечественной химии. 341 Фундаментальное и прикладное значение имели исследования мате- матиков ПЛ. Чебьппева, A.M. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания современной элек- тронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н. Яблочкова (дуговая лампа), А.Н. Лодыгина (лампа нака- ливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А.С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международ- ном конгрессе физиков сделал П.Н. Лебедев, подтвердивший электро- магнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. "Отцом русской авиации" называют Н.Е. Жуковского - основопо- ложника современной гидроаэродинамики. К.Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов. Энциклопедические труды В.И. Вернадского способствовали появле- нию новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработ- ке современных экологических представлений. Крупными- успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии получили И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и фи- зиологии пищеварения, а также И.И. Мечников - автор фагоцитарной теории иммунитета. К.А. Тимирязев основал русскую школу физиоло- гии растений. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизве- стных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Ин- донезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П.П. Семе- нова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатей- шие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице- адмирал С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал сис- тематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного мор- ского пути. Экспедиции Э.В. Толля и А.В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г.Я. Седов. В 1912-1914 гг. он организо- вал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана. 342 На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали об- щественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глу- бокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естест- венных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значитель- ной степени повлияли на общественные науки. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилились нападки на эволюционную теорию Ч. Дарвина, объяснявшую биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобра- зования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общест- венно-исторических процессов. Однако политическая практика мар- ксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной от- толкнули от них (особенно после революции 1905-1907 гг.) часть ин- теллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство. Во второй половине XIX-XX вв. в связи с необходимостью понима- ния современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос ин- терес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал мно- жество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд "История России с древнейших времен". В нем он обосновал но- вую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, соз- давший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых исто- рия России рассматривалась или с либеральных (П.Н. Милюков), или с марксистских позиций (М.Н. Покровский). Развитие русской экономической мысли отразилось в работах мар- ксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М.М. Ковалев- ский основал в Париже "Высшую русскую школу общественных наук". 343 В ней преподавали известные общественные деятели и учились ру эмигранты. Литература. Художественная литература второй половины XIX - начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Не- красов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направле- ния в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых соци- ально-политических проблем России начала XX в. Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубо- кий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобрази- тельных средств и форм - все это вызвало появление модернизма в ли- тературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических пози- ций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандель- штам, М.А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время "серебряным веком" русской поэзии. Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная ме- лодрама, детективы, эротика). Театр. Во второй половине XIX - начале XX в. активно развива- лось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы - А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных арти- стов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художест- венный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем иг- 344 ради В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства. Кино. На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кино- фильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в увеселитель- ном саду "Аквариум", в Москве - в саду "Эрмитаж"). В 90-х годах оте- чественными кинолюбителями и фотографами было снято несколько документальных лент. С 1903 г. стали открываться стационарные "электротеатры", "иллюзионы". К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей. Отечественные кинофирмы А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова воз- никли в 1907-1908 гг. Первоначально создавались документальные лен- ты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина "Стенька Ра- зин и княжна", ав1911г.- первый полнометражный фильм "Оборона Севастополя". В 1911-1913 гг. в России насчитывалось около 30 отече- ственных кинофирм, выпустивших более 600 картин. Особую известность приобрели фильмы режиссера Я.А. Протазано- ва. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А.С. Пушкина ("Пиковая дама", "Домик в Коломне"), Ф.М. Достоев- ского ("Бесы"), Л.Н. Толстого ("Отец Сергий"), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии. Однако в 1911- 1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм. Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась на- циональная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал "Могучей кучкой". В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Представители "Могучей кучки" и другие русские композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продол- жил А.Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплета- лись камерность и симфоничность. 345 Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также импера- торские Мариинский и Большой театры. Московская частная опера С.И. Мамонтова (затем — С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна "для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов". Пропагандой произведений русских и зарубежных компози- торов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, от- крытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым и учителем пения ГЛ. Ломакиным. Русская вокальная школа была представлена замечательными опер- ными певцами (Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А.П. Павловой, Т.П. Карсави- ной, В.Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой куль- туры. Хореографические постановки М.И. Петипа стали классикой ми- рового балета. Особое значение для популяризации театрально-музыкального ис- кусства России имела деятельность С.П. Дягилева, организовавшего в Европе "Русские сезоны" (1907-1913). Живопись и скульптура. В середине XIX в. в изобразительном ис- кусстве на'длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы де- мократической и гражданственной эстетики. В 1863 г. выпускники Академии художеств образовали в Петербурге свою "Артель". В 1870 г. ими было создано "Товарищество передвиж- ных художественных выставок". И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и другие стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просвети- тельскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огром- ное художественное наследие. В школе передвижников большое разви- тие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюже- ты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. -Васнецов). Близкий к пере- движникам В.В. Верещагин известен как мастер батальной живописи. К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрес- сионизма. Часть художников сочетала русские художественные тради- ции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кусто- диев, И.Я. Бнлибин и др.). 346 На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыва- нию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искус- ства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, В.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др.). "Мирискусники" провозгласили новые художест- венно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воз- зрениям передвижников, и салонность академизма. Они пропагандиро- вали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII - начала XIX в.), а также популяриза- ции западно-европейского искусства. В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественни- ками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирово- го искусства. В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции от- разились в творчестве A.M. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Мо- скве) и близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России ("Иван Грозный", "Нестор-летописец", "Ермак", "Петр I"), Ряд мону- ментальных скульптурных произведений принадлежал М.О. Микешину (памятники "Тысячелетие России" в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрес- сионизма в начале XX в. скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков использовали новые пластические формы и светотеневые контрасты. Архитектура. Градостроительство было связано с бурным экономи- ческим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - бан- ки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строите- льных материалов - бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклек- тика - разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архи- тектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и "русского" стиля. Постепенно "русский" стиль стал преобладать. В .его традициях были построены здания' Исторического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и Верх- них торговых рядов (арх. А.Н. Померанцев) в Москве. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три на- правления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и зда- 347 ние Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница "Метро- поль" (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А.В. Щусев - Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал, здание Музея изобразительных искусств, почтамта (арх. И.И. Рерберг) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский) - возро- ждали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия. В целом достижения русской культуры получили мировое призна- ние. Многие отечественные ученые были почетными членами европей- ских академий и научных учреждений. Имена русских путешественни- ков остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечест- венной литературе и изобразительном искусстве зародились новые ху- дожественные формы, которые оказали значительное влияние на разви- тие европейской и мировой культуры. |