Главная страница

Зеленков М.Ю. Политология. М. Ю. Зеленков политология (базовый курс)


Скачать 1.6 Mb.
НазваниеМ. Ю. Зеленков политология (базовый курс)
АнкорЗеленков М.Ю. Политология.pdf
Дата22.03.2018
Размер1.6 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЗеленков М.Ю. Политология.pdf
ТипДокументы
#17055
страница3 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Глава 3
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Учебные вопросы.
1. История и становление мировой политической мысли.
2. Развитие общественно-политической мысли в России.
«В управлении государством главное – соблюдать все формальности, а на мораль можно и не обращать внимания».
Марк Твен

32
История политических учений насчитывает много веков. Воз- никновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой формы организации власти. На заре своего развития политическое научное знание скла- дывалось из элементов философских теорий.
Сегодня в истории становления и развития политической мысли ученые выделяют следующие этапы: политические учения
Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего
Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпо-
хи Возрождения и Реформации; политические учения эпохи Просве-
щения и Нового времени; современные политические учения.
1. История и становление мировой политической мысли
1.1 Политические учения Древнего Востока
Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Ин- дия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая
мысль не выделялась в самостоятельную область социального зна-
ния; первоначальные представления о политике выступали в мифоло-
гической форме, придавали зарождающимся элементам властных
отношений сверхъестественный характер; господствовала концеп-
ция божественного происхождения власти и социального устройст-
ва.
Ведущие мыслители этого периода: Конфуций, Мо-Цзы,
Шан-Ян, Хаммамурапи, Будда и др.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.), древнекитайский философ, пропагандировал идеологию господствующего сословия, божествен- ное происхождение власти императора, но отказывался от божествен- ного происхождения государства.
Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь
юй» («Суждения и беседы»). Он считал, что государство возникло из объединения семей (это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети). Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а

33
главной целью государственной политики объявлял воспитание хо-
роших нравов.
Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.), древнекитайский философ, раз- работал учение, которое считалось идеологией угнетенных сословий,
иобосновал договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежала идея принадлежности народу верховной власти. Важное место в его учении занимает мудрость как ос- нова управления (предполагает сочетание наставления народа с на- казанием) и учёт интересов народа в процессе управления государст- вом.
Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), древнекитайский философ, дал начало направлению, получившему название «легизм». Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу»
(«Книга правителя области Шан»).
Теоретические основы легизма: мораль и политика - проти-
воположные вещи, т.е. любой политик должен отрицать мораль.
Основное средство управления государством - принуждение (человек подчиняется закону, т.к. боится наказания; страхвыступает основой всего; управление государством базируется на посылке: правитель деспот, все остальные равны перед законом, кроме него).
Существенное влияние на развитие политической мысли
Древнего Востока оказали индуистские «Веды», идеологами которых выступали жрецы Древней Индии - брахманы. В «Ведах» говорится о делении общества на четыре сословия - варны: брахманы - жрецы и
кшатрии - воины являлись господствующими кастами, а вайши - кре- стьяне, ремесленники, торговцы и шудры - свободные низы - подчи- ненными сословиями (переход из одного сословия в другое недопус- тим)
Будда (563-483 гг. до н.э.), основатель религии «буддизм», критиковал брахманистскую политическую мысль, отверг мысль о боге как о верховном правителе мира, подверг критике систему варн, принцип их неравенства. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - «Типитака». Суть своего учения Будда выразил в четырех благородных истинах (страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему). Провозглашая духовное равенство лю- дей, идеи любви к ближнему, непротивления злу, равнодушие к жиз-

34
ни, нищете и угнетению, буддизм помогал удерживать в повиновении угнетенные массы.
1.2. Политические учения Древней Греции
и Древнего Рима
Характерные черты политических учений этого этапа: посте-
пенное освобождение политических взглядов от мифологической
формы; становление их как относительно самостоятельной части
философии; всесторонний анализ устройства государства, класси-
фикация его форм; поиск и определение идеальной формы правления.
Ведущие мыслители этого периода: Гомер, Соломон, Герак-
лит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукре-
ций, Цицерон и др.
Сократ (469-399 гг. до н.э.), древнегреческий философ, стре- мился восстановить духовное единство полиса на основе справедли- вости и добродетели и отстаивал принцип компетентного правления, согласно которому править должны знающие. Исходя из нравствен- но-разумной основы государства, он заложил традицию разделения форм правления на правильные (монархию, аристократию и демокра- тию) и неправильные (тиранию, олигархию, охлократию).
Платон (427-347 гг. до н.э.), древнегреческий философ, автор диалогов «Государство» и «Законы», публично высказывал следую- щие идеи: государство возникло из-за многообразия материальных
потребностей человека и невозможности их удовлетворения в оди- ночку; залог стабильности государства - разделение труда по склон- ности души; управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии; сословие стражей должно защищать государство; землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государ- ства; переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это нано- сит вред государству.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ, в своих трактатах («Политика» и др.): выдвинул предположение о ес-
тественном происхождении государства; назвал человека политиче- ским существом; классифицировал формы государственного устрой-

35
ства по числу властвующих; выделил: правильные формы государст- венного правления (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо и неправильные формы (тира- ния, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граж- дан; высказывал идею верховенства закона.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.), древнеримский политик и фило- соф, автор диалогов «О государстве» и «О законах», рассматривал государство как дело, достояние народа, причем народ, по его мне- нию, не любое собрание людей, а «соединение многих людей, связан- ных между собой согласием в вопросах права и общностью интере- сов».
Воплощением природной справедливости Цицерон считал го- сударство, которое он трактовал как достояние народа, возникшее в результате стремления людей к личной и имущественной безопасно- сти, а также достижения ими согласия в вопросах общности интере- сов и права.
Цицерон выделял три формы правления государством – цар-
скую власть, аристократию (власть оптиматов) и демократию
(власть народа). При этом наилучшим он считал государство, обла- дающее смешанной конституцией, которая образуется путем равно- мерного смешения положительных свойств всех трех простых форм правления.
1.3. Политические учения Средневековья
Особенности политических учений этого этапа: перемещение
центра тяжести в общественном сознании от государства к церк-
ви, к проблемам религии, безраздельное господство католической
церкви в духовной жизни; политическая наука стала отраслью бого-
словия, догмы религии приобретали форму законов; социально-
политическая мысль развивалась усилиями религиозных деятелей;
обоснование теологической теории появления государства и полити-
ческой власти.

36
Ведущие мыслители этого периода: Августин Блаженный,
Фома Аквинский, Иоанн Солсберийский и др.
Августин Блаженный (354-430 гг.), римский идеолог и дея- тель христианской церкви, заложил основы христианской политиче- ской теории. Его политические идеи изложены в работах «О граде
Божием», «О свободной воле» и др. Августин соединил свою концеп- цию «лучшей жизни» (счастье от Бога) с возможностями и способно- стями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит
человека из-за его порока, не любит порок из-за человека, но ненави-
дит порок и любит человека. Резко противопоставляя церковь и го- сударство, Августин стремился обосновать верховенство церкви над светской властью.
Государство рассматривалось Августином как часть универ- сального порядка, создателем и правителем которого является Бог.
Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство - это множество людей, объединенных общественными связями.
Формы правления различались Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Глав- ными среди них он считал моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся дос- тойными того, чтобы им подчиняться.
Государство, по мнению Августина, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы (дьявола). С тех пор как государство включает в себя дьяволь- скую волю, оно становится общественным тираном. Только государ- ство Божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется все- общее стремление к единству и вечному миру.
Своим утверждением о том, что «град земной», т.е. государст- во, связан с царством дьявола, Августин Блаженный положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время он развивал идею обновления «града земного» в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.), итальянский философ и теолог, основатель томизма, в своем трактате «О правлении госуда-

37
рей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догма- ми.
Его воззрения базировались на следующих посылках: сущ- ность власти устанавливается богом, поэтому в интересах обществен- ного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым чело- веком своих обязанностей; государство также является божественным установлением; допущение, что могут быть злоупотребления вла- стью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение; государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.
Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180 гг.), английский бого- слов и юрист, автор трактата «Поликратик», выдвигал идею ограни- чения светской власти за счет авторитета церкви и первым в Западной
Европе систематизировал политическую теорию.
Согласно его учению, чтобы стать государем, человек должен быть избранным Богом, т.е. получить одобрение церкви. Государь для общества – то же, что голова для живого организма. Но править он может как ради общего блага, так и в своих собственных порочных интересах. Во втором случае правитель является тираном. Поскольку любая власть от Бога, люди должны подчиняться даже тиранам, но до тех пор, пока они не нарушают божественных законов и заповедей. В последнем случае «убить тирана не только законно, но и правильно и справедливо».
1.4. Политические учения эпохи Возрождения
и Реформации
Характерные черты политической мысли этой эпохи: освобо-
ждение политической науки от теологии и стремление создать
чисто светскую теорию; развитие гуманистических начал в полити-
ческой теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государ-
ства, демократического устройства общественной жизни; обосно-
вание революционных форм и методов переустройства общества.

38
Ведущие мыслители этого периода: Н.Макиавелли, Т.Мор,
Т.Компанелла, Ж.Боден, Т.Гоббс, Г.Гроций, Дж.Локк, Б.Спиноза и
др.
Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.), флорентинец, первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследова- ния. В своем труде «Государь» он: дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; впервые сформу- лировал идеологию централизованной монархической власти; обос- новал, что народ не играет никакой роли в государстве; подчеркнул, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; утверждал, что политика амораль- на, мораль и политика не совместимы. Полагая, что стремление к завоеванию - естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опо-
рой политики государства он считал хорошие законы и сильное вой-
ско.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.), английский мыслитель, автор труда «Левиафан», развил гражданскую трактовку политики, считал, что монархия - самая лучшая форма власти. Он утверждал, что ис- точник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций – тел: естественных и искусственных.
Искусственным телом он считал государство. Человек же, по Гоббсу, занимает промежуточное положение между естественными и искус- ственными телами: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства.
В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведёт к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние - это война «всех против всех». Здесь дейст- вует естественное право, которое Гоббс трактует, как свободу делать всё для самосохранения, в том числе и посягать на чужую жизнь. Но естественное право совершенно не обеспечивает превосходства и никому не даёт гарантии безопасности. Это может сделать только
государство, которое устанавливает и контролирует выполнение сво- да естественных законов, позволяющих для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей.

39
Джон Локк (1632-1704 гг.), английский философ, основопо- ложник либерализма. Он первым четко разделил такие понятия, как
личность, общество, государство, выделил законодательную и ис-
полнительную власти. Политическая теория Локка, изложенная в
«Двух трактатах о государственном правлении», направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально- политический процесс как развитие человеческого общежития от
естественного состояния до гражданского общества и самоуправ-
ления. Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежно- го обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди согла- шаются учредить государство. Локк сформулировал идею правового
государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от ис- полнительной (включая судебную) и федеративной (внешних сноше- ний), причём само правительство также должно неукоснительно под- чиняться закону.
Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.), нидерландский философ- материалист, автор труда «Политический трактат» и ряда других.
Он был антиклерикалом, сторонником республиканского правления и противником монархии. Антиклерикализм Спинозы был связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления. Спиноза выводил закономерности обще- ства из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных эгоистических интере- сов граждан с интересами всего общества.
1.5. Политические учения эпохи Просвещения
и эпохи Нового времени
Особенности и характерные черты этого периода: формирова-
ние либеральной политической идеологии; обоснование необходимо-
сти разделения властей; характеристика правового государства;
анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной
демократии; формирование концепции прав человека и гражданина.
Ведущие мыслители этого периода: Ш.Монтескье, Ж-
Ж.Руссо, И.Кант, Г.Гегель и др.

40
Шарль Монтескье (1689- 1755 гг.), французский просвети- тель, автор труда «О духе законов», в котором он изложил теорию
разделения властей. Верховенство права, по мнению Монтескье, мо- жет быть обеспечено лишь взаимным сдерживанием и разделением властей на: законодательную, исполнительную и судебную власти.
Жан-Жак Руссо(1712-1778 гг.), французский философ, в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического
права» критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения «естественное состояние» догосударственного человечества и идеальную модель возможного общественного уст- ройства. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей, по мнению Руссо, приводят, главным образом, первых к по- требности в гражданском мире, который обеспечивается заключением
общественного договора.
Иммануил Кант (1724-1804 гг.), немецкий философ, в труде
«Метафизика нравов» обосновал, что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве, считал Кант, должен обладать той же возможно- стью принуждения властвующих к точному и безусловному исполне- нию закона, которой обладает властвующий в отношении к гражда- нину. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общение с их взаимными выго- дами для различных государств.
Георг Гегель (1770-1831 гг.), немецкий философ, в основном своем труде «Философия права» осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер граж-
данского общества и государства. Гражданское общество, по Геге- лю,- опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей, которая возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гегель считал, что гражданское общество - сфера раз- вёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей,
государство - сфера общего и всеобщего (всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного).
1.6. Современные политические учения

41
Современная политическая наука в своем развитии прошла
три этапа:
Первый этап (конец XIX - конец 40-х гг. XX вв.) характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ.
В этот период увидели свет: теория заинтересованных групп
(А.Бентли); теория элиты (правящего класса) (Г.Моска, В.Парето);
социологическая теория государства (М.Вебер); теория олигархиза-
ции власти (Р.Михельс); психологическая теория власти (Г.Лассуэл).
Второй этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.) характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства. Результатом деятельности ученых в ходе этого этапа стали: новая теория демо-
кратии (И.Шумпетер); плюралистическая теория демократии
(Р.Даль); теория партисипаторной демократии (К.Макферсон,
Дж.Вольф, Б.Барбер); концепция государства благосостояния, об-
щества потребления (Дж.Катона, У.Ростоу, О.Тоффлер).
Третий этап (середина 70-х гг. XX в. – н.в.) характерен раз- работкой и развитием новых парадигм политической науки. В этот период были разработаны: футурологическая концепция единого ми-
рового государства (С.Кларк, К.Сон); концепция постиндустриаль-
ного общества (Д.Белл, Р.Арон, Дж.Гэлбрайт, З.Бжезинский); кон-
цепция информационного общества (О.Тоффлер, Дж.Нейсбит,
Е.Масуда); концепция национального интереса (Г.Моргентау); тео-
рия элитарной демократии; силовая концепция власти.
В современной зарубежной политологии выделяются сле- дующие основные школы:
англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С.Липсет, К.Райт, С.Хантингтон, Г.Моргентау,
Дж.Сартари, Р.Дарендорф);
французская - занимается проблемами типологии политиче- ских режимов, легитимности, партийно-политической инфраструкту- ры (М.Дюверже, Ж.Бурдо, М.Крозье, Р.Арон);
немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Флетчер);

42
польская - проводит исследования политической жизни обще- ства, главных направлений демократизации политической системы
(Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалэк, Ф.Рышка).
Таким образом, в истории становления и развития мировой политической мысли можно выделить следующие этапы: политиче- ские учения Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпохи Возрождения и Реформации; политические учения эпо- хи Просвещения и Нового Времени; современную политическую науку.
2. Развитие общественно-политической мысли в России
Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла
пять этапов:
Первый этап (XI-XVII вв.). Основателем общественно- политической мысли на Руси считается киевский митрополит Илла-
рион, который в трактате «Слово о законе и благодати» сформули- ровал следующие идеи, касающиеся развития государства и общест- ва: исторический процесс движется сменой принципов религий: ос- нова Ветхого Завета - принцип закона; основа Нового Завета - прин-
цип благодати (истины); по закону существовал лишь один богоиз- бранный народ – иудеи; с появлением благодати образовалось сооб- щество равноправных христианских народов; Русь занимает равное с другими государствами положение в мире; необоснованность претен- зий Византии на руководство русской церковью; Русская церковь должна быть независима; князь Владимир - святой, поскольку его дело выше заслуг императора Константина.
Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси полу- чили в следующих трудах: «Повесть временных лет», «Слово о полку
Игореве», а также в летописях: Лаврентьевской (1377 г.), Новгород- ской (XIV в.), Ипатьевской (XV в.) и других.
Главная идея политической мысли Руси XV-го в. - величие
власти Московских государей - была разработана монахом Филофеем в XVI веке и нашла свое отражение в теории «Москва - третий Рим».

43
Согласно этой теории история человечества есть история великих всемирных государств: первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Ви- зантия, завоевано неверными - турками; третьим Римом стала Моск- ва. Ей до предначертанного Богом конца света предписано быть хра- нительницей православия. Москва - третий Рим, «а четвертому не быти».
Второй этап (конец XVII в. - первая четверть XIX в.). Этап связан с именем Петра I, который оформил русское феодальное го- сударство в абсолютную монархию, положил начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны. Это пери- од образования и укрепления абсолютизма в политической мысли
России. В эпоху «просвещенного абсолютизма», связанного с прав- лением Екатерины II, сложились два направления в развитии поли- тической мысли: идеология феодальной аристократии, стремившей- ся упрочить свое положение путем ограниченной монархии; полити-
ко-правовые
идеи
зарождающегося
просветительства
и
либерализма, направленные против крепостного права. Яркий след в нем оставили
Ф.Прокопович,
В.Татищев,
И.Посошков,
М.Щербатов, С.Десницкий, А.Радищев и др.
Феофан Прокопович(1681-1736 гг.), защитник Петровских преобразований, полагал, что: образование государства - результат договора «гражданского союза» людей с будущим государем; народ при этом не может расторгнуть такой договор; содержание договора и выбор конкретного правителя - божественный промысел; лучший
«образ правления» - неограниченная монархия; нужно осуждать ог- раниченную монархию; аристократия и демократии должна быть подвергнута критике; церковь не должна иметь превосходство над светской властью.
Василий Татищев (1686-1750 гг.) был идеологом «просве-
щённого абсолютизма» и автором оригинальной теории происхожде- ния государства и теории происхождения социального неравенства
(теория 3-х «узд неволи»): первая узда - подчинение родителям; вто-
рая узда - человек добровольно идёт в услужение другому, не имея возможности себя прокормить и защитить; положение о нерасторжи- мости такого договора составляло основу крепостного права (этому положению вещей противопоставляется договор о создании «общена-

44
родия», или республики); третья узда - насильственное лишение воли, рабство; это противоправно, но необходимо.
Иван Посошков (1652-1726 гг.)отражал взгляды и идеи на-
рождавшейся буржуазии. В своих трудах он: провел идею «общего
блага», которое должен обеспечить абсолютный монарх; выдвинул требование сильной централизованной власти в стране; выступил против аристократии и демократии; выдвинул тезис о том, что власть
царя подобна власти бога; предложил чётко определить правакаждо- го сословия и его обязанности перед государством; выдвинул идею о том, что помещики владеют крестьянами временно, пока служат
государю; предложил устроить единый суд для всех сословий.
Михаил Щербатов (1733-1790 гг.) выступал как защитник крепостничества, аргументируя это историческими, экономическими и юридическими фактами, рисуя идиллическую картину взаимоотно- шений между помещиками и крестьянами; предлагал строить госу- дарство на основе чётко зафиксированной в законе сословной органи- зации; считал, что верховная власть должна принадлежать императо- ру.
Семен Десницкий (1740-1789 гг.) выдвинул оригинальную теорию возникновения государства, связывая его появление с част-
ной собственностью (по его мнению, у первобытных народов не бы- ло законов, правительств, государства); пытался исторически подой- ти к таким институтам, как семья и собственность; выступал как сто- ронник ограничения абсолютной власти монарха; предлагал выделить различные ветви власти, причём сделать их частично независимыми от воли монарха; выступал с осуждением крепостничества, так как в его условиях нельзя применить многие прогрессивные методы.
Александр Радищев (1749-1802 гг.) в знаменитом произведе- нии «Путешествие из Петербурга в Москву» изложил теоретические основы политической программы и свои взгляды на происхождение и сущность государства: образование государства связано с возникно- вением собственности; государство возникает в результате договора в целях защиты слабых и угнетённых; критиковал крепостничество, выдвигая против него ряд юридических, экономических и нравствен- ных возражений; подверг критике весь государственный аппарат аб- солютизма; отверг теорию просвещённого абсолютизма; говорил об отсутствии связи между абсолютным монархом и народом; выдвинул

45
идею народной революции, обосновывая право народа на восстание в том случае, если нарушен общественный договор и ущемлён народ- ный суверенитет.
Третий этап (вторая четверть XIX в. - октябрь 1917 г.).Нача- ло ему положило восстание декабристов. Основные идеи этого этапа:
обоснование революционных планов коренного преобразования госу-
дарственного строя в России; критика деспотизма в организации
государственной власти; необходимость конституционной монар-
хии, разделения властей, правового государства; поиск путей разви-
тия (самобытный и общеевропейский) государства.
Наиболее видными мыслителями этого этапа были: предста- вители идеологии либерализма Н.С.Мордвинов (1754-1845 гг.) и
Н.Н.Сперанский (1772-1839 гг.); идеологи декабристов
Н.М.Муравьев (1795-1843 гг.) и радикал П.И.Пестель (1793-1826 гг.); представители российского революционного демократизма:
А.И.Герцен (1812-1870 гг.), В.Г.Белинский (1811-1848 гг.),
Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.); народники М.А.Бакунин (1814-
1876 гг.), П.Л.Лавров (1828-1900 гг.), П.Н.Ткачев (1844-1885 гг.),
Г.В.Плеханов (1856-1918 гг.) и др.
Четвертый этап (октябрь 1917 г. - начало 90-х гг. ХХ в.),
коммунистический. После революции октября 1917 года и установле- ния советской власти в России российская политическая наука разви- валась только в одном направлении – теории марксизм-ленинизм.
Наиболее видными мыслителями этого этапа были В.Ленин,
И.Сталин и др. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили в основном схоластический и ограниченный классовый характер.
Пятый этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.). Этап озна- менован началом в России своеобразного ренессанса классической и
неоклассической политической мысли.
Таким образом, на всех этапах российской истории политиче- ских учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, полити- ческих симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышлен- ников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политиче-

46
ские программы были преходящими и в новых исторических услови- ях сменялись другими политическими требованиями, ориентирован- ными на новые идеалы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта