Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1 5ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ Учебные вопросы

  • 1. Политика - многообразие интерпретаций, сущность, содержание и функции

  • Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями

  • По объекту воздействия

  • По приоритету деятельности (цели)

  • Субъект

  • 2. Роль политики в жизни общества

  • Зеленков М.Ю. Политология. М. Ю. Зеленков политология (базовый курс)


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеМ. Ю. Зеленков политология (базовый курс)
    АнкорЗеленков М.Ю. Политология.pdf
    Дата22.03.2018
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЗеленков М.Ю. Политология.pdf
    ТипДокументы
    #17055
    страница1 из 24
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    М.Ю. ЗЕЛЕНКОВ
    ПОЛИТОЛОГИЯ
    (базовый курс)
    МОСКВА–2009

    2
    ББК 66.0
    УДК 32
    З-48
    Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридиче- ский институт МИИТа, 2009. – 302 с.
    В учебном пособии излагаются основные положения курса «Политология», изучаемого в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации руководящих работников, государственных служащих.
    В темах учебного пособия дается общее представление о современной по- литологии и проблемах ее развития. Освещаются важнейшие темы, имеющие инте- рес для обучаемых по всем специальностям высшей профессиональной школы.
    Работа базируется на учебно-методической и справочной литературе по по- литологии, материалах, раскрывающих мировой и отечественный опыт, реалиях нынешнего этапа общественно-политического развития.
    Пособие рассчитано на студентов и преподавателей вузов, а также всех, кто интересуется политикой.
    Рецензент: В.Н. Ремарчук, доктор философских наук, профес- сор.
    © Юридический институт МИИТа, 2009

    3
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Одним из факторов формирования демократической культуры современного гражданина любого государства является знание основ политологии. Без обладания такими знаниями личность становится объектом манипулирования и подчинения.
    Политические знания и культура нужны сегодня любому че- ловеку, независимо от его профессиональной принадлежности, по- скольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, пре- вратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны бо- лее активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраня- ет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.
    Особенно необходимы политические знания и навыки моло- дому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода уто- пическим идеологиям и демагогическим призывам.
    В современных условиях развития российского государства овладение основами политической науки является важнейшим усло- вием успешного реформирования его общества. Знание политологии позволяет человеку усваивать основные ценности и нормы демокра- тии, сформировать статус самодеятельного субъекта, способного принимать ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей.
    Политология занимает видное место среди наук об обществе.
    Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на по- вседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического уст- ройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не

    4
    утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
    Основные положения, которые должны быть усвоены студен- тами в ходе изучения курса, изложены в требованиях Государствен- ного образовательного стандарта высшего профессионального обра- зования и основанной на них учебной программе. Содержание учеб- ного пособия разработано строго в соответствии с вышеназванными требованиями.
    Цель настоящего учебного пособия ознакомить студентов и всех интересующихся политикой с основами современной политиче- ской теории и практики. Оно ориентировано на реальные потребно- сти будущих высокопрофессиональных специалистов.
    Глава 1

    5
    ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
    Учебные вопросы:
    1. Политика - многообразие интерпретаций, сущность, со-
    держание и функции.
    2. Роль политики в жизни общества.
    «Политика есть искусство превращать влияние в богатство»
    Закон сенатора Соргхэма
    Политика связана со всеми сферами общества и активно воз- действует на них. Она оказывает давление на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека.
    Вопросы политики, политического устройства, демократии, полити- ческой власти, государства касаются всех граждан, затрагивают инте- ресы каждого.
    Ведь не случайно говорят, что даже если человек не интересу- ется политикой, политика все равно интересуется им. А это значит, что не только ученые, но и рядовые граждане не могут оставить ее без внимания. Если политика столь заметно влияет на нашу жизнь, нам не обойтись без знаний о ней.
    1. Политика - многообразие интерпретаций,
    сущность, содержание и функции
    Появление на свет такого явления как «политика» обусловле- но тем, что общество по своей структуре асимметрично. Существова- ние различных классов и социальных групп (профессиональных, де- мографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неиз- бежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом.
    Великий древнегреческий философ Аристотель сформулиро- вал положение о том, что «… человек по природе своей есть сущест- во политическое...», а значит в той или иной мере вовлечен в полити- ческую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, насколько осознанно

    6
    личность становится субъектом и объектом политики, обдуманно делает свой политический выбор в тех или иных ситуациях.
    Без политики наша жизнь превратилась бы в то, что извест- ный английский мыслитель Т.Гоббс назвал «войной всех против всех», когда народ воюет с народом, город с городом, улица с улицей, дом с домом и, наконец, человек с человеком. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика.
    «Политика» - одно из наиболее распространенных и много- значных слов как в русском языке, так и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую це- ленаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.
    Однако большинство людей, употребляя термин «политика», практически не задумываются над его истинным содержанием. Древ- негреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немно- гие могут творить политику, но судить о ней могут все». В то же вре- мя коварство привычных слов в том и состоит, что став общеизвес- тными, они часто утрачивают свой первоначальный смысл. Великий немецкий философ Георг Гегель предупреждал: «… если нечто стано- вится общеизвестным, значит, мы точно не знаем, о чем идет речь».
    Касаясь политических терминов, русский историк В.Ключевский пи- сал, что они имеют свою историю, и мы неизбежно впадем в анахро- низм, если, встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле». Это относится и к пони- манию термина «политика».
    Постичь сущность и содержание категории «политика» можно на трех уровнях.
    1. На обыденном уровне. В этом случае гражданин создает первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему при- спосабливаться к политически организованному сообществу, нахо- дить совместные с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естествен-
    ную» картину политики на основе индивидуального эмпирического
    опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.
    2. На научно-теоретическом уровне. Здесь формируется фор- ма абстрактного мышления, с помощью которой человек выстраивает

    7
    в своем сознании представления о внешних и внутренних связях по- литики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта. Специфика этого уровня
    состоит в рационально-критическом осмыслении политической дей-
    ствительности и создании такой картины мира политики, которая
    описывала бы и объясняла данное явление в целом.
    3. На уровне технологического отражения, который служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Этот уро- вень существенно влияет на методы формирования и развития та-
    кого рода знаний, способы их организации и формы воплощения.
    Сегодня, несмотря на бурное развитие научного политологи- ческого знания, содержание категории «политика» все еще остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возник- новения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщет- ность однозначных определений феномена политики, стремления поймать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной логики. Термин «политика» практически всегда использу- ется в нескольких смыслах.
    Происхождение самого термина «политика» различные авто- ры интерпретируют по-разному.
    Одни исследователи утверждают, что название политика про- исходит от греческого «polis» и его производных «politeia» (консти- туция), «polites» (гражданин) и «politicos» (государственный деятель).
    Другие полагают, что данное понятие произошло от «politike», что означало науку и искусство отправления государственных дел.
    Третьи считают, что само слово политика произошло от «politeia», обозначавшего законодательное оформление общественно- государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие «по- литика» произошло от греческих слов «poli» (много) и «tikos» (инте- ресы).
    Широкое распространение слово «политика» получило после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристо-
    теля о государстве и искусстве правления, который так и назывался
    «Политика».

    8
    В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что
    относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Пла- тон и Аристотель считали политикой управление государством. Ари-
    стотель считал правильным те формы государственного устройства
    (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо. Платон определял политику как искусство жить вместе, т.е. искусство сосуществования. Данный подход называ- ется коммуникационным.
    Используя директивный подход, классик политической науки, итальянский мыслитель Николло Макиавелли считал, что есть не что иное, как «совокупность средств, которые необходимы для того, что- бы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».
    А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика
    «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает...
    Кто занимается политикой, тот стремится к власти».
    Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал: «По- литика представляет собой совокупность способов организации опре- деленных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». А Д.Истон понимал политику как власт- ное распределение ценностей внутри общества.
    На основе институционального подхода В.Ленин считал, что политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики».
    Если обратиться к трактовке понятия «политика» в научных словарях, то мы видим, что в Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искус- ство управления государством и как определённое направление дей- ствий государства, партий, учреждений.
    С.Ожегов в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

    9
    Советский философский энциклопедический словарь рассмат- ривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государ- ственной власти.
    Представленные трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления следующим образом:
    «Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями
    между классами, нациями, другими социальными группами,
    имеющая целью завоевание, организацию и использование государ-
    ственной власти, управление социальными процессами».
    Политику можно классифицировать по различным основани- ям:
    По сферам общественной жизни: экономическая; социаль-
    ная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная;
    военная и т.д.
    По объекту воздействия: внутренняя и внешняя.
    По субъекту политики: политика партий; политика обще-
    ственных объединений и движений; государственная политика и т.д.
    По приоритету деятельности (цели): политика нейтрали-
    тета; политика национального примирения; политика «открытых
    дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и
    т.д.
    Таким образом, политика это: участие в делах государства,
    определение форм, задач, содержания его деятельности; деятель-
    ность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и
    государствами; совокупность событий или вопросов государствен-
    ной, общественной жизни; характеристика образа действий, на-
    правленных на достижение определённых целей в отношениях людей
    между собой. В широком смысле политика отождествляется со всей социальной действительностью. В узком смысле под политикой по- нимаются отношения между большими социальными группами лю- дей по поводу реализации своих политических интересов.
    С функциональной точки зрения, роль политики в любом об- ществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:

    10
    1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев
    общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.
    2. Социализация личности, формирование человека как само-
    стоятельного, социально активного индивида. Через политику чело- век способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.
    3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение
    цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетво- рения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоре- чия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия.
    4. Управление и руководство политическими и общественны-
    ми процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают ис- пользование средств принуждения и социального насилия.
    5. Интеграция различных социальных слоев населения, по-
    держание целостности общественной системы, стабильности и
    порядка.
    6. Обеспечение преемственности социального развития об-
    щества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.
    7. Обеспечение инновационности социального развития обще-
    ства и человека, расширение сферы отношений между народами,
    человеком природой.
    8. Организационная.
    9. Контрольно-распределительная.
    Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно су- дить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.
    В структуре политики выделяются содержание, форма и про-
    цесс (отношения). Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия политических решений, в

    11
    проблемах, которые она решает. Форма политики - это ее организа- ционная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, зако- ны, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регу- лировать политическое поведение людей. В политическом процессе находит отражение сложный, много субъектный и конфликтный ха- рактер политической деятельности, проявление и осуществление от- ношений различных социальных групп, организаций и индивидов.
    Исходя из этого, рассматривая политику как общественное явление, можно выделить ее следующие структурные элементы:
    политический интерес - внутренний, осознанный источник политического поведения;
    политические отношения - взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти;
    политическое сознание - зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам;
    политическая организация - совокупность институтов поли- тической власти;
    политическая деятельность - социальная активность субъек- тов по реализации ими своих политических статусов.
    Политика имеет свои субъекты и объекты. Субъект - это
    носитель какой-либо предметно-практической деятельности, ис-
    точник активности, направленной на объект. Объект - это то, что
    противостоит субъекту в его предметно-практической деятельно-
    сти, в познании. Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.
    Применительно к политике можно сказать, что субъект поли- тики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь, участвует в политическом процессе: личность, социальная группа, общественные
    и религиозные объединения, государство или его органы, междуна-
    родные организации и т.п.
    Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта политики: власть, интересы и ценности, население как
    электорат, государство, личность и т.п.
    Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
    мегауровень - международная и мировая политика;

    12
    макроуровень - высшие центральные политические институ- ты, государственные органы управления, общественные организации и объединения;
    мезоуровень - органы управления регионального, республи- канского, областного, районного масштаба;
    микроуровень - непосредственное политическое взаимодейст- вие людей, малых социальных групп.
    Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социаль- ным характером и имеет отношение практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её про- явлениях, а изучение политологии способствует формированию соци- ально-активной личности.
    2. Роль политики в жизни общества
    Понимание природы политики неизбежно требует осознания и выявления ее связей с другими сферами общественной жизни. Это дает возможность выявить весь спектр направлений практической реализации политики, ее масштабность, сферы и границы приложе- ния, степень ее влияния на различные структуры общественной жиз- ни.
    Французский политолог Морис Дюверже сформулировал су- ждение, согласно которому, все или почти все в человеческом обще- стве имеет политический аспект, и ничто или почти ничто не принад- лежит политике целиком.
    В то же время стоит отметить, что возможности политики воздействовать на развитие общества, на решение его проблем не безграничны. Политика, которая расходится с интересами общества, не будет эффективной и не достигнет своей цели. Но даже политика, вполне соответствующая потребностям общества, не может рассчи- тывать на успех, если ее не понимают и потому не поддерживают люди. Связано это с тем, что политика имеет дело и с объективной, и с субъективной сторонами социальных процессов и отношений.
    Так, например, испытывая влияние идеологии, экономики, морали, права, искусства, политика и сама оказывает на них опреде- ленное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.

    13
    Между тем существующая в практике политической жизни тенденция абсолютизации функциональных связей между различными сферами общественной жизни нередко приводит к серьезнейшим деформаци- ям и политики, и социальной жизни в целом. В этой связи некоторые из них.
    Политика и идеология. Политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии, и без идеологии она существовать не может. Эта взаимосвязь осуществляется, прежде всего, через интере- сы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализу- ются в их политическом поведении, политической практике.
    Идеология, как система ценностей любого общества, обла- дающего мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ори- ентации; с другой - функцию оправдания действий. Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политиче- ского строя и коренной ломке традиционных структур и представле- ний. Вторая - в качестве средства легитимации государственно- властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе.
    Взаимное влияние идеологии и политики друг на друга при определенных условиях может принимать крайние формы, что нега- тивно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии обще- ства в целом. Обычно указывают на недопустимость и вред чрезмер- ного идеологического влияния на политику (особенно государствен- ную) и общественные процессы – идеологизации политики. Это про- исходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента прак- тической политики. Политика, таким образом, превращается в слу- жанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идео- логических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей.
    Идеологический диктат КПСС, как известно, стал одной из причин кризиса советской системы и распада СССР. Крайне опасным может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию - полити- зация идеологии. В этом случае идеология испытывает на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной вла- сти. Ее содержание превращается в мировоззрение на службе у вла- сти, меняется в угоду правящим кругам, и по конъюнктурным сооб-

    14
    ражениям подвергается идейной эрозии. Политизированные узко- групповые идеи и ценности преобладают над социальными, нравст- венными и другими содержательными компонентами, вытесняют общенациональные (общегосударственные) и общечеловеческие ин- тересы и ценности. Оптимальным является равноправное положение и взаимодействие идеологии и политики, при исключении какой-либо монополии, идейной или властной.
    Джозеф Лодж писал: «Каждая страна, ее народ, имеют свою идеологию…. Нация только тогда добивается успеха, когда ее идео- логия внутренне согласована, обладает свойством адаптации, а дис- танция между господствующей идеологией и действительной практи- кой институтов страны минимальна».
    Политика и мораль. На обыденном уровне самой распро- страненной точкой зрения о политике выступает утверждение, об их несовместимости: там, где начинается политика, - кончается мо-
    раль.
    Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точ- ка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто ею руководит. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтроль- ны ее механизмам, обществу, там мораль и политика вполне ужива- ются друг с другом. Но совместимость морали и политики - не в стро- гом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».
    В политологии выделяют четыре подхода к трактовке взаи-
    моотношений политики и морали:
    1. Политика лишь тогда выполняет свою роль, когда она мо- ральна, то есть она может и должна для самореализации использовать только нравственно допустимые средства. В этой связи Плутарх счи- тал, что доверять бесчестному власть - подобно вооружению безум- ного мечом. Для Платона и Аристотеля было очевидным, что в по- литике должны участвовать только достойные. Ж.-Ж.Руссо в своих размышлениях взывал к соединению политики и морали: «Кто захо- чет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в

    15
    той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике».
    Известный русский историк Н.М.Карамзинв своем труде
    «История государства Российского» писал: «Правила нравственности и добродетели святее всех и служат основанием истинной политике».
    2. Политика вне морали. Согласно этому подходу, политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Мораль – это дело гражданского общества, личной ответствен- ности, политика же - область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Родоначальником таких взглядов счи- тается Н.Макиавелли. В трактате «Государь» он утверждал, что поли- тика должна учитывать конкретное состояние общественных нравов, в том числе нравственную испорченность людей, и если в народе не развиты гражданские добродетели и в обществе нарастает анархия, то государь вправе использовать любые, в том числе и безнравственные средства. В частной же жизни он обязан руководствоваться общепри- нятыми нормами морали.
    3. Политика – это зло. Эта позиция исходит из противопос- тавления политики и морали как непримиримых противоположно- стей. Наиболее последовательно такой позиции придерживаются анархисты. «Политика и ее главный носитель – государство», - писал основатель русского анархизма М.Бакунин, - «именно и значит наси- лие, господство посредством насилия, замаскированного и откровен- ного. Зло коренится в самой природе политики – во власти, ибо кто облечен властью, тот по неизменному социологическому закону не- пременно сделается притеснителем и угнетателем общества». Близки к взглядам анархистов и представители марксизма, которые трактова- ли политику как неизбежное в условиях существования эксплуатации классов и социального неравенства зло. Негативные оценки политики можно найти и у либеральных мыслителей. Так, например, Н.Бердяев писал в этой связи: «У меня отвращение к политике, которая есть самая зловещая форма объективации человеческого существования, выбрасывание его вовне. Она всегда основана на лжи. Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитар- ный нарост, высасывающий кровь из людей».
    4.В настоящее время большинство политологов исходят из
    признания необходимости воздействия морали на политику при учете

    16
    специфики последней.Специфика эта, по словам Вебера, заключается в применении политикой насилия.«Именно специфическое средство легитимного насилия… в руках человеческих союзов, - писал он, - и обусловливает особенность всех этических проблем политики».
    Для того, чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделил мораль на этику убеждений и этику от-
    ветственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами. Этика ответст-
    венности, напротив, по мнению М.Вебера, предполагает учет кон- кретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результа- ты своих действий, которые можно было предвидеть, готовность пре- дотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего.
    Политика и экономика. Политика во многом обусловлена материально-производственной и экономической основой общества.
    По мнению Адама Смита: «Необходимость гражданского правительства растет с приобретением ценной собственности. До тех пор, пока существует собственность, не могут не существовать госу- дарства, самой целью которых не была бы охрана богатства и защита богатых от бедных». Однако определить ее место и роль в экономи- ческом развитии можно, только анализируя конкретные общества.
    Возможны, по крайней мере, три варианта ответа:
    в переходных обществах политика довлеет, преобладает,
    имеет первенство над экономикой;
    в стабильных обществах экономика определяет политику,
    имеет приоритет;
    вообще в любых обществах (да и в течение всей истории че-
    ловечества) политика должна первенствовать над экономикой.
    Политика и право. Право, как и политика, имеет историче- скую обусловленность. Развитость правовой системы и политиче- ских институтов отражают уровень развития общества. При этом пра- во характеризуется определенностью и общеобязательностью норм, выступающих в качестве общего масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющих одинаковые правовые признаки.
    Политика, наоборот, представляет собой «искусство возмож- ного». Она возникает там, где имеется неопределенность, и зачастую

    17
    ведет к изменению правовых норм. При наличии правового равенства индивиды обладают различными ресурсами и властными полномо- чиями и, соответственно, могут пользоваться своими правами. Неред- ко сами нормы права попираются политическими лидерами на основе революционного принципа «политической целесообразности». В обычных же условиях, когда политическая борьба не ведет к слому существующей системы социальных отношений или насильственно- му захвату власти, она осуществляется в рамках правовых норм. Пра- во задает рамки допустимых действий в сфере борьбы за концентра- цию или перераспределение власти в обществе. Если в стране име- ются демократические традиции и сформировано гражданское обще- ство, противовесом политической власти служат правовое государст- во и конституционные гарантии гражданских свобод.
    Таким образом, мы видим, что политика взаимосвязана не только с искусством, моралью, идеологией, экономикой, правом, но и со многими другими сферами жизнедеятельности общества. Нет в обществе сферы, которая была бы абсолютно свободна от политики.
    Нет проблемы в общественном бытии, которая, в конечном счете, не имела бы политического оттенка. Политика носит всеобъемлющий характер. Политика сочетается с самыми различными сторонами об- щественной жизни, не только воздействуя на них, но и испытывая вместе с тем и влияние.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта