Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Учебные вопросы.

  • 1. Понятие политической системы и история проблемы

  • 2. Структура и функции политических систем

  • Институциональная подсистема

  • Идеологическая подсистема

  • Коммуникативная подсистема

  • Политические отношения

  • Политическое сознание

  • Политические и правовые нормы

  • Политическая организация общества

  • 3. Типы политических систем

  • Зеленков М.Ю. Политология. М. Ю. Зеленков политология (базовый курс)


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеМ. Ю. Зеленков политология (базовый курс)
    АнкорЗеленков М.Ю. Политология.pdf
    Дата22.03.2018
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЗеленков М.Ю. Политология.pdf
    ТипДокументы
    #17055
    страница5 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    Либерально – демократический, иногда его называют рационально – законный, признает только такую власть, которая сформирована в результате демократических проце- дур. Прагматический - исходит из того, что главное состоит не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в нем стабильность. Сегодня легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, при- знания гражданским обществом и мировым содружеством ее право- мерности.
    Понятие «легитимность власти» не равнозначно понятию «за- конность власти». Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Леги- тимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия.
    Первое из них носит оценочный, этический и политически нейтраль- ный характер, второе - юридический и этически нейтральный.
    В современном обществе отношения политической власти ис- ключительно многообразны, изменчивы, текучи, относительны. Для того, чтобы их упорядочить, стабилизировать власть в обществе, сде- лать её способной к выполнению возлагаемых на неё функций, она должна быть институализирована, закреплена в той или иной форме
    политического господства.
    Политическое господство означает структурирование в об- ществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения управленческого труда и обычно связанных с ним социальных привилегий, с одной стороны, и исполнительской деятельности, с другой. Оно возникает тогда, когда власть институализируется, превращается в устойчивые отношения,

    57
    когда в социальной организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Господство - это политический порядок, при котором од- ни командуют, другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соот- ветствовать интересам не только управляемого меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.
    Процесс политического господства, т.е. властвования, упоря- дочивается и регулируется с помощью специального механизма вла- сти - системы учреждений, институтов, организаций и норм их уст- ройства и деятельности. Применительно к такому сложному социаль- ному объекту как общество механизмом политической власти высту- пают четыре его важнейших звена: система политических партий,
    парламент, правительство, аппарат политического принуждения.
    Центральную роль в механизме функционирования власти в обществе играют высшие институты государственной власти - прези- дент, правительство, парламент, суд и прокуратура. Именно они вы- ступают главным звеном принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределение полномочий между другими властными структурами.
    Механизм власти, выражаясь в определённом типе политиче- ской власти (тоталитарная, авторитарная, демократическая), дей- ствует во всяком обществе, во всех его сферах, на всех уровнях его социальной структуры и имеет свои специфические формы проявле- ния, способы и методы властвования. Более того, разные формы про- явления механизма властных отношений и придают, главным обра- зом, отличительные черты тому или иному обществу, его политиче- ским, экономическим, социальным и духовным отношениям.
    В тоталитарном обществе в основе механизма политиче- ской власти лежит система насильственного политического господ- ства, характеризующаяся полным подчинением общества, его эконо- мической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жиз- ни власти господствующей элиты, организованной в целостный воен- но-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лиде- ром, вождем.
    Ядром механизма тоталитарной власти выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе

    58
    с партией нового типа, которая срастается с государством, концен- трирует в себе реальную политическую власть в обществе. Запреща- ется всякая политическая оппозиция и создание без санкции власти любых общественных организаций.
    К собственно политическим чертам тоталитарной власти от- носятся также наличие у неё мощного аппарата социального контроля и принуждения, массовый террор или запугивание населения. Страх и слепая вера - главные ресурсы механизма тоталитарного управления обществом. В целом отношения тоталитарной власти и её механизм строятся по принципу: «Запрещено всё, кроме того, что приказано»,
    «Разрешено всё, что разрешено законом».
    Авторитарная политическая власть по своим характерным чертам признакам и механизму функционирования занимает как бы промежуточное положение между тоталитарной и демократической властями. С тоталитарной властью её роднит, прежде всего, дикта- торский, не ограниченный законами характер властвования, с демо- кратической - наличие автономных нерегулируемых властью общест- венных сфер, например, экономики и частной жизни людей, сохране- ние элементов гражданского общества.
    По своей сущности авторитарная власть это неограниченная власть одного человека или группы лиц, характеризующаяся чрез- мерным централизмом в управлении, опорой на силу, нетерпимостью к политической оппозиции, но допускающая автономию личности и общества в неполитических сферах их жизнедеятельности. Отноше- ния этой власти с обществом строится по принципу: «Разрешено всё,
    кроме политики».
    Авторитарный тип власти самый распространённый в истории человечества. Он имеет множество разновидностей: монархическая власть; деспотические и диктаторские режимы; военные хунты; попу- листские системы власти и др.
    Механизм функционирования авторитарной власти опирается
    (потенциально и реально), прежде всего, на силу. Власть может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярно- стью среди широких кругов населения страны, однако она обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить насе- ление к повиновению, и обычно не скрывает этого.

    59
    Демократическая власть - воплощает в себе идеи само- управления и партиципации (участия) - главным образом на местном уровне и на производстве, и представительства - в масштабах всего общества. Это по существу репрезентативная (представительная) демократическая власть, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Реально она существует в двух своих основ- ных формах: парламентаризма - системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом; пре-
    зидентского правления, в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парла- ментом, либо каким-нибудь особым институтом.
    В основе механизма функционирования демократической вла- сти лежит принцип её разделения на законодательную, исполнитель- ную и судебную, а также выработанная конституционным правом эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношениях этих трёх ветвей власти. Именно так трактует эту проблему принцип
    разделения властей, сформулированный французским мыслителем
    Шарлем Монтескье и впервые нашедший своё законодательное за- крепление в действующей до сих пор Конституции США 1787 г. Ны- не этот принцип в той или иной форме закреплён в большинстве стран мира.
    Разделение государственной власти на три ветви не исключа- ет, а предполагает единство их действий на основе процедур, преду- смотренных конституцией, а также определённого верховенства за- конодательной власти, конституционные решения которой обязатель- ны для всех. Отношения между народом и его представителями во властных структурах строятся на основе доверия, контроля, консти- туционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона. Основной прин- цип демократического общества: «Разрешено всё, что не запрещено
    законом».
    Таким образом, власть как социальный феномен - одно из фундаментальных начал развития и функционирования человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей.

    60
    Глава 5
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
    Учебные вопросы.
    1. Понятие политической системы и история проблемы.
    2. Структура и функции политических систем.
    3. Типы политических систем.
    «Политическая система – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации

    61
    (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения легитимного физического принуждения».
    Г.Алмонд
    Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех дру- гих является организация и осуществление государственного управ- ления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система очень часто привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук – экономической тео- рии, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно в составе всех слагаемых политической системы ее изу- чает только одна наука – политология.
    1. Понятие политической системы и история проблемы
    Мировой опыт учит, что каждый гражданин, так или иначе, задействован в процессе функционирования политической системы общества. М.Вебер, например, считал, что ассоциация может быть названа политической постольку, поскольку принудительное введе- ние ее порядка осуществляется постоянно на данной территории пу- тем применения или угрозы применения физической силы со стороны административного аппарата.
    Обоснование и распространение термина «политическая сис- тема» относится к середине ХХ в. К этому времени накопилось много информации о разных политических феноменах, политических ин- ститутах и организациях, политическом поведении. Необходимость ее систематизации, создания теоретической основы, представляю- щей политическую жизнь как целое, явилась главной предпосылкой разработки теории политической системы.
    Система (греч. – целое, составленное из частей соединение) – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предме- тов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой опреде- ленное целостное образование, единство.

    62
    Сама теория систем активно начала формироваться на Западе с конца XIX в. в рамках так называемой «общей теории систем». По- литология включает в систему процессы, институты, поведение
    граждан, коллективные организации, общественную активность или
    пассивность, действие и взаимодействие. В связи с этим под поли-
    тической системой понимается совокупность государственных,
    партийных и общественных органов, организаций, личностей, участ-
    вующих в политической жизни страны.
    Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов обще- ства и само существование его как единого, централизованно управ- ляемого политической властью организма. В зависимости от времени и места понятие «политическая система» имеет различное содержа- ние, так как наиболее значительные компоненты политической сис- темы варьируются соответственно типу политического режима (ав- торитаризм, демократия, тоталитаризм), типу правления государства
    (монархия, республика), отношениям власти (партии, правительство) и формам общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм).
    Характерными признаками политической системы являются:
    универсальность (политическая система охватывает своим воздейст- вием все общество); контроль (над применением физического и ино- го принуждения); легитимность (способность выносить обязываю- щие решения, имеющие высокую вероятность того, что люди им под- чинятся).
    Среди западных политологов существует мнение, что полити- ческая система это некий черный ящик, видны лишь процессы, кото- рые воздействуют на политическую систему, а что внутри – неиз- вестно никому.
    Одним из первых применить общую теорию систем к соци- ально-политическим процессам пытался Толкотт Парсонс, который видел назначение политической системы в обеспечении интеграции,
    выработке и реализации общих целей. Тем самым Т.Парсонс заложил основы системного и структурно-функционального подходов к ис- следованию политической системы.
    С позиций системного подхода политическая сфера общества может быть рассмотрена как система, обладающая следующими при- знаками: состоит из множества взаимосвязанных структурных

    63
    элементов, взаимосвязь обеспечивает свойство ее целостности и
    единства; существует в рамках внешнего окружения или среды (та- кой внешней средой являются остальные подсистемы общества, при- рода, другие государства, разнообразные международные институ- ты); имеет границы распространения и выделенность по отношению
    к внешней среде; носит открытый характер, т.е. подвержена воз-
    действиям, идущим из внешней среды; характеризуется такими
    свойствами, как стремление к равновесию и устойчивости, к адап-
    тации и интеграции.
    Исходя из этого, теория Т.Парсонса заключается в том, что общество взаимодействует как четыре взаимосвязанные подсистемы:
    экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требова- ния, которые поступают изнутри или извне. Экономическая подсис-
    тема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в опреде- лении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их дости- жение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важ- ными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная
    подсистема. Духовная подсистема осуществляет интеграцию обще- ства, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее эле- ментами.
    Таким образом, значение теории Т.Парсонса для развития по- литологии заключается в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политиче- ской системы.
    Впервые с системных позиций политическая жизнь была опи- сана Дэвидом Истоном в 50-60-ее годы ХХ века. В работах «Полити- ческая система» (1953 г.), «Передел политического анализа» (1965 г.),
    «Системный анализ политической жизни» (1965 г.) он обосновал свое видение теории политической системы, уподобив ее развивающемуся и саморегулирующемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от сре- ды. Согласно его модели главные черты системного анализа поли-
    тической системы можно представить так:

    64
    политическая система – это ряд взаимодействий, абстрагиро- ванных от общего социального поведения, посредством которых рас- пределяются ценности в обществе;
    политическая система имеет «реагирующий» «саморегули- рующий» потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения;
    политическая система – подвижный феномен, она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик;
    политическая система – это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды;
    политическая система может сохранять устойчивость при на- личии соответствующего баланса между «входящими» и «исходящи- ми» факторами.
    Д.Истон разделил основные компоненты своей модели на
    «входящие» факторы (требования и поддержка) и «исходящие» (ре- шения и действия), связанные с первыми путем обратной связи.
    Требования он делил на распределительные (о зарплате, рабо- чем времени, условиях получения образования, медицинских услугах и т.д.), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и производителями и т.д.), коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации полити- ческой силы и др.), а также на внешние, идущие из среды, и внутрен-
    ние, идущие от самой системы. Требования - всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемый
    решениями.
    Другой вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, различных обло- жений, труд на общественных началах и т.д.); соблюдение законов и
    директив государственной власти; активное участие в политиче-
    ской жизни (с целью сохранения и утверждения политических ценно- стей, почтительного отношения или уважения к власти, государст- венной символике и т.д.).
    На выходе системы располагаются «исходящие» обязываю- щие политические решения и действия по их реализации. Политиче-
    ские решения формируются на разных уровнях, применительно к конкретным условиям.

    65
    Развивая теорию легитимности М.Вебера, Д.Истон предложил различать, с одной стороны, власть правителей, с другой стороны, политический режим и политические институты. На основе трех воз- можных источников поддержки власти и режима он выделил сле- дующие три типа легитимности политической системы:
    идеологическую легитимность, опирающуюся на привержен- ность граждан ценностям и принципам, которых придерживается руководство;
    структурную легитимность, вытекающую из убеждения в полезности существующих институтов политической власти и при- верженности нормам, в соответствии с которыми данная власть была наделена правомочиями;
    личностную легитимность, т.е. выражение одобрения дея- тельности конкретных политических лидеров.
    Однако модель Д.Истона не раскрывала внутренней структу- ры и специфики функционирования отдельных элементов самой по- литической системы и ее внутренней противоречивости. Кроме того,
    Д.Истон сосредоточивал внимание на авторитарном распределении
    ценностей.
    В связи с этим в дальнейшем появилась модель Габриэля Ал-
    монда, который попытался преодолеть некоторые недостатки модели
    Д.Истона и ввел несколько иной тип функционального анализа, кото- рый обычно применяется в социологии. На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Г.Алмонд пришел к сле- дующим выводам: все политические системы имеют собственную
    структуру; политическая система многофункциональна; все поли-
    тические системы выполняют аналогичные универсальные функции,
    необходимые для социальной жизни, функции выполняются разными
    структурами системы (суды, законодательный орган, партии) и с
    разной частотой; все политические системы являются смешанными
    в культурном смысле; отличие между простыми (традиционными) и
    развитыми системами заключается в дифференциации функций и
    специализации структур, эти системы похожи по функциям, но раз-
    личаются по структурным характеристикам.
    На первый план он выдвинул целевой поведенческий аспект
    различных структур, входящих в политическую систему.

    66
    Вход информации, по Г.Алмонду, складывается из политиче- ской социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов (высказанных и невысказанных), укрупнений (обобщения и интеграции) интересов, политических коммуникаций (связей и взаи- мосвязей различных политических сил).
    Функции выхода информации состоят из установления правил
    (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации
    (практическая деятельность правительства по осуществлению внут- ренней и внешней политики).
    К важнейшим функциям политической системы в модели
    Г.Алмонда относятся изучение ситуации и учет ее особенностей, а также политическое решение выявленных проблем. В данной модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих инте- ресов системой.
    Таким образом, политическая система представляет собой не только организационную сторону политической жизни, но и такие факторы, как сознание, идеи и мировоззрения. Данное понятие пока- зывает взаимоотношения между обществом и государством, а также между различными социальными силами на государственном и него- сударственном уровнях.
    2. Структура и функции политических систем
    Как уже было отмечено ранее, наиболее полное представление о структуре политической системы общества дает структурно- функциональный подход, который представляет ее в виде следую- щих подсистем (элементов): институциональная, коммуникативная,
    нормативная, идеологическая и культурная.
    Анализ вышеперечисленных подсистем показывает, что ве- дущая роль в политической системе общества принадлежит инсти-
    туциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и

    67
    стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие сред- ства воздействия на общество и представляет собой политическую
    организацию общества.
    Институциональная подсистема включает в себя совокуп-
    ность институтов (учреждений, организаций), связанных с функ- ционированием политической власти. Составляющие институцио- нальную подсистему элементы в теории условно подразделяются на следующие группы:
    Собственно политические: это те организации, которые пря- мо и непосредственно осуществляют политическую власть – государ-
    ство (стержневой элемент системы), политические партии и отдель-
    ные общественные организации, имеющие политический характер.
    Несобственно-политические: профсоюзы, молодежные, ве-
    теранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др.
    Неполитические организацииорганизации, имеющие в своём
    содержании лишь незначительный политический аспект.
    Идеологическая подсистема состоит из совокупности раз-
    личных по своему содержанию политических идей, взглядов, пред-
    ставлений, чувств участников политической жизни общества. Дан- ная подсистема функционирует на следующих уровнях: теоретиче-
    ский – политическая идеология (формы проявления: взгляды, прин- ципы, лозунги, идеалы, концепции, теории и т.д.); эмпирический – политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки и т.д.). Структурно подсис- тема состоит из следующих компонентов: индивидуальные идеи и
    взгляды; классовые (групповые) воззрения; общечеловеческие (меж-
    классовые, межгрупповые) представления.
    Нормативная подсистема выступает как совокупность раз-
    личных политико-правовых норм и других средств регулирования
    взаимосвязей между субъектами политической системы. В структуру данной подсистемы входят: правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты); нормы деятельности общественных организа-
    ций; неписаные обычаи и традиции; этико-моральные нормы.
    Коммуникативная подсистема представляет собой совокуп-
    ность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу

    68
    их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики. Ком- муникативная подсистема включает следующие виды отношений (по социальной направленности): политические отношения, нацеленные
    на упрочение существующего политического строя; политические
    отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или
    революционных сил.
    Культурная подсистема представляет собой интегрирующий
    фактор политической системы, комплекс типичных для данного
    общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических
    представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.
    Культурная подсистема обеспечивает: стабильность политической
    системы общества через достижение на базе общепринятых полити- ко-культурных ценностей согласия в рамках существующей полити- ческой системы и избранного обществом политического строя; един-
    ство различных слоев населения через установление связи между уча- стниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы; проч-
    ность социальной базы политической власти правящей элиты; воз-
    можность предвидеть реакцию населения на принимаемые полити-
    ко-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом; воспроизводст-
    во политической жизни общества на основе преемственности.
    Отдельно необходимо выделить элементы функционального
    процесса, который показывает, как действуют, взаимодействуют на практике вышеперечисленные элементы политической системы (под- системы). К нему относятся: политические действия (митинги, де- монстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.);
    политические процессы (процессы формирования парламента и об- щественного мнения, которые характеризуются длительностью, про- тяженностью во времени, состоят из ряда последовательных дейст- вий); акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии – выдвижение кандидатов в выборные государственные орга- ны, следовательно, фактическое выдвижение кандидата и будет яв- ляться актом реализации функции политической партии).

    69
    Такова структура политической системы общества с точки зрения распространенного в западной политологии структурно- функционального подхода.
    В отечественной политологии наиболее распространенной яв- ляется четырехэлементная структура политической системы, в состав которой входят: политическая организация общества, политические
    отношения, политическое сознание, политические и правовые нормы.
    Политические отношения - отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, нациями, государствами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии полити- ческой власти, в связи с выработкой и проведением в жизнь полити- ки, которая определяет направление, содержание и цели развития общества.
    Политическое сознание - осознание сферы политики соци- альными субъектами (индивидами, социальными группами, всем об- ществом). Содержанием политического сознания выступает совокуп- ность соответствующих знаний и оценок.
    Политические и правовые нормы - конституционные поло- жения, законы государства, уставные нормы политических и общест- венных организаций, традиции и обычаи, выступающие регулятором существующих в обществе отношений и закрепляющие основные принципы деятельности их субъектов.
    Политическая организация общества - совокупность поли- тических институтов, включающих государство, политические пар- тии и движения, массовые общественные организации, через деятель- ность которых осуществляется политическая власть, политическое руководство и управление общественными процессами. Являясь ве- дущим элементом политической системы общества, политическая организация выступает в качестве ее материального носителя. В ней как бы материализуются политические отношения, политическое сознание, политические и правовые нормы.
    Как и любая система, политическая система общества облада- ет определенными функциями. Под функциями политической систе- мы понимается любое ее стандартизированное действие, которое спо- собствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего раз- вития. Мировая практика показывает, что функции политической

    70
    системы постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Обычно выделяют следующие функции:
    Политическое руководство (управление) обществом (управ- ление общественными делами) - предполагает, прежде всего, опреде- ление стратегических целей и перспектив общественного развития.
    Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией
    целеполагания.
    Консолидация общественно-политического строя, обеспече- ние существования общества как единого целого (интегративная
    функция).
    Регулятивная функция, которая связана с потребностями упо- рядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе, а также с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгля- ды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или ме- нее разрозненные его части.
    Мобилизационная функция обеспечивает максимальное ис- пользование ресурсов общества.
    Дистрибутивная функция направлена на распределение ре- сурсов и ценностей между его членами.
    Легитимация - достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.
    С функционированием политической системы связан вопрос о ее эффективности. Политическая система эффективна тогда, когда она выполняет свои функции. Так как они разнообразны, то и про- блема эффективности выглядит неоднозначно.
    Таким образом, структура политической системы многооб- разна, а процесс ее функционирования эффективен тогда, когда она объединяет общество; сохраняет свою целостность и автономию от общества; формирует гармоничные отношения со средой.
    3. Типы политических систем

    71
    В любой науке одним из важнейших действий в исследовании ее предмета является классификация исследуемых явлений и процес- сов. Не обошло это своим вниманием и понятие «политическая сис- тема». Типов политических систем достаточно много, все зависит от того, что в науке берется за основание классификации.
    Основное различие между политическими системами заклю- чается в том, как распределяется политическая власть в процессе
    управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоя- тельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта и монополизируется им, будь то отдельный человек («дик- татор»), законодательный орган управления, комитет, хунта или пар- тия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то поли- тическая система классифицируется как конституционная или демо-
    кратическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая.
    В отечественной политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии, с которым следует класси- фицировать типы политических систем, является общественно-
    экономическая формация, экономический базис общества. Соот- ветственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, фео-
    дальная, буржуазная и социалистическая политические системы.
    Алмонд и Пауэлл предложили классифицировать политиче- ские системы по трем группам в зависимости от степени их куль-
    турной дифференциации и культурной секуляризованности: при-
    митивные, традиционные и современные системы. Примитивные
    системы обладают минимумом структурной дифференциации, на- циональное целое для них остается без внимания; преобладает «при-
    ходская культура». Традиционные системы имеют развитую диффе- ренцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические эли- ты, королевская семья), централизованные бюрократические (импе- рия инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные поли- тические системы. Современные системы обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (пар- тии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации).
    При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а

    72
    «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участни- ками». Современные системы подразделяются на секуляризованные
    города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилиза-
    ционные системы (высокая степень дифференциации и секуляриза- ции). Сюда относятся: демократические системы и авторитарные
    системы.
    Французский политолог Ж.Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
    либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии
    государственных решений;
    коммунистические системы с приоритетом равенства соци-
    альных благ и пренебрежением к либеральным средствам его дос-
    тижения;
    традиционные политические системы, управляемые олигар-
    хиями с весьма неравномерным распределением социальных и эконо-
    мических благ;
    становящиеся политические системы в развивающихся стра-
    нах с авторитарными средствами управления;
    авторитарно-консервативные системы, цель которых – со-
    хранение социального и экономического неравенства, но более дейст-
    венными средствами.
    Классифицируя политические системы общества по типу по-
    литической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса Г.Алмонд выделил следующие типы:
    англо-американская - характерна высокая степень разделения ролей и функций между участниками политического процесса – госу- дарством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние рас- пределены между различными звеньями политической системы.
    Функционирует на базе однородной культуры с общей для всех граж- дан системой ценностей;
    континентально-европейская - (страны Западной Европы) от- личается расколотостью политической культуры, наличием внутри- национальных культур несовместимых ориентаций, идеалов, ценно- стей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Разделение ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах обще-

    73
    ства, а внутри класса, группы, партии и т.д. При этом наличие разно- родных субкультур не мешает находить согласие в обществе, по- скольку имеется единая культурная основа;
    доиндустриальная (частично индустриальная) - имеет сме- шанную политическую культуру. Она состоит из местных политиче- ских субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, об- щины, племени. Поэтому найти согласие или компромисс, не прибе- гая к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция общества обыч- но достигается ценой концентрации власти у узкого круга лиц;
    тоталитарная - функционирует на основе приоритета не универсальных общечеловеческих, а партикулярных классовых, на- циональных, религиозных или других ценностей. Власть в них захва- чена монопольно правящей партией или группой, которая контроли- рует все стороны жизни общества.
    По характеру взаимоотношений с внешней средой полити- ческие системы делятся на закрытые, которые имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и са- модостаточны, а также на открытые, которые обмениваются ресур- сами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, под- вижны и динамичны.
    По господствующим способам управления и разрешения
    политических противоречий политические системы делятся на ко-
    мандные (ориентированные на использование принудительных мето- дов управления); соревновательные (управленческие задачи в них решаются в ходе противоборства различных политических сил) и
    социопримирительные (нацеленные на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).
    Таким образом, политическая система предстает перед нами как огромное количество постоянных и переменных величин, процес- сов, структур, идей, которые движутся в разных направлениях, в раз- ных измерениях и с разной скоростью. Для каждого элемента есть свое место в системе в целом или в подсистеме, все элементы оказы- ваются необходимыми для функционирования системы и обеспече- ния ее равновесия и устойчивости.

    74
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта