Главная страница

Книга. Максим Ильяхов


Скачать 2.37 Mb.
НазваниеМаксим Ильяхов
АнкорКнига
Дата17.05.2023
Размер2.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла452280.pdf
ТипКнига
#1138681
страница20 из 27
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27
Познакомить с предметом
Предмет статьи — это то, о чем пойдет речь. В статье о микроконтроллерах предмет — микроконтроллер. В статье о выборе электронных барабанов предмет — электронные барабаны.
Если предмет новый для читателя, обязательно объясните, что это такое. Не пожалейте времени и сил, чтобы читатель представил этот предмет:
Контроллер — электронное устройство, которое управляет другими
устройствами — роботами, гирляндами, микроволновками… Например, у
робота могут быть колеса, датчики, манипуляторы и приводы, и всеми
ими будет управлять контроллер. Можно сказать, что контроллер — это
мозг электронного устройства.
У любого электронного устройства есть хотя бы один контроллер. В
электронных часах контроллер считает время и дает команду экрану
подсветить определенные сегменты — так появляется изображение. В

автомобиле контроллер считывает показания датчиков дождя и
автоматически включает дворники. В сенсорной плите на кухне
контроллер считывает нажатие на сенсоры и подает нужный ток на
нагреватели. Если у прибора есть экран, сенсоры или хотя бы
электронный таймер, у него есть контроллер.
В любительской электронике контроллер нужен, чтобы управлять
моторами, датчиками, сервоприводами, лампочками, реле и чем угодно
еще. При достаточной производительности контроллер может общаться
с компьютером и мобильным телефоном, работать веб-сервером и
распознавать лица на видеокамерах.
Чтобы контроллер работал, его нужно запрограммировать и подать
на него питание. Программируются контроллеры через компьютер на
разных языках — в зависимости от задачи и от возможностей самого
контроллера.
Рассказывайте о новом предмете подробно, много и с любовью. Если читатель почувствует, что уже всё понял, ему будет несложно перескочить в следующую часть вашей статьи.
Если предмет не новый, но в статье вы раскрываете его новые свойства — познакомьте с тем новым, о чём пойдет речь.
Электронная барабанная установка — это не цельный инструмент, а
конструктор. Установка собирается из рамы, ударных сенсоров и
процессора.
Рама — это металлическая основа, на которую крепится установка.
Рамы бывают складные и стационарные, легкие и тяжелые, расширяемые
и нет. Можно играть даже без рамы — на столе или полу.
Ударные сенсоры (или пэды) — это поверхности, по которым
барабанщик бьет палочками. Пэды бывают резиновыми и кевларовыми.
От того, насколько упругая резина и насколько хорошего качества
кевларовая мембрана, зависит отскок палочки и ощущения от игры по
пэду. Сами по себе пэды не звучат.
Процессор — это мозг установки, который издает звук. В него
загружены звуки отдельных барабанов. Когда барабанщик ударяет по
пэду, сигнал поступает в процессор, процессор выдает соответствующий
барабанный звук. Чем больше в процессоре звуков, тем интереснее звучит
установка.
Сам по себе процессор никак не звучит. Чтобы слышать барабанный
звук, к процессору подключают колонки или наушники.

Даже если вам кажется, что вы говорите банальные вещи, — ничего страшного. Обучающая статья на то и обучающая, чтобы знающий человек рассказывал новое незнающему. Пишите подробно и не жалейте деталей из жизни.
Сначала показать, потом рассказать
Авторов иногда заклинивает: у них задача написать обучающую статью, и они ее тщательно пишут. При этом они забывают, зачем делают всю эту работу. Задача ведь не в том, чтобы именно написать статью.
Задача в том, чтобы читатель разобрался в новой области. Для этого необязательно только писать — можно использовать и другие средства.
Например, показать новое на иллюстрации.
Показывать полезно. Иллюстрации в статьях включают внимание,
заставляют остановиться и рассмотреть.
Иллюстрации всегда самые интересные в любом учебнике, книге и статье. Хорошая иллюстрация может избавить автора от необходимости писать несколько страниц текста.
Ниже — пример иллюстрации, которую можно было бы поставить к статье о микроконтроллерах. Обратите внимание на сопроводительный текст: он решает почти все задачи, которые стоят перед статьей:
- показывает, зачем нужен каждый контроллер;
- объясняет их различия;
- дает простую шкалу для их сравнения.
Еще обратите внимание, что мы постарались поставить иллюстрации в едином масштабе и одном ракурсе, чтобы у читателя сложилось представление о размерах и форме контроллеров. Так иллюстрации создают привязку к чувственному опыту: человеку будет проще сравнить контроллеры и узнать их в жизни.
Какие бывают микроконтроллеры для любительских проектов
Чип AVR
Программируемый чип. Умеет управлять электрокомпонентами:
светодиодами, моторами, датчиками и другими чипами. Для простых компактных устройств.
Возможности…
Сложность…
Платформа Arduino на базе чипа AVR
Чип AVR, установленный на плату с удобными выводами и питанием.
Много готовых совместимых плат — например, для отправки смс,
управлении розетками или роботами. Для обучения и быстрых экспериментов.
Возможности…
Сложность…
Компьютер Raspberry Pi
Полноценный компьютер на плате с операционной системой. Для сложных вычислений, работы с видео и интернетом. Можно играть в игры,
устроить домашний медиацентр, создать систему умного дома.
Возможности…

Сложность…
От простого к сложному
В любой области есть термины, которые непонятны новичкам. Чтобы их объяснить, приходится использовать другие термины, которые тоже могут быть непонятными. Допустим, в объясняющей статье есть такой фрагмент:
Типы поддерживаемых портов для ввода и вывода сигнала сильно
влияют на выбор микроконтроллера. В чипах семейства AVR только
порты общего назначения (GPIO). Максимум, что они умеют, —
широтно-импульсная
модуляция
сигнала
и
аналого-цифровое
преобразование.
Фрагмент сложный не потому, что в нём объясняются сложные вещи, а потому, что он насыщен новыми терминами, которые объясняются другими новыми терминами.
Первое решение этой проблемы — объяснить каждый термин по цепочке, отталкиваясь от того, что читатель уже знает:
Контроллеры управляют другими частями вашего проекта через
специальные контакты — их называют портами.
У чипов AVR простые порты: они умеют подавать ток на одни

ножки и принимать ток с других. Это называется «интерфейс общего
назначения» или GPIO, General Purpose liiput-Output.
Например, вам нужно зажечь светодиод, подключенный к девятой
ножке контроллера. Вы даете команду «Подай ток на девятую ножку».
Контроллер подает 5 вольт, ток бежит на светодиод.
Многие чипы семейства AVR умеют подавать не только 5 вольт, но и
имитировать плавное изменение напряжения: для этого они быстро
включают и выключают ток на ножке. Получается очень быстрая
пульсация, которая со стороны выглядит как пониженное напряжение.
Это нужно, например, чтобы плавно зажигать светодиоды и точно
управлять двигателями.
Второе решение — избавиться от сущностей, которые эти термины обозначают. Посмотрите снова на этот пример:
сильно влияют на выбор микроконтроллера. В чипах семейства AVR
только порты общего назначения (GPIO). Максимум, что они умеют, —
широтноимпульсная
модуляция
сигнала
и
аналого-цифровое
преобразование.
Нужно ли нам знать о ШИМ и ЛПЦ, когда мы выбираем первый микроконтроллер для любительского проекта? Кажется, что не нужно. Эта информация здесь необязательная, удалим ее:
Контроллеры управляют другими частями вашего проекта через
специальные вводы и выводы — их называют портами.
У чипов AVR простые порты: они умеют подавать ток на одни
ножки и принимать ток с других. Вы можете сказать контроллеру,
например, «Подай ток на пятый вывод». И если к пятому выводу
подключен светодиод, он загорится. Если подключен мотор — он начнет
вращаться. Если динамик — услышите звук.
У контроллеров Ardurno помимо таких портов есть USB, с помощью
которого контроллер умеет общаться с компьютером.
Какое бы решение вы ни выбрали, помните, что объяснять новое нужно всегда на основе того, что человек уже знает.
Объяснять новое через известное.

Привязать к реальности
Человеку тяжело воспринимать абстрактное. Как только мы рассказываем о чём-то оторванном от жизни, нормальные люди теряют интерес. Вспомните уроки алгебры в старших классах: «Зачем эти интегралы? Как они пригодятся в жизни?»
Голая теория — это скучно. Поэтому в хорошем учебнике много примеров, историй, персонажей и всего, что привязывает материал к реальности.
С другой стороны, без теории невозможно объяснить почти ничего.
Если просто дать человеку много примеров, он их вряд ли сможет применить. Это как перечисление фактов на уроках истории — «И что это все должно значить?». Просто примеры не работают без теории.
Чтобы разрешить это противоречие, приводите примеры к любой теории. Объясняйте, зачем это знать и как эти знания повлияют на жизнь читателя.
Вот голая теория:
Контроллеры AVR и Arduino не поддерживают многозадачность, но
ее можно имитировать с помощью программ.
Добавим практический пример, привязанный к реальности:
Если вы делаете метеостанцию и хотите одновременно измерять
влажность и температуру, на самом деле нужно будет замерять их
последовательно. Сначала вы даете команду считать влажность, потом
температуру, потом вывести их на экран и начать сначала. Так как
Arduino может выполнять сотни операций в секунду, со стороны это
будет выглядеть так, будто всё происходит параллельно.
Этот пример основан на реальной задаче, которую мы можем решить с помощью контроллера. Реальная задача — хорошо.
Другой способ добавить практики — рассказать случай из жизни,
реальный или выдуманный. Вот теория:
В качестве первого контроллера советуем выбрать оригинальные
платы, а не китайскую копию — даже не смотря на высокую цену.

Здесь есть абстракции «оригинальное» и «высокая цена». Разовьем их на примерах из жизни:
Мой первый контроллер был оригинальным итальянским Ardurno за
1500 рублей. Он сразу и без проблем подключился к компьютеру, и я смог в
этот же день записать на него первую программу.
Следующие контроллеры я заказывал в Китае за 200–300 рублей.
Всякий раз с ними было что-то не так и их приходилось перепрошивать
через оригинальный Ardurno.
Если вы пишете большую статью, полезно создать одного или двух персонажей. С ними будут происходить все практические случаи, которые вам нужны для объяснения теории:
Олег решил сэкономить и заказал первый контроллер в Китае…
Маша решила не заказывать копию, а начать с оригинального…
Читатель привыкнет к персонажам, а вам будет легко всякий раз приводить примеры.
К любой теории — практику, пример или случай.
Помочь с трудностями
В любом деле у читателя могут возникнуть трудности. Если вы пишете статью с практическими рекомендациями, предусмотрите эти трудности и предложите решение. Мало рассказать, как должно, — нужно еще и написать, как бывает:
Если будете заказывать контроллер на китайском рынке вроде
«Таобао» или «Алиэкспресса», заказывайте сразу два контроллера у разных
поставщиков. Велика вероятность, что один из них придет бракованным.
При первой прошивке китайского Ardurno вы можете получить
сообщение, что плата не найдена. Это значит, что вам досталась модель
без первоначальной прошивки. Возьмите официальный Ardurno, загрузите
на него программатор, подключите к нему ваш китайский экземпляр и
загрузите на него первоначальную прошивку. Это дело на десять минут,
подробности — в статье «...».

Если программа для контроллера не компилируется, скорее всего, у вас
не закрыта скобка или не стоит точка с запятой в конце одной из строк.
Пройдите каждую строку и проверьте, что у каждого цикла и условия
есть закрывающая скобка, а в конце каждой строки стоит точка с
запятой.
Продавцы будут уговаривать вас купить две или три макетные
платы — не ведитесь. Одной длинной платы хватит за глаза.
Не скупитесь на помощь с трудностями: чем больше тонких моментов вы охватите, тем полезнее статья и тем лучше читатель справится со своей задачей.
Трудности бывают не только технические, но и человеческие. Если вы пишете о похудении и спорте, мало просто сказать: «Питайтесь правильно и делайте зарядку». Это и так все знают. Напишите о том, что мешает следовать таким советам:
Все знают, что по утрам нужно делать зарядку. Это легко сделать,
если вы каждый день высыпаетесь, а утром у вас полно сил. Но чаще всего
утром сил мало и хочется еще поспать. Чтобы справиться с утренней
усталостью и сделать зарядку, возьмите...
Главная беда неправильного питания — вечерний перекус. Чтобы не
накидываться быстрыми углеводами на ночь, держите в холодильнике
запас маложирного творога, огурцов и салата — по сути это белок,
клетчатка и вода. Если вы занимаетесь в спортзале, готовьте
протеиновый коктейль с творогом и молоком.
Если вам пришлось нарушить диету — ничего страшного. Просто
продолжите соблюдать правильный режим питания на следующий день.
Ничего страшного не произошло, просто продолжайте.
Рассказ о подобных трудностях куда полезнее, чем разговоры из серии
«Как должно быть правильно в идеальном мире».
Не стесняйтесь проблем. Наоборот, раскройте их.
Помочь структурой и выводами
Если учебная статья получается объемной, полезно разделить ее на небольшие фрагменты, каждый из которых будет самостоятельным и
ценным.
В конце каждого фрагмента или в конце всей статьи предложите читателю выводы или краткий конспект всего, что вы прошли.
Обратите внимание, как поданы параграфы этой книги: они разделены на небольшие блоки на один, два или три разворота, у каждого блока собственный подзаголовок, иногда — вывод. В результате сложные теоретические главы выглядят простыми и съедобными.
Допустим, читатель был невнимательным и пропустил большую часть главы. Тогда есть смысл предложить ему основные мысли в виде шпаргалки.
Шпаргалка дает «общий вид» главы, соединяет все советы в систему.
Возможно, именно смотря на них вместе, читатель уловит какую-то закономерность.
Постарайтесь сформулировать каждый пункт шпаргалки емко,
хлестко, может быть даже в рифму. Чем более звучное правило у вас получится, тем легче его запомнить.
Скучное правило
Лучше работать по предоплате
Хлесткое правило
Нет предоплаты — нет работы
Утром деньги — вечером стулья
Скучное правило
Любую новую задачу на день ставьте на завтра
Хлесткое правило
Сделай это завтра
Новое — завтра
Скучное правило
Используйте «и» при «Ж» и «Ш»
Хлесткое правило
«Жи», «Ши» пиши через «и»
Как писать обучающие статьи
1. Захватить внимание
2. Познакомить с предметом

3. Сначала показать
4. От простого к сложному
5. Привязать к реальности
6. Помочь с трудностями
7. Помочь структурой
8. Добавить выводов

ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Избавиться от абстракций
Какие из этих примеров убедительнее?
Мы предлагаем эффективные и экономичные решения ваших бизнес-
задач в области уборки.
Сделаем генеральную уборку в офисе за одну ночь. Вычистим ковры,
отмоем окна и протрем пыль на всей технике и шкафах.
Мы гарантируем решение ваших строительных задач в максимально
короткий срок.
Мы найдем бригаду строителей и договоримся, чтобы они
работали круглосуточно в три смены.
Я специализируюсь на решении сложных маркетинговых задач и
задач, связанных с повышением продаж.
Если у вас уменьшился поток клиентов или вы не знаете, как
выйти на рынок, — обращайтесь ко мне.
«Ом» — система для командной работы, учета взаимодействия с
клиентами и управления ресурсами.
«Ом» — программа для управления фирмой. Помогает вовремя
сдавать работу, грамотно отвечать на звонки и равномерно загружать
сотрудников.
Секрет убедительности — в конкретике. Это тайное знание, которое отличает дилетанта от опытного писателя. Эффект основан на том, как читатель воспринимает конкретику и абстракции.
Конкретика — это всё, что человек уже воспринимал или может воспринять органами чувств; всё, что мы видели, слышали, ощущали и можем представить:
Холод
Тепло
Боль
Вода

Гвоздь
Каша
Дерево
Паркет
Кусок мыла
Такси
Мрамор
Лестница
Дверь лифта
Высохшая жвачка
Пыльное окно
Цветок в горшке
Кислый запах
Кожаное кресло
Крашеная доска
Вибрация
Звук будильника
Ковролин
Кот
Кирпич
Фарфор
Вилка
Крестик
Ремень
Янтарь
«Звездочка»
Мед
Бархат
Газета
Вяленая рыба
Подстаканник
Шелк
Подушка
Полотенце
Яичница
Стекло
Телефон
Кроссовок
Компьютер

Внедорожник
Абстракция — это всё, чего не существует в материальном мире.
Абстракция рождается, живет и умирает только в голове читателя:
Любовь
Дружба
Ненависть
Презрение
Сарказм
Ирония
Вопрос
Сомнение
Удовольствие
Соблазн
Реакция
Сервис
Гарантия
Намерение
Планы
Работа
Отдых
Контроль
Сотрудничество
Союз
Договоренность
Непонимание
Качество
Суть
Смысл
Идея
Посыл
Интерес
Внимание
Общение
Вымысел
Сознание
Дух
Общность
Группа
Система

Совокупность
Форма
Норма
Защита
Активность
Понимание
Порядок
Хаос
Конкретику легко представить, потому что у человека есть опыт ее восприятия. Абстракции трудно представить, потому что сначала ее нужно расшифровать, переложить на что-то конкретное и только потом представить это конкретное. Абстракции требуют от читателя больше работы.
Вспомните принцип фильма из параграфа «Синтаксис». Чтобы читатель погрузился в текст, он должен посмотреть в голове остросюжетное кино. В терминах фильма конкретика — это то, что можно показать на экране. Абстракции — это то, что будет озвучивать голос за кадром. Такого голоса желательно поменьше.
Попробуйте посмотреть этот фильм:
Амели проявляет чудеса ловкости и коварства, чтобы отомстить
врагу за то, что тот обижает ее друга. Для этого Амели проникает на
его территорию, манипулирует его личными вещами и устраивает мелкие
пакости, которые сделают его жизнь невыносимой.
А теперь для сравнения этот:
Амели будет мстить. Когда зеленщика нет дома, она проникает к
нему в квартиру. Вместо его домашних тапочек она подкладывает новые,
на два размера меньше. Перевешивает ручку на двери, чтобы она
смотрела в обратную сторону. Меняет время на будильнике, чтобы он
сработал на три часа раньше. Меняет местами тюбик зубной пасты с
тюбиком крема для ног. Все эти безобидные пакости сведут зеленщика с
ума.
Какой из этих фильмов было интереснее смотреть и почему? Первый фильм сложнее, потому что он весь состоит из абстракций и обобщений.
Второй — легче, потому что в нём больше конкретных осязаемых вещей,
которые легко нарисовать в голове, даже если впервые погружаешься в
историю.
Кажется, что рецепт простой: давайте в тексте как можно больше конкретики. Но это не так. Посмотрите на концовку:
пасты с тюбиком крема для ног. Все эти безобидные пакости сведут
зеленщика с ума.
Последнее предложение — абстракция. С ее помощью автор подводит логический итог всей конкретике: тапочкам, ручкам, зубной пасте.
Абстрактное обобщение «безобидные пакости» легко представить, потому что конкретика уже у читателя в голове.
Теперь целенаправленно проследите, где в этом примере конкретика, а где — абстракция. Как это влияет на чтение?
«Ом» — программа для управления сотрудниками. Она следит за тем,
как ваши сотрудники работают в офисе и на удаленке.
Менеджер использует «Ом», чтобы давать поручения и принимать
работу. Когда появляется новая задача, менеджер передает ее сотруднику
и ставит срок. Дальше «Ом» делает так. чтобы ответственный узнал о
своей задаче и не забыл о ней.
Директор использует «Ом», чтобы находить бездельников: в конце
месяца «Ом» присылает отчет, кто сколько отработал, кто срывал
сроки, а кто поставил рекорд.
«Ом» помогает поддерживать дисциплину в большом коллективе.
Подходит для российских компаний до 200 сотрудников.
Рецепт — не «как можно больше конкретики». Рецепт такой:
Всё абстрактное поддержите конкретным.
Как поддерживать абстрактное
Возьмем пример с системой управления бизнесом «ОМ». Составим предельно абстрактное заявление:
«Ом» — система управления персоналом малого предприятия.
Здесь абстрактное каждое слово, кроме названия системы. Попробуем
привязать каждую из этих абстракций к чувственному опыту.
Система — это термин разработчиков. Для обычного человека ближе слово «программа». Все видели, что такое программа на компьютере. В
некоторых случаях подойдет слово «приложение», но мы остановимся на
«программе».
Управление — это общий термин для всех действий, которые совершают руководители. Конкретизируем его до чего-то частного: «давать задания», «поручать», «проводить планерку».
Персонал — это просто умное слово, которое означает «сотрудник»,
«работник» или «человек». Для большей точности можно сказать, что речь идет о работниках в офисе — все понимают, что такое офис.
Малое предприятие — компания со штатом сотрудников не больше
100 человек. Можно уточнить, каким конкретно предприятиям мы лучше всего подходим: турфирмам, дизайн-студиям, проектным бюро.
Мы просто поискали в собственных знаниях и опыте, к чему бы привязать каждую абстрактную сущность. Результат:
«Ом» — программа для управления бизнесом. С помощью «Ома»
руководитель дает задания сотрудникам и видит, как они справляются.
«Ом» напоминает о сроках и ведет статистику, кто как работает в
течение месяца.
«Ом» подходит для турфирм, дизайн-студий, проектных бюро и
сервисных компаний.
Мы мощно развили идею управления — так повелело сердце. Текст стал осязаемым, про конкретные и настоящие вещи, которые легко представить.
Разумеется, такой текст предназначен для обычных людей, которые не занимаются в жизни разработкой облачных таск-менеджеров. Наш текст опирается на чувственный опыт обычного руководителя.
Но если бы мы рассказывали об этой системе разработчику другой системы управления предприятием, для него чувственный опыт выглядел бы иначе:
«Ом» — облачный таск-менеджер платформенного типа на
«Пайтоне». У него древовидная архитектура задач, каскадная модель прав
и мощный АПИ для интеграции с сервисами Гугла, Телеграма, Active

Directory и lC. Работает как SaaS без кастомизации.

ФАКТЫ
Сделать факты понятными
Когда стремишься к правде и конкретике, неизбежно приходишь к фактам. Сначала кажется, что в фактах вся сила, а потом открываешь для себя все тонкости. С фактами легко завести себя в тупик, особенно если не понимать особенности восприятия.
Начнем издалека. Что такое 60 метров? Это легко представить: «60
метров от метро», «Пробежать 60 метров», «60 метров до моря». У нас есть чувственный опыт, на основе которого мы можем представить 60 метров в горизонтальной плоскости.
А что такое 60 метров в высоту? Можете ли вы это представить? Уже сложнее. У нас нет нужного чувственного опыта, с которым эту высоту можно сопоставить. Разве что вы занимаетесь скалолазанием и по выходным отдыхаете на скалодроме. В остальных случаях у человека нет повода замерять высоту в десятках метров.
Зато если перевести эти 60 метров во что-то, что мы понимаем, сразу становится легко. 60 метров в высоту — это семнадцатиэтажный дом.
Семнадцатиэтажку легко представить: кто-то в ней жил, кто-то забирался на крышу, кто-то просто видел их в городе. Есть чувственный опыт, и факт сразу становится понятным.
Обратный пример. Легко представить человека ростом метр восемьдесят пять. Люди умеют определять рост друг друга на глаз с погрешностью 5 сантиметров.
Теперь попробуйте представить 185 см по горизонтали. Если у вас под рукой нет столешницы шириной 120 см, вам будет трудно сказать, сколько это. Снова нет чувственного опыта.
Сами факты не так важны, как способность читателя их воспринять. А
способность эта напрямую зависит от опыта.
Опыт в восприятии фактов
Всю жизнь мы сопоставляем факты с чувственным опытом —
особенно в тех областях, которые нам важны.
Если вы любите компьютеры, вам было важно, чтобы у вашего домашнего компьютера была диагональ хотя бы 19 дюймов, а лучше 27
дюймов. И чтобы процессор 2,8 гигагерц. А оперативной памяти чтобы обязательно 16 гигабайт. Когда друзья спрашивали, какой у вас компьютер,
вы могли небрежно бросить в них эти цифры, и друзья говорили: «Ух ты!».
Все сверстники понимали, что они значат. Факты сопоставлялись с чувственным опытом.
То же с машинами. Автолюбители могут на звук отличить атмосферный двигатель «Опеля» на 1,8 литра от турбированной «Мазды»
на 1,4. Если же человек не водит и не интересуется, то ему наплевать —
хоть там два литра, хоть десять.
Понимание фактов напрямую зависит от жизненного опыта читателя.
И этот опыт не всегда будет совпадать с вашим — особенно если вы профессионал в своей отрасли, а читатель — дилетант.
Допустим, вы с детства увлекались электроникой и теперь управляете магазином. Вам завезли новую модель планшетов, предназначенную специально для художников. У планшета есть технические характеристики,
которые легко перевести на язык художника:
Вам понятно
Диагональ 12,9 дюйма
Габариты 305,7 х 220,6 мм
Художнику понятно
Чуть больше листа А4
Вам понятно
Толщина 6,9 мм
Художнику понятно
Толщиной с акварельный альбом на 48 листов
Это не значит, что вы должны избавиться от точных технических характеристик и оставить только сравнение с опытом. Ничто не мешает объединить одно с другим:
Диагональ 12,9, габариты 305,7 х 220,6 мм — чуть больше листа А4.
Толщина 6,9 мм — как акварельный альбом на 48 листов.
Смотря на эти факты, потенциальный покупатель сделает вывод: «Ух ты, эта штука чуть больше, чем акварельный альбом или моя тетрадь для зарисовок. Скорее всего, мне будет с ней удобно». Просто числа в столбик не создают такого ощущения.

Не стесняйтесь добавлять понятные объяснения техническим характеристикам:
Аккумулятор на 6000 мАч — заряда хватает на два дня постоянной
работы в интернете.
70 % хлопка и 30 % вискозы — футболка мягкая, не деформируется
при стирке и отводит пот во время занятий спортом.
Влагозащита по стандарту IP7 — в наушниках можно принимать
душ и плавать под водой на глубине не больше метра.
Факты должны быть в мире читателя.
Полезные читателю факты
Факты должны быть не только понятными читателю, но и нести полезную информацию. Если факты не несут полезную информацию, их следует удалить — даже если сами по себе они забавные или милые.
Допустим, вы руководите крупной торговой компанией. Вам нужна программа, которая будет управлять продажами и поставками. Вы открываете сайт компании, которая может такую программу разработать —
по крайней мере так говорят. Вот что она пишет о себе:
У
нас
работают
128
программистов
и
256
системных
администраторов, которые трудятся по 20 часов в день, чтобы
создавать лучшие в мире системы управления.
Каждый день наши менеджеры отвечают на тысячу звонков и три
тысячи писем клиентов из 12 стран и 52 городов.
На каждом из наших 256 серверов установлено 12 датчиков, а всего
мы обрабатываем 1,2 ГБ данных по эксплуатации нашего серверного
центра каждый день.
За 10 лет работы мы выпили 100 тысяч чашек кофе и написали 9,2
миллиона строк кода.
Это занятные цифры, но для вас как для заказчика они бесполезные.
Вам не нужно знать, сколько программистов и администраторов работают в
компании; не нужно знать, сколько у нее клиентов; не нужно знать о тщательности системы статистики. На этом этапе вы хотите понять, сможет ли эта компания создать нужную вам программу.
Единственное, что вам полезно в этом тексте, это два слова: «системы управления». Все остальное — бесполезные факты.
Возможно, этот текст не предназначен для потенциальных клиентов.
Возможно, его задача — потешить самолюбие руководителя. В любом случае потенциальному клиенту здесь делать нечего.
Давайте пофантазируем, что потенциальному клиенту хотелось бы здесь узнать:
Делаете ли вы такие программы, которые мне нужны?
Кому уже делали? Какие задачи решали?
Сколько это может стоить?
Насколько это качественно и какая гарантия?
Мы не можем ничего говорить о ценах, потому что цена обсуждается индивидуально с каждым клиентом. А для остальных вопросов у нас есть факты. Применим их:
Делаем программы для управления торговыми, логистическими и
производственными предприятиями. Наш конек — системы управления
распределенными предприятиями.
За десять лет работы мы создали системы для 14 промышленных и
торговых предприятий. Наши системы следят за поставками зерна на
Кубани, учитывают отгрузку иномарок во Владивостоке и управляют
гипермаркетами в 40 городах России. На нашем логистическом решении
работают три из пяти логистических операторов России и Украины.
Мы сами поддерживаем и администрируем все свои системы,
поэтому устраняем любой сбой меньше, чем за два часа. Команда из 256
администраторов и 100 инженеров дежурит круглосуточно в 12 центрах
быстрого реагирования в каждом часовом поясе России, чтобы сразу
исправить любую проблему дистанционно.
Это тоже факты. Но они гораздо полезнее, чем в прошлом примере.
Факты, которые снижают доверие

А бывают ведь не просто бесполезные, а откровенно вредительские факты. Посмотрите на эти предложения:
Во время шоу «Танцы» активировано 865 329 защитных микрогранул
инновационного дезодоранта «Роксана».
В наши дни 99 % людей читают бизнес-книги, но только 1 % из них
применяют знания в жизни.
Эти числа неизмеримые или неизмеренные. Никто на самом деле не измерял, сколько микрогранул дезодоранта активировано в подмышках двадцати четырех танцоров на протяжении двухчасового отчетного концерта. Если такие измерения и возможны, они недоступны съемочной команде телеканала «ТНТ».
Никто не проводил репрезентативный соцопрос, в результате которого
99 % опрошенных читали бы бизнес-книги. И более того, сложно представить такое исследование, в котором измеряется применение знаний из бизнес-книг в жизни. Все эти цифры — фикция.
Но почему именно 865 329 гранул, а не 850 тысяч, например? Почему
99 % людей, а не «все люди»? Кажется, что это сделано специально, чтобы у журналиста была возможность возразить скептику:
— Позвольте, но я не читаю бизнес-книги!
— Значит, вы входите в тот 1 % людей, которые не читают.
Получается, перед нами на самом деле не факты, а просто фигура речи, которая должна означать «много» и «все», но выглядеть наукообразно. Дешевый трюк.
Они не опираются на чувственный опыт. Эти числа специально подобраны так, чтобы читатель не смог их сопоставить со своим опытом.
Число микрогранул, например, специально неровное и большое — так его сложно воспринять и с чем-либо сопоставить. Для читателя это просто шум, который призван его оглушить, а не помочь разобраться в материале.
Если бы мы хотели помочь читателю разобраться, мы бы привели факты с опорой на опыт. С микрогранулами никакого опыта быть не может,
а с бизнес-книгами-вполне:
Снижают доверие
В наши дни 99 % людей читают бизнес-книги.
Повышают
Все мои коллеги по банку прочитали за свою жизнь хотя бы одну

бизнес-книгу. Чаще всего это «Как завоевать друзей» Дейла Карнеги.
Снижают доверие
Только 1 % из них применяет знания в жизни.
Повышают
Но даже если они читали Карнеги, они так и не научились хвалить
других и делать им комплименты — хотя это главная мысль, которую
обычно выносят из книги.
Понятно, что эти факты специально сделаны так, чтобы их не поняли.
Иначе это ничем не объяснишь. Но когда работа автора построена на таких фактах, она подрывает доверие и вредит репутации. Читатель может простить ошибки и заблуждения, но не намеренное вредительство.
Перегрузка фактами
С фактами важно не переборщить, чтобы читателю не стало слишком сложно, и он не ушел. Посмотрите на этот пример из промышленности:
В 2012 году мы поставили 1,92 млрд тонн черного и цветного
металла в 33 города России, что на 20 % больше, чем в 2011 году, и
составляет 45 % от общего оборота черного и цветного металла в
промышленной группе «Интермет».
Задача этого текста — показать инвестиционную привлекательность поставщика металла. Для этого нужно показать растущий объем поставок и важность этой компании внутри промышленной группы. Это можно сделать более доходчиво.
Для начала подумайте, можно ли здесь избавиться от чисел. Кажется,
что 33 города России ни для чего не нужны. А объем поставок в тоннах сам по себе тоже ни о чем не говорит: он имеет смысл только как доля от поставок группы.
Что получится, если очистить текст от лишних фактов:
В 2012 году мы поставили на 20 % больше черного и цветного
металла, чем годом ранее. Это 15 % от общего оборота черного и
цветного металла в промышленной группе «Интермет».

А теперь усилим важную нам часть об объеме поставок:
чем в 2011 году, и составляет 45 % от общего оборота черного и
цветного металла в промышленной группе «Интермет». По объему
поставок занимаем 33-е место в рейтинге металлургических компаний
СНГ.
Отбирать факты следует только тогда, когда вы понимаете задачу текста: зачем здесь эти факты? Какие из них решают задачу?
Есть еще один занятный эффект, связанный с фактами: их соседство в тексте может вызывать у читателя непроизвольное желание их перемножить, поделить или сложить:
Вклады под 25 % на 4 года.
Мы написали 270 000 строк кода и выпили 270 чашек кофе.
За последние 90 дней рубль упал на 27 %.
Мозг автоматически высчитывает вклад под 100 %, тысячу строк на чашку кофе и падение рубля на 0,3 % в день. Эти подсчеты могут быть неверными, но в них слишком легко удариться, когда числа стоят так близко.
Этим пользуются умелые рекламщики: либо намеренно прощая, либо усложняя математику. Например, вы хотите показать, что у вас выгодный гигабайт: 999 гигабайт за 90 $ в год.
Читатель видит, что десять гигабайт стоит меньше доллара. А если читатель хорошо считает, то для него гигабайт будет стоить меньше десяти центов.
Если не думать об этом эффекте, то запросто подтолкнуть читателя к ненужным или неверным выводам:
До защиты курсовой три месяца, а мне нужно закрыть три
«хвоста».
Съемочный день стоит 100 тысяч рублей. Обычно за это время мы
успеваем отснять 10 хороших сюжетов.
Кажется, будто нужно закрывать по одному хвосту в месяц, а один хороший сюжет стоит 10 тысяч рублей. Но это не так: хвосты нужно сдавать, как можно быстрее, а купить работу посюжетно нельзя. Это
некорректные выводы, которые напрашиваются сами.

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ
Слушайте себя
В этой главе мы разобрали, как формулировать цель текста, подавать информацию небольшими кусочками и в нужном порядке; как писать энергично, выстраивать объяснения и опираться на чувственный опыт.
Было много правил, примеров и советов.
Но есть главный совет, о котором многие забывают в пылу редактуры.
Совет простой и со стороны кажется банальным: всегда опирайтесь на
вкус и здравый смысл.
Вкус. Следите за тем, чтобы после редактуры текст звучал естественно, а не механически. Он должен читаться вслух и не выглядеть как что-то синтетическое, что вы взяли из книги по редактуре. Возьмем простой пример:
Новый редактор «Оптима» позволит вам редактировать текст,
проверять его в сервисе «Главред» и сразу же исправлять, не покидая
одного окна. Редактор «Оптима» умеет сохранять верстку при переносе
из гугл-документов, почты, «Эвернота» и других текстовых программ без
потери форматирования. Работа в «Оптиме» делает текст качественнее
и повышает концентрацию редактора с помощью режима «Фокус».
Прилежный редактор сразу видит однородные члены, плохие подлежащие и сказуемые, слишком длинные предложения и спутанную структуру абзаца. У него в голове уже есть шаблоны, по которым он исправит эти проблемы.
Как будет выглядеть этот текст после редактуры:
Авторы редактируют текст в новом редакторе «Оптима». Они
проверяют его в сервисе «Главред» и исправляют его в том же окне.
«Оптима» сохраняет верстку, если автор переносит текст из гугл-
документов, почты или «Эвернота». Редактор повышает качество
текста в «Оптиме» благодаря режиму «Фокус». Этот режим помогает
редактору повысить концентрацию.
Вроде бы всё на месте: подлежащие верные, все сказуемые —
действия, все должно быть хорошо.
Но чувствуете, какое всё неестественное? Неживой язык, как будто писала плохо обученная глубокая нейросеть. Редактор не перечитал текст вслух и позволил себе опираться только на правила, но не на чутье. Это ошибка.
Всегда перечитывайте текст вслух и проверяйте, чтобы он звучал естественно. Редактируйте текст, пока не зазвучит:
«Оптима» — это текстовый редактор для тех, кто пишет в
информационном стиле. Здесь авторы сразу проверяют текст в
«Главреде», не уходя в отдельное окно.
«Оптима»
сохраняет
верстку
гугл-документов,
почты
или
«Эвернота»: можно скопировать текст из Гугла, вставить в «Оптимат»,
отредактировать, скопировать и вставить в письмо — и оформление
сохранится.
В «Оптиме» есть режим «Фокус». Он заставляет редактора
сосредоточиться на тексте, а не на письмах и рабочих чатах.
Наверняка можно еще полировать этот текст, но нам он уже нравится:
он звучит естественно и просто. По ходу редактуры мы добавили в него пример, избавились от избыточности, где-то, наоборот, повысили детализацию. Это произошло естественно — по зову вкуса. И это нормально. Вкус и чутье — главные ориентиры.
Здравый смысл. Не позволяйте правилам менять смысл вашего текста или не давать вам сказать то важное, что вы хотели сказать.
Здесь уместно вспомнить об однородных членах. Вот исходный текст,
где их много:
Чтобы написать эту книгу, нам потребовалось два года писать
статьи для рассылки, блога и курсов, формулировать принципы редактуры
и упрощать их, чтобы они были доступны не только филологам;
подбирать и отсеивать примеры, находить новые и упразднять
устаревшие; наконец, нужно было выбрать тональность, которая
подойдет книге и придется по душе нашим читателям.
Если подойти к этому фрагменту «В лоб» и удалить близкие по смыслу члены предложения, то получится так:
Чтобы написать эту книгу, мы два года писали статьи в интернете,

вели курсы, формулировали принципы редактуры, подбирали примеры и
подбирали тональность.
Кажется, что задача решена: лишние однородные члены выброшены,
текст стал короче. Но мы потеряли много нюансов, из-за чего текст стал менее полезным: Нужно было не удалять лишнее, а расширять и упорядочивать важное:
Для этой книги мы собрали и переосмыслили все, что делали в
редактуре за последние два года:
- полторы сотни статей в блоге и рассылках,
- материалы наших курсов,
- примеры хорошего и плохого текста,
- все наши знания о тональности и стиле изложения.
Мы делаем всё это для того, чтобы наш метод стал доступным не
только людям в интернете, но и тем читателям, которые никогда не
слышали об информационном стиле. Наша задача — помочь как можно
большему числу людей.
Нельзя позволять правилам, которые касаются формы, залезать на содержание. Наоборот: правила формы должны стимулировать более глубокую работу над содержанием.
После редактуры в информационном стиле в тексте будет меньше воды. Но высушить текст — это не всё. Теперь нужно развивать важные мысли, рассказывать истории, приводить примеры и погружать человека в созданный вами мир.
Это всё — работа со смыслом, и ее нельзя останавливать ни на минуту.
Если
после
редактуры
текст
получился
механическим,
неестественным, неинтересным или бесполезным — это плохая
редактура.
Сотрите текст и напишите заново. Перечитайте вслух. Добавьте примеров. Обопритесь на чувственный опыт читателя и создайте такую историю, в которую он поверит. И только потом применяйте правила.
Никогда не жертвуйте содержанием ради формы.

1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27


написать администратору сайта