Главная страница
Навигация по странице:

  • Говорить правду, даже если она неудобная. Приводить факты и доказательства. Рассказывать истории и приводить примеры. Писать коротко.

  • Смысл важнее слов. ЧТО ДАЛЬШЕ

  • Практические задания

  • Проверяйте текст в Главреде

  • За кулисами Мы рассказали об истории создания этой книги на сайте.Заходите! book.glvrd.ru/processnotes Примечания 1

  • Книга. Максим Ильяхов


    Скачать 2.37 Mb.
    НазваниеМаксим Ильяхов
    АнкорКнига
    Дата17.05.2023
    Размер2.37 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла452280.pdf
    ТипКнига
    #1138681
    страница27 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
    ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ
    Дело не в словах
    После этой главы в мире появятся сотни рассказов о себе, написанных по шаблону вроде такого:
    Я такой-то. Помогаю компаниям…. Делаю так, чтобы…. Ко мне
    обращаются, чтобы….
    Я … и стрессоустойчивый. Учился у … поэтому умею … классные ….
    Знаю, как сделать … и …. А еще умею делатьъ….
    Не работаю с компаниями, в которыхъ….
    Работаю удаленно с 10:00 до 19:00 — в нерабочее время не
    беспокоить!
    Буду рад вам помочь…
    Это слабый текст: он бездумно переписан из примеров, которые мы привели в книге. За ним не стоит глубокой работы с содержанием. Автор не думает о потребностях читателя, не старается ему помочь. Просто механически переписывает волшебные формулы. Это неправильно, но неизбежно.
    Неправильно потому, что любой бездумный текст по шаблону будет по определению слабым. Не из-за шаблона, а из-за бездумности. Шаблон создает у многих начинающих авторов ощущение, что сейчас эти волшебные слова сделают за него всю работу. Это культ слов. Культ слов —
    вреден.
    Неизбежно потому, что все не могут быть отличниками. В любой отрасли всегда будут дилетанты и начинающие. Всегда будут те, кто первый день в профессии, и у них нет опыта — им просто нечего о себе писать. Есть те, кто просто плохо работает, — и, если они об этом честно напишут, они будут голодать.
    Часто авторы боятся, что информационный стиль лишает их текст индивидуальности. Мол, все эти наши фразочки одинаковые, безликие и сухие, из- за них текст получается однотипным.
    Как альтернативу такие авторы предлагают что-то такое:
    Добро пожаловать в волшебный мир …! Мы — то самое место, где

    вам с легкостью … и создадут вам хорошее настроение на весь день!
    Мы — веселые и дружные ребята. Наши … каждый день, чтобы наш
    мир становился лучше! Ведь мы как никто знаем, что жизнь без … — это
    прекрасно!
    Пусть каждый ваш день начинается с …, а мы позаботимся о том,
    чтобы это стало для вас незабываемым и легким!
    Это не индивидуальность. Вот индивидуальность:
    В нашем районе три офисных центра, и каждый день из них на обед
    выходит тысяча сотрудников. Они спешат занять места во всех
    ближайших кафе, подолгу ждут официантов и из раза в раз питаются
    одним и тем же. Это вредно и грустно.
    Чтобы работники нашего района успевали пообедать полезной едой,
    мы запустили программу здоровых бизнес-ланчей. Каждый день в 12:00 с
    нашего пищевого комбината в Подмосковье приезжают ингредиенты для
    быстрой сборки полезного горячего обеда: мясо, птица, полезные крупы и
    овощи.
    Всего у нас 160 комбинаций обедов, две трети из которых подходит
    людям, страдающим от язвы, гастрита и панкреатита. Не менее десяти
    комбинаций наших обедов подходит диабетикам.
    Чтобы наши гости успевали обедать за час и не ждали, когда
    освободятся столики, мы предлагаем удобную упаковку для обеда на улице,
    открываем летнюю веранду и доставляем еду в офисы.
    Подлинная индивидуальность проявляется в смысле, а не в словах.
    Слова — лишь тонкая обертка вокруг смысла. Слова не должны нести самостоятельную ценность.
    Если автор возлагает большие надежды на хитроумные слова и непередаваемый стиль — это сигнал, что в самом тексте мало смысла.
    Когда автору есть что сказать, он не ломает голову над стилем и индивидуальностью — всё это складывается само по себе.
    Часто в компаниях начинаются споры насчет слов:
    — Мне не нравится тут слово «прекрасный».
    — Может, попробовать слово «великолепный»?
    — В этом есть что-то имперское. Мне не нравится.
    — Премиальный?
    — Да! Это то, что нужно. Хотя… Поймут ли это слово?

    — Я посмотрю в словаре…
    Эти диалоги — признак того, что люди занимаются ерундой. Не надо спорить о словах. Нужно обсуждать смысл, примеры, факты и сценарии.
    Когда смысл сильный, слова могут быть любыми. Когда смысла нет, слова не спасают.
    Нет
    Премиальные
    высококачественные
    продукты
    нашей
    компании
    прекрасно сочетаются с вашим активным образом жизни в самых
    экзотических точках нашей планеты!
    Да
    Мы делаем защищенные телефоны для скалолазов, серферов,
    лыжников и сноубордистов. Телефону не страшно падать с высоты 30
    метров, находиться на тридцатиградусном морозе и фотографировать
    подводный мир на глубине 20 м. Это телефоны для тех, кто покоряет
    полюса, джунгли, горы, рифы и волны.
    Не обсуждайте слова. Не участвуйте в споре по поводу слов. Не ищите в словах скрытого смысла. Не анализируйте слова на потайные эмоциональные посылы, нумерологию и психофонетическое воздействие.
    Все эти споры кончаются тем, что слово «сила» у вас окажется слабым и неуверенным, а «дружба» будет излучать агрессию и неблагозвучие.
    Всю энергию, которая высвободится от этих споров, направьте на поиск сильного смысла. Что будет интересно читателю? Как привести сильный пример? Как сделать абстрактное осязаемым? Это вопросы,
    достойные внимания каждого уважающего себя редактора.
    Выходите за рамки текста: как подобрать сильную иллюстрацию? Как сделать так, чтобы читателю не нужно было читать текст? Как помочь читателю запомнить наши идеи? Как сподвигнуть его делиться ими с другими? Об этом надо думать, а не о словах.
    Мы верим, что смысл текста важнее, чем слова. Верить в это — наш осознанный выбор. Опыт показывает, что это правильно, но бывают и другие точки зрения.
    О тексте и редактуре много мнений. Есть филологи, которые раскладывают слова в структурной грамматике. Есть нейрофизиологи с фотографиями вашего мозга, когда вы читаете. Есть писатели-романисты,
    которые знают, что главное в хорошем тексте — сексуальное напряжение.

    Есть шаманы и гипнотизеры, которые пропагандируют волшебную силу магического копирайтинга. Есть те, кто молится на конверсии длинных продающих страниц. В мире бывает всё, даже копирайтинг по группе крови.
    Мы выбираем работать над смыслом:
    Говорить правду, даже если она неудобная.
    Приводить факты и доказательства.
    Рассказывать истории и приводить примеры.
    Писать коротко.
    Писать о пользе для других.
    Писать, как для себя.
    Будем рады, если вы к нам присоединитесь.
    Максим Ильяхов, Люда Сарычева.
    Москва, Рязань,
    ноябрь 2015 г. — июль 2016 г.
    Смысл важнее слов.

    ЧТО ДАЛЬШЕ
    Вы прочитали книгу. Это еще не значит, что вы овладели мастерством редактора. Чтобы хорошо писать, нужно много практиковаться и читать.
    Практические задания. Мы подготовили для вас задания по всем темам книги. Выполните их, чтобы проверить свои знания:
    Попробуйте: BOOK.GLVRD.RU/PRACTICE
    Читайте советы. Мы собрали коллекцию статей и советов о редактуре с примерами и иллюстрациями. Изучите их и возвращайтесь к ним во время работы.
    Добавьте в закладки: GLVRD.RU/SOVIET
    Проверяйте текст в Главреде. Главред — это программа, которая находит в тексте стоп-слова и проблемы с синтаксисом. Часто она срабатывает неверно, но мы постоянно улучшаем алгоритм, чтобы он работал лучше. Хорошая оценка за информационный текст — 7 баллов.
    Запомните адрес: GLVRD.RU
    Расскажите друзьям. Чем больше людей научатся писать просто и понятно, тем лучше будет всем. Если вам близки идеи этой книги,
    расскажите о ней тем, кому она пригодится.
    Рекомендуйте: BOOK.GLVRD.RU
    За кулисами
    Мы рассказали об истории создания этой книги на сайте.
    Заходите! book.glvrd.ru/process
    notes

    Примечания

    1
    Не стоит путать заумные слова с литературной заумью русских авангардистов. Они намеренно экспериментировали со словами, чтобы создать новый поэтический язык. Мы же говорим о заумности, которую используют, чтобы казаться умнее.

    2
    Автор хотел сказать, что эта идея положит конец философским спорам о влиянии искусства на людей без высшего образования. По его мнению,
    идея гениальная.

    3
    За примеры спасибо Максу Матющенко, Тоне Сергеевой, Оле
    Ефимовой, Лене Глубко, Саше Толоконниковой, Виталию Ельцову, Лене
    Очковой, Даше Кулинич и Ане Кучумовой.

    4
    Спасибо психологу Анастасии Цыганковой за примеры.

    5
    Да, мы написали «спящий дома», это не ошибка.

    6
    За нефтяные вышки обидно.:(

    7
    Это наше понимание слова «брехня». У вас может быть другое.

    8
    Просим прощения у всех технически подкованных читателей за наши безумные фантазии о буфере принтера.

    9
    Эту статью написала Лена Глубко в «Тинькав-журнале». Главред —
    Максим Ильяхов. Статья после редактуры: journal.tinkoff.ru/crafting/

    10
    Подробнее о функциях абзаца — в параграфе «Абзац».

    11
    Слава, привет! Ты в книге.:)

    12
    Реальный заголовок.

    13
    Спасибо Мане Поповой за расчет объема кофе для 800 кофемолок.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта