Главная страница
Навигация по странице:

  • Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) Зима недаром злится

  • Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) Вечер

  • Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842) Косарь

  • Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) Кем быть

  • Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) Что такое хорошо и что такое плохо

  • Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) Конь-огонь

  • Александр Александрович Блок (1880-1921) Летний вечер

  • Читательский дневник. чит. дневник. Малые жанры фольклора Пестушка


    Скачать 4.13 Mb.
    НазваниеМалые жанры фольклора Пестушка
    АнкорЧитательский дневник
    Дата27.03.2023
    Размер4.13 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлачит. дневник.docx
    ТипДокументы
    #1017272
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Иван Саввич Никитин (1824—1861)

    Русь


    Год

    1853


    Жанр

    стихотворение


    Главные герои

    Русь

    Содержание

    Под шатром голубых небес зеленеет степь. По границам степи высокие горы. По степи бегут в моря реки. На полях - нивы, на лугах - трава, в садах - виноград. На севере снег кружит и море во льдах.

    Это все Русь, моя Родина. Есть у нее и поле вольное, и казна, стол другу и меч врагу, есть силы богатырские. Так зачем кому-то кланяться?

    Полчища татар положила Русь, и полякам урок дала. Жгли враги поля, но как крикнет царь, встанет армия народная, и похоронит врагов.

    И теперь шумят города русские. Со всех земель на поклон к ней стекаются люди. Слава про Русь по всей земле идет. Есть за что любить Русь. И не жаль за Русь сложить свою голову.


    Отзыв

    Мне очень нравится это стихотворение Никитина, потому что оно пробуждает в человеке самые лучшие чувства - любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Это стихотворение поднимает настроение и зовет на подвиги.

    Стихотворение учить любить и беречь свою Родину, учит патриотизму. Учит гордится своей страной, ее настоящим и ее историей.




    Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

    Зима недаром злится


    Год

    1836

    Жанр

    Пейзажная лирика

    Содержание

    Зима злится, что в окно уже стучит весна, и ей пора уходить. Все гонят прочь зиму, а жаворонки во всю трезвонят в небе.

    Весна смеется над зимой, и та со злости кидает в весну снегом. Но весне все нипочем, она просто умывается снегом и лишь становится красивей наперекор зиме. В этом стихотворении Тютчев обратился к теме прихода весны. Он описал, как злится зима, вынужденная уступить свое место молодой весне. Как пытается задержаться, бросаясь в весну снегом, но бег времени неумолим. И снег тает, делая весну еще красивей.
    Автор одушевляет времена года, делая их противостояние более эмоциональным, живым. Видно, что его симпатии всецело на стороне молодой весны, которую он называет прекрасным дитем, а вот уходящую зиму называет злой ведьмой. И это естественно, ведь даже тот, кто очень любит зиму, встречает весну с радостью. За три долгих месяца зима успевает надоесть и хочется чего-то нового, живого и прекрасного.


    Отзыв

    Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт описывает зиму и весну не как времена года, а как живых существ. Он приписывает им различные эмоции, у зимы это злость и ревность, у весны беззаботная радость. И это описание точно передает мое собственное восприятие прихода весны. Стихотворение учит образному мышлению. Учит любить природу, понимать неизбежность смены времен года. Учит смирению.



    Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

    Вечер


    Год

    1855


    Жанр

    Пейзажная лирика


    Содержание

    Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

    А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

    Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом, Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.


    Отзыв

    Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

    Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.




    Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842)
    Косарь


    Год

    1836


    Жанр

    Стихотворение


    Главные герои

    Добрый молодец

    Содержание

    Герой рассказывает нам о своей жизни, о любви к Грунюшке. Читая стихотворение, мы видим, что Кольцов испытывает большую симпатию к косарю. Поэт описывает героя как настоящего богатыря из русских сказок: У меня лъ плечо - Шире дедова, Грудь высокая - Моей матушки. Кольцов восхищается трудолюбием, силой своего героя. Косарь честно, умело выполняет свою работу: " ... Что работаю - / / Всё мне спорится!" Его не пугает тяжёлый труд. В рассказе косаря, кроме радости от труда, мы слышим грусть и тоску оттого, что из-за своей бедности он не может жениться на дочке старосты. В отчаянии он повторяет слова: " ... Без сорочки я // Родился на свет". Но крестьянин имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими родителями и той работой, которую выполняет. С огромной любовью косарь говорит о поле, о "степи привольной", о траве и цветах, которые он косит. Мы видим, что чувства героя к Грунюшке искренние и ему не нужны деньги старосты: Я лъ за тем гонюсь, Что отец её Богачом слывёт? Ради Грунюшки герой готов трудиться ещё больше Я куплю себе Косу новую ... Нагребу копён, Намечу стогов ... Показывая несчастную любовь косаря и Грунюшки, поэт возмущается несправедливостью, которую порождают деньги и положение в обществе: ... Не разжалобил Его бедностью - Так разжалоблю Золотой казной! ... Это стихотворение посвящено простой жизни крестьянина, его труду, переживаниям. Герой делится им с читателями. Выразить его чувства Кольцов смог благодаря эпитетам, которые мы встречаем в русском народном творчестве: "грудь высокая", "заря алая" "степь раздольная", "кудри чёрные". Интересно и употребление таких слов, как "крушусь", "горесть", "под режусь", "пораскинулась", "понадвинулась", "хотелося". Кроме того, особую мелодичность стихотворению придают повторы: "с ума-разума", "прости-прощай" Стихотворение "Косарь" поражает своей красотой и поэтичностью. В нём Кольцов показал не только любовь и уважение к косарю, но и тяжёлую крестьянскую жизнь.


    Отзыв

    Это стихотворение посвящено простой жизни крестьянина, его труду, переживаниям. Герой делится им с читателями. Выразить его чувства Кольцов смог благодаря эпитетам, которые мы встречаем в русском народном творчестве: «грудь высокая», «заря алая» «степь раздольная», «кудри черные». Интересно и употребление таких слов, как «крушусь», «горесть», «под режусь», «пораскинулась», «понадвинулась», «хотелося». Кроме того, особую мелодичность стихотворению придают повторы: «с ума-разума», «прости-прощай»

    Стихотворение «Косарь» поражает своей красотой и поэтичностью. В нем Кольцов показал не только любовь и уважение к косарю, но и тяжелую крестьянскую жизнь.


    Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930)

    Кем быть?


    Год

    1928

    Жанр

    лирика

    Главные герои

    Лирический герой

    Содержание

    В центре произведения лирический герой ‒ юноша, который начал задумываться над вопросом: «Кем быть?». Уже в первой строчке узнаём, что лирическому герою скоро будет семнадцать лет. Он стоит на пороге взрослой жизни. Лирический герой начинает «перебирать» разные профессии, рассказывая про их особенности. Профессии разнообразные: столяр, плотник, инженер, врач, лётчик, матрос и другие. Юноша не выделяет какую-либо из них. Он не считает, что быть, например, врачом лучше, чем простым работником. О каждой профессии лирический герой рассказывает что-то хорошее. Например, быть рабочим ‒ значит работать в коллективе, который налажен, как целостный механизм. Здесь всё стучит, гремит. Юноша знает: чтобы стать мастером своего дела, нужно учиться. Вот почему на протяжении всего произведения повторяется фраза: «пусть меня научат».

    По смыслу стихотворение В. Маяковского легко разделить на части. Начинается оно лаконичным вступлением, в котором лирический герой говорит о своем возрасте и о необходимости выбирать профессию. В. Маяковский понимает, что этот вопрос волнует всех молодых людей. Далее автор описывает около десятка профессий. Заканчивается стихотворение выводом: все работы хороши, выбирай на вкус». Практически каждая часть, начинается сравнением профессий по типу: «На заводе хорошо, а в трамвае — лучше…». Композиция напоминает игру, участники которой примеряют на себя разные образы. Когда менять образы, подсказывают рефрены.


    Отзыв

    Во время прочтения этой книги ребёнок сможет ознакомиться с некоторыми названиями профессий и особенностями того или иного вида деятельности. Шофёр, лётчик, инженер, доктор, что же выбрать? Сложный вопрос.

    Я считаю, что о будущей профессии надо задумываться ещё с детства, спрашивать у ребёнка, что ему нравится, наблюдать за ним, что лучше у ребёнка получается, чтобы определить какая именно работа будет приносить ему радость, моральное и материальное удовлетворение в будущем. И, конечно же, подобные произведения будут помогать вам в этом нелёгком деле определения профессии.

    Так что произведение, несомненно, очень полезное и познавательное для детей разных возрастов. Советую к прочтению.



    Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930)

    Что такое хорошо и что такое плохо?


    Год

    1925

    Жанр

    поэзия

    Главные герои

    Отец, сын

    Содержание

    В центре стихотворения отец и сын. Также нельзя оставить без внимания образ лирического героя, который является автором книжки, в которой воспроизведена беседа отца и сына. Сначала автор знакомит нас героями стихотворения. Ему не важна их внешность, он акцентирует внимание лишь на вопросе «крошки-сына».

    Практически весь текст - монолог мудрого отца. Он на конкретных примерах показывает своему чаду, как нужно поступать. Начинает он со сравнения хорошей погоды и бури и только после этого постепенно «подбирается к более серьезным проблемам». Например, мужчина говорит мальчику, что нужно следить за чистотой, потому что грязь «на рожице» ‒ это очень плохо для кожи; про того, кто измазан в грязь и рад «говорят: он плохой, неряха».

    Отец говорит, что нельзя обижать тех, кто слабее, их, наоборот, нужно защищать. Нельзя быть трусом: «храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодиться». Мужчина настаивает на том, что нужно бережно относиться к вещам, будь то игрушка, книжка или что-то другое. Речи отца оказываются убедительными, и радостный мальчик решает, что будет поступать только хорошо.


    Отзыв

    Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» стоит прочитать не только детям, но и взрослым, ведь в нем автор поднял всегда актуальные морально-этические проблемы. Основная идея стихотворения воспитательная: надо совершать только хорошие поступки. Задача чтения — показать детям положительное и отрицательное в жизни и вызвать у них желание «делать хорошо» и «не делать плохо». Произведение также открывает для нас другого Маяковского ‒ человека со светлой душой, человека, который любит детей.

    Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930)
    Конь-огонь


    Год

    1927


    Жанр

    Рассказ


    Содержание

    Поэт разговаривает с детьми не на «детском языке». Лексика разговорная, живая. Впрочем, уменьшительные суффиксы смягчают производственные моменты: колесиков-волосиков, глазки, хвостик. Использует известный дидактический прием: знакомство с (в данном случае) профессиями через прогулку. Щетинщик и кузнец, изготавливающие игрушку — для современного читателя анахронизм. Перепады ритма, неожиданные рифмы служат достижению лаконичности и наглядности: гости-гвоздик, масти-мастер, много вам купить четвероногого. С теплотой описан готовый конь: лошадь вышла дивной, конь горячей, чем огонь. Есть столь любимые детьми мелкие детали: глазки голубые, в желтых яблоках бок, для копыт использован именно «лучший гвоздик». Сделана игрушка была за один день: поэт учит не затягивать процесс, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Эпитеты: удал и быстр. Множество повторов для лучшего усвоения материала: хочешь, что за, хоть, столяра рука, столяр остругал, оплетен, оплетенному. Краткая, телеграфная прямая речь, риторические вопросы и восклицания усиливает динамику.


    Отзыв

    В. Маяковский ставил себе задачу воспитать из ребенка полезного члена общества, человека труда. Поэтому стихотворение напоминает цепочку технологических процессов, более того, завершается оно тоже призывом к общественно-полезному делу: помогай Буденному! (Семен Буденный — военачальник). Как настоящий хозяйственник, поэт ведет за собой ораву ребятишек: от станка к станку, от мастера одной рабочей специальности — к другой.

    Ударный, энергичный ритм пронизывает все произведение. Краткое «конь-огонь» уже звучит как призыв к действию.





    Александр Александрович Блок (1880-1921)

    Летний вечер


    Год

    1898


    Жанр

    Пейзажная лирика


    Содержание

    Лучи заката лежат на скошенной ржи, а трава на межи объята дремотой.

    Нет ветра, не кричат птицы. над полем красная луна. И песня жницы затихает вдали.

    Забудь о печалях и умчись на коне в даль навстречу ночи.

    В стихотворении поэт создает картину тихого летнего вечера, где-то вдали от шума городов. Он прекрасно описывает поля, красоту луны, описывает звуки, которые мы слышим или могли бы слышать летним вечером. И в заключительной части стихотворения автор призывает умчаться на коне в даль. Это одновременно призыв к свободе и призыв к единению с природой. Мы понимаем, что и сам автор очень любит природу, в которой находит успокоение и в которой отрешается от повседневной жизни.


    Отзыв

    Мне очень нравится это стихотворение и особенно призыв, который заключен в последнем четверостишии. Этот призыв очень созвучен моему внутреннему состоянию. Я тоже мечтаю куда-нибудь умчаться, забыть о учебе и заботах, быть самой собой, остаться наедине с природой. Мне нравится и то, как красиво описывает поэт вечер. Стихотворение учит любить природу, любить свой родной край. Учит наслаждаться красотой природы, тишиной и песнями. Учит отвлекаться от дел, ради отдыха на природе.



    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта