Главная страница
Навигация по странице:

  • Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 -1942) Осень

  • Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) Родина

  • Николай Михайлович Рубцов (1936—1971) Тихая моя родина

  • Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) Двенадцать месяцев

  • Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) Кошкин дом

  • Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) Багаж

  • Читательский дневник. чит. дневник. Малые жанры фольклора Пестушка


    Скачать 4.13 Mb.
    НазваниеМалые жанры фольклора Пестушка
    АнкорЧитательский дневник
    Дата27.03.2023
    Размер4.13 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлачит. дневник.docx
    ТипДокументы
    #1017272
    страница6 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Сергей Александрович Есенин (1895- 1925)

    Береза


    Год

    1913

    Жанр

    Пейзажная лирика

    Главные герои

    Береза

    Содержание

    Благодаря максимально простой линейной композиции, развивающейся от первой строфы до последней, в этом четырехстрофном стихотворении Есенин смог понятно и в то же время красиво высказать главную мысль: русская природа прекрасна в любое время года, как прекрасна береза, символ страны.

    В первой строфе он рисует картинку дерева, укрытого снегом, раскрывая этот образ во второй и третьей строфах, где он сравнивает ее снежное убранство с белой бахромой и рассказывает о горящих в сонной тишине снежинках. Четвертая строфа завершает произведение и символично показывает вечный природный круговорот.
    Этот стих – классический образец пейзажной лирики, которая преобладает в творческом наследии Есенина. Некоторые исследователи также трактуют его как образно-философское произведение, мотивируя это тем, что поэт считал себя в некотором роде язычником, так что береза была для него не просто деревом-воспоминанием, она также символизировала возрождение и чистоту духа.

    Отзыв

    Читая данное стихотворение, очень удивляешься талантом поэта. Сколько красивых слов и эпитетов он поместил в строки произведения. Особенно стоит отметить описание березы в зимнее время года, когда вокруг тишина и дерево красивое и великое окутано снегом. Зимний окрас березы автор приравнивает к серебру, которое играет многими цветами при заре.

    Чувствуется немного грусти в стихотворении. Поет, словно попрощался с родным селом и с воспоминаниями из детства, но надеется, когда-то вернутся, но произойдет это не сейчас.



    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

    Осень

    Год

    1899

    Жанр

    элегия

    Содержание

    Композиция произведения простая. Всего в трех четверостишиях кратко и емко передает Бальмонт грустное настроение читателям. Перед нами возникают картины поспевающей брусники, холодных дней, улетающих птиц и разноцветных деревьев. Все вокруг раскрашено в теплые цвета: от зеленого цвета травы до красного цвета ягод брусники. Но, несмотря на такое разноцветие, лирическому герою все-таки очень грустно. Уже в первой строке мы читаем печаль, которую вызывают у него птичьи крики: И от птичьего крика, В сердце только грустнее. Птицы кричат, напоминая о скором приходе холодов, вот и одолевает сердце автора грусть. Во второй строфе соседствуют красота, радующая человеческий глаз и отлет птиц на юг. Они улетают «прочь», будто бы хотят сбежать от холодной и тоскливой осени, или от беды, подкрадывающейся вместе с осенними холодами. В последней строфе образы солнца и осени как бы оживают под пером автора. Так, солнце с каждым днем смеется все реже и реже, видимо, тоже охваченное дурным предчувствием и грустью по уходящему лету. И вот-вот придет время осени, и она проснется. Но и сама осень грустит вместе с лирическим героем. И не просто грустит – она заплачет. Так природа и человек объединяются в ожидании холодов и страшных изменений. Легкая пейзажная зарисовка Бальмонта, созданная с помощью символов и четырехстопного ямба, перерастает в философское стихотворение, предсказание. Вот и читатель начинает грустить вместе с природой и лирическим героем, а нужное настроение создается с помощью различных средств художественной выразительности, хотя их и не так много в тексте. Особенную красоту стихотворению придают эпитеты «синее море», «в разноцветном уборе». Метафорой «все деревья блистают» передается читателю красота умирающей природы. А плач осени, одновременно являющийся и олицетворением, – это дожди, которые скоро станут частыми гостями у осенних дней. Олицетворениями богато все последнее четверостишие: «солнце … смеется», «осень проснется и заплачет». Так поэт делает природу живой, чувствующей. Осень поэта наполнена тихими, шелестящими звукам дождя и опадающих листьев. Этого автор добивается с помощью аллитерации «с» и «ц». Бальмонт не только предчувствует беду, но и сожалеет о прошедшем, как природа о лете. Это мы можем почувствовать благодаря образам улетающих птиц, уходит тепло, а цветы перестают благоухать.


    Отзыв

    Стихотворение «Осень» - яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.



    Иван Алексеевич Бунин (1870—1953)

    Родина

    Год

    1896

    Жанр

    Пейзажная лирика

    Содержание

    В центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

    Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

    Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве «молочно-синий» туман, который дает надежду на счастливый исход.

    Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.


    Отзыв

    При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. «Мертвенно-свинцовое небо», удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.

    Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.

    Николай Михайлович Рубцов (1936—1971)

    Тихая моя родина


    Год

    1964


    Жанр

    Пейзажная лирика


    Главные герои

    Поэт

    Содержание

    Тихая Родина - это ивы, соловьи и река. Там похоронена мать поэта.

    Поэт ищет погост, и жители указывают ему на другой берег. Все вокруг тихо, а купол церкви зарос травой.

    Многое изменилось. Появился канал между изгибами реки, и места, где поэт купался стали болотом. Перед школой появился новый забор.

    А когда поэт будет уезжать, речка долго будет бежать за ним вслед. И автор ощущает связь с каждой избой, тучей, громом.

    Стихотворение написано от первого лица, и его герой-автор возвращается на малую родину спустя значительное время. Он видит многочисленные изменения в жизни селян, многое его отпугивает, например вырытый канал, который погубил прекрасные места, где можно было плавать и ловить рыбу. Но остальное осталось почти без изменений. Все те же церковь, школа, простор.

    Стихотворение грустное, что соответствует настроению поэта. Ему тяжело дается разлука с родным карем, он всем сердцем стремится туда, где вырос, где похоронена его мать. И связь поэта с этими местами необычайно крепкая.


    Отзыв


    Мне очень нравится это печальное, а местами даже пронзительное стихотворение. В нем слышится крик человека, остро переживающего разлуку с родиной. И это несмотря на то, что автор специально сделал стихотворение "тихим", но настоящие чувства невозможно скрыть словами. Они идут из самого сердца.

    Стихотворение учит любить Родину, учит любить родной край, свой дом. Учит любить природу, любить людей, любить все, что тебя окружает. Учит никогда не забывать о своих родных краях, и стараться навещать их как можно чаще.




    Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

    Двенадцать месяцев


    Год

    1943

    Жанр

    Пьеса-сказка

    Главные герои

    Падчерица – трудолюбивая, добрая, незлопамятная девочка.

    Старуха – злобная, жадная мачеха Падчерицы.

    Дочь Старухи – такая же жадная, завистливая и злая, как и ее мать.

    Королева – капризная и своенравная девочка.

    Профессор – учитель Королевы, мудрый старик-ученый.

    Солдат – добрый, жалостливый мужчина.

    Двенадцать месяцев – каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками.


    Содержание

    Падчерица ходила в лес за хворостом и дровами. Лес в это время полон чудес. Вскоре туда приходят двенадцать месяцев. Королева, сирота четырнадцати лет уже хочет весну. Издает указ, что того, кто принесет корзину подснежников, ожидает большая награда. Падчерицу после прихода послали за этими цветами. Выручил из беды месяц Апрель, сделав чудом лужайку подснежников. Девушке дал кольцо, бросив которое и сказав, волшебные слова на помощь придут братья-месяцы. Мачеха ворует кольцо и не отдает. Потом она идет с дочерью к королеве с корзиной цветов. Та объявляет Новый год и спрашивает, где они раздобыли подснежники. Королева раскрыла обман и приказала идти всем на то место с падчерицей. Не желая отдавать, кольцо бросили в прорубь. После волшебных слов падчерица пропадает, а времена года резко меняются. Мачеха и дочка превратились в собак. Падчерица уезжает на санях, с ней королева, которая ласково попросилась ехать вместе.


    Отзыв

    Эта сказка учит не вмешиваться в природу. Если человек думает, что он – хозяин природы, то это не так. В природу не стоит вмешиваться, с ней можно просто подружиться. И тогда она щедро одарит каждого, кто уважает, ценит ее.

    Когда читаешь сказку, то радуешься за падчерицу. Справедливость восторжествовала, Добро победило Зло. Злая мачеха и ее дочь наказаны, а падчерица прожила долгую и счастливую жизнь. И понимаешь, что счастье приходит к людям с добрым сердцем. Им помогает сама природа, которую в сказке олицетворяют двенадцать месяцев. Злые люди накажут сами себя. Ведь никто не заставлял дочку и мачеху идти в лес. Переполненные завистью к падчерице, они сами выбрали свою судьбу: замерзнуть в лесу.

    В сказке есть и Волшебство, и необычные персонажи – Двенадцать месяцев, и Чудо. Мне сказка очень понравилась. Ее интересно читать, а в новогодние праздники мне нравится смотреть мультфильм, отснятый по мотивам этой сказки. Каждый из нас хочет, чтобы в жизни Добро побеждало Зло, и восстанавливалась Справедливость.


    Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)
    Кошкин дом


    Год

    1922


    Жанр

    Пьеса-сказка


    Главные герои

    Кошка. Модница. Хвастливая аристократка. Презрительно относится к бедным родственникам.

    Котята. Бедные родственники, племянники.

    Василий. Кот. Слуга. Верный и сильный.


    Содержание

    Однажды к богатой кошке пришли её два племянника-сироты, и стали к ней проситься поесть и погреться. Когда дворник Василий стал гнать котят прочь, тогда кошка выглянула, и спросила, с кем он разговаривает. Василий ответил, что то попрошайничали её племянники. Кошка стала возмущаться, что котята выпрашивают по домам еду, и что их следовало бы отдать в приют, а то и вовсе утопить.

    Затем к ней пришли друзья: Козел с женой, петух с наседкой, и свинья. Кошка гостеприимно пригласила всех домой. Гости стали интересоваться кошкиными обновками, что, да как, и зачем нужно, на что кошка все поясняла и объясняла. Кошка предлагает сыграть на пианино, и в это время снова приходят котята, и просят впустить их и покормить. Тетя же просит Василия занавесить окна, развести огонь в печи, и не обращает на них внимания. К вечеру гости уходят.

    Пока кошка с котом Василием провожают гостей, огонь из печки в это время прожег ковер, и с легкостью перекинулся на весь кошкин дом. Пока все суетятся, дом сгорает, кошка и дворник остаются на улице. Они просятся пожить к соседям. Курица отказывает, говоря что её петух очень зол и не любит в доме гостей, козел с козой – потому что в доме нет места, свинья их тоже не пускает. Так они и бродят, пока не видят ветхую избушку. Они стучатся в окно, а в избе жили бедные котята. Племянники их упрекают, что до этого кошка с дворником их прогнали, но все-таки пускают к себе. Кошка раскаивается в своих поступках, и они начинают жить все вместе. А чуть позже строят себе новый дом.


    Отзыв

    Мне очень нравится эта сказка Маршака, в которой много несправедливости в начале, и так много добра и душевности в конце. Мне не понравилось, как повела себя кошка с котятами в начале сказки.

    Тогда для нее пустые гости были дороже родни. Но когда кошка сама осталась без дома, только добрые котята пустили ее к себе. Они смогли простить тетю кошку, и та исправилась, став примерной домохозяйкой. Вместе кошка с котятами стали жить лучше, они смогли построить новый дом, но уже не звали в гости эгоистичных зверей. 


    Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

    Багаж

    Год

    1926

    Жанр

    стихотворение

    Главные герои

    Дама. Важная, чопорная, в конце сердитая и возмущенная.

    Маленькая собачонка. Проказница и хулиганка, сбежавшая из вагона.

    Пес. Огромный, взъерошенный, сердитый, бродячий.

    Носильщик пятнадцатый номер. Остроумный.

    Содержание

    Действие происходит на неизвестной железнодорожной станции. Женщина сдает в багаж крупные вещи: диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку. Также в открытом багажном вагоне поедет маленькая собачонка. Вероятно, ее дама вписала в квитанцию по рассеянности, ведь животному в открытом прицепе совсем не место. После погрузки багажа щенок пугается звонка на перроне и сбегает. На станции Дно замечают пропажу, но её уже не найти. Служащие находят решение – у колес вертится большой бродячий пес, его и загоняют в багажное отделение.
    В Житомире женщина выходит и видит, как носильщик под пятнадцатым номером катит на тележке ее большую поклажу и ведет на поводке огромного взъерошенного пса. Дама сразу замечает подмену породистой собаки на бродячее животное и поднимает крик, когда пес рычит на нее. На законное возмущение вокзальный служащий спокойно отвечает, что всё соответствует квитанции, а питомец мог подрасти за время путешествия в поезде.


    Отзыв

    Все стихотворение построено на повторении рифмованных слов, составляющих перечень мест в багаже. Они составляют приятную динамичную ритмику стиха. «Багаж» легко воспринимает детский слух и его слова не сложны для запоминания.

    Конечно, история забавная и сейчас наверно потеря мелкого животного затруднительна, ведь их нужно перевозить в клетках, но то было почти сто лет назад и правила существовали другие.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта