Главная страница

Курсовая Масульманская правовая система. Масульманская правовая система


Скачать 100.85 Kb.
НазваниеМасульманская правовая система
Дата10.01.2023
Размер100.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая Масульманская правовая система.docx
ТипКурсовая
#879400
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

6. Суде бный проце сс.


Проце сс по мусульма нскому пра ву носил, ка к пра вило, обвините льный ха ра кте р. Де ла  возбужда лись не  от име ни госуда рстве нных орга нов, а  за инте ре сова нными лица ми (за  исключе ние м пре ступле ний, на пра вле нных против госуда рстве нной вла сти). Ра зличия ме жду уголовными и гра жда нскими де ла ми (в са мом суде бном проце ссуа льном порядке ) пра ктиче ски отсутствова ли. Суде бные  де ла  ра ссма трива лись публично, обычно в ме че ти, где  могли присутствова ть все  же ла ющие . Стороны должны были са ми ве сти де ло, не  прибе га я к помощи а двока тов.

Проце сс проходил устно, письме нное  де лопроизводство не  приме нялось, хотя со вре ме ни пра вле ния А ба ссидов по гра жда нским де ла м соста влялись суде бные  протоколы. Основными дока за те льства ми были призна ния сторон, пока за ния свиде те ле й, клятвы. Де ло должно было ре ша ться на  одном за се да нии и не  могло откла дыва ться на  сле дующий де нь. По суще ству проце сс в суде  пре вра ща лся в свое обра зное  состяза ние  сторон, где , е сте стве нно, бога тый и бе дный не  были в ра вном положе нии. При выне се нии ре ше ния судья, за  исключе ние м сра вните льно не большой ка те гории де л, обла да л большой, свободой усмотре ния, что да ва ло е му возможность руководствова ться личными симпа тиями и учитыва ть социа льное  положе ние  сторон. Особе нностью проце ссуа льного пра ва  ша риа та  было то, что суде бное  ре ше ние  не  ра ссма трива лось ка к оконча те льное  и бе споворотное . В случа е  уста новле ния новых фа ктов и обстояте льств по ра ссмотре нному ра не е  де лу судья мог пе ре смотре ть свое  собстве нное  ре ше ние . Это открыва ло простор для злоупотре бле ний и произвола . При оце нке  дока за те льств в суде  господствова л форма лизм. Та к, полным дока за те льством по де лу счита лись пока за ния двух достойных дове рия свиде те ле й-мусульма н. Пока за ния же нщин ра ссма трива лись ка к половинные  дока за те льства . При отсутствии достове рных или убе дите льных дока за те льств приме няла сь клятва , которую обычно долже н был произне сти отве тчик или обвиняе мый. Клятва , произне се нна я по особой торже стве нной форме  и с ссылкой на  А лла ха , принима ла сь ка к ве ское  дока за те льство в суде бном проце ссе . Она  освобожда ла  обвиняе мого от отве тстве нности или по кра йне й ме ре  смягча ла  на ка за ние  (на приме р, при обвине нии в умышле нном убийстве ). Призна ние  обвиняе мого, е сли оно было сде ла но сове рше нноле тним, вме няе мым, не  под влияние м принужде ния, ра ссма трива лось в ка че стве  дока за те льства , доста точного для выне се ния ре ше ния суда .

В мусульма нском пра ве  не т ка к та кового ра зде ле ния проце ссуа льного пра ва  на  уголовно-проце ссуа льное  и гра жда нско-проце ссуа льное . Суде бный проце сс в за па дном е го понима нии кра йне  не  структурирова н.

7. Уче ния о пра ве  собстве нности


В сре дне ве ковой мусульма нской юриспруде нции пра во собстве нности не  получило столь де та льной ра зра ботки ка к в пра вовых систе ма х, основа нных на  постула та х римского пра ва . Это объясняе тся, во-пе рвых, состояние м экономиче ских отноше ний в А ра бском ха лифа те , где  довольно сла бо был ра звит гра жда нский оборот. Сильна я це нтра лизова нна я вла сть гла вы те окра тиче ской мона рхии та кже  не  способствова ла  ра звитию иде и пра ва  собстве нности. Е ще  одним фа ктором, ока за вшим влияние  на  свое обра зное  понима ние  пра ва  собстве нности, ста л исла м. Иде и исла ма  о не стяжа те льстве , бе зусловном приорите те  духовного на д мирским укре пились в све тских сфе ра х жизни, сформирова в соотве тствующе е  отноше ние  мусульма н к собстве нности. Е сли в стра на х За па дной Е вропы свое вре ме нно произошло ра зде ле ние  ре лигии и пра ва , то во многих исла мских госуда рства х и в на стояще е  вре мя све тское  и духовное  на ча ло пре дста вляют собой монолит, опре де ляющий обра з жизни мусульма н. Для совре ме нных пра вове дов (особе нно шиитов) ха ра кте рно опре де ле ние  пра ва  собстве нности с использова ние м норм ре лигии и мора ли.

Тра диционным для востока  в мусульма нской пра вовой систе ме  являе тся пра ктиче ски полное  отсутствие  ча стного пра ва . Инте ре сы индивида  ста вятся на много ниже , че м общие  (хотя о ра звитом публичном пра ве  та кже  не  приходится говорить).
8.Происхожде ние  пра ва  собстве нности. Опре де ле ние  и соде ржа ние  пра ва  собстве нности. Соотноше ние  пра ва  собстве нности и пра ва  вла де ния



Е динстве нным ве рховным собстве нником являе тся А лла х, который пе ре да л свое  пра во Пророку.

Ха нифиты ра злича ли институт вла де ния и пра ва  собстве нности и провозгла ша ли ве рховным собстве нником А лла ха . Огра ниче нное  пра во ра споряже ния прина дле жит е го на ме стнику на  зе мле  - има му, поскольку "согла сно Кора ну, А лла ху прина дле жит вла сть, и он на де ляе т е ю по свое му усмотре нию того из своих ра бов, кого за хоче т" Пра во собстве нности - это пра во не огра ниче нного ра споряже ния ве щью и пользова ния е е  плода ми. Собстве ннику прина дле жит пра во пользова ния (ма нфа а т), пра во вла де ния (ка бз), пра во ра споряже ния и пра во извле че ния доходов (та млик). Собстве нника ми могут быть только мусульма не , за служившие  это пра во свое й ве рой в А лла ха .

Под вла де ние м мусульма не  понима ют не  фа ктиче ское  обла да ние  ве щью, сна бже нное  юридиче ской за щитой, а  одно из сре дств дока зыва ния пра ва  собстве нности. При та ком построе нии дока за те льств были выра бота ны ра зличные  виды вла де ния с боле е  или ме не е  точно опре де ле нными после дствиями: йа д, или простое  де ржа ние ; хияза , или длите льное  вла де ние ; ха вз, или ква лифицирова нное  вла де ние . Но да же  длите льное  вла де ние  мусульма нские  юристы не  ра ссма трива ли ка к основа ние  возникнове ния пра ва  собстве нности - им было не изве стно понятие  приобре та те льной да вности. Ни добросове стный, ни не добросове стный вла де ле ц имуще ства , ка к бы долго он не  вла де л им, не  призна ва лся собстве нником. Это положе ние  проникнуто духом за щиты пра ва  собстве нности, которое  призна но Кора ном свяще нным и не прикоснове нным.

Способы приобре те ния ха нифиты де лили на  пе рвона ча льные  и производные . Пе рвые  счита лись е сте стве нными, когда  пра во приобре та е тся в отноше нии ве ще й, никому ра не е  не  прина дле жа вших, в силу фа ктиче ского овла де ния ими. К е сте стве нным способа м мусульма нские  юристы относили за хва т вое нной добычи у не мусульма н, которые  не  призна ва лись субъе кта ми пра ва . Ха нифиты, ка к и пре дста вите ли других школ, счита ли приобре те ние  трофе е в богоугодным де лом, та к ка к имуще ство освобожда е тся из рук не ве рных. При производном способе  приобре те ния пра во приобре та те ля основыва е тся на  пра ве  пре дше ствующе го собстве нника . Ве щи, уже  кому-то прина дле жа вшие , приобре та ются в собстве нность в силу пе ре да чи (та слим). Другими способа ми приобре те ния ха нифиты счита ли на сле дова ние  и куплю. Утра чива е тся пра во собстве нности либо в силу фа кта , либо в силу за кона . В пе рвом случа е  пре кра ще ние  происходит, е сли ве щь физиче ски погибне т, собстве нник отка же тся от свое го пра ва , либо ве щь исче зне т, попа в в руки вра га , а  во втором - в ре зульта те  изъятия ве щи из оборота , ве роотступниче ства  собстве нника  и т.д.

Шиитские  школы были боле е  склонны к обоже ствле нию пра ва  собстве нности. Они толкова ли е го ка к сре дство сближе ния с Богом и ре а лиза ции ре лигиозной мора ли в све тских обла стях жизни. В вопроса х пра воприме не ния шиитские  пра вове ды в основном пола га лись на  суннитские  ма зха бы.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта