Курсовая Масульманская правовая система. Масульманская правовая система
Скачать 100.85 Kb.
|
3. Школы мусульма нского пра ва .Ша риа т состоит из двух ча сте й: те ологии, или принципов ве ры (а кида ) и пра ва (фикха ). Фикх (по-а ра бски - "ясное пре дста вле ние зна ний") ка к мусульма нское пра во в свою оче ре дь, де лится на две ча сти. Пе рва я ука зыва е т мусульма нину, ка ким должно быть е го пове де ние по отноше нию к другим (мума ла т). Втора я пре дписыва е т обяза те льства по отноше нию к А лла ху (иба да т). Эти две ча сти ша риа та соста вляют пре дме т юридиче ской на уки в том виде , в ка ком он опре де ле н и изуче н ра зличными ма зха ба ми, то е сть школа ми мусульма нского пра ва . Сле дуе т особо отме тить, что в совре ме нном мусульма нском пра вове де нии по вопросу соотноше ния понятий "ша риа т" и "фикх" не т е диного мне ния. Исла мове ды счита ют, что причины этого ле жа т в историче ской эволюции исла мского пра ва . В на ча льный пе риод истории исла ма , когда мусульма нское созна ние воспринима лось ка к е диное це лое , под фикхом иногда понима лись все ре лигиозные положе ния ра нне го исла ма , ре гулирующие обра з жизни, пове де ние , мышле ние мусульма н. И в этом смысле зна че ние фикха совпа да ло с ша риа том ка к все м те м, что А лла х ниспосла л людям в ка че стве угодного е му пути пра ве дной жизни, ве дуще го в ра й. Позже в проце ссе ра зра ботки мусульма нской пра вовой конце пции ме жду фикхом и ша риа том ста ло проводиться ра зличие . За ша риа том за кре пилось зна че ние пре дписа ний в Кора не и Сунне – пра ктиче ской систе ме мусульма нского пра ва . Фикх же ста л озна ча ть выне се ние са мостояте льных ре ше ний (уле ма ми – зна тока ми исла ма или судьями – ка зиями), е сли в ука за нных источника х не было готовых отве тов на конкре тные вопросы. По ме ре да льне йше го ра звития мусульма нской пра вовой мысли фикх ста л понима ться ка к собстве нно исла мска я юриспруде нция. Е ё пре дме том ста ла одна из ча сте й ша риа та - та к на зыва е мые пра ктиче ские ре ше ния. Не смотря на это, многие совре ме нные уле мы до сих пор приде ржива ются ра зличных и порой полярных толкова ний соотноше ния фикха и ша риа та . Одни продолжа ют счита ть фикх и ша риа т синонима ми, другие - ча стью и це лым, те орие й и пра ктикой, тре тьи - сове рше нно са мостояте льными отра слями ре лигиозного пра ва и этики. Множе стве нность те нде нций и сужде ний в толкова нии боже стве нного за кона (ша риа т) и выте ка юще го из этого ра схожде ния ле жа т в основе те ории источников пра ва (фикха ).Поскольку фикх суще ствова л до основа те ле й те ологиче ских и юридиче ских школ, их ра бота (иджтиха д) сводила сь к тому, чтобы понять и объяснить этот свод в ра мка х принципов исла ма , на йде нных в Кора не и тра дициях пророка . Ка ждый ре гион мусульма нского мира вне с свои тра ктовки этого свода с уче том ха ра кте рных для иде ологов и учите ле й в обла сти фикха обыча е в и культуры. В ре зульта те длите льных совме стных ра змышле ний об этом пра вовом фе номе не мусульма нский мир ра зде лился, что довольно е сте стве нно, на суннитские и шиитские школы. Ре не Да вид отда е т пре дпочте ние де ле нию школ на суннитские и не суннитские , приче м к после дним он относит шиитов и ха ре житов. Пе рва я из суннитских школ – ха не фитска я школа , основа нна я А бу Ха нифом (уче ником школы Куфа в Ира ке ). Систе ма Ха нифы, ха нифизм, опира ясь ка к и другие систе мы на Кора н и Сунну, на ибольше е внима ние уде ляе т ме тода м ра я и кыяса ,призна е тся та кже и иджма , но в зна чите льно ме ньше й сте пе ни. Большое внима ние уде ляе тся и обычному пра ву а ра бского и других мусульма нских на родов – а да ту, нормы которого, будучи увяза ны с основа ми исла ма , та кже должны принима ться во внима ние . Бла года ря гибкости ха нифизма е го приве рже нца ми являются боле е тре ти мусульма н-суннитов, прожива ющих пре жде все го в Турции, А фга ниста не , Е гипте , Па киста не , Индии. На до ска за ть, что в исла ме выра бота но не сколько ме тодов толкова ния источников пра ва , в ра зной ме ре призна ва вшихся и использова вшихся ра зличными школа ми исла мского (суннитского) пра ва . Пе рвый ме тод – ра й, т.е . индивидуа льное толкова ние ка кого-либо из а вторите тов ка ла ма . Роль этого ме тода все гда была огра ниче на . Второй ме тод – иджма , согла сное мне ние многих, а то и все х а вторите тов да нного вре ме ни; этот ме тод широко призна ва лся все ми. Ме тод тре тий – кияс (кыяс), т.е . за ключе ние по а на логии. Ме тод че тве ртый – истисла х (истихса н), т.е . призна ние возможности изме не ния не которых ха дисов Сунны, е сли их соде ржа ние ока за лось в противоре чии с те м, что призна но бла гом. Втора я зна чите льна я суннитска я школа – школа Ма ле кита . Е е гла ва – Ма лик Ибн А на с – родился в 93 году хиджры. Школа Ма ле кита счита е тся школой, на иболе е ува жа юще й обыча й Ме дины, учитыва ющий общий инте ре с и за конче нность ре лигиозного за кона . Систе ма Ма лика (уме р в 795 г.), ма ликизм, та кже опира е тся на ме тодику истихса на , но из все х оста льных ме тодов пре дпочита е т иджму и ра й. Ме тод кыяса пра ктиче ски не используе тся. Ма ликитский ма зха б ра спростра не н сре ди мусульма н Е гипта , Ма гриба , Суда на , Куве йта , Ка та ра , Ба хре йна , в А ра бских Эмира та х и на ча сти восточного побе ре жья А ра вийского полуострова . Школа , созда нна я Эль Ха фе и (А ш-Ша фе и), нзыва е тся либо школой ха фе цитов, либо ша фе измом. Систе ма А ш-Ша фии (уме р в 820 г.) используе т иджму и кыяс и выступа е т против ра я и истихса на . Ра спростра не на в Сирии, ча стично в Е гипте и восточной А фрике , в Па киста не и Индоне зии. Исходя из уче ний этой школы, те ория источников пра ва сле дуе т ре лигиозному иде а лу, не основыва е тся на созида те льном изуче нии пра ктики. По мне нию Р.Да вида и К.Жоффре -Спинози, отсюда сле дуе т, что этой школе не доста е т не обходимых понятий для а на лиза пра вовой ре а льности, что не позволяе т ра звива ть са мостояте льную на уку пра ва . Систе ма Ибн-Ха нба ла (уме р в 855 г.), ха нба лизм, опира е тся в основном на ха дисы и лишь огра ниче нно используе т ме тоды ра я, иджмы и кияса . Поэтому да нна я школа счита е тся на иболе е строгой. Ха нба лизм ра спростра нился только после че тве ртого ве ка хиджры, а в Е гипте появляе тся только се дьмом ве ке . Се годня е му сле дуют в Са удовской А ра вии и в не скольких ме стностях Ира ка и Сирии. Все че тыре ма зха ба , хотя и спорят ме жду собой по ра зличным вопроса м пра ва , ме тодики и обрядности, пра ктиче ски мирно сосуще ствуют, не ре дко в ра мка х одного и того же госуда рства . Все м че тыре м школа м сунниты прида ют ра вное зна че ние ; ка ждый име е т пра во ме нять свои симпа тии в пользу того или иного ма зха ба , пользова ться уче бными пособиями ра зличных школ. Эти че тыре школы и включе ны в сводную систе му мусульма нского пра ва – ша риа т (это и е сть отве т на вопрос, че м объясняе тся де ле ние школ на суннитские и не суннитские ). Сре ди не суннитских школ можно упомянуть школу зе йдитов – по име ни е е основа те ля Зе ида бе н А ли. Эта школа счита е тся на иболе е близкой суннитским школа м. Гла вное произве де ние Зе ида бе н А ли – сборник тра диций, который ра ссма трива е тся ка к пе рвое прочте ние ха дита до утве ржде ния фикха . Эта школа пре обла да е т в Йе ме не . Друга я шиитска я школа - школа Джа -Фа рита , основа нна я Са а де ком А ль Джа , родившимся в 80 году хиджры. Е е после дова те ли опира ются только на тра диции има мов, выходце в из се мьи пророка . Не пе ре ста ва я пропове дова ть ихтиха д, шииты джа фа ритской школы противостоят другим на пра вле ниям в вопросе ха лифа та , в ча стности Джа -Фа ризм доминирунт в Ира ке и Ира не . Не смотря на все многообра зие школ мусульма нского пра ва в совре ме нном мире на иболе е ра спростра не ны суннитска я, шиитска я, а та кже ва кха битска я. Одна ко, не смотря на ка жуще е ся е динство а ра бского мира , пра ктиче ски для ка ждой стра ны ха ра кте рны индивидуа льные ве тви ра звития пра ва . |