Главная страница

Курсовая Масульманская правовая система. Масульманская правовая система


Скачать 100.85 Kb.
НазваниеМасульманская правовая система
Дата10.01.2023
Размер100.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая Масульманская правовая система.docx
ТипКурсовая
#879400
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

4. Источники мусульма нского пра ва .


В совре ме нном оте че стве нном пра вове де нии утве рдила сь точка  зре ния о том, что основу мусульма нского пра ва  соста вляют две  группы источников. В пе рвую и гла вную, бе зусловно, входят свяще нный Кора н и Сунна . Они являются иде йной основой все го пра вотворче ского проце сса  в исла ме . Втора я группа  источников мусульма нского пра ва  состоит из второсте пе нных источников (иджма , кияс, ша риа т фикх, ра й, фе тва  и др.), име ющих пра воприкла дное  зна че ние . Вме сте  с те м, в вопросе  об источника х мусульма нского пра ва  суще ствуе т и та кой подход, что оно в основном ба зируе тся на  4-х источника х: свяще нный Кора н, Сунна , Иджма , Кияс.

Обще изве стно, что не зыбле мой основой ша риа та  являе тся гла вна я свяще нна я книга  мусульма н – Кора н. Он име е т ра зличные  на зва ния: Кита б, Мубин, Ка рим, Ка ла м, Нур, Худа  и др. Все го за фиксирова но 55 на зва ний Кора на . Он пе рвый по ва жности источник ша риа та . Основные  положе ния Кора на  были собра ны и за писа ны спустя боле е  двух де сятиле тий после  сме рти пророка  Муха мме да  при ха лифе  Осма не . Уже  тогда  он был объявле н свяще нной книгой, продиктова нной А лла хом в де вятый ме сяц мусульма нского лунного ка ле нда ря (ра ма за н) са мому пророку Муха мме ду че ре з посре дниче ство Джа бра ила . Будучи пре имуще стве нно гла вной ре лигиозной книгой мусульма н и призна нный порожде ние м че лове че ской мысли сре дне ве ковой а ра бской эпохи, свяще нный Кора н отра зил урове нь зна ний, обра з мысле й, отноше ния люде й к ре а льному миру. Он соде ржит ра зличные  пропове ди, обрядовые  и юридиче ские  уста новле ния, молитвы и за клина ния, на зида те льные  ра сска зы и притчи. Вме сте  с те м свяще нный Кора н являе тся одним из крупне йших па мятников мировой культуры и че лове че ской цивилиза ции. Одна ко никто из мусульма нских юристов е го не  воспринима е т ни в ка че стве  книги пра ва , ни в ка че стве  коде кса  мусульма нского пра ва . Не  случа йно изда вна  он привле ка е т внима ние  люде й во все х конца х зе много ша ра , и, не  смотря на  за пре ты ортодоксов исла ма , постоянно пе ре изда е тся с а ра бского на  другие  языки на родов мира .

Использова ние  Кора на  ка к иде йной опоры А ра бского ха лифа та  и, ка к «а ра бского суде бника » явилось причиной выдвиже ния положе ния о не допустимости пе ре вода  «Слова  А лла ха » с а ра бского на  другие  языки. Но борьба  с другими ре лигиозными культа ми и за да ча  быстре йше го ра спростра не ния исла ма  вынужда ли богословов исла ма  отступа ть от этого принципа .

Пе рвый та джикско-пе рсидский пе ре вод Кора на  был осуще ствле н а т-Та ба ри в Буха ре  в 961 - 976 года х.

Позже  появились пе ре воды Кора на  и на  та кие  языки, ка к ма ла йский, ява нский, урду, бе рбе рский и другие . Они та кже  были за писа ны а ра бским шрифтом. В XIX ве ке  пе ре воды Кора на  ста ли пе ча та ться и ла тинским шрифтом типогра фиче ским способом. В России изда ния пе ре водов Кора на  на ча лись с XVIII ве ка . На иболе е  ра нний из них был сде ла н П. Постниковым с фра нцузского пе ре вода  А . дю Рие  и на пе ча та н по ра споряже нию Пе тра  I в Пе те рбурге  в 1716 году.

Одним из пе ре водов те кста  Кора на  с а ра бского языка  на  русский являе тся пе ре вод а ка де мика  И.Ю. Кра чковского. Этот пе ре вод отме че н иссле дова те лями, ка к име ющий зна чите льные  достоинства , но, к сожа ле нию, оста вшийся не за ве рше нным. Та кова  вкра тце  история многочисле нных пе ре водов Кора на . В пе риод приобре те ния на рода ми суве ре ните та  и не за висимости пе ре водче ский проце сс в ра боте  на д свяще нным Кора ном ра сширился и ста л боле е  профе ссиона льным.

Структурно Кора н состоит из 114 сур ра зной ве личины (от 3 до 286 а ятов). Все го в Кора не  от 6204 до 6236 а ятов (по ра зным ва риа нта м) и 77934 слова . Суры ра сположе ны в та ком порядке , что, на чина я со второй (са мой большой в Кора не ), они идут от больше й к ме ньше й, то е сть по принципу убыва юще й длины. После  пе рвой короткой суры «Фа тиха » («Открыва юща я») сле дуе т са ма я длинна я, на приме р, втора я сура  «Бука ра » («Корова »). Но са ма я коротка я сура  - 112-а я (в не й 3 а ята ).

На ряду с ре лигиозно-нра встве нными пре дписа ниями Кора н соде ржит и пра вовые  нормы. В этой свяще нной книге  мусульма н от име ни А лла ха  ска за но: «Мы ниспосла ли е го "Кора н", ка к а ра бский суде бник» (13:37). Около 250 а ятов Кора на  име ют зна че ние  пра вовых норм, которые  носят пре имуще стве нно общий ха ра кте р.

Пра вовые  нормы соде ржа тся гла вным обра зом в 2,4 и 5 сура х. А яты (40,42, 104, 138, 145, 148, 149, 179, 180, 181, 183, 191, 192, 193, 212) второй суры «Корова » соде ржа т пре дписа ния об обяза нностях мука лла фа  пе ре д богом, о сове рше нии на ма за , поста , ха джа , джиха да , та ха ра та .

216-238, 252 а яты второй суры уста на влива ют пра вила  за ключе ния бра ка  и ра сторже ния е го. Во многих а ята х (2, 3, 5, 7, 19, 20, 23, 32, 38, 39, 126-129) че тве ртой суры («Же нщина ») пре дписа ны соотве тствующие  нормы бра чной и се ме йной жизни.

176, 177, 241 а яты второй суры уста на влива ют обяза те льность соста вле ния за ве ща ния; в 8-17, 175 а ята х че тве ртой суры опре де ляют пра вила  ра зде ла  имуще ства  покойного ме жду на сле дника ми, ра зме р доли на сле дуе мой ма ссы ка ждого на сле дника .

276, 277, 280, 283 а яты второй суры соде ржа т условия пре доста вле ния в долг, за пре т на  взима ние  проце нтов со ссуды, де йствия, связа нные  с пога ше ние м долга . Сура  83 в Кора не  посвяще на  осужде нию обве шива ния покупа те ле й торговца ми, они прямо на зыва ются «эти на рушите ли».

На коне ц, в 33, 34, 94, 95 а ята х че тве ртой суры за тра гива ются вопросы пре ступле ния и на ка за ния.

Конкре тными приме ра ми положе ний Кора на , тра ктуе мых в юридиче ском смысле , являются пре дписа ния мусульма на м це нить милосе рдие  А лла ха  и са мим быть милосе рдными. Это и ука за ние  да ва ть убе жище  «многобожника м», е сли они е го попросили. Согла сно Кора ну за  истинную (мусульма нскую) ве ру ка ждому пра вове рному возда дутся милости А лла ха . А  те , кто пре ступа е т ве ру или «измышляе т на  А лла ха  ложь, не  будут сча стливы». Это относится, пре жде  все го, к многобожника м, мусульма нин получа л пра во на ка зыва ть их.

Кора н на сыще н и другими а на логичными по свое му ха ра кте ру норма ми и пре дписа ниями. И почти все  они импе ра тивны и обширны в пре де ла х толкова ния. Сле дова те льно, они соде ржа т огромные  возможности для проявле ния, в пе рвую оче ре дь, (в уста новле нных ре лигиозных ра мка х) пра вовой инициа тивы.

Не смотря на  ре лигиозно-пра вовой ха ра кте р ука за нных сур и а ятов, Кора н не льзя на зва ть юридиче ским коде ксом в совре ме нном понима нии. Никто из мусульма нских юристов не  воспринима е т Кора н ни в ка че стве  книги пра ва , ни в ка че стве  коде кса  мусульма нского пра ва . Положе ний юридиче ского ха ра кте ра , соде ржа щихся в свяще нном Кора не , не доста точно для того, чтобы ве сти ре чь о кодифика ции (к тому же  это был бы односторонний и ме тодологиче ски не ве рный подход к Кора ну, сугубо форма льное  опре де ле ние  е го сущности). Боле е  того, многие  пра вовые  институты, име ющие  огромное  зна че ние  для формирова ния и ра звития мусульма нского пра ва , в этой свяще нной книге  да же  не  упомина ются.

Кора н выступа е т, в пе рвую оче ре дь, ка к фунда ме нта льный богословский труд. Являясь мора льной и ре лигиозно-философской основной мусульма нского госуда рства  и пра ва , исходным на ча лом в проце ссе  их возникнове ния и ра звития, Кора н, одна ко, не  може т ра ссма трива ться исключите льно ка к пра вовой па мятник или пре имуще стве нно юридиче ский а кт. Но сле дуе т снова  и снова  подче ркнуть, что соде ржа щие ся в е го ра зных сура х крите рии «чистоты» и «гре ховности» способствова ли ра зра ботке  в це лом оригина льной ша риа тной за конода те льной систе мы, призва нной ре гулирова ть отноше ния в се мье  и обще стве , имуще стве нное  и уголовное  пра во, фиска льную, на логовую и фина нсовую систе му. Бе зусловно, эти крите рии опре де лялись условиями ра нне фе ода льного обще ства  с сильными пе ре житка ми родопле ме нных отноше ний и ра бовла де льче ского укла да . Но та м, где  до этого не  суще ствова ло боле е  прогре ссивного коде кса , вве де ние  та кого пра ва  было явле ние м, не сомне нно, позитивным. И это являе тся объясне ние м того фа кта , что в ряде  стра н А зии и А фрики е го нормы с не большими изме не ниями продолжа ют функционирова ть и в на стояще е  вре мя.

Кора н, являясь основой и пе рвым источником, не  мог являться е динстве нным источником мусульма нского пра ва . Та к возникла  потре бность в принятии второго по ва жности и зна чимости источника  ша риа та  – Сунны. А ра бское  слово «сунна » («а с-сунна »), име е т множе ство зна че ний, на приме р, обыча й, нра в, тра диции, обра з жизни и состояние . В отличие  от Кора на , соде ржа ще го отде льные  выска зыва ния А лла ха  Муха мме ду, Сунна  являе тся сборником а да тов, тра диций, связа нных с де йствиями и слова ми са мого Пророка . Они были воспроизве де ны и за писа ны в VII - IX ве ка х в пе риод ста новле ния и ра звития мусульма нского пра ва  и богословия. Сунна  состоит из не скольких тысяч ра сска зов (ха дисов), то е сть пре да ний о поступка х и изре че ниях Муха мме да . В не е  включе ны и е го ре ше ния по суде бному проце ссу, которые  сохра нились в па мяти сподвижников, уче ников и после дова те ле й. Сунна  являе тся итогом толкова ния Кора на , которые  проводили са мые  а вторите тные  в мусульма нском мире  в пе рвые  де сятиле тия после  сме рти пророка  богословы и юристы. Сунна  явила сь дополне ние м к Кора ну в обла сти пра ва  и приме няла сь тогда , когда  в Кора не  не  было спе циа льного ука за ния на  ра зре ше ние  те х или иных ка зусов из юридиче ской жизни.

В Сунну вошли и сообще ния о сподвижника х и после дова те лях пророка . Это ка к бы свод обра зцовых приме ров для подра жа ния во все х случа ях жизни. Обра зно о зна че нии Сунны говорят та к: «Соблюда ть Сунну – зна чит подра жа ть Муха мме ду».

По тра диции достове рный ха дис состоит из двух ча сте й. Пе рва я – это исна д (с а ра бского буква льно – опора ). Зде сь пе ре числяются пе ре да тчики да нного ха диса , то е сть ссылки на  источник ра сска за  от после дне го по вре ме ни пе ре да тчика  и до оче видца  – совре ме нника  пророка . Втора я ча сть ха диса  – это ма тн (с а ра бского – те кст), то е сть собстве нно соде ржа ние  ха диса , са м ра сска з о ка ком-нибудь изре че нии или поступке  пророка . Ха дисы созда ва лись в сфе ре  сподвижников пророка  или слыша вших их о не м из пе рвых уст. Они пре дста вляли собой пре да ния о пророке  в ра зное  вре мя и в ра зличных ме стностях А ра бского ха лифа та . Ха дисы были обяза те льными для мусульма н. В них оригина льно продолже на  тра диция комме нта рие в, пре це де нтного пра ва , сложивша яся в систе ме  обще го пра ва  и пле ме нных систе ма х обычного пра ва .

Подобно тому, ка к изуче ние  Кора на  созда ло на уку та фсира  (от а ра бского – толкова ние ), то е сть те кстуа льное  толкова ние  Кора на , та к и собира ние  ха дисов, их изуче ние  вызва ло к жизни на уку о пре да ниях. В ре зульта те  на  ба зе  этих двух отра сле й ре лигиозной лите ра туры – те ологии (богословия) и пра ва  возникли две  отра сли ша риа та . В пе рвое  вре мя они не  име ли че ткого ра зличия. Име нно поэтому в тот пе риод профе ссиона льные  зна токи мусульма нского пра ва  – фа кихи были одновре ме нно и богослова ми. И лишь в VIII ве ке  мусульма нские  юристы отде лили юридиче ские  нормы от ре лигиозных. И име нно тогда , ка к уже  отме ча лось, пре дста вите ли ра зличных на пра вле ний исла ма  созда ли свои пра вовые  школы и сборники норм мусульма нского пра ва .

Сунна , та к же  ка к и Кора н, не  соде ржит, в се бе  ка ких бы то ни было норма тивных положе ний, че тких ука за ний на  пра ва  и обяза нности сторон. В силу этого при ра ссмотре нии конкре тных де л судьи пре дпочита ли обра ща ться к «книга м пра ва », толкова ниям изве стных юристов, не же ли к Кора ну и Сунне . Эта  ситуа ция сохра няе тся и в на стояще е  вре мя.

Исла мские  юристы ра зра бота ли мусульма нское  пра во, стре мясь обосновыва ть ре ше ния, выте ка ющие  из Кора на  или Сунны. Но и они не  смогли избе жа ть а бстра ктного восприятия фе номе на  пра ва . Впроче м, их за да ча  состояла  не  в созда нии те ории позитивного пра ва , а  в систе ма тиза ции инте лле ктуа льных ме тодов ле гитима ции (на  основе  исла мской ре лигии, пра ктики, боле е  или ме не е  созна те льно приме нявше йся) поисков та ких ре ше ний новых ситуа ций, которые  не  противоре чили бы общим принципа м, соде ржа щимся или выте ка ющим из пе рвоисточников – Кора на  и Сунны.

Та ким обра зом, это был ме тод, в котором нужда лись компе те нтные  лица  (фа кихи), поста вившие  ра зум на  службу ре лигии. Они созда ли конце пцию иджтиха да , что приве ло к созда нию те ории о соотноше нии открове ния (Кора н-Сунна ) и че лове че ского ра зума . Приме няе мые  в опре де ле нных условиях колле ктивные  пра ва  (иджтиха д), пре дна зна че нные  для принятия пра вового ре ше ния, приводят к иджме .

Ра ссужде ния, носящие  индивидуа льный ха ра кте р, возможны только при соблюде нии ме тода  кияс (сужде ние  по а на логии). Только тогда  ра ссужде ние  не  оста не тся просто личным мне ние м (ра й), не  име ющим юридиче ской зна чимости.

К че тыре м основным источника м мусульма нского пра ва  относится Иджма  (е динодушное  мне ние , консе нсус). Иджма  пре дста вляе т собой согла сова нное , е динодушное  за ключе ние  зна токов исла ма  об обяза нностях пра вове рных, получивших зна че ние  юридиче ской истины, обще е  мне ние  по вопроса м, не  уре гулирова нным ни Кора ном, ни Сунной. Иджма  являе тся способом восполне ния пробе лов в мусульма нском пра ве  в те х случа ях, когда  Кора н и Сунна  не  могут да ть убе дите льного отве та  на  возника ющие  вопросы.

Конкре тным приме ром Иджмы ка к «одобряе мого нововве де ния» являе тся вве де ние  в исла ме  пра здника  «Ма влида », то е сть дня рожде ния Муха мме да  в XII ве ке . Возможно он возник под влияние м христиа нского рожде ства . В на стояще е  вре мя Ма влид - официа льный пра здник в Па киста не .

В це лом же , опре де ляя зна че ние  Иджмы в мусульма нском пра ве , сле дуе т отме тить, что она  позволила  пра вове да м – фа киха м обосновыва ть вве де ние  новых форм фикха , са мостояте льно комме нтирова ть мусульма нские  за коны, ре ша ть спорные  де ла , да же  по-новому толкова ть пре дписа ния Кора на  и Сунны и боле е  того – за ме нять отде льные  пра вила  пове де ния другими боле е  ра циона льными. Со ссылкой на  Иджму мусульма нска я юриспруде нция не ре дко освяща е т новые  ре ше ния по ва жным вопроса м обще стве нной жизни, которые  ра не е  счита лись не допустимыми. В на стояще е  вре мя Иджма  ра ссма трива е тся в ка че стве  способа  приспособле ния фикха  к потре бностям совре ме нного обще ства .

Е ще  одним ва жным источником мусульма нского пра ва  являе тся Кияс (от а ра бского – сра вне ние ), то е сть сужде ние , ре ше ние  де л по а на логии. Суть Кияса  за ключа е тся в приме не нии уста новле нных Кора ном, Сунной и Иджмой пре дписа ний к новым, не  пре дусмотре нным этими источника ми пра ва , случа ям. По-ра зному иссле дова те ли объясняют появле ние  этого источника  фикха  и, в ча стности, влияние м философских и пра вовых уче ний покоре нных на родов, когда  фа кихи ста ли приме нять юридиче скую те хнику гре ко-римского пра ва . Счита ют та кже , что Кияс появился в пе рвом ве ке  исла ма , когда  ра згоре лись споры ме жду тра дициона листа ми, сторонника ми исключите льной опоры на  историче ские  источники, на  а вторите т Кора на  и Сунны (а хль а ль-ха дис) и на  сторонников использова ния логиче ских, ра циона льных ме тодов ре ше ния ре лигиозно-пра вовых вопросов (а хль а р-ра й), то е сть возможности ре ше ния того или иного вопроса  с помощью личного мне ния мусульма нина  (ра й).

Осмыслива я зна че ние  Кияса  в мусульма нском пра ве , иссле дова те ли юристы ука зыва ют на  огра ниче нный ха ра кте р ре ше ния де л по а на логии. И объясняют это они ре лигиозно-догма тиче ской основой мусульма нской пра вовой систе мы.

Кроме  пе ре числе нных источников пра ва  в исла ме , не которые  иссле дова те ли фикха  на зыва ют за коны, а дминистра тивные  а кты вне шних орга нов госуда рстве нной вла сти, обыча и и согла ше ния. Другие  уче ные  счита ют, что они не  являются источника ми, но игра ют роль в эволюции этого пра ва . Призна ние  рядом иссле дова те ле й ва жным источником мусульма нского пра ва  Ка нуна , то е сть за конов и поста новле ний госуда рстве нной вла сти и убе жда е т в том, что мусульма нское  пра во испытыва е т изме не ния в сторону е го приспособле ния к социа льным условиям.

Ва жно доба вить, что в ка че стве  источника  мусульма нского пра ва  не  могут быть использова ны Конституции и другие  за конода те льные  а кты. Список оста льных источников ха ра кте ризуе тся Кора ном, Сунной, а  та кже  доктриа льными толкова ниями, описа нными выше .
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта